Программа работы с одарёнными детьми.Развитие детской одаренности является превалирующим направлением современной образовательной среды.
Данная программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренного учащегося в условиях муниципального общеобразовательного учреждения.
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренного ребёнка, направлена на изучение и решение проблем ребёнка с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.
ПРОГРАММА РАБОТЫ
С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Пояснительная записка
Показатели эффективности реализации программы
Цели и задачи программы
Перспективный план мероприятий по осуществлению программы
Система работы по развитию одарённости в рамках программы
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
На пороге XXI века остро встает проблема поиска путей повышения социально
экономического потенциала общества. Важную роль в ее решении играет система образования. В
законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей
одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного
процесса. Активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи должен стать
одним из основных направлений программы деятельности управления образования.
Развитие детской одаренности является превалирующим направлением современной
образовательной среды.
Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество,
совместимость;
правовые;
социальные (равные стартовые возможности в обучении);
валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни
1
Данная программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренного
учащегося в условиях муниципального общеобразовательного учреждения.
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и
воспроизводит условия для развития одаренного ребёнка, направлена на изучение и решение
проблем ребёнка с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития
природных задатков и самореализации личности.
Программа предусматривает следующие принципы выявления одарённости:
Опора на методы психодиагностики;
Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого
педагогического статуса одаренного ребенка.
Принципиальное значение имеет выявление «потенциальной» одаренности:
1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического
сопровождения развития школьника, осуществляемое психологом школы;
2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях
групповой, тренинговой работы психолога с учащимся.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам
« диагностики развития».
Режим психологопедагогического сопровождения позволяет не только отслеживать
актуальный психологопедагогический статус ребенка в самые сложные критические возрастные
периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у «скрытых», нереализованных пока
возможностей и способностей.
Адаптации учащегося к образовательной среде способствуют:
1.
2.
Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.
Разнообразные виды поддержки учащегося:переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем
домашних заданий.
Право свободного выбора:
3.
профиля;
уровня;
вида творческого труда.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Удовлетворенность учащегося своей деятельностью
2.Повышение уровня индивидуальных достижений учащегося в образовательных областях,
к которым у него есть способности.
3.Адаптация учащегося к социуму в настоящем времени и в будущем.
4.Повышение уровня владения учащимся общепредметными и социальными
компетенциями.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для:
развития способностей одаренного ребёнка к включению в любую духовно практическую
деятельность в зависимости от реальных потребностей самой личности.
воспитания личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими
адаптивными возможностями
расширения единого образовательного пространства школы для социально значимой
реализации индивидуальной образовательной потребности ребёнка.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
обеспечение участия одаренного ребёнка в предметных олимпиадах разных уровней,
конкурсах
развитие и поддержка углубленного и профильного обучения бурятскому языку и
литературе
развитие одаренности через оптимальное сочетание
основного, дополнительного и индивидуального образования;
саморазвитие личности
развитие критического мышления через чтение, письмо и др.
развитие индивидуальности личности, успешная социализация
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
Сентябрь
Октябрь
ОДАРЕННОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
Ноябрь
1Психодиагностическое
обследование ребёнка
2 Беседа с родителями
3Индивидуальные
занятия по бурятскому
языку
4 Подготовка и к
Празднику Бурятского
языка (сочинение,
диктант,
художественное чтение)
1Индивидуальные
занятия по
бурятскому языку
2 Участие в
районном
Празднике «День
бурятского
языка»
Конкурс «Самый
грамотный»,
конкурс
художественного
слова и
сочинений.
1. Индивидуальные
занятия по
бурятскому языку
2 Беседа по итогам 1
четверти
3 Олимпиады по
бурятскому языку.
4 Беседа с
родителями
Декабрь
1. Индивидуальные занятия
по бурятскому языку
2.Анализ результатов
олимпиады.
3. Беседа по социализации
4 Планирование
каникулярного времени
2Февраль
Март
Апрель
Май
1. Индивидуальные
занятия по бурятскому
языку
2 участие в конкурсе
«Дангина»
3Осуществление
проекта по проведению
праздника Сагаалган
4Подготовка к участию
к респ.НПК «Сибирская
весна»
5. Беседа по
социализации
1.
Индивидуальные
занятия по
бурятскому языку
2Участие в
респ.НПК
«Сибирская
весна»
3 Беседа по
предварительным
оценкам за 3
четверть
4 Беседа с
родителями
5 Планирование
каникулярного
времени
1. Индивидуальные
занятия по
бурятскому языку
2 Подготовка
конкурса «Знаток
бурятского языка»
среди 56 классов
3 Проведение
конкурса «Знаток
бурятского языка»
среди 56 классов
4Подготовка
к конкурсу «Баргузин
многонациональный»
5Анализ
проведённого
мероприятия
6. Беседа по
социализации
1. Индивидуальные занятия
по бурятскому языку
2 . Беседа по социализации
3Беседа с родителями
4Участие в конкурсе
«Баргузин
многонациональный5Участие
в конкурсе плакатлв и
рисунков ко Дню Победы,
участие в концертной
программе СДК ко Дню
Победы
6 Беседа по анализу и
проектированию
деятельности на следующий
учебный год.
1. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
газета,1997г.
2. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового
возраста. Журнал практического психолога, 1998г.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.
4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г.
№ 6.
5. Журнал « Завуч школы», № 5 2009г.
3