Программа «Разговор о правильном питании»
в подготовительной группе
Пояснительная записка.
Программа «Разговор о правильном питании» разработана сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке компании «Нестле».
Цель программы – сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
ПРОГРАММА РАЗГОВ О ПРАВ ПИТ.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 «Ивушка» г.
Волжского Волгоградской области»
Программа «Разговор о правильном питании»
в подготовительной группе № 6
Воспитатели: Волынина О.В.
Меркурьева Н.Н. 2017 – 2018 г.
Пояснительная записка.
Программа «Разговор о правильном питании» разработана сотрудниками Института
возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке
компании «Нестле».
Цель программы – сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем
здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части
сохранения и укрепления здоровья.
Данную программу мы решили начать с подготовительной группы. Количество детей
составляет 27 человек, разработана диагностика. Занятие проводится один раз в неделю,
продолжительность занятия 25 минут, для каждого ребенка имеется рабочая тетрадь.
Для того чтобы занятия были интересными, учитывались возрастные особенности каждого
ребенка, имеется разнообразной методической литературы и пособий. Обучение по
программе, строится как игра, она позволяет проявить ребятам свою активность.
Большое значение имеет традиции питания – все рекомендуемые в программе блюда и
правила питания являются традиционными для российской кухни.
Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Как показывают
исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с основными принципами
организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с
проблемами в организации питания детей (Нежелание ребенка завтракать перед школой,
есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы), далеко не
все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания.
Для этого организованы тематические беседы, собрания, анкеты, наглядная агитация
здорового образа жизни.
Надеемся, что программа разговор о правильном питании, будет, не только интересна, но и
полезна, позволит познакомиться с полезными продуктами, преодолеть трудности в
организации правильного питания.
Цель: Создание в МДОУ условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста
ценностного отношения к своему здоровью, освоения элементарных навыков правильного
питания.
Задачи:
1.
Познакомить детей и родителей с полезными и необходимыми продуктами; научить
детей выбирать самые полезные продукты.
2.
Создавать благоприятную развивающую среду для формирования культурно
гигиенических навыков и этикета приема пищи.
3.
Расширять знания детей о традиционном питании русского народа.
Вовлекать родителей в образовательный процесс по воспитанию основ
4.
рационального, здорового питания.
Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни
5.
человека.
Знакомить родителей воспитанников с общими признаками рационального питания
6.
и влияния его на здоровья ребенка.
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы № 6
в рамках реализации программы Т.А. Филипповой, М.М. Безруких «Разговор о правильном
питании» на 20172018 учебный год.
Месяц
ОКТЯБРЬ
№ занятия
Вводное занятие.
Тема: «Знакомство с
героями Улицы
Сезам».
Цель: познакомить
детей с героями
«Улицы Сезам», дать
представление о
характере каждого
героя.
Работа вне занятий
Работа с родителями
Рассматривание
иллюстраций и картин с
изображением героев
«Улицы Сезам».
Цель: закрепить знание
детей о героях.
Проведение родительского
собрания Знакомство
родителей с программой
М.М. Безруких и Т.А.
Филипповой «Разговор о
правильном питании».
Анкетирование родителей
«Здоровое питание
здоровый ребенок».
Выставка детского
творчества «Что мы знаем
о полезных продуктах». ОКТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
Тема: «Самые
полезные продукты».
Цель: Дать детям
представления о
полезных продуктах и
их жизненно важное
значение. Закрепить
обобщающие понятия
овощи, фрукты,
продукты.
Тема: «Если хочешь
быть здоров».
Цель: Показать и
рассказать детям
разницу между
полезными и
любимыми
продуктами.
Тема: Путешествие в
магазин».
Цель: Познакомить
детей с отделами
магазина, закрепить
профессии (кто
работает в магазине).
Воспитывать культуру
общения между
продавцом и
покупателем.
Тема: «Как
правильно есть».
Цель: Закрепить с
детьми обработку
продуктов.
Соблюдение
культурно
гигиенических правил.
Беседы с детьми о
здоровом образе жизни
Цель: умение детей
называть обобщающие
понятия, закреплять
знания, что помогает
укреплять здоровье
человека.
Дидактические игры»
«Волшебные корзины»,
«Найди лишнее».
Тест для оценки уровня
усвоения детьми темы:
«Самые полезные
продукты».
Правила поведения за
столом.
Цель: Воспитывать
культурное поведение за
столом, умение
использовать
«волшебные слова»
спасибо, пожалуйста.
Дидактическая игра
«Каша».
Наблюдение культуры
поведения за столом
«Правила поведения
воспитанных детей».
Цель: Умение детей
Конкур фотографий «Мой
домашний обед».
Детское творчество
«Моя любимая каша».
Методические
рекомендации для
родителей по
правильному питанию. пользоваться столовыми
приборами
Заучивание пословиц о
хлебе.
Цель: Воспитывать
уважительное
отношение к хлебу,
расширять кругозор
детей, обогащать речь
детей.
Рассматривание
иллюстраций растений:
пшеницы, риса, гречихи
и т.д.
Цель: Закреплять знания
о названиях растений, из
которых готовятся
каши, расширять
представления детей о
зерновых культурах.
НОЯБРЬ
Тема:
«Удивительные
превращения
НОЯБРЬ
пирожка».
Цель: дать
представление о
необходимости и
важности регулярного
питания, соблюдения
режима питания.
Тема: «Плох обед,
если хлеба нет».
Цель: Формирование
представления об
обеде как
обязательном
компоненте
ежедневного рациона
питания, его
структуре.
ДЕКАБРЬ Тема: Какие
продукты нужны для
выпечки хлеба.
Выучить
стихотворение о хлебе
«Руки человека» Я.
Дягуити.
Цель: Дать детям
Лепка из пластилина.
Цель: Умение детей
передавать образ
хлебобулочных изделий.
Конкурс пирогов для
родителей.
Приглашение родителей в
«Детское кафе».
Ярмарка хлебных изделий. ДЕКАБРЬ
ДЕКАБРЬ
представление о
составных
компонентах теста, о
значении и ценности
хлеба в рационе
питания, воспитывать
любовь и уважение к
труду хлебороба.
Тема: «Что
интересного узнали о
хлебе?»
Приготовление теста и
изготовление из теста
различных фигурок.
Цель: «обсуждение с
детьми, что нового они
узнали о хлебе, чему
научились в процессе
исследований»
Тема: «На вкус и
цвет товарищей нет».
Цель: Познакомить
детей с разнообразием
вкусовых свойств
различных продуктов и
привить практические
навыки распознавания
вкусовых качеств
наиболее
употребительных
продуктов.
Беседа с детьми о
бережном отношении к
хлебу.
Цель: Закрепить
бережное отношение к
хлебу. Приготовление из
засохшего хлеба.
Практическая работа
«Определи вкус
продукта».
Цель: развивать
вкусовые ощущения у
детей, умение
определять знакомые
продукты.
Знакомство детей с
соковыжималкой. Конкурс пирогов для
родителей.
Приглашение родителей в
«Детское кафе».
Ярмарка хлебных изделий.
ЯНВАРЬ
Цель:
Продемонстрировать
фруктовые коктейли.
Приготовление вит.
напитков.
Заучивание песни «Кто
пасется на лугу».
Игра – демонстрация
«Это удивительное
молоко».
Цель: Рассказать и
показать детям о
питательных веществах
находящихся в молоке
Игра «Что можно есть
на ужин».
Цель: Продолжить
закреплять время и
полезные продукты.
Практическая работа
Тема: «Время есть
булочки».
Цель: Познакомить
детей с вариантами
полдника, дать
представление о
значении молока и
молочных продуктов
Тема: «Пора
ужинать».
Цель: «Формирование
представления об
ужине как
обязательном
компоненте
ежедневного рациона
питания».
Тема: «На вкус и
цвет товарищей нет».
«Определи вкус
продукта».
Цель: Познакомить
детей с разнообразием
вкусовых свойств
различных продуктов и
привить практические
навыки распознавания
вкусовых качеств
наиболее
Цель: развивать
вкусовые ощущения у
детей, умение
определять знакомые
продукты.
Знакомство детей с
соковыжималкой.
Цель: употребительных
продуктов.
Тема: Экскурсия на
пищеблок.
Цель: Познакомить
детей с
приготовлением
различных блюд в
столовой детского
сада, с работой повара.
Развивать у детей
фантазию и умение
логически мыслить
при составлении меню
завтрака, развивать
мелкую моторику при
работе в тетрадях.
Тема: «Из чего варят
кашу?»
Рассказ о злаковых
культурах.
Познакомить их с
историей
возникновения каши.
Упражнять детей в
угадывании сказки и ее
автора и определять,
чем похожи сказки.
Тема: «Как сделать
кашу вкусной».
Цель: Познакомить
детей с добавками для
каши.
ФЕВРАЛЬ
ФЕВРАЛЬ
ФЕВРАЛЬ
ФЕВРАЛЬ
Продемонстрировать
фруктовые коктейли.
Приготовление
витаминных напитков.
Беседа с детьми для
чего нужен в детском
саду повар.
Цель: Показать важную
роль повара в детском
саду.
Информация для
родителей о полезных
свойствах каши.
Чтение сказки Гримм
«Горшочек каши».
Игра «Назови крупу».
Лепка.
Крупа. Тема: «Это
удивительное
молоко».
Цель: Закрепить у
детей знания о
свойствах молока,
умение называть и
квалифицировать
молочные продукты.
Тема: «Как утолить
жажду».
Цель: Познакомить
детей о важности
воды для организма
человека.
Продемонстрировать,
что можно
приготовить с
помощью воды.
Тема: «Что надо
съесть, если хочешь
быть сильнее».
Цель: Сформировать
представление о связи
рациона питания и
образа жизни, о
высококалорийных
продуктов питания.
МАРТ
МАРТ
МАРТ
Цель: Развивать мелкую
моторику, умение
называть крупу.
Сюжетноролевая игра
«Магазин».
Эксперимент на
комнатных растениях.
Цель: «Рассмотреть, что
произойдет с цветами,
если их не поливать».
Беседа с детьми о
пользе простой воды.
Игры с водой.
Осторожно Аллергия!!!
Наглядные картинки для
родителей.
Конкурс рецептов:
Любимый салат нашей
семьи.
Опрос среди родителей,
умение воспитанников
владеть столовыми
приборами дома.
Игра «Мой день»
Цель: Умение детей
анализировать,
называть, что полезного
они сделали и что
полезного съели.
Рисование полезных
продуктов.
Тема: «Овощи, ягоды
Посещение
и фрукты –
витаминные
продукты».
МАРТ
медицинского кабинета.
Беседа медсестры о
значимости витаминов. Цель: Познакомить
детей с разнообразием
Игра «Овощи и
фрукты».
Познавательная беседа о
«Возникновении
ложки».
Цель: Познакомить
детей об истории
возникновении ложки.
Рассматривание картин
и иллюстраций с
изображением
витаминных продуктов.
Игра «Отгадай
название».
Конкурссоревнование
«Самый оригинальный
овощной салат».
Задание на дом посадить,
вырастить и сделать
вывод.
Чтение русской сказки
«Вершки и корешки».
фруктов, ягод. Их
значением для
организма.
Тема: «Сервировка
стола к обеду,
столовые приборы».
Игра «Советы
хозяюшки».
Цель: Закрепить у
детей умения правил
сервировки стола и о
столовых предметах.
Тема: «Где найти
витамины весной».
Цель: Познакомить
детей со значением
витаминов и
минеральных веществ
в жизни человека.
Тема: «Всякому
овощу свое время».
Цель: Познакомить
детей с разнообразием
овощей, их полезными
свойствами.
Тема:
Заключительное
занятие.
Цель: Подведение
итогов, умение детей
АПРЕЛЬ
АПРЕЛЬ
АПРЕЛЬ делать самостоятельно
выводы.
Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
Сократ .
I. Пояснительная записка.
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной
позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое
здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
В настоящее время в России в связи с глубоким общественноэкономическим кризисом
произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это
привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают
обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.
Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов:
медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.
В связи с этим особую роль приобретает дошкольное обучение, где закладывается
основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к
своему организму. Воспитание здорового ребенка – проблема общегосударственная, комплексная и её
первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых
возложено на педагога. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую
работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В
этой связи уместно привести слова В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что
приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе –
плохое состояние здоровья, какоенибудь недомогание или заболевание, чаще всего
совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери,
отца, врача и педагога».
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования
здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.
Актуальность курса.
Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому,
имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его
здоровья. А сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от питания.
Это доказывает актуальность и значимость специального обучения дошкольников основам
правильного питания.
Цель программы: формирование у детей представления о необходимости заботы о своём
здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления
здоровья.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и
воспитательных задач:
расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление
●
здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того,
●
что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
●
воспитывать у детей культуру здорового питания;
●
просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей. II. Общая характеристика программы « Разговор о правильном питании».
Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании»,
разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии
образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского
коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна
Михайловна Безруких. Содержание программы базируется на российских кулинарных
традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе
оказывает Институт питания РАМН.
Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:
●
научная обоснованность и практическая целесообразность;
●
возрастная адекватность;
●
необходимость и достаточность информации;
●
модульность программы;
●
практическая целесообразность;
●
динамическое развитие и системность;
●
вовлеченность семьи и реализацию программы;
культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически
●
сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других
стран.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
●
практические занятия;
●
творческие домашние задания;
●
конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
●
ярмарки полезных продуктов;
●
сюжетноролевая игра, игра с правилами, образноролевая игра; ●
совместная работа с родителями.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики ролевые,
ситуационные, образноролевые игры, а также элементы проектной деятельности,
дискуссионные формы.
Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно
продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей,
программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей
полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять
правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и
подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего
рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о
правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру
питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование
программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности
как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей
здоровья и здорового образа жизни.
Участники программы: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Освоение программного материала кружка «Разговор о правильном питании» рассчитано
на 1 учебный год.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об
основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах,
основах составления рациона питания, правилах гигиены, научатся сервировать стол и
соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны,
так и других стран. Первичная диагностика в форме анкетирования родителей перед началом работы по
УМК «Разговор о правильном питании».
1. Какие правила здорового питания Вы знаете? Напишите.
2. Какое значение, по Вашему мнению, имеют фрукты в рационе питания ребенка?
3. Какое значение, по Вашему мнению, имеют овощи в рационе питания ребенка?
4. Какие продукты питания предпочитают употреблять в вашей семье?
5. Назовите любимые блюда папы.
6. Назовите любимые блюда мамы.
7. Назовите любимые блюда детей (ребенка).
8. Завтракает ли дома Ваш ребенок?
9. Какие блюда, с удовольствием, съедает ребенок на завтрак? 10. Какие продукты остаются нетронутыми после завтрака?
11. Просит ли ребенок купить ему чипсы, мороженое, газированную воду? Как часто?
12. Какую кашу употребляет Ваш ребенок с удовольствием? А Вы, родители?
13. Используете ли Вы сухофрукты, ягоды, в приготовлении каш?
14. Назовите обычное время ужина. Какие блюда употребляете?
15. Нужно ли ребенку положить в портфель яблочко, банан для перекуса в школе? Или это
лишнее?
16. Назовите время между приемами пищи членами Вашей семьи.
17. Как повашему мнению, важна ли временная регламентация между приемами пищи?
18. Моет ли Ваш ребенок с мылом руки перед едой?
19. Бывают ли в Вашей семье случаи, когда руки ктото из членов семьи не вымыл?
20. Как Вы считаете, нужно ли соблюдать санитарноэпидемиологические нормы? Почему?
21. Нужно ли проводить занятия с детьми и подробно рассказывать им о культуре питания? Итоговая диагностика в форме анкетирования родителей после проведения занятия:
«Правильно питайся – литературой увлекайся».
1. Какие правила здорового питания Вы знаете? Напишите.
2. Какое значение, по Вашему мнению, имеют фрукты в рационе питания ребенка?
3. Какое значение, по Вашему мнению, имеют овощи в рационе питания ребенка?
4. Какие продукты питания предпочитают употреблять в вашей семье?
5. Назовите любимые блюда папы.
6. Назовите любимые блюда мамы.
7. Назовите любимые блюда детей (ребенка).
8. Завтракает ли дома Ваш ребенок?
9. Просит ли ребенок купить ему чипсы, мороженое, газированную воду? Как часто?
10. Используете ли Вы сухофрукты, ягоды, в приготовлении каш?
11. Назовите обычное время ужина. Какие блюда употребляете? 12. Нужно ли ребенку положить в портфель яблочко, банан для перекуса в школе? Или это
лишнее?
13. Назовите время между приемами пищи членами Вашей семьи.
14. Как, повашему мнению, важна ли временная регламентация между приемами пищи?
15. Моет ли Ваш ребенок с мылом руки перед едой?
16. Бывают ли в Вашей семье случаи, когда руки ктото из членов семьи не вымыл?
17. Как Вы считаете, нужно ли соблюдать санитарноэпидемиологические нормы? Почему?
18. Нужно ли проводить занятия с детьми и подробно рассказывать им о культуре питания?
19. Есть ли необходимость в занятиях по программе «Разговор о правильном питании»?
Какая?
20. Какие впечатления у Вас остались после праздника: «Здоровое питание – здорово!».
21. Какие этапы праздника Вам особенно понравились? Почему?
22. Реализовали ли Вы свое желание участия в празднике в полном объеме?
23. Чтобы Вы еще включили еще в программу праздника?
24. Какая часть праздника показалась Вам неудачной? Почему?
25. Изменилось ли поведение детей в отношении полезных продуктов в пользу их
употребления при знакомстве с программой «Разговор о правильном питании»?
26. Бывают ли случаи, когда ребенок на завтрак не употреблял в пищу кашу, а сейчас с
удовольствием кушает, или даже сам просит её приготовить?
27. Была ли на празднике новая полезная информация для Вас?
28. Какие мероприятия по программе Вы бы предложили в следующем учебном году?
29. Готовы ли Вы к дальнейшему сотрудничеству с классным руководителем? 30. Ваши пожелания, замечания.
Итоговая диагностика в форме анкетирования детей после проведения мероприятия.
Задание: подчеркните высказывание, с которым вы согласны.
Если встретится ____________ нужно вписать слово.
1. Я с удовольствием ем дома.
2. Из молочных продуктов мне нравится ___________________.
3. Я регулярно кушаю.
4. Я редко все съедаю.
5. Я всегда мою руки перед едой.
6. Я иногда мою руки перед едой.
7. Я сам мою руки перед едой.
8. Мама моет фрукты перед употреблением.
9. Меня не надо уговаривать кушать. 10. Во время еды я не тороплюсь.
11. Во время еды я стараюсь есть быстро.
12. После ужина моя тарелка пуста.
13. После ужина мама не понимает: «Ел я или нет?»
14. За день я могу съесть много конфет.
15. Мама часто готовит кашу _______________________.
16. Мама каши почти не готовит.
17. Я люблю пить __________________________.
18. Мои любимые блюда: ______________________.
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.