ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»
Оценка 4.8

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
администрации +1
Взрослым
31.03.2017
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»
Программа развития школы представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования. Формирование основ комплексного решения проблем сохранения и развития малокомплектной (основной) школы, адаптированной к требованиям социума и современным условиям.
Наша программа развития.docx
МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа» 671911 Бурятия Джидинский район село Зарубино улица Ульянова, 79 Телефон: 97555, e­mail: zarubino    2008@   yandex    .  ru ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения   «Зарубинская  основная общеобразовательная школа» « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ» на 2015­2020 годы  1 2015 СОДЕРЖАНИЕ I. Паспорт Программы развития школы 1.1.Ожидаемые результаты от реализации программы. 1.2. План действий по реализации программы 1.3. Критерии оценки результативности реализации программы 1.4. Структура управления  реализации программы развития II. Информационная справка  2.1.Общие сведения о школе  2.2. Материально­техническая  база школы  2.3.Организация учебно­воспитательного процесса 2.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса. 2.5. Социальная микросреда 2.6. Социальная характеристика родителей. III. Проблемно­ориентированный анализ деятельности школы 3.1.Образовательный процесс и его результаты 3.2.Характеристика здоровья детей 3.3.Воспитательная работа IV. Концептуальное основание Программы развития V. Модель выпускника VI. Приоритетные проблемы 2 I. Паспорт программы развития школы              Программа развития школы представляет собой нормативно­управленческий документ, характеризующий   имеющиеся   достижения   и   проблемы,   основные   тенденции,   цели,   задачи   и направления   обучения,   воспитания,   развития   обучающихся   и   особенности   организации кадрового   и   методического   обеспечения   образовательного   процесса   и   инновационных преобразований   учебно­воспитательной   системы,   критерии   эффективности,   планируемые конечные результаты. Полное  наименование программы Основания для разработки программы Период  и  этапы реализации программы Программа развития МБОУ «Зарубинская  ООШ»  « Малокомплектная школа: сохранение и развитие»  на 2015­2020 гг.   ­ Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации»  от 12 декабря 2012 г. № 273­ФЗ; ­ Государственная программа Российской Федерации «Развитие  образования» на 2013­2020 годы, утвержденная распоряжением  Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148­р; ­Федеральная целевая программа развития образования на 2011  — 2015 годы; ­Концепция духовно­нравственного воспитания российских школьников; ­Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 6 октября  2009 г. № 373; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования, утвержденный приказом Министерства образования  Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. ­ Устав муниципального образовательного учреждения.  Срок реализации программы развития: с 2015 по 2020 год I этап:   2015   г.   Сбор   информации,   анализ   и   выявление перспективных   направлений   развития  школы.   Моделирование   её   нового качественного состояния в условиях модернизации образования, разработка программы функционирования и развития школы до 2020 г. II этап:   2016­2019   гг.  Реализация   программы.   Нормативно­ правовые   и   финансово­хозяйственные   преобразования   в   образовательном учреждении.   Внедрение   инновационных   технологий   в   образовательный процесс.   Переход   образовательного   учреждения   в   новое   качественное состояние. III  этап:   2019­2020   гг.   Оценка   эффективности   программных мероприятий.   Подведение   итогов   реализации   программы   развития, 3 про­ Миссия   граммы Проблема Цель программы Основные задачи программы Основные  направления  деятельности Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы обобщение   опыта.   Выявление   проблемных   зон   и   подготовка   новой программы развития школы. Создание   максимально   благоприятных   условий   для   разностороннего развития   и   самообразования   субъектов   образовательного   процесса,   для достижения   нового   качества   образования,   адекватного   современным запросам личности, общества и государства. Необходимость управления качеством школьного образования в условиях  перехода к работе в новых организационно­финансовых и информационно­ технологических условиях реформирования образования в Российской  Федерации и введения ФГОС Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации   образования.   Формирование   основ   комплексного   решения проблем   сохранения   и   развития   малокомплектной   (основной)   школы, адаптированной к требованиям социума и современным условиям.  1.Повысить качество образования, отвечающее современным требованиям к условиям   осуществления   образовательного   процесса   в   рамках   внедрения новых   федеральных   государственных   стандартов   (ФГОС)   начального   и основного образования 2.Совершенствовать систему выявления, поддержки  и сопровождения детей с   учетом   их   индивидуальных   способностей,   и   создавать   условия   для реализации. 3.Формирование   творчески   работающего   коллектива,   повышение квалификации педагогов школы; совершенствовать систему материальных и моральных стимулов поддержки учителей в современных условиях. 4.Создать   образовательную   среду,   обеспечивающую   сохранение   здоровья, социальной комфортности, безопасности участников образовательного процесса 5.Привлекать   финансовые   средства   для   развития   школьной инфраструктуры. 6.Повышать   качество   и   эффективность   услуг,   предоставляемых   за   счет бюджетных средств. 7.Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности. 1. 2. стандарты 3. коллектива. 4. Финансовое. Повышение эффективности деятельности школы  5. Материально­техническое. Изменение школьной инфраструктуры. 6.Информационно ­ экспертное.  Нормативно­правовое  Организационно­содержательное. Переход на новые образовательные Мотивационное.  Формирование     творческого   учительского ­   наличие   механизмов   устойчивого   развития   качественно   новой   модели образовательного   учреждения,   обеспечивающей   комплекс   условий   для формирования   гармонично   развитой,   социально   активной,   творческой личности, соответствующей социальному заказу. ­   повышение   творческого   потенциала   педагогов,   привлечение   в   школу молодых   специалистов,   овладение   учителей   информационными технологиями;  4 ­ сохранение и укрепление здоровья и физического развития учащихся;  ­   усиление   профилактической   работы   с   детьми   группы   «риска»   и   их родителей;  ­ стабильность качества знаний учащихся;  ­ активизация всех слоев населения, улучшение взаимодействия семьи со школой, повышение ответственности родителей за воспитание детей;  ­ совершенствование экономических  механизмов расходования бюджетных и привлеченных внебюджетных средств;   Администрация школы Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет  директор, ответственный   за   реализацию   программы   развития,   родительский, педагогический   совет   школы.   Результаты   контроля   представляются ежегодно   в   виде     самообследования   на   сайте   школы.     Для   оценки эффективности и результативности решения задач, определенных проектом Программы,   предлагается   система   индикаторов   и     показателей, характеризующих ход реализации проекта Программы. Разработчик программы Система организации контроля за выполнением программы ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  Создание   условий   для   эффективного   развития   школы   в   ходе   осуществления   модернизации образования.   Формирование   основ   комплексного   решения   проблем   сохранения   и   развития малокомплектной (основной) школы, адаптированной к требованиям социума и современным условиям.  ЗАДАЧИ: 1.Повысить   качество   образования,   отвечающее   современным   требованиям   к   условиям осуществления   образовательного   процесса   в   рамках   внедрения   новых   федеральных государственных стандартов (ФГОС) начального и основного образования 2.Совершенствовать   систему   выявления,   поддержки     и   сопровождения   детей   с   учетом   их индивидуальных способностей, и создавать условия для реализации. 3.Формирование   творчески   работающего   коллектива,   повышение   квалификации   педагогов школы; совершенствовать систему материальных и моральных стимулов поддержки учителей в современных условиях. 4.Создать образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья, социальной комфортности, безопасности участников образовательного процесса 5.Привлекать финансовые средства для развития школьной инфраструктуры. 6.Повышать качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств. 7.Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной  активности 1.1.Ожидаемые результаты от реализации программы.  Модернизация   учебного   плана   и   образовательной   программы   в   свете   новых       ФГОС начального  и общего образования.  Обновление содержания  начального и основного общего образования путём внедрения новых государственных образовательных стандартов.  Информатизация   образовательной   среды:   оснащение   учреждения   компьютерной   техникой для внедрения в образовательный процесс электронных учебно­методических комплексов и освоение педагогами компьютерных методов обучения. 5  Расширение взаимодействия с образовательными, культурными учреждениями района.  Позитивное влияние инновационной деятельности педагогов на качество образовательного процесса в учреждении.  Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников.  Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.  Повышение уровня воспитанности школьников.  Личностное развитие каждого ребёнка в соответствии с его потенциальными возможностями.  Чёткое отлаженное взаимодействие педагогического, родительского и детского коллективов.  Осознанное   отношение   детей   и   их   родителей   к   состоянию   здоровья,   как   основному фактору успеха на последующих этапах жизни.  Общий объем ресурсов, необходимых для реализации Программы и его обоснованием Ресурсное обеспечение Программы включает финансовые, кадровые и материально­технические ресурсы. Финансовое обеспечение. Финансирование школы осуществляется из регионального (фонд оплаты труда   и   учебные   расходы)   и   муниципального   бюджетов.     Внебюджетных   средства     это, спонсорская помощь и добровольные пожертвования родителей.    1.2.План действий по реализации программы № Сроки Ответственный Основные мероприятия  п/п 1. Сохранение и развитие действующей системы образования в школе 1 2 3 4 6 7 Обеспечение сохранения единой системы с   целью   получения   основного   общего образования   с   учётом   запросов обучающихся и социального заказа Изучение социального заказа родителей: тестирование; собеседование Учёт   детей   дошкольного   и   школьного возраста Проведение педсовета  «Индивидуализация учебно­ воспитательного процесса» Вовлечение   обучающихся   в   проектную деятельность   с   использованием   средств ИКТ  Применение   новых   информационных технологий   для   управления   качеством образования . . . . . . До 2020 г. администрация ежегодно ежегодно Администрация,   кл. руководители,  Администрация, учителя,  2016­17 г. администрация 2015­2020 гг. Учителя­ предметники  ежегодно администрация 2. Совершенствование воспитательной системы Создание   условий   для   самореализации детей   через   сеть   дополнительных образовательных услуг 1 . 2015­2020гг. 4 Реализация   воспитательной   работы   по 2015­2020 . следующим направлениям: духовно­ нравственное; экологическое; здоровьесберегающее Администрация, учителя Администрация школы 6 гражданско­патриотическое трудовое познавательно­информационное 3. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе Проведение   мониторинга   состояния здоровья обучающихся и воспитанников на основании медицинского обследования Внедрение   в   образовательный   процесс здоровьесберегающих технологий ежегодно Администрация школы,  2015­2020 гг. Учителя, Проведение Дней здоровья в школе  ежегодно Организация   летнего   пришкольного лагеря на принципах социального подхода и с учётом состояния здоровья детей.  Ежегодно, июнь Обеспечение   участия   школьников   в оздоровительных мероприятиях ежегодно воспитатель Администрация школы Начальник   лагеря, педагоги   школы, фельдшер, воспитатель классные руководители, воспитатель 1 2 3 4 5 6 . . . . . . 1 . . . . . 2 3 4 5 Обеспечение   санитарно­   гигиенических условий   для   обучения   и   воспитания обучающихся Постоянно Директор школы 4. Кадровая политика Обеспечение социально­правовых гарантий   для   педагогов,   соблюдение охраны труда и техники безопасности     Разработка повышения квалификации   и   аттестации   педагогов   и обеспечение его выполнения плана   2015­2020 гг. администрация ежегодно администрация Участие   педагогов   в   районных, республиканских конкурсах Обеспечение   педагогов   программными, учебно­наглядными пособиями ежегодно администрация ежегодно администрация   положения Применение о стимулировании   педагогов,   активно внедряющих  инновационные технологии в образовательном процессе   ежегодно администрация       образовательным   1.3. Критерии оценки результативности реализации программы положительная динамика в развитии качества образования; удовлетворенность     учреждением   общественности;   увеличение числа педагогов, работающих с использованием новых технологий; эмоциональный   комфорт   всех   участников   образовательного   процесса   (данные психологического мониторинга); социально­психологическая адаптация учащихся к условиям обучения;  включение  учащихся в различные виды культуротворческой деятельности (познавательную,  социальную, эстетическую, трудовую,спортивную) сохранение физического и психического здоровья учащихся (данные медосмотра).   Разработка   и   апробация   условий   по   реализации   обучения   на  основе  индивидуальных 7   родителей,   учащихся,  учебных   планов   учащихся,   что   реально   позволяет   выстраивать   индивидуальные образовательные траектории обучения каждому обучающемуся.   Создание   здоровьесберегающей среды   в образовательном пространстве школы через систему диагностической, коррекционной и профилактической работы с учащимися по пропаганде  здорового образа жизни. 1.4. Структура управления  реализации программы развития Основные направления деятельности по реализации программы развития Направления деятельности Нормативно­правовое Организационно­ содержательное Мотивационное Материально­ техническое Финансовое Информационно ­ экспертное Содержание мероприятий Внесение   изменений   в   действующую   нормативно­правовую базу школы (Устав, правила трудового распорядка, режим работы школы, штатное расписание, локальные акты школы) Разработка   подпрограмм, программы развития школы   обеспечивающих   реализацию Обсуждение   в   педагогическом   коллективе   проекта   новой программы развития школы Распределение   функциональных   обязанностей   между администрацией   школы   и   организация   работы   должностных   лиц, ответственных за инновационные процессы Организация   процесса   информирования   родителей   и учащихся   о   планируемых   нововведениях   в   образовательное пространство школы Организация   методической   работы   в   школе   с   учётом освоения   образовательных   технологий:   личностно­ориентированое, метод   проектов,   информационно­коммуникационные   технологии   и др. Совершенствование методики коллективных творческих дел во внеурочной деятельности Подбор, расстановка и повышение квалификации в области управления,   новых   образовательных   технологий,   дополнительного образования и воспитания Выявление   и   оценка   мотивационной   готовности   учителей школы к введению инноваций в образовательное пространство школы   морального   и материального   стимулирования   труда   педагогов,   участвующих   в инновационной деятельности,   Разработка   системы   мер   мотивации, Разработка   содержания   и   изменений   материально­ технической базы школы.   Поиск дополнительных источников финансирования.     Накопление информации о передовом опыте   использовании современных образовательных  технологий  Разработка и проведение системы контроля (мониторинга) за ходом реализации программы развития школы Информирование педагогов и родителей о ходе реализации подпрограмм и целевых проектов программы развития   8 II. Информационная справка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зарубинская основная  общеобразовательная школа. Директор школы­ Кубчак Марина Ивановна Адрес: 671926  Республика Бурятия, Джидинский  район , с .Зарубино, ул.Ульянова,  79.  Телефон: 8(30134)97555                 Электронный адрес: zarubino            Сайт школы; zarubinoosh.ru   Учредитель: управление образованием  администрации муниципального образования  Джидинский район            2.1.Общие сведения о школе.  2008@   yandex      .  ru   Из истории Зарубинская школа  образована в 1918 году. Она обслуживала население станции Хужир, полустанков 220 км, 212 км, загот­зерно колхоза имени Ульянова. Обучалось в среднем около 100   человек.   Здание   было   деревянное,   отопление   печное,   освещение   =   керосиновые   лампы, крыша крыта железом. Новое здание школы построено в 1969 году. Школа расположена в 80 км от районного центра и в 15 км от села Дырестуй. Здание типовое, отопление водяное, крыша крыта шифером. Имеет пять кабинетов, учительскую, столовую, спортивную комнату. Детскую площадку, участок земли.            Обучается  44 учащихся (2016­2017г.) Школа работает в одну смену,  рабочая неделя в 1, 6,8 классах ­ 5            дней, в 3­4 классах ­ 6 дней. Продолжительность уроков – 45 минут.          2.2. Материально­техническая  база школы. Школа имеет все необходимые помещения для реализации учебных программ в полном объѐме. Оборудование учебных кабинетов полностью соответствует обязательным требованиям. В школе имеются   компьютеры.   Материально­техническая   база   ОУ,   особенно   за   последние   годы, значительно пополнилась как в части организации учебного процесса, так в части организации воспитательной и спортивной работы. В школе имеется вся необходимая учебно­методическая документация.   Школьная   библиотека   укомплектована   печатными   информационно­ образовательными ресурсами:  (cid:252)  учебниками;  (cid:252)  учебно­методической литературой;  (cid:252)  детской художественной литературой;  (cid:252)  научно­популярной литературой;  (cid:252)  справочно­библиографической литературой.  Имеются  3 компьютера,  выход  в  Интернет,  ноутбуки,  принтеры,  мультимедийный  проектор, Создан   школьный   сайт.   Сайт   постоянно   пополняется   новой   информацией   о   событиях   в образовательном   учреждении   и   вокруг   нас.   На   сайте   школы   опубликованы правоустанавливаюшие документы, контактная информация, представлены различные события, официальная информация, расписание, информация о педагогическом коллективе. Обновление сайта производится раз в неделю. Многие воспитательные мероприятия сопровождаются фото­ и 9 видеосъемкой.   Информация   о   школьных   мероприятиях   размещается   в   разделах   школьного сайта, монтируются видеоролики о школьной жизни.      2.3.Организация учебно­воспитательного процесса Учебный   план   МБОУ   «Зарубинская   ООШ»     на   2016–   2017   учебный   год   разработан   в соответствии:  ­ с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  №273 от 29.12.2012 г.; ­ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; ­ Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно– эпидемиологические требования к условиям и организации   обучения,   содержания   в   общеобразовательных   организациях»   (с   изменениями   и дополнениями); ­   федеральным   перечнем   учебников,   утвержденным   Министерством   образования   и   науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 (с изменениями и дополнениями); ­ Уставом  МБОУ «Зарубинская ООШ». .  В учреждении реализуются программа  начального общего образования «Начальная школа 21 века» и группы предшкольной подготовки. Предпрофильного обучения в школе  нет.  Режим функционирования ОУ Режим работы Режим пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями при  соблюдении валеологических требований к организации учебного  процесса. Обучение организовано в одну смену.  Начало занятий с 8.30.  Продолжительность  учебного года Продолжительность  каникул 1­е классы ­ 33 недели, 2­4­е классы – 34 недели 5­9 классы – 35 недель в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 календарных недель Для обучающихся 1­х классов в течение года устанавливаются  дополнительные недельные каникулы (февраль). Учебный год Условно делится на 4 четверти Продолжительность  уроков Продолжительность  перемен 1 классы ­ 35 минут. В первых классах применяется ступенчатый  метод постепенного наращивания учебной нагрузки. 2 ­ 4 классы – 45 минут. На уроках проводятся физкультурные  минутки продолжительностью 5 минут, рекомендуемые Санитарными  правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821­10 Перемены между уроками: 2­ по 15 минут, остальные – по 10 минут.. 10 Наполняемость классов До 12 человек Индивидуальные занятия и дополнительное  образование По выбору учащихся проводятся во второй половине дня, после  перерыва (не менее 20 минут после окончания уроков) для организации индивидуальной внеурочной учебной деятельности учащихся Расписание занятий Составлено и утверждено директором школы, в соответствии с  санитарно­эпидемиологическими нормами и правилами Максимальная учебная  нагрузка Домашние задания при 5­ти дневной учебной неделе не превышает объема максимально  допустимой нагрузки, установленной Санитарными правилами и  нормами СанПиН 2.4.2.2821­10 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" Задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в  следующих пределах: в 1 классе (со II полугодия) ­ до 1 часа, во 2­м ­  до 1,5 часов, в 3­4­м ­ до 2 часов. В I полугодии 1 класса обучение  ведется без домашних заданий и бального оценивания знаний учащихся Организационные условия Организация промежуточной  аттестации учащихся Во 2­ых – 4­ых классах – промежуточная аттестация по итогам  учебных четвертей и итоговая в конце учебного года 5­6 по ФГОС Формы организации учебного  процесса Классно­урочная система. Особенности организации  пространственно­предметной  среды Школа располагается в одном здании. Учебные кабинеты школы  имеют учебно­методический комплекс, позволяющий в полном  объёме реализовать образовательные программы. Организация учебного процесса  в целях охраны жизни и  здоровья учащихся В оздоровительных целях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении: Спортивные игры и соревнования; Часы здоровья, Дни здоровья, спартакиады. Сотрудничество с родительской  общественностью  Привлечение родителей к сотрудничеству:  Общешкольное родительское собрание,  Родительский Совет школы,  Привлечение родителей к общешкольным и классным  мероприятиям. 2.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса. В школе работает 7 учителей. Профессиональный и квалификационный уровень кадров 11 Образование  % Аттестационные категории % Общее количество педагогов Высшее е е н д е р С ­ ь л а и ц е п с е о н я а ш с ы В я а в р е П е и в т с т е в т о о С   и т с о н ж л о д й о м е а м и н а з т е Н 7 57.1 28,5 14,2 42,8 28,5 14,2 Кадровый состав по стажу работы Педагогический стаж До 3 лет До 5 лет 5­10 лет 11­15 лет Свыше 15 лет Количество  педагогических  работников 1 1 1 1 3 % из общего количества 14,2 14,2 14,2 14.2 42,8 Количество педагогов, имеющих почетные звания и правительственные награды (в том  числе учителя, находящиеся на заслуженном отдыхе): ­Отличник народного просвещения ­ 1; ­Грамота Министерства образования и науки РФ – 0 ­ Почётная грамота Министерства образования и науки РБ – 2 ­ Грамота Народного Хурала РБ – 1 ­ Благодарность от Народного Хурала РБ ­1 ­Грамота МО «Джидинский район» ­ 2                  Педагогические кадры постоянно обучаются на курсах повышения В школе создана система   методической   работы,   активные   формы   её   работы   тоже   создают   условия   для творческого развития педагогов и их профессионального роста. Перечень используемых современных образовательных технологий педагогами школы: № Наименование технологии 1 2 3 4 5 Развивающее обучение Проблемное обучение Разноуровневое обучение Технология развития критического мышления Технология использования игровых методов обучения Кол­во педагогов, активно внедряющих данную технологию 1 3 4 4 3 12 6 7 Проектная деятельность Здоровьесберегающие Характеристика учащихся           № Название звена образования 1. Дошкольное образование 2. Начальное образование 3 Основное общее образование Результаты учебной деятельности 2 7 Количество классов Количество учащихся 1 3 2 8 25 11 Учебный год 2014 2015 2016 Успеваемость Качество знаний  Русский язык Математика 100 100 100 60 0 50 70 0 16,6 2.5. Социальная микросреда.   В селе есть Дом культуры, библиотека, во взаимодействии с которыми  школа будет повышать качество   образования,   улучшать   уровень   и   качество   обученности,   сохранять   здоровье школьников и расширять школьную творческую образовательную среду. Наша школа стремится быть центром культурной жизни села. Дети выступают во многих мероприятиях районного Дома Культуры,   Дома   детского   творчества,   районной   библиотеки,   организовывали   выставки творчества   и   акции   против   наркомании,   токсикомании,   курения   и   употребления   спиртных напитков, акции по безопасности дорожного движения. Дети активно участвуют в олимпиадах, конкурсах,   проводимых   на   школьном,   районном,   региональном     и   Всероссийском   уровнях, олимпиадах   международного   уровня.   Цель   современной   школы   –  развитие   личности школьника.   Поэтому   совершенствование   работы   ОУ,   введение   в   работу   новых   интересных находок,   раскрытие   возможностей   учителей   и   учащихся   –   цель   школы,   которая   остаѐтся приоритетной и на новые учебные годы. . 2.6.Социальная характеристика родителей. Большое внимание в школе уделяется организации взаимодействия с семьями учащихся, поэтому проведено изучение контингента родителей. Анализ социального и образовательного статуса членов семей  дал следующие результаты.  Социальный состав семей ( % ) Всего 29 семей, 49 родителей. Из них; Служащие ­16,3                            Рабочие ­24,4                                                               сфера облуживания    ­ 4%                                      Уровень образования родителей ( % )  Высшее­ 10.2%                                                             среднее специальное­ 57%                                        среднее­ 18,4%                                                              неполное среднее­20.4% 13 безработные­ 59 Социальная характеристика родителей Социально­психологический слой № 1. Представители крупного бизнеса 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 Работники органов власти Представители мелкого и среднего бизнеса Работники бюджетной сферы Беженцы, переселенцы Военнослужащие Студенты Многодетные Опекуны Инвалиды % 0 0 0 18,4 0 0 0 14,2 2% 6,1% Количественный состав семей: ­ 93,1 % ­ полные семьи; ­ 10,3 %­ неполные семьи. ­ 24.1 % ­многодетные семьи; ­ 44,8 %  воспитывают 2 ребенка; ­ 27,5 % воспитывают одного ребенка.       III. Проблемно­ориентированный анализ деятельности школы 3.1.Образовательный процесс и его результаты Характеристика учащихся           № Название звена образования Количество классов 1. Дошкольное образование 2. Начальное образование 3 Основное общее образование 1 3 2 Количество учащихся 8 25 11 Всего в школе реализуется 4 образовательные программы:  Программа «Предшкольная пора» ­ 0 класс ФГОС НОО – 1­4 классы;  ФГОС ООО – 5­6 классы;  ФК ГОС ООО – 7­9 классы;  Промежуточная  аттестация  в переводных классах  (2­4, 5­8)  проводится с  18 по 22 мая без прекращения образовательного процесса в соответствии с Уставом и решением педагогического совета образовательной организации. Сроки проведения государственной итоговой аттестации для учащихся 9­х классов устанавливаются Министерством образования РФ.  14 Динамика качества образования за последние три года выглядит следующим образом: начальное   общее образование  основное образование Итого по школе:   общее 2013– 2014  80 2014– 2015 77% 2015 – 2016 91% 48 64 61% 69 58% 74,5 В   2015­2016   учебном   году   6   выпускников   9   класса   проходили   государственную   итоговую аттестацию   в   форме   основного   государственного   экзамена   (ОГЭ).   В   качестве   обязательных экзаменов выпускники, как и в предыдущем учебном году, сдавали русский язык и математику. В   качестве   экзамена   по   выбору   в   форме   ОГЭ   учащиеся   выбрали   экзамены   по   географии, обществознанию.  Результаты экзаменов по русскому языку и математике за последние три года отражены в следующей таблице: Русский язык Математика Сдавали экзамен Средний балл 2013­ 2014 10 42 Сдали на «2» 0 2014­ 2015 0 0 0 2015­ 2016 6 21 2013­ 2014 10 24 0 0 2014­ 2015 0 0 0 2015­ 2016 6 10,5  0 Результаты ОГЭ Учебный год 2014 2015 2016 Успеваемость Качество знаний  Русский язык Математика 100 100 100 60 0 50 70 0 16,6 Отмечается,   что   в   2015­2016   учебном   году   все   выпускники   9   класса   успешно   прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестаты об основном общем образовании. 3.2.Характеристика здоровья детей Здоровье   –   основополагающая   часть   успеха.   На   сегодняшний   день   сохранение   здоровья подрастающего поколения – задача государственной важности, так как современные школьники составляют   основной   трудовой   потенциал   страны.   В   школе   ведѐтся   большая   работа   по сохранению физического и психического здоровья учащихся.  15 Формы работы по данному направлению:  ­ физкультминутки на уроках в начальных и средних классах, гимнастика по предупреждению утомляемости глаз;  ­ выполнение режима дня;  ­ профилактика ОРВИ;  ­ соблюдение санитарно­гигиенических норм;  ­ совместная работа учителей, учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни;  ­ проведение медицинского осмотра учащихся, прививки;  ­организация горячего питания для участников образовательного процесса;  3 часа физической культуры во всех  классах в неделю;  ­ проведение спортивных соревнований  ­   просветительская   работа   среди   учащихся   и   родителей   о   здоровом   образе   жизни,   о профилактике различных заболеваний и вредных привычек. Контроль   состояния   здоровья  учащихся   производится   силами   медицинских   работников п.Дырестуйское. 100% детей начальной школы и 99% учащихся 5­9 классов получают горячее питание.   Соблюдается   и   поддерживается   воздушно­тепловой,   световой   и   питьевой   режимы. Регулярно   детям   делают   профилактические   прививки.   Посещение   учениками   уроков физкультуры проводится согласно определенной физической группе. В школе проводятся Дни здоровья, кроссы, эстафеты. Каждое лето учащиеся оздоравливаются в летнем оздоровительном лагере «Ветерок». Проводятся лекции, беседы, выпускаются санбюллетени на темы «Здоровый образ жизни», оформлен «Уголок здоровья». Проводится работа с педагогами и техническим персоналом о соблюдении норм Сан ПиНа. С учащимися проводятся беседы: ­ по профилактике травматизма  ­ о вреде наркомании, курения, алкоголизма  ­ о соблюдении личной гигиены  ­ о гигиене зрения  ­ о полезном питании и другие.  Внеклассная   работа.   Проводятся   дни   здоровья,   спортивные   соревнования,   в   том   числе   с участием   родителей.   Традиционно   ежегодно   один   номер   школьной   газеты   «Школьные странички», освещает вопросы сохранения и укрепления здоровья. Наиболее высокую оценку, как показывает рефлексия, проведенная с учащимися 1­9 классов получают Дни профилактики, предусматривающие защиту работ по предупреждению простудных заболеваний и гриппа, кросс Наций», акция «Гриппу – нет!». Свою роль в решении проблем формирования здорового образа жизни играет наглядная агитация. Привлекает внимание детей и взрослых материал на стендах по   ЗОЖ,   размещѐнных   на   стенах   школьных   коридоров.   В   течение   каждого   учебного   года проводятся   выставки   печатных   изданий:   «Нет   вредным   привычкам!»,   «Природа   –   кладовая здоровья», «В здоровом теле – здоровый дух», выставка рисунков и фотографий о здоровом образе жизни. Органы школьного самоуправления также нацелены на выполнение программы «Здоровье» в школе. Среди лучших мероприятий – акции «Чистый школьный двор», «Чистота спасѐт мир», «Нет наркотикам!» и прочие.  16 3.3.Воспитательная работа Воспитание – категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием, и все плохое тоже дается   воспитанием.   Учитель   постоянно   воспитывает   ученика   через   общение   с   ним,   в   ходе преподавания,   своей   личностью.   Целью   воспитательной   работы   нашей   школы   было формирование духовно­нравственных качеств личности. Работа школы по вопросам духовно­ нравственного воспитания реализуется через систему диспутов, бесед, конференций, творческих отчетов и конкурсов, встреч с интересными людьми, системы дополнительного образования и внеурочной   деятельности,   экскурсии,   поездки,   посещение   музеев,   коллективные   творческие дела; работу библиотеки, школьного музея.  Основные направления воспитательной работы:  (cid:252)  Организация интересной, содержательной внеурочной деятельности.  (cid:252)  Обеспечение   нравственного,   духовного,   интеллектуального,   эстетического,   этического, культурного развития, а также саморазвитие личности ребенка.  (cid:252)  Организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию.  (cid:252)  Развитие творческих способностей и творческой инициативы детей и взрослых.  (cid:252)  Развитие ученического самоуправления.  (cid:252)  Развитие коллективно – творческой деятельности.  (cid:252)  Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся.  (cid:252)  Организация работы с одаренными детьми.  (cid:252)  Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.  Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель. Исходя   из   сформулированных   идей   и   принципов,   цель   воспитательной   системы   школы   – воспитание   личности,   способной   строить   жизнь,   достойную   человека.   Своеобразный воспитательный центр – традиционные общешкольные дела. Традиционные праздники школы: «День знаний», «День учителя», «Осенний бал», «День Героев Отечества», «Мамин праздник», «Новый   год»,   «Масленица»,   «Праздник   весны»,   «Последний   звонок»,   «Выпускной   бал».   К традициям   школы   также   относятся   волонтерское   движение,   трудовые   десанты,   участие   в предметных неделях и в международных предметных конкурсах, «Вахта памяти», турслѐт. В школе нет острых проблем с нарушителями дисциплины, пропуски уроков по неуважительным причинам единичны. В школе создан банк данных «Одаренные дети» по различным номинациям. Как   правило,   все   ребята,   занесенные   в   банк,   имеют   возможность   проявить   свои   таланты   в различных конкурсах, олимпиадах, акциях. В конце года учащиеся получают грамоты за участие в школьных и районных мероприятиях. На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов,   учащихся   и   родителей   в   начале   и   конце   каждого   учебного   года   делается   анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование. Подготавливается публичный   доклад.   Образовательное   учреждение   поддерживает   постоянные   контакты   с районным Домом культуры, Домом детского творчества отделом молодежной политики, спорта и туризма администрации Джидинского муниципального района, отделом образования Джидинского муниципального района. 17 IV. Концептуальное основание Программы развития 4.1. Стратегические   основания   жизнедеятельности   и   главные   характеристики внутренней среды школы     ,  стоящей   перед   общим   образованием,   является  сохранение, В настоящее время в России ведется активная работа по развитию сферы общего образования Первая   задача  ,  которую   необходимо   решить   системе   общего   образования,   заключается   в   создании  таких  условий обучения, при  которых  уже в  школе  дети  могли бы  раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновленное содержание образования.    Во­вторых  ,  одновременно с внедрением новых стандартов общего образования должна быть   выстроена   разветвленная  система   поиска   и   поддержки   талантливых   детей,   а   также   их сопровождения в течение всего периода становления личности.   Третьей   важной   задачей качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей.  В­четвертых  ,  должен  измениться   облик   школ  –   как   по   форме,   так   и   по   содержанию.   Необходимы   не   только   передовые   образовательные   стандарты,   но   и   новые   нормы проектирования   школьных   зданий   и   кабинетов,   оснащение   столовых   и   спортивных   залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически.  Пятым   направлением  ,  которое   входит   в   новую   программу   развития   общеобразовательной   школы,   является   решение   всего   спектра   вопросов,   касающихся  здоровья   школьников.   В соответствии   с   задачами   создания   образа   новой   школы   определены   приоритеты   программы развития   МБОУ   «Зарубинская   ООШ»   на   период   2016­2020   гг.   Данная   Программа ориентирована прежде всего на создание условий для личностного роста учащихся школы на всех ступенях образования. Именно вокруг этой основной идеи и строятся все основные разделы Программы. Программа является ориентиром и навигатором для образовательного учреждения на этапе введения Федеральных Государственных образовательных стандартов              Цель и задачи образования:  реализация единых  образовательных  линий  в  процессе приведения   существующей   школьной   образовательной   системы   в   соответствие   требованиям ФГОС. ­   сформировать   ключевые   компетентности   учащихся   в   решении   информационных, коммуникативных и учебных образовательных задач;  ­ осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования средств   ИКТ   через   формирование   средств   и   способов   самостоятельного   развития   и продвижения ученика в образовательной деятельности;  ­   организовать   поддержку   учебных   (урочных   и   внеурочных),   внешкольных   и   внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;  ­ способствовать развитию учащихся как субъектов отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее   успешность   и   самореализацию   учащихся   в   образовательных   видах деятельности;  ­ сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;  18 ­ помочь учащимся овладеть грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом).  Задачи кадрового обеспечения:  ­   разработка   системы   нормативов   и   регламентов,   необходимых   для   обеспечения   реализации основных   образовательных   программ   и   достижения   планируемых   результатов   общего образования  ­   проведение   комплексных   мониторинговых   исследований   результатов   педагогов, образовательного процесса и эффективности инноваций.  Задачи педагогического обеспечения:  ­   разработка   рабочих   образовательных   программ   по   различным   предметам   на   основе федеральных программ, новых образовательных стандартов;  ­   укомплектованность   кадрами,   соответствующими   профилю   преподаваемой   дисциплины   и необходимой   квалификации,   способными   к   инновационной   профессиональной   деятельности, обладающими   необходимым   уровнем   методологической   культуры   и   сформированной готовностью к непрерывному образованию;  ­   формирование   компетентностей   профессиональной,   информационной,   коммуникативной, общекультурной, социально­трудовой, компетентности в сфере личностного самоопределения;  ­ массовое обучение работников по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС, постоянное, научное и методическое сопровождение;  ­ использование инновационного опыта других образовательных учреждений по внедрению  ФГОС;  ­   внедрение   новых   технологий,   развивающих   инновационное,   самостоятельное,   критическое мышление;  ­ реализация воспитательной программы по духовно­нравственному воспитанию;  ­ реализация программы по сохранению и укреплению духовного и физического здоровья;  ­ разработка программы коррекционной работы;  ­   разработка   локальных   нормативных   актов   по   вопросам   организации   и   осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г.;  ­   реализация   программы   «Одаренные   дети»,   способствующей   формированию   личностных результатов.  Задачи психологического обеспечения:  ­ апробация и внедрение методик, направленных на коррекцию усвоения знаний учащимися;  ­   апробация   и   внедрение   наиболее   эффективных   психодиагностических   комплексов   для выявления одаренных детей;  ­ разработка творческих, индивидуальных программ развития одаренного ребенка.  Задачи материально­технического обеспечения:  ­   разработка   и   реализация   планово­финансовой   поддержки   и   материального   обеспечения Программы развития;  ­   создание   необходимой   материально­технической   базы,   обеспечивающей   высокое   качество образования и дополнительного образования.  Задачи управления:  ­   разработка   и   реализация   концепции   эффективного   управления   всеми   образовательными структурами и персоналом, включенным в реализацию Программы развития;  19 ­ организация и проведение курсов подготовки и переподготовки, учебных семинаров, научно­ практических конференций;  ­совершенствование организации ученического самоуправления, активизация участия в детском движении.  V. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА Выпускник   МБОУ   «Зарубинская   ООШ»»   соответствует   критериям   компетентного человека (компетенция — это готовность эффективно соорганизовать  внутренние и внешние ресурсы   для   достижения   поставленной   цели;  компетентность   —   это   интегральная характеристика качеств человека, ориентированного на решение реальных задач, определяемых его   актуальной   или   потенциальной   должностью,   полномочиями,   правами;   компетентность   в образовании ­ это способность результативно действовать и эффективно разрешать проблему), а именно:  ­ ­ ­ готовностью к решению проблем: умением ставить цели и соотносить их с интересами других людей; способностью анализировать нестандартные ситуации; умением планировать результаты своей деятельности и создавать алгоритм своих действий; ­ ­ ­ ­ ­ оценивать результаты своей деятельности;  технологической компетентностью: готовностью к пониманию инструкций; умением описывать технологию и алгоритм действий; готовностью к самообразованию: умением выделять пробелы и проблемы; умением оценивать необходимость информации для своей деятельности. готовностью к использованию информационных ресурсов:     ­умением делать выводы из полученной информации;   ­умением использовать информацию для планирования своей деятельности;  ­ готовностью к социальному взаимодействию: способностью   соотносить   свои   устремления   с   интересами   других  людей   и социальных групп; ­ ­ способностью к продуктивному взаимодействию с членами команды; умением использовать человеческие ресурсы; коммуникативной компетентностью:   ­ умением получать информацию в диалоге; ­  умением   аргументированно   отстаивать   свою   точку   зрения   в   диалоге   и публичном выступлении на основе признания многообразия позиций и уважения чужой точки зрения. ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В настоящее время идет модернизация  российского образования, главной целью которой является   повышение   качества   и   доступности   образовательных   услуг,   превращение   системы образования   в   главный   ресурс   развития   российского   общества.   В   рамках   данного   процесса 20 выделяется   ряд   направлений   деятельности:   формирование   компетентностного   содержания образования,   информатизация   педагогического   процесса,   реструктуризация   сети   ОУ, находящихся   в   сельской   местности,   формирования   системы   управления   образованием, внедрение   новых   финансово­экономических   и   правовых   норм   деятельности   и   др.   Решение вышеперечисленных проблем весьма специфично на селе в условиях МКШ.                Оценка риска и возможные варианты решения                       Риски 1..Школа   из­за своего малочисленного контингента   может   быть   поставлена перед   выбором:   быть   закрытой   или найти путь сохранения и развития 2. Бюджетный дефицит 3. Наличие альтернативных услуг у соседней школы 4. Дефицит общения у обучающихся со сверстниками 5. Малые педагогические коллективы  (совмещение должностей, избыток и  недостаток специалистов, замещения,  приезжающие педагоги);  ­малые родительские коллективы  (своеобразие образовательного уровня,  ограниченность культурного общения,  принадлежность одному производству,  повышенная трудовая занятость в  личном подсобном хозяйстве,)           Возможные варианты решения Школа   может   себя   сохранить   увеличением контингента обучающихся за счет: ­ рождаемости; ­ патронатных семей; ­ приемных детей. ­ рациональная экономия средств выделенных  на содержание школы; ­ пришкольный участок (удешевление питания в школьной столовой). ­   повышение   качества   учебно­воспитательной работы; ­ укрепление МТБ ОУ; ­ повышение имиджа школы на селе и в районе. ­ активное участие в мероприятиях различного уровня; ­ участие обучающихся в международных играх – конкурсах; ­   участие   учителей   и   обучающихся   в   научно­ практических конференциях; ­ активное включение в сетевое взаимодействие.  ­   Повышение   квалификации   педагогов   через: тематические   семинары,   курсы   по   предметам. Переподготовки по учебным специальностям.   собрания,   проводить   родительские ­ конференции, круглые столы. ­   создать   Совет   отцов   для   тесного взаимодействия  ­   повысить   участие   родителей   в   проведении внеклассных мероприятий ­ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 Опираясь на ценности демократии нам необходимо воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан. Наши дети должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас. 22

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. « МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017