Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Оценка 5
Документация
docx
администрации
Детсад
24.06.2019
Реализация инклюзивного образования требует теоретической и практической подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров всех уровней образования, в том числе и дошкольного. Именно состояние кадрового потенциала является важным фактором, влияющим на распространение современных технологий инклюзивного образования и методов воспитания, обучения и развития детей, в том числе – с ограниченными возможностями здоровья.
Программа развития инклюзия.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 24 «ДРУЖБА» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Программа развития инклюзивного образования
детей в МБДОУ № 24 Ялта
2018г
«Программа развития инклюзивного образования детей»
Цель:
Организация внедрения инклюзивного образования в МБДОУ № 24
Задачи:
1.
2.
инклюзивного образования;
распространить опыт в сфере реализации инклюзивной практики в ДОУ;
повысить профессиональную компетентность педагогов области
3.
организовать обмен опытом дошкольных образовательных организаций в
рамках реализации инклюзивного образования
Идея проекта
Внедрение Программы развития инклюзивного образования детей в рамках реализации
ФГОС ДО через создание системы организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровью в МБДОУ включающей в себя:
1. целевые ориентиры. ФГОС ДО – это своего рода государственная модель качества
образования, которая регламентирует требования к условиям реализации образовательных
программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. Рассмотрим
с этих двух позиций проблему обеспечения качества инклюзивного образования в
дошкольном образовательном учреждении. Несомненно, положительной стороной ФГОС
ДО является регламентация инклюзивного образования, направленного на: обеспечение
коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им
квалифицированной помощи в освоении программы, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
2. Развивающая предметно пространственная среда. При создании развивающей
предметнопространственной среды в инклюзивном образовании с одной стороны
необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать
особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его
выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного,
зрительного,
зрительно
пространственного). Развивающая предметнопространственная среда ДОО должна
стремиться быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
двигательномоторного,
слухового,
осязательного,
3. Программа формирования инклюзивной компетентности управленческого и
педагогического состава.
Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации
процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня
профессиональных компетентностей ее специалистов.
Реализация инклюзивного образования требует теоретической и практической
подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров всех уровней
образования, в том числе и дошкольного. Именно состояние кадрового потенциала
является важным фактором, влияющим на распространение современных технологий
инклюзивного образования и методов воспитания, обучения и развития детей, в том числе –
с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная готовность педагога к инклюзивному образованию детей
дошкольного возраста фундаментальное условие успешного осуществления инклюзивного
образования детей дошкольного возраста, динамическое, интегративное профессионально
личностное образование, характеризующееся наличием установки, предполагающей
активную предрасположенность и потребность педагога в осуществлении инклюзивного
образования детей дошкольного возраста, проявляющееся в наличии и мобилизации
специальных знаний, умений и навыков реализации инклюзивного образования.
Инклюзивная компетентность – это интегративное личностное образование,
обуславливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе
инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности обучающихся и
обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
среду общеобразовательного учреждения и создание условий для его развития и
саморазвития.
4. Содержательнотехнологический блок внедрения инклюзивного образования.
1) Взаимодействия специалистов и педагогов в процессе коррекционноразвивающей
образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие
ребенка.
2) Инклюзивное образование в ДОО: дети с нарушением зрения.
3) Инклюзивное образование в ДОО: дети с нарушением речи.
4) Межсетевое взаимодействие ДОО в рамках инклюзивного образования.
5) Организация инклюзивного образовательного пространства в ДОУ.
6) Проектирование развивающей предметнопространственной среды ДОО при
организации инклюзивного образования детей.
7) Профессиональная компетентность педагогов ДОО, реализующих инклюзивное
образование.
8) Управление организацией инклюзивного образования в ДОУ.
5. Мониторинг готовности образовательной организации к внедрению инклюзивного
образования.
На настоящее время одной из наиболее актуальных задач развития инклюзивного
образования становится определение необходимых и достаточных условий построения
инклюзивной образовательной среды и построение в соответствии с этими условиями
инклюзивной образовательной среды.
Опираясь на понимание и принятие философии инклюзивного образования можно
выделить следующие базовые условия, необходимые для эффективного решения задач
построения инклюзивной образовательной среды, как системы реализующей равный доступ
к образованию и развитию различных категорий детей в общеобразовательной среде. К ним
относятся следующие:
Принятие философии инклюзии.
Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям.
Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и
руководства.
Наличие законов и нормативных актов, регламентирующих интегрированное
образование в том числе локальных (включая приказы по Управлению образования,
образовательному учреждению).
Наличие юридически оформленного договора между ДОО и родителями, включающего
все необходимые условия обучения ребенка, в том числе, требования, предъявляемые к
родителям (семье).
Сотрудничество с ресурсным центром по инклюзивному образованию в районе и
городе, в том числе с ПМПК. Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали
или сети (школа, учреждения дополнительного образования детей и т.п.), в том числе,
взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами.
Преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали.
Преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида.
Взаимодействие с внешними партнерами.
Наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на
компетентностнодеятельностном для детей с разным стартовым уровнем.
Наличие примерных учебных планов и т.п.
Наличие дидактических материалов.
Подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том
числе, специалистов сопровождения.
Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (заведующий, старший
воспитатель) по инклюзии, психолог, логопед, помощник (тьютор) и др.
Организация деятельности этих специалистов как ПМПк образовательного
учреждения с соответствующими выделенными задачами.
Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.
Специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство
группы и многое другое.
Адекватное финансирование.
Отсюда, необходимо диагностировать готовность образовательной организации к
внедрению инклюзивного образования, с этой целью нами разработана Карта оценки
готовности условий дошкольной организации к инклюзивному образованию.
Актуальность для развития системы образования
Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для
нашей страны задача создания системы такого образования требует решения на всех
уровнях, и в первую очередь, муниципальном и региональном. Именно инклюзивное
образовательное пространство обеспечит детям с особыми образовательными
потребностями равные возможности развития, необходимого для максимальной адаптации
и полноценной интеграции в общество. Обозначенные выше преобразования закономерно
повлекли за собой повышение требований к деятельности педагогов, расширению их
функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых и личностных
характеристик. Опора только на традиционные педагогические умения и навыки
оказывается недостаточной. Данная ситуация объективно актуализирует необходимость
развития профессиональной компетентности специалистов сферы образования при
подготовке их к работе в условиях инклюзии.
Программа развития инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС в ДОУ 2018 – 2023 г.г. позволит:
распространить опыт в сфере реализации инклюзивной практики в
дошкольном образовании,
гибко и адресно повысить профессиональный уровень управленческого и
педагогического состава,
обеспечить детей региона раннего и дошкольного возраста с ОВЗ доступными и
качественными образовательными услугами.
Программа реализации проекта: В современной ситуации накопления опыта социальной и образовательной инклюзии
неизбежно встает вопрос о поиске и четкой трактовке методологических оснований, с
позиции которых будет происходить исследование проблем инклюзивного образования, а
также процессов, происходящих внутри него. Вероятно, теоретическое наполнение
инклюзивной модели будет происходить постепенно, соответственно реализации
комплексных системных исследований в этой области. Ясным является то, что становление
новой образовательной парадигмы будет представлять синтез теорий, включающий
философское, педагогическое, психологическое, медицинское и др. знание, а результаты
теоретического поиска будут выполнять роль научных ориентиров в реализации
инклюзивных практик, обеспечат их оптимальное функционирование. Методологический
уровень разработки данной проблемы обусловит выбор ведущих идей исследования в этой
области, научное описание выявляемых фактов и явлений, анализ и научную оценку
эффективности происходящих процессов. Необходимо выделить такой базис, который
объединил бы конструктивные идеи инновационного движения педагогической науки и
практики, отвечающих потребностям современности и завтрашнего дня. Здесь важно не
ограничиваться совокупностью эклектично подобранных положений, наиболее отвечающих
и подходящих для реализации инклюзивного образования. Это должно быть определение
ведущих системообразующих оснований, обеспечивающих понимание направления
движения педагогической науки и практики к ребенку, к личности.
Большинство современных исследований в области педагогики и психологии строятся
на емких и в то же время взаимообогащающих друг друга научных подходах: системном,
аксиологическом, антропологическом, синергетическом, личностноориентированном,
деятельностном, компетентностном. Оценивая инклюзивное образование как современную
инновационную образовательную систему, исследователи (М.М.Семаго, Н.Я.Семаго,
Т.П.Дмитриева)
значительной корректировки
мировоззренческих инвариантов ее научного анализа, поскольку речь идет не просто об
очередном реформировании образовательной системы, а переходе к построению
принципиально иной цивилизационной парадигмы – постмодернизму, что соотносится со
вступлением в постнеклассический этап научной картины мира. Авторы оценивают
инклюзивное образование как современную инновационную систему, что предполагает
применение современных методологических представлений при ее моделировании, а
именно синергетической концепции.
подчеркивают необходимость
Системность – одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов
(В.П. Беспалько, М. А. Данилов, Т.А. Ильина, В. И. Андреев). Системный подход
позволяет моделировать педагогический процесс с учетом таких свойств, как целостность,
структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды (В. И. Андреев, 2003).
Согласно положениям системного анализа, при внедрении инновации необходимо
обеспечить, чтобы новая модель была согласована с культурной средой, в которой ей
предстоит функционировать, входила бы в эту среду не как чужеродный элемент, а как
естественная составная часть (Ф. И.Перегудов, Ф.П. Тарасенко, 1989). Также вероятно, что
и в самой среде должны быть созданы предпосылки, обеспечивающие функционирование
будущей модели. Таким образом, не только модель должна приспосабливаться к среде, но
и среду необходимо приспосабливать к модели будущей системы (А. М. Новиков, 2002).
Системный подход дает возможность многопланового понимания происходящих процессов
в условиях инклюзии, понять связи и механизмы взаимоотношений субсистем,
находящихся в развитии, а также осмыслить возможности педагогической компенсации
возникающих рисков и противоречий, безусловно возникающих при внедрении
инновационных процессов.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия
обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную
группу на часть дня, или целый день, и таким образом изменить организацию пространства
учреждения и воспитательнообразовательный процесс, а чтобы полностью вовлечь особого
ребенка в социум.
«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их
способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит
этому ребёнку. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только
с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к
той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не
ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какието особые группы,
часто используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в
группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному
учебному плану.
Сегодня инклюзивное образование чаще всего рассматривается как процесс,
реализующий право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение
образования в равных условиях с их нормально развивающимися сверстниками. Однако и
педагогам, и родителям необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное
образование – это не только открытая дверь в детский сад, но это ещё и ответственность за
результат образования. Качество образования напрямую зависит от того, насколько
предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям
детей с ОВЗ. Для того чтобы образовательные учреждения могли адекватно на них
реагировать, необходимо искать эффективные образовательные стратегии, моделировать и
описывать их для дальнейшего внедрения в практику.
Воспитатель инклюзивной группы является «главным» специалистом по отношению к
ребёнку с особенностями. «Цель такого (инклюзивного) детского сада – дать всем
воспитанникам возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного
участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное
взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.
Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей
специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей
социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных
вывихов»), принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, который еще в 30ые годы, одним
из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной
компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект реализуется в течение 2 лет с 2019 по 2020 годы.
1 этап – Диагностический.
Задачи этапа:
1. Определение готовности учреждения ДОО к инклюзивному образованию.
2. Определение знаниевой и эмоциональной готовности педагогов к инклюзивному
образованию.
3. Выявление уровня сформированности инклюзивной компетентности
педагогического состава ДОО.
Ожидаемый результат:
1. Анализ готовности учреждений к инклюзивному образованию, выявление точек
роста.
2. Анализ готовности педагогов к инклюзивному образованию, выявление точек
роста. 3. Выделение эффективных механизмов формирования инклюзивной
компетентности педагогов ДО.
2 этап – Деятельностный.
Задачи этапа:
1. Разработка карты РППС групп по нарушениям развития детей с ОВЗ.
2. Помощь в организации деятельности в инклюзивной группе ДОО.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области
инклюзивного образования.
4. Разработка единой формы индивидуального образовательного маршрута детей с
ОВЗ.
Ожидаемый результат:
группе.
1. Карты РППС по нарушениям развития детей с ОВЗ.
2. Методические рекомендации по организации деятельности в инклюзивной
3. Программа повышения педагогической компетентности в области инклюзивного
образования.
4. Индивидуальный образовательный маршрут.
3 этап – Аналитический.
Задачи этапа:
1. Подготовка методических материалов к изданию.
2. Обмен опытом ДУ в рамках реализации инклюзивного образования.
Ожидаемый результат:
1.
2.
Методическое пособие для педагогов.
Удовлетворенность участников программы (менее 90% от числа участников).
Календарный планграфик проекта.
Задача
Мероприятие
№
п/п
ЭТАП 1. (Диагностический)
1.
и
к
Определить
готовность
учреждения
инклюзивному
образованию
Определение
знаниевой
эмоциональной
готовности
педагогов
инклюзивному
образованию
Выявление уровня
сформированност
и инклюзивной
компетентности
к
2.
3.
карты
к
Заполнение
готовности
учреждения
инклюзивному
образованию
Опросники и тесты
Срок
реализац
ии
Сентябр
ь
октябрь
2018
Октябрь
ноябрь
2018
Ожидаемый результат
выявление
готовности
к
Анализ
учреждений
инклюзивному
образованию,
точек роста
Анализ
готовности
педагогов к инклюзивному
образованию,
выявление
точек роста
Анкетирование
Ноябрь
декабрь
2018
Выделение эффективных
механизмов
формирования
инклюзивной педагогического
состава ДО
в
2.
ЭТАП 2. (Деятельностный)
1.
Разработка карты
РППС групп по
нарушениям
Помощь
организации
деятельности в
инклюзивной
группе
Повышение
профессионально
й компетентности
педагогов
в
области
инклюзивного
образования
3.
4.
Разработка
единой формы
индивидуального
образовательного
маршрута детей с
ОВЗ
3 ЭТАП ( Аналитический)
1.
Подготовка
методических
материалов
изданию
к
2.
3.
Рецензирование
материалов
Обмен опытом ДУ
в
рамках
реализации
инклюзивного
образования
компетентности педагогов
ДО
Карты
нарушениям
РППС
по
Методические
рекомендации
Программа повышения
педагогической
компетентности в области
инклюзивного
образования
Сентяб
октябрь
2018
Ноябрь
декабрь
2018
Январь
февраль
2019
Март
апрель
2019
Индивидуальный
образовательный маршрут
Апрель
октябрь
2019
Ноябрь
декабрь
2019
в
журнале
Статья
«Образовательная
панорама»,
Методическое пособие
для педагогов.
Удовлетворенность
участников программы
(менее 90% от числа
участников)
игра
Деловая
«Инклюзивный
детский сад»
Семинар практикум
«Специфика работы
педагога
в
инклюзивной группе»
стол
Круглый
«Инклюзивная
компетентность как
часть
профессиональной
компетентности
педагога»,
методический клуб
«Организация работы
педагога в условиях
инклюзии»
Семинарпрактикум
«Сопровождение
инклюзивного
образования детей при
реализации
построения
индивидуальных
образовательных
маршрутов»
Создание
рабочей
группы по написанию
и подготовке к
изданию научных и
учебнометодических
материалов
Поддержка внедрения
инклюзивного
образования в ДУ Предложения по распространению и внедрению результатов реализации
Программы
1. Создание правового поля дошкольной организации инклюзивного образования.
2. Подготовка дошкольной образовательной организации и кадров к организации
инклюзивного образования.
3. Организации процесса внедрения инклюзивного образования в организации.
Обоснование устойчивости результатов инновационной Программы
1. Помощь в создании локальных актов, регулирующих организацию инклюзивного
процесса в дошкольной образовательной организации, структуры и содержания
Образовательной программы,
особенностей планирования образовательной
деятельности. Разработка Образовательной программы ДОО (на основе ФГОС).
2. Мониторинг условий ДОО и осуществления образовательного
процесса
лицензионным требованиям, санитарным правилам и нормам, противопожарным
требованиям, требованиям образовательных программ
3. Обучение коллектива основам инклюзивного образования. Формирование
инклюзивной компетентности.
4. Разработка и реализация программ различной направленности в инклюзивном
детском саду.
5. Сопровождение в организации образовательного процесса (Консультативного
пункта, Кратковременного пребывания, ПМПк), подготовка документации.
6. Сформулированные методические рекомендации по внедрению инклюзивного
образования ФГОС ДО.
7. Обмен опытом ДОУ в рамках реализации инклюзивного образования.
Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.