Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Оценка 5

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Оценка 5
Документация
docx
администрации
Детсад
24.06.2019
Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.
Реализация инклюзивного образования требует теоретической и практической подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров всех уровней образования, в том числе и дошкольного. Именно состояние кадрового потенциала является важным фактором, влияющим на распространение современных технологий инклюзивного образования и методов воспитания, обучения и развития детей, в том числе – с ограниченными возможностями здоровья.
Программа развития инклюзия.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 24 «ДРУЖБА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ                «Программа развития инклюзивного образования   детей в МБДОУ №  24 Ялта 2018г  «Программа развития инклюзивного образования детей» Цель: Организация внедрения инклюзивного образования в МБДОУ № 24 Задачи:   1. 2. инклюзивного образования;  распространить опыт в сфере реализации инклюзивной практики в ДОУ; повысить   профессиональную   компетентность   педагогов   области 3. организовать   обмен   опытом   дошкольных   образовательных   организаций   в рамках реализации инклюзивного образования Идея проекта Внедрение Программы развития инклюзивного образования детей в рамках реализации ФГОС   ДО  через   создание   системы   организации   инклюзивного   образования   детей   с ограниченными возможностями здоровью в МБДОУ включающей в себя:  1. целевые ориентиры. ФГОС ДО – это своего рода государственная модель качества образования, которая регламентирует требования к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. Рассмотрим с   этих   двух   позиций   проблему   обеспечения   качества   инклюзивного   образования   в дошкольном образовательном учреждении. Несомненно, положительной стороной ФГОС ДО   является   регламентация   инклюзивного   образования,   направленного   на:   обеспечение коррекции   нарушений   развития   различных   категорий   детей   с   ОВЗ,   оказание   им квалифицированной помощи в освоении программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных   и   индивидуальных   особенностей   и   особых   образовательных   потребностей, социальной адаптации. 2.   Развивающая   предметно­   пространственная   среда.   При   создании   развивающей предметно­пространственной   среды   в   инклюзивном   образовании   с   одной   стороны необходимо   сохранение   общепедагогических   требований,   а   с   другой   важно   учитывать особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его выраженности,   характер   и   особенности   психофизического   развития   (сенсомоторного, зрительного, зрительно­ пространственного).   Развивающая   предметно­пространственная   среда   ДОО   должна стремиться   быть   содержательно­насыщенной,   трансформируемой,   полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.   двигательно­моторного, слухового,   осязательного,     3.   Программа   формирования   инклюзивной   компетентности   управленческого   и педагогического состава. Первичным   и   важнейшим   этапом   подготовки   системы   образования   к   реализации процесса   инклюзии   является   этап   психологических   и   ценностных   изменений   и   уровня профессиональных компетентностей ее специалистов. Реализация   инклюзивного   образования   требует   теоретической   и   практической подготовки   и   переподготовки   управленческих   и   педагогических   кадров   всех   уровней образования,   в   том   числе   и   дошкольного.   Именно   состояние   кадрового   потенциала является   важным   фактором,   влияющим   на   распространение   современных   технологий инклюзивного образования и методов воспитания, обучения и развития детей, в том числе – с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная   готовность   педагога   к   инклюзивному   образованию   детей дошкольного возраста ­ фундаментальное условие успешного осуществления инклюзивного образования детей дошкольного возраста, динамическое, интегративное профессионально­ личностное   образование,   характеризующееся   наличием   установки,   предполагающей активную предрасположенность и  потребность педагога  в осуществлении  инклюзивного образования   детей   дошкольного   возраста,   проявляющееся   в   наличии   и   мобилизации специальных знаний, умений и навыков реализации инклюзивного образования.  Инклюзивная   компетентность   –   это   интегративное   личностное   образование, обуславливающее   способность   осуществлять   профессиональные   функции   в   процессе инклюзивного   обучения,   учитывая   разные   образовательные   потребности   обучающихся и обеспечивая   включение ребенка с   ограниченными   возможностями   здоровья   в среду общеобразовательного учреждения   и   создание   условий   для   его   развития   и саморазвития.  4. Содержательно­технологический блок внедрения инклюзивного образования. 1) Взаимодействия специалистов и педагогов в процессе коррекционно­развивающей образовательной   деятельности,   стимулирующей  речевое   и  личностное  развитие ребенка. 2) Инклюзивное образование в ДОО: дети с нарушением зрения. 3) Инклюзивное образование в ДОО: дети с нарушением речи. 4) Межсетевое взаимодействие ДОО в рамках инклюзивного образования. 5) Организация инклюзивного образовательного пространства в ДОУ. 6) Проектирование   развивающей   предметно­пространственной   среды   ДОО   при организации инклюзивного образования детей. 7) Профессиональная   компетентность   педагогов   ДОО,   реализующих   инклюзивное образование. 8) Управление организацией инклюзивного образования в ДОУ. 5. Мониторинг готовности образовательной организации к внедрению инклюзивного образования. На   настоящее   время   одной   из   наиболее   актуальных   задач   развития   инклюзивного образования   становится   определение   необходимых   и   достаточных   условий   построения инклюзивной   образовательной   среды   и   построение   в   соответствии   с   этими   условиями инклюзивной образовательной среды.  Опираясь   на   понимание   и   принятие   философии   инклюзивного   образования   можно выделить   следующие   базовые   условия,   необходимые   для   эффективного   решения   задач построения инклюзивной образовательной среды, как системы реализующей равный доступ к образованию и развитию различных категорий детей  в общеобразовательной среде. К ним относятся следующие:  Принятие философии инклюзии. Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям. Существование   «внешней»   поддержки   со   стороны   педагогического   сообщества   и руководства. Наличие   законов   и   нормативных   актов,   регламентирующих   интегрированное образование   в   том   числе   локальных   (включая   приказы   по   Управлению   образования, образовательному учреждению). Наличие юридически оформленного договора между ДОО и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе, требования, предъявляемые к родителям (семье). Сотрудничество   с   ресурсным   центром   по   инклюзивному   образованию   в   районе   и городе, в том числе с ПМПК. Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети   (школа, учреждения дополнительного образования детей и т.п.), в том числе, взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами. Преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали. Преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида. Взаимодействие с внешними партнерами. Наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно­деятельностном  для детей с разным стартовым уровнем. Наличие примерных учебных планов и т.п. Наличие дидактических материалов. Подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том числе, специалистов сопровождения. Наличие команды специалистов сопровождения:   координатор (заведующий, старший воспитатель) по инклюзии, психолог, логопед, помощник (тьютор) и др. Организация   деятельности   этих   специалистов   как   ПМПк   образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами. Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду. Специальное оборудование и средства, модулирующие  образовательное пространство группы и многое другое.  Адекватное финансирование. Отсюда,   необходимо   диагностировать   готовность   образовательной   организации   к внедрению   инклюзивного   образования,   с   этой   целью   нами   разработана   Карта   оценки готовности условий дошкольной организации к  инклюзивному образованию. Актуальность для развития системы образования  Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей   страны   задача   создания   системы   такого   образования   требует   решения   на   всех уровнях,   и   в   первую   очередь,   муниципальном   и   региональном.   Именно   инклюзивное образовательное   пространство   обеспечит   детям   с   особыми   образовательными потребностями равные возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Обозначенные выше преобразования закономерно повлекли   за   собой   повышение   требований   к   деятельности   педагогов,   расширению   их функциональных   обязанностей,   изменению   профессионально   значимых   и   личностных характеристик.   Опора   только   на   традиционные   педагогические   умения   и   навыки оказывается недостаточной. Данная ситуация объективно актуализирует   необходимость развития   профессиональной   компетентности   специалистов   сферы   образования   при подготовке их к работе в условиях инклюзии. Программа   развития   инклюзивного   образования   детей   с   ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС в ДОУ 2018 – 2023 г.г. позволит:   распространить   опыт   в   сфере   реализации   инклюзивной   практики   в дошкольном образовании,  гибко   и   адресно   повысить   профессиональный   уровень   управленческого   и педагогического состава,  обеспечить   детей   региона   раннего   и   дошкольного   возраста   с   ОВЗ   доступными   и качественными образовательными услугами. Программа  реализации  проекта: В современной ситуации накопления опыта социальной и образовательной инклюзии неизбежно встает вопрос о поиске и   четкой трактовке методологических оснований, с позиции которых будет происходить исследование проблем инклюзивного образования, а также   процессов,   происходящих   внутри   него.   Вероятно,   теоретическое   наполнение инклюзивной   модели   будет   происходить   постепенно,   соответственно   реализации комплексных системных исследований в этой области. Ясным является то, что становление новой   образовательной   парадигмы   будет   представлять   синтез   теорий,   включающий философское, педагогическое, психологическое, медицинское и др. знание, а результаты теоретического   поиска   будут   выполнять   роль   научных   ориентиров   в   реализации инклюзивных практик, обеспечат их оптимальное функционирование. Методологический уровень разработки данной проблемы обусловит выбор ведущих идей исследования в этой области,   научное   описание   выявляемых   фактов   и   явлений,   анализ   и   научную   оценку эффективности   происходящих   процессов.   Необходимо   выделить   такой   базис,   который объединил   бы   конструктивные   идеи   инновационного   движения   педагогической   науки   и практики, отвечающих потребностям современности и завтрашнего дня. Здесь важно не ограничиваться совокупностью эклектично подобранных положений, наиболее отвечающих и подходящих для реализации инклюзивного образования. Это должно быть определение ведущих   системообразующих   оснований,   обеспечивающих   понимание   направления движения педагогической науки и практики к ребенку, к личности. Большинство современных исследований в области педагогики и психологии строятся на емких и в то же время взаимообогащающих друг друга научных подходах: системном, аксиологическом,   антропологическом,   синергетическом,   личностно­ориентированном, деятельностном, компетентностном. Оценивая инклюзивное образование как современную инновационную   образовательную   систему,   исследователи   (М.М.Семаго,   Н.Я.Семаго, Т.П.Дмитриева) значительной   корректировки мировоззренческих инвариантов ее научного анализа, поскольку речь идет не просто об очередном   реформировании   образовательной   системы,   а   переходе   к   построению принципиально иной цивилизационной парадигмы – постмодернизму, что соотносится со вступлением   в   постнеклассический   этап   научной   картины   мира.   Авторы   оценивают инклюзивное   образование   как   современную   инновационную   систему,   что   предполагает применение   современных   методологических   представлений   при   ее   моделировании,   а именно синергетической концепции.    подчеркивают   необходимость   Системность – одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов (В.П.   Беспалько,   М.   А.   Данилов,   Т.А.   Ильина,   В.   И.   Андреев).   Системный   подход позволяет моделировать педагогический процесс с учетом таких свойств, как целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды (В. И. Андреев, 2003). Согласно   положениям   системного   анализа,   при   внедрении   инновации   необходимо обеспечить,   чтобы   новая   модель   была   согласована   с   культурной   средой,   в   которой   ей предстоит функционировать, входила бы в эту среду не как чужеродный элемент, а как естественная составная часть (Ф. И.Перегудов, Ф.П. Тарасенко, 1989). Также вероятно, что и в самой среде должны быть созданы предпосылки, обеспечивающие функционирование будущей модели. Таким образом, не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к модели будущей системы (А. М. Новиков, 2002). Системный подход дает возможность многопланового понимания происходящих процессов в   условиях   инклюзии,   понять   связи   и   механизмы   взаимоотношений   субсистем, находящихся в развитии, а также осмыслить возможности педагогической компенсации возникающих   рисков   и   противоречий,   безусловно   возникающих   при   внедрении инновационных процессов. Инклюзия  – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает   полное   вовлечение   ребенка   с   особенностями   развития   в   жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня, или целый день, и таким образом изменить организацию пространства учреждения и воспитательно­образовательный процесс, а чтобы полностью вовлечь особого ребенка в социум. «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности   к   обучению,   которое   ведётся   тем   способом,   который   наиболее   подходит этому ребёнку. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп,  пола, возраста, принадлежности к той или иной  социальной  группе. Система обучения подстраивается под  ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие­то особые группы, часто  используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в группе   полное   время     или   частично,   обучаясь   с   поддержкой   и     по   индивидуальному учебному плану.  Сегодня   инклюзивное   образование   чаще   всего   рассматривается   как   процесс, реализующий право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования в равных условиях с их нормально развивающимися сверстниками. Однако и педагогам, и родителям необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное образование – это не только открытая дверь в детский сад, но это ещё и ответственность за результат   образования.   Качество   образования   напрямую   зависит   от   того,   насколько предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям детей   с   ОВЗ.   Для   того   чтобы   образовательные   учреждения   могли   адекватно   на   них реагировать, необходимо искать эффективные образовательные стратегии, моделировать и описывать их для дальнейшего внедрения в практику.  Воспитатель инклюзивной группы является «главным» специалистом по отношению к ребёнку   с   особенностями.   «Цель   такого   (инклюзивного)   детского     сада     –   дать   всем воспитанникам   возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия   в   коллективе,   местном   сообществе,   тем   самым,   обеспечивая   наиболее   полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Идея   инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное   и   общее   образование   с   целью   создания   условий   для   преодоления   у   детей социальных   последствий   генетических,   биологических   дефектов   развития   («социальных вывихов»),  принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, который еще в 30­ые годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.     Сроки  и этапы  реализации  проекта: Проект  реализуется  в  течение  2  лет  с  2019  по  2020 годы.   1 этап – Диагностический. Задачи этапа: 1. Определение готовности учреждения ДОО  к инклюзивному образованию. 2. Определение знаниевой и эмоциональной готовности педагогов к инклюзивному образованию. 3. Выявление   уровня   сформированности   инклюзивной   компетентности педагогического состава ДОО. Ожидаемый результат: 1. Анализ готовности учреждений к инклюзивному образованию, выявление точек роста. 2. Анализ готовности педагогов к инклюзивному образованию, выявление точек роста. 3. Выделение   эффективных   механизмов   формирования   инклюзивной компетентности педагогов ДО. 2 этап – Деятельностный. Задачи этапа: 1. Разработка карты РППС групп по нарушениям развития детей с ОВЗ. 2. Помощь в организации деятельности в инклюзивной группе ДОО. 3. Повышение   профессиональной   компетентности   педагогов   в   области инклюзивного образования. 4. Разработка единой формы индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ. Ожидаемый результат: группе. 1. Карты РППС по нарушениям развития детей с ОВЗ. 2. Методические   рекомендации   по   организации   деятельности   в   инклюзивной 3. Программа повышения педагогической компетентности в области инклюзивного образования. 4. Индивидуальный образовательный маршрут. 3 этап – Аналитический. Задачи этапа: 1. Подготовка методических материалов к изданию. 2. Обмен опытом ДУ в рамках реализации инклюзивного образования. Ожидаемый результат: 1. 2.  Методическое пособие для педагогов. Удовлетворенность участников программы (менее 90% от числа участников). Календарный план­график проекта. Задача Мероприятие № п/п ЭТАП 1. (Диагностический) 1. и   к Определить готовность учреждения   инклюзивному образованию Определение знаниевой   эмоциональной готовности педагогов   инклюзивному образованию Выявление уровня сформированност и   инклюзивной компетентности к 2. 3. карты к   Заполнение готовности учреждения инклюзивному образованию Опросники и тесты   Срок  реализац ии Сентябр ь­ октябрь 2018 Октябрь ­ноябрь 2018 Ожидаемый результат      выявление готовности к Анализ   учреждений инклюзивному образованию, точек роста Анализ   готовности педагогов к инклюзивному образованию,   выявление точек роста Анкетирование Ноябрь­ декабрь 2018 Выделение   эффективных механизмов формирования инклюзивной педагогического состава ДО   в 2. ЭТАП 2. (Деятельностный) 1. Разработка   карты РППС   групп   по нарушениям Помощь организации деятельности   в инклюзивной группе Повышение профессионально й   компетентности педагогов в области инклюзивного образования 3.   4. Разработка единой   формы индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ  3 ЭТАП  ( Аналитический) 1. Подготовка методических материалов изданию   к 2. 3.  Рецензирование материалов   Обмен опытом ДУ в рамках реализации инклюзивного образования компетентности педагогов ДО Карты   нарушениям РППС   по Методические рекомендации Программа   повышения педагогической компетентности в области инклюзивного образования Сентяб ­ октябрь 2018 Ноябрь ­ декабрь 2018 Январь ­ февраль 2019 Март­ апрель 2019 Индивидуальный образовательный маршрут Апрель­ октябрь 2019 Ноябрь­ декабрь 2019 в   журнале Статья   «Образовательная панорама», Методическое   пособие для педагогов. Удовлетворенность участников   программы (менее   90%   от   числа участников) игра   Деловая «Инклюзивный детский сад» Семинар­   практикум «Специфика   работы педагога в инклюзивной группе»   стол Круглый   «Инклюзивная компетентность   как часть профессиональной компетентности педагога», методический   клуб «Организация   работы педагога   в   условиях инклюзии» Семинар­практикум «Сопровождение инклюзивного образования детей при реализации построения индивидуальных образовательных маршрутов»   Создание рабочей группы   по   написанию и   подготовке   к изданию   научных   и учебно­методических материалов Поддержка   внедрения инклюзивного образования в ДУ Предложения по распространению и внедрению результатов реализации  Программы 1. Создание правового поля дошкольной организации инклюзивного образования. 2. Подготовка   дошкольной   образовательной   организации   и   кадров   к   организации инклюзивного образования. 3. Организации процесса внедрения инклюзивного образования в организации. Обоснование устойчивости результатов инновационной Программы 1. Помощь   в   создании   локальных   актов,   регулирующих   организацию   инклюзивного процесса   в   дошкольной   образовательной   организации,   структуры   и   содержания Образовательной   программы,   особенностей   планирования   образовательной деятельности. Разработка Образовательной программы ДОО  (на основе ФГОС). 2. Мониторинг   условий   ДОО   и   осуществления   образовательного     процесса лицензионным   требованиям,   санитарным   правилам   и   нормам,   противопожарным требованиям, требованиям образовательных программ 3. Обучение   коллектива   основам   инклюзивного   образования.   Формирование инклюзивной компетентности. 4. Разработка   и   реализация   программ   различной   направленности   в   инклюзивном детском саду. 5. Сопровождение   в   организации   образовательного   процесса   (Консультативного пункта, Кратковременного пребывания, ПМПк), подготовка  документации. 6. Сформулированные   методические   рекомендации   по   внедрению   инклюзивного образования ФГОС ДО. 7. Обмен опытом ДОУ в рамках реализации инклюзивного образования.

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.

Программа развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста в ДОУ.

Программа развития инклюзивного  образования детей дошкольного возраста  в ДОУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019