Цель:
Осуществление подготовки вожатых, организаторов детского движения на основе включения их в деятельность по изучению специальных дисциплин и использованию современных образовательных технологий.
Задачи:
Предоставление учащимся гимназии возможности познакомиться с профессиональной работой вожатого;
включение выпускников школы вожатых в конкурентоспособную обстановку на рынке сезонной занятости;
создание условий для мотивации учащихся старшей школы участвовать в сезонном трудоустройстве на базе летних лагерей отдыха для детей;
повышение уровня социальной активности старших гимназистов.
Содержание программы:
Общий объем учебной программы подготовки школьных пионерских вожатых (далее - ШПВ) составляет 274 академических часа (51 лекционных и 54 практических занятий). Занятия проводятся в течение 1,5 месяцев.
Участниками ШПВ могут стать учащихся 6-8 и 8-11 классов. Программу составляют 3 блока:
1-ый год обучения - Школа вожатского мастерства (ШВМ),
2-ой года обучения - Школа методического мастерства (ШММ).
Школа подготовки вожатых
1-го года обучения:
Программа ШПВ 1 года обучения состоит из 147 часов: 22 лекционных, 25 практических занятий из расчета на 5 групп.
Отбор слушателей проводится по 2 направлениям: анкетирование и собеседование.
Анкетирование позволяет выявить интерес к вожатскому делу, начальные знания в области педагогической деятельности.
Собеседование носит оценочный характер. Оцениваются способности к творческому мышлению, умение решать педагогические ситуации, общая предрасположенность и профессиональная ориентация.
Организационные формы обучения:
Программа предполагает использование активных методов обучения: тренинги, мастер-классы, брифинги, конференции, а также прикладные технологии: сюжетно-ролевые, деловые, армадные игры.
Каждую неделю будущие вожатые Школы апробируют мероприятия, придуманные слушателями ШВМ -2-го года обучения.
Во время реализации программы используется рейтинговая система, состоящая из трех компонентов:
личный рейтинг,
рейтинг группы,
рейтинг педагогического отряда.
Организационные формы обучения:
Участники ШПВ с лучшими результатами в личном рейтинге выезжают в Инструктивный лагерь для вожатых, минуя конкурсный отбор. По итогам обучения лучшие из лучших выезжают в лагерь - “Инструктив”, где знания, полученные в Школе вожатского мастерства, применяются на практике.
Участники ШПВ с лучшими результатами в личном рейтинге выезжают в Инструктивный лагерь для вожатых, минуя конкурсный отбор. Инструктивные сборы проводятся в течение четырех дней, где вожатые переживают все радости, приключения, проблемы и невзгоды временного детского коллектива.
Школа подготовки вожатых 2 года обучения:
Школа подготовки вожатых 2 года обучения организуется для «старичков», т.е. вожатых, отработавших одну или более лагерную смену для закрепления полученных навыков, где они сами могут выступать в роли тренеров и преподавателей, помогать вожатым справляться со своими обязанностями и решать возникающие проблемы.
Объем программы - 86 академических часов: 26 лекционных, 60 практических занятий из расчета на 2 группы.
Школа подготовки вожатых 2 года обучения:
Школа акцентирует внимание на совместных отношениях в паре: ведь выпускники ШПВ – 2 обязательно работают в паре с выпускниками ШПВ – 1. Таким образом, наставничество и работа с новичками продолжается и в лагере.
ШПВ - 2 включает такие лекционные, практические и тренинговые занятия, как: "Наставничество", "Мотивация и стимулирование", "Эффективные коммуникации", "Психология взрослого возраста", "Целеполагание", "Time menegement" и др.
Школа подготовки вожатых 2 года обучения:
ШПВ для методистов готовит к работе в ДОЛ профессиональных старших вожатых, старших воспитателей, методистов. Основное внимание в Школе уделяется управленческому аспекту при работе с педагогическим коллективом.
ШПВ для методистов включает такие дисциплины, как: "Социальное проектирование", "Диагностические методики", "Командообразование", "Делегирование полномочий", "Управление рисками", "Программный подход", "Самопрезентация и самоэффективность", "Эффективные коммуникации", "Эффективное проведение планерок", "Конфликтология", "Педагогический анализ".
Школа подготовки вожатых 2 года обучения:
Все выпускники Школы выезжают в качестве помощников вожатых, вожатых, методистов в детский оздоровительный лагерь (ДОЛ), а так же работают в лагере дневного пребывания (ЛДП). Таким образом, руководители вожатских коллективов получают все необходимые знания для эффективного управления своей командой.
Подведение итогов освоения программы:
Подведение итогов (аттестация участников ШПВ) при реализации Программы каждого года обучения предусматривает различные формы контроля:
Текущий контроль:
ответы на проблемные вопросы;
выполнение практико-ориентированных заданий;
подготовка проектных разработок
защита учебных продуктов, разработанных на
практических занятиях и самостоятельно;
рефлексивные работы;
Подведение итогов освоения программы:
Итоговый контроль прикладной деятельности слушателей
комплексный зачет (тестирование) по ведущим вопросам модуля;
презентация микропроекта;
Эссе
Главной особенностью контроля за реализацией данной программы является создание условий для мотивации у обучающихся преимущества самооценки перед оценкой.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
1. Возрастная психология (школьный возраст) (6 часов лекции, зачет)
Психология, индивидуальные и социальные особенности школьного возраста и их учет в деятельности вожатого. Особенности младшего школьного возраста. Средний школьный возраст - особенности и проблемы. Феноменология старшего школьного возраста. Рекомендации к организации межвозрастного взаимодействия в условиях загородного лагеря и ЛДП
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
2. Конфликтология. Конфликтные ситуации. (2 часа лекции, 2 часа практика зачет).
Общение как социальный феномен. Структура общения. Мотивация и ценности общения. Разновидности социальных ролей. Значения общения для продуктивного развития личности. Речь, мимика, жесты, поза - символические системы общения. Негативные ситуации в процессе общения: конфликты, стрессы. Девиантное поведение: особенности, пути преодоления. Сигналы конфликта. Конфликтные привычки. Выработка альтернатив: творческий и практический подходы, компромисс, “мозговая атака”. Техника урегулирования конфликтов в условиях летнего лагеря.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
3. Медико-социальные основы здоровья (2 часа лекции)
Основы здорового образа жизни. Формирование стиля ЗОЖ y школьников в условиях загородного лагеря. Социально значимые заболевания: СПИД, туберкулез, наркозависимость, сердечнососудистые заболевания. Особенности общения с людьми, страдающими социальными заболеваниями. Методы профилактики и борьбы с распространением социальных болезней. Основы оказания первой медицинской помощи в условиях загородного лагеря. Основные медицинские категории. Правила оказания первой медицинской помощи. Санитарные нормы и требования. Детские болезни.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
4. Риторика (2 часа лекции, 2 часа практики, зачет).
Общение, его компоненты. Выбор модели речевого поведения, Речь как средство решения первичных задач. Разрешение конфликтов посредством речи. Речевой этикет. Правила и нормы речевого общения.
5. Этикет вожатого (2 часа практика).
Этикет как форма поведения. Деликатность, такт, хорошие манеры - нормы моральной гигиены. Основы ситуативного этикета: правила поведения в общественных местах; деловой этикет; культура жизненного пространства; этикет и мода; культура чувств.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
6. Навыки хореографии (2 часа практика).
Танец как часть системы дополнительного образования и воспитания. Мотивация и ценности обучения танцам. Танец как составной компонент формирования коллектива. Разновидности танцев. Знакомство с традиционными танцами. Разучивание элементарных движений (шаги, положение рук). Разучивание движений к танцам (вальс, ча-ча-ча, самбо). Разучивание рисунка народного танца.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
7. Песенный практикум (2 часа практика).
Знакомство с песенным репертуаром, характерным для летних лагерей отдыха. Разучивание необходимого репертуара. Организация вожатыми собственного песенного занятия.
8. Основы детского самоуправления (2 часа лекции, 2часа практики, зачет)
Основные модели самоуправления, применение самоуправления в ДОЛ, основные проблемы применения, методы их решения.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
9. Юридические основы организации жизнедеятельности в ДОЛ.
(2 часа лекции)
Основные законодательные акты в области организации труда вожатых и воспитателей в детском оздоровительном лагере. Необходимость заключение трудовых договоров при устройстве на работу в детский оздоровительный лагерь. Юридическая ответственность за жизнь и здоровье детей и подростков.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
10. Социальное проектирование (4 часа практики)
Целеполагание как основа социального проектирования. Понятие социального проектирования. Проектно-программный подход к организации деятельности. Стратегическое планирование. Навыки социального прогнозирования. Оценка социальной эффективности проектов.
11. Основы каникулярной педагогики (2 часа лекции)
Законы каникулярной педагогики, альтернативы времяпровождения и приоритетность ДОЛ и ЛДП в каникулярный период, принципы организации детского оздоровительного лагеря. МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок»
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
12. Логика развития лагерной смены. Организационный период. Основной период, Заключительный период. (6 часов лекции)
Социально-воспитательные задачи в лагере. Изменение внутреннего состояния ребенка (Я – Я+МЫ – МЫ – Я), логика развития коллектива, Логика развития смены: орг. период – основной период – заключительный период: Ежедневные обязательные дела, требования к вожатому, уровни работы, мероприятия, соответствующие периоду смены.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
14. Спасение на водах и правила противопожарной безопасности. (4 часа лекции)
Нормативно-правовая база, организация процесса купания, техника противопожарной безопасности, порядок эвакуационных работ.
15. Правовые игры и мероприятия (2 часа практики)
Цели, задачи игр правовой направленности, место правовых игр в программе смены .Виды и формы реализации игр правовой направленности. Содержание игр правовой направленности.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
16.Интеллектуальные игры (2 часа лекции)
Цель, задачи, формы, содержание интеллектуальных игр. Роль интеллектуальных игр в системе детского оздоровительного лагеря.
17. Мероприятия и КТД (2 часа лекции и 4 часа практики, зачет)
Типология КТД, алгоритм организации КТД, рекомендации при подготовке различных видов КТД.
18. Лидерство (2 часа лекции и 2 часа практики, зачет)
Понятие лидера, роль лидера в отряде, различия лидера и руководителя, лидерство в напарничестве, лидеры в педагогическом отряде. Типология лидера. Модели поведения, методы работы с лидерами.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
19. Ролевые и армадные игры (2 часа лекции, 4 часа практики, зачет)
Понятие и типология ролевых игр, виды, формы проведения, правила составления и проведения ролевых игр. Рекомендации по про
ведению ролевых игр в зависимости от вида КТД.
20. Основы профилактики асоциального поведения подростков в лагере (4 часа практики)
Цель, задачи, основные формы проведения, типология мероприятий и игр по профилактике асоциальных явлений. Асоциальные явления в лагере и пути их решения.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
21. Программный подход в деятельности вожатого. Составление план-сеток. (2 часа лекции, 2 часа практики, зачет)
Понятие программы. Цель, содержание деятельности, результат, способы проверки результата программы. Составляющие комплексной программы смены. Информационная карта проекта.
22. Диагностические методики в лагере (2 часа практики)
Цель, формы, методики проведения диагностики. Цель социометрического исследования, условия проведения. Периодизация диагностических исследований.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
23. Навыки самопрезентации (2 часа лекции, 2 часа практики)
Понятие, свойства, основные вопросы эффективности самопрезентации. Методики повышения презентативности. Роль презентативности вожатого при работе в лагере
24. Кружковая работа в ЛДП (2 часа практики)
Кружки и студии в ДОЛ и ЛДП, основные виды кружков и студий, Концентрация кружковых занятий в Программе смены. Способы, мотивационные составляющие работы с временным детским коллективом при организации кружков и студий.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
25. Основы туризма в ДОЛ (2 часа практики)
Цели и задачи туристского направления в ДОЛ. Подбор участников похода. Самоуправление в походе. Подбор личного и командного снаряжения. Предотвращение травм и болезней. Бивачные работы и техника безопасности. Аварийное ориентирование.
26. Сценический этикет (4 часа практики)
Основные требования к выступающим, алгоритм составления сценарного хода, виды мероприятий на сцене, основы конферанса, особенности массовой и ролевой работы на сцене.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
27. Оформительский практикум (4 часа практики)
Оформление лагеря. Оформление отряда. Понятие и основные элементы лагерной газеты. Понятие и основные элементы отрядного уголка. Мотивационная составляющая и обучение при организации оформительского процесса.
28. Экологические программы (2 часа практики)
Понятие, типология, формы экологических мероприятий. Программа смены по экологическому воспитанию детей. Опыт организации профильных экологических лагерей в РМ и РФ.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
29. Рефлексия (2 часа лекции, 2 часа практики, зачет)
Понятие, цель и задачи, содержание рефлексии. Соотношение рефлексии, «отрядной свечки», анализа дня лагеря. Рефлексия в вожатском коллективе. Основные принципы и приемы эффективного общения.
30. Педагогический анализ (2 часа лекции)
Понятие, педагогические требования, виды, схема педагогического анализа. Методика оценки работы вожатого за день. Методика оценки работы вожатого в смену.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
31. Игровой практикум (6 часов практики)
Игры на знакомство, на сплочение, на снятие агрессии и эмоционального напряжения, на взаимодействие, выявление лидеров группы, на диагностику состояния развития коллектива, игры-минутки, игры-розыгрыши, игры в автобусе, при проведении пеших прогулок, экскурсий, купания, игры с залом, тактильные.
Игровой практикум факультатив (12 часов практики)
- дворовые игры и игры на открытом воздухе;
- ценностно-психологическое мероприятие;
- сюжетно-ролевая армадная игра на местности;
- спортивная эстафета;
- постанционная игра;
- творческое сценическое мероприятие.
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу:
31. Игровой практикум (6 часов практики)
Игры на знакомство, на сплочение, на снятие агрессии и эмоционального напряжения, на взаимодействие, выявление лидеров группы, на диагностику состояния развития коллектива, игры-минутки, игры-розыгрыши, игры в автобусе, при проведении пеших прогулок, экскурсий, купания, игры с залом, тактильные.
Игровой практикум факультатив (12 часов практики)
- дворовые игры и игры на открытом воздухе;
- ценностно-психологическое мероприятие;
- сюжетно-ролевая армадная игра на местности;
- спортивная эстафета;
- постанционная игра;
- творческое сценическое мероприятие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.