«Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.
«Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.
Программа шмп.docx
Программа "Школы молодого педагога"
Пояснительная записка
Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной
деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют
хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику.
С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же
ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность.
Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и
его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на
ФГОСы эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению
профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.
С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм,
компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог
успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом
этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого
учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике
роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его
деятельности.
«Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации
учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов,
потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.
«Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая
условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.
Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его
самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в
школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастерклассы, ролевые игры,
психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты,
открытые уроки, защита методических разработок.
Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в
том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов.
Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка,
осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы.
Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.
1. Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы
профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности
педагога.
2. Задачи программы:
1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
2. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового
педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебновоспитательный процесс.
3. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить
начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
3. Планируемые результаты
Программы
: 1) подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;
2) совершенствование системы методической работы;
3) повышение качества образования;
4) повышение уровня аналитической культуры всех участников учебновоспитательного процесса.
4. Индикативные показатели Программы:
1) умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе
творческого поиска через самообразование;
2) овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;
3) умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную
работу;
4) умение проектировать воспитательную систему;
5) умение индивидуально работать с детьми;
6) овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
7) становление молодого учителя как учителяпрофессионала;
8) повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
5. Организация работы по программе:
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.
5.1. Основные направления работы по реализации Программы
1. Составление планов работы с молодыми специалистами.
План работы информационнометодического центра включает:
* создание оптимальных условий для успешной работы;
* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;
* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе
предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов,
систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого педагога.
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное
микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении,
воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства.
Заполняется информационная карта молодого специалиста.
3. Организация наставничества.
специалистами и организация их работы.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию
урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами,
соблюдении научной организации труда учителя,
корректированию результативности
профессиональной деятельности молодого учителя.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к
педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психологопедагогическую,
управленческую, нормативноправовую информацию.
4 . Составление плана работы молодого специалиста.
План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление
трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов
проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа
Закрепление педагоговнаставников за молодыми самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на
каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
5. Работа по Программе «Школа молодого педагога» – составная часть методической
службы.
Руководители муниципальных предметных методических объединений и методического
объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему
работы школы.
Проведение методических педагогических семинаров, в которых
организуется обзор новинок методической литературы,
проходит ознакомление с системой деятельности педагоговноваторов,
проводится систематизация опыта педагогов ОУ.
Молодому педагогу предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты.
Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель,
внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.
План работы с молодыми специалистами
№ Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
День молодого учителя (посвящение)
Собеседование с целью закрепления наставников.
Помощь в планировании, оформлении
документации, организация работы молодого
специалиста.
Определение тем самообразования.
Работа молодых специалистов над темами
самообразования
Посещение уроков, занятий молодых специалистов
Обеспечение роста профессиональной
компетентности педагога через организацию
работы по самообразованию
Посещение уроков, занятий молодых
специалистов, анализ посещенных уроков
Посещение уроков молодых специалистов.
Организация образовательного процесса,
Индивидуальное консультирование
Посещение молодыми специалистами уроков и
мероприятий творчески работающих учителей
«Педагогживой пример эффективности
воспитания и учения»
Заседание:
Личностноориентированный подход к учащимся,
имеющим низкую мотивацию к учебно
познавательной деятельности.
«Организация работы педагога по сохранению и
укреплению здоровья школьников»
Организация и проведение конкурса
профессионального мастерства «Педагогический
Форма проведения
консультация
Сроки
Сентябрь,
в течение
года
Сентябрь
консультация
Октябрь
Консультации, посещение
В течение
года
Взаимопосещение,
В течение
года
Октябрь
консультация
Круглый стол
Ноябрь
заседание
Январь
Февраль
конкурс 9
10.
дебют20 »
Индивидуальные консультации по методике
преподавания, воспитательной работе
Современные обучающие технологии:
«Работаем с проектами. Составление плана
организации над проектами»
Групповое занятие: «Создай себе настроение»
Реализация темы по самообразованию
11
12. Индивидуальное консультирование по запросам
педагогов
Март
консультации
Апрель
Семинарпрактикум
Май
В течение
года
собеседование
консультации
Организация наставничества
Одной из важнейших задач школьной методического кабинета является организация
профессиональной адаптации молодого педагога к учебновоспитательной среде. Решить эту
проблему поможет создание системы наставничества.
Современной школе нужен профессиональнокомпетентный, самостоятельно мыслящий педагог,
психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к
осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ
действительности и социальнопедагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне
готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого
педагога может протекать длительно и сложно.
Несмотря на то, что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами
существует давно, тем не менее, администрация образовательных учреждений нуждается в
методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество
в школе.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким
эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту
стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной
оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него
мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена
жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника,
который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его
профессиональную компетентность.
В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: "тьюторство",
"коучинг", "менторинг".
В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее
понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство –
это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система
наставничества в конце 80х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за
воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель. Наставничество –
это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма
преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм
профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и
закреплению педагогических кадров.
Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества,
коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация
образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение,
основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагогнаставник должен обладать
высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться
авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и
обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием
эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и
навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагогнаставник должен всячески
способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала
молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у
него общественно значимые интересы,
содействовать развитию общекультурного и
профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он
должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к
овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Когда молодой педагог приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же,
нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:
на требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности
использования в практической деятельности);
механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других
материалов.
Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка,
проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
разработки программы собственного профессионального роста;
выбора приоритетной методической темы для самообразования;
подготовки к первичному повышению квалификации;
освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, председателем
методического объединения (методических кафедр), учителем наставником, выстраивая систему
работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий
профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность,
должностной рост).
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования,
тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем
определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы
взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить,
что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или
только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог,
межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и
целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее
эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ
ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство,
способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя.
Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует
навык наставничества. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к
неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь;
формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и
самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся
экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег,
рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.
Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов (приложение 1).
Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами,
консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или
модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психологопедагогические
деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые
штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного
руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению
учителямимастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в
образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в
правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более
высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как
проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта
представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают для
себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на
которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителейнаставников и молодых
педагогов, которые помогут друг другу.
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и
наставники подготовят им различные "памятки":
обязанности классного руководителя (приложение 2);
организация работы с неуспевающими учащимися;
анализ и самоанализ урока;
как правильно организовать работу с родителями;
методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных
мероприятий и др.
Администрация школы или учительнаставник могут создать портфолио молодого
специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные
уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого
учителя в процессе наставнической деятельности. Портфолио – своеобразный паспорт повышения
профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации,
коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме
того, портфолио может быть использован и как форма полного и разностороннего представления
молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого
документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно
подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты
профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио
может вести и сам молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной
компетентности и достижения в личностном росте.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого
педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и
личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного,
конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе
"Я – концепции". Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого
специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу
адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу
адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает
выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольнооценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной
компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих
функциональных обязанностей.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании,
способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение
эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений,
педагогамнаставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления
молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в
самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Программа "Школы молодого педагога"
Программа "Школы молодого педагога"
Программа "Школы молодого педагога"
Программа "Школы молодого педагога"
Программа "Школы молодого педагога"
Программа "Школы молодого педагога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.