Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)
Оценка 4.6

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
экология
1 кл—4 кл
12.02.2017
Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)
Данная тематическая экскурсия, как и любая другая, преследует ряд целей и задач. а). Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению природы. б). Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы. в). Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, тематическая экскурсия может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.Вордовский документ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 9 ИМ. ПОЛЕВОГО П. Г.  С. КРАСНАЯ  ПОЛЯНА, КУЩЁВСКИЙ  РАЙОН, КРАСНОДАРСКИЙ  КРАЙ                                                                                                                                                                                                                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ                                                                                                Директор МБОУ СОШ № 9                                                                                         __________________ А. С. Долгополов                                                           Программа тематической экскурсии                                        для учащихся 1 – 4 классов                                  в рамках реализации программы                                  «Кубанский край – земля родная»                                                                                                         Автор разработки:                                                                                   учитель начальных классов                                                                                                Гарькуша  Н. А.                                МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П. Г.                                             с. Красная Поляна                                                      Содержание: 1. Пояснительная записка 2. Название 3. Цель 4. Возраст участников 5. Место проведения 6. Отличительные особенности данной тематической экскурсии. 7. Нитка маршрута 8. Продолжительность (сроки проведения) 9. Протяжённость 10.Вид передвижения 11.Содержание деятельности 12.Текст лекции для младшей возрастной группы 13.Краткое описание природных, культурных, исторических объектов ( фото, название,  характеристика, место расположения) 14.Необходимые ресурсы ( стоимость) 15.Автор разработки 16.Приложение (презентация по теме)                         1. Пояснительная записка 2.Название: «Лекарства под ногами»                                                3. Цели и задачи    Данная тематическая экскурсия, как и любая другая, преследует ряд целей и задач. а). Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах  окружающей нас природы.  Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и  неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть  прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и  побудить к дальнейшему самостоятельному изучению природы. б). Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения  человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на  природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы. в). Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, тематическая  экскурсия может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на  природе как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха. С образовательными целями тематическая экскурсия может использоваться для  проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1­4  классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края;  школьниками среднего звена (5­8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а  также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими  школьниками (9­11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по  ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников  биоэкологических объединений. В воспитательных целях необходимо перед походом на экскурсию разъяснять детям  правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог,  проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их  вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание  слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на экскурсии. 4. Возраст участников: учащиеся 1 – 4 классов 5. Место проведения: окрестности реки Мокрая Чубурка        6. Отличительные особенности данной тематической экскурсии. На данной экскурсии  дети получают первые знания по природоведению и экологии  родного края; важной задачей является самостоятельная исследовательская работа  школьников, разработка ими проектов по экологии. Кроме того, происходит  знакомство с наиболее интересными представителями флоры и  фауны окрестностей села Красная Поляна, наглядной демонстрации принципов  исследовательской работы с учащимися. Тематическая экскурсия, как источник биологического материала, может использоваться  для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и  лишайников,  насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других  беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках  и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора  природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного  рода поделок.                             7.Маршрут тематической экскурсии Маршрут  тематической экскурсии «Лекарства под ногами» проходит по окрестностям  реки Мокрая Чубурка, представляющей  интерес в биологическом и экологическом  отношении благодаря разнообразию ландшафтов, биоценозов, наличию некоторых редких,  т.е. занесенных в Красную книгу видов растений. На большей протяженности маршрута  весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает  вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость  бережного отношения к природе. Разнообразие флоры позволяет проводить тематические  экскурсии практически по любым темам ботаники, зоологии и экологии школьной  программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний  период. 8.Общая продолжительность экскурсии приблизительно составляет 1 час. 9.Общая протяженность  экскурсии составляет 3 км.  10. Вид передвижения: пешком.  11. Содержание деятельности: нахождение и распознавание лекарственных растений,  произрастающих в своей местности, сбор материала для изготовления гербария, поделок из природного материала. Экскурсия для младших школьников рассчитана на 1 час. Младшие школьники особо любознательны. Дети вполне могут принять участие и в  небольшом исследовании, особенно если оно происходит в форме игры: например, можно  устроить соревнование, кто больше насчитает видов насекомых – для этого особо подходят цветущие виды различных Зонтичных: борщевики, сныть и другие, т.к. на них встречаются  самые разные насекомые, питающиеся их нектаром. Разъяснив предварительно детям  характерные особенности того либо иного семейства растений, можно устроить конкурс,  кто за время экскурсии найдет больше представителей данного семейства – тут следует  выбирать группы растений, которые легко узнать даже малышам и которые у нас  представлены большим числом видов: Розоцветные, Зонтичные, Сложноцветные, Бобовые.  Растения эти могут сразу же во время экскурсии собираться для гербария, лучший  гербарий удостаивается поощрения.      Примерный текст лекции для младшей возрастной группы ТЕМА: «Лекарства под ногами» (рассказ о лекарственных растениях, встречающихся на  тематической экскурсии, рассчитан на 15­20 минут).  Дети, все мы знаем, что многие самые обычные растения являются лекарственными и  помогают нам от разных болезней. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.  Вот, например, подорожник – очень интересное и полезное растение: его листья помогают  при ушибах, ранах, их настой и сок лечит язву желудка. Но это еще не все – молодые  листочки подорожника просто едят, как салат – они очень полезные и содержат много  витаминов. А название свое это растение получило из­за того, что всегда селится вдоль  дорог и тропинок; это происходит потому, что семена у подорожника липкие и прилипают к нашей обуви и колесам машин и таким образом распространяются на большие  расстояния. В Америке нашего подорожника раньше не было, его привезли европейцы  вскоре после открытия Америки Колумбом, и почти сразу же это растение стало  распространяться по дорогам и тропинкам нового континента, сопровождая завоевателей.  Американские индейцы оказались очень наблюдательными людьми и прозвали его «след  белого человека».                                         А вот – ромашка. Она не очень похожа на те садовые цветы, которые растут у нас дома, она мелкая и невзрачная. Но именно эту дикую ромашку, а не ее садовую родственницу  применяют как лекарство при разных воспалениях. Для этого ее заваривают как чай и пьют  либо полощут рот, зубы, горло, прикладывают к ранам и ушибам.                                           У ромашки есть хорошо всем знакомый родственник – тысячелистник. Он назван так  потому, что его листья состоят из многих очень маленьких листочков, хотя их, конечно, и  не тысяча. Дети, сорвите, потрите и понюхайте лист или цветок у тысячелистника – вы  ощутите сильный запах, так пахнет его эфирное масло. Применяют это растение так же,  как и ромашку, но действие у тысячелистника сильнее.                                   Есть одно растение, похожее на тысячелистник, только цветы у него не белые, а желтые –  это пижма. Она даже пахнет похоже, но вот лечиться ей нужно очень осторожно, т.к. ее эфирное масло такое сильное, что убивает даже глистов,  поэтому ее и применяют, как глистогонное средство; в больших дозах пижма может  причинить вред и человеку, если он не посоветовался с врачом и пытается лечиться сам.                                        А вот перед нами зверобой – одно из самых целебных растений. Само название его  происходит от тюркского слова «джерабай», что означает «помогающий при ста болезнях». Но и русское слово «зверобой» имеет под собой основу, т.к. растение может вредить скоту  на пастбищах. Зверобой не ядовит для животных с темной шерстью, но если его поест овца, коза или корова с белой шерстью, а потом долго будет находиться на солнце, она может  погибнуть.  У нас это растение издавна почитают как целебное, а вот в Австралии он – злейший сорняк, засоряющий пастбища и мешающий пасти овец, которых в Австралии множество и все –  белые. Кроме нашего зверобоя, есть и другие виды, некоторые растут высоко в горах,  другие пришли к нам из дальних стран и выращиваются на клумбах ради крупных цветов, а  в Индии есть зверобои­деревья с огромными, как тарелка, цветами.                                Еще одно интересное и полезное растение – лопух или репейник. Вы все его хорошо знаете,  особенно его цепкие плоды. С их помощью растение распространяется по белу свету и  заселяет новые земли. На огородах лопух – сорняк, от него очень трудно избавиться, если  уж он поселился у вас на участке. Но, тем не менее, это – очень полезное растение: его  листья помогают при ушибах, из семян добывают масло, а корни просто можно есть. Во  время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде, когда нечего было есть,  лопух со своими толстыми и сочными корнями спас очень много жизней. То же можно сказать и про одуванчик – это растение у нас считают сорняком, а вот во  многих странах его молодые листочки едят, как салат – в них очень много витаминов и  появляются они очень рано, когда других овощей еще нет. В Англии из цветочков  одуванчика делают варенье и вино, а из жареных корней – заменитель кофе, который не  оказывает вредного действия на сердце и очень полезен для печени.                                    А вот сразу несколько видов горца: горец птичий или спорыш – он так назван потому, что  его очень любят разные птицы, воробьи, например, готовы пастись на нем целыми днями;  горец «водяной перец» ­ у него такое название потому, что во­первых, он всегда растет у  воды, а во­вторых, его свежие листья имеют жгучий вкус, как перец. Спорыш люди  используют при болезнях почек, а «перец» ­ как кровоостанавливающее средство.                                         Дети, присмотритесь вокруг! Какие еще лекарственные растения вы видите и знаете?  Расскажите о них. 13. Краткое описание… Маршрут тематической экскурсии «Лекарства под ногами» проходит мимо памятника  погибшим односельчанам в годы ВОВ, мимо здания администрации сельского совета.       Экологическая характеристика маршрута тематической экскурсии. Тематическая экскурсия  «Лекарство под ногами» проходит по окрестностям реки села  Красная Поляна – Мокрая Чубурка. Леса как таковые у нас отсутствуют, но их в какой­то  мере заменяют лесополосы и посадки древесных растений, подчас одичалые и обогащенные новыми видами. Основным биоценозом по маршруту тропы является степь, но ее  характеристики сильно различаются в разных точках; имеются зоны с избыточной  увлажненностью, как пересыхающие во время летней жары, так и сохраняющиеся в течение  всего года. Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди травянистых растений в  основном представлены виды сухих степей. Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в  первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть  различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо  время и умение, чтобы их обнаружить. «Разнотравье» Здесь сохранился участок почти нетронутой степи с типичным, хотя и несколько  обедненным видовым составом флоры и фауны: огромным количеством Злаков, например  ковылей, множеством видов Сложноцветных, Бобовых, Зонтичных, здесь растут   коровяки,колокольчики и многое другое. Здесь мы встретим множество насекомых: ос, пчел, шмелей, муравьев, бабочек.                                                                                     «Насекомые» Большое разнообразие насекомых, питающихся нектаром, можно наблюдать на цветах.  Здесь можно встретить многих представителей отрядов Перепончатокрылых, Двукрылых,  Чешуекрылых и ряда других. Это связано с тем, что у этих растений нектар не спрятан в  глубине цветка, а открыт и легко доступен насекомым с коротким хоботком. Особо полно  представлены роды и виды ос и наездников.  Много здесь и различных мух.   14. Необходимые ресурсы (стоимость): бесплатная тематическая экскурсия. 15. Автор разработки: учитель начальных классов – Гарькуша Н. А.

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)

Программа тематической экскурсии "Лекарства под ногами" (1 - 4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017