Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
9 кл—11 кл
06.11.2017
ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ НАПРАВЛЕННА НА ПРОФИЛАКТИКУ И СНЯТИЕ АГРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
Возрас 9-11 класс.
Программа «Управляем гневом» предполагает комплексный подход к психологической коррекции агрессивного поведения у подростков на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов А.А. Реана, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, Г.Э. Бреслава и других.
Авторская Программа тренинговых занятий управление гневом Ткачук Е М ЛШ53 Office Word.docx
ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
УТВЕРЖДЕНО:
Начальник Управления образования
Администрации города Луганска ЛНР
В.Г. Кияшко
СОГЛАСОВАНО:
Председатель экспертной комиссии
Научнометодического центра развития образования ЛНР
Д.Д. Попова
«УПРАВЛЯЕМ ГНЕВОМ»
Практический психолог
высшей квалификационной категории
Государственного учреждения
«Луганская школа IIII ступеней № 53».
Ткачук Елена Михайловна ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ НАПРАВЛЕННА НА
ПРОФИЛАКТИКУ И СНЯТИЕ АГРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
Пояснительная записка
Тема агрессии и агрессивности в психологии постоянно находится в поле
зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических
концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные
экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы,
сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, разрабатывают различные
техники его коррекции. Проанализировав все многообразие западных
концепций, то можно выделить, пожалуй, три наиболее значимых. Первая
включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное,
инстинктивное свойство индивида. Вторая концепция описывает агрессию как
поведенческую реакцию на фрустрацию
а третью составляют
рассматривающие агрессивность как
бихевиористические концепции,
характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.
В современном мире проблема воспитания детей с агрессивным
поведением является одной из центральных психологопедагогических
проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования
общественных норм и проявлениями детской агрессии. Агрессивность –
свойство личности;
целенаправленное разрушительное поведение,
заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда
тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на
оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему
подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).
,
Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на
подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои
поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром
взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда
происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка
многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к
другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и
патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды,
враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное
поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале"
другого, положительного опыта.
Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена
для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.
Здесь важно сделать акцент на том, что ни в коем случае нельзя подавлять
агрессию в детях, так как агрессия это необходимое и естественное для
человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься
самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Важно
научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать
свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым
способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им
вреда. Необходимо помнить, что агрессия это не только деструктивное
поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и
негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может
служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей
управлять. И задача взрослых научить ребенка контролировать свою агрессию
и использовать ее в мирных целях.
При работе с агрессивным поведением необходимо помнить о том, что оно
складывается из трех аспектов: познавательного, эмоционального и волевого.
Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение
объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный
компонент представляет собой отрицательные эмоции: гнев, отвращение,
презрение, злость. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости,
мстительности часто сопровождают агрессивные действия, но не всегда
приводят к агрессии. Поэтому так важно учить детей распознавать и
регулировать свои эмоции.
волевой компонент это
целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. В
рамках этого компонента находятся умение преодолевать импульсивность,
владение навыками саморегуляции. Степень выраженности компонентов в
каждом отдельном случае может варьироваться. Кроме того, уровень
агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, может
принимать устойчивые формы.
Агрессивное поведение может вызывать ряд психологических особенностей
личности, таких, как:
Наконец,
сниженная самооценка;
низкий уровень самоконтроля;
недостаточное развитие интеллекта;
неразвитость коммуникативных навыков;
повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных
причин (травма, болезни, стресс и пр.).
С целью оптимизации работы в сфере оказания психологической помощи
была разработан представленная программа «Управляем гневом». Программа «Управляем гневом» предполагает комплексный подход к
психологической коррекции агрессивного поведения у подростков на основе
современных достижений отечественных и зарубежных психологов А.А. Реана,
Р. Бэрона, Д. Ричардсона, Г.Э. Бреслава и других.
Программа «Управляем гневом» создана на основе программ: Бреслава
Г.Э., Лебедевой О.А., Смирновой Е.Е.
Целью данной программы является расширение адаптационных
возможностей детей и подростков.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить
следующие задачи:
формировать способность к осознаванию собственного
эмоционального мира, к пониманию чувств других людей;
развивать эмпатию;
обучать детей и подростков навыкам контроля и управления
собственным гневом (навыкам саморегуляции)
обучать детей и подростков приемлемым способам выражения гнева;
обучать детей и подростков конструктивным поведенческим
реакциям в проблемной ситуации;
формировать позитивную самооценку;
формировать мотивацию к социальному взаимодействию и
сотрудничеству.
Программа предусматривает использование в работе:
арттерапевтических методик;
психогимнастических упражнений;
бесед;
коррекционные упражнений;
тестирования;
релаксационных упражнений;
игровых методик.
В процессе занятий по программе «Управляем гневом» у подростков
формируются следующие умения и навыки, которые в последующем
развиваются и совершенствуются:
умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;
умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;
освоение приемов саморегуляции;
освоение приемов мышечной релаксации;
умение использовать различные способы поведения в проблемной
ситуации;
умение выражать агрессию приемлемым способом; навыки конструктивного взаимодействия;
Организационные принципы и условия проведения занятий
Организация деятельности психолога в рамках программы коррекции
агрессивного поведения детей должна строиться с учетом следующих
принципов:
гуманизма утверждение норм уважения и доброжелательного
отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над
личностью;
конфиденциальности информация, полученная психологом в
процессе проведения работы, не подлежит сознательному или
случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть
сознательным и добровольным.
компетентности психолог чётко определяет и учитывает границы
собственной компетентности
ответственности психолог заботится, прежде всего, о благополучии
детей и не использует результаты работы им во вред.
В структуре тренинговых занятий используются разнообразные формы и
методы работы:
дискуссия;
работа в парах;
работа в малых группах;
психологическая игра;
визуализация;
ролевое проигрывание ситуаций;
арттерапевтические техники;
дыхательная гимнастика.
Предполагаемый результат:
повышение самооценки;
повышение уровня самоконтроля;
выработка у детей положительных черт характера, способствующих
лучшему взаимопониманию при общении.
в
раза
Организационные условия проведения занятий
Программа предназначена для работы с подростками с 10 до 15 лет;
оптимальная численность группы –1012 человек; продолжительность занятий
1 час. Периодичность занятий определяется самим психологом, но не реже
одного
неделю.
Программа рассчитана на 10 занятий.
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо
проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать
спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага,
карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия,
разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания
выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В
конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия(при необходимости
рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
Перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым
подростком. После окончания групповой работы также проводятся
консультации на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения.
Программа «Управляем гневом» проходила апробацию в ГУ «ЛШ IIII
ступеней №53 с группой учащихся 5х классов.
Содержание тренинговых занятий
Тема занятия и упражнения
Время Методическое,
техническое,
диагностическое,
др. обеспечение
Лист ватмана листы
бумаги,
карандаши,
восковые мелки
Занятие №1 Осознание и понимание
своих эмоций и внутреннего состояния
Ритуал
"Комплимент"
Обсуждение и принятие групповых правил.
Разминка: "Змейка"
Упражнение "Прогноз погоды"
Рефлексия
приветствия
1 час
10мин.
5мин.
5мин.
25мин.
5мин. "Самопохвала"
Ритуал прощания
Занятие №2 Осознание и понимание
своих эмоций и внутреннего состояния
Ритуал
приветствия
"Комплимент»
Разминка: "Зеркало"
Упражнение "Камушек в ботинке"
Рефлексия
"Самопохвала"
Ритуал прощания
Занятие №3 Осознание и понимание
своих эмоций и внутреннего состояния
Ритуал приветствия
"Комплимент"
Разминка: "Тень"
Упражнение "Спустить пар" и, или
"Шутливое письмо"
Рефлексия
"Самопохвала"
Ритуал прощания
Занятие №4 Агрессия может быть
конструктивной
"Приветствие"
Разминка: "Обзывалки"
Игра "Датский бокс"
Рефлексия
"Самопохвала"
Ритуал прощания
Занятие№5 Что такое "Агрессивное
поведение"
"Приветствие"
5мин.
5мин.
1 час
Бумага, карандаши.
10мин.
10мин.
25мин.
5мин.
5мин.
5мин
1 час
10мин.
10мин.
25мин.
5мин.
5мин.
5мин
Бумага, карандаши,
корзина для бумаг
1 час
Изоматериалы.
10мин.
10мин.
25мин.
5мин.
5мин.
5мин
1 час
Бумага, карандаши.
10мин.
10мин. Разминка: "Путаница"
Упражнение "Агрессивное поведение
Рефлексия
"Самопохвала"
Ритуал прощания
Занятие №6 Снимаем напряжение
"Приветствие"
Разминка с мячом
Упражнение "Безмолвный крик"
Рефлексия
"Я хочу сказать "Спасибо"
Ритуал прощания
Занятие №7 Положительное лидерство
"Приветствие" .
Разминка с мячом
Упражнение "Король"
Рефлексия
"Я хочу сказать "Спасибо"
Ритуал прощания
Занятие №8 Формирование навыков
отреагирования эмоций
"Приветствие" .
Разминка "Цвета"
Упражнение "Любовь и злость
Рефлексия
"Я хочу сказать "Спасибо"
Ритуал прощания
25мин.
5мин.
5мин.
5мин
1 час
Изоматериалы.
10мин.
10мин.
25мин.
5мин.
5мин.
5мин
1 час
10мин.
10мин.
25мин.
5мин.
5мин.
5мин
1 час
10мин.
10мин.
25мин.
5мин.
5мин.
5мин Занятие №9 Умение распознавать
эмоциональное состояние
"Приветствие"
Разминка "Кто начинает?"
Упражнение "Пиктограммы"
Упражнение "радость"
Упражнение "ярость"
Рефлексия
"Я хочу сказать "Спасибо"
Ритуал прощания
Занятие №10 Конструктивные способы
разрешения конфликта
«Приветствие"
Упражнение "Компот"
Упражнение "Ковер мира"
Рефлексия
"Я хочу сказать "Спасибо"
Ритуал прощания
1 час
5мин.
5мин.
15мин.
10мин.
10мин.
5мин.
5мин.
5мин.
1 час
5мин.
15мин.
20мин.
10мин.
5мин.
5мин
Бумага, карандаши,
пиктограммы
"Эмоции"
Кусок пледа или
мягкий
коврик,
фломастеры, клей и
материалы
для
оформления
декораций:
алюминиевые блестки
для
вышивания,
бисер, ракушки и т .п.
Занятие №1
Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния
Ритуал приветствия
"Комплимент"
Каждый участник должен сказать своему соседу чтонибудь приятное.
Обязательные условия "Комплимента":
1. Обращение по имени. 2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Обсуждение и принятие групповых правил.
Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во
время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень
правил:
1. Добровольность участия при четком определении своей позиции:
выполнение задания и проговаривание только с согласия участника.
2. Правило "Стоп": если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать
"стоп".
3. Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге.
4. Правило "Здесь и теперь", говорить только о том, что происходит внутри
группы.
5. Активность.
6. Искренность в общении.
7. Оценивается только поступок, а не личность человека.
Разминка: "Змейка"
Вся группа выстраивается за тренером в затылок, кладет руки на плечи
предыдущему участнику и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку.
Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером
становится следующий за ним участник и т.д.
"Прогноз погоды"
Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя "не в форме".
Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их
оставили в покое. Получив право побыть какоето время в одиночестве, дети
легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и
быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель
дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какоето время
необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души
у каждого человека.
Материалы: Бумага и восковые мелки.
Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с
самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не
выспавшимися, может быть, чтото испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы
смогли восстановить свое внутреннее равновесие.
Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется
побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так:
вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет
понятно, что на какоето время вас нужно оставить в покое.
Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет
соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите
большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение".
Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода",
и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете
положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы
почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте
небольшую картинку, на которой изза дождя и туч начинает проглядывать
солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.
Пожалуйста, поощряйте использование "прогнозов погоды" детьми, будет
очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в
группе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга.
Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой
личный "прогноз погоды", что позволит им принимать во внимание настроение
и душевное состояние взрослого.
Рефлексия
1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?
2.Чему я сегодня научился?
"Самопохвала"
Участникам предлагается встать на какоенибудь возвышение, например, на
стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.
Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что
самопознание — тяжелый труд.
Занятие №2
Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния
Ритуал приветствия
"Комплимент»
Упражнение описано в предыдущем занятии
Разминка: "Зеркало"
Партнеры встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие либо действия, например причесывается, а другой зеркально повторяет их.
"Камушек в ботинке"
Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил
взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре мы
используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они
могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от
времени имеет смысл проводить игру "Камушек в ботинке" в качестве
группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей
рассказывать о своих заботах и проблемах. Поощряйте детей спонтанно
применять ритуальную фразу "У меня в ботинке камушек!" всякий раз, когда
они испытывают какиелибо трудности, когда им чтото мешает, когда они на
когонибудь сердятся, когда они обижены или в силу какихлибо иных причин
не могут сконцентрировать свое внимание на уроке.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне,
что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сигнала
этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть,
даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь
спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через
некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов,
этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда
вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть
ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.
Когда мы сердимся, бываем чемто озабочены или взволнованы, то сначала это
воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя
позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и
невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому
всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу,
как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке",
то все мы будем знать, что вам чтото мешает и сможем поговорить об этом. Я
хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего
то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: У меня нет камушка в ботинке",
или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя,
Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает.
Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от
их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.
Рефлексия
1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?
2.Чему я сегодня научился?
"Самопохвала"
Упражнение описано в предыдущем занятии.
Занятие №3 Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния
Ритуал приветствия
"Комплимент"
Обычный комплимент нужно закончить каким либо пожеланием
Разминка: "Тень"
Один из участников диады совершает какие либо действия, другой, находясь за
его спиной как тень повторяет их. Потом участники меняются ролями.
Упражнение "Спустить пар"
Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во
взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Эта игра
больше подходит школьникам постарше, тем, кто уже в состоянии брать на
себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени
применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы
отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в
группе не образовывались противостоящие друг другу кланы и группировки.
Особенно важно применять эту игру в группах, где царят враждебность и
агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную
обратную связь, и каждый уже может самостоятельно решать, насколько он
будет изменять свое поведение в соответствии с недовольством
одноклассников.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам
игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он
сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку.
Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки
придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь
вещи с моей парты".
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто
внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет
очередь "спустить пар". Если комуто из вас будет совершенно не на что
пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и
мне не нужно "спускать пар".
Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут
высказаться по этому поводу.
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе
то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять.
Услышали ли вы о чемто таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да,
то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек
плохими... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".
"Шутливое письмо" Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только
оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут
написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают
трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не
стоит отправлять.
Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.
Инструкция: Выберите себе когонибудь, на кого вы недавно рассердились, с
кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку
шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по
отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и
"провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам
самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.
Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс
игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими
пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.
Анализ упражнения:
1. Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?
2. Что было при этом труднее всего?
3. Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например,
злость или обиду?
4. Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?
5. Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы
прочитал твое письмо?
6. Когда полезно смеяться над конфликтом?
"Самопохвала" Упражнение описано выше.
Занятие №4
Агрессия может быть конструктивной
"Приветствие"
Участники садятся по кругу.
Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех
участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым,
никого не пропуская. Не страшно, если с кемто вы поздороваетесь два раза, главное — никого не пропустить.
После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: "Как
настроение?", "Как вы себя чувствуете?", "Можем ли мы приступать к
работе?"
Разминка: "Обзывалки"
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в
приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг
друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев,
фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно
начинаться со слов "А ты…". Например: "А ты морковка!"
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что
нибудь приятное, например: "А ты – моя радость!"
Примечание: Игра полезна если проводить ее в быстром темпе.
"Датский бокс"
Цели: С помощью этой игры Вы можете показать детям, что агрессивность
может быть и конструктивна. Под конструктивной агрессией мы понимаем
способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие
отношения с партнером. Многим людям это дается лишь с большим трудом,
так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным
поведением, а агрессивность — с большим отчуждением от партнера.
Инструкция: Кто может рассказать мне о какомнибудь своем хорошем споре?
Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы
спорили?
Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести
хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам
ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При
этом мы не хотим никого обидеть.
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой
руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера
так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его
безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный
— к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем
более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным
образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а
большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх.
Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает
тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к
руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все
поняли суть игры?
Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому
что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно
выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски,
поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца
партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете,
что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти
раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого
партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за
честное ведение борьбы.
Рефлексия
1. Что нового для себя вы сегодня узнали?
2. Как можно отстаивать свои интересы, не испортив отношения с другим
человеком.
"Самопохвала"
Упражнение описано выше.
Занятие №5
Что такое "Агрессивное поведение"
в
в
описано
становятся
предыдущем
"Приветствие"
занятии.
Упражнение
"Путаница"
Разминка:
круг
Участники
Инструкция: "Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный
круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно
возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас
оказалась чьято одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми,
кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три".
После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он
предлагает участникам группы "распутаться", не разнимая рук. Тренер тоже
принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на
"распутывание" не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно
часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом
случае тренер должен спокойно сказать: "Эта задача решаемая, распутаться
можно всегда". Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:
1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом ктото может
стоять лицом в круг, ктото спиной, это неважно, главное, чтобы все
последовательно образовали круг).
1. Участники группы образуют два или больше независимых круга. 2. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом,
как звенья в цепочке.
Упражнение сплачивает группу, однако в силу того, что оно предполагает
тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью.
Если тренер предполагает, что у когото из участников в результате проведения
упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его
проведения.
"Агрессивное поведение"
Цели: В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют
агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем собственном
агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что
делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно
агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать
агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос,
большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников
продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать,
что именно они показывают.)
А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты
встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам
проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по
отношению к себе?
Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине.
Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по
отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по
отношению к другим детям в школе.
На это упражнение можно отвести 1015 минут. После этого попросите
учеников зачитать свои записи.
Анализ упражнения:
1. Вы можете представить, что ктонибудь из вас станет драчуном или
эдаким "Рэмбо"?
2. Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а
какимто другим способом?
3. Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое
превосходство, унизив других? 4. Как ведет себя жертва агрессии?
5. Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?
6. В чем проявляется равноправие между детьми?
7. Как бы ты описал свое собственное поведение?
"Самопохвала" Упражнение описано выше.
Занятие №6
Снимаем напряжение
"Приветствие"
Упражнение описано выше.
Разминка с мячом
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: "Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем
называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую
позу, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у
кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч
следующему и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас.
Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что
создает чувство группы, объединяет ее для дальнейшей работы.
"Безмолвный крик"
Цели: Детям важно научиться даже при самой сильной обиде или гневе не
чувствовать себя жертвой. Игра "безмолвный крик" помогает ребенку ощутить
себя хозяином положения. Игра помогает детям понять, что они могут
одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения, а это —
хороший фундамент для последующего размышления о том, как избавиться от
проблемы, являющейся причиной этого напряжения.
Инструкция: Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь
себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает.
Вспомни о комнибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или
причиняет тебе какоелибо зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее
раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда
раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что
больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех
твоих сил, но так, чтобы этого никто не услышал. То есть, кричать нужно про
себя. Может быть, ты захочешь заорать: "Хватит! Перестань! Исчезни!" Открой
рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот
раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо...
А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь
себе, что какимто образом ты мешаешь этому человеку попрежнему злить
тебя. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он
больше тебя не мучил. (1 минута.)
А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.
Анализ упражнения:
1. Смог ли ты в своем воображении крикнуть оченьочень громко?
2. Кого ты представил в образе твоего злого духа?
3. Что ты кричал?
4. Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?
"Я хочу сказать "Спасибо"
Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим "спасибо". Так
принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную
услугу и за многое другое. Слово "спасибо" приятно не только тому, кто его
слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы
забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за чтото важное, что
он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча.
В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать
"спасибо", и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я
попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со
слов: "Я хочу сказать "спасибо"..."
Занятие №7
Положительное лидерство
"Приветствие"
Упражнение описано выше.
Разминка с мячом
Инструкция:
Участники садятся по кругу
"Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть вслух
имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу,
стараются почувствовать, понять состояние этого человека".
В случае использования данной модификации после завершения упражнения
можно задать вопрос группе: "Как вам кажется, какое состояние у каждого из
нас?". После того как относительно каждого высказывается несколько гипотез,
следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него
состояние.
Этот вариант упражнения хорошо использовать, если далее предполагается
работа, связанная с пониманием состояния собеседника или своего состояния в
общении, с вербализацией этого состояния.
"Король"
Цели: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время
оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая.
Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают
право высказывать все свои желания, не боясь "потерять лицо". В роли короля
они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в
самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие
чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет
предотвратить возможное появление "жертв" в группе.
Инструкция: Кто из вас когданибудь мечтал стать королем? Какие
преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности
это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не
навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети
становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно,
король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или
оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может
приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы
подавали ему питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто
хочет стать первым королем?
Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем.
Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой
роли могут побыть дватри ребенка. Когда время правления короля закончится,
соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет
следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями
остальных детей и войти в историю добрым королем.
Анализ упражнения:
— Как ты чувствовал себя, когда был королем?
1. Что тебе больше всего понравилось в этой роли? 2. Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
3. Что ты чувствовал, когда был слугой?
4. Легко ли тебе было выполнять желания короля?
5. Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым
королем?
6. Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
"Я хочу сказать "Спасибо""
Описание упражнения дано в предыдущем занятии
Занятие №8
Формирование навыков отреагирования эмоций
"Приветствие"
Упражнение описано выше.
"Цвета"
Участники группы садятся по кругу.
Инструкция: "Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые
повторяются дважды, т. е., если вам, например, досталась карточка, на которой
написано „красный", то вы знаете, что еще у когото есть такая же карточка. Я
буду перечислять название овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать
те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить
названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае
все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями
остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет".
В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому
достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После
того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у нее цвет.
"Любовь и злость"
Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению
к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и
негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим
чувствам целиком, а ощущать илюбовь, и злость, сохраняя при этом глубокий
контакт с другим человеком.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.
Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кемнибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может
быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от
него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя
услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к
примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь
сказать ему: "Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в
моей тетради". Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей,
например: "Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и
по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки". Если ты рассердился на
своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили:
"Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное
ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе". (12 минуты.)
А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится.
Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: "Федя, мне очень
нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и
радостно обнимаешь меня" или: "Мама, мне очень нравится, когда перед сном
ты читаешь мне сказки". (12 минуты.)
А теперь подумай немного о том, кто в группе тебя иногда злит. Представь, что
ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно
он тебя вывел из себя... (1 минута.)
Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе
нравится в нем. (1 минута.)
Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри
на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в
своем воображении.
Если Вы заметите, что ктото из детей допускает обидные замечания в адрес
когото из присутствующих или отсутствующих в группе, тут же потребуйте,
чтобы он сказал в адрес этого же человека чтото позитивное. Также
внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без
обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: "Ты дурак!".
Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в
виде описания фактов и чувств, например: "Я обижаюсь, когда ты рисуешь
своим фломастером на моей парте". Таким способом дети могут ощутить свои
негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря
содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут
заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его
поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно
под его воздействие.
Анализ упражнения:
1. Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?
2. А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты
рассердился?
3. А можешь ли ты выдержать, если ктонибудь скажет тебе, что он
рассердился на тебя?
4. Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?
5. Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?
6. Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?
7. Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда
ты о нем рассказываешь?
"Я хочу сказать "Спасибо"" Описание упражнения дано в предыдущем
занятии
Занятие №9
Умение распознавать эмоциональное состояние
"Приветствие"
Упражнение описано выше.
"Кто начинает?"
Все участники становятся по кругу.
Инструкция: "Пусть ктото из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется)
выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет
выполнять какиелибо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их
повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в
центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же
является инициатором движения". Когда один из участников выйдет за дверь,
группа решает, кто будет инициатором движения.
"Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения.
Постараемся не смотреть на Олега (тренер называет имя того участника,
который избран инициатором движения). Олег, а ты постарайся менять
движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно ".
В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут
выступить несколько человек. Тренер может предложить комулибо это
сделать или спросить, нет ли желающих выступить в этих ролях.
В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях участников, о том, как, каким способом удавалось найти инициатора движения, что можно
было сделать участникам, чтобы затруднить решение этой задачи.
"Пиктограммы"
Необходимо вспомнить, что такое пиктограммы.
Инструкция: Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов,
всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на
дорожных знаках. Если на знаке крестнакрест нарисованы вилка и ложка —
это, конечно, столовая или кафе. Красный крест — это больница или
медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией — это
сообщение "Не влезай, убьет". Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы
еще сталкиваемся в жизни?
После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели,
начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:
1. Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие
пиктограммы: "Веселый праздник", "Глухая старушка", "Мелкий дождик",
"Счастье". После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а
затем проводится короткое обсуждение на тему: "Почему пиктограммы
одного и того же содержания могут быть нарисованы поразному?".
2.
Группа делится на две команды. Командам предлагается самим
придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно
быть столько же, сколько человек в команде.
3. Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна
угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда,
которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих
рассуждений.
Упражнение "радость"
Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции радости.
После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий
просит объяснить: "По каким признакам мы можем определить, что человек
испытывает радость?"
В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо.
Упражнение "ярость"
Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции ярости. После
того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит
объяснить: "По каким признакам мы можем определить, что человек
испытывает ярость?"
Далее занятие проводится по всем пиктограммам приложения.
"Я хочу сказать "Спасибо"" Описание упражнения дано в предыдущих занятиях.
Занятие №10
Конструктивные способы разрешения конфликта
"Приветствие"
Упражнение описано выше.
Упражнение "Компот"
Участники сидят в кругу, ведущий стоит, так как у него нет стула. Ведущий
обращается к участникам с просьбой: "Пусть сейчас встанут и поменяются
местами те, кто любит мороженое". Когда участники встали — ведущий быстро
занимает место одного из них. Тот, кто остался без места, становится
ведущим.
Условия:
1. При обмене местами игрокам нельзя занимать стулья соседей справа и
слева.
2. Важно следить за тем, чтобы новые ведущие полностью проговаривали
формулировку просьбы.
(Игра повторяется 3—5 раз.)
Ковер мира
Цели: Игра "Ковер мира" предлагает вам хорошую стратегию разрешения
конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие
"ковра мира" побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их
обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150
сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны
фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например,
алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.
Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда
спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О
чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора?
Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим
"ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и
поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей
проблемы.
Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какуюнибудь занятную
игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но
она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы
помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из
них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на
ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира":
"Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашей группы.
Я напишу на нем имена всех учеников нашей группы, а вы должны мне помочь
украсить его".
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети
символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз,
когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей
проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели.
Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без
Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем
и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю
уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на
поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от
вербальной или физической агрессии.
Анализ упражнения:
1. Почему так важен для нас "ковер мира"?
2. Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
3. Почему недопустимо применение в споре насилия?
4. Что ты понимаешь под справедливостью?
"Я хочу сказать "Спасибо""
Описание упражнения дано в предыдущих занятиях.
После небольшой паузы ведущий говорит заключительное слово:
«Наши занятия по программе «Управление гневом» закончились. Но вы не
должны останавливаться на достигнутом результате и продолжать работу уже
самостоятельно. Спасибо за совместную работу.
Очень хорошо! До свидания!
Разминки
Разминка, а также ритуалы приветствия и прощания выбираются ведущим
исходя из эмоционального и физического состояния группы. 1. "Змейка"
Вся группа выстраивается за тренером в затылок, кладет руки на плечи
предыдущему участнику и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку.
Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером
становится следующий за ним участник и т.д.
2. "Зеркало"
Партнеры встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие либо
действия, например причесывается, а другой зеркально повторяет их.
3. "Тень"
Один из участников диады совершает какие либо действия, другой, находясь за
его спиной как тень повторяет их. Потом участники меняются ролями.
4. "Обзывалки"
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в
приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг
друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев,
фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно
начинаться со слов "А ты…". Например: "А ты морковка!"
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что
нибудь приятное, например: "А ты – моя радость!"
Примечание: Игра полезна если проводить ее в быстром темпе.
5. "Цветочный дождь"
Цели: Это краткое, но эффективное упражнение очень полезно детям
уставшим, пережившим неприятности, трудные ситуации или неудачи. Прежде
чем выбрать "героя" игры, спросите этого ребенка, готов ли он принять в
подарок от участников группы нечто такое, что могло бы улучшить его
настроение. Проводите это упражнение только тогда, когда ребенок согласится
на это.
Инструкция: Вы слышали, что сегодня Алеша пережил сильный стресс. Мы все
можем помочь ему придти в себя и стать снова веселым и бодрым. Алеша,
встань, пожалуйста, в центр, а мы все встанем вокруг тебя. Опусти спокойно
руки и закрой глаза. А вы все посмотрите на Алешу и представьте, как на него
падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают
подобно большим снежинкам или крупным—крупным каплям дождя. Вы
можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны,
львиный зев, подсолнухи, колокольчики или другие. Представьте себе всю
красоту и сочность их красок, почувствуйте, как пахнут эти цветы. Быть
может, Алеша тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов,
ощутить и источаемый ими аромат. (3060 секунд.)
Следите за выражением лица ребенка и время от времени стимулируйте
процесс игры замечаниями типа: "Мне кажется, мы можем добавить еще цветов. Пусть они падают медленномедленно, чтобы Алеша успел им
нарадоваться". Спросите отдельных ребят, как выглядят их цветы, как они
пахнут.
Мне кажется, вы все очень здорово делаете, и Алеша может полностью
насладиться вашими цветами. Алеша, ты не хочешь еще цветов?
Завершите упражнение, спросив ребенка, стоящего в центре: "Достаточно ли
цветов подарили тебе ребята?"
А теперь вы можете остановить цветочный дождь, а Алеша может
выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Вы все можете сесть на свои места.
Спасибо.
6. "Путаница"
Участники становятся в круг
Инструкция: "Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный
круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно
возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас
оказалась чьято одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми,
кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три".
После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он
предлагает участникам группы "распутаться", не разнимая рук. Тренер тоже
принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на
"распутывание" не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно
часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом
случае тренер должен спокойно сказать: "Эта задача решаемая, распутаться
можно всегда". Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:
1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом ктото может
стоять лицом в круг, ктото спиной, это неважно, главное, чтобы все
последовательно образовали круг).
1. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
2. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом,
как звенья в цепочке.
Упражнение сплачивает группу, однако в силу того, что оно предполагает
тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью.
Если тренер предполагает, что у когото из участников в результате проведения
упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его
проведения.
7. Разминка с мячом
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: "Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем
называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у
кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч
следующему и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас.
Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что
создает чувство группы, объединяет ее для дальнейшей работы.
Модификация 1
Инструкция:
Участники садятся по кругу
"Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть вслух
имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая
отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу,
стараются почувствовать, понять состояние этого человека".
В случае использования данной модификации после завершения упражнения
можно задать вопрос группе: "Как вам кажется, какое состояние у каждого из
нас?". После того как относительно каждого высказывается несколько гипотез,
следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него
состояние.
Этот вариант упражнения хорошо использовать, если далее предполагается
работа, связанная с пониманием состояния собеседника или своего состояния в
общении, с вербализацией этого состояния.
Модификация 2
Инструкция:
Участники стоят по кругу.
"Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его
внутреннее состояние, и все мы будем повторять движение каждого 3—4 раза,
стараясь при этом вчувствоваться в состояние другого человека".
Обсуждение и эффект этой модификации сходны с теми, что описаны в
модификации 1.
8. " Цвета"
Участники группы садятся по кругу.
Инструкция: "Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые
повторяются дважды, т. е., если вам, например, досталась карточка, на которой
написано „красный", то вы знаете, что еще у когото есть такая же карточка. Я
буду перечислять название овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать
те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить
названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае
все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями
остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет".
В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому
достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После
того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у нее цвет. 9. "Кто начинает?"
Инструкция:
Все участники становятся по кругу.
"Пусть ктото из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного
человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие
либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять.
Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга
и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является
инициатором движения". Когда один из участников выйдет за дверь, группа
решает, кто будет инициатором движения.
"Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения.
Постараемся не смотреть на Олега (тренер называет имя того участника,
который избран инициатором движения). Олег, а ты постарайся менять
движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно ".
В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут
выступить несколько человек. Тренер может предложить комулибо это
сделать или спросить, нет ли желающих выступить в этих ролях.
В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях участников,
о том, как, каким способом удавалось найти инициатора движения, что можно
было сделать участникам, чтобы затруднить решение этой задачи.
10. Упражнение "Компот"
Участники сидят в кругу, ведущий стоит, так как у него нет стула. Ведущий
обращается к участникам с просьбой: "Пусть сейчас встанут и поменяются
местами те, кто любит мороженое". Когда участники встали — ведущий быстро
занимает место одного из них. Тот, кто остался без места, становится
ведущим.
Условия:
1. При обмене местами игрокам нельзя занимать стулья соседей справа и
слева.
2. Важно следить за тем, чтобы новые ведущие полностью проговаривали
формулировку просьбы. (Игра повторяется 3—5 раз.)
Возможные упражнения для ритуала приветствия и прощания
"Комплимент"
Каждый участник должен сказать своему соседу чтонибудь приятное.
Обязательные условия "Комплимента":
1. Обращение по имени.
2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. Можно видоизменить упражнение в "Комплимент – пожелание", каждый
комплимент должен заканчиваться приятным пожеланием.
"Приветствие"
Участники садятся по кругу.
Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех
участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым,
никого не пропуская. Не страшно, если с кемто вы поздороваетесь два раза,
главное — никого не пропустить.
После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: "Как
настроение?", "Как вы себя чувствуете?", "Можем ли мы приступать к
работе?"
"Самопохвала"
Участникам предлагается встать на какоенибудь возвышение, например, на
стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.
Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что
самопознание — тяжелый труд. Кроме того, оно готовит учащихся к
выполнению следующего задания.
"Я хочу сказать "Спасибо"
Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим "спасибо". Так
принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную
услугу и за многое другое. Слово "спасибо" приятно не только тому, кто его
слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы
забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за чтото важное, что
он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча.
В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать
"спасибо", и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я
попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со
слов: "Я хочу сказать "спасибо"..."
Список использованных источников
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998. 2.
Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного
поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.
3. Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для
учащихся 67 классов.// Школьный психолог №16, 2003.
4. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.:
"Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с
5. Психологические программы развития личности в подростковом и
старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург:
Деловая книга, 2000.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное
пособие: в 2 кн. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.
7. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом
диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4х томах. – М.:
Генезис, 2010.
9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.
10. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток.
Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М
Апрель Пресс, Издво ЭКСМОПресс, 2000.
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Программа тренинговых занятий "управляем гневом"(9-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.