Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4, 4-5, 5-6 лет, «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4- 6 лет под редакцией И.А. Пазухиной.
САМООБРАЗОВАНИЕ ПРОГРАММА Цветик-семицветик 2015.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА № 4 СТ. ДОЛЖАНСКАЯ
МО ЕЙСКИЙ РАЙОН
353665,Ейский район, ст. Должанская,
пер. Сквозной,16
Тел. (86132) 91576
ИНН2331012071 , КПП 233101001
31.03.2015 №
565
РЕЦЕНЗИЯ
на программу психологическое развитие детей дошкольного возраста
«Цветиксемицветик»
Разработчик: воспитатель Иваненко Наталья Сергеевна.
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста
"Цветик семицветик" рассчитана на 3 года, включает в себя конспекты
организованной деятельности для детей 36 лет.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает
непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребёнка на
протяжении всего дошкольного возраста, с учётом динамики развития
каждого психологического процесса и каждой сферы психики по месяцам в
течение каждого года.
Основная идея в интеграции и систематизации психологического
материала, что предполагает объединение различных направлений
деятельности психолога и воспитателя в ДОУ.
В этой программе представлены тематические занятия, направленные
на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной,
личностной, волевой и познавательной сферы детей 34,45, 56 лет. Каждое
занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям.
Программа предусматривает как индивидуальные, так и групповые занятия,
консультации родителей. Данная программа разработана для работы с детьми
36 лет в детских садах, центрах и группах раннего развития, других
дошкольных учреждениях.
В программе используется технология синтеза разнообразных методов,
приёмов, игр различной мотивации и классификации, ИКТ,
игровых упражнений, направленных на формирование психологического
здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии, что позволяет сделать характер обучения деятельным, соответствует реалиям
времени в обеспечении качества образования.
Система работы представленная в программе, предусматривает реализацию
принципа интеграции образовательных областей, что позволяет сделать
процесс познания более насыщенным.
Необходимо отметить, что система работы отличается содержательностью,
логичностью, последовательностью, доступностью.
Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам для
детей дошкольного возраста. Используется педагогами муниципального
дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного
вида №4 ст. Должанская муниципального образования Ейский район.
Рецензент: заведующий МДОУ ДСКВ №4 ст. Должанская МО Ейский район
_______________ /Т.Н. Ливеренко / УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 2
СТ. ДОЛЖАНСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ЕЙСКИЙ РАЙОН
«Рассмотрено»
на заседании педагогического
Совета
___________/О.А.Иваненко /
Протокол № 3 от «31»
Марта 2015г.
«Согласовано»
Старший воспитатель МДОУ
_____________/Н.В.Шуляк /
ФИО
«31 » марта 2015 г.
«Утверждено»
Руководитель МДОУ
_____________/О.А.Иваненко /
ФИО
Приказ № 130/ОД от «31»марта 2015г.
Программа
психологического развития детей дошкольного
возраста «Цветик семицветик»
Составитель: Иваненко Наталья Сергеевна – воспитатель
МДОУ ДСКВ №12 ст. Должанская МО Ейский район 20142015 год
Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических
процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие
навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать
«культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и
стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Данная программа разработана на основе программы психолого
педагогических занятий для дошкольников «Цветик Семицветик» под
редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» тренинговое развитие мира
социальных отношений детей 34, 45, 56 лет, «Давайте познакомимся»
тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 6
лет под редакцией И.А. Пазухиной.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает
непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на
протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития
каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в
течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического
материала, что предполагает объединение различных направлений
деятельности психолога ДОУ.
Цель программы: Создание условий для естественного психологического
развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих
эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного
развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе. 4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки,
повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений,
нагляднодейственного, нагляднообразного, словеснологического,
творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия,
памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно деятельностный подход позволяет решать задачи развития
психических функций через использование различных видов деятельности,
свойственных данному возрасту. Принцип личностноориентированного
подхода предлагает выбор и построение материала исходя из
индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях
поэтапного формирования действий.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Время занятия
Группа
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
20 мин
20 мин
25 мин
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему
могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов
наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на
удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду
детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы
психики. В частности:
Вторая младшая группа восприятие;
Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;
Старшая группа эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно
волевая сфера.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения,
мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы
подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарногигиенических
норм и правил.
Оснащение занятий:
1. Фонотека.
2. Настольнопечатные игры.
3. Предметные игрушки.
4. Доска.
5. Цветные мелки.
6. Краски, карандаши, фломастеры.
7. Писчая и цветная бумага.
8. Строительный материал.
Принципы проведения занятий:
1. Системность подачи материала.
2. Наглядность обучения.
3. Цикличность построения занятий.
4. Доступность.
5. Проблемность.
6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике. 4. Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную
(В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных
процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты
могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на
занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании
родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий
в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и
навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной
жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в
форме лекций, семинаровпрактикумов и круглых столов. Особенности психологического курса
Вторая младшая группа
Содержание и наполнение курса определяется психологическими
особенностями данного возраста детей.
В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и
социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает
осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к
самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи
взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности,
происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются
эмоциональная и сенсорноперцептивная сфера ребенка. Основным видом
деятельности детей является игра.
Все эти особенности развития и определяют основные задачи курса:
1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения.
3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым
и сверстником в игре и повседневном общении.
4. Развивать способность подчинять свои действия правилам. 5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости,
восприимчивости.
6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
7. Способствовать формированию позитивной самооценки.
Возрастные особенности детей
Показатели
Ведущая потребность
Характеристика
Потребность в общении, уважении,
признании самостоятельности
ребенка.
Ведущая функция
Восприятие
Игровая деятельность
Отношение со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Партнерская со взрослыми;
индивидуальная с игрушками, игровое
действие.
Ситуативноделовое: взрослый –
источник способов деятельности,
партнер по игре и творчеству.
Эмоциональнопрактическое:
сверстник малоинтересен.
Резкие переключения; эмоциональное
состояние зависит от физического
комфорта.
Экспериментирование.
Конструирование.
Непосредственно окружающие
предметы, их свойства и назначения.
Восприятие сенсорных эталонов
(цвет. Форма, размер)
Непроизвольное; быстро
переключается с одной деятельности Память
Мышление
Воображение
Условия успешности
Новообразования возраста
на другую. Удерживает внимание 510
мин. Объем внимания 34 предмета.
Непроизвольная (эмоционально
окрашенная информация),
преобладает узнавание, а не
запоминание; кратковременная.
Объем памяти 34 предмета из 5.
Переход от нагляднодейственного к
нагляднообразному
мышлению(переход от действий с
предметами к действию с образами:
предметы – заместители, картинки)
Репродуктивное (воссоздание
репродукции знакомого образа)
Разнообразие окружающей среды;
партнерские отношения со взрослыми.
Самопознание, усвоение первичных
нравственных норм.
Тематическое планирование психологических занятий
Вторая младшая группа
Сентябрь
Источник
Цель
Материалы
№
1
Название
занятия
Знакомство
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 13
Познакомить детей
друг с другом. Создать
благоприятную
атмосферу на занятии.
2 Давайте дружить Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 17
Продолжать
знакомство детей друг
с другом. Сплотить
группу. Сформировать
положительное
отношение к
Игрушка Зайчик, обруч, зонт,
диск с детской веселой
музыкой, мяч, бумажные
цветы, клей, зеленый маркер,
мыльные пузыри.
Игрушка заяц, мяч, цветные
карандаши, обруч, сердечки
разного размера. 3
Правила
поведения на
занятиях.
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 20
4
Я и моя группа
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 25
Игрушка Свинка, фигурки
парных животных, мяч.
Музыкальное сопровождение.
Игрушка заяц, фигурки
животных, мяч, волшебная
палочка, цветные карандаши.
содержанию занятия.
Продолжать
знакомство детей друг
с другом. Развитие
коммуникативных
навыков, необходимых
для общения. Развитие
навыков культурного
общения. Развитие
произвольности
(умения слушать
инструкцию взрослого,
соблюдать правила
игры.)
Продолжать
знакомство детей друг
с другом, сплотить
группу. Включить
детей в ситуации
взаимодействия для
решения проблемных
практических задач.
Создать условия для
активного восприятия
детьми эмоционально
насыщенного
материала.
Октябрь
№
1
Название
занятия
Радость
Источник
Цель
Материалы
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 28
Знакомство с эмоцией
«радость». Создание
благоприятной
атмосферы на занятии.
Привлечение внимания
детей к
эмоциональному миру
человека.
Гномик настроение,
радостные рожицы по
количеству детей,
фонограмма песни «Облака»
В. Шаинского, веселая и
грустная музыкальное
произведения, клей
фломастеры, картинки с
изображением веселых,
грустных, сердитых героев,
заготовка солнышко с
лучиками.
Герои сказки «Курочка Ряба»,
гномик настроение, цветные
2
Грусть
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Знакомство с эмоцией
«грусть». Создание Семицветик»
стр. 32
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 36
3
Гнев
4 Словарик эмоций Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 40
карандаши, грустные рожицы
по количеству детей,
музыкальное сопровождение.
Гномик –настроение, игра
«Угадай эмоцию», яркая
коробка, газеты, «Мешочек
Гнева», подушка – колотушка,
сердитые рожицы, клей
картинки для задания «Найди
хозяйку».
Картинки с изображением
сказочных героев, игра
«Угадай эмоцию», игра
«Найди пару облачку»
благоприятной
атмосферы на занятии.
Привлечение внимания
детей к
эмоциональному миру
человека.
Знакомство с эмоцией
«гнев». Развитие
умения распознавать
это эмоциональное
состояние и учитывать
его в процессе общения
с другими людьми.
Привлечь к
эмоциональному миру
человека. Обучение
распознаванию и
выражении. Эмоций:
радость, грусть, гнев.
Закрепление
мимических навыков.
Ноябрь
Источник
Цель
Материалы
Развитие восприятие
цвета. Развитие умения
различать цвета,
развитие навыка
цветового
соотнесения. Развитие
мыслительной
операции «обобщение»
(фрукты, овощи)
Развитие восприятия
формы: круг квадрат,
Игрушки дедушка, бабушка,
внучка «Аленка», конверт с
письмом, муляжи фруктов и
овощей, разноцветные
билеты. Корзины синяя и
красная.
Игрушки заяц, белка,
лягушка, конверт с набором
№
1
Название
занятия
Разноцветный
паровозик
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 46
2 Пригласительный
билет
Н.Ю. Куражева
«Цветик геометрических фигур на
каждого ребенка, тазик с
водой, Резиновые рыбки,
большая ложка с длинной
ручкой (вместо удочки),
аудиозапись с лесными
звуками.
Игрушки – мама Мышь,
мышата, бабочка, ежик,
ворона, карточки с
изображением предметов
разных по величине.
Карточки с изображением
животных и их детенышей.
Изображение веселого и
грустного гномика.
Аудиозапись веселой музыки.
Мяч. Письмо в конверте,
волшебный мешочек,
большое зеркало.
3
4
Семицветик»
стр. 49
треугольник. Развитие
умения различать
геометрические
фигуры по цвету,
размеру и форме.
Восприятие
величины
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 53
Развитие восприятия
величины: большой –
маленький. Развитие
мыслительной
операции «сравнение»
«Мое настроение» Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 35
Учить детей
изображать
эмоциональные
состояния с помощью
выразительных
средств. Помочь детям
осознать некоторые
эмоциональные
состояния и
освободиться от
негативных эмоций.
Декабрь
№
1
Название
занятия
«Здравствуй,
зима!»
Источник
Цель
Материалы
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 57
Развитие
познавательных
психических
процессов. Обобщение
пройденного
материала.
Игрушка заяц. Предметы:
снежинки, снеговик, санки,
мешок, рисунок с домиками
снеговика, картинки с двумя
разными снеговиками,
снежинки на каждого ребенка
по 2 шт. музыкальное
сопровождение. 2
«Я хочу»
Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 28
3
«Я могу»
Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 31
4
Восприятие
длины (длинный
– короткий)
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 68
Игрушка собака, яркий
сундучок, образные игрушки
(кукла, самолетик, машинка,
уточка, лягушка, солдатик).
Кукла девочка и кукла –
мальчик, набор игрушек
средних размеров и
контрастной формы,
нарядный мешочек для
хранения игрушек, колпачок
Петрушки
Игрушка зайчик, котенок,
карандаши, кружочки
красного и желтого цвета.
Парные картинки на которых
изображены предметы разной
длины.
Развивать у детей
способность оценивать
свои желания,
направлять детей на
осознание и сравнение
собственных
мышечных и
эмоциональных
ощущений. Учить
детей управлять своим
поведением и
способствовать
формированию
волевых качеств
личности.
Развивать
познавательную
активность детей.
Приучать детей к
самостоятельности, к
соблюдению правил.
Учить детей управлять
своим поведением и
способствовать
формированию
волевых качеств
личности.
Развитие восприятия
длины: длинный –
короткий. Развитие
умения соотносить
предметы по величине.
Январь
№
1
Название
занятия
Восприятие
величины
(широкий –
узкий)
Источник
Цель
Материалы
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 73
Развитие восприятия
длины: широкий –
узкий. Развитие умения
соотносить предметы
по величине.
Игрушки лягушонок, ежик,
утка. Карандаши, предметные
картинки разные по величине
9широкий – узкий), карточки
с заданием «Найди пару». 2
3
4
Сказка
«Сбежавшие
игрушки»
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 78
Сказка
«Теремок»
К.И. Чуковский
«Федорино горе».
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 84
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 90
Развитие навыков
общения. Воспитание
бережного отношения
к своим вещам,
игрушкам. Развитие
познавательных
психических
процессов.
Развитие навыков
общения. Развитие
познавательных
психических
процессов.
Развитие
коммуникативной и
эмоциональной сферы
детей. Развитие
познавательных
психических
процессов.
Текст сказки М. Морозовой
«Сбежавшие игрушки»,
игрушки для сказки.
Материал для задания
«Положи мячик», цветик
семицветик, Д/И «Найди
лишнее»
Игрушки – домашние и дикие
животные, теремок для
сказки. д/И «Большой –
маленький», загадки, игрушки
для отгадок.
Бумажные тарелки с начатым
узором по краю, текст сказки
«Федорино горе», карточки с
изображением посуды, цветок
сказок, детская посудка.
Февраль
№
Название
занятия
Источник
Цель
Материалы
1
Л.Ф Воронкова
Н.Ю. Куражева Воспитание бережного Д/И «Сороконожка», «Маша –
растеряша»
«Цветик
Семицветик»
стр. 98
Мальчики
одуванчики
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 104
Девочки –
припевочки.
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 108
2
3
4
Сказка «Три
медведя»
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 113
отношения к своим
вещам. Развитие
познавательных
психических
процессов.
Развивать умение
различать
индивидуальные
особенности (пол,
внешность, лицо,
походка). Развивать
невербальное и
вербальное общение.
Развивать навыки
самоконтроля.
Развивать умение
различать
индивидуальные
особенности (пол,
внешность, лицо,
походка). Развивать
невербальное и
вербальное общение.
Развивать чувство
потребности у детей
радовать своих
близких добрыми
делами и заботливым
отношением к ним.
Развитие эмпатии.
Развитие
познавательных
психических
процессов.
предметные картинки с
изображением парной обуви,
кукла Маша. Мяч,
музыкальное сопровождение.
Текст сказки «Маша –
растеряша»
Дарц, чернобелые заготовки
открыток на каждого ребенка,
цветные карандаши, карточки
с изображением транспорта,
музыкальное сопровождение.
Две куклы (девочка и
мальчик)
Две куклы (девочка и
мальчик), музыкальное
сопровождение. Карточки для
игры «Уборка» , муляжи
фруктов и овощей. Две
корзинки и кастрюли,
магниты, бусы, цветы,
сумочка.
Игрушка медвежонок. Д/И
«Найди лишнее», текст сказки
«Три медведя»
Март №
1
2
Название
занятия
Здравствуй,
весна.
Сказка «Репка»
дружба,
взаимопомощь.
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 134
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 117
3
4
Страна
Вообразилия.
День смеха
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 121
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 130
Источник
Цель
Материалы
Карточки с изображением
разных частей насекомых,
платок, загадки про
насекомых.
Волшебный цветок, разрезная
картинка к сказке «репка»,
герои сказки для показа.
Конверт с приглашением,
рисунки к сказкам, «Чудо
дерево», карточки
Лист с изображением контура
петуха с цветным хвостом.
Развитие
познавательных
психических
процессов.
Способствовать
нравственному
развитию детей путем
формирования у них
представлений о
дружбе и
взаимопомощи.
Создавать
нравственные основы
личности ребенка.
Развитие
познавательных
психических
процессов.
Развивать фантазию и
воображение.
Формировать интерес к
творческим играм.
Развивать
воображение.
Развивать интерес
детей к окружающему
миру. Развивать
творческое мышление. №
1
2
3
4
Название
занятия
«Плохо быть
одному»
«Мы разные»
И.А. Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 38
И.А. Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 41
«Мы веселимся,
смеемся и
играем»
И.А. Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 38
«Говорим руками
и телом»
И.А. Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 38
Апрель
Источник
Цель
Материалы
Платок для завязывания
глаз. Меховой комочек,
набор игрушек,
аудиозапись веселой
музыки.
Большая мягкая игрушка
мишка, платок для
завязывания глаз,
аудиозапись спокойной
музыки.
Клоун притворщик, мяч,
маленькие комочки ваты.
Большая кукла –
Молчунья, картинки к
игре «живая картина»,
аудиозапись плясовой
мелодии.
Учить детей устанавливать
и поддерживать
социальные контакты.
Учить детей поддерживать
короткий диалог.
Развивать умение узнавать
отличительные черты друг
друга. Развитие эмпатии,
тактильного восприятия.
Снятие эмоционального
напряжения. Создание
положительного
эмоционального климата в
группе.
Развивать у детей умение
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
игрового общения.
Расширять диапазон
эмоций у детей через пони
Дать детям начальные
знания о культуре жеста,
учить воспроизводить
выразительные движения и
позы, учить изображать с
помощью движений
различные предметы,
развивать творческое
воображение. Май
Источник
Цель
Материалы
№
1
Название
занятия
«Помогаем друг
другу»
И.А. Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 38
Воспитывать у детей навыки
партнерского общения,
формировать умения
согласовывать свои действия
с действиями других детей.
Развивать у детей желание
помогать друг другу в
игровой, трудовой и учебной
деятельности.
Учить детей проявлять
чуткое, ласковое отношение
к самым близким людям –
маме, папе, бабушке,
дедушке. Формировать у
детей интерес к своей семье
и учить делиться с ними
своими впечатлениями.
Развивать стремление и
потребность радовать своих
близких добрыми делами и
заботливыми отношениями.
Учить детей радовать своих
близких и родных добрыми
делами и хорошими
поступками. Воспитывать
желание оказывать
окружающим людям
посильную помощь,
способствовать
продуктивному общению в
процессе совместной
деятельности.
Развивать эмпатию детей.
Продолжать учить
взаимодействовать и
сотрудничать друг с другом.
Развивать навык общения.
Расширить поведенческий
Игрушка – птенчик,
макет гнезда, большое
ведерко и набор мелких
игрушек, 3 4 мяча.
Сюжетная картинка
«Семья», пальчиковый
театр «Семья», игра
«Притворщик»
Кукламальчик
«Знайка», различные
наборы предметов,
веревка (красного.
Зеленого, желтого и
белого цвета) размером
0,3 см до 1 метра.
Игрушки, небольшой
камень. Коробочка,
яркие бантики,
цветочки. Старый
резиновый мяч с
прикрепленными на
2
3
4
«Дружная
семья»
И.А. Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 58
«Маленький
помощник»
И.А. Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 61
«Урок общения» И.А. Пазухина
«Давайте
поиграем!»
стр. 87 репертуар и словарный запас
детей.
него липучкой.
Аудиозапись спокойной
музыки.
Особенности психологического курса
Средняя группа
Программа курса учитывает все основные особенности развития,
свойственные данному возрасту.
1. Повышение познавательной активности. В занятие включены темы
посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности
детей.
2. Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:
Правильно дифференцирует цвета и оттенки
Называет названия шести основных цветов
Различает и называет основные геометрические фигуры, включая
прямоугольник и овал
Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте
Узнает бытовые предметы на ощупь
Улучшается слуховое внимание и восприятие
Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками.
Носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.
3. Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание,
память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В
развивающих играх даются задания на развитие нагляднообразного
мышления (картинкинелепицы), эмоциональной сферы (добавляется
знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать
рисунок, придумать название).
4. Занятие дополняются активными совместными играми, динамическими
паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила
игры.
Задачи курса:
1. Создавать условия для проявления познавательной активности.
2. Способствовать самопознанию ребенка.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки. 4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости,
отзывчивости.
5. продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам,
усложняя деятельность через увлечение количества правил.
6. создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия,
мышления, внимания, воображения.
7. Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Возрастные особенности детей среднего возраста
Показатели
Ведущая потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Отношения со взрослыми
Отношения со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Нормативы
Потребность в общении, познавательная
активность
Нагляднообразное мышление
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог,
игровая ситуация
Внеситуативноделовое: взрослый – источник
информации
Ситуативноделовое: сверстник интересен как
партнер по сюжетной игре
Более ровные старается контролировать,
проявляются элементы эмоциональной
отзывчивости.
Вопросы, рассказы взрослого,
экспериментирование.
Предметы и явления непосредственно не
воспринимаемые
Восприятие сенсорных эталонов, свойств
предметов.
Внимание зависит от интереса ребенка,
развиваются устойчивость и возможность
произвольного переключения. Удерживает
внимание 1015 мин
Объем внимания 45 предметов
Кратковременная, эпизодическое запоминание
зависит от вида деятельности. Объем памяти 45
предмета из 5, 23 действия.
Нагляднообразное
Репродуктивное, появление творческого Условия успешности
Новообразование возраста
воображения
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
1. Контролирующая функция речи:
речь способствует организации
собственной деятельности.
2. развитие способности выстраивать
элементарные умозаключения.
Тематическое планирование психологических занятий
Средняя группа
Сентябрь
Источник
Цель
Материалы
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 13
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 17
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 20
Познакомить детей друг с
другом. Создать
благоприятную атмосферу
на занятии.
Продолжать знакомство
детей друг с другом.
Сплотить группу.
Сформировать
положительное отношение
к содержанию занятия.
Продолжать знакомство
детей друг с другом.
Развитие навыков
культурного общения.
Создать условия для
активного восприятия
детьми эмоционально
насыщенного материала.
Продолжать знакомство
детей друг с другом.
Развитие коммуникативных
навыков, необходимых для
общения. Развитие навыков
культурного общения.
Развитие произвольности
Игрушка Зайчик, диск с
детской веселой музыкой,
мяч, бумажные цветы, клей,
зеленый маркер.
Игрушка заяц, мяч, цветные
карандаши, колокольчик.
Мяч, резиновые или мягкие
игрушки: белочка, зайчик,
кошка, послание от зверей.
Игрушка заяц, карточки с
изображением разных
поведенческих ситуаций
«что хорошо, что плохо».
№ Название
занятия
Знакомство
1
Давайте
дружить
Волшебные
слова.
2
3
4
Правила
поведения на
занятиях.
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 25 (умения слушать
инструкцию взрослого,
соблюдать правила игры.)
Октябрь
Источник
Цель
Материалы
Создание благоприятной
атмосферы на занятии.
Развитие коммуникативных
умений и навыков, умение
работать в группе.
Привлечь внимание детей к
эмоциональному миру
человека. Обучить
выражению радости, грусти
и их распознаванию.
Развитие коммуникативных
умений и навыков.
Знакомство с эмоцией
«гнев». Привлечение
внимания к
эмоциональному миру
человека.
Карандашики настроения,
грустные и веселые
пиктограммы, картинки с
веселыми и грустными
персонажами, пейзажи
разной цветовой гамме,
радостное и грустное
облачка, музыкальное
сопровождение.
Сердитое облако,
сердитый карандаш,
цветные карандаши,
игрушка Притворщик,
пособие «Угадай
эмоцию» музыкальное
сопровождение (пьеса
П.И. Чайковского «Баба
Яга»), «подушка
колотушка», «мешочек
для крика», «коробочка
гнева».
Удивлённое облако,
удивительный
карандашик, бланки с
заданиями, цветные
карандаши, игрушка
Притворщик,
№ Название
занятия
Радость и
1
грусть
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 30
2
Гнев
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 35
3
Удивление
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 39
Развитие коммуникативных
навыков, преодоление
тактильных барьеров.
Привлечение внимания к
эмоциональному миру
человека. Обучение 4
Испуг
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 42
музыкальное
сопровождение.
Испуганное облако,
«испуганный» карандаш,
бланки с заданиями,
цветные карандаши,
игрушка Притворщик,
музыкальное
сопровождение.
распознаванию и
выражению эмоций:
радость, грусть, гнев,
удивление.
Развитие коммуникативных
навыков,
наблюдательности.
Обучение распознаванию и
выражению испуга, страха,
радости, грусти,
удивления. Профилактика
и коррекция страхов у
детей: животных,
сказочных персонажей.
Ноябрь
Источник
Цель
Материалы
Развитие
коммуникативных
навыков, преодоление
тактильных барьеров.
Привлечение внимания
к эмоциональному
миру человека.
Познакомить с эмоцией
горя, учить передавать
это эмоциональное
состояние,
использовать
различные
выразительные
средства. Учить
эмоционально
воспринимать грустное
настроение
Познакомить детей с
эмоцией интерес, учить
передавать это
эмоциональное
состояние, используя
различные
выразительные
средства.
«Спокойное» облако,
«спокойный» карандаш,
бланки с заданиями, цветные
карандаши, игрушка
Притворщик, музыкальное
сопровождение, задание
«Логический квадрат»
формата А3.
Пиктограмма «горе»,
«радость», картинка с
изображением грустной
девочки, зеркало, лист бумаги
и цветные карандаши.
Пиктограмма «интерес»,
картинка с изображением
заинтересованного мальчика,
лист бумаги и цветные
карандаши.
№
1
Название
занятия
Спокойствие
2
«Горе»
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 46
И.А. Пазухина
«давайте
познакомимся!»
стр. 66
3
«Интерес»
И.А. Пазухина
«давайте
познакомимся!»
стр. 69 4 Словарик эмоций Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 49
Привлечение внимания
к эмоциональному
миру человека.
Обучение
распознавании и
выражению эмоций:
радость, грусть, гнев,
удивление, испуг.
Бланки с заданиями, цветные
карандаши, музыкальное
сопровождение, облака с
разными эмоциями, сказочные
герои с разными
настроениями.
№ Название
занятия
1
Мои
помощники
глазки
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 67
2 Мой помощник
носик
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 73
3 Мой помощник
ротик
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 77
Декабрь
Источник
Цель
Материалы
Совершенствование
восприятия. Закрепление
навыков исследования
предметов с помощью
соответствующих органов
чувств. Тренировка
зрительных ощущений.
Развитие зрительного
внимания. Развитие
зрительной памяти.
Активизация творческой
активности.
Совершенствования
восприятия. Закрепление
навыков исследования
предметов с помощью
соответствующих органов
чувств. Тренировка
обоняния. Активизация
творческой активности.
Совершенствование
восприятия. Закрепление
навыков исследования
предметов с помощью
соответствующих органов
чувств. Тренировка вкусовых
ощущений. Активизация
Нарисованная фигурка
человечка с большими
глазами, корзинка с
игрушками, бланки с
заданиями, цветные
карандаши, картинки с
контурным
изображением, ножниц,
утюга, ёлки, гриба, зайца,
рыбы.
Фигурка человечка с
большим носом,
коробочка с запахами,
цветные карандаши,
бланки с заданиями,
пособие «Ароматический
набор».
Фигурка человечка с
длинным языком, тарелка
с кусочкам разных по
вкусу продуктов,
зубочистки, карточки с
продуктами на тарелке,
карточки с надписью 4
Мои
помощники
ушки
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 82
творческой активности.
Совершенствование
восприятия. Закрепление
навыков исследования
предметов с помощью
соответствующих органов
чувств. Тренировка слуховых
ощущений. Развитие
слухового внимания.
Развитие слуховой памяти.
Активизация творческой
активности.
(горький, сладкий,
солёный, кислый), бланки
с заданиями, цветные
карандаши.
Аудиозаписи «Голоса
птиц и зверей»,набор
картинок «Домашние
животные», цветные
карандаши, синий,
жёлтый, коричневый ,
бланки с заданиями,
нарисованная фигурка
человечка с большими
ушами, шкатулка,
корзина с музыкальными
инструментами.
Январь
Источник
Цель
Материалы
Совершенствования
восприятия.
Закрепление навыков
исследования
предметов с помощью
органов осязания.
Тренировка
тактильных ощущений.
Формирование
позитивной мотивации
общения.
Совершенствование
восприятия. Развитие
двигательной
активности.
Формирование
позитивной мотивации
общения.
Развитие
коммуникативных
навыков. Закрепление
знаний об
Фигурка человечка с большими
руками, дощечки 15х10 см., на
них наклеены: мех, фотобумага,
спички, верёвка в виде змейки,
капли воска, бархатная бумага,
схема кабинета, мешочек,
бланки с заданиями, цветные
карандаши.
Фигурка человечка с большими
ногами, бланки с заданиями,
цветные карандаши.
Бланки с заданиями, цветные
карандаши, карточки для игры
«Изобрази», мяч, карточки для
задания «Спортсмены».
№
Название
занятия
1 Мои помощники
ручки
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 87
2 Мои помощники
ножки
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 91
3
Из чего же
сделаны наши
мальчишки?
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 95 4
Из чего же
сделаны наши
девчонки?
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 99
особенностях
поведения мальчиков.
Работа по развитию
самоконтроля.
Развитие
коммуникативных
навыков. Закрепление
об особенностях
поведения девочек.
Способствовать
формированию
доброжелательного
отношения к маме,
бабушке, сестре, тёте.
Бланки с заданиями, цветные
карандаши, игрушка цветок,
игра «клумба», музыкальное
сопровождение, карточки с
отгадками.
Февраль
Источник
Цель
Материалы
№
1
Название
занятия
«Мальчики и
девочки»
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 48
Учить детей понимать
различия между
мальчиками и
девочками в основных
чертах характера и
поведении, развивать
навык общения
мальчиков с
девочками.
Дать детям начальные
знания о культуре
жеста, возможности
выражать свои мысли и
чувства при помощи
мимики, жестов,
движений, осанки,
позы.
Развивать
воображение.
Сюжетные картинки с
изображением мальчиков и
девочек. Аудиозапись легкой
музыки, принадлежности для
ухода за волосами. Несколько
игрушек.
Карточки к игре «Покажи
руками», театральные маски к
сказке «Курочка Ряба»
Игрушка гномик, сказка
Путаница», изображение
2
«Язык жестов и
движений»
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 40
3
Страна
Вообразилия
Н.Ю. Куражева
«Цветик Семицветик»
стр. 103
4
Прогулка по
городу
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 110
Продолжать
формировать
вербальное общение;
умение слушать.
Развивать восприятие,
внимание, память,
наглдянообразное
мышление. Развивать
мелкую и общую
моторику. Развивать
самосознания.
Развитие мыслительной
операции обобщение,
классификация,
рассуждение. Развитие
коммуникативной,
эмоциональной сферы.
животных с перепутанными
частями тела, бланки с
заданиями, цветные
карандаши.
«Инопланетянин»,
разрезанная картинка
«Летающая тарелка»,
карточки с изображением
различных продуктов,
карточки с заданием «назови
одним словом».
Март
Источник
Цель
Материалы
Развить воображение.
На основе знаний детей
о весенних явлениях в
природе развивать
познавательные
психические процессы.
Развивать умение
выразительно
передавать
разнообразие весенней
природы в пластике
движений, слов.
Развить воображение.
Развить творческое
мышление.
Сюжетные картинки «Зима»,
«Весна», карточки с
изображением перелётных
птиц, бланки с заданиями,
карандаши.
Игрушка Клоун, магнитофон,
песня «Цирк», карточки с
изображением
№
1
Название
занятия
Здравствуй,
Весна!
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 114
2
День Смеха
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик» стр. 118
3 В гостях у сказки Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 122
4
«Мой
внутренний мир»
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 29
Развить воображение,
память,
пантомимическую и
речевую
выразительность.
Закрепить знание
содержание сказок.
Развить творческое
мышление.
Учить детей понимать
себя, свои желания,
чувства, видеть в себе
положительные
качества.
геометрических фигур,
задания на бланках,
карандаши.
Игрушки сказочных
персонажей, сундучок,
лабиринт, карточки из игры «
Логический поезд»,
разрезанная картинка
«Царевна лягушка»,
карандаши, бланки с
заданиями.
Клубок ниток, альбом и
цветные карандаши.
Апрель
Источник
Цель
Материалы
Обеспечивать
профилактику
социальной
дезадаптации детей,
формировать чувство
принадлежности к
группе, помогать
детям почувствовать
себя более уверенно.
Учить различать
индивидуальные
особенности детей в
Клубок ниток, карточки с
изображениями различных
движений зарядки к игре
«Волшебник»
Клубок ниток, бумажная
тарелка и изображения
различных продуктов.
№
1
Название
занятия
«Мы так
похожи»
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 35
2
«Мы такие
разные»
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!» стр. 38
3
4
«Давайте жить
дружно»
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 45
«С кем я живу» И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 85
группе, определить
свои вкусы в еде,
предпочтения по
отношению к
животным, играм и
занятиям, сравнивать
свой вкус со вкусами
других.
Формировать чувство
принадлежности к
группе, помогать
каждому ребенку
чувствовать себя более
защищено,
преодолевать
трудности в общении.
Вызвать у детей
интерес с собственной
личности, воспитывать
у детей чувство
глубокой любви и
привязанности к самым
близким и родным
людям.
Мяч, пара рукавичек из
бумаги, аудиозапись песни
«Улыбка»,
Сюжетная картинка «Семья»,
веселая музыка, кукла Маши,
лист бумаги и цветные
карандаши.
Май
Источник
Цель
Материалы
Знаки, обозначающие
сенсорные признаки
предметов, пособие «Поле
Чудес», карточки «Найди
пару», бланки с заданиями,
цветные карандаши, кукла
Незнайка.
Игрушка «филин», схема
№
1
Название
занятия
Восприятие
сенсорных
эталонов (цвет,
форма,
величина)
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 53
Развитие восприятия
сенсорных признаков
предметов. Развитие
мыслительных
процессов.
2
Восприятие
Н.Ю. Куражева Развитие восприятия свойств
предметов.
«Цветик
Семицветик»
стр. 57
3
«Правила
домашнего
этикета»
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 89
4
«Я знаю, я умею,
я могу!»
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 98
«свойств предметов», бланки
с заданиями, цветные
карандаши, карточки с
изображением мяча, жабы,
бабочки, карточки «Найди
лишний», коврикифигуры,
музыкальное сопровождение.
Аудиозапись звуков леса.
лист бумаги и цветные
карандаши.
Игрушка Лесовичок, маски
зайца и лисы, аудиозапись
веселой музыки, мяч, лист
бумаги и цветные карандаши.
свойств предметов.
Развитее мышления
(сравнение,
исключение, анализ).
Развитие внимания
(зрительное, слуховое).
Развитие воображения
и логического
мышления.
Учить детей ценить
хорошие отношения и
получать радость от
общения со своими
близкими, создавать
положительное
эмоциональное
настроение у детей.
Повторить пройденный
материал и закрепить
знания и умения детей,
развивать
представление детей о
себе и своем отличии
от других,
формировать у детей
адекватную
самооценку,
продолжать учить
детей позитивным
способам общения со
сверстниками.
Особенности психологического курса
Старшая группа
В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать
произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное
дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.
При общение ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты
характера сверстников, совершенствуется эмоциональноличностная сфера. В
связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры,
проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по
сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются
вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части
программы посвящены осознанию собственной личности и личности других,
также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все
занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой
сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям
коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены
этикету.
Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех
психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание,
мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются
задания на развитие нагляднообразного и словеснологического мышления
( разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы
(расширение представлений об эмоциях: радость. Грусть, злость, удивление,
страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной
ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и
саморегуляции.
Задачи психологического курса:
1. Создавать условия для формирования элементов произвольности
психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого
потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности.
4. Способствовать самопознанию ребенка.
5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать
совместную деятельность детей.
7. организовывать совместную деятельность с целью развития навыков
сотрудничества.
Возрастные особенности детей:
Показатели
Нормативы Ведущая потребность
Потребность в общении
Ведущая функция
Воображение
Игровая деятельность
Отношения со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Память
Усложнение игровых замыслов,
длительные игровые объединения.
Внеситуативноделовое +
внеситуативноличностное: взрослый
– источник информации, собеседник.
Ситуативноделовое: углубление
интереса как к партнеру по играм,
предпочтении в общении.
Преобладание ровного
оптимистичного настроения.
Общение со взрослым, сверстником,
самостоятельная деятельность,
экспериментирование
Предметы и явления непосредственно
не воспринимаемые, нравственные
нормы.
Знания о предметах и их свойствах
расширяются (восприятие времени,
пространства), организуются в
систему и используются в различных
видах деятельности.
Начало формирования произвольного
внимания. Удерживает внимание 15
20 мин. Объем внимание 810
предметов.
Развитие целенаправленного
запоминания. Объем памяти 57 Мышление
предметов из 10, 34 действия.
Нагляднообразное, начало
формирования логического
мышления.
Воображение
Развитие творческого воображения.
Условия успешности
Новообразования возраста
Собственный широкий кругозор,
хорошо развитая речь
1. Планирующая функция речи.
2. предвосхищение результата
деятельности.
3. Начало формирования высших
чувств (интеллектуальные,
моральные, эстетические).
Тематическое планирование психологических занятий
Старшая группа
Сентябрь Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 14
Познакомить детей друг с другом,
сплотить группу. Развивать
невербальное и вербальное
общение. Снять телесное и
эмоциональное напряжение.
2 Наша группа.
Что мы умеем.
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 18
3
Правила
поведения на
занятиях.
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 22
4
Страна
«ПСИХОЛОГ
ИЯ»
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 27
Продолжать знакомить детей друг
с другом, делать группу
сплочённой, обогащать знания
детей друг о друге.
Способствовать осознанию
ребёнком своих положительных
качеств; совершенствовать умение
выступать перед группой.
Развивать вербальное и
невербальное общение.
Формировать отношения доверия,
умение сотрудничать. Снять
телесное и эмоциональное
напряжение. Развивать внимание,
память, мышление, воображение.
Развивать мелкую и общую
моторику. Развивать навыки
самосознания.
Познакомить детей с правилами
поведения группе. Продолжать
формировать навыки вербального
и невербального общения,
вежливого обращения. Развивать
внимание, память, наглядно
образное и словеснологическое
мышление. Развивать мелкую и
общую моторику. Снятие
эмоционального и телесного
напряжения.
Познакомить детей друг с другом,
сплотить группу. Развивать
невербальное и вербальное
общение. Снять телесное и
эмоциональное напряжение.
№ Название
занятия
Знакомство
1
Источник
Цель
Материалы
Игрушка Петрушка,
клубок ниток,
«волшебная» палочка»,
карандаши, бумага,
изображение поляны,
музыкальное
сопровождение.
Игрушка Петрушка,
магнитофон, разрезанные
картинки, 2 картинки для
игры 2Найди 10
отличий»,указка, игрушка
(кегли), карандаши,
бумага, платок.
Игрушка Петрушка,
шкатулка, нарисованные
ключи, письмо от Феи,
магнитофон, карандаши,
рабочие тетради, мяч,
картинки со
схематическими
изображением правил.
Игрушка Петрушка, карта
страны «ПСИХОЛОГиЯ»,
смайлики, рабочие
тетради, цветные
карандаши,
демонстрационный
материал к заданию
«Раскрась коврик»,
настольнопечатная игра
«Театр настроения», 3 № Название
занятия
Радость.
Грусть
1
Источник
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 31
2
Гнев
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 38
Октябрь
Цель
Познакомить детей с чувством
радости, грусти. Обучение
различению эмоционального
состояния по его внешнему
проявлению и выражению через
мимику, пантомимику, интонацию.
Формирование навыков
адекватного эмоционального
реагирования на совершенное
действие или поступок.(Ребёнок
имеет право на любую эмоцию,
которая помогает ему обогатить
собственный жизненный опыт.)
учить детей выражать чувство
радости в рисунке.
Познакомить детей с чувством
гнева. Обучение различению
эмоционального реагирования на
совершенное действие или
поступок. (Ребёнок имеет право на
любую эмоцию, которая помогает
ему обогатить собственный
жизненный опыт.) Учить детей
выражать чувство гнева в рисунке.
3
Удивление
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 42
Познакомить детей с чувством
удивления. Обучить различению
эмоционального состояния по его
внешнему проявлению и
выражению через мимику,
пантомимику, интонацию.
Формировать навыки адекватного
эмоционального реагирования на
совершенное действие или
пары следов.
Материалы
Магнитофон,
аудиозаписи К. Орф
«Осень. Гномы», Д.
Христов «Золотые
капельки», сюжетные
картины «Радость»,
«Грусть», муляжи и
карточки с изображением
разных ягод, радостных и
грустных сказочных
персонажей и животных
цветные карандаши
аудиозаписи музыки Е.
Ботлярова «Драчун» и В.
Гаврилина «Крот и
червяк», сюжетная
картина «Гнев»,
персонажи Веселинка,
Грустинка. Злинка,
игрушки бибабо, белочка
и зайчик, мишень,
большая картонная труба
наполненная поролоном
для погашения звука, два
воздушных шарика,
мыльные пузыри,
мешочек с фасолью или
горохом (для каждого
ребёнка), набор цветных
карандашей
аудиозапись музыки из
серии «наедине с
природой», сюжетная
картина «Удивление»,
коробочки с веществами
и предметами,
обладающими
выраженным запахом,
цветные карандаши поступок. Учить детей выражать
чувство удивления на рисунке.
персонаж Удивлинка.
4
Испуг
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 48
Познакомить детей с эмоцией
испуг. Учить детей узнавать
эмоцию испуг по его проявлениям.
Развивать умение справляться с
чувством страха. Учить детей
выражать чувство страха в
рисунке.
Магнитофон, аудиозапись
музыки Э.Грига
«Шествие гномов» или «В
пещере горного короля» и
музыки Ф. Бургмюллера
«Баллада», аудиокассеты
из серии «Звуки. Глосса.
Шумы окружающего
мира», «Транспорт.
Боевые действия.»,
картина «страх», набор
цветных карандашей и
рабочие тетради,
персонаж Пуглинка. № Название
занятия
Источник
1 Спокойствие Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 46
2
«Страх»
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 138
3
Горе
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 144
4
Интерес
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 147
Ноябрь
Цель
Развитие коммуникативных
навыков, преодоление
тактильных барьеров.
Привлечение внимания к
эмоциональному миру человека.
Расширять представления детей
об эмоции «страх», учить
понимать свои чувства и чувства
других, продолжать учить
передавать эмоциональное
состояние, используя различные
выразительные средства,
способствовать снятию страхов у
детей, повышать уверенность в
себе.
Расширять представления детей
об эмоции горе, учить их
понимать свои чувства и чувства
других. Учить передавать это
эмоциональное состояние.
Используя различные
эмоциональные средства.
Помогать преодолевать
негативное настроение.
Расширять представления детей
об эмоции интерес учить их
понимать свои чувства и чувства
других людей, учить передавать
эмоциональное состояние
интерес, используя различные
эмоциональные средства.
Материалы
«Спокойное» облако,
«спокойный» карандаш,
бланки с заданиями,
цветные карандаши,
игрушка Притворщик,
музыкальное
сопровождение, задание
«Логический квадрат»
формата А3.
Пиктограмма страх,
аудиозапись веселой
музыки. Кукла, платок
для завязывания глаз, лист
бумаги, цветные
карандаши.
Пиктограмма горе,
аудиозапись грустной
мелодии, лист бумаги,
цветные карандаши.
Пиктограмма интерес,
альбом и цветные
карандаши. № Название
занятия
Источник
1 Спокойствие Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 52
Словарик
эмоции
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 56
Декабрь
Цель
Познакомить детей с чувством
спокойствия. Обучение различению
эмоционального состояния по его
внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику,
интонацию. Формирование навыков
адекватного эмоционального
реагирования на совершенное
действие или поступок. (Ребёнок
имеет право на любую эмоцию,
которая помогает ему обогатить
собственный жизненный опыт.)
Снятие эмоционального
напряжения.
Закрепление и обобщение знаний о
чувствах радости, грусти, гнева,
удивления, испуга, спокойствия.
Развитие способности понимать и
выражать эмоциональное состояние
другого человека. Обогащение и
активизация словаря детей за счёт
слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроение, их
оттенки.
3
Страна
Вообразилия
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 60
Развивать фантазию и воображение
при сравнительном восприятии
музыкальных и поэтических
произведений. Развивать
невербальное и вербальное общение.
Формировать интерес к творческим
играм.
Материалы
Магнитофон, аудиозапись
музыки П. Чайковского
«Сладкая греза №21»,
сюжетная картина отдых,
пиктограмма
«Спокойствие», цветные
карандаши, игрушки из
кукольного театра или из
«киндерсюрпризов».
сюжетная картина
«Беспорядок», карточки с
изображением
пиктограмм, «Радость»,
«Грусть», «гнев»,
«Удивление»,
«Спокойствие» для
каждого участника,
«кубик настроения»,
цветные карандаши,
пиктограммы
эмоциональных
состояний, диск «Сказки
для самых маленьких.
Чижикпыжик».
Зашифрованное послание,
игрушкакукла жителя
Вообразилкина, камешки
различной формы и цвета,
карандаши, мелки,
фломастеры, пьесы П.И.
Чайковского «Сладкая
греза» и А. Лядова «Баба
Яга», карточки с 4
В гостях у
сказки
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 65
Развивать воображение, память,
пантомимическую и речевую
выразительность. Закрепить знание
содержания сказок. Развивать
творческое мышление.
изображением
«несуществующих»
животных,
Иллюстрации сказочных
персонажей: Элли,
Страшила, Дровосек, Лев,
Буратино, Дед из сказки
«Репка», карандаши,
мячик, магнитофон. № Название
занятия
Этикет.
1
Внешний вид
Источник
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 76
2 Общественн
ый этикет
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 82
Материалы
Игрушка кот,
картонные ботинки для
шнуровки, раздаточный
материал для каждого
ребёнка, наложенные
контуры одежды, тени
одежды и обуви,
магнитофон, цветные
карандаши, рабочие
тетради.
Игрушки для сценок,
лото «Пассажирский
транспорт», простые и
цветные карандаши,
рабочие тетради,
памятки.
Январь
Цель
Познакомить детей с правилами
личной гигиены. Сформировать
представления о внешнем виде
культурного и опрятного человека и
желание выполнять правила личной
гигиены. Продолжать формировать
навыки вербального и невербального
общения, вежливого обращения.
Развивать логические операции
посредствам речевого общения:
внимание (концентрацию,
переключение), память. Воспитывать
у детей нравственные качества и
чувства.
Познакомить детей с общественным
этикетом. Продолжать формировать
навыки вербального и невербального
общения, вежливого обращения.
Развивать слуховое и зрительное
внимание(устойчивость,
распределение), слуховую память,
мышление, тонкую и общую
моторику. Воспитывать у детей
нравственные качества и чувства.
Формировать навыки культурного,
этически грамотного поведения.
Развитие самосознания и навыков
саморегуляции.
3
Столовый
этикет
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 87
Познакомить детей со столовым
этикетом. Сформировать
представления о культуре поведения
за столом и желание следовать
столовому этикету. Продолжать
формировать навыки вербального и
Сюжетные картинки с
изображением правил
поведения за столом,
картинки с
изображением
съедобного и 4 Подарочный
этикет
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 99
невербального общения, вежливого
обращения. Развивать логические
операции посредствам речевого
общения:. Развивать внимание
(концентрацию, переключение),
память. Воспитывать у детей
нравственные качества и чувства.
Формировать навыки культурного,
этически грамотного поведения.
несъедобного, набор
пластиковой посуды
для каждого ребёнка,
цветные карандаши,
рабочие тетради,
музыкальное
сопровождение.
Сюжетные картинки с
изображением правил
подарочного этикета,
музыка с разными
настроениями, рабочие
тетради, цветные
карандаши, задание
«Разложи подарки».
Познакомить детей с подарочным
этикетом. Продолжать формировать
навыки вербального и невербального
общения, вежливого обращения.
Развивать слуховое и зрительное
внимание (устойчивость), зрительную
память, мышление (умозаключения,
обобщения), воображение, тонкую и
общую моторику. Воспитывать у
детей нравственные качества и
чувства. Формировать навыки
культурного, этически грамотного
поведения. Развивать навыки
самосознания и саморегуляции. № Название
занятия
Гостевой
этикет
1
Источник
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 98
2
Правила
домашнего
этикета
И.А.
Пазухина
«Давайте
познакомимс
я!» стр. 170
3
Защитники Н.Ю.
Февраль
Цель
Материалы
Сюжетные картинки с
изображением правил
гостевого этикета,
картинки с изображением
времени дня, цветные
карандаши, рабочие
тетради, памятки с
правилами.
Познакомить детей с гостевым
этикетом. Закрепить
представления о культуре
внешнего вида и навыки
правильного поведения за столом.
Продолжать формировать навыки
вербального и невербального
общения, вежливого общения.
Развивать слуховое и зрительное
внимание (устойчивость),
слуховую память, мышление,
тонкую и общую моторику.
Воспитывать у детей нравственные
качества и чувства. Формировать
навыки культурного, этически
грамотного поведения. Развивать
навыки самосознания и
саморегуляции.
Продолжать учить детей ценить
хорошее отношение близких и
отвечать им виманием, заботой,
добротой; учить детей оценивать
свои поступки других, сравнивая
их с поступками персонажей
литературных произведений;
учить детей благополучно
выходить из конфликтных
ситуаций, находить
компромиссное решение.
Воспитывать любовь и уважение к Фотографии пап, картинки
Две маски – белого и
чёрного барашков;
различные игрушки в
большой сумке; альбомы и
цветные карандаши. отечества Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 108
отцу, дедушке, дяде. Продолжать
знакомить детей с праздником 23
февраля. Расширить и уточнить
словарь детей по теме «Мужские
профессии».
4
С кем я
живу
И.А.
Пазухина
«Давайте
познакомимс
я!» стр. 167
Помочь каждому ребёнку
почувствовать себя любимым и
принимаемым другими членами
его семьи; продолжать учить детей
проявлять уважение, доверие,
взаимопонимание и
взаимопомощь, заботливое
отношение к членам семьи.
№ Название
занятия
Я и моя
семья
1
Источник
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 117
Март
Цель
Воспитывать любовь и уважение
к семье. Расширить
представление детей о семье, об
обязанностях членов семьи.
Развить слуховое и зрительное
внимание, зрительную память,
мышление, речь, воображение,
общую и мелкую моторику,
зрительнодвигательную
координацию. Развивать
вербальное и невербальное
общение, умение действовать по
правилам.
Расширить и углубить
представления детей о
доброжелательном отношении к
окружающим его людям.
Раскрыть значимость моральной
поддержки друзей. Воспитывать
доброе отношение детей друг к
другу.
Я и мои
друзья
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 122
2
3
Волшебные
средства
понимания
Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 105
Сплотить группу. Развивать
вербальное и невербальное
общение. Формировать
отношения доверия, умение
сотрудничать.
с изображением
транспорта,
геометрические фигуры,
цветные карточки, обруч,
мяч, музыкальное
сопровождение, цветные
карандаши, рабочие
тетради.
Сюжетная картинка
«Семья»; раздаточные
карточки с изображением
отдельных членов семьи;
мяч; альбомы, цветные
карандаши.
Материалы
Альбомы с семейными
фотографиями,
музыкальное
сопровождение, картинка с
изображением членов
семьи, мяч, цветные
карандаши, рабочие
тетради, рисунки с
изображением заячьей
семьи, заготовки бланков
для родителей,
«строительный» материал.
Музыкальное
сопровождение, цветные
карандаши, рабочие
тетради, наборы
пиктограмм в двух
экземплярах, картинка
схема и к ней набор
геометрических фигур,
повязка на глаза.
Магнитофон, разрезанные
картинки с изображением
животных, мяч, мел, доска,
пустой тканевый мешочек,
карандаши, графическое 4 Язык жестов
и движений
И.А.
Пазухина
«Давайте
познакомимс
я!» стр. 120
Расширять представления детей
о различных способах
коммуникации с окружающими;
дать детям дополнительные
сведения о значении жестов,
движений в процессе общения.
задание «Волшебная
страна».
Магнитофон и кассета с
записью музыки; маски
героев из сказки
«Колобок»; карточки к
игре «Говорящая рука».
Апрель
Источник
Цель
Материалы
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 53
Развитие восприятия
сенсорных признаков
предметов. Развитие
мыслительных
процессов.
Название
занятия
Восприятие
сенсорных
эталонов (цвет,
форма,
величина)
№
1
2
Восприятие
свойств
предметов.
Н.Ю. Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр. 57
Знаки, обозначающие
сенсорные признаки
предметов, пособие «Поле
Чудес», карточки «Найди
пару», бланки с заданиями,
цветные карандаши, кукла
Незнайка.
Игрушка «филин», схема
«свойств предметов», бланки
с заданиями, цветные
карандаши, карточки с
изображением мяча, жабы,
бабочки, карточки «Найди
лишний», коврикифигуры,
музыкальное сопровождение.
Магнитофон и кассета со
спокойной музыкой; альбомы
и цветные карандаши на
каждого ребёнка.
Развитие восприятия
свойств предметов.
Развитее мышления
(сравнение,
исключение, анализ).
Развитие внимания
(зрительное, слуховое).
Развитие воображения
и логического
мышления.
Учить детей описывать
свои желания, чувства;
учить осознавать свои
физические и
эмоциональные
ощущения; развивать
3 Мой внутренний
мир
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 108 4 Мы так похожи И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 114
Магнитофон и кассета с
записью спокойной музыки.
внимание детей к себе,
своим переживаниям.
Формировать у
каждого ребенка
чувство
принадлежности к
группе; расширять
представления детей о
различных способах
коммуникации с
окружающими.
Май
№
Название
занятия
Источник
Цель
Материалы
1 Мы такие разные И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 117
2
Мальчики и
девочки
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 128
3
Давайте жить
И.А. Пазухина
Набор изображений разных
игрушек (например, машинка,
кукла, мяч. Мишка,
паровозик, кубики, самолёт,
домик, шарик, зайчик и.т.д.) и
макет башенки с пятью
окошками.
Учить различать
индивидуальные
особенности детей в
группе; учить
определять свои вкусы
и предпочтения по
отношению к играм,
занятиям, животным и
сравнивать их со
вкусами других людей.
Учить понимать
различия между
мальчиками и
девочками в основных
чертах характера и
поведения; развивать
навыки общения
мальчиков с
девочками.
Развивать групповую Магнитофон и кассета с
Любой предмет, проходящий
для «распиливания»
(например, стул); магнитофон
и кассета с записью польки;
альбомы и цветные
карандаши. дружно
«Давайте
познакомимся!»
стр. 125
4 Я знаю, я умею, я
могу
И.А. Пазухина
«Давайте
познакомимся!»
стр. 184
записью лёгкой, весёлой
музыки; 6 дощечек для игры
«Не намочи ноги».
Мяч, большой лист бумаги и
цветные карандаши.
сплочённость;
преодолевать
трудности в общении;
формировать
позитивное отношение
к сверстникам; учить
детей взаимопомощи,
взаимовыручке.
Закреплять
приобретённые ранее
знания и умения детей;
развивать
представления детей о
себе и своих отличиях
от других;
формировать у детей
адекватную
самооценку;
продолжать учить
детей позитивным
способам общения со
сверстниками и
развивать навыки
совместной
деятельности.
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Программа "Цветик-семицветик"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.