Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
Оценка 5

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—10 кл
30.06.2018
Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
Рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему: Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ» Актуальность данного курса обусловлена необходимостью воспитания у учащихся среднего школьного возраста культуры речевого поведения. Целью факультативных занятий является овладение учащимися основами культуры речевого общения на русском языке, что предполагает усвоение школьниками норм и правил речевого этикета в различных ситуациях общения.
конспект.docx
Пояснительная записка   Рабочая программа учебного курса «Речевой этикет» создана на основе авторской   программы   С.И.Львовой   «Программы   по   русскому   языку   для общеобразовательных   учреждений.5­11классы:   основной   курс,   элективные курсы. Культура речи», ­ Москва: «Мнемозина», 2009г., предназначена для 6 класса  и рассчитана на 34 часа.        Актуальность данного курса обусловлена необходимостью воспитания у учащихся среднего школьного возраста культуры речевого поведения. Целью факультативных занятий является овладение учащимися основами культуры   речевого   общения   на   русском   языке,  что   предполагает   усвоение школьниками   норм   и   правил   речевого   этикета   в   различных   ситуациях общения. Основные задачи:  познакомить учащихся с правилами речевого этикета;  развивать познавательные и творческие способности учащихся;  познакомить   учащихся   с   правилами,   нормами   поведения   в общественных местах;  сформировать   адаптивный   тип   взаимодействия   со   сверстниками   и взрослыми;  сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;  формировать устойчивую положительную самооценку школьников;  развивать устойчивый интерес учащихся к русскому языку.  Сформировать умения: – строить   своё   речевое   поведение   с   учётом   ситуации   общения   и характеристик собеседника; – использовать формулы речевого этикета в нужной ситуации с учётом адресата общения; – осуществлять   учебное   сотрудничество   с   другими   учащимися   в процессе речевого взаимодействия. Программа факультативных занятий «Речевой этикет» предусматривает также   реализацию   образовательных,   воспитательных   и   развивающих   целей. Достижение образовательных целей должно способствовать обогащению речи учащихся,   осознанию   особенностей   культуры   общения,   расширению кругозора, развитию самосознания и др. Реализация воспитательных целей предполагает формирование качеств и характеристик, необходимых для успешного межличностного взаимодействия в   различных   ситуациях   общения   (вежливость,   тактичность   и доброжелательность, внимание к окружающим и др.). Достижение развивающих целей программы курса способствует развитию памяти, внимания, воображения, культуры мышления, а также эмоционально­ волевой и мотивационной сфер личности. 1 Речевой этикет — это совокупность национально­специфических норм речевого  и неречевого поведения, обязательных для стандартных ситуаций общения в стране изучаемого языка. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, необходимо с детства овладеть нормами поведения в обществе, соблюдение которых должно стать привычкой. Учащимся важно понимать, что правила вежливости – не что­то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а наоборот, благодаря им устанавливаются дружественные, добрые отношения между людьми. Незнание норм поведения, отражённых в этикете, вызывает нарушение взаимопонимания   между   людьми.   Обучение   речевому   этикету   в   рамках учебного   курса   предполагает   развитие   у   детей   определённых   умений   и навыков, к числу наиболее значимых из которых относятся:  умение выбирать нужную речевую формулу для выражения приветствия,   благодарности,   извинения,   сожаления   и   т.п.   с   учётом ситуации общения и особенностей собеседника;  умение поддерживать   общение,   строить   диалог   с использованием средств речевого этикета;  навыки владения   нормами   неречевого   поведения   мимики, (адекватное   понимание   и   использование   жестов, телодвижений; правильный выбор дистанции для общения и др.);  обогащение словарного запаса учащихся. В   связи   с   тем,   что   культура   речевого   общения   представляет   собой многоплановое   и   многоуровневое   явление,   в   рамках   учебных   занятий основное   внимание   уделяется   таким   значимым   её   аспектам,   как стилистическая правильность (уместность) высказывания и речевой этикет. В первом случае имеется в виду соответствие используемых языковых средств определённым   ситуациям   общения.  Программой   по   русскому   языку   для   6 класса предусмотрены знакомство с правилами речевого поведения, усвоение основных этических норм общения, формирование представления о речевом этикете   и   развитие   умений   правильно   обратиться,   поприветствовать, попрощаться,   сформулировать   вопрос,   ответ,   просьбу,   благодарность, пожелание,   поздравление,   приглашение.   Большое   внимание   уделяется обогащению, уточнению, развитию и активизации словарного запаса учащихся.                      Организация образовательного процесса Организация учебных занятий осуществляется с использованием таких способов и методических приёмов обучения, как драматизация, ролевая игра, моделирование ситуаций, выполнение этюдов, тестов и др. В основе обучения лежит   ролевой   принцип.   Собеседники   должны   осознавать   свои   ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям 6­классника.   Формы   работы:   ролевые   игры,   конкурсы,   викторины,   тесты, беседы. 2 Содержание   обучения   организуется   исходя   из   сфер   общения   детей среднего   школьного   возраста.   В   содержании   программы   представлены типичные ситуации этикетного общения и основные коммуникативные задачи, реализуемые в ходе общения. Для   эффективной   реализации   целей   и   задач   предлагаемых занятий «Речевой   этикет»разработана   программа,   электронное   средство обучения (ЭСО) «Речевой этикет» и методические рекомендации для учителя. Используются   различные   средства   обучения:   аудио­   и   видеозаписи, сюжетные   картинки,   памятки,   рекомендации,   а   также   дидактические раздаточные   материалы,   включающие   опорные   карточки,   функциональные схемы,   ролевые   задания   и   т.п.   В   целях   интенсификации   самостоятельной работы   учащихся   также   применяются   обучающие   и   компьютерные программы, мультимедийные курсы и интернет­ресурсы. Обучение   культуре   речевого   общения,   в   частности   речевому   этикету,  проводятся   с   учётом   трёх   основных   этапов:   ознакомление,   тренировка   и применение. На этапе   ознакомления учащимся   предъявляются   образцы   речевого поведения   в   типичных   ситуациях   общения,   представленные   с   помощью анимационных роликов (ЭСО «Речевой этикет»). Дети   знакомятся   с   правилами   приемлемого   речевого   и   неречевого поведения на основе мультимедийных презентаций. Учащимся предлагаются тексты,   содержащие   не   только   информацию   о   правилах   этикета,   но   и информацию о нормах и правилах этикета у разных народов. Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения   и   их   проигрывание,   драматизацию   в   условиях,   приближенных   к реальной коммуникации. На данном этапе используются тесты, направленные на осуществление выбора правильного варианта формулы речевого этикета согласно ситуации общения и адресата направленной речи. В тестах, которые содержатся в ЭСО «Речевой этикет», предусмотрены задания для овладения навыками речевого поведения как на рецептивном, так и на репродуктивном уровне. Этап  применения предполагает  широкое   использование  ролевых  игр, в которых   развивается   умение   учащихся   варьировать   формы   своих высказываний, выбирать официальный или неофициальный стиль речи, исходя из ситуации речевого общения. Здесь   также   уместны   задания   на   установление   интерактивного взаимодействия   (умения   начать   разговор,   привлечь   к   себе   внимание собеседника, поддерживать разговор, в случае необходимости менять тему, проявлять   внимание   и   взаимопонимание,   задавать   вопросы,   отвечать, высказывать пожелание, завершать разговор). На   этом   этапе   также   используются   тесты,   но   уже   контролирующего 3 характера. Организация системы   контроля над   процессом   и   результатом формирования   навыков   правильного   речевого   поведения   изложены   в разделе «Методы оценки учебной работы».  Основными средствами развития диалогической речи являются общение со   взрослыми   и   сверстниками,   а   также   организованные   игры   и   занятия. Занятия строятся в жанре сценариев активизирующего общения, где взрослый выступает   как   старший,   но   равноправный   партнёр   по   общению,   который стремится   к   установлению   личностных,   доверительных   взаимоотношений (допускающих шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье). Учитель уважает право ученика на инициативу, его желание говорить на интересующие и   значимые   для   него   темы.   Участие   в   занятии   учащихся   строится   на добровольной основе. Ожидаемые  результаты (УУД) Предметные:                     ­   иметь   представление   о   речевом   этикете   как   о   языковом   паспорте человека, о современных этических нормах языка, их стереотипах. Метапредметные: ­ овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями; ­ слушать и понимать других; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ­ строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами; ­ соблюдать правила культурного поведения; ­соблюдать этические нормы в ситуациях учебного и бытового речевого  общения. Личностные:     ­ осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль  языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского  языка; ­ иметь в активном словаре достаточное количество этикетных  стереотипов; ­ уметь выбирать необходимую этикетную формулу с учётом ситуации  общения; ­качественно повышать уровень речевой культуры; ­владеть навыками речевого самоконтроля.                              Календарно­тематическое планирование №                  Элементы содержания           Тема Час 1   Речевой Актуализация содержания курса этикет.    1 Этикет — правила поведения и речи. Речевой этикет как система устойчивых выражений,  соответствующих различным ситуациям общения.  Общение, его роль в жизни людей. Правила речевого этикета. Национальные особенности норм и правил  4 Дата план 2­4 Культура   разговора. Вопрос ­ ответ 3 5­7 Культура спора 3 8­9 Несогласие, отказ 10­13 Ты и вы 2 4 14­16 Мимика   и   жесты  Культура     общения. 3 17­19 «Вредные» слова 3 этикета. Влияние речи на поступки людей.  Уместность использования этикетных формул  извинения, благодарности, просьбы, приглашения,  приветствия, поздравления, пожелания. Культура  диалога. Вежливый тон речи. Общение с ровесниками, младшими и старшими по  возрасту людьми. Разговор с людьми различных  профессий: учителем, врачом, продавцом. Способы  выражения своих эмоций. Поведение в детской  поликлинике,  детской библиотеке, парикмахерской, школе, раздевалке, на перемене, уроке, в школьной  столовой. Умение соблюдать дисциплину;  неуместные капризы. Этические нормы поведения детей по отношению к  взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор  взрослых, тон, умение внимательно выслушивать  взрослых. Речевые формулы, помогающие избежать  конфликтов в споре. Уступчивость как признак  собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Форма тактичного возражения  несогласия, возражения ровесникам и взрослым.  Убеждение, подбор доказательств своей правоты.  Правила речевого поведения в разговоре, ровный  приветливый тон, уравновешенность, спокойный  взгляд, нерезкие жесты. Разговор с незнакомым человеком на улице. Формы  обращения, привлечения внимания. Извинение как  форма обращения к незнакомому человеку. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись  говорить громко: «Я вас не знаю!» Разговор со знакомым и незнакомым взрослым.  Обращение по имени и отчеству. Общение с  ровесниками. Возможный выбор обращения. Выбор  темы для беседы. Контекстные этикетные формулы: благожелательность, благодарность, просьба,  разрешение. Уважительный тон, умение не  вмешиваться в разговор взрослых, внимательно  слушать. Приветливость, сдержанность.  Недопустимость о присутствующих говорить,  употребляя местоимения 3­го лица. Манера поведения в разговоре со старшими,  ровесниками. Лицо как источник информации.  Значение мимики и жестов. Национальная  специфика этикета: значение жестов у разных  народов. Уместность жестов. Недопустимость  излишней жестикуляции. Тактичность в разговоре. Чистота речи. Слова­паразиты — слова, лишённые  5 20­22 В транспорте   3 23­25 В магазине 3 26­28 Общение по телефону 3 29­31 32 Письмо 3 1 смысла, но ставшие привычкой для некоторых  людей. «Вредные» слова как преграда для  взаимопонимания. Необходимость исключения из  речи слов­паразитов. Привычка произносить слова­ паразиты как удел людей с небольшим словарным  запасом. Темп и тон речи. Обогащение словарного  запаса как необходимое условие развития речи.  Правила поведения в любом виде транспорта.  Внимательность и предупредительность по  отношению к другим пассажирам. Правила общения  с незнакомыми людьми в транспорте. Этикетные  формулы «будьте добры», «благодарю», «извините», «пожалуйста». Особые формулы вежливости.  Умение создать у окружающих мнение о себе как  человеке воспитанном и доброжелательном.  Сопутствующие сигналы: негромкий тон разговора,  предупредительность, умение не причинять  неудобство другим пассажирам, не проявлять  агрессивность, враждебность.                  Правила поведения в общественных местах.  Обращение к продавцу, кассиру. Вежливая просьба,  общение с продавцом, кассиром. Сопутствующие  формулы: приветствие, просьба, согласие, отказ,  благодарность. Вежливая интонация. Параметры  поведения: сдержанность, умение негромко  говорить, не проявлять резкость, темп и тон речи. Общение по телефону Вежливая беседа по телефону. Начало разговора.  Выбор формул приветствия и прощания в  зависимости от собеседника. Заключительные  формулы. Освоение типичных ситуаций: звонок на  работу родителям, разговор с другом или подругой,  разговор с родителями друзей, разговор с  незнакомым взрослым. Степень официальности  разговора. Извинение, приглашение, просьба,  информация о чём­либо. Умение кратко излагать  свои мысли. Сопутствующие сигналы: вежливый  доброжелательный тон, умение найти необходимую  громкость и темп речи. Мобильный телефон, его  назначение, культура пользования.  Продолжительность разговора. История письма. Письмо и технические средства  связи. Традиционные формы построения письма,  аккуратность и разборчивость написания. Формулы  приветствия и прощания в зависимости от адресата.  Вежливые вопросы в письме. Уместность этикетных  форм обращения, приветствия, прощания. Письма  — поздравления, приглашения. Ответ на письмо,  6 33­34 Обобщение.  Практикум   2 своевременность ответа. Чужое письмо. Sms­сообщение, комментарии в социальных сетях Подведение итогов занятий, определение уровня  усвоения учащимися этических норм и применение  их в разных ситуациях (возможно в форме  соревнований между командами, отдельных  конкурсов, викторин). Рекомендуемая литература: Акишина, А. А. Речевой этикет русского телефонного разговора / А. А. Акишина. — М. ,  2005. Акишина, А. А. Русский речевой этикет / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. — М., 1983. Арова, Э. В. Будьте добры / Э. В. Арова. — М., 1998. Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. — М., 2004. Богуславская, Н. Е. Весёлый этикет / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. — Екатеринбург,  2002. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская. — М., 2002. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. — М., 1983. Гольдин, В. Е. Речевая культура / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина // Русский язык.  Энциклопедия. — М. , 1998. Даль, В. И. Пословицы русского народа : в 2 т. / В. И. Даль. — М., 1984. Лихачёв, Д. С. О речевой культуре // Слово лектора / Д. С. Лихачёв. — 1989. — № 4. Львов, М. Р. Словарик синонимов и антонимов / М. Р. Львов. — М. : 1995. Львова, С. И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет / С. И. Львова. — М., 2005. Матвеев, В. В мире вежливости / В. Матвеев, А. Панов. — М., 1976. Насонкина, С. А. Уроки этикета / С. А. Насонкина. — СПб., 2003. Усачёв, А. Азбука хорошего поведения в стихах / А. Усачёв. — М., 2008. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте» / Н. И. Формановская. — М., 1982. Шалаева, Г. Большая книга правил поведения для воспитанных детей / Г. Шалаева. — М.,  2005. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва.  — М., 1994. Шанский, Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и  происхождение словосочетаний / Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. — М., 1997. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / под ред. О. Н. Трубачёва. —  М., 1986–1987. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. — М.,  2005. 7

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Программа учебного курса по русскому языку «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2018