Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), входящая в УГС 38.00.00 Экономика и управление.
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: входит в профессиональный учебный цикл.Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), входящая в УГС 38.00.00 Экономика и управление.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), входящая в УГС
38.00.00 Экономика и управление.
Организацияразработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский техникум торговли и
сервиса» г. Черногорск
Разработчик:
Обручева Ирина Владимировна, преподаватель Государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Черногорский
техникум торговли и сервиса» г. Черногорска
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и рекомендована к
утверждению на заседании ПЦК «Сфера обслуживания»
Протокол № __________ от ____________2015 г.
Руководитель ПЦК «Сферы обслуживания» ________ И.Б. Кочнева
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................................5
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы..........................................................................11
УЧЕБНОЙ дисциплины...............................................................................................................11
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины....................................12
31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями
ФГОС среднего профессионального образования по специальности 38.02.04
Коммерция (по отраслям), входящая в УГС 38.00.00 Экономика и
управление.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена: входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими
в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования
нормативных документов, а также требования стандартов, технических
условий.
Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы,
рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также
рынки ресурсов.
ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации,
цены, заработную плату.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
определять организационноправовые формы организаций;
4планировать деятельность организации;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов
организации;
заполнять первичные документы по экономической деятельности
организации;
рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели
деятельности организации, цены и заработную плату;
находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные принципы построения экономической системы организации;
управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их
использования;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации,
показатели их эффективного использования;
механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
основные экономические показатели деятельности организации и методику их
расчета;
планирование деятельности организации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
выполнение домашнего задания;
102
68
34
2
34
10
5работа с конспектом лекций;
подготовка рефератов;
подготовка к экзамену.
Итоговая аттестация в форме экзамена
16
12
6
62.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1.1.
Принципы построения
экономической
системы организации
Раздел 2.
Тема 2.1.
Состав и
использование
ресурсов организации
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
2
Организация – основное звено экономики
Содержание учебного материала
1 Основные принципы построения экономической системы организации.
Предприятие и предпринимательство, организационно правовые формы
хозяйствования. Организационная структура предприятия
Лабораторные занятия
Практическое занятие
1. Определение организационноправовых форм организаций.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
написание конспекта на тему:
«Отраслевые особенности организации(предприятия) в рыночной экономике»
подготовка сообщения на тему:
«Ученые экономисты»
«Характеристика и принципы функционирования организационноправовых форм
хозяйствования»
Экономические ресурсы предприятия
Содержание учебного материала
1 Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели
их эффективного использования. Управление основными и оборотными
средствами и оценка эффективности их использования
Лабораторные занятия
Практические занятия
2. Расчет показателей эффективности использования основных средств;
3. Расчет амортизационных отчислений;
4. Определение состава материальных и финансовых ресурсов организации: расчет
среднегодовой стоимости оборотных средств, показателей эффективности их
использования;
3
12
2
4
6
36
8
6
Уровень
освоения
4
1,2
1,2Тема 2.2.
Основные
экономические
показатели
деятельности
организации
Раздел 3
Тема 3.1.
Цена и
ценообразование в
организации
5. Расчет эффективности использования трудовых ресурсов.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
работа со специальной литературой
подготовка сообщения на тему:
«Оценка, износ и амортизация основных средств»
«Влияние конкуренции на ускорение обновления материальных ресурсов организации;
Содержание учебного материала
1 Основные экономические показатели деятельности организации и методика их
расчета: оборот предприятий розничной и оптовой торговли. Товарные запасы и
оборачиваемость вложенных средств.
Лабораторные занятия
Практические занятия
6. Планировать деятельность организации: общего объема товарооборота;
7. Планировать деятельность организации: товарооборота в ассортименте;
8. Планировать деятельность организации: оптового товарооборота;
9. Планировать деятельность организации: оборачиваемость вложенных средств в
товарные запасы.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
составление тестов по темам:
«Розничный товарооборот»
«Оптовый товарооборот»
Организация ценообразования и оплаты труда
Содержание учебного материала
1 Организация ценообразования: цена и ценовая политика
Лабораторные занятия
Практические занятия
10. Расчет по принятой методологии основных экономических показателей
деятельности организации, цены.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка сообщения на тему:
«Ценовая политика организации»
6
6
8
2
20
2
2
2
1,2
1,2Тема 3.2.
Оплата труда в
организации
Раздел 4.
Тема 4.1.
Управление расходами
предприятий торговли
и питания
Тема 4.2.
Прибыль и
рентабельность
организации
Содержание учебного материала
1 Сущность и организация заработной платы. Формы и системы оплаты труда
Лабораторные занятия
Практические занятия
11. Расчет по принятой методологии основных экономических показателей
деятельности организации: начисление заработной платы работникам торговли
12. Начисление заработной платы работникам аппарата управления
13. Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации.
Контрольная работа по разделам 2,3
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка сообщения на тему:
«Трансформация системы оплаты труда в современных условиях»
подготовка презентации на тему:
«Подбор кадров»
Экономические показатели организации
Содержание учебного материала
1 Основные техникоэкономические показатели деятельности организации и
методика их расчета: экономическая сущность затрат и их характеристика.
Экономическое обоснование отдельных статей расходов предприятий торговли и
питания.
Лабораторные занятия
Практические занятия
14. Расчет по принятой методологии основных техникоэкономических показателей
деятельности организации: издержек обращения в общем объеме
15. Расчет по принятой методологии основных техникоэкономических показателей
деятельности организации: издержки обращения по статьям
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
работа со специальной литературой
Содержание учебного материала
1 Экономическая сущность и виды доходов предприятий торговли. Прибыль и
рентабельность
Лабораторные занятия
Практические занятия
2
6
2
4
34
4
4
4
4
1,2
1,2
1,2Тема 4.3.
Планирование
деятельности
предприятия
16. Расчет по принятой методологии основных техникоэкономических показателей
деятельности организации: прибыли и рентабельности.
Контрольные работы по разделам
Самостоятельная работа обучающихся:
написание сообщения на тему: «Распределение и использование прибыли»
Содержание учебного материала
1 Планирование деятельности предприятия. Бизнеспланирование на предприятии и
основные разделы бизнесплана
Лабораторные занятия
Практические занятия
17. Составление бюджетплана.
Контрольные работы по разделам
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка сообщения на тему:
«Бизнесплан как основа внутрифирменного планирования».
написание конспекта на тему: «Внешнеэкономическая деятельность организации».
Подготовка к экзамену.
2
2
4
2
8
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
102
Всего:
1,23. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
экономики организации.
Оборудование учебного кабинета:
комплект ученической мебели,
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
калькуляторы.
Учебнонаглядные пособия:
комплексное учебнометодическое обеспечение дисциплины «Экономика
организации»;
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика предприятий торговли и
питания потребительского общества. Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2009.
2. Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия). Учебно
методический комплекс и рабочая тетрадь. Издательство «Финансы и
статистика», 2008.
3. Сафронов Н.Г. Экономика организации (предприятия). Учебник. М.: ИТК
«Дашков и К», 2010.
4. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания
потребительских обществ. Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2009.
Дополнительные источники:1. Бунеева Р.И.. Кругляков Г.И. Заготовительная деятельность в
потребительской кооперации. Организация и технология. Учебник. Ростов
на Дону, Феникс, 2008
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Входной контроль – тестирование
Текущий контроль:
оценка практической работы;
оценка решения задач;
оценка работы с документами
оценка сообщения;
Тематический контроль
тестирование, оценка
решения задач
Итоговая аттестация – экзамен
Входной контроль – тестирование
Текущий контроль:
оценка практической работы;
оценка решения задач;
оценка работы с документами
оценка сообщения;
Тематический контроль
тестирование, оценка
решения задач
Итоговая аттестация – экзамен
1
Уметь:
определение организационноправовые
формы организаций;
планирование деятельности
организации;
определение состава материальных,
трудовых и финансовых ресурсов
организации;
заполнение первичных документов по
экономической деятельности
организации;
расчет по принятой методологии
основных экономических показателей
деятельности организации, цены и
заработной платы;
нахождение и использование
необходимой экономической
информации.
Знать:
основные принципы построения
экономической системы организации;
управление основными и оборотными
средствами и оценка эффективности их
использования;
состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации,
показатели их эффективного
использования;
механизмы ценообразования, формы
оплаты труда;
основные экономические показатели
деятельности организации и методику их
расчета;
планирование деятельности организацииРезультаты (освоенные
общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
Основные показатели оценки
результата
активно и систематически
участвует в профессионально
значимых мероприятиях
(конференциях, проектах);
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
планирует свою деятельность;
определяет методы решения
профессиональных задач;
своевременно выполняет
задания;
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
анализирует и оценивает
рабочую ситуацию в
соответствии с заданными
критериями;
Формы, методы
контроля и оценки
Входной контроль:
тестирование
Текущий контроль:
оценка практической
работы;
оценка решения
задач;
оценка работы
с документами;
оценка сообщения;
Тематический контроль:
тестирование,
оценка
решения задач
Итоговая аттестация –
экзамен
ОК 7. Брать на себя
ответственность за работу членов
команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 12. Соблюдать действующее
законодательство и обязательные
требования нормативных
документов, а также требования
стандартов, технических
условий.
осуществляет стратегию
достижения успеха;
осуществляет свою
деятельность в рамках закона
Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 2.3. Отражать в
бухгалтерских проводках зачет
и списание недостачи ценностей
(регулировать
Основные показатели оценки
результата
Формы, методы контроля
и оценки
осуществляет необходимую
деятельность по выведению
результатов работы;
Входной контроль:
тестирование
Текущий контроль:
оценка практическойинвентаризационные разницы)
по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры
инвентаризации финансовых
обязательств организации
.
рассчитывает результаты;
решает экономические
задачи, использует различные
методы и варианты расчетов;
работы;
оценка решения
задач;
оценка работы
с документами;
оценка сообщения;
Тематический контроль:
тестирование, оценка
решения задач
Итоговая аттестация –
экзамен