данная программа разработана для изучения дисциплины общепрофессионального цикла "Общая и профессиональная подготовка". В программе указаны темы теоретических занятий, практических занятий, приведены темы для выполнения самостоятельных работ обучающимися, указан объем времени, литература, методы и формы контроля знаний и умений обучающихся, указаны необходимые средства обучения.
            
        
        
        
                    
                
                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
12017г.
          Рабочая     программа   учебной   дисциплины  разработана   на   основе   Федерального
государственного   образовательного   стандарта   по   специальности   (специальностям)
среднего   профессионального   образования)   44.02.06   Профессиональное   обучение   (по
отраслям) 
Организацияразработчик:   ГБПОУ   «Бугульминский   профессионально   –   педагогический
колледж»
Разработчики: Титова Н.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ
«Бугульминский профессионально – педагогический колледж»
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
11
11
31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая и профессиональная педагогика
1.1. Область применения программы
Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   примерной   основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
(специальностям) СПО 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) 
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
  повышения   квалификации   и
профессиональном   образовании   для   подготовки,
переподготовки мастеров производственного обучения
1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной   образовательной
программы:
дисциплина  «Общая  и  профессиональная   педагогика»  входит   в  Профессиональный   цикл,
относится к Общепрофессиональным дисциплинам 
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать постановку педагогической цели и задач;
 определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм
организации обучения и воспитания;
 анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
 находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных
педагогических   проблем,   повышения   эффективности   педагогической   деятельности,
профессионального самообразования и саморазвития;
   ориентироваться   в   современных   проблемах   образования,   тенденциях   его   развития   и
направления реформирования;
   ориентироваться   в   современных   системах   организации   подготовки,   переподготовки   и
повышения квалификации по профессиям рабочих (служащих) в Российской Федерации и
зарубежных странах;
   применять   знания   по   общей   и   профессиональной   педагогике   при   изучении
профессиональных модулей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
 значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
 принципы обучения и воспитания;
 формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и
условия применения;
   психолого   –   педагогические   условия   развития   мотивации   и   способностей   в   процессе
обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения
и воспитания;
4   особенности   педагогического   процесса   в   образовательных   учреждениях   начального
профессионального и среднего профессионального образования;
 особенности содержания и организации профессиональной подготовки;
 педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации;
   особенности   работы   с   одаренными   обучающимися,   обучающимися   с   особыми
образовательными потребностями, девиантным поведением;
 приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и
результатов обучения;
 средства контроля и оценки качества образования, психолого – педагогические основы
оценочной деятельности педагога;
 основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной
деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося  72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  48 часов;
самостоятельной работы обучающегося  24 часов.
52. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 
в том числе:
     лабораторно – практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена   
72
48
16
24
62.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Общая и профессиональная педагогика 
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. 
Тема 1.1.
Мастер 
профессионального 
обучения как педагог
начального 
профессионального 
образования.
Раздел 2.
Тема 2.1.
Педагогика как 
наука. Возникновение
и развитие 
педагогической 
науки.
Тема 2.2
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Уровень
освоения
Введение в специальность мастера профессионального обучения
2
Содержание учебного материала
1 Общая характеристика мастера профессионального обучения. Требования, 
предъявляемые к мастеру профессионального обучения как к педагогическому 
работнику. Понятие о профессиональной компетентности педагога, мастера 
профессионального обучения. Педагогические способности.
ЛПЗ №1. Определение склонностей и способностей к профессии педагога.
Самостоятельная работа обучающихся
 Написание сочинения на тему «Я   будущий мастер профессионального обучения»
Общие основы педагогики
Содержание учебного материала
1 Понятие о педагогике. Объект, предмет, задачи педагогики. Педагогика в системе 
наук. Отрасли педагогики: теория обучения (дидактика), теория воспитания, 
школоведение (управление воспитательно – образовательным учреждением).
ЛПЗ №2. Возникновение и развитие теории обучения и воспитания. Я.Коменский – 
основатель теории обучения. Вклад русских педагогов в развитие отечественной 
педагогики.
ЛПЗ №3. Методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, 
педагогический эксперимент, тестирование, др.
Самостоятельная работа обучающихся
Написание  реферата о жизни и педагогической деятельности одного из великих педагогов.
Содержание учебного материала
3
7
7
2
2
3
17
13
2
2
2
7
4
4
1
2
3
1
1
1
3
7Основные 
педагогические 
категории (понятия).
1
  Основные педагогические категории.  Сущность педагогических категорий (понятий):
воспитание, обучение, образование, развитие, социализация, педагогическая система,
педагогическая   деятельность,   самообразование.   Уровни   образования:   начальное,
среднее,
  профессиональное,
  Направленность   образования:
политехническое. Взаимосвязь педагогических понятий.
  высшее.
  общее,
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря педагогических понятий.
Раздел 3.
Теоретико – методологические основы педагогики профессионального образования.
Тема 3.1
Профессиональная 
педагогика как наука
о закономерностях 
подготовки 
квалифицированных 
рабочих
Тема 3.2
Содержание учебного материала
1 Профессиональная   педагогика   как   наука.   Объект   и   предмет   профессиональной
педагогики.   Характеристика   основных   категорий   профессиональной   педагогики:
профессиональное   воспитание,   профессиональное   обучение,   работник,   рабочий,
профессия,   специальность,   профессиональная   квалификация,   профессиональное
мастерство.
  Общепедагогические   и   специальные   методы   исследования   в
профессиональной   педагогике.   Теоретические,   эмпирические,   инструментальные
методы исследования.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщения о становлении и развитии профессиональной педагогики
Содержание учебного материала
1
  Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. Становление и развитие 
цели воспитания.         Задачи воспитания.
2
2
14
6
2
4
8
4
1
2
1
2
1
8Теоретические 
основы воспитания 
будущего 
квалифицированного
рабочего
Раздел 4.
Тема 4.1
Процесс 
профессионального 
обучения
Тема 4.2
Содержание 
профессионального 
обучения
Тема 4.3
Методы 
профессионального 
обучения
2
   Система методов воспитания. Формы реализации воспитательной работы в учебном
заведении   начального   профессионального   образования.  Педагогические   условия
предупреждения и коррекции социальной дезадаптации.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление характеристики воспитанности обучающихся учебной группы.  Особенности
работы   с   одаренными   обучающимися,   обучающимися   с   особыми   образовательными
потребностями, девиантным поведением.
Дидактические основы профессиональной подготовки рабочих.
Содержание учебного материала
1 Сущность   и   функции   процесса   профессионального   обучения.   Общедидактические
принципы обучения. Их роль в построении учебного процесса. Особенности принципов
профессионального обучения.
ЛПЗ №4. Основные звенья процесса усвоения знаний, овладения навыками: восприятие, 
запоминание, обобщение, систематизация и формирование понятий, применение знаний и 
формирование умений и навыков. Основы развивающего обучения, дифференциации и 
индивидуализации обучения и воспитания.
Содержание учебного материала
1 Понятие и задачи содержания образования и профессионального обучения. 
Компоненты содержания: ЗУН, общие и профессиональные компетенции. Структура 
профессиональнообразовательных программ.
Содержание учебного материала
1 Понятие   и   сущность   педагогических   методов.   Функции   методов   обучения.
Классификация методов обучения. Психологопедагогические основы выбора методов
обучения. Методы профессионального обучения. Методы теоретического обучения.
Методы производственного обучения. 
2
2
4
2
2
2
2
6
4
1
1
1
1
1
9ЛПЗ №5. Понятие и функции педагогических средств. Средства обучения как категория 
дидактики. Классификация средств обучения.  Учебнопроизводственные  средства 
обучении, применяемые в профессиональном обучении: оборудование училища, учебно
лабораторное оборудование, учебнопроизводственное оборудование, дидактическая 
техника и ЭВМ, учебнонаглядные пособия, организационнопедагогические средства. 
Выбор средств обучения.
Тема 4.4 
Формы организации 
профессионального 
обучения
Содержание учебного материала
1 Понятие   и   сущность   организационных   форм   педагогического   процесса.
Классификация   форм   организации   педагогического   процесса.   Характеристика
классноурочной   формы   обучения,   её   признаки,   история   развития.   Особенности
уроков   теоретического   и   производственного   обучения.   Классификация   уроков   по
типам   и   видам.   Типы   уроков:   вводный,   урок   усвоения   новых   знаний   и   умений,
повторения   и   закрепления,   обобщения   и   систематизации,   контроля   и   проверки,
комбинированный,   интегрированный.   Виды   уроков   теоретического   обучения:   урок
лекция,   урокдискуссия,   уроксеминар   и   др.   Виды   уроков   производственного
обучения: уроктренинг, урок лабораторных работ, урокконкурс профессионального
мастерства, урок самостоятельного выполнения учебнопроизводственных заданий и
др.
ЛПЗ №6. Анализ (самоанализ) урока. Сущность и значение. 
Самостоятельная работа обучающихся
Наблюдение и описание структуры урока производственного обучения
Наблюдение и описание структуры урока теоретического обучения
Тема 4.5
Содержание учебного материала
2
10
2
2
2
2
2
8
2
1
2
101
Проектирование 
уроков (занятий) 
профессионального 
обучения
Виды   проектирования:   перспективнотематическое,   поурочное.   Их   сущность.
Особенности             проектирования занятий производственного обучения. Алгоритм
конструирования   уроков   (занятий):   постановка   (или   уточнение)   учебных   и
воспитательных целей урока (занятия), обоснование типа, вида урока, определение его
достижимого результата и структуры, дидактических задач для каждой части урока,
выбор   форм   организации   и   содержания   деятельности   учащихся,   методов,   средств
обучения   и   контроля   результатов   деятельности,   конкретизация   возможности
применения   инновационных   педагогических   технологий   и   организации   личностно
ориентированной   учебнопроизводственной   среды   обучения.   Основные   средства
(источники) проектирования: учебные планы, программы, учебники, учебные пособия,
передовой опыт, материальнотехническая база профессионального обучения.
4
3
ЛПЗ №7. Проектирование урока теоретического обучения.
ЛПЗ №8. Проектирование урока производственного обучения.
Тема 4.6
Средства контроля и 
оценки качества 
образования
Содержание учебного материала
1 Диагностика учебных достижений учся: понятие, значение, функции. Виды, формы, 
средства контроля  и оценки качества обучения. Традиционные  и прогрессивные 
системы оценки  качества обучения. Особенности оценки качества обучения по 
производственному обучению. 
Раздел 5.
Управление образовательным учебным заведением.
2
2
2
2
2
1
11Тема 5.1
1 Понятие об управлении образовательной системой; его задачи.  Сущность внутри 
2
1
училищного управления педагогическим процессом, его задачи. Принципы управления:
перспективности, коллегиальности, конкретности, учета специфических условий, 
реальной обстановки и др. Виды управления: административный, коллективный 
(педагогический Совет, Совет училища, Совет общежития, цикловые и предметные 
методические комиссии и др.
Всего:
72
123. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация   программы  дисциплины  требует  наличия  учебного кабинета  теоретического
обучения «Педагогика» 
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники: 
1. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.
2.   Профессиональная   педагогика:   Учебник   для   студентов,   обучающихся   по
педагогическим   специальностям   и   направлениям.   –   2е   изд.,   перераб.   и   доп.   –   М.:
Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
Дополнительные источники:
1. Коджаспирова   Г.М. Педагогика: Учеб. для   студ. образоват. учреждений сред. проф.
образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352с.
2.   Педагогические   технологии:   Учебное   пособие   для   студентов   педагогических
специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»:  Ростов н/Д:
издательский центр «МарТ», 2006. – 336с.
134. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов
(освоенные умения, усвоенные знания)
обучения 
 
 
 
 
проблем,
самообразования
В   результате   освоения   дисциплины   обучающийся
должен уметь:
оценивать   постановку   педагогической   цели   и
задач;
  определять   педагогические   возможности
различных   методов,   приемов,   методик,   форм
организации обучения и воспитания;
   анализировать   педагогическую   деятельность,
педагогические факты и явления;
   находить   и   анализировать   информацию,
необходимую   для   решения   профессиональных
педагогических
повышения
эффективности   педагогической   деятельности,
профессионального
и
саморазвития;
   ориентироваться   в   современных   проблемах
образования,
  тенденциях   его   развития   и
направления реформирования;
   ориентироваться   в   современных   системах
организации   подготовки,
  переподготовки   и
повышения квалификации по профессиям рабочих
(служащих) в Российской Федерации и зарубежных
странах;
 применять знания по общей и профессиональной
педагогике   при   изучении   профессиональных
модулей.
В результате освоения дисциплины   обучающийся
должен знать:
   взаимосвязь   педагогической   науки   и   практики,
тенденции их развития;
  значение  и логику целеполагания  в обучении и
педагогической деятельности;
 принципы обучения и воспитания;
   формы,   методы   и   средства   обучения   и
воспитания,   их   педагогические   возможности   и
условия применения;
   психолого   –   педагогические   условия   развития
мотивации   и   способностей   в   процессе   обучения,
основы развивающего обучения, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания;
   особенности   педагогического   процесса   в
образовательных
начального
профессионального и среднего профессионального
образования;
 
учреждениях
 
  постановка целей и задач у занятиям теоретического
и практического обучения
 решение ситуационных задач
 решение ситуационных задач
 подготовка информации, необходимой для решения 
профессиональных педагогических проблем
 подготовка сообщений о современных проблемах 
образования, тенденциях его развития и направления 
реформирования;
 подготовка  и выступление с докладом
 устный опрос, составление логических схем
 анализ целей обучения и воспитания
 тестирование
 тестирование, устный опрос, решение ситуационных 
задач, кейсов
 подготовка и выступление с сообщениями
 устный опрос
14   особенности   содержания   и   организации
профессиональной подготовки;
   педагогические   условия   предупреждения   и
коррекции социальной дезадаптации;
  особенности   работы   с   одаренными
обучающимися,
  обучающимися   с   особыми
образовательными   потребностями,   девиантным
поведением;
  приемы   привлечения   обучающихся   к
целеполаганию, организации и анализу процесса и
результатов обучения;
   средства   контроля   и   оценки   качества
образования,   психолого   –   педагогические   основы
оценочной деятельности педагога;
   основы   педагогического  сопровождения   группы
обучающихся   в   урочной   и   внеурочной
деятельности.
 решение ситуационных задач
 устный опрос
  решение ситуационных задач
 решение ситуационных задач
 устный опрос, решение ситуационных задач
 устный опрос
15