Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
администрации
Взрослым
25.04.2018
данная программа разработана для изучения дисциплины общепрофессионального цикла "Общая и профессиональная подготовка". В программе указаны темы теоретических занятий, практических занятий, приведены темы для выполнения самостоятельных работ обучающимися, указан объем времени, литература, методы и формы контроля знаний и умений обучающихся, указаны необходимые средства обучения.
программа_по дисциплине Общая и профессиональная педагогика.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
1 2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности (специальностям)
среднего профессионального образования) 44.02.06 Профессиональное обучение (по
отраслям)
Организацияразработчик: ГБПОУ «Бугульминский профессионально – педагогический
колледж»
Разработчики: Титова Н.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ
«Бугульминский профессионально – педагогический колледж»
2 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
11
11
3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая и профессиональная педагогика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
(специальностям) СПО 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
повышения квалификации и
профессиональном образовании для подготовки,
переподготовки мастеров производственного обучения
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» входит в Профессиональный цикл,
относится к Общепрофессиональным дисциплинам
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать постановку педагогической цели и задач;
определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм
организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных
педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности,
профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и
направления реформирования;
ориентироваться в современных системах организации подготовки, переподготовки и
повышения квалификации по профессиям рабочих (служащих) в Российской Федерации и
зарубежных странах;
применять знания по общей и профессиональной педагогике при изучении
профессиональных модулей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и
условия применения;
психолого – педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе
обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения
и воспитания;
4 особенности педагогического процесса в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования;
особенности содержания и организации профессиональной подготовки;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации;
особенности работы с одаренными обучающимися, обучающимися с особыми
образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и
результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого – педагогические основы
оценочной деятельности педагога;
основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной
деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторно – практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена
72
48
16
24
6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Общая и профессиональная педагогика
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1.1.
Мастер
профессионального
обучения как педагог
начального
профессионального
образования.
Раздел 2.
Тема 2.1.
Педагогика как
наука. Возникновение
и развитие
педагогической
науки.
Тема 2.2
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Уровень
освоения
Введение в специальность мастера профессионального обучения
2
Содержание учебного материала
1 Общая характеристика мастера профессионального обучения. Требования,
предъявляемые к мастеру профессионального обучения как к педагогическому
работнику. Понятие о профессиональной компетентности педагога, мастера
профессионального обучения. Педагогические способности.
ЛПЗ №1. Определение склонностей и способностей к профессии педагога.
Самостоятельная работа обучающихся
Написание сочинения на тему «Я будущий мастер профессионального обучения»
Общие основы педагогики
Содержание учебного материала
1 Понятие о педагогике. Объект, предмет, задачи педагогики. Педагогика в системе
наук. Отрасли педагогики: теория обучения (дидактика), теория воспитания,
школоведение (управление воспитательно – образовательным учреждением).
ЛПЗ №2. Возникновение и развитие теории обучения и воспитания. Я.Коменский –
основатель теории обучения. Вклад русских педагогов в развитие отечественной
педагогики.
ЛПЗ №3. Методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование,
педагогический эксперимент, тестирование, др.
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата о жизни и педагогической деятельности одного из великих педагогов.
Содержание учебного материала
3
7
7
2
2
3
17
13
2
2
2
7
4
4
1
2
3
1
1
1
3
7 Основные
педагогические
категории (понятия).
1
Основные педагогические категории. Сущность педагогических категорий (понятий):
воспитание, обучение, образование, развитие, социализация, педагогическая система,
педагогическая деятельность, самообразование. Уровни образования: начальное,
среднее,
профессиональное,
Направленность образования:
политехническое. Взаимосвязь педагогических понятий.
высшее.
общее,
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря педагогических понятий.
Раздел 3.
Теоретико – методологические основы педагогики профессионального образования.
Тема 3.1
Профессиональная
педагогика как наука
о закономерностях
подготовки
квалифицированных
рабочих
Тема 3.2
Содержание учебного материала
1 Профессиональная педагогика как наука. Объект и предмет профессиональной
педагогики. Характеристика основных категорий профессиональной педагогики:
профессиональное воспитание, профессиональное обучение, работник, рабочий,
профессия, специальность, профессиональная квалификация, профессиональное
мастерство.
Общепедагогические и специальные методы исследования в
профессиональной педагогике. Теоретические, эмпирические, инструментальные
методы исследования.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщения о становлении и развитии профессиональной педагогики
Содержание учебного материала
1
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. Становление и развитие
цели воспитания. Задачи воспитания.
2
2
14
6
2
4
8
4
1
2
1
2
1
8 Теоретические
основы воспитания
будущего
квалифицированного
рабочего
Раздел 4.
Тема 4.1
Процесс
профессионального
обучения
Тема 4.2
Содержание
профессионального
обучения
Тема 4.3
Методы
профессионального
обучения
2
Система методов воспитания. Формы реализации воспитательной работы в учебном
заведении начального профессионального образования. Педагогические условия
предупреждения и коррекции социальной дезадаптации.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление характеристики воспитанности обучающихся учебной группы. Особенности
работы с одаренными обучающимися, обучающимися с особыми образовательными
потребностями, девиантным поведением.
Дидактические основы профессиональной подготовки рабочих.
Содержание учебного материала
1 Сущность и функции процесса профессионального обучения. Общедидактические
принципы обучения. Их роль в построении учебного процесса. Особенности принципов
профессионального обучения.
ЛПЗ №4. Основные звенья процесса усвоения знаний, овладения навыками: восприятие,
запоминание, обобщение, систематизация и формирование понятий, применение знаний и
формирование умений и навыков. Основы развивающего обучения, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания.
Содержание учебного материала
1 Понятие и задачи содержания образования и профессионального обучения.
Компоненты содержания: ЗУН, общие и профессиональные компетенции. Структура
профессиональнообразовательных программ.
Содержание учебного материала
1 Понятие и сущность педагогических методов. Функции методов обучения.
Классификация методов обучения. Психологопедагогические основы выбора методов
обучения. Методы профессионального обучения. Методы теоретического обучения.
Методы производственного обучения.
2
2
4
2
2
2
2
6
4
1
1
1
1
1
9 ЛПЗ №5. Понятие и функции педагогических средств. Средства обучения как категория
дидактики. Классификация средств обучения. Учебнопроизводственные средства
обучении, применяемые в профессиональном обучении: оборудование училища, учебно
лабораторное оборудование, учебнопроизводственное оборудование, дидактическая
техника и ЭВМ, учебнонаглядные пособия, организационнопедагогические средства.
Выбор средств обучения.
Тема 4.4
Формы организации
профессионального
обучения
Содержание учебного материала
1 Понятие и сущность организационных форм педагогического процесса.
Классификация форм организации педагогического процесса. Характеристика
классноурочной формы обучения, её признаки, история развития. Особенности
уроков теоретического и производственного обучения. Классификация уроков по
типам и видам. Типы уроков: вводный, урок усвоения новых знаний и умений,
повторения и закрепления, обобщения и систематизации, контроля и проверки,
комбинированный, интегрированный. Виды уроков теоретического обучения: урок
лекция, урокдискуссия, уроксеминар и др. Виды уроков производственного
обучения: уроктренинг, урок лабораторных работ, урокконкурс профессионального
мастерства, урок самостоятельного выполнения учебнопроизводственных заданий и
др.
ЛПЗ №6. Анализ (самоанализ) урока. Сущность и значение.
Самостоятельная работа обучающихся
Наблюдение и описание структуры урока производственного обучения
Наблюдение и описание структуры урока теоретического обучения
Тема 4.5
Содержание учебного материала
2
10
2
2
2
2
2
8
2
1
2
10 1
Проектирование
уроков (занятий)
профессионального
обучения
Виды проектирования: перспективнотематическое, поурочное. Их сущность.
Особенности проектирования занятий производственного обучения. Алгоритм
конструирования уроков (занятий): постановка (или уточнение) учебных и
воспитательных целей урока (занятия), обоснование типа, вида урока, определение его
достижимого результата и структуры, дидактических задач для каждой части урока,
выбор форм организации и содержания деятельности учащихся, методов, средств
обучения и контроля результатов деятельности, конкретизация возможности
применения инновационных педагогических технологий и организации личностно
ориентированной учебнопроизводственной среды обучения. Основные средства
(источники) проектирования: учебные планы, программы, учебники, учебные пособия,
передовой опыт, материальнотехническая база профессионального обучения.
4
3
ЛПЗ №7. Проектирование урока теоретического обучения.
ЛПЗ №8. Проектирование урока производственного обучения.
Тема 4.6
Средства контроля и
оценки качества
образования
Содержание учебного материала
1 Диагностика учебных достижений учся: понятие, значение, функции. Виды, формы,
средства контроля и оценки качества обучения. Традиционные и прогрессивные
системы оценки качества обучения. Особенности оценки качества обучения по
производственному обучению.
Раздел 5.
Управление образовательным учебным заведением.
2
2
2
2
2
1
11 Тема 5.1
1 Понятие об управлении образовательной системой; его задачи. Сущность внутри
2
1
училищного управления педагогическим процессом, его задачи. Принципы управления:
перспективности, коллегиальности, конкретности, учета специфических условий,
реальной обстановки и др. Виды управления: административный, коллективный
(педагогический Совет, Совет училища, Совет общежития, цикловые и предметные
методические комиссии и др.
Всего:
72
12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического
обучения «Педагогика»
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.
2. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по
педагогическим специальностям и направлениям. – 2е изд., перераб. и доп. – М.:
Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
Дополнительные источники:
1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф.
образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352с.
2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических
специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д:
издательский центр «МарТ», 2006. – 336с.
13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов
(освоенные умения, усвоенные знания)
обучения
проблем,
самообразования
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:
оценивать постановку педагогической цели и
задач;
определять педагогические возможности
различных методов, приемов, методик, форм
организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность,
педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию,
необходимую для решения профессиональных
педагогических
повышения
эффективности педагогической деятельности,
профессионального
и
саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах
образования,
тенденциях его развития и
направления реформирования;
ориентироваться в современных системах
организации подготовки,
переподготовки и
повышения квалификации по профессиям рабочих
(служащих) в Российской Федерации и зарубежных
странах;
применять знания по общей и профессиональной
педагогике при изучении профессиональных
модулей.
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики,
тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении и
педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
формы, методы и средства обучения и
воспитания, их педагогические возможности и
условия применения;
психолого – педагогические условия развития
мотивации и способностей в процессе обучения,
основы развивающего обучения, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания;
особенности педагогического процесса в
образовательных
начального
профессионального и среднего профессионального
образования;
учреждениях
постановка целей и задач у занятиям теоретического
и практического обучения
решение ситуационных задач
решение ситуационных задач
подготовка информации, необходимой для решения
профессиональных педагогических проблем
подготовка сообщений о современных проблемах
образования, тенденциях его развития и направления
реформирования;
подготовка и выступление с докладом
устный опрос, составление логических схем
анализ целей обучения и воспитания
тестирование
тестирование, устный опрос, решение ситуационных
задач, кейсов
подготовка и выступление с сообщениями
устный опрос
14 особенности содержания и организации
профессиональной подготовки;
педагогические условия предупреждения и
коррекции социальной дезадаптации;
особенности работы с одаренными
обучающимися,
обучающимися с особыми
образовательными потребностями, девиантным
поведением;
приемы привлечения обучающихся к
целеполаганию, организации и анализу процесса и
результатов обучения;
средства контроля и оценки качества
образования, психолого – педагогические основы
оценочной деятельности педагога;
основы педагогического сопровождения группы
обучающихся в урочной и внеурочной
деятельности.
решение ситуационных задач
устный опрос
решение ситуационных задач
решение ситуационных задач
устный опрос, решение ситуационных задач
устный опрос
15
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Программа учебной дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.