Представлена программа учебной дисциплины ОП. 07. Безопасность жизнедеятельности, программы профессиональная переподготовка со сроком обучения 420 часов, квалификация: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Цель:
Ознакомить преподавателей специальных дисциплин с авторской педагогической разработкой.
Задачи:
Передать коллегам личный опыт по разработке программы учебной дисциплины.
Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Программа учебной дисциплины
ОП. 07. Безопасность жизнедеятельности
программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного
профессионального образования (профессиональная переподготовка)
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки))
Срок обучения: 420 час.
Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки
плавящимся покрытым электродом
2 разряда
Форма обучения: очная
Вид обучения: профессиональная
переподготовка
Минимальный базовый уровень: основное
общее, профессиональные навыки
Разработал: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
1Седельниково, Омской области, 2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016),
профессионального стандарта "Сварщик" (утв. приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), учебного плана по
профессии сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым
электродом, рекомендаций БПОУ «Седельниковский агропромышленный
техникум» по формированию нормативнометодической документации по
реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г.
Организацияразработчик: БПОУ
техникум» с. Седельниково Омской области.
«Седельниковский агропромышленный
Разработчик:
Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум».
Согласовано:
на заседании педагогического совета
протокол №__________
«__»___________2016г.
Рассмотрено:
на заседании методического совета
«__»____________2016г.
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
7
11
13
31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии
с ФГОС СПО по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки)).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии сварщик
(ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) квалификации:
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;
Сварщик частично механизированной сварки плавлением;
Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном
газе;
Газосварщик;
Сварщик ручной сварки полимерных материалов;
Сварщик термитной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
организовать и проводить мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военноучетных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
4 применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности
их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления
на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых
имеются военноучетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен
обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
5 профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 15 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 5 часов.
62. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам
учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием
методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка
к защите.
Объем
часов
15
10
6
5
5
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
72.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
Объем часов
Уровень
освоения
1
предусмотрены)
2
ОП. 06.
Безопасность жизнедеятельности.
Тема 1.1.
Чрезвычайные
ситуации мирного и
военного времени.
Организация
защиты населения.
Содержание
Основы организации защиты от террора. Правовые основы защиты от террора.
Принципы обеспечения защиты в условиях противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной безопасности России.
Правила безопасного
поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.
Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Обеспечение устойчивой работы объекта экономики при чрезвычайных
ситуациях. Классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики при
потенциальной опасности.
Принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях.
Краткая
характеристика чрезвычайных ситуаций для нашего города (населенного пункта).
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера. Организация и проведение мероприятий по защите работающих и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Основные виды
потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения вероятности их реализации.
Организация гражданской обороны на объектах экономики. Гражданская
оборона. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны. Методы защиты
человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного
воздействия природного, социального и техногенного происхождения на
8
3
10/15
2
4
2объектах экономики. Способы защиты населения от оружия массового поражения.
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.
Тестирование.
Самостоятельная работа
Обеспечение национальной
Российской
безопасности
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Содержание
Основы организации обороны государства.
безопасности РФ. Концепция
национальной
Федерации: основные положения. Военная доктрина России.
Чрезвычайные ситуации военного времени. Современные средства поражения
людей. Обычное оружие. Новейшие виды оружия. Вооружение и техника
вооружённых сил РФ.
Военная служба – особый вид государственной службы. Основы военной
службы и обороны государства. Военная обязанность. Закон о воинской
обязанности и военной службе. Организация и порядок призыва граждан на
военную службу, и поступление на нее в добровольном порядке. Боевые традиции
вооружённых сил РФ. Основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные
профессиям НПО. Область применения получаемых профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной службы.
Военнослужащий – защитник своей страны. Подготовка граждан к военной
службе. Профессиональные знания при исполнении обязанностей военной службы.
Перечень военноучетных специальностей. Профессиональные знания в ходе
исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях, родственных
получаемой профессии. Способы бесконфликтного общения и саморегуляция в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.
Тестирование.
Практическое занятие
9
Тема 1.2.
Основы обороны
государства.
2
2
2№ 1. Применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
профессией.
№ 2. Практическая стрельба из пневматического оружия (стрелковый поединок).
Разборкасборка макета АК.
№ 3. Овладение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.
Контрольная работа
2
2
1
3
1
10Требования к минимальному материальнотехническому
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Безопасность жизнедеятельности и охрана труда»
Оборудование учебного кабинета:
интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Защита населения от ОМП»;
образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и
медицинские средства;
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и документкамера EIKI
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Гопицын, А.Н. Безопасность жизнедеятельности / А.Н. Гопицын А.Н. –
М.: Оникс, 2008. – 192 с. – (Учебники для СПО).
Интернетресурсов,
2. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В.
Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Кронус , 2010. – 192 с. – (Среднее
профессиональное образование).
3. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков –
М.: Кронус, 2010. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование).
4. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков. –
5.
М.: Кронус, 2010. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование).
Тупикин, Е.И., Смирнов А.Т. Основы военной службы. Тестовые задания
и рекомендации по контролю знаний / Е.И. Тупикин. – М.: Академия,
2008. – 192 с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – М.: Академия,
2010. – 320 с.
2. Дёмин, И.О. Оружие России и СССР. Военная техника и стрелковое
вооружение / И.О. Дёмин, А.А. Павлов, А.Е. Проклов. – М.: Владис,
112010. – 510 с.
3. Дорожко, С.В. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
Радиационная безопасность в 3х частях. Часть 2. Система выживания
населения и защита территорий в чрезвычайных ситуациях / С.В.
Дорожко. – М.: Дикта, 2008. – 400 с.
4. Смоленский, М. Конституция Российской Федерации с комментариями
для школьников / М. Смоленский. – М.: Феникс, 2011. – 320 с.
5. Информационные источники сложной структуры.
124. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Текущий контроль в форме:
тестирования,
защиты отчётов по практическим
занятиям, оценка выполнения
самостоятельной работы.
Итоговая аттестация в форме
контрольной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
1
Умения:
организовывать и проводить
мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры
для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной
и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно
учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них
родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в
ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в
соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной
13Текущий контроль в форме:
тестирования,
защиты отчётов по практическим
занятиям, оценка выполнения
самостоятельной работы.
Итоговая аттестация в форме
контрольной работы.
службы;
оказывать первую помощь
пострадавшим;
Знания:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том
числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту,
принципы снижения вероятности их
реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан
на военную службу и поступления на нее
в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются военноучетные специальности,
родственные профессиям СПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
14порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим.
15