Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования
Оценка 4.9

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
25.05.2017
Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования
Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования (СПО). Программой предусмотрена обязательная аудиторная нагрузка в количестве 78 часов, 5 из которых являются практическими работами, на самостоятельную работу студента отведено 39 часов. Программа может быть использована как для СПО, так и для НПО.
РП русский язык СПО !!.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА» Рассмотрено на заседании  ПЦК   Протокол №_1___ от «31»  августа 2016г.  ____________________ УТВЕРЖДАЮ                                        зам. директора по НМР  __________Романченко М. К.              «31» августа 2015г.  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и литература. Русский язык. для специальности: :_ 08.02.05 Строительство и эксплуатация  автомобильных дорого и  аэродромов,          Техническая эксплуатация дорожно­строительных машин и оборудования. Группы  161,162,163,112 2015 г. Программа   учебной   дисциплины  разработана   на   основе   Федеральных государственных   образовательных   стандартов   (далее   –   ФГОС)   по профессиям   среднего   профессионального   образования   (далее   СПО)   и «Рекомендациями   по   реализации   образовательной   программы   среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального   и   среднего   профессионального   образования   в соответствии   с   Федеральным   базисным   учебным   планом   и  примерными учебными   планами   для   образовательных   учреждений   Российской Федерации,   реализующих   программы   общего   образования»   (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03­1180) с учетом технического профиля   получаемого     профессионального   образования   и   примерной программы   учебной   дисциплины   «Русский   язык»,   предназначенной   для изучения   «Русский   язык»   в   учреждениях   среднего   профессионального образования,   реализующих   образовательную   программу   среднего (полного) общего образования, и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития   образования»   10.04.2008 г.   и   утвержденной   Департаментом государственной   политики   и   нормативно­прававого   регулирования   в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.  преподаватель  Разработчик: «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства» Векшина Галина Васильевна первой   категории   ГАПОУ   НСО СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 6 9 11 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык» Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский   язык»   предназначена   для   изучения   русского   языка   в   профессиональных образовательных   организациях,   реализующих   образовательную   программу   среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации   получения   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   обра­ зовательных   программ   среднего   профессионального   образования   на   базе   основного общего   образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных   образова­ тельных   стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности   среднего  профес­ сионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259). Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей: • совершенствование   общеучебных   умений   и   навыков   обучаемых:   языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; • формирование   функциональной   грамотности   и   всех   видов   компетенций   (язы­ ковой,   лингвистической   (языковедческой),   коммуникативной,   культуроведче­ ской); • совершенствование   умений   обучающихся   осмысливать   закономерности   языка, правильно,   стилистически   верно   использовать   языковые   единицы   в   устной   и письменной речи в разных речевых ситуациях; • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному   выбору   профессии;   навыков   самоорганизации   и   саморазвития; информационных умений и навыков. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего   образования   с   получением   среднего   общего   образования,   —   программы подготовки   квалифицированных   рабочих,   служащих,   программы   подготовки   спе­ циалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ). Программа   учебной   дисциплины   «Русский   язык   и   литература.   Русский   язык» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные   организации,   реализующие   образовательную   программу   среднего общего   образования   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего образования,   уточняют   содержание   учебного   материала,   последовательность   его изучения,   распределение   учебных   часов,   виды   самостоятельных   работ,   тематику рефератов   (докладов),   индивидуальных   проектов,   учитывая   специфику   программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности. Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями,   реализующими   образовательную   программу   среднего   общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский   язык   как   средство   познания   действительности   обеспечивает   развитие интеллектуальных   и   творческих   способностей   обучающихся,   развивает   их   абстрактное мышление,   память   и   воображение,   формирует   навыки   самостоятельной   учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание   учебной   дисциплины   «Русский   язык   и   литература.   Русский   язык»   в профессиональных   образовательных   организациях,   реализующих   образовательную программу   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе основного   общего   образования,   обусловлено   общей   нацеленностью   образовательного процесса   на   достижение   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов обучения,   что   возможно   на   основе   компетентностного   подхода,   который   обеспечивает формирование   и   развитие   коммуникативной,   языковой   и   лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций проис­ ходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Коммуникативная  компетенция   формируется   в   процессе   работы   по   овладению обучающимися   всеми   видами   речевой   деятельности   (слушанием,   чтением,   говорением, письмом)   и   основами   культуры   устной   и   письменной   речи   в   процессе   работы   над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь   и   воспроизводить   ее   содержание   в   необходимом   объеме,   создавать   собственные связные высказывания разной жанрово­стилистической и типологической принадлежности. Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного   языка;   совершенствования   умения   пользоваться   различными лингвистическими   словарями;   обогащения   словарного   запаса   и   грамматического   строя речи учащихся. Формирование  культуроведческой  компетенции   нацелено   на   осознание   языка   как формы   выражения   национальной   культуры,   взаимосвязь   языка   и   истории   народа, национально­культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения. Изучение   русского   языка   в   профессиональных   образовательных   организациях, реализующих   образовательную   программу   среднего   общего   образования   в   пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости   от   профиля   профессионального   образования.   Это   выражается   через содержание   обучения,   количество   часов,   выделяемых   на   изучение   отдельных   тем программы,   глубину   их   освоения   студентами,   через   объем   и   характер   практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При   освоении   профессий   СПО   и   специальностей   СПО   технического,   естественно­ научного, социально­экономического профилей профессионального образования русский язык   изучается   на   базовом   уровне   ФГОС   среднего   общего   образования,   при   освоении специальностей   СПО   гуманитарного   профиля   профессионального   образования   русский язык   изучается   более   углубленно   как   профильная   учебная   дисциплина,   учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с фор­ мированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Изучение   русского   языка   как   профильной   учебной   дисциплины   предполагает   обе­ спечить   более   высокий   уровень   языковой   подготовки   обучающихся.   Особое   внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания,   что   проявляется   в   увеличении   часов   на   разделы   «Язык   и   речь», «Функциональные стили» и др., в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и   различных   форм   творческой   деятельности   (подготовки   и   защиты   рефератов, индивидуальных проектов). При углубленном изучении русского языка у студентов формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в   соответствии   с   речевой   ситуацией   и   коммуникативной   целесообразностью,   подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая   функция   порядка   слов   в   предложении,   изобразительно­выразительные средства языка и др. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые   отражают   устройство   языка,   но   и   тех,   которые   обеспечивают   речевую деятельность.   Содержание   учебной   дисциплины   ориентировано   на   синтез   языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий,   обозначающих   языковые   и   речевые   явления,   указывает   на   особенности функционирования   этих   явлений   и   называет   основные   виды   учебной   деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка. Использование   электронных   образовательных   ресурсов   позволяет   разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка. Реализация   содержания   учебной   дисциплины   «Русский   язык   и   литература.   Русский язык»   предполагает   соблюдение   принципа   строгой   преемственности   по   отношению   к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время   учебная   дисциплина   «Русский   язык   и   литература.   Русский   язык»   для профессиональных   образовательных   организаций   СПО   обладает   самостоятельностью   и цельностью. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит. Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Русский   язык   и   литература. Русский   язык»   завершается   подведением   итогов   в   форме   экзамена   в   рамках   проме­ жуточной   аттестации   студентов   в   процессе   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебная   дисциплина   «Русский   язык   и   литература.   Русский   язык»   является   частью учебного   предмета   «Русский   язык   и   литература»   обязательной   предметной   области «Филология» ФГОС среднего общего образования. В   профессиональных   образовательных   организациях,   реализующих   образовательную программу   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык»   изучается   в   общеобразовательном   цикле   учебного   плана   ОПОП   СПО   на   базе основного   общего   образования   с   получением   среднего   общего   образования   (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский   язык»   входит   в   состав   общих   общеобразовательных   учебных   дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для   профессий   СПО   или   специальностей   СПО   соответствующего   профиля профессионального образования. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: ­ ­ ­ ­ ­ воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; ­ ­ формирование   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; способность   к   речевому   самоконтролю;   оцениванию   устных   и   письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; готовность   и   способность   к   самостоятельной,   творческой   и   ответственной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ • метапредметных: владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; владение   языковыми   средствами   —   умение   ясно,   логично   и   точно   излагать   свою точку   зрения,   использовать   адекватные   языковые   средства;   использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; применение  навыков  сотрудничества  со  сверстниками,  детьми  младшего  возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, проектной и других видах деятельности; овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­познавательной деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в   различных   источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение   извлекать   необходимую   информацию   из   различных   источников:   учебно­ научных   текстов,   справочной   литературы,   средств   массовой   информации, информационных   и   коммуникационных   технологий   для   решения   когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; • предметных: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; сформированность   умений   создавать   устные   и   письменные   монологические   и диалогические   высказывания   различных   типов   и   жанров   в   учебно­научной   (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение   умением   анализировать   текст   с   точки   зрения   наличия   в   нем   явной   и скрытой, основной и второстепенной информации; владение   умением   представлять   тексты   в   виде   тезисов,   конспектов,   аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; сформированность   представлений   об   изобразительно­выразительных   возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историко­культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; способность   выявлять   в   художественных   текстах   образы,   темы   и   проблемы   и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово­ родовой специфики;   осознание   художественной   картины   жизни,   созданной   в   литературном произведении,   в   единстве   эмоционального   личностного   восприятия   и интеллектуального понимания; ­ сформированность   представлений   о   системе   стилей   языка   художественной литературы. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ДИСЦИПЛИНЫ Объем часов 117 78 5 39 39 Вид учебной работы     Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      Практические работы Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:   внеаудиторная   самостоятельная   работа   (работа   над   материалом   учебника,   конспектом   лекций,   выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов по темам: ­ «Русский язык в Российской Федерации» ­ «Культура  речи. Нормы русского языка» ­ «Словари русского языка и сфера их использования» ­ «Видные ученые­лингвисты» ­ «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка» ­ «Проблемы экологии языка» ­ «Русский язык в современном мире» ­ «Язык и общество» ­ «Язык и культура» ­ Язык и история народа» ­« Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю» Итоговая аттестация в форме экзамена . 2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Русский язык» 1 Наименование разделов и тем Введение Раздел 1. Язык и речь. стили речи. Функциональные Раздел 2.  Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Раздел 3.  Лексика и фразеология. Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов 2 использования.  признаки и особенности. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры .Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Русский язык в современном мире. Содержание учебного материала 1 Язык и речь. Основные требования к речи. 2 Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи. Его основные признаки и сфера  3 Научный стиль. Его признаки и особенности. Официально­деловой стиль речи. Его  4 Публицистический стиль речи и художественный.  5 6 Лингвостилистический анализ текста. 7 Практическая работа № 1 Анализ текста. Освоение видов переработки текста. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ­ составление текста на свободную тему (рассуждение), ­ работа над оформлением основных документов официально­делового стиля, ­ работа с текстами научного стиля. Содержание учебного материала 1 Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка. 2 Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение. 3 Основные нормы современного литературного произношения и ударения. 4 Написания, подчиняющиеся  традиционным принципам русской орфографии. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ­ изучение лекционного материала, ­ фонетический разбор слов, Работа с орфографическим словарем. Содержание учебного материала 1 Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы. 2 Лексика с точки зрения её происхождения и употребления. Активный и пассивный  3 Фразеология. Лексико­фразеологический разбор. 4 Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. 5 Практическая работа № 2. Лингвистическое исследование лексических и  Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ­ работа со словарями. фразеологических единиц словарный запас. Раздел  4. Морфемика, словообразование, Содержание учебного материала 1 Понятие морфемы. Морфемный разбор. Способы словообразования. 2 Способы словообразования. Словообразовательный анализ. Объем часов 3 2 14 2 2 2 2 2 2 2 6 8 2 2 2 2 5 10 2 2 2 2 5 10 2 2 Уровень освоения 4 1 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3 1 2 3 2 2 орфография. 3 Орфография: чередующиеся гласные; правописание приставок и сложных слов. 4 Практическая работа № 3.  Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообра­ зовательной цепочки. употребление. глагола Грамматические признаки наречия. Правописание. Слова категории состояния. 5 Практическая работа № 4. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ­ работа со словообразовательным и орфографическим словарем. Содержание учебного материала 1 Имя существительное. Склонение и правописание. Имя прилагательное, правописание и  2 Правописание и употребление глагола. Причастие и деепричастие как особые формы  3 Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений. 4 5 Служебные части речи. Правописание и употребление. 6 Практическая работа № 5 Исследование текста с целью освоения основных понятий  Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ­ работа с лингвистическими словарями, ­ изучение лекционного материала, ­ написание рефератов, ­ подготовка к практической работе Содержание учебного материала 1 Строение словосочетания. Синтаксический разбор словосочетаний. 2 Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. 3 Односоставные и двусоставные предложения. 4 Осложненное простое предложение. 5 Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. 6 7 8 Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ­ индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.  Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 14 2 4 2 2 2 2 8 20 2 2 2 4 2 4 2 2 10 117 Раздел 5.  Морфология и орфография. Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. морфологии.    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Всего: ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) Введение Язык и речь. Функцио­ нальные стили речи • Извлекать   из   разных   источников   и   преобразовывать информацию   о   языке   как   развивающемся   явлении,   о связи языка и культуры; • характеризовать   на   отдельных   примерах   взаимосвязь языка, культуры и истории народа  — носителя языка; анализировать   пословицы   и   поговорки   о   русском языке; • составлять   связное   высказывание   (сочинение­ рассуждение) в устной или письменной форме; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка   позволяет   лучше   узнать   историю   и   культуру страны; • определять   тему,   основную   мысль   текстов   о   роли русского языка в жизни общества; • вычитывать   разные   виды   информации;   проводить языковой   разбор   текстов;   извлекать   информацию   из разных источников (таблиц, схем); • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека • Выразительно   читать   текст,   определять   тему, функциональный   тип   речи,   формулировать   основную мысль художественных текстов; • характеризовать • вычитывать разные виды информации; • характеризовать   средства   и   способы   связи предложений в тексте; • выполнять   лингвостилистический   анализ   текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; изобразительно­выразительные средства   языка,   указывать   их   роль   в   идейно­ художественном содержании текста; • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и   письменной   форме   на   основе   проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; • анализировать   речь   с   точки   зрения   правильности, точности,  выразительности,  уместности  употребления языковых средств; • подбирать   примеры   по   темам,   взятым   из   изучаемых художественных произведений; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;   • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать   перед   аудиторией   сверстников   с сообщениями, небольшими   информационными   докладами на учебно­научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; • различать   тексты   разных   функциональных   стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности   на   уровне   употребления   лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно­ научного),   публицистического,   официально­делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей,   жанров   и   типов   речи   (отзыв,   сообщение,   расписка, доклад; доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);   репортаж,   интервью,   эссе; Содержание  обучения Фонетика, орфоэпия,  графика,  орфография Лексикология и  фразеология Морфемика, словообразование, орфография • подбирать   тексты   разных   функциональных   типов   и стилей;   осуществлять   информационную   переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды   переработки   текста   (план,   тезисы,   конспект, реферат, аннотацию, рецензию) Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) • Проводить • извлекать     информацию   необходимую     фонетический   разбор;   извлекать необходимую   информацию   по   изучаемой   теме   из таблиц, схем учебника; из мультимедийных   орфоэпических   словарей   и справочников;   использовать   ее   в   различных   видах деятельности; • строить   рассуждения   с   целью   анализа   проделанной работы;   определять   круг   орфографических   и   по   которым   следует пунктуационных   правил, ориентироваться в конкретном случае; • проводить   операции   синтеза   и   анализа   с   целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; • извлекать из орфоэпических   словарей   и   справочников;   опознавать основные   выразительные   средства   фонетики (звукопись) необходимую   информацию     различие • Аргументировать   лексического   и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные   средства   лексики   и   фразеологии   в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять   особенности   употребления   лексических средств   в   текстах   научного   и   официально­делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических   словарей   разного   типа   (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)   и   справочников,   в   том   числе   мультимедийных; использовать   эту   информацию   в   различных   видах деятельности; • познавать   основные   виды   тропов,   построенных   на переносном   значении   слова   (метафора,   эпитет, олицетворение) • Опознавать,   наблюдать   изучаемое   языковое   явление, извлекать его из текста; • проводить словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать   необходимую   информацию   по   изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • характеризовать   словообразовательные   цепочки   и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать   основные   выразительные   средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать   необходимую   информацию   из   морфемных, словообразовательных   и   этимологических   словарей   и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать   этимологическую   справку   для объяснения   правописания   и   лексического   значения слова   морфемный,   14 Морфология и  орфография Содержание  обучения Синтаксис и  пунктуация • Опознавать,   наблюдать   изучаемое   языковое   явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообра­ зующей роли; • проводить   морфологический,   орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать   необходимую   информацию   по   изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил,   по   которым   следует   ориентироваться   в конкретном случае; • проводить   операции   синтеза   и   анализа   с   целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать   примеры   по   теме   из   художественных текстов изучаемых произведений; • составлять   монологическое   высказывание   на лингвистическую   тему   в   устной   или   письменной форме;   анализировать   текст   с   целью   обнаружения изученных   понятий     орфограмм, пунктограмм; (категорий), Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) •   извлекать   необходимую   информацию   из   мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании • составлять   • Опознавать,   наблюдать   изучаемое   языковое   явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения тексто­ образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); лексический,       синтаксические   заданным   темам, (категорий),   • комментировать ответы товарищей; • извлекать   необходимую   информацию   по   изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью   анализа   проделанной   работы;   определять   круг орфографических   и   пунктуационных   правил,   по которым   следует   ориентироваться   в   конкретном случае;   анализировать   текст   с   целью   обнаружения изученных   понятий     орфограмм, пунктограмм; конструкции (словосочетания,   предложения)   по   опорным   словам,   соблюдая   основные схемам, синтаксические нормы; • проводить   операции   синтеза   и   анализа   с   целью обобщения   признаков,   характеристик,   фактов   и   т.д.; подбирать   примеры   по   теме   из   художественных текстов изучаемых произведений; • определять   роль   синтаксических   конструкций   в текстообразо­ вании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять   связное   высказывание   (сочинение)   на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; из мультимедийных   словарей   и   справочников   по правописанию;   использовать   эту   информацию   в процессе письма; • производить   синонимическую   замену   синтаксических конструкций; необходимую   информацию   • извлекать   15 • составлять   монологическое   высказывание   на лингвистическую   тему   в   устной   или   письменной форме; • пунктуационно   оформлять   предложения   с   разными смысловыми   отрезками;   определять   роль   знаков препинания в простых и сложных предложениях;   конструировать предложения по схемам • составлять   схемы   предложений, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»   предполагает   наличие   в   профессиональной   образовательной   организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется  возможность  обеспечить  свободный  доступ в  Интернет   во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение   кабинета   должно   удовлетворять   требованиям   Санитарно­эпидемио­ логических   правил   и   нормативов   (СанПиН   2.4.2   №   178­02)   и   оснащено   типовым 16 оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1. В   кабинете   должно   быть   мультимедийное   оборудование,   при   помощи   которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно­методического и материально­технического обеспечения програм­ мы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю­ щихся ученых, поэтов, писателей и др.); • информационно­коммуникативные средства; • экранно­звуковые пособия; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче­ ния, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно­методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или   допущенные   для   использования   в   профессиональных   образовательных   органи­ зациях,   реализующих   образовательную   программу   среднего   общего   образования   в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный   фонд   может   быть   дополнен   энциклопедиями,   справочниками, научно­популярной литературой по вопросам языкознания и др. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам   по   русскому   языку   и   литературе,   имеющимся   в   свободном   доступе   в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.). 1 Письмо Министерство образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД­1552/03 «Об оснащении  общеобразовательных учреждений учебным и учебно­лабораторным оборудованием». 17 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов Антонова Е.С., Воителева собие сред. проф. образования. Антонова Е.С., Воителева разования. — М., 2014. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014. общеобразовательной школы. — М., 2014. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014. Для преподавателя Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   (в   ред. федеральных   законов   от   07.05.2013   №   99­ФЗ,   от   07.06.2013   №   120­ФЗ,   от   02.07.2013   №   170­ФЗ,   от 23.07.2013 № 203­ФЗ, от 25.11.2013 № 317­ФЗ, от 03.02.2014 № 11­ФЗ, от 03.02.2014 № 15­ФЗ, от 05.05.2014 № 84­ФЗ, от 27.05.2014 № 135­ФЗ, от 04.06.2014 № 148­ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145­ФЗ). Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного   стандарта   среднего   (полного)   общего   образования»   (зарегистрирован   в   Минюсте   РФ 07.06.2012 № 24480). Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"». Письмо   Департамента   государственной   политики   в   сфере   подготовки   рабочих   кадров   и   ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Воителева Т.М.  Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Горшков   А.И.  Русская   словесность.   От   слова   к   словесности.   10—11   классы:   учебник   для общеобразовательных учреждений. — М., 2010. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011. Словари Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003. Граудина   Л.К.,   Ицкович   В.А.,   Катлинская   Л.П.  Грамматическая   правильность   русской   речи. Стилистический словарь вариантов. — 2­е изд., испр. и доп. — М., 2001. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2­е изд., испр. и доп. — М., 2004. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005. Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по— М., 2014. Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об­ 18 Львов   В.В. Школьный орфоэпическ ий   словарь русского языка. — М., 2004. В.В.Бурцева. — М., 2006. выражений. — 25­е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И.Скворцова. — М., 2006. М., 2011. Ожегов   С.И.  Словарь  русского   языка.   Около  60  000  слов   и  фразеологических Розенталь Д.Э., Краснянский В.В.  Фразеологический словарь русского языка.  — Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.  Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь­справочник русского языка / сост.

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" для среднего профессионального образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017