Данная программа направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о мире предметов, активизацию словарного запаса, формирование связной речи, формирование обобщённых представлений о свойствах предметов, об истории создания и развития предметов. На примере ознакомления с предметами прошлого у детей формируются представления об истории страны, своего народа.
Материал программы не дублирует содержание основной образовательной программы, однако и не происходит увеличение нагрузки на ребенка, тат как вся деятельность строится в форме игры, в реализации проектной деятельности, которая предусматривает разнообразие детских видов деятельности.
Программа В мире предметов.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОАГАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
ПРИНЯТА
педагогическим советом,
протокол от __. ___. 2015г. № 1
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Новоаганского
ДСКВ «Лесная сказка»
Приказ от _______________2015г.№___
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социальнопедагогической направленности
«В мире предметов»
Возраст учащихся: 3 7лет
Срок реализации: 4 года обучении (144 часа)
Составитель:
Боровкова Светлана Владимировна
педагог дополнительного
образования пгт.Новоаганск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные характеристики Программы
2. Объем Программы
3. Планируемые результаты
II.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II.1. Учебнотематический план
II.2. Содержание тем Программы
III. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
III.1. Методическое обеспечение Программы
III.2. Условия реализации Программы
III.3. Список литературы
3
3
5
5
6
7
8
18
18
18
19
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2 Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир,
период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и
даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для
дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы
просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые
вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…)! Мир рукотворных
вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто,
используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди,
когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался
человеком совсем в иных целях ? И если так, то в каких? А почему раньше данный
предмет выглядел подругому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие
вопросы можно найти в разнообразной совместной деятельности с детьми.
Актуальностью нашей темы является то, что у детей дошкольного возраста
понятие о человеке, его истории и культуре формируется через ознакомление с
историей предметов.
Представленная программа «В мире предметов» разработана на основе
программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (авторы: В.И.
Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина), реализуется в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования в соответствии с принципом интеграции образовательных областей.
Новизна программы заключается в поэтапном
развитии умственных
способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных
действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.
1.Основные характеристики программы:
реализуется в соответствии с
1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «В мире предметов» (далее
Программа)
социальнопедагогической
направленностью образования.
1.2.Актуальность программы
В последнее время в большое внимание уделяется социальному развитию
ребёнка. Основная задача общества показать детям социальный мир «изнутри» и
помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий,
преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют
представления о разнообразных предметах, истории их происхождения. Мир вещей
(предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь
первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания
окружающей действительности.
В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром
всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались
разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных
3 деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л.
Н. Толстой).
На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила
своей актуальности. Многие педагоги (В. И. Логинова, О. В. Дыбина, С. А.
Козлова), попрежнему придают особое значение приобщению детей к
социальному миру.
1.3.Отличительные особенности программы
Данная программа направлена на обогащение детей
яркими
разносторонними представлениями о мире предметов, активизацию словарного
запаса, формирование связной речи, формирование обобщённых представлений о
свойствах предметов, об истории создания и развития предметов. На примере
ознакомления с предметами прошлого у детей формируются представления об
истории страны, своего народа.
Материал программы не дублирует содержание основной образовательной
программы, однако и не происходит увеличение нагрузки на ребенка, тат как вся
деятельность строится в форме игры, в реализации проектной деятельности,
которая предусматривает разнообразие детских видов деятельности.
1.5.Цель программы – формирование представлений о предметах рукотворного
мира, об истории создания предметов.
1.6.Задачи
Обучающие
расширять кругозор ребенка;
учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии
(прошлое, настоящее, будущее предмета);
Развивающие:
развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и
взаимозависимостях («человек – предмет»,
«ребенок – предмет»);
развивать мелкую моторику рук;
развивать способность прогнозировать будущее предметов;
развивать умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и
слуховое восприятие.
развивать произвольную память, опираясь на средства облегчающие процесс
запоминания.
развивать мышление ребенка, формируя умения рассуждать, делать
умозаключения в соответствии с законами логики.
развивать творческие способности ребенка, умением выражать свои чувства и
представления о мире различными способами.
Воспитательные:
4 - воспитывать интерес к окружающей действительности
воспитывать бережное отношение к предметам окружающего мира.
воспитывать дружеские отношения между детьми, стремление помогать друг
другу.
1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа:
Программа адресована воспитанникам от 3 до 7 лет.
1.8.Формы занятий.
Программа реализуется в форме фронтальных занятий. Занятия проводятся
по подгруппам.
В программе предусмотрены: занятияпутешествия, занятияэксперименты,
занятияэкскурсии, также организуются целевые прогулки,
проектная
деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается
мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды
детской деятельности:
исследовательскую,
восприятие художественной
музыкальную,
литературы
коммуникативную,
игровую,
продуктивную,
двигательную,
2. Объем программы:
2.1. Объем программы «Конструирование» составляет 144 часа.
2.2.Срок реализации программы – 144 недели, 36 месяцев, 4 года (20152019
гг)
2.3.Режим занятий: Занятия организуются 2 раза.
Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам и
составляет:
для детей 34 лет – 15 минут;
для детей 45 лет –20 минут;
для детей 56 лет – 25 минут;
для детей 67 лет – 30 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня в форме совместной игровой
деятельности педагога с детьми.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
5 К концу обучения по программе у детей сформировано:
представления о некоторых предметах окружающей действительности
(характерные особенности, назначение, история развития)
умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и
слуховое восприятие
умение сосредоточивать внимание на предметах социокультурной
предметнопространственной развивающей среды (внимание)
произвольная память
умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами
логики.
творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о
мире различными способами.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Для контроля за ходом работы по программе имеются следующие виды
проверок:
Текущая – на каждом занятии проводится проверка выполняемой работы и
ее оценка.
Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.
Также организуются открытые показы для педагогов ДОУ и родителей;
развлечения, выставки.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и
нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать
первоначальное представление о языке, литературе, обогатить речь, внимание и
интерес к речи, привить любовь к чтению книг. Успешное развитие речи в
дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего
систематического изучения родного языка.
Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт,
получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной
жизни.
Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего,
рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту
речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует
пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий,
обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет
и явление со всех сторон.
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с
предметным окружением содействуют не только развитию их познавательной
6 деятельности, но и направлена на совершенствование разговорной речи и
организацию речевого общения детей между собой и с взрослыми.
С помощью игровых ситуаций воспитатель создает условия для
возникновения диалогов с детьми, дошкольники усваивают новые слова,
которыми будут пользоваться в быту и в практической деятельности. Сама
обстановка, в процессе которой детям сообщается речевой материал, а также
их собственная деятельность содействуют пониманию дошкольниками
значений слов, называющих различные Дети учатся диалогической речи,
упражняются в умении задавать вопросы и отвечать на вопросы в
зависимости от игрового сюжета.
2.1.Учебнотематический план
1ый год обучения
Всего
часов
Месяц
Наименование тем
Сентябрь Рукотворный мир
Октябрь Что на что похоже
Ноябрь Пуговицачудесница
Декабрь Елочная игрушка
Январь
Любят малыши играть
Февраль Домик, дом, домище
Март
Матрешка – любимая
игрушка
Апрель Мебель
Май
Веселые воздушные шары
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Итоговое мероприятие
Викторина +
Развлечение
Коллекция пуговиц, игры с
пуговицами
Коллекция елочных игрушек
Выставка
Драматизации сказки
«Теремок»
Музей матрешки
Оформление кукольного
уголка
Праздник воздушных шаров
Месяц
Наименование тем
2ой год обучения
Всего
часов
Сентябрь Во что с этим можно играть
Октябрь В мире предметов
Ноябрь
Куклы разные и прекрасные
Декабрь Музей шкатулки
Январь Путешествие в прошлое
одежды
4
4
4
4
4
Итоговое мероприятие
Коллекция предметов
заместителей
Музей одежды
Музей посуды
Выставка кукол
Тематический альбом
7 Февраль
Путешествие игрушки во
времени
Март
Путешествие в прошлое
посуды
Апрель Путешествие в прошлое
Май
мебели
Шляпный сезон
4
4
4
4
Минимузей
Тематический альбом
Тематический альбом
Парад шляпок
Месяц
Наименование тем
3ий год обучения
Всего
часов
Сентябрь От барабана до газеты
Октябрь Путешествие в прошлое
утюга
Ноябрь Путешествие в прошлое
стиральной машины
Декабрь От лучины до электрической
лампочки
Январь Жилище людей: от избы до
небоскреба
Февраль Путешествие в прошлое
Март
автомобиля
Свет мой зеркальце скажи…
Апрель Первым делом самолеты .
Май
Рождение новых вещей
Месяц
Наименование тем
4ый год обучения
Всего
часов
Сентябрь История школы, школьных
принадлежностей
Октябрь Путешествие в прошлое
Ноябрь
ручки, карандаша
Русская печь
Декабрь Волшебный предмет прялка
Январь Путешествие в страну часов
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Итоговое мероприятие
Игра
Музей утюга
Тематический альбом
Папкапередвижка «От
лучины до электрической
лампочки»
Папкапередвижка «От избы
до небоскреба»
Тематический альбом
Выставка
Выставка
Выставка
Итоговое мероприятие
Тематический альбом
Минимузей
Выставка
Тематический альбом
Минимузей часов
8 Февраль Путешествие в прошлое
Март
Апрель
бумаги
Путешествие в прошлое
книги
Рождение новых вещей
Май
Хотим все знать
2.2.Содержание тем программы
4
4
4
4
Выставка игрушекоригами
Выставка книжексамоделок
Выставка
Викторина
Месяц
Наименование
Совместная
Программное содержание
1ый год обучения
тем
Сентябрь Рукотворный мир
Дать представление о рукотворном
мире предметов, упражнять в
нахождении
предметов
рукотворного мира в окружающем
мире. Учить описывать предмет 34
словами,
учить выделять при
описании особенности предметов.
образовательная
деятельность
Игра «Узнай по
Познавательное
«Поможем
Познавательное
«Чудесный
1.
развитие
мешочек»
2.
развитие
Незнайке»
3.
описанию».
4.
Продуктивна
деятельность (рисование)
По замыслу. Выставка
рисунков.
Викторина.»
5.Мир во круг нас»
Октябрь Что на что похоже
Учить находить в окружающем
мире предметы, соответствующие
геометрическим фигурам (круг,
квадрат),
развивать умение
обследовать предметы
1,Блоки Дьенеша 2.
Познавательное развитие
«Город
цветных
человечков»
3. Игровая деятельность
«Составь картинку» (по
образцу)
4.
Продуктивная
деятельность «Дорисуй
картинку из круга и
квадрата»
9 Ноябрь Пуговица
чудесница
Декабрь Елочная игрушка
Январь
Любят малыши
играть
Февраль Домик, дом,
домище
Познавательное
«Чудо
5. Развлечение «Давайте
поиграем»
1.
развитие:
пуговка»
Продуктивная
2.
деятельность (рисование с
использованием
нетрадиционных техник)
«Нарисуем пуговицу»
3. Речевое развитие:
«Пуговица
путешественница»
4.
деятельность
(конструирование)
«Браслет для мамы»
Продуктивная
Продуктивная
4.
деятельность
(аппликация)
новогодняя игрушка»
«Моя
4. 1.
Речевое развитие:
сказки
«Чтение
«Теремок»
5. 2.
Познавательное
развитие: «Домик, дом,
домище»
6. 3.
Познавательно
исследовательская
деятельность:
«Деревянный брусочек»
Формирование представления о
многообразии видов пуговиц, их
назначении
Развитие мелкой моторики
Поддержание стремления детей в
обследовании предметов для
выявления их особенностей
Заинтересовать и увлечь детей
идеей коллекционирования.
Развитие
навыков
Обогащение словаря
коммуникативных
их
Познакомить детей с историей
елочной игрушки, откуда
появились, какая была изначально.
Закрепить знания о видах игрушек,
о материалах, из которых они
изготовлены. Вызывать интерес к
елочной игрушки.
Формировать обобщённое понятие
«игрушки»,
назначение,
существенные признаки
(цвет,
форма, величина); вести в словарь и
активизировать слова, необходимые
для общения ребенка со взрослыми
и сверстниками в новом
предметном окружении; обогащать
позитивный эмоциональный опыт
через игру;
развивать
познавательную
активность в игре с игрушкам;
воспитывать бережное отношения к
игрушкам.
Знакомить детей со свойствами
дерева,
со структурой его
поверхности.
Упражнять в
предметов по одному признаку.
Активизировать словарь детей,
учить
простые
предложения из 34 слов.
группирование
строить
10 Март
Матрешка –
любимая игрушка
Апрель Мебель
Май
Веселые
воздушные шары
7. 4.
Продуктивная
для
Продуктивная
Речевое развитие:
деятельность
(конструирование):
«Построим домик
зверят»
Познавательное
1.
развитие: «Матрешка –
русская игрушка» с 911.
3
2.
«Сказка про Матрешку»
3.
Продуктивная
деятельность (рисование с
использованием
нетрадиционной техники
рисования)
«Моя
Матрешка»
4.
деятельность
(аппликация): «Украсим
матрешке сарафан»
1.
Речевое развитие:
«Чтение сказки «Три
медведя»
2.
деятельность
медведя»
Познавательное
3.
развитие
(математика):
«Мебель для семьи
медведей»
4.
деятельность
(аппликация):
для Мишутки»
1.
Познавательное
развитие: «Шарики для
Чебурашки».
2.
Продуктивная
деятельность (рисование в
нетрадиционной технике):
«Веселые
воздушные
шарики»
3. Игровая деятельность
«Город
воздушных
человечков»
Театрализованная
«Три
Продуктивная
«Мебель
Познакомить детей с русской
народной игрушкой «матрёшка».
Способствовать
развитию
мышления
восприятия.
Активизировать и обогащать
описательную речь. Воспитывать у
детей чувство прекрасного.
и
представление
Закрепит
о
предметах мебели, их назначении,
обобщающем понятие. Развивать
речевую, творческую активность в
процессе обыгрывания сказки.
Развивать
создавать
композицию из готовых деталей,
учить
размеры
предметов мебели с их владельцами
соотносить
умение
Дать представления о воздушных
шарах
(свойствах,
характеристиках)
Познакомить с приемом рисования
мятой бумагой; развивать мелкую
моторику
Развивать
коммуникативные навыки
рук.
8. 4. «Праздник воздушных
шаров»
2ой год обучения
11 Месяц
Наименование
тем
Сентябрь Во что с этим
можно играть
Октябрь В мире предметов
Ноябрь
Куклы разные и
прекрасные
Декабрь Музей шкатулки
Совместная
образовательная
деятельность
3.
Продуктивная
1.Познавательное
развитие: «Во что с этим
можно играть»
2,
деятельность:
Изготовление атрибутов
для игр
4. Сюжетноролевые игры
с
предметами
заместителями
1.
Познавательное
развитие: «Сундучок с
загадками»
2,
деятельность
(конструирование
из
бросового материала):
Новая жизнь старых
предметов
4. Играсоревнование
Продуктивная
3.
1. Речевое развитие «Моя
любимая кукла»
2.
Познавательное
развитие «Куклы из
глубины веков»
3. Сюжетнороевая игра
«Дом»,
«Семья»,
«Детский сад».
4.
деятельность
пеленашка»
Продуктивная
«Кукла
Познавательное
«Шкатулки
1.
развитие:
разные нужны»
2.
развитие:
шкатулка помогает»
3.
Познавательное
«Как нам
Продуктивная
Программное содержание
Развивать творческие способности
детей, придумывая, чем
определенный предмет может быть
в игре (предметзаменитель). Учить
связно излагать свои мысли.
Обогащать представления детей о
многообразии
объектов
рукотворного мира; упражнять
детей в умении находить
загаданный объект по его
словесному
описанию,
классифицировать объекты по
разным основаниям (материал,
функция, особенности внешнего
вида), находить общее и отличное
между объектами и устанавливать
взаимосвязи между ними; развивать
навыки
творческой речевой
деятельности – упражнять в
сочинении
сказок;
развивать речь;
воспитывать
интерес к познанию окружающего
мира
Развивать и обогащать знания детей
о
истории
их
возникновения, видах кукол;
Воспитывать интерес к русской
народной кукле и бережное
отношение
Учить
изготавливать некоторые виды
кукол самостоятельно и с помощью
взрослых Создавать
условия
самовыражения детей.
творческого
игрушке.
загадок,
куклах,
для
Формировать представления о
различных видах шкатулок
Показать роль шкатулки в жизни
человека, закреплять в речи детей
разновидности
шкатулок,
закреплять разное использование
предлогов.
Развивать мелкую
12 моторику.
деятельность «Шкатулки
разные»
4.
деятельность
«Оформление шкатулки
для мамы»
Продуктивная
Январь Путешествие в
прошлое одежды
1. О чем рассказывает
одежда
2. Путешествие в прошлое
одежды
3. Аппликация «Платье
для Золушки»
4. Рисование «Шарфик»
Расширять и обобщать знания и
словарь детей по данной теме,
закрепить обобщающие понятия
«одежда». Развивать интерес к
предметам одежды, расширять
знания детей о прошлом, настоящем
и будущем этих предметов.
Февраль Путешествие
игрушки во
времени
Март
Путешествие в
прошлое посуды
Апрель Путешествие
прошлое мебели
в
Речевое развитие:
Продуктивная
«Моя
1.
Разучивание
стихотворений А. Барто
из цикла «Игрушки» (с
использованием
мнемотаблиц)
Познавательное
2.
развитие:
«В какие
игрушки играли наши
бабушки»
3.
деятельность
игрушка»
4. Развлечение «Игрушки
небалушки»
1.
Речевое развитие:
«Загадки о посуде»
Федорино горе»
2.
Познавательное
развитие: «Путешествие в
прошлое посуды»
3. Сюжетноролевая игра
4.
деятельность
(аппликация):
«Праздничная блюдо»
Продуктивная
Расширить и обогатить знания
детей по теме «Игрушки».
Закрепить обобщающие понятия
«игрушки». Развивать интерес к
игрушкам, обобщать знания детей о
прошлом, настоящем и будущем
игрушек.
умение
составлять описательные рассказы
об игрушках с использованием
мнемотаблицы
Развивать
показать
Закрепить обобщающие понятия
«посуда». Закрепить понимание
назначения посуды человеком.
Познакомить детей с историей
возникновения
и
предметов
совершенствования
посуды,
историю
эволюции посуды, познакомить с
возможными
вариантами
преобразования посуды в будущем.
Развивать
познавательные
грамматически
способности,
правильную речь,
обогащать
словарь, совершенствовать мелкую
и общую моторику.
1.
Познавательное
развитие: «Пригласили мы
гостей»
2.
Познавательное
Расширять и обогащать знания и
словарь детей по теме, закрепить
обобщающие понятие «мебель».
Подводить детей к пониманию того,
13 Май
Шляпный сезон
что предмет результат творческой
деятельности человека по его
созданию и преобразованию.
Научить
детей прослеживать
историю предметов мебели.
Способствовать развитию
творческого воображения и
фантазии, чувства цвета и стиля.
Систематизировать элементарные
знания дошкольников: о головных
уборах (беретки, кепки, шапки,
шляпы, панамы, колпаки); о тканях
(прозрачная, толстая, плотная,
шелковая, шерстяная, ворсистая); о
деталях шляпы (тулья, поля, перья,
цветы); о форме шляп (труба,
цветочный горшок, цилиндр, парик,
колокольчик); активизировать
словарь детей:
развитие: Путешествие в
прошлое мебели
3. Сравнение люльки и
кроватки,
сундука и
шкафа, лавки и стула.
Конструирование
4.
предметов мебели из
бросового материала
1. Познавательное
развитие: «Старинные и
современные головные
уборы»
2. Познавательно
исследовательская
деятельность:
«Для чего нужна тулья
для шляпы? (Что
произойдет, если подует
ветер?)»
«Для чего нужны поля?
(Что произойдет, если
солнце будет светить в
глаза?)» Просмотр
видеослайдов «Шляпы
разные нужны, шляпы
разные важны»
3. Речевое развитие:
«Составление рассказов
«Если у меня была бы
шапканевидимка»
4. Продуктивная
деятельность:
(Нетрадиционное
рисование шляпы на
альбомном листе.
(“Монотипия
предметная”)
3ий год обучения
Месяц
Наименование
Совместная
Программное содержание
тем
Сентябрь От барабана до
газеты
образовательная
деятельность
Мониторинг
Мониторинг
Познавательное
1.
2.
3.
развитие: «От барабана
до газеты»
4.
Игровая
деятельность
Познакомить с историей и
способами передачи информации,
активизировать употребление в
речи
сложноподчиненных
предложений,
связать тему с
удовлетворением жизненно важных
14 Октябрь Путешествие в
прошлое утюга
Ноябрь Путешествие в
прошлое
стиральной
машины
Декабрь От лучины до
электрической
лампочки
потребностей человека в знаниях,
развивать смекалку, планирующую
функцию речи, умение радоваться
успехам других. Дать импульс к
самостоятельному
овладению
знаниями и к проявлению
творчества.
Познакомить детей с историей
утюга. Закрепить представление о
значении бытовой техники в
жизни
развивать
воображение,
творческое
конструкторские
способности,
доказательную речь, положительное
восприятие жизни.
человека,
Познакомить детей с историей
процесса стирки в разные времена.
Закрепить
представление о
значении бытовой техники в
жизни человека,
Научить
названия
стиральной машины, закреплять
умения определять особенности
предмета и его признаки.
понимать
Познакомить с историей лампочки,
развивать мышление, воображение,
совершенствовать грамматически
правильную речь,
развивать
коммуникативные навыки
15
Продуктивная
(лепка):
Познавательное
1.
развитие:
–
Игра
«Путешествие в прошлое
утюга»,
2.
деятельность
«Утюг для мамы»
3.
Рассматривание
сравнение старинных и
современных утюгов.
Продуктивная
4.
деятельность (рисование с
использованием
нетрадиционных техник):
«Мамины помощники»
1. Экскурсия в прачечную
«В гости к Королеве
чистоты»
2.
Познавательное
развитие: «Путешествие
в прошлое стиральной
машины»
3.
Образовательная
ситуация «Путешествие
на машине времени»
4.
деятельность
Продуктивная
Опыты с
1.
Познавательное
развитие: «От лучины до
электрической лампочки»
2.
Познавательно
исследовательская
деятельность:
освещением
3.
Познавательное
развитие: «Праздничные
огни»
4.
коммуникативное
развитие: «Безопасность»
Социально Январь Жилище людей: от
избы до небоскреба
Февраль Путешествие в
прошлое
автомобиля
Март
Свет мой зеркальце
скажи…
Апрель Первым делом
самолеты .
Познавательное
«Для чего
1.
развитие:
нужны дома»
2.
Познавательное
развитие: «От избы до
небоскреба»
3.
4.
деятельность
коллажа):
город»
Продуктивная
(создание
«Сказочный
Расширять и обогащать словарь
детей по теме «Жилище человека».
Познакомить детей с историей
жилища человека; показать какими
были дома в прошлом, какими
строиться в настоящем, каким,
возможно, будет жилище человека в
будущем.
Познавательное
«В мире
Продуктивная
(ручной
бросового
«Такие
1.
развитие:
автомобилей»
Познавательное
2.
развитие: « Путешествие в
прошлое автомобиля»
3.
деятельность
труд,
з
материала):
разные автомобили»
4.
Продуктивная
деятельность (рисование):
Автомобиль будущего
1.
развитие:
зеркальная страна
2.
деятельность:
Отражающие
поверхности
3. Презентация предметов
минимузея
4.
Продуктивная
деятельность «Зеркало
для мамы»
Познавательное
Чудесная
Экспериментальная
с
Познакомить
историей
автомобиля, закрепить знания о его
частях, их функциях. Побуждать
сравнивать разные виды и марки
автомобилей, развивать внимание,
речевую активность
Познакомить с историей появления
зеркала, закрепить знания о
необходимости этого
предмета.Развивать внимание,
умение копировать движения
предложенные взрослым, с
постепенным усложнением
характера движений, темпа
Познавательно
Познавательное
1.
развитие «Самолет»
2.
исследовательская
деятельность: ветер
3. История самолетов
Продуктивная
4.
деятельность
(ручной
труд): «Самолет построим
сами»
Формировать
познавательный
интерес к изучению самолетов,
истории их создания; развивать
коммуникативные навыки, умение
строить
делать
Развивать
умозаключения.
воображение,
творческие
способности.
гипотезы,
16 Май
Рождение новых
вещей
Месяц
Наименование тем
Сентябрь История школы,
школьных
принадлежностей
Октябрь Путешествие в
прошлое ручки,
карандаша
Ноябрь
Русская печь
1. Такие разные предметы
2.
«Что получится,
если…» (с элементами
ТРИЗ)
3. Вторая жизнь старых
вещей
4. Создание
атрибутов
для игр из бросового
материала
4ый год обучения
Совместная
образовательная
деятельность
Посещение
1.
праздничной линейки
2.
Речевое развитие:
«Беседа по картине
«Дети идут в школу».
Познавательное
3.
развитие:
«Школа в
прошлом, настоящем и
будущем»
4.
Продуктивная
деятельность (коллаж):
«Золотой сентябрь»
1.
Познавательное
развитие: «Путешествие в
прошлое
ручки и
карандаша
2. Минимузей
3. Экспериментирование
с разными карандашами
4.
Продуктивная
деятельность (рисование):
Ручка
(карандаш)
будущего
Познавательное
1.
развитие:
–
«Путешествие в прошлое
плиты», сравнение плиты
и печки.
2. Викторина «Как Емеля
на печи…»
3,
деятельность:
русской печи
Продуктивная
Роспись
Игра
4.
новых,
Показать
возможность
использования старых вещей при
создании
развивать
планирующую функцию речи,
творчество,
внимание,
умение экспериментировать со
словом.
память,
Программное содержание
Расширять и уточнять знания
детей о школе. Познакомить с тем,
как учились наши предки.
Проследить
историю
возникновения
некоторых
школных
принадлежностей
(портфель, пенал и др.). Вызвать
интерес к деятельности людей в
прошлом и будущим.
ручки.
Познакомить детей с историей
возникновения
современного
Учить
карандаша,
устанавливать
причинно
следственные
связи между
назначением
способами
и
употребления; развивать интерес и
желание знать прошлое предмета.
Познакомить детей с русской
печкой, с историей создания
современной плиты, с процессом
её преобразования человеком.
Упражнять
пересказе
прочитанных произведений.
в
17 Декабрь Волшебный предмет
прялка
Январь Путешествие в
страну часов
Февраль Путешествие в
прошлое бумаги
Март
Путешествие в
прошлое книги
Познавательно
Познавательное
Продуктивная
(ручной
1.
развитие: «Волшебный
предмет – прялка»
2.
Познавательное
развитие: «Как сейчас
делают пряжу»
3.
исследовательская
деятельность. Опыты с
окрашиванием нитей
4.
деятельность
труд) Плетение коврика.
1.
Такие разные часы
2.
Чтение отрывков:
«Сказка о потерянном
времени»
3.
Познавательное
развитие: Путешествие в
прошлое часов
4.
Продуктивная
деятельность (отрывная
аппликация):
«Главные
часы страны»
Речевое развитие:
Познавательно
Познавательное
«Эволюция
1.
исследовательская
деятельность: Свойства
бумаги
2.
развитие
бумаги»
3.
Продуктивная
деятельность: Игрушки
из бумаги
4.
деятельность Оригами
Продуктивная
Экскурсия
1.
Познавательное
развитие: Путешествие в
прошлое книги
2.
библиотеку
3,
Ручной труд:
«Книжкисамоделки для
самых маленьких»
4.
в
Апрель
Рождение новых
вещей
1. Такие разные предметы
2.
«Что получится,
Вызвать у детей интерес к прялке,
к истории её создания,
познакомить с назначением
прялки,
воспитывать
уважительное отношение к труду
взрослых.
Познакомить с различными видами
часов, подвести к пониманию
многообразия предметов с
одинаковым назначением и
функциями,
Развивать грамматически
правильную речь, обогащать
словарь, активизировать
употребление в речи
сложноподчиненных предложений
Создать увлекательную историю
самым обычном предмете листе
бумаги; активизировать речь
словами «береста», «пергамент»
развивать ретроспективный взгляд
на бумагу (прошлое, настоящее)
Познакомить с историей книги,
пробудить интерес к творческой
деятельности
человека,
формировать бережное отношение
к книгам, продолжать развивать
познавательные способности, речь.
Показать
возможность
использования старых вещей при
18 Май
Хотим все знать
создании новых,
развивать
планирующую функцию речи,
творчество,
память, внимание,
умение экспериментировать со
словом.
Закрепить знания о прошлом и
настоящем предметов.
если…» (с элементами
ТРИЗ)
3. Вторая жизнь старых
вещей
4. Создание атрибутов
для игр из бросового
материала
1.Фотовыставка «Вот что
мы знаем»
2,3.
деятельность
любимый предмет»
4. Викторина «Хотим все
знать»
Проектная
«Мой
III. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1.Методическое обеспечение программы:
Процесс познания мира состоит из 3х этапов.
1 этап. Спонтанно – исследовательский. Первое знакомство с предметом.
Задача педагога организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были
предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
2 – этап. Вариативный использование предмета. Развитие спонтанно – ролевой
игры, предметы заменители. Развивается воображение, творческие способности.
3этап. Преобразующий (старший дошкольный возраст). Дети изучают предметы:
как устроены, какими свойствами обладают, каким целям могут служить.
Развивается наглядно образное и логическое мышление, способность оценивать
деятельность другого человека. Происходит дальнейшее развитие «ручной
умелости», возникает стремление к преобразующим видам творческой
деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации детской
деятельности: индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные
методы:
Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и
последовательность на занятии; использует художественное слово.
Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов,
иллюстраций, план – схемы.
Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов;
музыкальное сопровождение.
3.2.Условия реализации программы
19 Для реализации данной Программы необходимо:
просторное, хорошо освещаемое помещение;. В групповой комнате отведено
место для организации минимузея, сюжетноролевых игр.
набор необходимых материалов и инструментов для выполнения того или
иного вида работы;
образцы работ;
специальная литература и журналы, детская литература.
Для развития поисково познавательной деятельности и знакомства со
свойствами материалов в центре имеется уголок опытнической деятельности, в
котором находятся образцы (ткани, металла, пластмассы, дерева, бумаги,
стекла).
Созданная в группе предметно развивающая среда, пополняется,
корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня
формирования представлений о предметном мире.
Важное условие – активное участие родителей в реализации программы по
созданию минимузеев, выставок, тематических альбомов.
Самое главное условие реализации данной Программы – желание и интерес
детей.
3.3. Список литературы
1. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр–занятий для дошкольников. –
М.:ТЦ «Сфера», 2000, 96с.
2. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей.
– М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Дыбина О.В. Что было до…., М., «ТЦ Сфера», 2010, 160 с.
4. ДыбинаАртамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной
действительности: Учебнометодическое пособие для студентов факультета
дошкольного воспитания. Самара: Издво СамГПУ, 1997.
5. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. –М.: Линка
Пресс, 2000, 224с.
6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе
ознакомления с предметным миром, М.: Педагогика, 1988.
7. Козлова,
С.А.
Теория и методика ознакомления с социальной
действительностью. М.: Академия, 2002.
20
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Программа "В мире предметов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.