Программа внеурочной деятельности «Изонить»
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
4 кл—5 кл
03.04.2018
Программа внеурочной деятельности «Изонить»
Изонить – изображение нитью – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза. Техника изонити требует от ученика ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа в технике изонити развивает образное мышление, творческую активность формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека.
59159395f1124.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изонить – изображение нитью –   это графический рисунок, выполненный  нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Достоинство  изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого  раза. Техника изонити требует от ученика ловких действий, в процессе  систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа в  технике изонити развивает образное мышление, творческую активность  формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело  до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, бережное отношение к  труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека. Учить младших школьников работать с иголкой и нитками необходимо, так  как этот вид деятельности способствует развитию сенсоматорики –  согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации  движения, гибкости, точности выполнения действий. Все это важно для  подготовки руки ребенка к письму, к учебной деятельности в школе. Цели программы: 1. Развитие творческих способностей ребёнка:  занятия направлены на  развитие творческих, интеллектуальных и эстетических  способностей учащихся; создание условий для самореализации  ученика в творчестве. 2. Развитие мелкой моторики рук. Задачами программы являются: 1) развитие у детей математических представлений (геометрическая форма,  количество и счёт, ориентировка на плоскости); 2)    сенсорное развитие (развитие цветового восприятия); 3)    умственное воспитание (развитие абстрактного мышления, обучение  плоскостному моделированию); 4)    трудовое воспитание (развитие практических навыков); 5)    физическое воспитание (развитие координации движений рук,  мускулатуры кисти рук, глазомера); 6)    нравственное воспитание; 7)    эстетическое воспитание; 8)    социальное партнёрство; 9)    развитие речи детей (развитие активного и пассивного словаря детей,  развитие объяснительной и доказательной речи; введение в активный словарь  детей математических терминов). Программа составленна на основе программы  Леоновой О. В. Рисуем  нитью, М. 2004. Авторская модифицированная. Актуальность программы возросла в связи с введениемстандартов второго  поколения, где организации внеурочной деятельности школьников уделяется  большое значение. Новизна программы – в предоставлении большого количества  разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно; создание  условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной  деятельности детей; создание условий для развития личности ребёнка и   творческой самореализации. Отличительная особенность данной программы: Занятия изонитью способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики  пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры  головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления;  воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить  работу до конца); художественных способностей и эстетического вкуса. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на детей 11 лет. Программа рассчитана на 8 часов. Занятия проходят  один раз в неделю.  Продолжительность одного занятия 45 минут.  Принцип построения программы: На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для  творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и  учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени  одаренности и возраста воспитанников.  Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,  последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет  возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе  первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе  второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне,  оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети  проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному  материалу на новом, более сложном творческом уровне, с учётом возврата. Ожидаемые результаты: 1. Овладение техникой изонити. 2. Повышение у детей  уровня развития мелкой моторики пальцев рук. 3. Обогащение активного и пассивного словаря детей. 4. Развитие творческих способностей детей. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для  выяснения навыков по ручному труду. Текущий, проводимый в ходе занятия и закрепляющий знания по данной теме. Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы. Ребёнок к концу реализации программы : ­приобретает практические навыки по владению шилом, иглой, ножницами,  фигурными трафаретами; ­получает опыт рисования и ручного труда; ­закрепляет полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте; ­развивает воображение; ­развивает мелкую моторику рук.  Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их  знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям  изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их  внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные  части,  сохранять целостность восприятия при создании геометрического  узора. Техника изонити требует ловких действий, в процессе  систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребёнок  вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру,  приёмы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует  предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия. Работа в технике изонити формирует такие качества, как настойчивость,  умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность,  усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, т.е. способствует  развитию личности ребёнка.   Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной  программы: ­выставки; ­конкурсы на лучшую поделку. Содержание программы: Занятие 1. Знакомство с изонитью. Как работать безопасно. (1 час). Задачи: 1. Познакомить с техникой изонити.          2.Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий                 3. Познакомить детей с техникой безопасности в работе с  инструментами, необходимыми для занятий изонитью.                 4. Познакомить детей с инструментами и материалами для работы  изонитью, показать как ими пользоваться. Оборудование: ножницы, игла, циркуль, линейка, карандаш, шило, нитки,  иллюстрации, сундучок. Занятие 2. Нарисуем нитью угол (1 час). Задачи: 1. Знакомство с понятиями: угол, вершина угла, левая и правая  стороны угла, разница между тупым и острым углом. 2. Развитие глазомера. 3. Познакомить с техникой изонити – приём заполнения угла. Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем  окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображения углов. Сначала необходимо научить детей изображать один угол, затем композицию  из двух и трёх отдельных углов. Дети определяют вершину угла, его стороны, намечают на них нужное  количество отверстий. Расстояние между отверстиями равно 1 см. Важно, чтобы дети различали лицевую и изнаночную стороны изделия. На  лицевой стороне в результате пересечения нитей получается подобие  треугольника с одной вогнутой стороной, а на изнаночной ­ только стежки,  идущие по сторонам угла.   Занятие 3. Грибок (1 час). Задачи: 1.Соблюдение техники безопасности. 2.Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая сторона угла.                                3. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать  узелок.                                4. Научить дорисовывать изображение после вышивки угла. Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем  окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображения углов. Сначала необходимо научить детей изображать один угол, затем композицию  из двух и трёх отдельных углов. Дети определяют вершину угла, его стороны, намечают на них нужное  количество отверстий. Расстояние между отверстиями равно 1 см. Важно, чтобы дети различали лицевую и изнаночную стороны изделия. На  лицевой стороне в результате пересечения нитей получается подобие  треугольника с одной вогнутой стороной, а на изнаночной ­ только стежки,  идущие по сторонам угла.   Занятие 4. «Бабочка» (1 час). Задачи: 1. Упражняться в выполнении изонитью двух прямых углов (на  примере изображения бабочки). 2. Научиться закреплять нить после её окончания. 3. Повторение правил выполнения углов. 4. Повторить правила работы. Соблюдение техники безопасности.   Занятие 5. «Цыпленок» (1 час). Задачи: 1.Научить детей выполнять окружность с двумя­тремя хордами разной длины. 2. Развитие глазомера. 3. Закрепить приобретённые навыки работы изонитью по трафаретам. 4. Соблюдение техники безопасности.     Занятие 6. «Лебедь. Панно.» (1 часа).             Задачи: 1. Закрепить приобретённые навыки работы по переносу контура  рисунка с готового эскиза на лист картона (формат  А­4) при  помощи шила. 2. Нанесение контурных линий по полученным проколам. 3. Повторить правила работы. 4. Закрепить приобретённые навыки работы изонитью по заполнению  угла, окружности, спирали, дуги и «веера». 5. Соблюдение техники безопасности.   Занятие 7. «Первые цветы. Панно» (1 часа). Задачи: 1. Познакомить с признаками весны. Весенние цветы. 2. Ознакомить с выбором  весенних оттенков. 3. Закрепить приобретённые навыки работы изонитью по заполнению  угла, окружности, спирали, «веера» и спирали. 4. Закрепить приобретённые навыки по переносу контура рисунка с  готового эскиза на лист картона (формат  А­4) при помощи шила. 5. Нанесение контурных линий по полученным проколам. 6. Выполнить работу, сочетая различные техники изонити. 7. Повторить правила работы. 8. Соблюдение техники безопасности.     Занятие 8. Итоговое занятие. (1 час). Задачи: 1. Обсуждение лучших работ. 2. Оформить работы для выставки. 3. Отбор лучших работ.  4. Выставка работ. При подготовке работ для выставки обязательно нужно оформить работу:  приготовить табличку с названием изделия, указать автора работы, класс.  Лучшие образцы могут украшать вестибюль школы, но все работы необходимо выставить (можно в классе) и всех поощрить.   Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике изонити Для работы детям потребуются: 1. Иголка с широким ушком. 2. Цветные катушечные нитки № 20­40. 3. Ножницы. 4. Шило (короткое). 5. Кусок пенопласта для подкладки во время прокалывания шилом,  чтобы не испортить поверхность стола. 6. Цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий картон для большей плотности. Размер картона или бархатной бумаги на первом этапе обучения должен  быть примерно 10х15 см (большой лист картона неудобно поворачивать при  работе, чтобы следить за положением нити на изнаночной и лицевой стороне). 7. Линейка. Её могут заменить трафареты, выполненные из плотного  картона, с нанесенными по краям отметками. Количество отметок  по всем сторонам трафарета должно быть одинаковое.         Очень удобны трафареты окружностей, выполненные из плотного  картона. На картон наносится разное число делений.          Для изображения дуг, завитков, овалов можно использовать фигурные  лекала. Подготовка к работе с изонитью. 1. На лист цветного картона (или на бархатную бумагу)  с изнаночной стороны наносят рисунок (угол, окружность, дугу  или овал). При этом можно использовать трафарет. 2. По линиям с изнаночной стороны наносят разметку для отверстий  (по трафарету или по линейке). Число отверстий по обеим сторонам угла должно быть одинаково. 3. Подложив пластину пенопласта, шилом прокалывают отверстия по  разметке. На лицевой стороне будут отверстия,  повторяющие рисунок на изнанке.   Методическое обеспечение программы. 1. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое  пособие.­СПб.: «Детство­Пресс», 2007. 2. НагибинаМ.И. Чудесаизтканисвоими, руками. ­ Ярославль:  Академияразвития, 1997. 3. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ­ПРЕСС КНИГА,  2010. – 88 с. 4. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. ­ С.­П.: Литеро, 2005. 5. Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на  английском языке. 6. Леонова О. В. Рисуем нитью, М. 2004.   Комплекс упражнений для снятия напряжения с глаз.   Чтобы глаза меньше уставали, а зрение меньше портилось при работе  требующей напряжения зрения, нужно делать специальные упражнения: 1. Моргать глазами 20­30 сек. 2. Крепко зажмурить глаза, затем открыть 3­5 раз. 3. Смотреть на палец вытянутой перед собой руки. Не сводя с пальца  глаз, медленно приближать его к носу 3­4 раза. 4. Вращать глазами влево, а потом вправо 6­8 раз.   Комплекс упражнений для профилактики сутулости. Для снятия напряжения с плечевого пояса проделать ряд следующих  упражнений: 1. Стоя, руки согнуты на уровне груди, с силой отвести руки в  стороны до сведения лопаток. 3­4 раза 2. Стоя, расставить ноги, руки за спину, постараться соединить кисти.  Поменять положение рук и перекладывать карандаш из одной руки  в другую. 5­6 раз. 3. Сидя, руки за спиной на пояснице, прогнуться назад. 3­4 раза.   Термины и определения. ИЗОНИТЬ (ниткография) — способ натяжения в определенном порядке  ниток на твердой основе (картоне, «бархатной» бумаге). КОМПОЗИЦИЯ — взаимное расположение фигур на выбран¬ном формате. ОРНАМЕНТ — ритмически построенный узор, составленный из  повторяющихся элементов. ПРОПОРЦИЯ — соотношение сторон, частей одного предме¬та или  нескольких фигур между собой. СТИЛИЗАЦИЯ — применение условной декоративной формы, то есть  упрощение природных форм. ТРАФАРЕТ — лист картона, в котором проколоты дырочки для  многократного воспроизведения изображения. ШАБЛОН — образец из картона, обводя который можно мно¬гократно  повторять фигуры.  Правила пользования иглой.   1. Хранить иглу только в игольнице и с ниткой. 2. Нельзя ронять иглу на пол. 3. Передавать друг другу только тупым концом вперед. 4. Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту. 5. Если в работе несколько игл, до и после работы необходимо пересчитать их (количество должно быть одинаковым). 6. Запрещается пользоваться ржавой или гнутой иглой. 7. Во время работы   нельзя вкалывать иголки в посторонние предметы,  их  нужно вкалывать в специальную подушечку (игольницу). 8. Сломанную иглу следует отдать руководителю или выбросить в  мусорницу, предварительно завернув в бумагу. 9. Нельзя иглу подносить близко к глазам.   Правила пользования ножницами.   1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх. 2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед. 3. Ножницы хранят в чехле. 4. Ножницы нельзя класть на край стола. 5. Нельзя ножницами щёлкать.   Правила пользования карандашом. 1. Карандашом мы отмечаем те точки, которые в дальнейшем будем  прокалывать. 2. Карандаш нельзя ронять на пол, так как он будет часто ломаться.   Правила  пользования  нитками. 1. Нитку нельзя откусывать зубами. 2. Нить для работы отрезают ножницами под острым углом ­ такой  конец легче вдеть в иголку; 3. Длина рабочей нити должна быть не более 50 см, иначе она  путается, лохматится и замедляет темп работы.   Правила работы с циркулем. 1. Циркуль хранить в футляре. 2. Передавать циркуль иголкой к себе. 3. Класть циркуль на край парты.   Правила работы с шилом. 1. Шило передавать тупым концом. 2. Хранить в специальной коробочке. 3. Не махать шилом в разные стороны.   Календарно­тематический план по курсу «Изонить». № занятия Тема занятия 1 Знакомство с изонитью Как работать безопасно 2 3   4 5 6 7 8 Нарисуем нитью угол «Грибок» «Бабочка» «Цыпленок»  «Лебедь». Панно. «Петушок». Панно. Итоговое занятие. Итого  Кол­во часов Дата             1 1 3 1 1 1 8   Список литературы для учителя: 1. СД ­ диск “Вышивка по картону (Знаки зодиака)”. ­ @ AlisaStudio, 2002. 2. 3. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. ­ С.­П.: Литеро, 2005. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. ­ М.: Легпромбытиздат,  1993. 4. Журналы FacilFacil, SuperKit. 5. 6. 7. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. ­ С.­П.: , Детство­ Пресс, 2007. Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на английском  языке. Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/  http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1 http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm Список литературы для ученика: 1. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. ­ С.­П.: Детство­ Пресс, 2007. 2. Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/  http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»

Программа внеурочной деятельности «Изонить»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018