Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
технология +1
Взрослым
22.01.2018
Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для девочек 5-7 класса для занятий по внеурочной деятельности. Курс занятий предполагает как теоретические сведения, так и практические занятия. При работе используются таблицы, инструкционные карты, эскизы. По окончании курса учащиеся представляют свои готовые изделия на выставках.Данная программа внеурочной деятельности предназначена для девочек 5-7 класса для занятий по внеурочной деятельности. Курс занятий предполагает как теоретические сведения, так и практические занятия. При работе используются таблицы, инструкционные карты, эскизы. По окончании курса учащиеся представляют свои готовые изделия на выставках.
программа внеурочной деятельности МАЛ ЛОСКУТОК ДА ДОРОГ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» 1                                                                                                                                                                                                                                                                           Программа внеурочной деятельности  «Мал лоскуток да дорог»                       Разработчик :  Оксана Михайловна Баранова                                                                                             учитель технологии (обслуживающий труд)                                                                                                                первой квалификационной                                                                                                                     категории 2 Ангарск, 2016 I  . Пояснительная записка                                Лоскутная техника – выдающееся явление художественной культуры.   Она   была   известна   всем   народам   мира   и   развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.                На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и   превосходство   над   серийными   промышленными   образцами.   Недаром   в народе   всегда   ценили   ручную   работу   как   источник   эмоциональной духовности.   Среди   таких   известных   видов   рукоделия,   как   вышивание, вязание, плетение и другое, особое место занимает шитье из лоскута, корни которого   уходят   в   далекое   прошлое.   Первые   упоминания   об   искусстве соединения   различных   тканей   встречаются   в   исторических   описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения   лоскутной   техники   весьма   условны.   Не   исключена возможность   появления   лоскутного   рукоделия   в   нескольких   странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали   появляться   на   Руси,   в   Европе,   Америке,   Австралии.   Причиной появления   своеобразного   лоскутного   шитья   явилась   бедность.   Именно   она вынуждала   женщин   из   остатков   старой   одежды   делать   новую,   а   также создавать различные изделия окружающего быта.                   Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных   странах   возникал   именно   в  периоды   кризисных  ситуаций.  Идея   же 3 геометрического   подбора   различных   кусочков   ткани   берет   начало   от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных   орнаментов   послужило   древнее   искусство   создания   мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия,   как   к   вынужденному   выходу   из   трудных   жизненных   ситуаций, постепенно   отошло   в   прошлое.   В   настоящее   время   к   шитью   из   лоскута относятся   как   к   виду   искусства.   Художественные   изделия   из   лоскута   по праву заняли достойное место среди произведений декоративно­прикладного творчества   во   многих   странах   мира.   Экспозиции   музеев   таких   стран,   как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — «пэчворк».               На Руси   широкое   распространение   занятия   лоскутной   техники   получило   во второй половине XIX века, когда в нашей стране наладилось производство разнообразнейших   тканей.   Кусочки   ткани,     оставшиеся   при   раскрое, экономные хозяйки сохраняли, а затем пускали в дело. Так стали появляться в дизайне и оформления интерьера  жилья, а так же изделия, которое широко использовались   в   хозяйстве   –   мозаичные   фрески,   одеяла,   гобелены, наволочки, сумки, одежда, куклы. Для отделки используются так же ленты, кружева, шнуры.                       Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно­ прикладного   и   народного   искусства.   Гармоничным   сочетанием   тканей различных   цветовых   и   геометрических   решений   можно   достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек), либо   одежды   (изящный   летний   костюм   или   стеганый   жилет).   Лоскутная техника проста и доступна каждой женщине, так как для исполнения изделий 4 в   стиле   лоскутной   техники   не   нужны   какие­то   особенные   инструменты, материалы, навыки и умения.  Программа внеурочной деятельности «Мал лоскуток да дорог» призвана  сформировать у учащихся художественно­эстетический способ познания  мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной  творческой деятельности. Данная программа является программой по  технологии (обслуживающему труду). Организация внеурочной деятельности  с учащимися по технологии (обслуживающему труду) осуществляется в  рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно,  внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее  полно удовлетворить потребности ребёнка  в творческом самовыражении.     Внеурочная деятельность по технологии (обслуживающий труд) организуется  по следующим направлениям личности: социальное и общекультурное.  Используются следующие виды: трудовая деятельность, художественное  творчество, социальное творчество, проблемно­ценностное общение.           Воспитательные   результаты   внеурочной   деятельности   школьников распределяются по трем уровням: ­ первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного   понимания   социальной   и   повседневной   жизни   (достижение данного уровня предполагается за счет освоения теоретического материала); ­   второй   уровень   результатов   –   получение   школьником   ценностного отношения   к   социальной   реальности   в   целом   (за   счет   организации практической работы); ­   третий   уровень   результатов   –   получение   школьником   опыта самостоятельного   общественного   действия   (за   счет   реализации   социально­ ориентированных   проектов   оказания   посильной   помощи   Дому   малютки   и ветеранам). 5      Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа,   бытовое   удобство   и   духовность   настоящего   искусства   –   такова главная идея программы  курса  «Мал лоскуток да дорог».         Программа курса рассчитана на учащихся среднего возраста с 11 до 14 лет.  На основе  данной программы возможно проведение  занятий   в  рамках реализации внеурочной деятельности, элективного курса или кружка. Этап занятия рассчитан на одно занятие по два часа в неделю с общим объёмом  68 часов в год.                    На первом занятии школьники знакомятся с лоскутной техникой «пэчворк»,   с   материалами   и   инструментами   для   изготовления   поделок, изготавливают небольшие по объёму изделия для кухонного интерьера. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной   квартиры,   создают   собственные   оригинальные   изделия   в лоскутной технике.              С первого занятия с учащимися проводится инструктаж по правилам техники   безопасности   при   работе   с  инструментами   и   на   швейной   машине, организации рабочего места.                  Для   объяснения   теоретического   материала   используют   таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе   с   учащимися   становятся   словесные   методы:   беседа,   описание, напоминание,   направленные   на   обучение   детей   анализу,   поиску,   умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.                На   практических   занятиях   учащиеся   учатся   технологии   обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При   проведении   практических   занятий   обсуждаются   различные   варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.          Итоговым результатом деятельности учащихся в рамках данного курса может   быть   организация   выставок,   ярмарок,   реализация     социально­ 6 ориентированных   проектов   оказания   посильной   помощи   Дому   малютки   и ветеранам). II   . Цели и задачи программы Цель:   развивать   творческие   способности   школьника   посредством формирования   их   познавательных   интересов,   способствовать   стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту. Задачи: ­ осуществлять эмоционально­эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту; ­   закреплять   и   расширять   знания,   полученные   на   уроках   трудового обучения, изобразительного искусства; ­ совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью; ­   закреплять   навыки   работы   на   швейной   машине   и   с   наиболее распространёнными инструментами; ­ развивать творческое воображение, художественный вкус; ­   помочь   детям   осознать   нравственные   нормы   и   правила,   формировать готовность работать на общую пользу.  III   . Направления программы 1 направление «Лоскутная грамота»          На первом этапе учащиеся   узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Дети под руководством педагога осваивают  виды орнаментов, такие как «шахматка», мозаика из полос, звезда, спираль, изучают   цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии,   дополнительного   времени,   а   самое   главное,   усидчивости. 7 Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.  2 направление «Фантазии из лоскутков»           По   мере   усвоения   учащимися   приёмов   декоративно­прикладного творчества   задания   усложняются,   что   ещё   более   способствует   развитию творческих   способностей.   Постепенно   у   детей   развивается  потребность   в общении   с  прекрасным   и  в   жизни   и   в  декоративно­прикладном   искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно­   эстетического   восприятия образной   памяти,   мышления,   фантазии, окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа учащиеся должны уметь   выполнять   простейшие   чертежи,   подбирать   ткани   в   соответствии   с цветовой   гармонией,   выполнять   отделочные   работы.   На   данном   этапе необходимо,  чтобы  дети   освоили   алгоритм   работы  по   выполнению   любого изделия. 3 направление «Дизайн интерьера»          На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной. Учащиеся осваивают составление эскизов, обучаются находить дизайнерские решения. Деятельность детей приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя курса, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить детям себя мастерами и творцами. IV   .   Ресурсное     обеспечение программы Кадры Учитель технологии Баранова О.М. № п/п 1 Материально­ Ткань   (лоскутки),   ручные   иглы,   швейные технические машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, линейки, портновский мел, простой карандаш, утюг, гладильная доска, портновские 8 булавки, сантиметровая лента 2 Наглядные   средства обучения Фотографии   с   изображением   изделий   из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов,   таблицы,   готовые   поделки   в   технике «пэчворк»   3 Помещение Кабинет технологии V   .  Тематическое планирование № п/п Тема Р 1 «Лоскутная грамота» 1 2 3 4 5 6 Введение. приспособления   Инструменты,   материалы, Техника   лоскутной   мозаики. безопасности при выполнении работ   Техника Ручные швы, их использование в лоскутном  шитье. Машинные швы, их использование в  лоскутном шитье. Полоска к полосочке Веселые квадраты Удивительные треугольники Количество часов Теория  Практика 8 1 1 1 1 1 1 13 1 1 2 3 1 3 7 8 Стежка изделия Обработка срезов изделия  Р II «Фантазии из лоскутков» 9 Подставка под горячее в технике «уголки» 10 Комплект для кухни в технике «разноцветная спираль» 11 Летняя сумка в технике «кубики» Р III «Дизайн интерьера» 12 Одеяла из узорных квадратов 13 Диванная подушка «Витраж» 14 Аппликация из цветных лоскутиков 15 Лоскутные куклы 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 Итого 15 VI   . Содержание программы 9 1 1 9 1 3 5 31 5 6 9 11 53 Тема 1. Ведение. Инструменты, материалы, приспособления Теоретические сведения.  История лоскутной техники. Ткани, основные и отделочные материалы. Инструменты и приспособления. Практическая работа. Изготовление шаблонов. Тема 2. Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ Теоретические   сведения.  Подготовительные   работы.   Принципы составления схемы. Виды сборки: шитье из полос, шитье из квадратов, шитье из   прямоугольных   треугольников.   Техника   безопасности   при   выполнении ручных и машинных работ. Практическая   работа.  Составление   схемы:   а)   по   принципу   «от большей   площади»;   б)   посредством   разбивки   сюжета   на   отдельные фрагменты. Тема 3. Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. 10         Теоретические сведения. Ручные швы, их использование в лоскутном  шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье         Практическая работа. Выполнение ручного соединения лоскутов.  Выполнение машинного соединения лоскутов. Быстрые способы машинного  соединения лоскутов. Тема 4. Полоска к полосочке             Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схемам  «диагональные полоски», «бревенчатая изба», «ананас». Цветовое решение  композиции. Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схемам  «диагональные полоски», «бревенчатая изба», «ананас». Тема 5. Веселые квадраты Теоретические   сведения.  Технология   сборки   изделия   по   схеме двухцветная   «шахматка»,   «шахматка»   по   диагонали.   Цветовое   решение композиции. Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схеме двухцветная «шахматка», «шахматка» по диагонали. Тема 6. Удивительные треугольники Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схемам «мельница», «звезда», «алмаз». Цветовое решение композиции. Практическая   работа.  Выполнение   образцов   сборки  по   схемам «мельница», «звезда», «алмаз». Тема 7. Стежка изделия        Теоретические сведения. Соединение трех слоев «сэндвича». Скрепление  всех слоев квилта сметкой. Особенность выполнения килтинга (стежки).  Оборудование для машинной стежки. Шаблоны для стежки.           Практическая работа. Соединение деталей. Ручная стежка. Машинная стежка. Тема 8. Обработка срезов изделия 11          Теоретические сведения. Способы обработки срезов изделия. Техника  выполнения обработки срезов изделия.         Практическая работа: Техника выполнения окантовки. Тема 9. Подставка под горячее в технике «уголки»        Теоретические сведения. Составление эскиза, варианты композиций Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити. Беседа о роли изделий декоративно­прикладного искусства в интерьере                 Практическая   работа:  Смётывание   деталей   кроя,   стачивание   на швейной   машине.   Отделочные   работы.   Определение   качества   готового изделия. Окончание обработки изделия, влажно­тепловая обработка. Тема 10. Комплект для кухни в технике «разноцветная спираль»                       Теоретические сведения: Порядок и варианты выполнения элементов  прихваток и грелки на чайник. Просмотр фотографий, составление эскизов,  изготовление шаблонов. Беседа «Элементы цветоведения: родственные и  контрастные цвета.         Практическая работа: Раскрой элементов, смётывание деталей кроя с утеплителем.   Стачивание   деталей   кроя.   Определение   качества   готового изделия. Окончательная обработка грелки, влажно­тепловая обработка Тема 11. Летняя сумка в технике «кубики»         Теоретические сведения: Сумка с лоскутным орнаментом. Порядок и  варианты выполнения сумки. Составление эскизов. Выполнение чертежа  основы. Моделирование. Подбор тканей.              Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно­тепловая обработка                       Тема 12. Одеяла из узорных квадратов     Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление  выкройки в соответствии с моделью                 Практическая   работа:  Раскрой.   Смётывание   деталей   кроя. Стачивание   деталей   кроя.   Отделочные   работы.   Определение   качества готового изделия и влажно­тепловая обработка. 12 Тема 13. Диванная подушка «Витраж»  Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление  выкройки в соответствии с моделью                 Практическая   работа:  Раскрой.   Смётывание   деталей   кроя. Стачивание   деталей   кроя.   Отделочные   работы.   Определение   качества готового изделия и влажно­тепловая обработка. Тема 14. Аппликация из цветных лоскутиков            Теоретические сведения:  Составление эскизов. Подбор материалов. Изготовление выкройки деталей в соответствии с эскизом.        Практическая работа: Раскрой деталей. Соединение деталей между собой.     Отделочные   работы.   Определение   качества   готового   изделия   и влажно­тепловая обработка. Тема 15. Лоскутные куклы             Теоретические   сведения:  Составление   эскизов.   Изготовление   выкройки деталей в соответствии с моделью.                 Практическая   работа:  Раскрой   деталей   изделия.  Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно­тепловая обработка. VII    .  Прогнозируемые результаты После изучения программы учащиеся должны уметь: ­   выполнять   различные   виды   лоскутных   сборок   вручную   и   при   помощи швейной машины; ­ выполнять различные виды стежек вручную и на швейной машине; ­ проводить сборку и окончательную обработку лоскутного изделия. Учащиеся должны знать: ­ основные этапы становления рукоделия; ­ типы лоскутной вышивки, особенности их сборки; ­ способы построения композиции лоскутного изделия; ­ различные виды стежек и особенности их исполнения вручную и при помощи швейной машины. 13 VIII    . Литература 1. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики [Текст] / М.В. Максимова.–  М.: ЭКСМО­Пресс, 1998. – 112 с. 2. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты [Текст] / М.В.  Максимова.– М.: ЭКСМО­Пресс,  2000. – 80 с. 3. Мазурик Т.А., Лоскутное шитьё [Текст] / Т.А.Мазурик ­ Санкт­Петербург,  «Паритет» 2006 – 224 с., цв.ил.

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"

Программа внеурочной деятельности "Мал лоскуток да дорог"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018