Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
5 кл
13.09.2019
Программа курса «Мир изобретений и открытий (Идея)» создана в соответствии с Основной образовательной программой на ступени ООО, ориентирована на учащихся 5 классов общеобразовательных школ, направлена на формирование и реализацию их творческого потенциала, воспитание сознательного, творческого отношения к образованию. При обучении курсу предусматривается использование мыследеятельностного подхода к организации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.
программа Мир изобретений и открытий ИДЕЯ.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7
имени адмирала Ф.Ф.Ушакова
Тутаевского муниципального района
Согласована
«___»_________________________2018 г.
Зам.дир.по УВР____________________
(подпись, Ф.И.О.)
Утверждена
приказом по школе
№_____ от «__»__________2018 г.
Директор ____________________
(подпись, Ф.И.О.)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мир изобретений и открытий (Идея)»
для 56 класса
на 20182019 учебный год
Преподаватель: О.К. Ягодкина
1 Тутаев 2018
Пояснительная записка
Программа курса «Мир изобретений и открытий (Идея)» создана в
соответствии с Основной образовательной программой на ступени ООО,
ориентирована на учащихся 5 классов общеобразовательных школ, направлена
на формирование и реализацию их творческого потенциала, воспитание
сознательного, творческого отношения к образованию. При обучении курсу
предусматривается использование мыследеятельностного подхода к
организации внеурочной деятельности на ступени основного общего
образования.
Цели курса: содействие развитию у школьников базовых способностей
воображения и организации действия, коммуникации на основе ознакомления
с историческим и современным зарубежным и отечественным опытом
изобретений и научных открытий.
Задачи курса:
1. познакомить учащихся с миром изобретений и научных открытий,
реализованными фантастическими идеями;
2. пробудить интерес к изобретательству и реализации интересных идей;
3. способствовать расширению кругозора и творческих возможностей детей;
4. формировать навыки представления результатов своей деятельности в
различных формах (сообщение, презентация, защита проекта, конкурс,
выставка);
5. научить применять методы эвристической аналогии и методы ТРИЗ в
учебных и жизненных ситуациях;
Содержание курса носит метапредметный характер, его основу составляют:
эвристика (наука о том, как делать открытия);
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Последовательность изучения содержания курса:
понятие идеи, где живут и как рождаются идеи;
эвристика, галерея научных открытий Архимеда;
кто первый изобретатель, величайшие открытия древности,
мозаика изобретательства (изобретения и открытия, изменившие мир;
лучшие изобретения женщин в истории; интересные изобретения и т.д.);
фантастические идеи, реализованные в 20122016 г.г.;
живые идеи (природаизобретатель);
они пришли к нам из космоса;
как изобретать или методы эвристической аналогии;
2 что такое «метод тыка» (метод проб и ошибок), решение простых
изобретательских задач;
приём «наоборот», решение простых изобретательских задач;
сказочные идеи; создание эскиза сказочного дизайна детской комнаты;
проект «Персонализированная сказка»;
интересные идеи для дома, творческое сотрудничество в семье по созданию
идейного замысла, творческая мастерская по воплощению семейных идей;
классные идеи (сеанс мозгового штурма «Идеи для своего класса и школы»),
конференция идей;
наш словарик (работа с терминами, изученными в процессе освоения курса);
образовательное событие «Есть идея!»;
Блок «Образовательные экскурсии» интегрируется в тематический план курса.
Логическим продолжением и развитием данного курса могут служить
курсы:
«Приёмы ТРВ (теории развития воображения)»;
«Основы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)».
Курс «Идея» включён в школьную базу данных внеурочной деятельности,
являющуюся приложением к «Программе воспитания и социализации
учащихся на ступени ООО». Он может рассматриваться в качестве одного из
ключевых курсов, поскольку его замысел при успешной реализации
способствует:
повышению мотивации школьников к дополнительному образованию;
формированию ИКкомпетентности и УУД;
приобщению к учебноисследовательской и проектной деятельности.
Базовая способность воображения, на совершенствование которой
ориентирован данный курс, играет одну из основополагающих ролей в
развитии детей, поскольку её компонентами являются:
желание решить нестандартную задачу;
выход за рамки реального в плоскость «если бы….»;
появление идеи и представление её материальной реализации;
воплощение идеи в действие (в игре, жизни, в качестве продукта
коммуникации).
Это в свою очередь способствует развитию других важных для успешной
учёбы и дальнейшей жизни способностей: действия, моделирования,
мышления.
Курс рассчитан на 68 часов, из них 34 часа – аудиторные образовательные
ситуации, 34 часа – поездки и экскурсии; часы на преподавание курса
выделяются из вариативной части учебного плана.
Результаты освоения метапредметного курса
«Мир изобретений и открытий (Идея)»
3 1.Личностные результаты.
Ученик получит возможность сформировать:
выраженную устойчивую учебнопознавательную мотивацию и интерес к
учению;
навыки самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
2. Метапредметные результаты.
Ученик научится:
воплощать идею по цепочке «замысел реализациярефлексия»;
представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Ученик получит возможность:
совершенствовать навыки поиска информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
овладеть методами эвристической аналогии и простейшими методами ТРИЗ
в условиях учебных и жизненных ситуаций.
3. Предметные результаты.
За счёт осуществления межпредметных связей курса с историей,
биологией, технологией, информатикой, изобразительным искусством,
литературой, русским языком предполагается повышение мотивации
учеников к изучению этих учебных предметов и, соответственно, достижение
положительных результатов вразличных предметных областях знаний.
К критериям общей оценки результативности программы курса
отнесены:
положительная динамика в степени развитости у школьников базовых
способностей
воображения, действия, коммуникации;
удовлетворённость детей и родителей курсом «Мир изобретений и
открытий (Идея)»
Диагностику уровня развития способности воображения
предполагается провести в течение первых двух и последних двух недель
занятий по курсу, используя методики «Хомячок» и «Качели»
(Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и
навыков к школе способностей: методическое руководство // под общей ред.
канд. психол. наук, зам. директора НИИ ИСРОО О.И.Глазуновой, зав.
лабораторией НИИ ИСРОО Е.Ю.Ивановой. : Пушкинский институт, 2009)
.Степень развитости способности действия планируется диагностировать на
основе метода наблюдения в процессе реализации учениками идей по цепочке
«замысел – реализация – рефлексия» («Персонализированная сказка»,
«Интересные идеи для дома»). Уровень развития способности коммуникации
целесообразно диагностировать силами психологической службы с участием
педагогов, работающих с учащимися класса.
Содержание программы
4 1. Введение. Где живут и как рождаются идеи? Понятие идеи в
жизнедеятельности человека. Лампочкасимвол идеи, инсайт. Как
рождаются идеи (в т. ч на примере героев рассказа О.Корниенко
«Воздушный почтальон»).
2. Эвристика. Галерея научных открытий Архимеда Эвристика как
наука. История рождения эвристики. Научные открытия Архимеда, их
значение в жизни современного человека.
3. Кто первый изобретатель? Величайшие открытия древности.
Десять древнеримских технологий, которые используются в настоящее
время. Материал по результатам информационнопоисковой работы
учащихся по теме ситуации ученияобучения. Коммуникация групп и
учителя с группами.
4. Мозаика изобретательства. Понятие изобретательства. Изобретения и
открытия, изменившие мир. Азбука русских изобретений. Лучшие
изобретения женщин в истории. Интересные изобретения в картинках.
5. Фантастические идеи, реализованные в 20122016 г.г. Идеи
писателейфантастов.
Архитектура, дизайн. Транспорт. Мода, одежда, обувь. Валяние, куклы.
Обзор детской
фантастической литературы.
6. Живые идеи (природаизобретатель). Бионика как наука. Новые
изобретения, подсказанные природой. 10 изобретений, взятых из
природы. Природа и технологии. Мангровый город. Дизайн от природы.
7. Они пришли к нам из космоса. «Космические» идеи, реализованные на
Земле.
8. Как изобретать или методы эвристической аналогии.
Первоначальные сведения о ТРИЗ. Методы эвристической аналогии:
аналогии с природой, аналогии с формой животных и растений,
имитации, прецедента, мультипликации, гирлянд.
Как стать изобретателем? Электронная книга Г.С. Альтшуллера
. ru /school / story. asp (Рассказы Г.С.Альтшуллера
http
. altshuller
:// www
для детей).
9.
10. Что такое «метод тыка»? Метод проб и ошибок.
11. Прием «наоборот». Осуществление обратного действия в отношении
действия, диктуемого условиями задачи.
12. Сказочные идеи. Идеи в содержании сказок. Сказочный дизайн.
«Персонализированная сказка» (о себе / о друге / о брате / о сестре).
13. Интересные идеи для дома. Интересные идеи того, как из обычных
вещей сделать чтото
полезное. Необычное из обычного. Вторая жизнь вещей.
14. Классные идеи. Идеи для своего класса, школы.
5 15. Наш словарик. Работа с понятиями, изученными в ходе курса «Идея».
Карта понятий.
16. Образовательное событие. Ярмарка – выставка «Есть идея!». Конкурс
кроссвордов. Детская коллективная презентация «Мозаика
изобретательства».
17. Образовательные экскурсии.
Тематическое планирование
Наименование раздела,
тема
(ситуация учения
обучения)
Кол
во
час.
Введение. Где живут и
как рождаются идеи?
1
(1)
Эвристика. Галерея
научных открытий
Архимеда
1
(1)
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
обучающегося
Система учета
и контроля
планируемых
результатов
Понятие идеи в
жизнедеятельности
человека. Лампочка
символ идеи, инсайт.
Как рождаются идеи
(в т. ч на примере
героев
рассказа
О.Корниенко
«Воздушный
почтальон»).
Эвристика как наука.
История рождения
эвристики. Научные
открытия Архимеда,
их значение в жизни
современного
человека.
по
Учебный
полилог
рассказу
О.Корниенко
«Воздушный
почтальон».
Обсуждение
видеоновелл о
научных
открытиях
Архимеда (на
материалах
мультфильма
«Коля, Оля и
Архимед»)
Диагностика
уровня
развития
базовой
способности
воображения
(методика
«Хомячок»)
6 Кто первый
изобретатель?
Величайшие открытия
древности
3
(1)
по
Десять
древнеримских
технологий, которые
используются
в
настоящее время.
Материал
результатам
информационно
поисковой работы
учащихся по теме
ситуации учения
обучения.
Коммуникация групп
и
с
группами.
учителя
Наблюдение за
работой
учащихся
группах.
в
Групповая
работа
с
энциклопедиям
и, справочной
литературой, с
поисковыми
системами в
информационн
о
библиотечном
центре.
Выступления
групп
7 Мозаика
изобретательства
3
(1)
и
Понятие
изобретательства.
Изобретения
открытия,
мир.
изменившие
Азбука
русских
изобретений. Лучшие
изобретения женщин
в
истории.
Интересные
изобретения
картинках.
в
Творческое
Просмотр
страниц
презентации
учителя
с
комментариями
учеников по
заданному
плану.
задание
«Интерпретаци
я
научно
популярного
текста
рисунком и
краткой
аннотацией».
Экспресс
презентация с
помощью
документ
камеры.
Оформление
стенда
«Мозаика
изобретательст
ва».
детской
компьютерной
презентации по
теме.
Консультация
учителя
информатики.
Подготовка
8 Фантастические идеи,
реализованные в 2016
году.
Идеи писателей
фантастов.
2
(1)
Архитектура, дизайн
Транспорт
Мода, одежда, обувь
Валяние, куклы
Живые идеи (природа
изобретатель)
1
(1)
Они пришли к нам из
космоса
1
(1)
Как изобретать или
методы эвристической
аналогии
3
(1)
изобретений,
Бионика как наука.
Новые изобретения,
подсказанные
природой.
10
взятых из природы.
Природа
технологии.
Мангровый город.
Дизайн от природы
«Космические» идеи,
реализованные на
Земле
и
Первоначальные
сведения о ТРИЗ.
Методы
эвристической
аналогии: аналогии с
природой, аналогии с
формой животных и
растений, имитации,
прецедента,
мультипликации,
гирлянд
Обсуждение
реализованных
фантастически
х идей.
Мастер – класс
педагога
МОУДОД
«Центр
детского
творчества»
(валяние,
кукла).
Обзор детской
фантастическо
й литературы.
Знакомство с
живыми идеями
на
основе
материалов
электронных
ресурсов.
Консультация
учителя
биологии.
Доклады
учащихся по
теме. Учебный
полилог.
Слушание
лекции
учителя.
Учебный
полилог.
9 Как стать
изобретателем?
1
(1)
Обзорное
чтение
:// www
Электронная книга
Г.С. Альтшуллера
http
. altshuller
. r
u /school / story. asp
(Рассказы
Г.С.Альтшуллера
для детей)
Что такое «метод
тыка»?
1
(1)
Метод проб и
ошибок
Приём «наоборот»
1
(1)
Осуществление
обратного действия в
отношении действия,
диктуемого
условиями задачи.
Решение
простых
изобретательск
их задач
Решение
простых
изобретательск
их задач
10 Сказочные идеи
4
(1)
Идеи в содержании
сказок.
Сказочный дизайн
«Персонализированн
ая сказка» (о себе / о
друге / о брате / о
сестре)
на
Игра в духе
КВН
по
мотивам
сказочных
идей.
Знакомство с
идеями
сказочного
дизайна
материалах
электронного
ресурса.
Творческая
мастерская по
созданию
эскиза
сказочного
дизайна
детской
комнаты.
Проект.
Консультация
учителя
русского языка
и литературы.
Создание
книжки
малышки.
Консультация
учителя
информатики.
Презентация
сказок (книжек
– малышек)
Защита проекта
11 Интересные идеи для
дома
6
(1)
Интересные идеи
того, как из обычных
вещей сделать чтото
полезное.
Необычное из
обычного.
Вторая жизнь вещей.
Классные идеи.
3
(1)
Идеи для своего
класса, школы.
Наш словарик
1
(1)
Работа с понятиями,
изученными в ходе
курса «Идея». Карта
понятий.
Виртуальные
экскурсии в
Переделкино.
Творческое
сотрудничество
в семье по
созданию
идейного
замысла на
материале
виртуальных
экскурсий.
Творческая
мастерская по
воплощению
семейных идей.
Консультация
учителя
технологии.
Подготовка к
ярмарке –
выставке «Есть
идея!»
Сеанс
мозгового
штурма.
Конференция
идей с
участием кл.
рук. и
администрации
школы
Составление
кроссворда.
Диагностика
способности
действия по
цепочке
воплощения
идеи «Замысел
– реализация
рефлексия»
Диагностика
уровня
развития
способности
воображения по
методике
«Качели»
12 Образовательное
событие
2
(1)
Образовательные
поездки и экскурсии
34
(3)
Ярмарка – выставка
«Есть идея!»
Конкурс
кроссвордов.
Детская
коллективная
презентация
«Мозаика
изобретательства»
Русский парк
(г. Переславль
Залесский)
Музей Эйнштейна
(г. Ярославль)
Планетарий
(г. Ярославль)
Анкета для
детей и их
родителей по
итогам курса
Рефлексивная
деятельность
Подготовка к
поездке
(обсуждение и
принятие
задания).
Поездка.
Результаты
поездки в
соответствии с
заданием
(подготовка,
презентация,
обсуждение).
Оснащение учебного процесса:
справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
мультимедийное учебное пособие по эвристике;
методические рекомендации для учителя по ТРИЗ – педагогике;
компьютерная техника;
наборы материалов и инструментов для занятий по технологии.
Программа курса предполагает вариативность места проведения занятий:
кабинет информатики, кабинет технологии, кабинет русского языка и литературы,
библиотека (информационнобиблиотечный центр), актовый зал. В качестве
позитивного фактора достижения результатов курса рассматривается
сотрудничество преподавателя курса с учителем истории, учителем биологии,
учителем технологии, учителем информатики, учителем русского языка и
литературы, учителем изобразительного искусства, зав. библиотекой, педагогом
Центра детского творчества, классным руководителем, родителями учеников.
Список литературы для преподавателя
1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения
изобретательских
13 задач [текст] / Г.С. Альтшуллер. – Новосибирск: Наука: Сиб.
Отделение, 1991
2. Альтшуллер, Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии
(теория и практика решения изобретательских задач) [текст] / Г.С.
Альтшуллер, Б.Л.Злотин,
А.В.Зусман, В.И.Филатов. – Кишинёв: Картя Молдовеняска, 1989
3. Альтов, Г. И тут появился изобретатель [текст] / Г. Альтов. – М.:
Детская литература, 1989
4. Бердышев, С.Н. Открытия и изобретения, которые должен знать
современный человек [текст] / С.Н. Бердышев . – М.: РИПОЛ
КЛАССИК, 2002. – 384 с.
5. Бердышев, С.Н. Справочник величайших человеческих открытий
[текст] / С.Н. Бердышев . – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 480 с.
6. Буева, Л.П. Развитие способностей человека и проблема его
прогнозирования. [текст] / Л.П.Буева. //Вопросы философии. 2000.
№7
7. Васильева, З.П. Мудрые заветы народной педагогики [текст] / З.П.
Васильева. – М., 1983
8. Викентьев, И.Л. Лестница идей: основы решения изобретательских
задач (ТРИЗ) в примерах и задачах [текст] / И.Л.Викентьев, И.К.
Кайков. Новосибирск: НПЦ, 1992
9. Волков, Г.Н. Современное функционирование народной педагогики
как феномена демократии и гуманизма [текст] / Г.Н.Волков. –
Чебоксары, 1999
10. Вуджек, Т. Как создать идею [текст] / Т. Вуджек. – СПб.: Питер
Пресс, 1997
11. Драйден, Г. Революция в обучении: пер. с англ. [текст] / Г. Драйден.
– М., 2003
12. Конищева, Н.М. Праздники делаем сами. Поделки, сувениры,
украшения [текст] / Н.М. Конищева. – М.: ИПКА – Пресс, 1995
13. Леонтович, А.Я. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения
[текст] / А.Я.Леонтович. – М.: ООО «Фирма», издво АСТ, 1999. –
512 с.
14. Майданов, А.С. Искусство открытия [текст] / А.С. Майданов. – М.:
Изд – во «Ретро», 1993
15. Новые ценности образования: ТРИЗ – педагогика. [текст] / – М.:
Народное образование, 2003. – Вып. 1
16. Пропп, В.Е. Исторические корни волшебной сказки [текст] / В.Е.
Пропп. – Л.: ЛГУ, 1986
17.Регинер, Е.И. Развитие способностей исследователя [текст] / Е.И.
Регинер. – М.: Наука, 2003
18.Русская народная словесность. – М., 1994
14 19.Рыжов, К.В. Сто великих изобретений [текст] / К.В. Рыжов. –
Москва, Вече, 2005
20.Саламатов, Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: кн.
Для учителя [текст] / Ю.П. Саламатов . М.: Просвещение, 1990
21.Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект //
Магистр. – 1996. – «6. – С.1832
22.Юный эрудит. Журнал для любознательных, 2011. – февраль, март,
апрель, май, август, ноябрь.
Электронные ресурсы
1. http
:// www
. altshuller
. ru /school / story. asp (Рассказы
Г.С.Альтшуллера для детей)
2. http
:// www
. khutorskoy
. ru / science / concepts / terms /
heuristic_training.htm (Научная школа А.В.Хуторского.
Эвристическое обучение).
3. http://www.nauka.kz>databases / dep – r / detail.php (Школа
гениальности. Учебное пособие по эвристике. Глушко В.П.,
Старцев А.А.)
4. http:// rudocs. exdat.com / docs / index – 4996.html?page=12…
(Эвристика)
5. http:// completefililike.grand.lakesbest.com/ (Степанов А.В.
Мультимедийное пособие по эвристике)
notice
. ru inventor.perm.ru> (Великие Российские изобретения)
6. http:// xozajka.blogspot.ru/. (Мастерица в Переделкино)
7. e –
fantasticheskiidei realizovannyev2012
(Фантастические идеи, реализованные в 2012 году)
8. joumaloff.info>Tag’s> (Эный эрудит. Читать журнал онлайн).
15
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир изобретений и открытий (Идея)" для учащихся 5 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.