Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
7 кл—8 кл
13.09.2019
Программа курса «Мир задач» создана в соответствии с Основной образовательной программой на уровне основного общего образования и предназначена для преподавания элективного курса учащимся 7-8 классов. Она основана на материалах метапредмета «Задача» (автор – А.А. Устиловская, к.пс.н., г. Москва), а также методического пособия «Метапредмет «Задача» и задачная форма обучения» (автор-составитель О.К. Ягодкина, к.п.н.), разработанного в условиях реализации региональных инновационных проектов: «Внедрение метапредметных технологий в образовательный процесс современной школы», «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС».
Программа ВД Мир задач.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 имени адмирала Ф.Ф.Ушакова
«Согласовано»
___________
«Утверждено»
Директор МУ СОШ №7 ________ Е.А.Сапегина
протокол № __от «___» ___________ 2017 г.
Приказ по школе № __от «___» ___________ 2017 г.
Программа внеурочной деятельности
Направление
Наименование программы
Класс
Составитель программы
Объем программы
Эксперт(ы) программы
общеинтеллектуальное
Мир задач
78 класс
Ягодкина Ольга Константиновна, к.п.н.
34 часа
Козина Елена Николаевна, директор МУ ДПО
«Информационнообразовательный центр» ТМР;
Сапегин Кирилл Владимирович, к.иск.н., заместитель
.директора МОУ СШ №7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова
Тутаев 2017
Пояснительная записка
Задачи играют огромную роль в жизни человека.
Задачи, которые ставит перед собой человек,
и задачи, которые ставят перед ним люди
и обстоятельства жизни, направляют
всю его деятельность, всю его жизнь.
Мышление человека, главным образом,
состоит из постановки и решения задач.
Перефразируя Декарта, можно сказать:
«Житьзначит ставить и решать задачи».
И пока человек решает задачи, он живёт!
Л.М. Фридман
Программа курса «Мир задач» создана в соответствии с Основной
образовательной программой на уровне основного общего образования и
предназначена для преподавания элективного курса учащимся 78 классов.
Она основана на материалах метапредмета «Задача» (автор – А.А.
Устиловская, к.пс.н., г. Москва), а также методического пособия
«Метапредмет «Задача» и задачная форма обучения» (авторсоставитель О.К.
Ягодкина, к.п.н.), разработанного в условиях реализации региональных
инновационных проектов: «Внедрение метапредметных технологий в
образовательный процесс современной школы», «Создание уровневой модели
внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как
средство реализации ФГОС».
При реализации курса предусматривается использование
мыследеятельностного подхода к организации внеурочной деятельности в
сочетании с методами креативной педагогики.
Цель курса – развитие у школьников базовых способностей
(понимания, воображения, коммуникации, схематизации, моделирования,
рефлексии) посредством решения (решАния) широкого спектра задач.
Задачи курса:
1. расширить представление школьников о понятии «задача»;
2. научить преобразовывать проблемные ситуации в задачи;
3. содействовать освоению учащимися обобщенных способов решения
различных типов задач.
Курс «Мир задач» включен в школьный банк программ внеурочной
деятельности, являющийся приложением к «Программе воспитания и
социализации учащихся».
Изучение содержания предлагаемого курса рассчитано на 34 учебных часа, на его преподавание выделяется 1 час в
неделю из вариативной части учебного плана.
Преподавание данного курса осуществляется по субъектно
ориентированному типу педагогического процесса.
Результаты освоения курса «Мир задач»
1. Личностные результаты.
Ученик получит возможность сформировать/развить:
учебнопознавательную мотивацию и интерес к учению;
умение ставить и решать учебные и жизненные задачи.
Метапредметные результаты.
Ученик получит возможность:
сформировать/развить базовые способности: понимания,
воображения, коммуникации, схематизации, моделирования, рефлексии.
Предметные результаты.
Ученик научится понимать текст задач из различных предметных
областей, отличать «закрытые» задачи от открытых.
За счет осуществления межпредметных связей курса с математикой,
физикой, информатикой, литературой др. предполагается повышение
мотивации учеников к изучению этих учебных предметов и, соответственно,
достижение положительных результатов в различных предметных областях
знаний.
Краткое содержание программы
1. Задача: краткий обзор существующих понятий. Мир задач.
2. Задача в теории деятельности. Подчиняемся обстоятельствам или
преодолеваем их?
3. Зачем нужно решать задачи? Функции решения задач.
4. Процесс выработки решения. РешАние и решЕние задач.
5. Понимание и моделирование в процессе выработки решения.
6. Задачи открытого типа – средство для развития креативности.
7. Практикум решателей интересных задач.
Тематическое планирование
Наименование
раздела, темы
Кол
во
час.
Основное
содержание
Основные виды деятельности Задача: краткий
обзор
существующих
понятий.
Мир задач.
1
Определения понятия
«задача» с позиций
различных наук
(философия, логика,
психология, педагогика).
Преподаватель:
Раскрывает сущность понятия
«задача» с позиций различных
научных областей. Включает
учеников в учебный полилог.
1
Классификация задач
2
Задача как форма
организации человеком
собственной деятельности.
Задача в теории
деятельности.
Подчиняемся
обстоятельствам
или преодолеваем
их?
Ученики: участвуют в учебном
полилоге.
Преподаватель:
предлагает ученикам составить
классификацию задач в форме
интеллекткарты, предоставив
различные источники
информации (книги, словари,
компьютер с выходом в
Интернет).
Ученики: разделившись на три
группы, составляют интеллект
каты «Классификация задач».
По окончании групповой
работы обсуждают её итоги под
руководством учителя.
Преподаватель:
объясняет тему, выполняя
схематические иллюстрации на
доске.
Ученики: «рефлексивно
поглощают деятельность
учителя», задают вопросы на
понимание. Преобразование
проблемных ситуаций в
задачи на основе работы с
текстами:
рассказов о преодолении
людьми жизненных
трудностей;
биографий ученых,
общественных или
политических деятелей.
Зачем нужно
решать задачи?
Функции решения
задач.
1
Дискуссия «Зачем нужны
задачи?» Функции
решения задач.
Преподаватель:
организует мыследеятельность
учеников по решению задачных
ситуаций героев предложенных
художественных произведений.
Предлагает в качестве
домашнего задания подобрать
аналогичные тексты и составить
подобные задачи.
Ученики: участвуют в
коллективной
мыследеятельности, преобразуя
проблемные ситуации в задачи,
которые затем решают (учитель
выступает в роли модератора).
Преподаватель:
на основе короткого фрагмента
первой главы книги
А.Д.Шапиро «Зачем нужно
решать задачи?» проводит с
учениками дискуссию «Зачем
нужны задачи».
Предлагает
дополнить/трансформировать
диалог героев фрагмента,
исходя из своих точек зрения на
вопрос дискуссии.
Совместно с учениками
формирует перечень функций
задач.
Ученики: участвуют в
дискуссии и трансформации
предложенного фрагмента
книжного текста.
Формируют перечень функций
задач.
1
Процесс
выработки
решения. РешАние
и решЕние задач.
Рассказы И.Я.Депмана для
школьников о решении
задач. Любимая задача
Л.Н. Толстого.
РешЕние и решАние задач.
Преподаватель: выдает
ученикам листочки с
выдержками – полезными
советами И.Я.Депмана для
школьников по решению задач и Любимая задача
Л.Н. Толстого.
Задача из рассказа
А.П. Чехова «Репетитор».
Рассказ А. Аверченко
«Экзаменационная
задача».
организует обсуждение
предложенных рекомендаций
ученого.
Разбирает с учениками
любимую задачу Л.Н.Толстого,
применяя полезные советы
Я.И.Депмана.
Делает различение двух
аналогичных видов
деятельности: РешЕние и
решАние задач.
Разделив по принципу лотереи
учеников на две группы,
предлагает им тексты
рассказов: 1. А.П. Чехова
«Репетитор»; 2. А. Аверченко
«Экзаменационная задача».
Задание: ответить на вопрос:
«Является ли решАнием задачи
мыслительный процесс героев
рассказа?» Обоснуйте свою
точку зрения.
Организует выступления групп
по итогам работы над
рассказами (группы меняются
текстами с тем, чтобы лучше
понять друг друга).
Ученики: знакомятся с
полезными советами
И.А.Депмана для школьников –
решателей задач, формируют
своё суждение на их основе,
участвуют в обсуждении
рекомендаций ученого.
Совместно с преподавателем
применяют советы И.А.Депмана
к решению любимой задачи
Л.Н.Толстого.
Выполняют необходимые
записи в тетради, слушая
объяснение учителя.
Участвуют в групповой работе, 2
2
Понимание и
моделирование в
процессе
выработки
решения.
Задачи открытого
типа – средство
для развития
креативности.
организованной
преподавателем.
Понимание в процессе
выработки решения. Виды
моделей, применяемых в
процессе выработки
решения задачи.
Преподаватель: объясняет
тему занятия в форме
интерактивной лекции.
Ученики: участвуют в
интерактивной лекции.
Задачи открытого типа.
Сравнительные
характеристики
тренировочных и
творческих задач.
Типизация задач частично
открытого типа (решение
набора частично открытых
задач).
Преподаватель: рассказывает
ученикам о задачах открытого
типа, вовлекая их в процесс
выработки решения различных
типов частично открытых задач.
Организует рефлексию
деятельности учеников по
методике «Миниопрос».
Ученики: участвуют в
деятельности, организованной
преподавателем; проводят
рефлексию собственной
деятельности. Дополняют
интеллекткарты
«Классификация задач». Практикум для
решателей
интересных задач.
6
Сюжетные задачи по
математике.
Преподаватель: проводит с
учениками практикум по
решАнию сюжетных
математических задач, в
которых соблюдается схема
метапредмета «Задача»:
понимание, моделирование,
выдвижение гипотезы о
способе, реализация способа.
Организует рефлексивную
деятельность учеников по
итогам практикума.
Ученики: участвуют в
деятельности, организованной
преподавателем с учетом
собственного выбора задач.
Проводят рефлексию
собственной деятельности.
6
Мультзадачник по физике. Преподаватель: предлагает
ученикам условия задач в
форме коротких мультсюжетов
в соответствии с программой по
физике; разворачивает
мыследеятельностные процессы
выработки их решения;
организует аналитическую
деятельность
учеников на предмет
классификации решаемых
задач.
Дает задание подобрать к
каждой задаче расчетную (из
сборника задач по физике),
организует обсуждение на
предмет соответствия задачи
мультсюжету.
Ученики: участвуют в
деятельности, организованной
преподавателем. 6
Логические задачи.
6
Теория решения
изобретательских задач.
Преподаватель: проводит с
учениками практикум по
решАнию и решЕнию
логических задач, акцентируя
внимание на различных
способах моделирования.
Организует рефлексивную
деятельность учеников.
Ученики: участвуют в
деятельности, предложенной
преподавателем. Выбор формы
работы (индивидуально, в
парах, в группе) – за учениками.
Проводят рефлексию
собственной деятельности.
Преподаватель: рассказывает
ученикам о ТРИЗ. Проводит
практикум по решению
открытых задач в форме
креативного чемпионата.
Организует рефлексивную
деятельность учеников.
Ученики: участвуют в
деятельности, организованной
преподавателем. Проводят
рефлексию собственной
деятельности.
Оснащение и обеспечение учебного процесса
Для проведения занятий по данному курсу внеурочной деятельности
потребуется учебная аудитория, оснащенная ПК и мультимедийным
проектором.
1. Бровкин И.И. Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. Для учащихся. М.:
Литература
Просвещение, 1994. – 128 с. 2. Депман И.Я. Рассказы о решении задач. В помощь школьнику. –
Государственное издательство Детской литературы Министерства
Просвещения РСФСР, Ленинград, 1957. – 129 с.
3. Устиловская А.А. Метапредмет «Задача»: учебное пособие для
педагогов. – М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего
образования, Пушкинский институт, 2011. 272 с. – Серия
«Мыследеятельностная педагогика».
4. Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности:
прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров:
АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
5. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория,
методика. Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей. –
М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
6. Шапиро А.Д. Зачем нужно решать задачи? : Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1996. 96 с.
Задачи для 7 класса
Приложение 1.
1. Сюжетные задачи по математике
2. Мультзадачник по физике
3. Логические задачи.
4. ТРИЗ
Задачи для 8 класса
Приложение 2
1. Сюжетные задачи по математике
2. Мультзадачник по физике
3. Логические задачи.
4. ТРИЗ
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.