Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
7 кл—8 кл
13.09.2019
Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Программа курса «Мир задач» создана в соответствии с Основной образовательной программой на уровне основного общего образования и предназначена для преподавания элективного курса учащимся 7-8 классов. Она основана на материалах метапредмета «Задача» (автор – А.А. Устиловская, к.пс.н., г. Москва), а также методического пособия «Метапредмет «Задача» и задачная форма обучения» (автор-составитель О.К. Ягодкина, к.п.н.), разработанного в условиях реализации региональных инновационных проектов: «Внедрение метапредметных технологий в образовательный процесс современной школы», «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС».
Программа ВД Мир задач.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №7 имени адмирала Ф.Ф.Ушакова «Согласовано»                                             ___________ «Утверждено» Директор МУ СОШ №7 ________ Е.А.Сапегина протокол    № __от «___» ___________ 2017 г. Приказ по школе № __от «___» ___________ 2017 г. Программа внеурочной деятельности  Направление Наименование программы Класс Составитель программы Объем программы  Эксперт(ы) программы общеинтеллектуальное         Мир задач     7­8 класс Ягодкина Ольга Константиновна, к.п.н. 34 часа Козина Елена Николаевна, директор МУ ДПО  «Информационно­образовательный центр» ТМР; Сапегин   Кирилл   Владимирович,   к.иск.н.,   заместитель .директора МОУ СШ №7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова Тутаев 2017 Пояснительная записка Задачи играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек,  и задачи, которые ставят перед ним люди  и обстоятельства жизни, направляют  всю его деятельность, всю его жизнь. Мышление человека, главным образом,  состоит из постановки и решения задач. Перефразируя Декарта, можно сказать: «Жить­значит ставить и решать задачи». И пока человек решает задачи, он живёт! Л.М. Фридман                Программа курса «Мир задач» создана в соответствии с Основной образовательной   программой   на   уровне   основного   общего   образования   и предназначена для преподавания элективного курса учащимся 7­8 классов. Она   основана   на   материалах   метапредмета   «Задача»   (автор   –   А.А. Устиловская,   к.пс.н.,   г.   Москва),   а   также   методического   пособия «Метапредмет «Задача» и задачная форма обучения» (автор­составитель О.К. Ягодкина,   к.п.н.),   разработанного   в   условиях   реализации   региональных инновационных   проектов:   «Внедрение   метапредметных   технологий   в образовательный процесс современной школы», «Создание уровневой модели внедрения   метапредметных   технологий   в   образовательный   процесс   как средство реализации ФГОС». При   реализации   курса   предусматривается   использование мыследеятельностного   подхода   к   организации   внеурочной   деятельности   в сочетании с методами креативной педагогики.                         Цель  курса  –   развитие   у   школьников   базовых   способностей (понимания,   воображения,   коммуникации,   схематизации,   моделирования, рефлексии) посредством решения (реш­А­ния) широкого спектра задач.  Задачи курса: 1. расширить представление школьников о понятии «задача»; 2. научить преобразовывать проблемные ситуации в задачи; 3. содействовать освоению учащимися обобщенных способов решения  различных типов задач.             Курс «Мир задач» включен в школьный банк программ внеурочной деятельности,   являющийся   приложением   к   «Программе   воспитания   и социализации   учащихся».     Изучение   содержания   предлагаемого   курса рассчитано   на   34   учебных   часа,   на   его   преподавание   выделяется   1   час   в неделю из вариативной части учебного плана.  Преподавание   данного   курса   осуществляется   по   субъектно­ ориентированному типу педагогического процесса.  Результаты освоения курса «Мир задач» 1. Личностные результаты. Ученик получит возможность сформировать/развить: ­ учебно­познавательную мотивацию и интерес к учению;  ­ умение ставить и решать учебные и жизненные задачи. ­ Метапредметные результаты. Ученик получит возможность: ­ сформировать/развить базовые способности: понимания, воображения, коммуникации, схематизации, моделирования, рефлексии. ­ Предметные результаты. Ученик научится понимать текст задач из различных предметных  областей, отличать «закрытые» задачи от открытых. За счет осуществления межпредметных связей курса с математикой, физикой,   информатикой,   литературой   др.   предполагается   повышение мотивации учеников к изучению этих учебных предметов и, соответственно, достижение  положительных   результатов в различных предметных областях знаний. Краткое содержание программы 1. Задача: краткий обзор существующих понятий. Мир задач. 2. Задача   в   теории   деятельности.   Подчиняемся   обстоятельствам   или преодолеваем их? 3. Зачем нужно решать задачи? Функции решения задач. 4. Процесс выработки решения. РешАние и решЕние задач. 5. Понимание и моделирование в процессе выработки решения.  6. Задачи открытого типа – средство для развития креативности. 7. Практикум решателей интересных задач. Тематическое планирование Наименование  раздела, темы Кол­ во час. Основное  содержание Основные виды деятельности Задача: краткий  обзор  существующих  понятий.  Мир задач. 1 Определения понятия  «задача» с позиций  различных наук  (философия, логика,  психология, педагогика). Преподаватель:  Раскрывает сущность понятия  «задача» с позиций различных  научных областей. Включает  учеников в учебный полилог. 1 Классификация задач 2 Задача как форма  организации человеком  собственной деятельности. Задача   в   теории деятельности. Подчиняемся обстоятельствам или   преодолеваем их? Ученики: участвуют в учебном полилоге. Преподаватель:  предлагает ученикам составить  классификацию задач в форме  интеллект­карты, предоставив  различные источники  информации (книги, словари,  компьютер с выходом в  Интернет). Ученики: разделившись на три  группы, составляют интеллект­ каты «Классификация задач».  По окончании групповой  работы обсуждают её итоги под руководством учителя. Преподаватель:  объясняет тему, выполняя  схематические иллюстрации на  доске. Ученики: «рефлексивно  поглощают деятельность  учителя», задают вопросы на  понимание. Преобразование  проблемных ситуаций в  задачи на основе работы с  текстами: ­ рассказов о преодолении  людьми жизненных  трудностей; ­ биографий ученых,  общественных или  политических деятелей. Зачем нужно  решать задачи?  Функции решения  задач. 1 Дискуссия «Зачем нужны  задачи?»  Функции  решения задач. Преподаватель:  организует мыследеятельность  учеников по решению задачных  ситуаций героев предложенных  художественных произведений. Предлагает в качестве  домашнего задания подобрать  аналогичные тексты и составить подобные задачи. Ученики: участвуют в  коллективной  мыследеятельности, преобразуя проблемные ситуации в задачи,  которые затем решают (учитель  выступает в роли модератора). Преподаватель:  на основе короткого фрагмента  первой главы книги  А.Д.Шапиро «Зачем нужно  решать задачи?»  проводит с  учениками дискуссию «Зачем  нужны задачи».  Предлагает   дополнить/трансформировать  диалог героев фрагмента,  исходя из своих точек зрения на вопрос дискуссии.  Совместно с учениками  формирует перечень функций  задач. Ученики: участвуют в  дискуссии и трансформации  предложенного фрагмента  книжного текста.  Формируют перечень функций  задач.   1 Процесс  выработки  решения. РешАние и решЕние задач. Рассказы И.Я.Депмана для школьников о решении  задач. Любимая задача  Л.Н. Толстого. РешЕние и решАние задач. Преподаватель: выдает  ученикам листочки с  выдержками –  полезными  советами И.Я.Депмана для  школьников по решению задач и Любимая задача  Л.Н. Толстого. Задача из рассказа  А.П. Чехова «Репетитор».  Рассказ А. Аверченко  «Экзаменационная  задача». организует обсуждение  предложенных рекомендаций  ученого.  Разбирает с учениками  любимую задачу Л.Н.Толстого,  применяя полезные советы  Я.И.Депмана. Делает различение двух  аналогичных видов  деятельности: РешЕние и  решАние задач. Разделив по принципу лотереи  учеников на две группы,   предлагает им тексты  рассказов: 1. А.П. Чехова  «Репетитор»; 2. А. Аверченко «Экзаменационная задача».  Задание: ответить на вопрос:  «Является ли решАнием задачи  мыслительный процесс героев  рассказа?» Обоснуйте свою  точку зрения.  Организует выступления групп  по итогам работы над  рассказами (группы меняются  текстами с тем, чтобы лучше  понять друг друга). Ученики: знакомятся с  полезными советами  И.А.Депмана для школьников –  решателей задач, формируют  своё суждение на их основе,  участвуют в обсуждении  рекомендаций ученого. Совместно с преподавателем  применяют советы И.А.Депмана к решению любимой задачи  Л.Н.Толстого. Выполняют необходимые  записи в тетради, слушая  объяснение учителя. Участвуют в групповой работе, 2 2 Понимание и  моделирование в  процессе  выработки  решения.  Задачи открытого  типа – средство  для развития  креативности. организованной  преподавателем. Понимание в процессе  выработки решения. Виды  моделей, применяемых в  процессе выработки  решения задачи. Преподаватель: объясняет  тему занятия в форме  интерактивной лекции.  Ученики: участвуют в  интерактивной лекции. Задачи открытого типа.  Сравнительные  характеристики  тренировочных и  творческих задач.  Типизация задач частично  открытого типа (решение  набора частично открытых задач). Преподаватель: рассказывает  ученикам о задачах открытого  типа, вовлекая их в процесс  выработки решения различных  типов частично открытых задач. Организует рефлексию  деятельности учеников по  методике «Миниопрос». Ученики: участвуют в  деятельности, организованной  преподавателем; проводят  рефлексию собственной  деятельности. Дополняют  интеллект­карты  «Классификация задач». Практикум для  решателей  интересных задач. 6 Сюжетные задачи по  математике. Преподаватель: проводит с  учениками практикум по  решАнию сюжетных  математических задач, в  которых соблюдается схема  метапредмета «Задача»:   понимание, моделирование,  выдвижение гипотезы о  способе, реализация способа. Организует рефлексивную  деятельность учеников по  итогам практикума.  Ученики: участвуют в  деятельности, организованной  преподавателем с учетом  собственного выбора задач. Проводят рефлексию  собственной деятельности. 6 Мультзадачник по физике. Преподаватель: предлагает   ученикам условия задач в  форме коротких  мультсюжетов в соответствии с программой по физике; разворачивает  мыследеятельностные процессы выработки их решения;  организует аналитическую  деятельность  учеников на предмет  классификации решаемых  задач.  Дает задание подобрать к  каждой задаче расчетную (из  сборника задач по физике),  организует обсуждение на  предмет соответствия задачи  мультсюжету. Ученики: участвуют в  деятельности, организованной  преподавателем. 6 Логические задачи. 6 Теория решения  изобретательских задач. Преподаватель: проводит с  учениками практикум по  решАнию и решЕнию  логических задач, акцентируя  внимание на различных  способах моделирования. Организует рефлексивную  деятельность учеников.  Ученики: участвуют в  деятельности, предложенной  преподавателем. Выбор формы  работы (индивидуально, в  парах, в группе) – за учениками. Проводят рефлексию  собственной деятельности.  Преподаватель:  рассказывает  ученикам о ТРИЗ. Проводит  практикум по решению  открытых задач в форме  креативного чемпионата. Организует рефлексивную  деятельность учеников.  Ученики: участвуют в  деятельности, организованной  преподавателем. Проводят  рефлексию собственной  деятельности.  Оснащение и обеспечение учебного процесса Для  проведения  занятий  по   данному  курсу   внеурочной  деятельности потребуется   учебная   аудитория,   оснащенная   ПК   и   мультимедийным проектором. 1. Бровкин И.И. Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. Для учащихся. М.: Литература Просвещение, 1994. – 128 с. 2. Депман   И.Я.   Рассказы   о   решении   задач.   В   помощь   школьнику.   – Государственное   издательство   Детской   литературы   Министерства Просвещения РСФСР, Ленинград, 1957. – 129 с. 3. Устиловская   А.А.   Метапредмет   «Задача»:   учебное   пособие   для педагогов.   –   М.:   НИИ   Инновационных   стратегий   развития   общего образования,   Пушкинский   институт,   2011.   ­   272   с.   –   Серия «Мыследеятельностная педагогика». 4. Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной   курс   научного   творчества:   Учебное   пособие.   –   Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с. 5. Фридман   Л.М.   Сюжетные   задачи   по   математике.   История,   теория, методика. Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с. 6. Шапиро А.Д. Зачем нужно решать задачи? : Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. ­ 96 с. Задачи для 7 класса Приложение 1. 1. Сюжетные задачи по математике 2. Мультзадачник по физике 3. Логические задачи. 4. ТРИЗ Задачи для 8 класса  Приложение 2 1. Сюжетные задачи по математике 2. Мультзадачник по физике 3. Логические задачи. 4. ТРИЗ

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.

Программа внеурочной деятельности "Мир задач" для учащихся 7-8 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2019