Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
7 кл
04.03.2017
Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"
Программа рассчитана на 2 года. Она дает возможность познакомиться с историей и географией рязанского края. Узнать о великих людях, познакомится с их деятельностью. Учит любить свою родину, уважать традиции семьи. В программе заложены уроки-экскурсии по предприятиям города и области. Удачи.
пр.допобразования.docx
Программа внеурочной деятельности « Мой край родной» Поминова Е.В., учитель истории и обществознания Программа внеурочной деятельности   «Мой родной край» Пояснительная записка В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения,   которые   привели   к   значительной   социальной   дифференциации населения   и   потере   духовных   ценностей.   Эти   изменения   снизили воспитательное   воздействие   российской   культуры   и   образования   как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной   постепенная   утрата   нашим   обществом   традиционно   российского патриотического   сознания,   что   привело   к   деформации   в   воспитании подрастающего поколения.            В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль   принадлежит   общеобразовательной   школе.   Именно   школа   призвана воспитывать   гражданина   и   патриота,   раскрывать   способности   и   таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.            Многое   связывает   человека   с   тем   местом,   где   он   родился   и   вырос. Родной  край,  его  люди,  природа  – всё  это  становится  частью  его  судьбы. Осознание   малой   родины   –   главный   методологический   принцип   духовно­ нравственного   воспитания   учащихся.   В   программе   значительное   место уделяется изучению родного края.            Школа   дает   ученику   систематизированные   знания   и   именно   в   ней должны   даваться   знания   о   своем   крае,   прививаться   соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.        Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с школьниками и направлена на социокультурную адаптацию ребенка, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.     Данная программа   может   быть   применена   в   школах   и   учреждениях дополнительного   образования.   Материалы   программы   могут   быть использованы   на   уроках   истории   при   изучении   тем   с   использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях.  Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к   поисково­   исследовательской   работе.   Обучение   путем   открытий   – актуальна   проблема   нашего   времени.   Она   имеет   две   черты: исследовательскую   активность   учащихся   и   самостоятельное приобретение знаний.             Программа обучения рассчитана  на школьников 5­7 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.                     Целью  программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Рязанской области, своего района.           Задачи программы: развивать образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с   многонациональным   составом   населения   Рязанской     области, культурными   учреждениями   района,   историей   возникновения   и развития Малой Родины; развивающие:  наблюдательность, самостоятельность   и   инициативу;   развивать   у   детей   способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные:  воспитывать   такие   личностные   качества   как доброта,   честность,   взаимопомощь;   воспитывать   у   детей   культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.          Основные принципы, положенные в основу программы:   детях   в - принцип   доступности,  учитывающий   индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; - принцип   демократичности,   предполагающий   сотрудничество учителя и ученика; - научности,   предполагающий   отбор   материала   из   научных источников, проверенных практикой; - систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными   критериями  отбора   материала   при   составлении программы   является   ее   культурная   значимость   в   жизни   района, актуальность, воспитательная ценность.  Методы работы: - словесные методы: рассказ, беседа, сообщения ­ эти методы способствуют   обогащению   теоретических   знаний   детей,   являются источником новой информации. - наглядные   методы:   демонстрации   рисунков,   плакатов, макетов,   схем,   коллекций,   иллюстраций.   Наглядные   методы   дают возможность   более   детального   обследования   объектов,   дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; - практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические   работы.   Практические   методы   позволяют   воплотить теоретические знания  на  практике, способствуют развитию навыков и умение  детей.  Учитывая  возрастные  и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие  формы  проведения занятий как экскурсии, занятия­встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его   ценностям.   Особенностью   организации   учебного   процесса   по краеведению   является   динамичность   ее   форм.   Принципиальное изменение форм организации занятий  заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( пришкольный участок, музей, улица, дом,  учреждения, предприятия и  т.  д.).  Как   можно  больше   экскурсий,  целевых   прогулок,  походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в   программе   используются   современные   технологии   и   методики: технология обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии,   проектные технологии.   краеведо–   туристические   технологии, развивающего воспитания       и Программа курса «Мой край родной» предусматривает следующие формы   контроля   знаний,   умений   и   навыков:   разноуровневые   тестовые контрольные   работы,   отчеты   по   экскурсиям,   практическим   работам, защиту проектов.   академического часа, 34 часа. Основные требования к знаниям и умениям                 Занятия   кружка   проходят   1   раз   в   неделю   в   течение   1 При изучении курса   «Мой родной край» учащиеся должны знать:  - Историю своей семьи;           ­       Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);           ­       Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города.   Выполнение   инструкции   «движение   по   городу».     Развитие воображения;                  ­               Знакомство со «знакомым», радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;                  ­               Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности,   способности   к   анализу.   Эмоциональное   восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).                   Учащиеся должны уметь: - - - участвовать с беседами с информантами; посещать музеи и другие культурные учреждения; участвовать в игровой забаве, в праздниках. Планируемые результаты освоения обучающимися программы  внеурочной деятельности.  - личностные результаты — готовность и способность  обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и  познанию, ценностно­смысловые установки выпускников начальной школы,  отражающие их индивидуально­личностные позиции, социальные  компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,  гражданской идентичности;  метапредметные результаты — освоенные обучающимися  - - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и  коммуникативные);  предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе  изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной  области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и  применению, а также система основополагающих элементов научного знания,  лежащая в основе современной научной картины Программа  Тема 1:    Введение  (1ч) Что  изучает   краеведение.  Источники   краеведческих  знаний:  карта   как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.   Тема 2. Я — гражданин России. (2 часа).  1.Моя родина – Россия. Государственные символы современной России.  Символика в истории России. Государственные праздники России.  2. Путешествие по карте России. Города России. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Конкурс рисунков, посвященный Дню  Победы.  Тема 3: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)     1.Территория   и   географическое   положение   области.   Знакомство   с картой   района,   границы,   история   образования.   Изучение   местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.        2.  Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Тема 4: “Я и моя семья ”.(3 ч) ­ Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Творческий  конкурс  ­ «Старая фотография рассказала…» ­Моя родословная ­ нарисовать родословное древо. Тема 5: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч ) 1.Рисунок   представлении учеников.    дома,   выполненного   в   реалистическом   или   сказочном 2. Проект­изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Тема   6:   “Моя   улица”.(1   ч) Урок­экскурсия   по   улицам   села.   Учащиеся   знакомятся   с   названием улицы,   расположением   домов.   Исторические   объекты,   мемориальные доски. Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего села». Тема 7: “Наша школа”. (2 ч) ­   Моя   школа:   знакомство   с   традициями,   историей   своей   школы (экскурсия по школе). ­Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа. Тема 8: “Моя малая Родина”.(2 ч) 1. Заочная экскурсия  по городу. 2. Знакомство с исторической Рязанью, архитектурные объекты старой Рязани, памятники.  Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ. Тема 9: “Природа нашего края”.(4  ч) 1. Занятие   проводится   в   форме   виртуального   путешествия   в растительный и животный мир Рязанской области.   Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много,   мало);   животный   мир   рек,   водоемов;   сроки   сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых   животных,   которых   можно   добывать   в   нашем   крае   в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. 2. Памятники природы района. 3.Объекты природы своей области. 4. Климат Климатическая   область   расположения   района;   средние   многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в  климате на территории района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении) Практические занятия: ­ разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; – в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц; – в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);  – операция “Чистый двор”. Тема 10 :“Что дает наш край стране”.(2 ч) 1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством области, села, его предприятиями, их история. 2. Экскурсии на предприятия. 3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Форма контроля: сочинение­рассуждение «Что дает наш край стране». Тема 11: “Наш край богат талантами”.(2 ч) Литературное, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.   художественное,   музыкальное   творчество,   СМИ, Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Экскурсии   ­   в   местный   краеведческий   музей;   посещение   творческих выставок земляков Тема 12:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч) Форма урока: видеоурок,  беседа. 1.   События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. 2.    Творческая   работа «Расскажи  о   своем   герое».  Можно   предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. 3.   Встречи   с   ветеранами   Великой   Отечественной   войны,   тружениками трудового фронта. 4.   Экскурсия   силами   детей   в   места   боевой   славы.   Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”. Тема 13: “Герб района”.(2 ч) 1. Лекция по геральдике. 2. Творческая   работа   по   созданию   символа   (герба)   своего   района, села. Тема 14: “Красная книга родного края”.(2 ч) Совместно   с   учителями   географии,   биологии   обобщение   материалов экскурсий, походов по родному краю.                            Учебный план Количество часов Тема теор ия практи ка экскурс ии массовые мероприят ия 1. Введение 2.Я­ гражданин России 3. Мой край  1 2 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ всег о час ов 1 2 2 на карте  Родины 4. Я и моя  семья 5.Дом, в  котором я  живу или  хотел бы  жить 6. Моя  улица 7. Наша  школа 8. Моя  малая  Родина 9. Природа  нашего края 10. Что дает наш край  стране 11. Наш  край богат  талантами 12. Наш  край в годы  Великой  Отечественн ой войны 13. Герб  района 14. Красная  1 1 ­ 3 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 1 1 3 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 книга  родного  края. Всего часов: 14 13 6 1 34

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017