Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Оценка 5
Образовательные программы
docx
религиоведение
2 кл—3 кл
19.10.2019
Программа внеурочной деятельности по православной культуре"Истоки возрождения" для начальной школы 2-3 класса. Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые личностные и метапредметные результаты изучения курса, основное содержание, тематическое планирование, формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности по курсу "Истоки возрождения"
внеурочка опк.docx
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
для начальной школы направлена на духовнонравственное личностное развитие
обучающихся 24 классов.
Программа разработана в соответствии со ФГОС начального и основного
основными положениями Концепции духовно
общего образования,
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с
региональной учебной программой курса «Основы православной культуры»
/Авт. архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), М.М.
Арбекова, Е.П. Бельчикова, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина.
Она включает его содержательные компоненты с учетом возрастных
особенностей школьников и дошкольников построенной на основе «Примерного
содержания образования по учебному предмету «Православная культура» МО
РФ. письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 1452876 ин/16
«Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная
культура».
•
направление программы внеурочной деятельности духовно
нравственное
•
отличительные особенности данной программы внеурочной
деятельности от уже существующих образовательных программ: В программе
обучения закладываются основы религиозноэстетического восприятия и
духовнонравственных представлений об окружающей жизни,
связи
представлений ребенка о его жизни с православной культурой,
рассматриваются новые стороны основной темы года «Красота Божьего мира:
наблюдаем, слушаем, размышляем». В программе выделены два аспекта, на
основе которых организуется и педагогически интерпретируется
рекомендуемое содержание:
1.
Связь традиций православной культуры с жизнью современного
человека.
2.
Опора на нагляднообразный компонент учебного материала
(учитывая возрастные особенности школьников)
В Учебном плане ГБОУ СОШ с. Новодевичье на внеурочную деятельность
«Православная культура» отводится во 2 классе 1 час в неделю, что
составляет 34 часа в год. Итого на уровне начального общего образования – 34
часа. 1. Планируемые результаты изучения курса
программы внеурочной деятельности
«Истоки возрождения»
Личностные результаты
формирование представлений о нравственных понятиях: добро, любовь к
ближнему, милосердие, трудолюбие, совесть и др.;
знакомство с заповедями Божиими;
освоение культуры проведения православных праздников;
знакомство с традициями православной семьи;
проявление интереса к анализу житейских ситуаций, литературных
произведений, исторических фактов;
обретение элементарного духовного опыта:
уважительное отношение:
к православным традициям семьи, родителям, родственникам,
окружающим.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу
(проблему);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою
работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для
решения учебной задачи;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников и других материалов;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений и событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций;
слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним
с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи,
выполняя разные роли в группе.
формы подведения итогов реализации программы внеурочной
деятельности: выставки, фестивали, соревнования, защита минипроектов.
Результаты реализации программы
К концу обучения дети должны:
иметь представление о разных способах отражения прекрасного (слово,
краски, звуки); о храме как особом месте, посвященном Богу; о
сотворении мира в трактовке Библии;
иметь первоначальную базу для формирования таких духовно
нравственных понятий как «благочестие», «грех», «красота»,
«послушание», «благодарность», «ответственность»;
иметь представление об историческом содержании основных
христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово,
Крещение, Пасха), знать наиболее распространенные церковные и
народные традиции, связанные с этими праздниками;
различать «доброе» и «злое»;
иметь опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; 2. Основное содержание учебного предмета
2 класс
Урок №1. Аз и Буки – начало науки
Азбука. Красота Азбуки. Буквы Азбуки. Имена букв. Букварь.
Изучение азбуки в русской школе .Библиотека вашей семьи. Пословицы
Художественное произведение: Л. Модзалевский «Приглашение в школу»
Урок №2. Начать с азов
Начать с азов (Аз есмь…).
Заповеди Ветхого Завета: Первая заповедь – Возлюби Бога.
Новозаветная история: Первая молитва – Отче наш.
Традиция: Молитва перед началом каждого дела.
Художественное произведение: А. Фет «Ангел»;
Духовное песнопение: Отче наш.
Словарная работа: молитва, аминь.
Урок №3. Рождество Богородицы – начало Божественного
домостроительства
Праздничная дата календаря: Описание жизни Пресвятой Богородицы.
Православная икона: иконография Пресвятой Богородицы.
Художественное произведение: С. Надсон «Под голос вьюги»
Духовное песнопение: песни детских хоров о Богородице.
Подготовка к празднику Матери.
Словарная работа: образ.
Урок №4. Традиция празднования именин
Отличие именин от дня рождения.
Как найти своего Небесного покровителя в православном календаре?
Традиция празднования дня именин: поздравление одноклассников, родных,
знакомых с днем
именин.
Нравственная задача: любите ли вы дарить подарки?
Православная икона: святые Небесные покровители учеников класса.
Художественное произведение: И. Бунин «Ангел».
Изобразительное искусство: картина В. Сурикова «Нерукотворный образ»
Словарная работа: ангелхранитель.
Урок №5. Семья прп. Сергия Радонежского
Семья отрока Варфоломея. Свв. Кирилл и Мария, братья. Завещание
преподобного Сергия
Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители.
Изобразительное искусство: М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».
Художественное произведение: аудиозапись – о детских годах преподобного
Сергия
Радонежского. Духовное песнопение: слушание молитвы: «Преподобный Отче наш Сергие,
моли Бога о
нас».
Словарная работа: обитель, монах.
Урок №6. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника
Исторические события Х века по Р.Х. в греческом городе Царьграде. Явление
Пресвятой
Богородицы во Влахернском храме.
Православная икона: Покров Пресвятой Богородицы.
Духовное песнопение: «Величание на Покров Пресвятой Богородицы».
Словарная работа: словосочетания «живая душа», «живое дело».
Урок №7. «…в поте лица твоего будешь есть хлеб»
Ветхозаветная история: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:17).
Уважительное отношение к труду хлебороба.
Традиция: отношение к хлебу в русской православной семье.
Изобразительное искусство: А.Г. Венецианов «Жнецы», «На пашне»; А.А.
Пластов
«Жатва», «На току»; портреты тружениковхлеборобов и другие (по выбору
учителя).
Художественное произведение: сказка «Легкий хлеб», О. Белявская «Золотой
звон»,
Н.Палькин «Пахнет хлеб и солнцем, и землѐй». Пословицы о хлебе.
Музыкальное произведение: «Хлеб всему голова» (сл. В. Балачана, муз. Н.
Кудрина), «Слава
хлебу» (сл. В. Бокова, муз.Л. Тумиалиева), «Как прекрасна земля» (сл. Ф.Лаубе,
муз. Б.
Фиготино), Гимн хлебу (В.Г. Захарченко).
Словарная работа: хлеб, земля.
Урок №8. Природный и духовный мир
Постоянство и изменчивость Божьего мира.
Ветхозаветная история: понятие стихии, природных явлений в Священном
Писании: буря,
потоп, радуга (символическое значение). Всемирный потоп. Ной и его дети.
Художественная литература: природный и духовный мир в художественных
произведениях (А.С. Пушкин, И. Никитин, Ф.И. Тютчев, И.З. Суриков, С.Я.
Маршак).
Изобразительное искусство: И.К. Айвазовский «Бурное море», «Девятый вал».
Музыкальное произведение: романс «Буря мглою небо кроет».
Слушание: фрагмент акафиста «Слава Богу за Все», кондак 6.
Урок №9. Православная традиция празднования памяти Казанской иконы
Божией
Матери Празднование памяти Казанской иконы Божией Матери в России («Казанская»
зимняя и
«Казанская» летняя).
Православная икона: Казанская икона Божией Матери.
Духовное песнопение: «Величание Пресвятой Богородцы».
Изобразительное искусство: М. Скотти «Освобождение Москвы от поляков.
Народное
ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского».
Художественная литература: сказка о молодильных яблоках и живой воде.
Традиция празднования: государственного праздника Дня примирения и
согласия
Словарная работа: крестьянин.
Урок №10. Язычество древних славян
Изображение идолов в русских народных сказках, былинах.
Элементы языческой культуры в русской жизни.
Православная традиция: призывание имени Божия в трудных жизненных
ситуациях, во
время благодарения: «спасибо», «Господи, помилуй!».
Духовное песнопение: «Господи, помилуй!»
Изобразительное искусство: картины В.М. Васнецова на сказочные сюжеты,
картина
«Крещение киевлян».
Словарная работа: язычество, капища.
Урок №11. Урок нравственности: понятие греха
Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение (Быт.3). Гробы прихоти
(Исх.17:1520).
Художественная литература: Л. Толстой «Как лучше жить». Чтение басен
И.А. Крылова,
отражающих человеческие пороки: непослушание, жадность, хитрость,
неуважение к
старшим, упрямство, нетерпимость.
Беседа о нравственных качествах, противостоящих порокам (с использованием
духовных
песен и стихов, фольклора, пословиц).
Словарная работа: добродетель, прихоть, порок.
Урок №12. Традиции семейной трапезы (Филипповский пост)
Традиция: назначение и проведение постов.
Изобразительное искусство: К. Коровин «За чайным столом».
Художественная литература: И. Шмелѐв «Лето Господне».
Размышление по тексту: Семейная трапеза (непридуманный рассказ).
Ролевая игра: подготовка к трапезе, место за столом, отношение к еде и
сотрапезникам,
благодарение за трапезу.Пословицы и поговорки о питании. Словарная работа: трапеза, пост.
Урок №13. Введение во храм Пресвятой Богородицы
Праздничная дата календаря: Описание события Введения во храм.
Православная икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Художественная литература: И. Никитин «Детская молитва».
Музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Милость мира» (литургия св.
Иоанна
Златоуста).
Словарная работа: лик, псалмы.
Урок №14. Выбор пути духовного и земного
Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты,
общие
ценности.
Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Витязь на распутье».
Словарная работа: распутье.
Урок №15. Заповедь о любви. Совесть
Как любить самого себя? Чистая совесть – что это? Как ты проявляешь любовь
к родителям?
Художественная литература: народная сказка «Гусилебеди», «Эльза и
братья», Л. Толстой
«Добрый товарищ», Ф.М. Достоевского «Дорогая копеечка».
Православная икона: Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»: сюжет.
Размышление о прочитанном: «Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за
друзей своих» (Ин.15:13).
Пословицы.
Словарная работа: совесть.
Урок №16. Рождество Христово: история праздника
О празднике Рождества Христова, «Дары волхвов».
Рождественский концерт, выставки.
Православная икона: икона Рождества Христова.
Духовное песнопение: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (тропарь, глас 4).
Художественная литература: А.А. Фет «Рождественская ночь», И.С. Шмелев
«Лето
Господне».
Словарная работа: сочельник.
Урок №17. Крещение Господне. Чудо освящения воды
Традиция празднования Крещения. Чудо Крещенской воды.
Православная икона: икона «Крещение».
Духовное песнопение: тропарь праздника.
Художественная литература: П. Вяземский «Иоанн Предтече», В. Свечин
«Дни Крещение
на святой Руси». Изобразительное искусство: И. Патинир «Крещение Христа».
Словарная работа: митрополит, Иордань.
Урок №18. Любовь к детям. Христос и дети
Новозаветная история: Христос и дети (Мф 19:1315; Мк. 9:36,37),
Воскрешение дочери
Иаира (Мф.9:826), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк.7:1117).
Любовь родителей к детям.
Изобразительное искусство: В.Д. Поленов «Привели детей», «Воскрешение
дочери Иаира».
Художественная литература: Л. Бутовский «Христос и дети». Н. Гурко
«Сашенька».
Словарная работа: благословение.
Урок № 19. Дела милосердия
Новозаветная история: Как накормили апостолы Воскресшего Христа (Лк. 24:
3643).
Непридуманный рассказ: «Накормить алчущего и напоить жаждущего».
Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Нищий», А.Н. Плещеев
«Приголубьте
сироток». Святочный рассказ «Рождественский ангел».
Рассуждение по прочитанному: В. Осеева «Три товарища»
Словарная работа: алкать, алчущий, милостыня, обитель, сирота, нищета.
Урок № 20. Отношение святых отцов к животным
Жития святых: Забота о животных преподобного Сергия Радонежского,
преподобного
Серафима Саровского, св. Герасима Иорданского и других).
Православные иконы: преподобный Сергий Радонежский, преподобный
Серафим Саровский,
св. Герасим Иорданский, миниатюры из лицевого жития пр. Сергия
Радонежского (XVI в.).
Мемуарная литература: Из воспомин. полковника В.К. Олленгрэна о детстве
Николая II.
Художественная литература: *Рассказ священника. Николая Агафонова
(фрагмент
Апокриф о комарах).
Урок № 21. Урок нравственности: не осуждай
«Не осуждай не будешь осужден».Грех ябедничества.
Традиция: Прощение и Прощеное воскресенье.
Художественная литература: Прощеное воскресенье в книге И.С. Шмелева
«Лето
Господне». В. НикифоровВолгин «Светлая заутреня», С. Золотцев «Прощенное
воскресенье»
Cловарная работа: суждение, осуждение, ябедничество.
Урок №22. День защитника Отечества: фронт боевой, фронт трудовой. Памятники воинамзащитникам __________нашего Отечества.
Историческая память: летописи военных подвигов наших соотечественников,
день
поминовения воинов.Встреча с ветеранами войны и труда.
Православные иконы: св. благоверный князь Александр Невский, Преподобный
Сергий
Радонежский.
Изобразительное искусство: Ю. Ракша «Преподобный Сергий Радонежский
благословляет
на битву князя Димитрия Донского».
Художественная литература: Ю. Яковлев «Моя Родина», С.Табачников
«Подарок»
Cловарная работа: земляки, поле брани, рать, дань, победа.
Урок №23. Общение с миром. Время очищения.
«Имеющий уши, да слышит» (Откровение Иоанна Богослова, гл.3; п. 22).
Умение слушать и
слышать.
Евангельские притчи: притча о сеятеле (фрагмент) (Лк. 8: 48).
Художественная литература: «Подготовка к исповеди» в книге И.С.
Шмелева «Лето
Господне», Э. Мошковская «Я маму свою обидел».
Cловарная работа: общение, тернии.
Урок №24. Строение семьи. Мир в семье.
Семейная традиция: мироустроение семьи. Взаимоотношения в семье. Просите
ли вы
прощение друг у друга? Умеете ли вы прощать.
Жития святых: житие прп. Тита, пресвитера Печерского.
Православные иконы: икона Божией Матери «Неувядаемый цвет».
Изобразительное искусство: А. Пластов «Мама».
Художественная литература: Сила Благословения родительского (на
примере сказки о
Василисе Прекрасной и других произведений), *М.Горький «Детство», Н.
Гоголь «Тарас
Бульба».
Урок №25. Значение имени Божия. «Имя Твое паче всякого имени
призываем»
Иисус, Спаситель, Христос, Мессия, Эммануил, Господь Саваоф.
Библейская история: Как помазали Давида на царство.
Православная икона: «Эммануил со святыми».
Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Бог Саваоф»
Художественная литература: Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья», А.К.
Толстой
«Спаситель», В.С. Соловьев «ИммануЭль». Cловарная работа: помазанник.
Урок №26. Тема Благовещения Богородицы в искусстве
Дева Мария и архангел Гавриил.
Православная икона: «Благовещение Пресвятой Борогодицы»
Изобразительное искусство: С. Мартини «Благовещение» (1333, Флоренция);
А.А. Иванов
«Благовещение»; В. Поленов «Пошла в Нагорную страну» (1900) (устное
сочинение по
картине).
По страницам Новозаветной истории: Посещение Девой Марией Елисаветы.
Художественная литература: А.Иванов «Благовещение святое».
Духовное песнопение: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь
с Тобою…»
Урок № 27. Вход Господень в Иерусалим: историческое событие
По страницам Новозаветной истории: Вход Господень в Иерусалим:
историческое событие.
Православная икона «Вход Господа в Иерусалим».
Духовное песнопение: П. Чайковский «Благословен, Грядый во имя Господне».
Художественная литература: К.Д. Ушинский «Вербная», М. Забылина
«Вербная неделя».
Урок № 28. Пасхальная седмица: традиции и символика
Русская традиция празднования пасхальной седмицы
Православная икона: «Сошествие во ад».
Духовное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть
поправ…».
Художественная литература: А. Майков «Христос Воскрес», Е. Опочинина
«Царские
писанки» и другие произведения классической литературы.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: благовест.
Урок №29. Радоница – Вселенская Пасха
История возникновения традиции празднования Радоницы.
Правила поведения на кладбище.
Изобразительное искусство: И. Левитан «Над вечным покоем».
Святоотеческая литература: Св. Игнатий Брянчининов «Под сенью Креста».
Художественная литература: В. Федоров «Мой детский сад».
Словарная работа: Радоница.
Урок №30. День славянской письменности и культуры. Цветная азбука
Кирилла.
Православная икона: свт. равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Цветная азбука Кирилла.
Особенности начертания букв.
Творческая работа по оформлению заглавной буквы к стихотворениям. Урок №31. Посещение храма: внутреннее устройство храма
Внутреннее устройство храма: притвор, средняя часть, алтарь.
Иконостас, царские врата. Храмовые иконы.
Урок №32. Труд – основа жизни
Труд духовный, физический, умственный. Расскажите о профессии своих
родителей.
Духовная, физическая, умственная работа, в чем она выражается?
Имеете ли вы опыт духовного труда; можете ли вы терпеть, отказаться от
удовольствия?
Художественная литература: «Сенокос» В. Попов; С. Дрожжина «Первая
борозда», М.
Зощенко «Кто ваши родители?», К. Ушинский «Дети в роще».
Изобразительное искусство: А.А. Пластов «Сенокос».
Программа 3 класса
Урок №1. Семейное чтение как традиция воспитания
Жития святых: житийные сборники. Патерики (отечники).
Православная семейная традиция : чтение в кругу семьи.
Современные детские книги житий.
Какие книги читают в вашей семье?
Пословицы и поговорки о знаниях.
Изобразительное искусство: А. Красносельский «Бабушкины сказки».
Художественная литература: С. Маршак «Книжка про книжки», И. Суриков
«Детство».
Урок №2. Церковное новолетие
Календари: государственный, православный. Церковный календарь. Год и
годичный
литургический круг.
Православные иконы: «Рождества Богородицы» и «Успение Пресвятой
Богородицы»,
«святитель Димитрий Ростовский».
Жития святых: святителя Алексия, митрополита Московского и всея России
чудотворца,
блаженной Ксении Петербургской.
Словарная работа: скрижаль, литургия.
Урок №3. Родители Пресвятой Богородицы. Повторение: Праздник Рождества Пресвятой Богородицы (фрагменты
жизнеописания).
Новозаветная история: свв. Иоаким и Анна, родители Девы Марии: жизнь и
предназначение.
Православные иконы: «Встреча Иоакима и Анны у Золотых Ворот», «Царя
Давида».
Традиции празднования Рождества Богородицы в церкви, семье. Подготовка ко
дню Матери.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: супруги, жертва, праведный, псалтирь, тропарь.
Урок №4. Исповедники веры православной
Дата православного календаря: житие святых Веры, Надежды, Любови и их
матери Софии
(фрагменты).
Православная икона: икона «Святые Вера, Надежда, Любовь и их мать София».
Традиция: Поздравление родных, знакомых, одноклассников с днем именин.
Художественная литература: Б. Ганаго «Подарок»
Словарная работа: исповедники.
Урок №5. Монашество как особый подвиг служения.
Исторический экскурс: Возникновение монашества на Руси: экскурс в историю
монашества.
Свв. Антоний и Феодосий – основатели иночества на Руси.
Монашеское служение преподобного Сергия Радонежского: труд и
молитвенный подвиг
(трудолюбие, смирение, служение ближнему, скромность, милостыня)
(фрагмент жития).
Православная икона: иконы преподобных Антония и Феодосия основателей
иночества на
Руси. КиевоПечерская лавра.
Изобразительное искусство: Триптих М.В. Нестерова «Труды преподобного
Сергия
Радонежского».
Художественная литература: Былина «Илия Муромец».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: подвиг, служение, инок.
Урок №6. Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
Жития святых: житие св. Андрея Боголюбского (фрагмент).
Художественная литература: С. Высоцкая «Покров Богородицы».
Православная икона: «Покров Пресвятой Богородицы».
Традиции празднования»Покрова» в книге И.С. Шмелева «Лето Господне».
Словарная работа: церковнославянские и народные слова, встречающиеся в
тексте книги
И.С. Шмелева. Урок №7. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
Ветхозаветная история: Манна небесная (Исход. 16).
Новозаветная история: о насыщении народа пятью хлебами и двумя рыбами
(Мф. 14: 13
21).
Православная икона: «Насыщение народа пятью хлебами пяти тысяч человек»
Художественная литература: С. Бехтеев «Детям» л толстой «Косточка»
Традиция вкушения хлеба, хранения хлеба. Почему гостей встречают хлебом и
солью?
Размышление о прочитанном: насыщение и чревоугодие, тайноядение:
«Исповедаю Тебе
Господу Богу моему вся мои грехи…объядение, тайноядение…» (молитва на
сон грядущим).
Словарная работа: насущный, даждь, днесь.
Урок №8. Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека
Чувства человека: противоположность и единство (радость и печаль;
милосердие и
жестокость). Когда человек испытывает радость, печаль? Милосердие –
сострадание,
утешение, помощь. Живопись и поэзия о природе и духовном мире.
Жития святых: житие св. вмч. целителя Пантелеимона.
Церковнославянский язык: прописи.
Словарная работа: радость, печаль, милосердие, жестокость.
Урок №9. Судьба страны – судьба семьи
Испытания семьи св. Иосифа – обручника.
Семейная хроника, отражающая жизнь семьи в исторические переломы России.
Художественное искусство: картины М.В. Нестерова «Святая Русь», И.С.
Глазунов «Вечная
Россия»
Музыкальные произведения: Марш «Прощание Славянки».
Фотографии военных лет.
Словарная работа: судьба, страна, народ, смута.
Урок №10. Теневые лабиринты сознания человека
Суеверия прошлого и настоящего.
Суеверие и приметы инославных культур: гороскопы, календари и т.д.
Поведение суеверного человека (на материале детских рассказов и сказок,
пословиц).
Духовное песнопение: «Отче наш».
Словарная работа: инославный, гороскоп.
Урок №11. Нравственная природа человека: доброта как творческая сила
Взаимосвязь двух основных качеств человека: Доброта и Красота как
преобразующая сила.
Доброта – это добрые слова, добрые дела, добрые отношения, доброе сердце. Доброта истинная и ложная: примеры житейских ситуаций в литературных
произведениях
народов России (на знакомом учащимся материале).
Общепринятые пожелания: Добро пожаловать, Доброй ночи¸ Доброго пути –
смысловое
содержание пожелания.
Икона: Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Жития святых: Св. преподобномученица Елизавета (Романова): помощь
нищим, больным.
Словарная работа: добро, доброжелательность, добропорядочный,
добровольный,
добросердечный.
Урок №12. Православное устройство дома
Дом. Родительский дом. Символика деталей. Украшение дома (внешнее и
внутреннее).
Святыни дома. Семейные реликвии. Домашние традиции
Воспоминание: художник К. Коровин «Мыс Доброй Надежды»
Словарная работа: украшение, реликвия, традиции.
Урок №13. Красота духовная и телесная. Мужественная красота.
Беседа о мужественной красоте. Рассказ о подвиге А.В. Суворова.
Жития святых: св. мученик Иоанн Воин.
Православные иконы: св. Александра Невского, св. Архангела Михаила, св.
мученика Иоанна
Воина.
Художественное искусство: картины П. Рыженко «Молитва Александра
Пересвета перед
Куликовсеой битвой», В.М. Васнецова «Поединок Пересвета с Чулубеем»,
В.И.Сурикова
(«Переход Суворова через Альпы»).
Урок №14. Государственные и церковные символы России
Государственные и церковные символы: герб, флаг, знамя, хоругвь.
История герба, флага, знамени, хоругви. Символы древнего царства Израиль.
Художественное искусство: картина Доменико Гарджуло «Перенесение
Ковчега Завета
царем Давидом в Иерусалим».
Музыкальные произведения: гимн России (сл. С.В.Михалкова, муз. А.В.
Александрова) и
гимн «Боже, царя храни» (1833 г, сл. В.А. Жуковского, муз. А.Ф. Львова).
Практическое задание: Рисование флага России и губернии; рассмотрение
гербов.
Словарная работа: герб, флаг, знамя, хоругвь, тавлы.
Урок №15. Православная культура общения: «Мир Вам!»
Обращение Иисуса Христа «Мир Вам!» (Лк.24:36). Обращение, приветствие и прощание в общении с родными, друзьями,
священниками.
Способы выражения благодарности, просьбы (ролевые игры).
Словарная работа: спасибо, благодарю.
Урок №16. Рождество Христово: народные традиции.
Повторение: Радость пастухов.
Традиции: Празднование Рождества Христова
Иконы: Рождество Христово.
Художественная литература: Беседа по сказке «Мороз Иванович».
Духовное песнопение: ирмос Рождественского канона, глас 1.
Художественное искусство: картины Ф. Сачков «Христославы» , Джорджоне
«Поклонение
пастухов»
Музыкальные произведения: Христославы.
Словарная работа: ирмос, канон.
Урок №17. Православные и государственные праздники.
Традиция празднования Крещения Господня в России.
Духовное песнопение: П. Чесноков «Единородный Сыне».
Календарная дата: Житие св. Илии Муромца (фрагменты).
Словарная работа: клирос.
Урок №18. Отрок Иисус в преданиях народа.
История возникновения апокрифических текстов.
Новозаветная история: Отрок Иисус в храме (Лк.2:4052).
Апокрифическое евангелие: Отрок Иисус в Назарете (Евангелие от Иакова).
Духовное песнопение: Рождественский тропарь.
Словарная работа: раввин, кондак, субботний день.
Урок №19. Дела милосердия: «Прийти с утешением к узнику»
Посещение и утешение больного, одинокого пожилого человека, обиженного.
Деяния апостолов: освобождение апостола Петра из темницы (5: 17).
Художественная литература: А. Плещеев «Напрасно, птички, вас», «Что
ты соловеюшко».
Изобразительное искусство: картина Н.А.Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
Жития святых: св. Анастасия Узорешительница.
Словарная работа: узник.
Урок №20. Гостеприимство как традиция народа.
Ветхозаветная история: Авраам принимает трех странников (Детская
Библия).
Новозаветная история «Марфа и Мария» (Лк. 10:3842).
Художественная литература: Как встречают, угощают гостей герои
сказок, детских
рассказов (по знакомым ученикам материалам).
Пословицы и поговорки о встрече гостей.
Народная традиция: русское гостеприимство. Словарная работа: гостеприимство.
Урок №21. Имя ее Любовь
Православная сказка Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья»
(инсценировка).
Урок №22. Воинские знаки отличия и награды Отечества
Встреча с ветеранами войны и труда.
Фалеристика: Воинские знаки отличия и награды Отечества.
Календарная дата: житие свв. Сорока мучеников Севастийских.
Народная традиция: выпекать жаворонков из теста.
Музыкальное произведение: С.С. Прокофьев «На Руси родной, на Руси
большой не бывать
врагу!». (Кантата св. Александру Невскому «Битва на Чудском озере»),
фрагмент из оперы
Бородина «Князь Игорь».
Словарная работа: фалеристика.
Урок №23. Народные традиции поста
Великий пост. Пост время очищения.Пост и диета.
Художественная литература: Д.Н. Мамин–Сибиряк «Кусочек хлеба»
Православные традиции: проведение поста
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: диета, пост.
Урок №24. Православная традиция ведения домашнего хозяйства
Хозяйственные традиции ухода за животными и птицами.
Пословицы о хозяйстве («Животинку водить – не разиня рот ходить» и
другие).
Отношение к домашним животным. Какие клички можно давать
домашним животным.
Икона: «Флор и Лавр с Власием и Спиридоном».
Художественная литература: В.А.Солоухин «Черные доски», И. Горбунов
Посадов
«Слепая лошадь»
Жития святых: жития свв. Флора и Лавра.
Урок №25. Поклон как народная и церковная традиция общения
Поклоны поясные и земные.
Святоотеческая литература: Отцы церкви о поклонах.
Художественная литература: Поклоны в традиции общения русского
народа. И.С. Шмелев.
«Лето Господне», на примерах народных сказок. Ю. Вознесенская
«Юлианна, или опасные
игры».
Духовное песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» (обиход).
Урок №26. Благовещение. Традиции празднования
Поздравление с праздником Благовещения.
Новозаветная история: «Благовещение» (Лк. 1: 2638). Художественная литература: Ф.А. Тумановский «Вчера я растворил
темницу», А.С.
Пушкин «В чужбине свято наблюдаю»
Православная икона: иконы «Благовещение», «Целование Божией Матери и
праведной
Елисаветы».
Художественное искусство: картина Г.Гагарина «Благовещение Пресвятой
Богородицы».
Урок №27. Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса
Христа
Новозаветные истории: Изгнание торговцев из Иерусалимского храма. (Ин.
12; 1219). Чудо
со смоковницей (Мф. 21: 1822). Какая заповедь Божия первая? (МФ. 22, 34
40).
Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины».
Изобразительное искусство: А. Иванов «Изгнание торгующих из храма»
Урок №28. Пасхальная седмица: Явление Христа Воскресшего
Пасхальный концерт. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.
Изобразительное искусство: А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине».
Духовное песнопение: Н. Римский–Корсаков «Светлый праздник», ирмос:
«Светися, светися
Новый Иерусалиме…»
Художественная литература: Поэзия о Пасхе. И.С. Шмелев «Пасха» из
книги «Лето
Господне».
Словарная работа: Плащаница, Геена огненная, Благовонное миро.
Урок №29. Мир дольний и горний
Мир дольний и горний: молитва как связь между ними.ч и Лазарь
Евангельская притча: о богаче и бедном Лазаре (Лк. 16: 1931).
Жития святых: КиевоПечерский патерик: прп. Марк пещерник, прп. Агапит,
врач
безвозмездный; Сказание о чуде в пещере, состоявшемся во время Пасхи.
Изобразительное искусство: Гюстав Доре «Богач и Лазарь»
Словарная работа: дольний, горний, Эдем
Урок №30. День Славянской письменности и культуры. Живое слово
Славянская письменность: история происхождения. Свв. Кирилл и Мефодий
– учителя
Словенские.
Гимн свв. равноапостольным Кириллу и Мефодию (сл. М. Розенгейма, муз. В.
Главача).
Икона: свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий (иконописец Григорий
Журавлев)
Художественная литература: Поэзия о значении слова (С. Анненков, И.
Бунин). Книга А.С. Малиновского «Радостная встреча» об иконописце Григории Журавлеве.
Урок № 31. День рождения Церкви Христовой
День Пятидесятницы.
Начало апостольского служения. Свв. первоапостолы Петр и Павел.
Православная икона: иконы «Сошествие Святаго Духа», апостолов Петра и
Павла.
Изобразительное искусство: Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».
Посещение храма: посещение храма в честь свв.
первоапостолов Петра и Павла (или близлежащего
храма).
Урок №32. Паломническая поездка по святым местам области.
3. Тематическое планирование
2 класс
Разделы программы Тема учебного занятия
Аз и Буки – начало науки
Начать с азов
Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства
Традиция празднования именин.
Семья прп. Сергия Радонежского.
Детские годы прп.Сергия Радонежского.
Покров Пресвятой Богородицы:
история праздника.
«…В поте лица твоего будешь добывать хлеб».
Природный и духовный мир.
Православная традиция празднования памяти Казанской иконы
Божией Матери.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Язычество древних славян.
11 Урок нравственности: понятие греха.
12
Традиции семейной трапезы
(Филипповский пост).
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Выбор пути духовного и земного.
Заповедь о любви. Совесть.
Рождество Христово. История праздника.
13
14
15
16
17 Крещение Господне. Чудо освящения воды.
18 Любовь к детям. Христос и дети.
19 Дела милосердия: накормить алчущего, напоить жаждущего.
20 Отношение святых отцов к животным.
21 Урок нравственности: не осуждай.
22 Фронт боевой и фронт трудовой.
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 23 Общение с миром, время очищения.
24 Строение семьи. Мир в семье.
25
Значение имени Божия:
«Имя Твое паче всякого имени призываем»
Анализ стихотворения об Иисусе Христе в хрестоматии.
Практическая работа «Имена Божии»
Тема «Благовещение Богородицы» в искусстве
Вход Господень в Иерусалим:
историческое событие.
26
27
28 Пасхальная седмица: традиции и символика.
29
Радоница – Вселенская Пасха
30 День Славянской письменности и культуры. Цветная азбука
31
32
Кирилла.
. Посещение храма: внутреннее устройство.
Труд – основа жизни.
Итого
3 класс
Разделы программы Тема учебного занятия
Семейное чтение как традиция воспитания
Церковное новолетие
Родители Пресвятой Богородицы
Исповедники Веры Православной
№
п/п
1
2
3
4
5 Монашество как особый подвиг служения
Чудо явления иконы Покрова Пресвятой
6
Богородицы на Руси
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека
7
8
Государственные и церковные символы России
Рождество Христово: народные традиции празднования
Судьба страны – судьба семьи
Теневые лабиринты сознания человека
9
10
11 Нравственная природа человека: доброта как творческая сила
12 Православное устройство дома
13 Красота духовная и телесная. Мужественная красота
14
15 Православная культура общения
16
17 Православные и государственные праздники
18 Отрок Иисус в преданиях народа
19 Дела милосердия: «Прийти с утешением»
20
21 Имя ее Любовь
22
23 Народные традиции поста
24 Православная традиция ведения домашнего хозяйства
Гостеприимство как традиция народа
Воинские знаки, отличия и награды Отечества
1
1
1
1
1
1
1
2
2
34
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 25 Поклон как народная и церковная традиция общения
26 Благовещение. Традиции празднования
27
Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса
Христа
28 Пасхальная седмица:
Явление Христа Воскресшего.
29 Мир дольний и горний
30 День Славянской письменности и культуры.
Живое слово
31 День рождения Церкви Христовой.
Начало апостольского служения
32 Паломническая поездка по святым местам
области
Итого
1
1
1
1
1
1
2
2
34
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.