Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
5 кл
19.01.2017
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития. В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Программа Первый раз в 5 класс готовая!!!!.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 с.Хушенга Хилокского района Забайкальского края Рабочая программа  внеурочной деятельности  «Первый раз в пятый класс» 5   класс Педагог­психолог: Капустина Оксана Александровна МБОУ СОШ №17 с.Хушенга 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в  соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего  образования, на основе авторской программы по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой,  Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а  также планируемых результатов основного общего образования. Рабочая   программа  внеурочной   деятельности   «Первый   раз   в   пятый   класс»  ориентирована   на учащихся 5­ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.  Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют   варианту   авторских   программ   по   психологии   Е.   Г   Коблик,   О.В   Хухлаевой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5­6).­ М.: «Генезис», 2005).  Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Пятиклассникам   в   школе   и   интересно,   и   тревожно:   хочется   быть   активными,   умными   и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.  Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только   и   не   столько   от   его   интеллектуальной   готовности   к   обучению.   Важно,   чтобы   были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации: • умение осознавать требования учителя и соответствовать им; • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами; • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками; • навыки уверенного поведения; • навыки совместной (коллективной) деятельности; • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; • навыки самоподдержки; • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей. Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития. В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями. Цели и содержание программы: Цель  ­   способствовать   психологической   адаптации   пятиклассников   к   условиям   средней   школы (создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый   этап   школьного   обучения;   поддержать   и   развить   в   детях   интерес   к   знаниям;   помочь   им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями). В соответствии с целью сформулированы задачи: • формирование у детей позитивной Я­концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; 2 • формирование устойчивой учебной мотивации детей; •   создание   классного   коллектива   через   формирование   групповой   сплоченности   и   выработку системы единых обоснованных требований; • повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков; • освоение детьми школьных правил; • выработка норм и правил жизни класса; • формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях; •   развитие   социальных   и   коммуникативных   умений,   необходимых   для   установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы. Характеристика основных этапов работы На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме   того,   решается   важная   задача   принятия   правил   школы   и   класса,   установления   норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.  На   третьем   этапе  продолжается   работа   по   осознанию   детьми   требований   преподавателей. Формируется   понимание   критериев   оценки   устной   или   письменной   работы   (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.  На четвертом этапе  особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием   коммуникативных   умений,   среди   которых   выделяются   конструктивные   способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.  На пятом этапе  происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы. Нижеуказанные   пособия   позволяют   организовать деятельности «Первый раз в пятый класс» в 5 классе:  методическое  обеспечение   внеурочной 1. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003),  2. Хухлаевой   О.В.   Тропинка   к   своему   «Я»   (Хухлаева   О.В.   Тропинка   к   своему   «Я»:   уроки психологии в средней школе(5­6).­ М.: «Генезис», 2005 Предполагаемый результат:  снижение   уровня школьной  тревожности;  повышение   групповой сплоченности;   позитивная   динамика   эмоционального   развития   ребенка,   характеризующаяся возрастанием   степени   осознания   чувств;   гармонизация   образа   «Я»   (позитивная   самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам. Методы и техники, используемые в программе: 1.  Ролевые   игры.  Разыгрывание   различных   ситуаций,   предлагаемых   как   этюды   (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик). 2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 3.  Рисуночная арт­терапия.  Задания могут быть предметно­тематические («Я в школе», «Мое любимое   занятие»,   «Мой   самый   хороший   поступок»)   и   образно­тематические:   изображение   в рисунке   абстрактных   понятий   в   виде   созданных   воображением   ребенка   образов   (таких,   как «Счастье»,   «Добро»),   а   также   изображающие   эмоциональные   состояния   и   чувства   («Радость», «Гнев», «Обида»). 4. Моделирование образцов поведения.  Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. 5. Метафорические истории и притчи. 3 Принципы работы тренинговой группы: Принцип   добровольного   участия   в   работе   группы.  Он   касается   как   выполнения   отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.  Принцип обратной связи.  В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.  Принцип   самопознания.   В   содержании   занятий   предусматриваются   упражнения,   помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.  Принцип   равноправного   участия.   В   соответствии   с   этим   принципом   необходимо   создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.  Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.  Структура занятия: Каждое   занятие   начинается  ритуалом   приветствия,  выполняющим   функцию   установления эмоционально­позитивного   контакта   психолога   с   ребенком   и   формирования   у   ребенка направленности на сверстников, и завершается  ритуалом прощания.  Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.  Разминка  включает   упражнения,   которые   помогают   детям   настроиться   на   работу,   повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания  проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала.  Основная   часть   занятия  включает   в   себя   психотехнические   упражнения,   игры   и   приемы, направленные на решение основных задач тренинга.  Обсуждение   итогов  занятия,  или   рефлексия  является   обязательным  этапом  и  предполагает эмоциональную   и   смысловую   оценку   содержания   занятия   в   ходе   заключительного   обсуждения. Соблюдение  подобной   структуры   занятий,   привыкание  к  ней   детей   помогает  им  войти  в  новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания. Начинаются занятия с пятиклассниками со  второй недели сентября. Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю, работа по программе занимает первое полугодие.  Кол­ во часов 1 № п/п Тема заняти я 1 Создан ие групп ы Календарно­ тематическое планирование  Решаемая проблема Планируемые результаты метапредметные результаты личностные результаты ­  сформировать группу  участников; ­ способствовать  созданию  доброжелательной  обстановки и  атмосферы поддержки в группе; ­ выяснить ожидания  детей; ­ развивать умение  видеть ситуацию с  разных сторон,  находить позитивные  моменты в  происходящем,  конструктивно  реагировать на  ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;  ­  задавать вопросы, необходимые для организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром; ­ работать в группе,  - устанавливать рабочие  отношения, эффективно  сотрудничать и способствовать  продуктивной кооперации;  интегрироваться в группу  сверстников и строить  продуктивное взаимодействие со  сверстниками и взрослыми;  ­ уметь самостоятельно      и формирование ­   освоение   социальных норм, правил поведения, ролей   форм социальной   жизни   в группах и сообществах  ­ коммуникативной компетентности общении   сотрудничестве сверстниками, взрослыми   в   процессе образовательной, творческой   и   других видов деятельности; в и  со     4 1 школьные проблемы. ­ дать возможность  детям поближе  познакомиться друг с  другом, способствовать  формированию  групповой  сплоченности; ­ помочь детям  прояснить свои цели на  время обучения в пятом классе. 2 Здравс т в у й , п я т ы й   к л а с с ! 3 Наход 1 им друзей ­ способствовать  формированию навыков взаимодействия в  группе; ­ помочь детям  осознать, какие  качества важны в  дружбе; ­ повысить самооценку  детей. 1 4 Узнай свою школу ­  помочь учащимся  ознакомиться со  школьными правилами  и осознать особенности  своего поведения в  разных школьных  ситуациях.   наблюдение ознакомительного,   усваивающего   и контролировать своё время и  управлять им;   и ­проводить эксперимент   под   руководством учителя; ­ основам   изучающего, поискового чтения;  ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­ устанавливать целевые  приоритеты;  ­ уметь самостоятельно  контролировать своё время и  управлять им;   и   формирование ­ ответственного отношения к учению,  ­   освоение   социальных норм, правил поведения, ролей   форм социальной   жизни   в группах и сообществах; ­ формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками,  ­ работать с метафорами,  ­ понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  сближении слов. ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­осуществлять контроль,  коррекцию, оценку действий  партнёра, уметь убеждать;   ­ адекватно самостоятельно  оценивать правильность  выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в  исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; ­ осуществлять выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в зависимости от  конкретных условий; ­  строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;   ­ устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, прежде чем  принимать решения и делать  ­ формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому  человеку, его мнению,  мировоззрению;  ­ формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками,  ­ формирование  ответственного  отношения к учению,  ­ формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому  человеку, ­ освоение  социальных норм, правил поведения, ролей и форм 5 выбор; ­ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей  деятельности; ­ основам коммуникативной  рефлексии;  ­ устанавливать целевые  приоритеты;  ­ адекватно самостоятельно  оценивать правильность  выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в  исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;  ­ проводить наблюдение и  эксперимент под руководством  учителя; ­ осуществлять выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в зависимости от  конкретных условий; ­ устанавливать причинно­ следственные связи;  ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­ формулировать собственное  мнение и позицию,  аргументировать и  координировать её с позициями  партнёров в сотрудничестве при  выработке общего решения в  совместной деятельности; ­ планировать пути достижения  целей; ­ основам прогнозирования как  предвидения будущих событий и  развития процесса.  ­ устанавливать причинно­ следственные связи; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей; К: ­ устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, прежде чем  принимать решения и делать  выбор; ­ задавать вопросы, необходимые  для организации собственной  деятельности и сотрудничества с  социальной жизни в  группах и сообществах,  включая взрослые и  социальные сообщества;  ­ формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию,   ­ формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому  человеку, ­ освоение  социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в  группах и сообществах,  ­ формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию,  а  также на основе  формирования  уважительного  6 5 Что 1 помож ет   мне учитьс я? ­ помочь участникам  группы осознать  правила работы на  уроке; ­  способствовать  формированию учебных навыков; ­ способствовать  самораскрытию детей и  развитию эмпатии. 1 ­  помочь детям  осознать, какие  качества необходимы  хорошему ученику;  ­ способствовать развитию   воображения и   навыков   совместной деятельности   6 Легко  л и   б ы т ь   у ч е н и к о м ? 7 Чего я  б о ю с ь ? 1 — научить детей  распознавать свои  школьные страхи  помочь найти способы  их преодоления; — снизить школьную  тревожность. 2 8­9 Трудн о   ли быть настоя щим учител ем? ­ расширение и  обогащение навыков  общения с учителями; ­ формирование у детей правильного отношения  к оценке, помощь в  осознании критериев  оценки; ­ коррекция мотивации  избегания неудачи в  школьных ситуациях. партнёром; ­ адекватно самостоятельно  оценивать правильность  выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в  исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;  ­ устанавливать причинно­ следственные связи; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;  ­организовывать и планировать  учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками,  определять цели и функции  участников, способы  взаимодействия; планировать  общие способы работы; ­осуществлять контроль,  коррекцию, оценку действий  партнёра, уметь убеждать; ­ основам коммуникативной  рефлексии; ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров; ­ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по  результату и по способу  действия; актуальный контроль  на уровне произвольного  внимания;  ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей; ­ работать с метафорами —  понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  сближении слов.  ­ задавать вопросы, необходимые  для организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром; ­организовывать и планировать  учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками,  отношения к труду,  развития опыта участия  в социально значимом  труде;  ­ формирование  ценности  здорового и  безопасного образа  жизни; усвоение правил  индивидуального и  коллективного  безопасного поведения в  чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и  здоровью людей, правил  поведения на транспорте и на дорогах; ­ формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому  человеку; готовности и  способности вести  диалог с другими  людьми и достигать в  нём взаимопонимания;  ­ освоение социальных  норм, правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в  группах и сообществах,  включая взрослые  сообщества;  ­ формирование  7 10­ 11 Конфл икт или взаимо действ ие? 2 —общение в конфликте конструктивное  разрешения  конфликтов; умение свободно, не  боясь неодобрения,  высказывать свои  мысли. определять цели и функции  участников, способы  взаимодействия; планировать  общие способы работы;  ­ уметь самостоятельно  контролировать своё время и  управлять им; ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров; ­ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по  результату и по способу  действия; актуальный контроль  на уровне произвольного  внимания ­ проводить наблюдение и  эксперимент под руководством  учителя; ­ ­ осуществлять выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в зависимости от  конкретных условий; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;  ­ осуществлять взаимный  контроль и оказывать в  сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; ­осуществлять контроль,  коррекцию, оценку действий  партнёра, уметь убеждать; ­ использовать адекватные  языковые средства для  отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей; ­ целеполаганию, включая  постановку новых целей,  преобразование практической  задачи в познавательную; ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров; коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  взрослыми в процессе  образовательной,  общественно полезной,  учебно­ исследовательской,  творческой и других  видов деятельности; ­ формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому  человеку; готовности и  способности вести  диалог с другими  людьми и достигать в  нём взаимопонимания;  ­ развитие морального  сознания и  компетентности в  решении моральных  проблем на основе  личностного выбора,  формирование  нравственных чувств и  нравственного  поведения, осознанного и ответственного  отношения к  собственным поступкам;  ­ формирование  коммуникативной  компетентности ­  формирование ценности   здорового и безопасного  образа жизни 12 Работа 1 с негати вными переж ивания ­  повышение  эмоциональной  устойчивости детей; ­ формирование  навыков принятия  собственных  ­ работать с метафорами,  ­ понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  ­ формирование  ценности  здорового и  безопасного образа  жизни;  ­ развитие эстетического  сознания через  8 ми негативных эмоций; ­ формирование умения  адекватно  воспринимать обидные  замечания. 1 13 Кто   Я, какой Я?   способствовать ­ осознанию своих качеств, повышение са­ мооценки   14 Я могу! 1  осознание своих  качеств и повышение  самооценки. сближении слов. ­ адекватно использовать речевые  средства для решения различных  коммуникативных задач; владеть  устной и письменной речью;  строить монологическое  контекстное высказывание;  ­ планировать пути достижения  целей; ­ устанавливать целевые  приоритеты;  ­ основам прогнозирования как  предвидения будущих событий и  развития процесса. ­ работать с метафорами  ­ понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  сближении слов. К: ­ адекватно использовать речь  для планирования и регуляции  своей деятельности; ­осуществлять контроль,  коррекцию, оценку действий  партнёра, уметь убеждать;  ­ основам коммуникативной  рефлексии;  ­ адекватно самостоятельно  оценивать правильность  выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в  исполнение как в конце действия,  так и по ходу его реализации;  ­ проводить наблюдение и  эксперимент под руководством  учителя; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;  ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­ формулировать собственное  мнение и позицию,  аргументировать и  координировать её с позициями  партнёров в сотрудничестве при  выработке общего решения в  творческую  деятельности  эстетического характера. ­ воспитание российской  гражданской  идентичности; осознание  своей этнической  принадлежности,  усвоение  гуманистических,  демократических  ценностей российского  общества;  ­ формирование  нравственных чувств и  нравственного  поведения, осознанного и ответственного  отношения к  собственным поступкам;  ­ формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе формирования  уважительного  отношения к труду,  развития опыта участия  в социально значимом  труде;  9 15 Я 1 нужен! 1 16 Я мечта ю   ­ позитивной концепции формирование Я­   ­ научить детей умению свободно,   не   боясь неодобрения, высказывать мысли. свои   1 17 Я ­ это мои цели! ­   повышение   уровня психологической готовности к обучению, формирование   учебных навыков                 и   в   логическое включающее причинно­   включая ­ целеполаганию, новых целей,   практической совместной деятельности;  ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров; ­ строить рассуждение, установление следственных связей;   ­ устанавливать   и   сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать   решения   и   делать выбор; группе   — ­ работать   рабочие устанавливать отношения, эффективно сотрудничать   и   способствовать продуктивной кооперации; группу интегрироваться   в   сверстников строить продуктивное   взаимодействие   со сверстниками и взрослыми;   постановку   преобразование задачи в познавательную; ­ планировать   пути   достижения целей;  ­ осуществлять выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в зависимости от  конкретных условий; ­ работать с метафорами —  понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  сближении слов. ­ использовать   адекватные   языковые для отображения   своих   чувств, мыслей, мотивов и потребностей; ­ основам   прогнозирования   как предвидения будущих событий и развития процесса.  ­ давать определение понятиям; ­ устанавливать причинно­ следственные связи; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей; средства           ­   развитие   морального и сознания компетентности в решении   моральных проблем   на   основе личностного выбора, формирование нравственных   чувств   и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  ­ формирование коммуникативной компетентности общении   сотрудничестве сверстниками в и  со         ­ формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию,   формирования  уважительного  отношения к труду,  развития опыта участия  в социально значимом  труде;  ­ формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  10 на   понимать ­ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей  деятельности; ­организовывать и планировать  учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками,  определять цели и функции  участников, способы  взаимодействия; планировать  общие способы работы;  ­ целеполаганию, включая  постановку новых целей,  преобразование практической  задачи в познавательную; ­ планировать пути достижения  целей; ­ устанавливать целевые  приоритеты;    ­ работать   с   метафорами   — понимать   переносный   смысл выражений, и употреблять   обороты   речи, скрытом построенные уподоблении, образном сближении слов.   ­ использовать   адекватные языковые для отображения   своих   чувств, мыслей, мотивов и потребностей; ­ адекватно   самостоятельно   оценивать правильность выполнения   действия   и   вносить необходимые   коррективы   в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации  ­ осуществлять выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в зависимости от  конкретных условий; ­ работать с метафорами —  понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  сближении слов.  ­ использовать адекватные  языковые средства для  отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей;  ­ основам прогнозирования как  предвидения будущих событий и  средства           самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию  ­   осознание   значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,   уважительное   и заботливое   отношение   к членам своей семьи;     ­ формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе осознанного  выбора и построения  дальнейшей  индивидуальной  траектории образования  с учётом устойчивых  познавательных  интересов, а также на  основе формирования  11   ­ позитивной концепции формирование Я­   ­   развивать   умение видеть   ситуацию   с разных сторон, находить   позитивные моменты в происходящем      18 Я – это 1 мое детств о 1 19 Я – это мое настоя щее.   Я –   это мое будущ ее 1 —способствовать  рефлексии  эмоциональных  состояний; —способствовать  адекватному  самовыражению. 20 Я имею право чувств овать и выраж ать свои чувств а. Чувств а бываю т разные . 1 21 Стыдн о   ли боятьс я? ­   развивать   умение видеть   ситуацию   с разных сторон, находить   позитивные моменты   в происходящем,      формирование принятия ­   навыков собственных негативных эмоций 1 22 Имею ли   я право сердит ься   и обижа развития процесса. ­ работать с метафорами,  ­ понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  сближении слов. ­ основам коммуникативной  рефлексии; ­ использовать адекватные  языковые средства для  отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей;  ­ адекватно самостоятельно  оценивать правильность  выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в  исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;  ­ осуществлять расширенный  поиск информации с  использованием ресурсов  библиотек и Интернета; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;  ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­ использовать адекватные  языковые средства для  отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей;  ­ адекватно самостоятельно  оценивать правильность  выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в  исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; ­ осуществлять расширенный  поиск информации с  использованием ресурсов  библиотек и Интернета; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  уважительного  отношения к труду,  развития опыта участия  в социально значимом  труде;  ­ освоение социальных  норм, правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в  группах и сообществах,  включая взрослые и  социальные сообщества;  ­ формирование  нравственных чувств и  нравственного  поведения, осознанного и ответственного  отношения к  собственным поступкам;  ­ освоение социальных  норм, правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в  группах и сообществах,  включая взрослые и  социальные сообщества;  ­ формирование  нравственных чувств и  нравственного  поведения, осознанного и ответственного  отношения к  собственным поступкам;  ­ формирование  ценности  здорового и  безопасного образа  жизни;  ­ освоение социальных  норм, правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в  группах и сообществах,  включая взрослые и  12 ться? ­ подчеркнуть  ценность и  уникальность  внутреннего мира каждого человека 23 Я   и 1 мой внутре нний мир. Кажд ый видит мир   и чувств ует   по – своему . 1 ­ подчеркнуть  ценность и  уникальность  внутреннего мира  каждого человека 24 Любой внутре нний мир ценен и уникал ен установление причинно­ следственных связей;  ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­ использовать адекватные  языковые средства для  отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей;  ­ адекватно самостоятельно  оценивать правильность  выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в  исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;  ­ работать с метафорами —  понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  сближении слов. ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­ осуществлять взаимный  контроль и оказывать в  сотрудничестве необходимую  взаимопомощь;  ­ целеполаганию, включая  постановку новых целей,  преобразование практической  задачи в познавательную; ­ планировать пути достижения  целей; ­ устанавливать целевые  приоритеты;   ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;  ­ работать в группе ­ устанавливать рабочие  отношения, эффективно  сотрудничать и способствовать  продуктивной кооперации;  интегрироваться в группу  сверстников и строить  продуктивное взаимодействие со  сверстниками и взрослыми; социальные сообщества;  ­ формирование  нравственных чувств и  нравственного  поведения, осознанного и ответственного  отношения к  собственным поступкам;  ­ формирование  ценности  здорового и  безопасного образа  жизни;  ­ формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому  человеку, его мнению,  мировоззрению,  культуре, языку, вере,  гражданской позиции, к  истории, культуре,  религии, традициям,  языкам, ценностям  народов России и  народов мира;  готовности и  способности вести  диалог с другими  людьми и достигать в  нём взаимопонимания;  ­ формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому  человеку, его мнению,  мировоззрению,  культуре, языку, вере,  гражданской позиции, к  истории, культуре,  религии, традициям,  языкам, ценностям  народов России и  13 1 ­ подчеркнуть  ответственность  человека за свои  чувства и мысли 1 ­   научить   находить   и использовать психологические ресурсы 1 ­ обсудить проблемы  подростковой дружбы. 25 Кто   в ответе за   мой внутре нний мир. Чему меня могут научит ь трудн ые ситуац ии? 26 В трудно й ситуац ии   я ищу силу внутри себя   и она обязат ельно найдет ся. 27 Я   и ТЫ.   Я и   мои друзья ­ адекватно самостоятельно  оценивать правильность  выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в  исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;  ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей; ­ устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, прежде чем  принимать решения и делать  выбор; ­ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей  деятельности;  ­ планировать пути достижения  целей; ­ устанавливать целевые  приоритеты;  ­ уметь самостоятельно  контролировать своё время и  управлять им; ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров; ­ осуществлять расширенный  поиск информации с  использованием ресурсов  библиотек и Интернета; ­ работать с метафорами —  понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  сближении слов. ­ формулировать собственное  мнение и позицию,  аргументировать и  координировать её с позициями  партнёров в сотрудничестве при  выработке общего решения в  совместной деятельности;  ­ уметь самостоятельно  контролировать своё время и  управлять им;  ­ работать с метафорами  ­   понимать   переносный   смысл выражений, и употреблять   обороты   речи, понимать     народов мира;  готовности и  способности вести  диалог с другими  людьми и достигать в  нём взаимопонимания;  ­ усвоение  гуманистических,  демократических и  традиционных ценностей российского общества;  ­ формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому  человеку,  ­ освоение социальных  норм, правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в  группах и сообществах, ­ усвоение  гуманистических,  демократических и  традиционных ценностей российского общества;  ­ освоение социальных  норм, правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в  группах и сообществах,  включая взрослые и  социальные сообщества;  ­ формирование осознанного, уважительного   доброжелательного и 14 на   позиций скрытом образном контроль,   оценку   действий построенные уподоблении, сближении слов. ­ учитывать   разные   мнения   и стремиться   к   координации различных в сотрудничестве; ­осуществлять коррекцию, партнёра, уметь убеждать; ­ адекватно   самостоятельно   оценивать правильность выполнения   действия   и   вносить необходимые   коррективы   в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;  ­ устанавливать причинно­ следственные связи; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;  ­ работать в группе —  устанавливать рабочие  отношения, эффективно  сотрудничать и способствовать  продуктивной кооперации;   ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров;  ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;  ­организовывать и планировать  учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками,  определять цели и функции  участников, способы  взаимодействия; планировать  общие способы работы; ­ использовать адекватные  языковые средства для  отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей;  ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров;  ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­     готовности отношения   к   другому человеку;  и   ­ вести способности диалог   с   другими людьми   и   достигать   в нём взаимопонимания;  ­   освоение   социальных норм, правил поведения, ролей   форм социальной   жизни   в группах и сообществах  и   ­ формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками, детьми  старшего и младшего  возраста, взрослыми в  процессе  образовательной,  общественно полезной,  учебно­ исследовательской,  творческой и других  видов деятельности; ­ формирование  ценности  здорового и  безопасного образа  жизни;  ­ осознание значения  семьи в жизни человека и общества, принятие  ценности семейной  жизни, уважительное и  заботливое отношение к  членам своей семьи; ­ формирование  осознанного,  уважительного и  15 28 Я   и 1 мои «колю чки».   ­ развитие социальных и коммуникативных умений,   необходимых для установления межличностных отношений   друг   с другом,   с   новыми учителями   и   другими сотрудниками школы. 29 Что такое одиноч ество? 1   ­ способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. 30 Я   не одинок в   этом 1   ­ способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. мире. 31 Мы начина ем менять ся. Нужно ли челове ку менять ся? 32 Самое важное – захоте ть менять ся 1 помочь подросткам  осознать свои  изменения; 1 мотивировать подростков позитивному самоизменению.   к следственных связей; ­организовывать и планировать  учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками,  определять цели и функции  участников, способы  взаимодействия; планировать  общие способы работы; ­ использовать адекватные  языковые средства для  отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей;  ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров;  ­ осуществлять выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в зависимости от  конкретных условий;  ­ осуществлять взаимный  контроль и оказывать в  сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; ­ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей  деятельности;  ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров;  ­ основам реализации проектно­ исследовательской деятельности; ­ работать с метафорами —  понимать переносный смысл  выражений, понимать и  употреблять обороты речи,  построенные на скрытом  уподоблении, образном  сближении слов. ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­ использовать адекватные  языковые средства для  отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей;  ­ планировать пути достижения  целей; ­ устанавливать целевые  приоритеты;  ­ уметь самостоятельно  контролировать своё время и  доброжелательного  отношения к другому  человеку; готовности и  способности вести  диалог с другими  людьми и достигать в  нём взаимопонимания;  ­ освоение социальных  норм, правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в  группах и сообществах,  включая взрослые и  социальные сообщества; ­ формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию ­ формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию,   осознанному выбору и  построению дальнейшей  индивидуальной  траектории образования,  с учётом устойчивых  познавательных  интересов, а также на  основе формирования  уважительного  отношения к труду,  развития опыта участия  в социально значимом  труде;  16 1   подросткам помочь осознать различия между   агрессией   и агрессивностью,    33 Агресс ия и ее роль   в жизни челове ка.   У меня появил ась агресс ия. 1 34 Агресс ия   со сторон ы. Как на   нее реагир овать?   научиться контролировать собственное аг­ рессивное   поведение   и правильно вести себя в ситуации  проявления агрессии   со   стороны других 35 Учимс 1 я догова ривать ся   научиться контролировать собственное аг­ рессивное   поведение   и правильно вести себя в ситуации  проявления агрессии   со   стороны других управлять им;  ­ устанавливать причинно­ следственные связи;  ­ осуществлять взаимный  контроль и оказывать в  сотрудничестве необходимую  взаимопомощь;  ­ планировать пути достижения целей; ­ устанавливать целевые  приоритеты;  ­ уметь самостоятельно  контролировать своё время и  управлять им; ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров; ­ формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками, детьми  старшего и младшего  возраста, взрослыми в  процессе  образовательной,  общественно полезной,  учебно­ исследовательской,  творческой и других  видов деятельности; ­ устанавливать причинно­ следственные связи; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей;  ­ устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, прежде чем  принимать решения и делать  выбор; ­ основам коммуникативной  рефлексии; ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров; ­ основам прогнозирования как  предвидения будущих событий и  развития процесса. ­ осуществлять выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в зависимости от  конкретных условий; ­ включающее установление  причинно­следственных связей;  ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве;   ­ уметь самостоятельно  контролировать своё время и  управлять им; ­ освоение социальных  норм, правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в  группах и сообществах;  ­ формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками, детьми  старшего и младшего  возраста, взрослыми  ­ освоение социальных  норм, правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в  группах и сообществах,  включая взрослые и  социальные сообщества;  ­ развитие морального  сознания и  компетентности в  решении моральных  проблем на основе  личностного выбора,  17 ­ принимать решения в  проблемной ситуации на основе  переговоров ­ формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками, детьми  старшего и младшего  возраста, взрослыми    18 Материально­техническое обеспечение курса Для изучения  курса «Психология»,  в  наличии  следующие объекты и средства материально­ технического обеспечения: Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для   хранения   учебников,   дидактических   материалов,   пособий   и   пр.,   настенная   доска   для вывешивания иллюстративного материала. Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно­воспитательном процессе) ­  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; ­  демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD); ­   вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной   техники,   удобства   применения   наглядных   средств   обучения,   эффективной   организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, ксерокс, сканер. Экранно­звуковые   пособия,   передающие   содержание   образования   через   изображение,   звук, анимацию; ­дополнительные   мультимедийные   (цифровые)   образовательные   ресурсы,   интернет­ресурсы, аудиозаписи,   видеофильмы,   слайды,   мультимедийные   презентации,   тематически   связанные   с содержанием курса; Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) ­   учебно­методические   комплекты,   обеспечивающие   изучение/преподавание   учебного   курса «Психология» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.); ­   нормативные   документы   отражающие   правовые   основы   изучения   в   учреждениях   системы общего образования психологии; ­  специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему   информационной   и   методической   помощи   (учебники   по   психологии,   книги   для   учителя   по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.); ­   научно­популярные   книги,   содержащие   дополнительный   познавательный   материал развивающего характера по различным темам курса; ­   хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»; ­   энциклопедическая   и   справочная   литература   (философские   и   психологические   словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.); ­  художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса. 19 Литература, электронные ресурсы. Литература для обучающихся 1. 2. 3. 1991 г. .  4. 5. Васильченко К.В.   Путешествие в страну «Я». ­ Д.: «Сталкер», 1998 г. Гуревич П.С. Человек. – М.: Дрофа, 1995г. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.­ М. «Просвещение» Коломинский Я.Л. Человек: психология.­ М. «Просвещение», 1986 г. Леви В.Л. Вагон удачи. – М.: Метафора, 2003. Литература для учителя: 1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. ­ М.:изд.­во «Ось­89», 2001г. 2. Григорьева   Т.Г.,   Линская   Л.В.,   Усольцева   Т.П.         Основы   конструктивного   общения.   ­ Новосибирск, 1997 г. 3. Козлов    Н.И.        Лучшие    психологические    игры    и    упражнения.­Екатеринбург,1997 г. 4. Конфликтология в школе. Учебно – методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений/ Под редакцией С.В. Баныкиной, М., 2002 5. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г. 6. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г. 7. Микляева А.В. Я – подросток.Я среди других людей. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г. 8. Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: методическое пособие/ И. В. Плахотникова, В.И. Моросанова.­ М.: Вербуи – М, 2004 9. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.­ М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г. 10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.­ Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г. 11. Смирнова Е.Е. на пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. 12. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. 13. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. 14. Черникова   Т.В.,   Сукачева   Г.А.   старшеклассник   без   стрессов   и   тревог.   Программы   учебно   – тренировачных и клубных занятий: метод. Пособие.­2­е изд.стереотипное – М.: Глобус, 2007. Электронные ресурсы 1. Электронная   библиотека   Российской   государственной   библиотеки,   режим   доступа: http://elibrary.rsl.ru/ 2. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i­u.ru/biblio/default.aspx  «Psychology.ru:   Психология   на   русском   языке»  ,   режим   доступа: «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru 3. 4. Библиотека   сайта http://www.psychology.ru/Library 5. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm 6. 7. «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/ 20 8. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией»  , режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru 9. 10. PSYLIB:   Психологическая   библиотека   «Самопознание   и   саморазвитие»  ,   режим   доступа: http://psylib.kiev.ua. Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим доступа:  http://psybrest.iatp.by/bratus.htm 11. hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm 12. «Флогистон: Психология из первых рук», режим доступа: http://flogiston.ru/library 13. ПроШколу.ру ­ бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru 14. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/ 21

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"

Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017