Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
5 кл
19.01.2017
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Программа Первый раз в 5 класс готовая!!!!.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 с.Хушенга
Хилокского района Забайкальского края
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Первый раз в пятый класс»
5 класс
Педагогпсихолог:
Капустина Оксана Александровна
МБОУ СОШ №17 с.Хушенга 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего
образования, на основе авторской программы по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой,
Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а
также планируемых результатов основного общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» ориентирована на
учащихся 5ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что
составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью
соответствуют варианту авторских программ по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой,
рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс:
Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к
своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(56). М.:
«Генезис», 2005).
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для
детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится
предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы
в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и
независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое
лучшее в них.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не
только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были
сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных
условий для их дальнейшего развития.
В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя,
навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с
негативными эмоциональными состояниями.
Цели и содержание программы:
Цель способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы
(создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в
новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им
общаться с новыми одноклассниками и преподавателями).
В соответствии с целью сформулированы задачи:
• формирование у детей позитивной Яконцепции и устойчивой самооценки, снижение уровня
школьной тревожности;
2 • формирование устойчивой учебной мотивации детей;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку
системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления
межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности,
навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников.
Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм
взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей.
Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность,
аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном
кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению
высоких результатов.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков,
связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над
развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы
поведения в конфликтных школьных ситуациях.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе.
Подводятся итоги групповой работы.
Нижеуказанные пособия позволяют организовать
деятельности «Первый раз в пятый класс» в 5 классе:
методическое обеспечение внеурочной
1. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.:
Генезис, 2003),
2. Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки
психологии в средней школе(56). М.: «Генезис», 2005
Предполагаемый результат: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой
сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся
возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка);
повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения
к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например,
обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арттерапия. Задания могут быть предметнотематические («Я в школе», «Мое
любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образнотематические: изображение в
рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как
«Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость»,
«Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными
ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами
подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые
позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
3 Принципы работы тренинговой группы:
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных
упражнений, так и участия в занятиях в целом.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность
детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие
ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать
условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.
Структура занятия:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления
эмоциональнопозитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка
направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают
детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают
уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует
закреплению пройденное го материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы,
направленные на решение основных задач тренинга.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает
эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую
деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.
Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз
в неделю, работа по программе занимает первое полугодие.
Кол
во
часов
1
№
п/п
Тема
заняти
я
1 Создан
ие
групп
ы
Календарно тематическое планирование
Решаемая проблема
Планируемые результаты
метапредметные результаты
личностные результаты
сформировать группу
участников;
способствовать
созданию
доброжелательной
обстановки и
атмосферы поддержки в
группе;
выяснить ожидания
детей;
развивать умение
видеть ситуацию с
разных сторон,
находить позитивные
моменты в
происходящем,
конструктивно
реагировать на
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;
работать в группе,
- устанавливать рабочие
отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу
сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
уметь самостоятельно
и
формирование
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей
форм
социальной жизни в
группах и сообществах
коммуникативной
компетентности
общении
сотрудничестве
сверстниками,
взрослыми в процессе
образовательной,
творческой и других
видов деятельности;
в
и
со
4 1
школьные проблемы.
дать возможность
детям поближе
познакомиться друг с
другом, способствовать
формированию
групповой
сплоченности;
помочь детям
прояснить свои цели на
время обучения в пятом
классе.
2
Здравс
т
в
у
й
,
п
я
т
ы
й
к
л
а
с
с
!
3 Наход
1
им
друзей
способствовать
формированию навыков
взаимодействия в
группе;
помочь детям
осознать, какие
качества важны в
дружбе;
повысить самооценку
детей.
1
4 Узнай
свою
школу
помочь учащимся
ознакомиться со
школьными правилами
и осознать особенности
своего поведения в
разных школьных
ситуациях.
наблюдение
ознакомительного,
усваивающего и
контролировать своё время и
управлять им;
и
проводить
эксперимент под руководством
учителя;
основам
изучающего,
поискового чтения;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
устанавливать целевые
приоритеты;
уметь самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;
и
формирование
ответственного
отношения к учению,
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей
форм
социальной жизни в
группах и сообществах;
формирование
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками,
работать с метафорами,
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов.
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
осуществлять контроль,
коррекцию, оценку действий
партнёра, уметь убеждать;
адекватно самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от
конкретных условий;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку, его мнению,
мировоззрению;
формирование
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками,
формирование
ответственного
отношения к учению,
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку, освоение
социальных норм, правил
поведения, ролей и форм
5 выбор;
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности;
основам коммуникативной
рефлексии;
устанавливать целевые
приоритеты;
адекватно самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
проводить наблюдение и
эксперимент под руководством
учителя;
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от
конкретных условий;
устанавливать причинно
следственные связи;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное
мнение и позицию,
аргументировать и
координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
планировать пути достижения
целей;
основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса.
устанавливать причинно
следственные связи;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
К: устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать
выбор;
задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности и сотрудничества с
социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые и
социальные сообщества;
формирование
ответственного
отношения к учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию,
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку, освоение
социальных норм, правил
поведения, ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
формирование
ответственного
отношения к учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию, а
также на основе
формирования
уважительного
6
5 Что
1
помож
ет мне
учитьс
я?
помочь участникам
группы осознать
правила работы на
уроке;
способствовать
формированию учебных
навыков;
способствовать
самораскрытию детей и
развитию эмпатии.
1
помочь детям
осознать, какие
качества необходимы
хорошему ученику;
способствовать
развитию воображения
и навыков совместной
деятельности
6 Легко
л
и
б
ы
т
ь
у
ч
е н
и
к
о
м
?
7 Чего я
б
о
ю
с
ь
?
1 — научить детей
распознавать свои
школьные страхи
помочь найти способы
их преодоления;
— снизить школьную
тревожность.
2
89 Трудн
о ли
быть
настоя
щим
учител
ем?
расширение и
обогащение навыков
общения с учителями;
формирование у детей
правильного отношения
к оценке, помощь в
осознании критериев
оценки;
коррекция мотивации
избегания неудачи в
школьных ситуациях.
партнёром;
адекватно самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
устанавливать причинно
следственные связи;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
организовывать и планировать
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками,
определять цели и функции
участников, способы
взаимодействия; планировать
общие способы работы;
осуществлять контроль,
коррекцию, оценку действий
партнёра, уметь убеждать;
основам коммуникативной
рефлексии;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять констатирующий и
предвосхищающий контроль по
результату и по способу
действия; актуальный контроль
на уровне произвольного
внимания;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
работать с метафорами —
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов.
задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;
организовывать и планировать
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками,
отношения к труду,
развития опыта участия
в социально значимом
труде;
формирование
ценности здорового и
безопасного образа
жизни; усвоение правил
индивидуального и
коллективного
безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и
здоровью людей, правил
поведения на транспорте
и на дорогах;
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку; готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые
сообщества;
формирование
7 10
11
Конфл
икт
или
взаимо
действ
ие?
2 —общение в конфликте
конструктивное
разрешения
конфликтов;
умение свободно, не
боясь неодобрения,
высказывать свои
мысли.
определять цели и функции
участников, способы
взаимодействия; планировать
общие способы работы;
уметь самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять констатирующий и
предвосхищающий контроль по
результату и по способу
действия; актуальный контроль
на уровне произвольного
внимания
проводить наблюдение и
эксперимент под руководством
учителя;
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от
конкретных условий;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
осуществлять контроль,
коррекцию, оценку действий
партнёра, уметь убеждать;
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
целеполаганию, включая
постановку новых целей,
преобразование практической
задачи в познавательную;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
взрослыми в процессе
образовательной,
общественно полезной,
учебно
исследовательской,
творческой и других
видов деятельности;
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку; готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
развитие морального
сознания и
компетентности в
решении моральных
проблем на основе
личностного выбора,
формирование
нравственных чувств и
нравственного
поведения, осознанного и
ответственного
отношения к
собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
формирование ценности
здорового и безопасного
образа жизни
12 Работа
1
с
негати
вными
переж
ивания
повышение
эмоциональной
устойчивости детей;
формирование
навыков принятия
собственных
работать с метафорами,
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
формирование
ценности здорового и
безопасного образа
жизни;
развитие эстетического
сознания через
8 ми
негативных эмоций;
формирование умения
адекватно
воспринимать обидные
замечания.
1
13 Кто Я,
какой
Я?
способствовать
осознанию
своих
качеств, повышение са
мооценки
14 Я
могу!
1
осознание своих
качеств и повышение
самооценки.
сближении слов.
адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью;
строить монологическое
контекстное высказывание;
планировать пути достижения
целей;
устанавливать целевые
приоритеты;
основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса.
работать с метафорами
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов.
К: адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своей деятельности;
осуществлять контроль,
коррекцию, оценку действий
партнёра, уметь убеждать;
основам коммуникативной
рефлексии;
адекватно самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
проводить наблюдение и
эксперимент под руководством
учителя;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное
мнение и позицию,
аргументировать и
координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
творческую
деятельности
эстетического характера.
воспитание российской
гражданской
идентичности; осознание
своей этнической
принадлежности,
усвоение
гуманистических,
демократических
ценностей российского
общества;
формирование
нравственных чувств и
нравственного
поведения, осознанного и
ответственного
отношения к
собственным поступкам;
формирование
ответственного
отношения к учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе формирования
уважительного
отношения к труду,
развития опыта участия
в социально значимом
труде;
9 15 Я
1
нужен!
1
16 Я
мечта
ю
позитивной
концепции
формирование
Я
научить детей умению
свободно,
не боясь
неодобрения,
высказывать
мысли.
свои
1
17 Я это
мои
цели!
повышение уровня
психологической
готовности к обучению,
формирование учебных
навыков
и
в
логическое
включающее
причинно
включая
целеполаганию,
новых
целей,
практической
совместной деятельности;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
строить
рассуждение,
установление
следственных связей;
устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать
выбор;
группе —
работать
рабочие
устанавливать
отношения,
эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной
кооперации;
группу
интегрироваться в
сверстников
строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
постановку
преобразование
задачи в познавательную;
планировать пути достижения
целей;
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от
конкретных условий;
работать с метафорами —
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов.
использовать адекватные
языковые
для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса.
давать определение понятиям;
устанавливать причинно
следственные связи;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
средства
развитие морального
и
сознания
компетентности
в
решении
моральных
проблем на основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных чувств и
нравственного
поведения, осознанного и
ответственного
отношения
к
собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
общении
сотрудничестве
сверстниками
в
и
со
формирование
ответственного
отношения к учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию,
формирования
уважительного
отношения к труду,
развития опыта участия
в социально значимом
труде;
формирование
ответственного
отношения к учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
10 на
понимать
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности;
организовывать и планировать
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками,
определять цели и функции
участников, способы
взаимодействия; планировать
общие способы работы;
целеполаганию, включая
постановку новых целей,
преобразование практической
задачи в познавательную;
планировать пути достижения
целей;
устанавливать целевые
приоритеты;
работать с метафорами —
понимать переносный смысл
выражений,
и
употреблять обороты речи,
скрытом
построенные
уподоблении,
образном
сближении слов.
использовать адекватные
языковые
для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
адекватно самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от
конкретных условий;
работать с метафорами —
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов.
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
средства
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию
осознание значения
семьи в жизни человека и
общества,
принятие
ценности
семейной
жизни, уважительное и
заботливое отношение к
членам своей семьи;
формирование
ответственного
отношения к учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе осознанного
выбора и построения
дальнейшей
индивидуальной
траектории образования
с учётом устойчивых
познавательных
интересов, а также на
основе формирования
11
позитивной
концепции
формирование
Я
развивать умение
видеть ситуацию с
разных
сторон,
находить позитивные
моменты
в
происходящем
18 Я – это
1
мое
детств
о
1
19 Я – это
мое
настоя
щее. Я
– это
мое
будущ
ее 1 —способствовать
рефлексии
эмоциональных
состояний;
—способствовать
адекватному
самовыражению.
20 Я
имею
право
чувств
овать
и
выраж
ать
свои
чувств
а.
Чувств
а
бываю
т
разные
.
1
21 Стыдн
о ли
боятьс
я?
развивать умение
видеть ситуацию с
разных
сторон,
находить позитивные
моменты
в
происходящем,
формирование
принятия
навыков
собственных
негативных эмоций
1
22 Имею
ли я
право
сердит
ься и
обижа
развития процесса.
работать с метафорами,
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов.
основам коммуникативной
рефлексии;
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
адекватно самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
осуществлять расширенный
поиск информации с
использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
адекватно самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
осуществлять расширенный
поиск информации с
использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
строить логическое
рассуждение, включающее
уважительного
отношения к труду,
развития опыта участия
в социально значимом
труде;
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые и
социальные сообщества;
формирование
нравственных чувств и
нравственного
поведения, осознанного и
ответственного
отношения к
собственным поступкам;
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые и
социальные сообщества;
формирование
нравственных чувств и
нравственного
поведения, осознанного и
ответственного
отношения к
собственным поступкам;
формирование
ценности здорового и
безопасного образа
жизни;
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые и
12 ться?
подчеркнуть
ценность и
уникальность
внутреннего мира
каждого человека
23 Я и
1
мой
внутре
нний
мир.
Кажд
ый
видит
мир и
чувств
ует по
–
своему
.
1
подчеркнуть
ценность и
уникальность
внутреннего мира
каждого человека
24 Любой
внутре
нний
мир
ценен
и
уникал
ен
установление причинно
следственных связей;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
адекватно самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
работать с метафорами —
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов.
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
целеполаганию, включая
постановку новых целей,
преобразование практической
задачи в познавательную;
планировать пути достижения
целей;
устанавливать целевые
приоритеты;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
работать в группе
устанавливать рабочие
отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу
сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
социальные сообщества;
формирование
нравственных чувств и
нравственного
поведения, осознанного и
ответственного
отношения к
собственным поступкам;
формирование
ценности здорового и
безопасного образа
жизни;
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку, его мнению,
мировоззрению,
культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к
истории, культуре,
религии, традициям,
языкам, ценностям
народов России и
народов мира;
готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку, его мнению,
мировоззрению,
культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к
истории, культуре,
религии, традициям,
языкам, ценностям
народов России и
13 1
подчеркнуть
ответственность
человека за свои
чувства и мысли
1
научить находить и
использовать
психологические
ресурсы
1
обсудить проблемы
подростковой дружбы.
25 Кто в
ответе
за мой
внутре
нний
мир.
Чему
меня
могут
научит
ь
трудн
ые
ситуац
ии?
26 В
трудно
й
ситуац
ии я
ищу
силу
внутри
себя и
она
обязат
ельно
найдет
ся.
27 Я и
ТЫ. Я
и мои
друзья
адекватно самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать
выбор;
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности;
планировать пути достижения
целей;
устанавливать целевые
приоритеты;
уметь самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять расширенный
поиск информации с
использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
работать с метафорами —
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов.
формулировать собственное
мнение и позицию,
аргументировать и
координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
уметь самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;
работать с метафорами
понимать переносный смысл
выражений,
и
употреблять обороты речи,
понимать
народов мира;
готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
усвоение
гуманистических,
демократических и
традиционных ценностей
российского общества;
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку,
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
усвоение
гуманистических,
демократических и
традиционных ценностей
российского общества;
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые и
социальные сообщества;
формирование
осознанного,
уважительного
доброжелательного
и
14 на
позиций
скрытом
образном
контроль,
оценку действий
построенные
уподоблении,
сближении слов.
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных
в
сотрудничестве;
осуществлять
коррекцию,
партнёра, уметь убеждать;
адекватно самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
устанавливать причинно
следственные связи;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
работать в группе —
устанавливать рабочие
отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
организовывать и планировать
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками,
определять цели и функции
участников, способы
взаимодействия; планировать
общие способы работы;
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
готовности
отношения к другому
человеку;
и
вести
способности
диалог
с другими
людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей
форм
социальной жизни в
группах и сообществах
и
формирование
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками, детьми
старшего и младшего
возраста, взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно полезной,
учебно
исследовательской,
творческой и других
видов деятельности;
формирование
ценности здорового и
безопасного образа
жизни;
осознание значения
семьи в жизни человека и
общества, принятие
ценности семейной
жизни, уважительное и
заботливое отношение к
членам своей семьи;
формирование
осознанного,
уважительного и
15
28 Я и
1
мои
«колю
чки».
развитие социальных и
коммуникативных
умений, необходимых
для
установления
межличностных
отношений друг с
другом,
с новыми
учителями и другими
сотрудниками школы.
29 Что
такое
одиноч
ество?
1
способствовать
самораскрытию детей и
развитию эмпатии.
30 Я не
одинок
в этом
1
способствовать
самораскрытию детей и
развитию эмпатии. мире.
31 Мы
начина
ем
менять
ся.
Нужно
ли
челове
ку
менять
ся?
32 Самое
важное
–
захоте
ть
менять
ся
1
помочь подросткам
осознать свои
изменения;
1
мотивировать
подростков
позитивному
самоизменению.
к
следственных связей;
организовывать и планировать
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками,
определять цели и функции
участников, способы
взаимодействия; планировать
общие способы работы;
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
основам реализации проектно
исследовательской деятельности;
работать с метафорами —
понимать переносный смысл
выражений, понимать и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов.
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
планировать пути достижения
целей;
устанавливать целевые
приоритеты;
уметь самостоятельно
контролировать своё время и
доброжелательного
отношения к другому
человеку; готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые и
социальные сообщества;
формирование
ответственного
отношения к учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию
формирование
ответственного
отношения к учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию,
осознанному выбору и
построению дальнейшей
индивидуальной
траектории образования,
с учётом устойчивых
познавательных
интересов, а также на
основе формирования
уважительного
отношения к труду,
развития опыта участия
в социально значимом
труде;
16 1
подросткам
помочь
осознать
различия
между агрессией и
агрессивностью,
33 Агресс
ия и ее
роль в
жизни
челове
ка. У
меня
появил
ась
агресс
ия.
1
34 Агресс
ия со
сторон
ы. Как
на нее
реагир
овать?
научиться
контролировать
собственное
аг
рессивное поведение и
правильно вести себя в
ситуации
проявления
агрессии со стороны
других
35 Учимс
1
я
догова
ривать
ся
научиться
контролировать
собственное
аг
рессивное поведение и
правильно вести себя в
ситуации
проявления
агрессии со стороны
других
управлять им;
устанавливать причинно
следственные связи;
осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
планировать пути достижения
целей;
устанавливать целевые
приоритеты;
уметь самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
формирование
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками, детьми
старшего и младшего
возраста, взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно полезной,
учебно
исследовательской,
творческой и других
видов деятельности;
устанавливать причинно
следственные связи;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей;
устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать
выбор;
основам коммуникативной
рефлексии;
принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса.
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от
конкретных условий;
включающее установление
причинноследственных связей;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
уметь самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах;
формирование
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками, детьми
старшего и младшего
возраста, взрослыми
освоение социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые и
социальные сообщества;
развитие морального
сознания и
компетентности в
решении моральных
проблем на основе
личностного выбора,
17 принимать решения в
проблемной ситуации на основе
переговоров
формирование
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками, детьми
старшего и младшего
возраста, взрослыми
18 Материальнотехническое обеспечение курса
Для изучения курса «Психология», в наличии следующие объекты и средства материально
технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы
для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для
вывешивания иллюстративного материала.
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную,
управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебновоспитательном процессе)
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых
объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет
или явление (компьютер, CD и DVD);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации
учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации
проектной деятельности, в т. ч. принтер, ксерокс, сканер.
Экраннозвуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук,
анимацию;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернетресурсы,
аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с
содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
учебнометодические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса
«Психология» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература
для учителя и др.);
нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы
общего образования психологии;
специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания
ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по
психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);
научнопопулярные книги,
содержащие дополнительный познавательный материал
развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически
связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»;
энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари,
справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и
значимых персоналий и др.);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
19 Литература, электронные ресурсы.
Литература для обучающихся
1.
2.
3.
1991 г. .
4.
5.
Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». Д.: «Сталкер», 1998 г.
Гуревич П.С. Человек. – М.: Дрофа, 1995г.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. М. «Просвещение»
Коломинский Я.Л. Человек: психология. М. «Просвещение», 1986 г.
Леви В.Л. Вагон удачи. – М.: Метафора, 2003.
Литература для учителя:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.:изд.во «Ось89», 2001г.
2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.
Новосибирск, 1997 г.
3. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.Екатеринбург,1997 г.
4. Конфликтология в школе. Учебно – методическое пособие для средних общеобразовательных
учреждений/ Под редакцией С.В. Баныкиной, М., 2002
5. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
6. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь,
2003г.
7. Микляева А.В. Я – подросток.Я среди других людей. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь,
2003 г.
8. Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: методическое пособие/ И. В. Плахотникова,
В.И. Моросанова. М.: Вербуи – М, 2004
9. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников. М.: Гуманит. изд.центр
«Владос»,2001 г.
10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под
ред. И.В.Дубровиной. Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.
11. Смирнова Е.Е. на пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003.
12. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.
13. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного
возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
14. Черникова Т.В., Сукачева Г.А. старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно –
тренировачных и клубных занятий: метод. Пособие.2е изд.стереотипное – М.: Глобус, 2007.
Электронные ресурсы
1. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки,
режим доступа:
http://elibrary.rsl.ru/
2. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим
доступа: http://www.iu.ru/biblio/default.aspx
«Psychology.ru: Психология на русском языке»
, режим доступа:
«Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
3.
4. Библиотека сайта
http://www.psychology.ru/Library
5. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
6.
7.
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
«Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
20 8.
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией» , режим доступа:
http://explorateur.narod.ru/library.htm
«Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
9.
10. PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
, режим доступа:
http://psylib.kiev.ua.
Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим доступа:
http://psybrest.iatp.by/bratus.htm
11. hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm
12. «Флогистон: Психология из первых рук», режим доступа: http://flogiston.ru/library
13. ПроШколу.ру бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
14. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
21
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.