Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»
Оценка 4.8
Документация
doc
воспитательная работа
1 кл
24.04.2017
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Планета здоровья.doc
Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI
веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает
серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что
здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать
лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней
происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда
порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 %
негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ
РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и
силы влияния на здоровье учащихся:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к
организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового
образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у
школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов
саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В
результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный
характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в
школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы.
Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья
учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е.
связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы
собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса,
которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего
потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является
важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистовмедиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее
для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и
полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а
1 обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих
вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период
обучения в школе.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических
медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с
возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания,
форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к
вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
навыки дискуссионного общения;
психогимнастика;
игра.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научнообразовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
Программа рассчитана на детей 710 лет, реализуется за 3 года.
Количество учащихся составляет 25 человек.
Режим проведения занятий:
1й год обучения1 раз в неделю по 1 часу,
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим
школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой
деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя
дополнительные виды деятельности:
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
внимания, развитие воображения;
осуществление точечного профилактического массажа.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для
детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную
индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение
уровней работоспособности и адаптивности.
2 Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения
оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по
валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарногигиенические требования: соблюдать личную
гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание,
обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние
закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Учебнотематическое планирование
Наименование разделов
Всего
часов
Дата
проведения
Вид деятельности
Форма
контроля
1. Вводное занятие по
валеологии
«Здравствуйте!»
2. «Человек – часть
Вселенной».
3. «Страна чувств и
эмоций».
4. «Я и моя семья».
5 «Я и мой организм»
6. « Мои физические
возможности»
7. «Дышите на здоровье»
Правила дыхания
8. «Хилый в шубу –
здоровый на мороз»
1
2
2
1
1
1
1
1
Тренинг общения
Проектная
деятельность «Мой
мир»
Играпутешествие.
Защита проекта
Конкурс на
лучшую памятку
«А ты пробовал не
злиться?»
Круглый стол
Встреча
медицинским
работником
с
Составление
паспорта здоровья.
Защита мини
проекта «А вам
слабо?!»
Тренинг дыхания
Встреча со школьной
медсестрой
3 Секреты закаливания
9. Профилактика
травматизма
Причины травматизма
младших школьников в
школе
10. Оказание первой
доврачебной помощи при
травмах
11. «Здоровье в порядке
– спасибо зарядке!»
Физические упражнения
в жизни младшего
школьника
12. Режим дня
13. «Страна Витаминия»
Роль витаминов в
питании младшего
школьника
14. Правильное питание
– это рациональное
питание?
15. «Азбука здоровья»
16. «Водичка, водичка –
умой мое личико»
Личная гигиена
1) Алгоритм умывания
2) Уход за волосами
1
2
2
1
2
1
1
6
3) Уход за кожей
4) Гигиена полости рта
5) Правила ухода за
одеждой и обувью
6) Гигиена помещения
Исследовательская
работа «Поведение
ученика во время
урока и на перемене»
Практикум
под
руководством
медицинского
работника школы
Комплекс физических
упражнений.
Проектная
деятельность «Мой
режим дня»
Практикум
«Витамины нашего
сада и огорода»
Встреча с врачом
Играпутешествие.
Составление
алгоритма умывания
с
Работа
презентацией
«Причёски девочек,
причёски
мальчиков…»
Беседа с медицинским
работником школы
Встреча
стоматологом
Инсценирование
сказки К.Чуковского
«Федорино горе»
со
Генеральная уборка
помещения
Отчёт по
исследовательской
работе
Защита проектов
Конкурс на
лучшую памятку
«А ты не забыл
умыться?»
Минисочинение
на тему: «Нужна
ли человеку
причёска каждый
день?»
Защита буклета
«Как правильно
ухаживать за
школьной
формой»
Защита мини
проекта
4 «Осторожно:
генеральная
уборка!»
17. «Остров Здоровья»
18. Целительная сила
воды.
19. В гостях у
Мойдодыра
20. Здоровье и домашние
задания.
21. Опасности летом
(просмотр видео
фильма)
22. Путешествие в
страну Здорового Образа
Жизни
1
2
1
1
1
1
Всего: 33ч.
Игра – поиск клада
Беседа,
закаливания.
навыки
Инсценирование
сказки К.Чуковского
Составление
алгоритма
чередования
выполнения
домашнего задания и
отдыха.
Составление памятки
«Безопасное лето».
Играпутешествие
5 6
Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»
Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»
Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»
Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»
Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»
Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.