Программа "Рощи да леса - всему краю краса" разработана для учащихся 5 классов. Программа состоит из 17 часов. Программа позволяет повысить экологическую грамотность обучающихся. Широко используются практические занятия (11 часов) как в кабинете, так и в природных условиях. Материал дополняет и расширяет содержание школьного учебника.
Рощи да леса - всему краю краса внеурочка.doc
Бреклева М.Б.
Программа внеурочной деятельности
«Рощи да леса – всему краю краса».
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры актуальнейшая задача сложившейся социально
культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение
экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности
ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей
задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является
основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Программа разработана на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189,
зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утвержденных приказом Минобрнауки России от 28 декабря
2010 г. № 2106, зарегистрированных в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный
номер 19676).
Методического письма МО РФ № 03296 от 12 мая 2011 года "Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования"
I ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «Рощи да леса – всему краю краса»:
Цель:
Формировать экологическую грамотность и экологический стиль мышления,
способствующий становлению нравственноэкологической позиции и экологической
компетентности личности обучающегося.
Задачи:
1. Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве
неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и
человека; представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в
своей жизнедеятельности
2. Формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей.
3. Воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
4. Развивать способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых
суждений по экологическим вопросам; альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем, восприятия прекрасного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы; потребности в
необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения
здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды
II Содержание.
Программа «Рощи да леса – всему краю краса» имеет экологобиологическую направленность,
является вариантом программы организации внеурочной деятельности школьников с эколого
практической ориентацией.
Теоретическими основами программы являются исследования экологической педагогики и
психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция
личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная программа разработана для учащихся 5х классов (17 часов).
Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному академическому часу в первом или втором
полугодии.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип краеведческий;
• принцип практической направленности.
Общая характеристика курса.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания
программы, учитывающий действенную, эмоциональноповеденческую природу младшего школьника,
личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и
поведения. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную творческую атмосферу,
организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на
занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки
и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по
отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские
задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности
детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются наблюдения, раскрывающие экологические
взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические,
имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических
проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, экологические акции, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние
задания, участие в организации праздников и в выполнении практических заданий.
III Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Личностные результаты:
как я познаю мир природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие моральноэтического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
формирование коммуникативных навыков.
Планирование по модулям
№ п.п.
Содержание
Часы
теори
и
1
1
Часы
практ
ики
Введение в курс
Биоразнообразие растений
смешанного леса
Биотоп смешанного леса
Условия произрастания
растений в смешанных лесах:
почвы, влажность, температура,
преобладающие и
сопутствующие виды
Выбор делянок исследуемых и
контрольных. ТБ во время
3
1
1
8
I
1
II
2
3
Планируемые результаты
Л: Осознавать единство и
целостность окружающего
мира, возможности его
познаваемости и
объяснимости на основе
достижений науки.
Р: Самостоятельно
определять цель учебной
деятельности, выбирать тему
проекта
П: Анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и явления.
П: Осуществлять сравнение,
сериацию и классификацию, проведения экскурсий и
выполнение практических работ
46
Изучение видового состава
растений смешанного леса.
1
Практическое занятие.
Ярусы (надземная и подземная),
определение высоты деревьев
разных ярусов (приём с
зеркальцем). Составление схемы
ярусности.
2
710
Мониторинг почв
(структура, плодородие,
влагоёмкость, кислотность) на
изучаемых делянках
4
1112
Биоиндикация
2
антропогенного воздействия на
лесное сообщество
самостоятельно выбирая
основания и критерии для
указанных логических
операций; строить
классификацию на основе
дихотомического деления (на
основе отрицания).
Л: Осознавать потребность и
готовность к
самообразованию, в том
числе и в рамках
самостоятельной
деятельности вне школы.
П: Строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей.
К: Самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
(определять общие цели,
распределять роли,
договариваться друг с
другом и т.д.).
Л: Формировать
экологическое мышление:
умение оценивать свою
деятельность и поступки
других людей с точки зрения
сохранения окружающей
среды – гаранта жизни и
благополучия людей на
Земле.
П: Создавать схематические
модели с выделением
существенных характеристик
объекта.
К: Самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
(определять общие цели,
распределять роли,
договариваться друг с
другом и т.д.).
Л: Формировать
экологическое мышление:
умение оценивать свою
деятельность и поступки
других людей с точки зрения
сохранения окружающей
среды – гаранта жизни и
благополучия людей на III
1314
Оформление проекта
Подготовка раздаточного
материала. Оформление
коллекций, гербариев.
2
1
3
1
1516
Обработка данных,
подготовка проекта
1
1
Земле.
П: Создавать схематические
модели с выделением
существенных характеристик
объекта.
К: Самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
(определять общие цели,
распределять роли,
договариваться друг с
другом и т.д.).
Л: Осознавать потребность и
готовность к
самообразованию, в том
числе и в рамках
самостоятельной
деятельности вне школы.
П: Уметь определять
возможные источники
необходимых сведений,
производить поиск
информации, анализировать и
оценивать ее достоверность.
К: Самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
(определять общие цели,
распределять роли,
договариваться друг с
другом и т.д.).
Л: Осознавать потребность и
готовность к
самообразованию, в том
числе и в рамках
самостоятельной
деятельности вне школы.
Р: Работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
П: Составлять тезисы.
Преобразовывать
информацию из одного вида
в другой (таблицу в текст и
пр.).
К: Самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
(определять общие цели,
распределять роли, 17
Защита проекта «Красота
подмосковных лесов».
1
договариваться друг с
другом и т.д.).
Л: Постепенно выстраивать
собственное целостное
мировоззрение.
К: Самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
(определять общие цели,
распределять роли,
договариваться друг с
другом и т.д.).
Итого
6
11
Содержание по модулям (здесь возможны изменения)
Тема 1. Биоразнообразие растений смешанного леса
Тема 2. Условия произрастания растений в смешанных лесах: почвы, влажность, температура,
преобладающие и сопутствующие виды.
Тема 3. Выбор делянок исследуемых и контрольных. ТБ во время проведения экскурсий и
выполнение практических работ.
Тема 4. Изучение видового состава растений смешанного леса.
Тема 5. Практическое занятие. Определение высоты деревьев разных ярусов.
Тема 6. Мониторинг почв (структура, плодородие, влагоёмкость, кислотность) на изучаемых
делянках.
Тема 7. Биоиндикация антропогенного воздействия на лесное сообщество.
Тема 8. Подготовка раздаточного материала. Оформление коллекций, гербариев.
Тема 9. Создание банка данных проекта.
Тема 10. Защита проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема 1. Биоразнообразие растений смешанного леса
Дать понятие биологического разнообразия и его главных компонентов; изучить структуру
смешанного леса, взаимоотношения и взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой.
Дать задание: начертить план выбранной пробной площадки, отметить на плане в соответствии с
масштабом деревья, кустарники. Тема 2. Условия произрастания растений в смешанных лесах: почвы, влажность, температура,
преобладающие и сопутствующие виды.
Дать понятия видов растений средообразователей и сопутствующих видов растений; дать
характеристику видов почв, встречающихся в смешанных лесах; как зависит состояние растений от
климата (влажности и температуры), особенностей рельефа.
Тема 3. ТБ во время проведения экскурсий и выполнение практических работ. Выбор делянок
для проведения исследований.
Необходим приказ по школе на выход на экскурсию
Место проведения полевой биологической экскурсии
требованиям.
должно удовлетворять нескольким
* это условия безопасности, оказания быстрой помощи при незапланированных ситуациях,
возможности эвакуации детей. Названные требования могут быть выполнены либо в условиях
небольшого удаления от населенного пункта, либо при хорошо налаженной связи
*следует заранее узнать санитарную безопасность в районе выхода на экскурсию. Для этого нужно
связаться с санэпидемстанцией и узнать эпидемиологическую обстановку выбранного района.
* при выполнении работ категорически запрещается:
*самовольно покидать рабочее место;
* использовать рабочее оборудование не по назначению;
*при проведении геоботанических исследований – браться за пищу, лицо и т.п. немытыми руками во
избежание отравления вследствие контакта рук с потенциально ядовитыми растениями и попадания
из почвы в организм инфекций;
* при приближении грозы немедленно покинуть открытую местность, не прятаться под отдельно
стоящими деревьями, стараться не находится у открытого водоёма, около ЛЭП, не пользоваться
телефонами;
* категорически запрещается работать и передвигаться в пределах лесного массива без головного
убора, полностью прикрывающего волосы, а также верхней одежды, воротник и манжеты которой
плотно прилегают к телу, во избежание клещевой инфекции;
* по возвращении с экскурсии сделать самоосмотр в поисках клещей на теле и одежде;
* перед тем, как углубиться в густые заросли, необходимо раздвигать и стряхивать перед собой ветки,
для того чтобы сбить с них клещей. Если следом движется человек, то необходимо придерживать
ветки, чтобы не попали в лицо идущему сзади;
*полученные микротравмы (ссадины, порезы, мозоли) во избежание инфекции немедленно
обрабатывать дезинфицирующими средствами;
*при передвижении в высокой траве надлежит двигаться, высоко поднимая ноги и топая ими по земле
для отпугивания змей.
Известить администрацию школы о возвращении с экскурсии.
В соответствии с методикой проведения практических работ все работы на опыте необходимо
проводить в один день, а большие делянки не всегда позволяют это сделать. Делянки могут иметь
либо форму квадрата, либо форму прямоугольника. Удлиненная форма позволяет получить большую
точность опыта, так как полнее охватывает пестроту участка. Наилучшее соотношение сторон от
до
1:10
делянки
1:20.
Но какой бы ни был размер делянки, она не может охватить всей разности почвенного плодородия
на участке. Поэтому опыт ставится в нескольких повторностях. Под повторностями следует
понимать часть опыта, где представлены все его варианты один раз. При большом количестве
повторностей делянки каждого варианта попадают в разные места опытного участка, в результате
полнее охватывается пестрота почвенного плодородия. Поэтому во всех опытах исследовательского
характера целесообразно увеличивать количество повторностей, так как точность опыта при этом
значительно
возрастает.
Но не следует впадать в другую крайность – создавать большое количество повторностей. В этом
случае
урожая.
На школьных учебноопытных участках рекомендуется четырехкратная повторность опыта при
делянках свыше 50 кв. м и шестикратная, когда делянки меньше. Если находимся в лесном массиве
достаточно и 2х кратной повторности.
затруднения при посеве
и уборке
возникают большие
Тема 4. Изучение видового состава растений смешанного леса.
Ярус — элемент вертикальной структуры фитоценоза. Ярусы различаются визуально по
неоднородности вертикального распределения фитомассы. Выделяют ярусность надземную и
подземную. Благодаря ярусному расположению растений в сообществе наиболее полно используются
природные условия (свет, тепло, почва) . От принадлежности к определённому ярусу зависит качество
жизни, так как экологические условия на разных ярусах неодинаковы.
В лесах ярусы образованы растениями отдельных жизненных форм (по Серебрякову) , выделяют
следующие ярусы:
* ярус A — древостой (ярус деревьев) ;
* ярус B — подлесок (ярус кустарников) ;
* ярус C — травяной (ярус травянистых растений) ;
* ярус D — моховолишайниковый ярус.
Одним из важных показаетлей яруса деревьев является степень сомкнутости крон. Степень
сомкнутости крон — это отношение площади, занятой кронами, к общей площади описываемого
участка. Данный показатель оценивается визуально, выражается в десятых долях единицы (или в
процентах) .
Для травянистых сообществ и травянистого яруса леса одной из характеристик являлется аспект —
это внешний вид фитоценоза (его физиономичность, окраска) , изменяющийся в соответствии с
чередованием фаз развития растений и времени года.
Внешней характеристикой является обилие — это количество особей определенного вида растения в
пределах данного растительного покрова пробной площадки. Определение численности особей можно
производить путём непосредственного подсчёта или путём использования субъективной глазомерной
оценки. Принято для определения обилия использовать пятибальную шкалу немецкого учённого О.
Друде.
Практическое занятие. Ярусы (надземная и подземная).
Оборудование: ручка, карандаш, карта местности, рулетка. Фотоаппарат. Цель. Составить схемы ярусного распределения растительности в лесу на основе данных литературы
и результатов собственных исследований.
1. Выберите маршрут экскурсии в лес. Вспомните ТБ и правила поведения в лесу.
2. Определите тип леса.
3. Определите степень сомкнутости крон.
4. Определите количество ярусов в лесу, изобразите их схематически, соблюдая пропорции.
5. Определите видовой состав каждого яруса.
6. Выявите обилие яруса.
7. Для древесного яруса определите состав древостоя, составьте формулу состава древостоя, которая
является определяющей при характеристике биотопа.
8. Для древесного яруса также необходимо указать среднюю высоту и диаметр стволов по породам.
Это особенно важно, т.к. разные виды птиц предпочитают лесе разного возраста, а высота и диаметр
являются одними из показателей возраста деревьев.
9. Для получения более полной характеристики древесного яруса понаблюдайте за видовым составом
обитающих птиц.
10. Результаты представьте в виде таблиц «Характеристика ярусности леса» и «Характеристика
древесного яруса леса».
ДатаМесто
Название
яруса
Высота
яруса(визуальная)
Формула
состава
древостоя
Видовой
состав
Обилие
яруса
Степень
сомкнутости
крон
древесного
яруса
Формула состава древостоя
Средняя высота
Вид растения
древесного яруса
дерева
Диаметр ствола
дерева
Примечание
(видовой состав
птиц)
11. С помощью фотоаппарата, карандашей, красок подготовьте иллюстрации по теме «Ярусность».
Тема 5. Практическое занятие. Определение высоты деревьев разных ярусов.
Этапы практической работы:
1. Постановка вопроса, обусловливающего цель работы.
2. Инструктаж технический и организационный.
3. Выполнение работы (определение, наблюдение, постановка опыта).
4. Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы).
5. Выводы, отвечающие на поставленный вопрос.
6. Отчет или сообщение о своей работе на уроке, конференции, олимпиаде. Свои наблюдения ребята фиксируют в дневниках. Там помещаются рисунки, схемы, отметки о
сделанных фотоснимках, соображения и догадки по поводу полученных фактов. По мере накопления
материала учащиеся обрабатывают его, делают выводы. Крайне важно научить школьников работать с
литературными источниками: определителями, справочной литературой, популярными изданиями,
доступными для их понимания научными книгами, статьями.
Работа считается законченной, если подготовлен письменный отчет о проведенных исследованиях.
Отчет включает в себя краткое введение, небольшую характеристику физикогеографических
условий, описание методики и объекта исследования, количество проведенных измерений изложение
результатов исследовательской работы в природе, выводы.
В конце отчета приводится список использованной литературы. Иллюстрации в виде рисунков,
схем, таблиц, графиков, диаграмм и фотографий даются на соответствующих страницах по ходу
изложения материала или в приложении.
Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать,
привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины
мира.
Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом
природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался
ранее на уроке.
В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести
самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при
объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии
работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя
задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования
природных явлений. На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который
будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются
навыки сбора растений, навыки коллекционирования и гербаризации ( описание в теме 9).
Далее собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей,
письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома.
Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе.
Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно
реализуются на последующих уроках. Маршрут экскурсии для проведения практической
работы следует наметить заранее. Маршрут это не путь движения школьников, а логически
связанные между собой "объекты внимания", остановки для наблюдений и изучения природных
предметов и явлений.
Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы
школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для
индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.
Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение
каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия оставляет у
учеников неизгладимые впечатления. Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы,
помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для
дальнейшей его обработки после экскурсии.
В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу,
наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по
самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы практического занятия..
Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить,
а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Учитель разрешает взять некоторые растения и
мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке.
Разделы дневника:
1.Состав звена с указанием звеньевого
2.Тема задания
3.Площадь каждой делянки и число повторностей
4.Описание участка (характеристика почвы, засоренность, какие удобрения внесены, какая культура
выращивалась в прошлом году)
5.Цель работы
6.Чертежсхема расположения делянок
7.Биологические особенности подопытной культуры
8.Дневник работы
Дата выполнения работы
Измерение
высоты
дерева
2)
Измерение высоты предмета по его тени.
Ставим отвесно палку в тени дерева недалеко от верхушки и измеряем длину части палки, покрытой
тенью. Тогда высота дерева вычисляется по формуле на рисунке. 3.Взять в руку прямоугольный равнобедренный треугольник (можно использовать ружье с ремнем) и
отходить от дерева до совмещения линии вершины дерева, гипотенузы треугольника и глаза. измеряем
расстояние до дерева, минусуем рост человека, получаем высоту дерева.
4.Очень интересный способ измерения высоты с помощью товарища и палки. Надо измерить рост
друга, пусть он станет рядом с деревом. Возьмите палку, поднимите ее, вертикально вытянув руки
перед собой. Закройте один глаз, глядите за палку так, чтоб на уровне макушки вашего друга
находилась ее верхняя часть. На том месте палки, где она, кажется, касается основы дерева,
поставьте метку. Переместите палку вверх, и посмотрите, сколько раз этот размер впишется в высоту
дерева. Это число умножьте на рост друга и узнаете высоту дерева.
5.Есть еще способ вычисления высоты дерева на расстоянии. Для этого нужно изготовить прибор.
Берут две планки АВ и СД, соединяют их под прямым углом так, чтоб АВ равнялась ВД, и ВД
составляло половину АБ. Держите прибор в руках, направьте планку СД вертикально, и становитесь
сначала в одном месте, а потом в другом. Сперва в точке А расположите прибор вверх концом, а
потом в точке А1. Точку А избирается так, чтобы видеть конец палки и крону дерева на одной
прямой. А точку А1 так, чтоб глядя из А1 на С1 совпадала с СБ. Расстояние АА1 равна высоте
дерева.
В любом способе, как найти высоту дерева, нужно знать некие правила. Надо учитывать, что длина
дерева, в такое количество раз больше от длины палки, в какое количество раз, тень этого дерева,
больше тени палки. То есть если тень от палки будет в три раза превышать данной длины палки, то
тень дерева будит в три раза больше его длины. Если данная тень палки соответствует своей длине, то
и тень дерева ровна своей высоте.
Знание способов исчисления высоты дерева, может пригодиться вам, как на работе, так и в разных
жизненных ситуациях. Ведь если вы знаете, как определить высоту дерева, то используя те же методы,
вы сможете исчислить высоту и других разных объектов. А это немаловажно, по крайней мере, знания
излишними не бывают.
Тема 6.
кислотность) на изучаемых делянках.
Практическое занятие. Мониторинг почв (структура, плодородие, влагоёмкость,
А) При полевом изучении механического состава почвы определяют содержание в неё песка и
глины. Различают следующие разновидности почв в зависимости от процентного соотношения в ней
песка и глины:
Песок – глины менее 10%
Супесь – глины 10 – 20%
Лёгкий суглинок – глины 20 – 30%
Средний суглинок – глины 30 – 40%
Тяжелый суглинок – глины 40 – 50%
Глина – глины более 50%
Нередко различают легкую глину – глины 50 – 60%, среднюю глину – глины 60 – 70% и тяжелую
глину – глины более 70%.
В полевых условиях механический состав почв приближенно определяют по внешним признакам и на
ощупь, сухим и мокрым методом. При сухом методе сухой комочек почвы испытывают на ощупь,
кладут на ладонь и тщательно растирают пальцами. При необходимости крупные агрегаты
раздавливают в ступке. Гранулометрический состав почвы или породы определяют по ощущению при растирании,
состоянию сухой почвы, по количеству песка.
Применяя мокрый метод, образец растертой почвы увлажняют и перемешивают до
тестообразного состояния, при котором почвы обладают наибольшей пластичностью.
В зависимости от механического состава почвы или породы показатели мокрого способа будут
различны. Песок не образует ни шарика, ни шнура. Супесь образует шарик, который раскатать в шнур
не удаётся, получаются только зачатки шнура. Лёгкий суглинок раскатывается в шнур, но последний
очень непрочен, легко распадается на части при раскатывании или при взятии с ладони. Средний
суглинок образует сплошной шнур, который можно свернуть в кольцо с трещинами и переломами.
Тяжелый суглинок легко раскатывается в шнур, кольцо с трещинами. Глина образует длинный тонкий
шнур, кольцо без трещин.
Б) При полевом описании влажности почвы принято различать 5 степеней влажности почвы:
1. сухая – при копке пылит
2. свежая – слегка холодит руку
3. влажная – пачкает руку
4. сырая – при сжимании в руке сохраняет приданную форму
5. мокрая – из почвы сочится вода.
Определение влажности почв по биоиндикаторам влажности проводится по профилю в
нескольких местах с разным уровнем залегания грунтовых вод.
В) Определение кислотности почв по биоиндикаторам кислотности почв.
Г) Определение содержания карбоната кальция в почвах при помощи 10%ного раствора
соляной кислоты важно для установления необходимости известкования почвы и норм внесения
извести для понижения кислотности почвы. Наличие вскипания после поливания почвы 10%ной
соляной кислотой говорит о том, что почва в известковании не нуждается. И наоборот, чем меньше
почва отзывается на соляную кислоту, тем больше ей необходимо известкование.
Д) Определение плодородия почв используя биоиндикаторы.
Тема 7. Биоиндикация антропогенного воздействия на лесное сообщество.
А) Хвойные деревья наиболее чувствительны к антропогенному загрязнению среды. Это
появляется в уменьшении продолжительности жизни хвои, отмирании побегов и появлении некрозов.
Некрозы появляются весной сразу после образования хвои, а затем незначительно увеличиваются. На
продуваемых местах они сильнее. Сокращение жизни хвои связано с потерей продуктивности,
уменьшением ветвления, с общим изреживанием кроны и уменьшением ширины годичных колец.
Для определения некрозов хвои на пробных площадках обследуют по 25 взрослых деревьев, у
которых из средней части кроны вырезают по одной ветви. Некрозы оценивают по бонитировочной
шкале некрозов и усыхания сосновой хвои.
С ветвей сосны отбирают побеги одинаковой величины. С побегов собирают всю хвою и
визуально анализируют её состояние, выявляя желтые пятна, некротические точки и некрозы.
Повреждения и усыхания хвои оценивают в баллах. Вычисляют процент поврежденной хвои. Данные
заносятся в таблицу или наносят на картосхему, где показывают пробные площадки.
Б) Изучение краевых некрозов (омертвения) листьев позволяет установить степень
антропогенного воздействия на лес, выявить местонахождение источников загрязнения и состав
загрязнений. Обследование лесных массивов выполняется по квадратной сетке, каждый квадрат
которой представляет собой пробную площадку размером 400 м², на которой обследуют все взрослые
деревья. При обследовании используется бонитировочная шкала краевых некрозов листьев. По
результатам обследования составляется картосхема, выявляется источник загрязнения. Тема 8. Подготовка раздаточного материала. Оформление коллекций, гербариев.
Правила изготовления школьного гербария
Гербарий это старейший способ сохранения растений. Методика гербаризации разработана очень
давно. Гербарий должен давать полное представление о живых растительных формах, иметь все
видовые признаки растений и иметь полную научную этикетку. В то же время гербарий должен иметь
натуральную окраску цветов и листьев и отражать красоту растений. Поэтому первостепенное
значение имеет качество взятого материала.
Свыше 200 лет ученые, путешественники и ботаники, изучавшие растительный покров нашей страны,
собирали гербарии. Эти гербарии бережно хранятся в различных ботанических научных учреждениях,
крупнейшее из которых в нашей стране — Ботанический институт Академии наук СССР в
Ленинграде. Там сосредоточен самый полный гербарий флоры Советского Союза (свыше 5 млн.
гербарных листов). В гербарии Московского университета 700 тыс. гербарных листов. Во многих
городах и краеведческих музеях есть гербарии местной флоры, собранные любителями — ботаниками
и краеведами. В высших и средних учебных заведениях гербарий используется в качестве наглядного
пособия на уроках ботаники.
Рекомендации по сбору растений.
Собирать растения следует только в сухую погоду, после 11 часов утра, когда исчезнет роса, иначе на
листьях образуются бурые пятна. Растения выбирают свежие, без признаков увядания, с
неповрежденными листьями и цветами. Для научного гербария растения обязательно выкапываются с
корнем (конечно, речь не идет о деревьях и кустарниках). Совсем не безразлично, в какой именно
период онтогенеза взято растение для засушивания. Как правило, для сохранения цвета растение
лучше всего брать в самом начале цветения.
Методы сушки растений.
Следует позаботиться и о необходимом оборудовании это листы пористой бумаги, желательно
специальной, но можно использовать и старые газеты. Также можно изготовить и ватные матрасики из
папиросной бумаги для прокладывания между листами гербария. Собирать растения лучше всего в
специальные папки и расправлять при закладывании.
Сушат растения в гербарных сетках или под прессом. Не следует засушивать под одним прессом
нежные растения и растения с толстыми стеблями или ветки деревьев. Легкий общий пресс задержит
высыхание листьев и вызывает их побурение, а очень большой может повредить нежные цветки. Вот
почему в некоторых случаях возможно расчленение растения с последующим соединением побегов
вместе.
Во время высушивания растения обычно не перекладывают в другую бумагу, а лишь заменяют
периодически влажные прокладки. За неимением ватных матрасиков можно пользоваться
фильтровальной бумагой или старыми газетами. При засушивании растений особое внимание следует
обратить на объемные соцветия, которые обкладывают ватными прокладками, так же необходимо
тщательно расправлять все листья на побеге при закладке его в гербарные сетки.
Процесс сушки длится несколько дней. Неправильно закладывать в гербарные сетки 2530 листов
гербария без ежедневной замены влажных матрасиков сухими. Для ускорения процесса сушки
растений гербарные сетки выставляют на солнце, помещают в специальный термостат или сушильный
шкаф, можно так же разместить сетки около самых разных обогревательных приборов. Быстрое
высушивание способствует лучшему сохранению окраски листьев и, особенно, цветов. Необходимо отметить, что растения, высушенные ускоренной сушкой, становятся более хрупкими и
ломкими и требуют особо бережного отношения. В некоторых случаях можно рекомендовать
использование утюга, причем для высушивания комнатных и оранжерейных растений с тонкими
листьями используют очень горячий утюг. Только обязательно проглаживать растение через 12 слоя
пористой бумаги.
В последнее время мы все чаще применяем объемное высушивание растений. Этот метод позволяет
наиболее полно показать естественную форму растения и расположение его в пространстве. Самым
распространенным и простым способом сохранения растений является воздушная сушка. Идеальные
условия для такой сушки в темных, теплых, чистых помещениях. Наиболее часто растения
связывают в пучки и подвешивают вниз цветами. Обязательное условие небольшие пучки, не более
10 растений. Лучше составлять пучки из растений одного вида, так как время сушки различно для
разных видов растений и зависит от разных факторов. Исключение могут составлять злаки. Сушка
закончена, когда высохла самая толстая часть растения, а стебель ломается при сгибании.
Необходимо отметить, что некоторые растения нельзя подвешивать головками вниз, так как это
изменяет естественный вид растения. В этом случае стебли растений располагают вертикально.
Растения с крупными плодами и соцветиями сушатся отдельно от других.
Мхи, лишайники, а так же некоторые крупные части растений, например, початки кукурузы,
раскладывают на металлической сетке, прикрепленной к деревянной раме. Мхи и лишайники после
сушки становятся очень хрупкими, поэтому их следует хранить в отдельных коробках.
Некоторые растения, собранные в неподходящий период, легко рассыпаются после сушки. Этот
процесс можно предотвратить с помощью фиксаторов, например, лака для волос или специального
лака для фиксации засушенных растений. Такие растения досушивают в сосуде, опрыскивая время от
времени закрепителем.
Иногда используют так называемую "технику испарения", например, для луковичных и вереска. При
этой методике стебли растений погружают в сосуд с водой не более чем на 57 см. Затем следует
поместить сосуд с растениями в подходящее место, чтобы несколько замедлить процесс сушки. При
этом способе растение постепенно высыхает, но при этом получает некоторое количество влаги.
Для высушивания некоторых растений с цветками колокольчатой формы применяют ватные тампоны,
которыми заполняют цветки. Причем, хранить, высушенные таким способом растения, нужно не
вынимая ватных тампонов.
Хранение и сбережение гербария.
Для нормального хранения необходимо поддерживать в помещении постоянную температуру и
влажность, причем на сохранности отрицательно сказывается как повышенная влажность (растения
могут покрыться плесенью), так и повышенная сухость (растения становятся хрупкими). Лучше всего
хранить высушенный на воздухе материал в пучках, подвешенных вниз головой в темном помещении,
если же нет такой возможности, то обернуть эти пучки плотной бумагой, например, крафтом. В
обычной комнате с центральным отоплением необходимо расставить емкости с водой для повышения
влажности.
Высушивание хвойных растений.
Несколько слов о высушивании хвойных растений. Ветки ели перед высушиванием необходимо
проклеить спиртовым раствором клея БФ, причем повторить процедуру несколько раз, следя, чтобы
на основание каждой хвоинки попал клей, иначе они непременно опадут. Ветки настоящего кедра
можно прокипятить в течение 30 минут. Сосна не требует никакого проклеивания, ее ветки хорошо
сохраняют хвою. Отдельно должна подчеркнуть, что речь идет только о свежесобранном материале. Недостатком высушенных хвойных является их хрупкость, поэтому нередко применяют
предварительную обработку глицерином. Так можно консервировать сосну, тую, можжевельник.
Недостаток такой консервации – изменение окраски. Поэтому такие растения обязательно
окрашиваются перед помещением их в экспозицию.
Оформление гербария.
Итак, растения собраны и засушены. Остается оформить их в папку для гербария. На один лист
крепится один вид растения – в одном или нескольких экземплярах. Части растения не должны
выступать за края листа. Крепится растение узкими полосками бумаги в разных местах. Клей
наносится на концы полосок. Правый нижний угол листа предназначен для этикетки, на которой
написано название растения, места его распространение, а также данные о месте
Тема 9. Создание банка данных проекта.
При создании проекта последовательно выполняются все задания при изучении тем. Материалы по
выполнению заданий подшиваются в папку проекта. Накопленные материалы составляют банк данных
проекта.
Тема 10. Защита проекта.
Защита проводится публично в рамках школьной конференции, согласно школьному Положению о «
Школьной научно исследовательской конференции». Для защиты могут использоваться
подготовленные презентации, творческие командные выступления.
Учебно – методическая литература и ТСО.
Используемая литература
1. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1 – 11 классы/ Сост. А.В. Енин. – М.:ВАКО, 2015. –
288с.
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.
3. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10 – 11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений/ А.Т. Зверев. Отв. ред. Ю.Б. Королёв. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»,
2004. – 176с.
4. Инструктивно – методическое письмо «Об основных направлениях развития воспитания в
образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 20122013 учебный год».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Программа внеурочной деятельности по биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.