Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
12.02.2019
Программа по внеурочной деятельности по биологии. Для обучающихся пятых классов. Позволяет подготовить детей к научным исследованиям. Научить обучающихся выбирать тему исследования. Ставить цели и задачи. Выдвигать гипотезы. Позволяет дать представления обучающимся о элементарных научных методах используемых в биологии. Научить делать выводы.
внеурочка введение в научное исследование.docx
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..2
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности…………………………………………………………..…………..4
Содержание курса………………………………………………………………...5
Тематическое планирование…………………………………………………….7
Список литературы……………………………..……………………………….9
1 Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Введение в научное исследование
разработана образовательным учреждением на основе требований ФГОС основного общего
образования.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых
педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую
инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях,
формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения
возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения,
повседневной жизни. В связи с этим, организация проектноисследовательской
деятельности во внеурочное время является одним из приоритетов современного
образования. Научнопрактические конференции, конкурсы поискового характера, учебные
проекты, кружки различной направленности позволяют лучше учесть личные склонности
учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в
обучении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный и поисковый методы не
просто формируют умения, а компетенции, которые широко востребованы за счет
рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для
решения конкретных проблем.
Проектноисследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению,
поскольку она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и
вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические
цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного
дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Программа «Основы проектной деятельности» предназначена для учащихся 1112 лет
и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность
осознания целей проектной и учебноисследовательской деятельности, умение поставить
цель и организовать ее достижение, а также креативных творческих качеств – гибкость
ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных
качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с
объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные
социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности.
Программа внеурочной деятельности придерживается основных методологических
направлений современной науки. В ее основу положены теоретические и практические
работы, наблюдения в природе, работа с научнопопулярной литературой, определениями,
справочниками, составления отчетов, подготовка проектов, проведение исследований и
экскурсий.
творческих и
коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной
личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в современном обществе.
познавательных интересов,
интеллектуальных,
Цель программы:
Развитие
Задачи:
2 приобрести учащимися знания о структуре проектной и исследовательской
деятельности;
обучить способам поиска необходимой для исследования информации; способам
обработки результатов и их презентации;
разработать системы проектной и исследовательской деятельности в рамках
образовательного пространства школы; выстраивать целостной системы работы с детьми,
склонными к научноисследовательской и творческой деятельности;
разработать рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
создать
системы критериев оценки работ, премирования и награждения
победителей;
создать оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
освоить основные компетенций: ценностносмысловой, учебнопознавательной,
информационной, коммуникативной.
Формы проведения итогов: защита проектов, круглый стол, участие в конкурсах,
участие в школьных, районных и областных конференциях.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы и режим занятий: программа реализуется в форме практических и
теоретических занятий. Занятия проводятся 1 часа в неделю, всего 35 часов в год.
3 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Результаты внеурочной деятельности по программе «Введение в научное исследование»
формулируются на основе личностном, метопредметном и предметном уровне.
Личностные результаты предусматривают умения:
оценивать значимость умений работать в проектной и исследовательской деятельности
для дальнейшего обучения;
планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в
микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей
различного ролевого поведения – лидер, подчиненный),
самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебноисследовательских
проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),
Метопредметными результатами являются умения:
рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать
индивидуальные учебные задачи по определению этих затруднений;
находить необходимую информацию в Интернете, библиотеке;
представлять информацию в кратком виде;
пересказывать информацию своими словами, публично представлять ее;
выполнять проекты и исследовательские работы;
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
Предметными результатами являются представления:
структуру учебноисследовательской деятельности,
основные отличия цели и задач, объекта и предмета исследования,
основные информационные источники поиска необходимой информации.
4 Содержание курса
1. Введение. Структура проекта: понятие проекта. Основные этапы проектной
деятельности. Инструктаж по технике безопасности. Дневник проекта.
2. Структура исследовательской работы.
Признаки и описание ситуации.
Противоречие. Постановка проблемы: Понятие ситуации. Признаки ситуации.
Описание ситуаций. Желаемая и реальная ситуация, их сравнение, выявление
противоречий. Постановка проблемы.
3. Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ: Обсуждение
Актуальность темы
плана, выбор тем проектов и исследовательских работ.
исследования.
4. Цель. Способы достижения цели: Постановка цели. Способы достижения цели.
5. Задачи проекта. Определение задач: Понятие «задача». Разбивка задачи на шаги.
6. Виды ресурсов. Определение ресурсов: Понятие «ресурс». Виды ресурсов
Определение ресурсов для
материальные,
трудовые).
(информационные,
выполнения каждой из поставленных задач.
7. Работа с каталогом: Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный).
Работа с карточками.
8. Работа со справочной литературой: Работа со словарями, справочниками,
энциклопедиями. Составление справочника по теме своего проекта. Составление
алгоритма работы со справочной литературой.
9. Работа с интернетисточниками: Работа с интернетисточниками. Правила
оформления электронных ресурсов.
10. Литературный обзор по теме проекта: Составление плана прочитанного материала.
Отражение наиболее существенных мыслей и идей. Сравнение и сопоставление
информации с информацией, полученной из других источников. Критическая
оценка прочитанного.
11. Оформление текста проекта и библиографического списка: Требования к
оформлению текста: выбор шрифта, «красная строка», поля. Разработка макета
проекта. Разработка структуры проекта. Правила оформления библиографического
списка (основной и вспомогательной литературы,
интернетисточников).
Оформление ссылок в тексте работы.
12. Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы: Выбор способа сбора данных.
Выдвижение гипотезы. Прогнозирование результата.
13. Опросы. Интервью: Анкетные опросы. Общие требования. Составление опросных
листов. Основные принципы правильного проведения интервью. Обработка данных.
14. Наблюдение: Понятие «наблюдение». Проведение наблюдений по заданной теме.
Экскурсия. Обработка данных.
5 15. Эксперимент: Понятие «эксперимент». Приборы и оборудование для проведения
План проведения
Методика проведения экспериментов.
экспериментов.
экспериментальной деятельности. Анализ результатов.
16. Обработка полученных данных: Составление таблиц, схем, графиков. Выводы.
17. Что такое команда: Преимущества и недостатки индивидуальной и командной
работы.
18. Командные роли: Игра «Строительство моста». Распределение ролей в команде.
19. Конфликтные ситуации: Причины возникновения конфликтов. Анализ конфликтных
ситуаций. Способы разрешения конфликта.
20. Групповое взаимодействие: Способы группового взаимодействия («пирамида»,
«весы», «звезда»).
21. Работа над индивидуальным проектом: Индивидуальные консультации.
22. Анализ проектной деятельности: Сильные и слабые стороны в работе над проектом.
Трудности при работе над проектом. Способы преодоления трудностей.
23. Презентация проекта: Работа над презентацией, требования к презентации проекта,
консультации.
24. Планирование выступления: Определение цели выступления. Определение целевой
аудитории. Текст выступления. Речь докладчика. Внешний вид докладчика. Советы
по преодолению волнения.
25. Ведение дискуссии: Понятие «дискуссия». Вопросы докладчику.
26. Защита проектов: НПК школьные, районные, областные.
27. Экспертиза, обсуждение, оценки: Круглый стол по результатам проектной
деятельности.
28. Определение тем будущих проектов: Обсуждение выбранных учащимися тем
будущих проектов, их актуальности, практического значения, новизны.
6 № п/п Тема
Введение. Структура
проекта
Тематическое планирование
Колво
часов
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ситуация и проблема
Структура
исследовательской
работы. Признаки и
описание ситуации.
Противоречие.
Постановка проблемы.
Обсуждение плана, выбор
тем проектов и
исследовательских работ
От проблемы к цели
Цель. Способы
достижения цели
Планирование деятельности
Задачи проекта.
Определение задач
Ресурсы
Виды ресурсов.
Определение ресурсов.
1
2
1
1
1
Поиск информации
Планируемые результаты
(УУД)
Понимать что такое «проект».
Выделять основные этапы
проекта. Соблюдать инструктаж
по технике безопасности. Уметь
вести дневник проекта.
Понимать структуру
исследовательской работы.
Уметь поставить проблему и
найти пути ее решения.
Обосновать выбор темы проекта
или исследования, ее
актуальность.
Уметь поставить цель и найти
способы ее достижения.
Понимать что такое «задачи»
проекта или исследования. Уметь
разбивать задачи на шаги.
Понимать что такое «ресурс».
Уметь определить ресурс.
Выявлять основные виды
ресурсов.
7 7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Работа с каталогами
Работа со справочной
литературой
Работа с интернет
источниками
Литературный обзор по
теме проекта
Оформление
проекта
библиографического
списка
текста
и
Наблюдение и эксперимент
Выбор способа сбора
данных. Выдвижение
гипотезы
Опросы. Интервью.
14.
Наблюдение
15.
Эксперимент
16.
Обработка полученных
данных
Как работать в команде
Что такое команда.
Командные роли.
Конфликтные ситуации
Групповое
взаимодействие
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Уметь работать с каталогом и
карточками.
Уметь работать со справочной
литературой
Уметь работать с интернет
источниками.
Уметь составить литературный
обзор по теме проекта.
Знать основные требования к
оформлению проекта,
библиографическому списку.
Уметь оформить проект.
Знать способы сбора данных.
Уметь выдвигать гипотезы.
Уметь проводить опрос и
интервью и обрабатывать
полученные данные.
Понимать что такое
«наблюдение» Уметь проводить
наблюдения и обрабатывать
полученные данные.
Понимать что такое
«эксперимент». Уметь проводить
эксперимент и анализировать
результаты.
Уметь составлять таблицы,
схемы, графики, делать выводы.
Понимать что такое команда и
правила работы в команде.
Уметь распределять роли в
команде.
Знать что такое конфликтная
ситуация и способы разрешения
конфликтов.. Уметь проводить
анализ конфликтных ситуаций.
Знать что такое групповое
взаимодействие.
Уметь работать над
индивидуальными проектами.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Публичное выступление и экспертиза
3
Работа над
индивидуальным
проектом
Анализ проектной
деятельности.
1
Уметь анализировать проект,
решать трудности, возникающие
при работе над проектом.
8 23.
24.
25.
26.
27.
28.
Презентация проекта
Планирование
выступления
Ведение дискуссии
Защита проектов
Экспертиза, обсуждение,
оценки
Определение тем
будущих проектов
2
1
1
3
1
1
Уметь презентовать проект.
Уметь планировать свое
выступление, соблюдать все
правила выступления.
Уметь вести дискуссию.
Выступление на НПК.
Уметь обсуждать и оценивать
результаты проектной
деятельности.
Уметь определить темы
бедующих проектов.
Список литературы
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования
ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Дневник проектной деятельности. 57
класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
2006. – 48 с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности:
Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 57 класса. – Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 64 с.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности
школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
2007.
5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности:
Рабочая тетрадь для 57 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2007. – 80 с.
6. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом //
Образование в современной школе. – 2000. №4.
7. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс, 1999.
8. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. М.: Сентябрь, 2006.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.:
Аркти, 2003
10. Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю // Школа и
производство. – 2002. №1.
11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти,
2007.
12. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся //
Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136138.
9 10
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.