Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
12.02.2019
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа по внеурочной деятельности по биологии. Для обучающихся пятых классов. Позволяет подготовить детей к научным исследованиям. Научить обучающихся выбирать тему исследования. Ставить цели и задачи. Выдвигать гипотезы. Позволяет дать представления обучающимся о элементарных научных методах используемых в биологии. Научить делать выводы.
внеурочка введение в научное исследование.docx
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………..2 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной  деятельности…………………………………………………………..…………..4 Содержание курса………………………………………………………………...5  Тематическое планирование…………………………………………………….7   Список литературы……………………………..……………………………….9 1 Пояснительная записка                         Программа   внеурочной   деятельности   «Введение   в   научное   исследование разработана образовательным учреждением  на основе требований ФГОС основного общего образования. Происходящие   изменения   в   современном   обществе   требуют   развития   новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию,   выработку   навыка   самостоятельной   навигации   в   информационных   полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих   в   жизни   проблем   —   профессиональной   деятельности,   самоопределения, повседневной   жизни.   В   связи   с   этим,   организация   проектно­исследовательской деятельности   во   внеурочное   время   является   одним   из   приоритетов   современного образования. Научно­практические конференции, конкурсы поискового характера, учебные проекты, кружки различной направленности позволяют лучше учесть личные склонности учеников,   что   способствует   формированию   их   активной   и   самостоятельной   позиции   в обучении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный и поисковый методы не просто   формируют   умения,   а   компетенции,   которые   широко   востребованы   за   счет рационального   сочетания   теоретических   знаний   и   их   практического   применения   для решения конкретных проблем.  Проектно­исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению,  поскольку она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и  вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические  цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного  дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Программа «Основы проектной деятельности» предназначена для учащихся 11­12 лет и  направлена   на   формирование   методологических   качеств   учащихся   –   способность осознания целей проектной и учебно­исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных творческих качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств,   обусловленных   необходимостью   взаимодействовать   с   другими   людьми,   с объектами   окружающего   мира   и   воспринимать   его   информацию,   выполнять   различные социальные роли в группе и коллективе. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,  необходимые  для  организации  проектной  и  исследовательской  деятельности,  в будущем станут основой для организации научно­исследовательской деятельности.  Программа   внеурочной деятельности придерживается основных методологических направлений  современной  науки.  В  ее   основу  положены   теоретические  и   практические работы, наблюдения в природе, работа с научно­популярной литературой, определениями, справочниками,   составления   отчетов,  подготовка   проектов,   проведение   исследований   и экскурсий.   творческих   и коммуникативных   способностей   учащихся,   определяющих   формирование   компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в современном обществе.   познавательных   интересов,   интеллектуальных, Цель программы: Развитие   Задачи: 2 ­  приобрести     учащимися   знания   о   структуре   проектной   и   исследовательской деятельности;  ­ обучить  способам поиска необходимой для исследования информации;  способам обработки результатов и их презентации;  ­  разработать     системы   проектной   и   исследовательской   деятельности   в   рамках образовательного пространства школы; выстраивать  целостной системы работы с детьми, склонными к научно­исследовательской и творческой деятельности;  ­ разработать  рекомендаций к осуществлению ученических проектов;  ­  создать     системы   критериев   оценки   работ,   премирования   и   награждения победителей;  ­ создать  оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;  ­  освоить   основные     компетенций:  ценностно­смысловой,  учебно­познавательной, информационной, коммуникативной. Формы   проведения   итогов:   защита   проектов,   круглый   стол,   участие   в   конкурсах, участие в школьных, районных и областных конференциях.          Сроки реализации программы: 1 год. Формы   и   режим   занятий:  программа   реализуется   в   форме   практических   и теоретических занятий. Занятия проводятся 1 часа  в неделю, всего 35 часов в год. 3 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Результаты внеурочной деятельности по программе «Введение в научное исследование» формулируются на основе личностном, метопредметном и предметном уровне. Личностные результаты предусматривают умения: ­ оценивать значимость умений работать в проектной и исследовательской деятельности для дальнейшего обучения; ­   планировать   и   координировать   совместную   деятельность   по   реализации   проекта   в микрогруппе   (согласование   и   координация   деятельности   с   другими   ее   участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный), ­ самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно­исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), Метопредметными результатами являются умения: ­   рефлексировать   личные   затруднения   при   работе   с   информацией;   формулировать индивидуальные учебные задачи  по определению этих затруднений; ­ находить необходимую информацию в Интернете, библиотеке; ­ представлять информацию в кратком виде; ­ пересказывать информацию своими словами, публично представлять ее; ­ выполнять проекты и исследовательские работы; ­ выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,  Предметными результатами являются представления:   ­ структуру учебно­исследовательской деятельности,   ­ основные отличия цели и задач, объекта и предмета исследования,    ­ основные информационные источники поиска необходимой информации. 4 Содержание курса 1. Введение.   Структура   проекта:   понятие   проекта.   Основные   этапы   проектной деятельности. Инструктаж по технике безопасности. Дневник проекта. 2. Структура   исследовательской   работы.   Признаки   и   описание   ситуации. Противоречие.   Постановка   проблемы:   Понятие   ситуации.   Признаки   ситуации. Описание   ситуаций.   Желаемая   и   реальная   ситуация,   их   сравнение,   выявление противоречий. Постановка проблемы. 3. Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ: Обсуждение  Актуальность   темы плана,   выбор   тем   проектов   и   исследовательских   работ. исследования. 4. Цель. Способы достижения цели: Постановка цели. Способы достижения цели. 5. Задачи проекта. Определение задач: Понятие «задача». Разбивка задачи на шаги. 6. Виды   ресурсов.   Определение   ресурсов:   Понятие   «ресурс».   Виды   ресурсов   Определение   ресурсов   для   материальные,   трудовые). (информационные, выполнения каждой из поставленных задач. 7. Работа с каталогом: Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Работа с карточками. 8. Работа   со   справочной   литературой:   Работа   со   словарями,   справочниками, энциклопедиями. Составление справочника по теме своего проекта. Составление алгоритма работы со справочной литературой. 9. Работа   с   интернет­источниками:   Работа   с   интернет­источниками.   Правила оформления электронных ресурсов. 10. Литературный обзор по теме проекта: Составление плана прочитанного материала. Отражение   наиболее   существенных   мыслей   и   идей.   Сравнение   и   сопоставление информации   с   информацией,   полученной   из   других   источников.   Критическая оценка прочитанного. 11. Оформление   текста   проекта   и   библиографического   списка:   Требования   к оформлению   текста:   выбор   шрифта,   «красная   строка»,   поля.   Разработка   макета проекта. Разработка структуры проекта. Правила оформления библиографического списка   (основной   и   вспомогательной   литературы,   интернет­источников). Оформление ссылок в тексте работы. 12. Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы: Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы. Прогнозирование результата. 13. Опросы. Интервью: Анкетные опросы. Общие требования. Составление опросных листов. Основные принципы правильного проведения интервью. Обработка данных. 14. Наблюдение:  Понятие  «наблюдение».  Проведение  наблюдений  по  заданной  теме. Экскурсия. Обработка данных. 5 15. Эксперимент: Понятие «эксперимент». Приборы и оборудование для проведения   План   проведения   Методика   проведения   экспериментов. экспериментов. экспериментальной деятельности. Анализ результатов. 16. Обработка полученных данных: Составление таблиц, схем, графиков. Выводы. 17. Что   такое   команда:   Преимущества   и   недостатки   индивидуальной   и   командной работы. 18. Командные роли: Игра «Строительство моста». Распределение ролей в команде. 19. Конфликтные ситуации: Причины возникновения конфликтов. Анализ конфликтных ситуаций. Способы разрешения конфликта. 20. Групповое   взаимодействие:   Способы   группового   взаимодействия   («пирамида», «весы», «звезда»). 21. Работа над индивидуальным проектом: Индивидуальные консультации. 22. Анализ проектной деятельности: Сильные и слабые стороны в работе над проектом. Трудности при работе над проектом. Способы преодоления трудностей. 23. Презентация проекта: Работа над презентацией, требования к презентации проекта, консультации. 24. Планирование выступления: Определение цели выступления. Определение целевой аудитории. Текст выступления. Речь докладчика. Внешний вид докладчика. Советы по преодолению волнения. 25. Ведение дискуссии: Понятие «дискуссия». Вопросы докладчику. 26. Защита проектов: НПК школьные, районные, областные. 27. Экспертиза,   обсуждение,   оценки:   Круглый   стол   по   результатам   проектной деятельности. 28. Определение   тем   будущих   проектов: Обсуждение   выбранных   учащимися   тем будущих проектов, их актуальности, практического значения, новизны. 6 № п/п Тема Введение. Структура  проекта Тематическое планирование Кол­во  часов 1 1. 2.  3. 4. 5.  6.  Ситуация и проблема Структура  исследовательской  работы. Признаки и  описание ситуации.  Противоречие.  Постановка проблемы. Обсуждение плана, выбор тем проектов и  исследовательских работ От проблемы к цели Цель. Способы  достижения цели Планирование деятельности Задачи проекта.  Определение задач Ресурсы Виды ресурсов.  Определение ресурсов. 1 2 1 1 1 Поиск информации Планируемые результаты (УУД) Понимать что такое «проект».  Выделять основные этапы  проекта. Соблюдать инструктаж  по технике безопасности. Уметь  вести дневник проекта. Понимать структуру  исследовательской работы.  Уметь поставить проблему и  найти пути ее решения. Обосновать выбор темы проекта  или исследования, ее  актуальность. Уметь поставить цель и найти  способы ее достижения. Понимать что такое «задачи»  проекта или исследования. Уметь разбивать задачи на шаги. Понимать что такое «ресурс».  Уметь определить ресурс.  Выявлять основные виды  ресурсов. 7 7.  8. 9. 10. 11. 12. 13. Работа с каталогами Работа со справочной  литературой Работа с интернет­ источниками Литературный обзор по  теме проекта Оформление проекта библиографического списка     текста и Наблюдение и эксперимент Выбор способа сбора  данных. Выдвижение  гипотезы Опросы. Интервью.  14. Наблюдение 15. Эксперимент 16.  Обработка полученных  данных Как работать в команде Что такое команда.  Командные роли.  Конфликтные ситуации Групповое  взаимодействие 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Уметь работать с каталогом и  карточками. Уметь работать со справочной  литературой Уметь работать с интернет­ источниками. Уметь составить литературный  обзор по теме проекта. Знать основные требования к  оформлению проекта,  библиографическому списку.  Уметь оформить проект. Знать способы сбора данных.  Уметь выдвигать гипотезы. Уметь проводить опрос и  интервью и обрабатывать  полученные данные. Понимать что такое  «наблюдение» Уметь проводить  наблюдения и обрабатывать  полученные данные. Понимать что такое  «эксперимент». Уметь проводить  эксперимент и анализировать  результаты. Уметь составлять таблицы,  схемы, графики, делать выводы. Понимать что такое команда и  правила работы в команде. Уметь распределять роли в  команде. Знать что такое конфликтная  ситуация и способы разрешения  конфликтов..  Уметь проводить  анализ конфликтных ситуаций.  Знать что такое групповое  взаимодействие. Уметь работать над  индивидуальными проектами. 17. 18. 19. 20.  21. 22. Публичное выступление и экспертиза 3 Работа над  индивидуальным  проектом Анализ проектной  деятельности.  1 Уметь анализировать проект,  решать трудности, возникающие  при работе  над проектом. 8 23. 24. 25. 26. 27. 28. Презентация проекта Планирование  выступления  Ведение дискуссии Защита проектов Экспертиза, обсуждение,  оценки Определение тем  будущих проектов 2 1 1 3 1 1 Уметь презентовать проект. Уметь планировать свое  выступление, соблюдать все  правила выступления. Уметь вести дискуссию. Выступление на НПК. Уметь обсуждать и оценивать  результаты проектной  деятельности. Уметь определить темы  бедующих проектов. Список литературы 1.   Голуб   Г.Б.,   Чуракова   О.В.   Метод   проектов   как   технология   формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003. 2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Дневник проектной деятельности. 5­7 класса.   –   Самара:   Издательство   «Учебная   литература»:   Издательский   дом   «Федоров», 2006. – 48 с. 3.   Голуб   Г.Б.,   Перелыгина   Е.А.,   Чураков   О.В.   Основы   проектной   деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5­7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 64 с. 4.   Голуб   Г.Б.,   Перелыгина   Е.А.,   Чураков   О.В.   Основы   проектной   деятельности школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. 5.   Голуб   Г.Б.,   Перелыгина   Е.А.,   Чураков   О.В.   Основы   проектной   деятельности: Рабочая   тетрадь   для   5­7   класса.   –   Самара:   Издательство   «Учебная   литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 80 с. 6.   Горбунова   Н.В.,   Кочкина   Л.В.   Методика   организации   работы   над   проектом   // Образование в современной школе. – 2000. ­ №4. 7. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс, 1999. 8. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. М.: Сентябрь, 2006. 9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003 10.   Переверзев   Л.Б.   Проектный   подход   и   требования   к   учителю   //   Школа   и производство. – 2002. ­ №1. 11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти,  2007.  12. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся //  Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136­138.  9 10

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2019