Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология +1
Взрослым
11.02.2017
Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)
Рабочая программа по биологии «Готовимся к олимпиаде» рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии учащимися 7-11 классов. Содержательная часть программы разработана на основе: • Примерной программы по биологии, созданной под руководством В. В. Пасечника. • Содержания олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады по биологии(По материалам сайтов biologii.net и rosolymp.ru.)
программа одаренные.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1 «Рассмотрено» Руководитель ШМО _________/Шевырева О.Д./ Протокол заседания ШМО № 1 от «29» августа 2016 г. Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» для 6­11 классов Программа составлена   учителем биологии В КК                                                                                         Шевцовой Светланой Тихоновной 2016­ 2017  учебный год Рабочая   программа     по   биологии   «Готовимся   к   олимпиаде»   рассчитана   на дополнительное углубленное изучение биологии учащимися  7­11 классов. Содержательная часть программы разработана на основе:  Примерной программы  по биологии,  созданной  под руководством В. В. Пасечника.  Содержания   олимпиадных   заданий   Всероссийской   олимпиады   по   биологии(По материалам сайтов biologii.net и rosolymp.ru.) В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в   свою   очередь   повышает   статус   всего   олимпиадного   движения.      В отличие от простых контрольных работ и зачетов, проектной и исследовательской деятельности, различных интеллектуальных конкурсов, написания рефератов, олимпиады охватывают   более   широкий   круг   знаний   по   общеобразовательным   предметам   и способствуют   более   широкой   эрудиции.   Поэтому   разовые   консультации   или   другие занятия к хорошему результату не приведут, и даже систематические занятия в течение только одного учебного года, тоже не дадут результата на муниципальном и, тем более, региональном   уровне.   Подготовка   к   олимпиадному   движению   должна   быть   серьезной, многолетней и систематической.  Бесспорно, олимпиады: 1.   это   не   только   проверка   образовательных   достижений   учащихся,   но   и познавательное,   эвристическое,   интеллектуально­поисковое   соревнование   школьников   в творческом   применении   знаний,   умений,   способностей,   компетенций   по   решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. 2. являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи,   формирования     интеллектуального   потенциала   будущей   элиты   для профессиональной   научно­исследовательской,   производственной,   административной   и предпринимательской деятельности. На основании выше изложенного считаю актуальным внедрение  внеурочных занятий в учебный процесс обучающихся с целью не формирования  узкой касты вундеркиндов, а выявление молодых дарований и приобщение их   к интеллектуальной деятельности для развития   их   талантов   и   становления   как   будущих   высококвалифицированных специалистов, без которых в современную эпоху нашей стране не обойтись. Для решения  поставленной цели определены задачи:  выявление одаренных и нестандартно мыслящих обучающихся,  создание     ситуации   успеха  для     личностного     и   интеллектуального     развития подрастающего поколения, предоставление  им возможности  за несколько лет освоить  форму тестирования  ЕГЭ, так как олимпиадные задания идентичны, что и на ЕГЭ; пополнениешкольного портфолио дипломами и  сертификатами для возможности         прибавления баллов  при поступлении в вузы.  содействие  их личностному  и профессиональному  самоопределению. Траектория подготовки к олимпиадам Система подготовки: базовая школьная подготовка по предмету; подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки,   факультативы, курсы по выбору);  самоподготовка   (чтение   научной   и   научно­популярной   литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады  Подготовка обучающихся к олимпиадам. Для   эффективной   подготовки   к   олимпиаде   важно,   чтобы   олимпиада   не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает. подготовка   к   олимпиаде   должна   быть   систематической,   начиная   с   начала  учебного  года; темы     целесообразнее   использовать   не  для   обсуждения  вопросов   теории,   а   для развития творческих способностей детей;  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая   его   специфическую   траекторию   движения   от   незнания     к   знанию,   от практики до творчества;  использование   диагностического   инструмента   (например,   тестов     по   каждому  разделу  программы по предмету);  уделить   внимание   совершенствованию   и   развитию   у   детей   экспериментальных навыков,   умений   применять   знания   в   нестандартной   ситуации,   самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;  использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки ­ практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.   наиболее   подготовленных,   одаренных   и   заинтересованных     кружковой   работы   и   проведение   других 1. Выявляю   обучающихся  через:   наблюдения в ходе уроков; организацию   исследовательской, внеклассных мероприятий по предметам; дисциплинам.        оценку   способностей   школьников   и   анализ   их   успеваемости   по   смежным 2.Создаю творческую группу, команду обучающихся, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет: реализовать   взаимопомощь,   передачу   опыта   участия   в   олимпиадах, психологическую подготовку новых участников; уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания). 3.Планирую  работу. при планировании работы с группой школьников избегаю  формализма и излишней оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого заорганизованности; участника;   предусматриваю возможность отдыха, релаксации; основной   формой   работы   на   занятиях   ­   различные   формы   индивидуальной   и парной работы. 4.Расширяю кругозор: читаем книги, журналы, энциклопедии, сборники и другие источники. работаем в Интернете 5. И не останавливаюсь. К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые: имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные    способности;   имеют доминирующую,  активную, не насыщаемую познавательную потребность испытывают радость от умственного труда. самостоятельность –         При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы: Максимальная   возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный   контроль   со   стороны   учителя,   коллективный   разбор   и   анализ   нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач. предоставление Принцип   активность   знаний.  Олимпиадные   задания   составляются   так,   что   весь запас   знаний   находится   в   активном   применении.   Они   составляются   с   учетом   всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо   вести   подготовку   по   заданиям   высокого   уровня   сложности.   В   этом заключается   суть   принципа   опережающего   уровня   сложности,   эффективность   которого подтверждается   результатами   выступлений   на   олимпиаде.   В   психологическом   плане реализация   этого   принципа   придает   уверенность   учащемуся,   раскрепощает   его   и   дает возможность успешно реализоваться. Анализ   результатов   прошедших   олимпиад.   При   анализе   прошедших   олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения. Психологический   принцип.   Считаю   необходимым   воспитать   в   олимпиадниках чувство   здоровой   амбициозности,   стремления   к   победе.   Победитель   всегда   обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и   вырастить   эти   качества.   Научить   верить   в   свои   силы,   внушить,   что   он   способен побеждать.     Неприемлем  принцип   «административного   давления»  с  целью   удержать  ученика, заставить   его   участвовать   в   олимпиаде   по   предмету.   Это   не   принесет   должного результата.   Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном   смысле,   быть   интересным   ребятам,   пользоваться   авторитетом,   не считаться   с   личным   временем   для   дела.   Тогда   ученик   стремиться   не   подвести   своего учителя.  Планируемые результаты В результате подготовки к олимпиадам по биологии обучающиеся  приобретают: ­   знания   об   особенностях   жизни   как   формы   существования   материи,   роли физических и химических процессов и живых системах различного иерархического уровня организации;   о   фундаментальных   понятиях   биологии;   о   сущности   процессов   обмена веществ; онтогенеза, наследственности и изменчивости; об основных теориях биологии ­ клеточной,   хромосомной,   теории   наследственности,   эволюционной,   антропогенеза;   о соотношении социального и биологического в эволюции человека; об основных областях применения   биологических   знаний   в   практике   сельского   хозяйства,   в   ряде   отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе; ­   умение   пользоваться   научными   методами,   знанием общебиологических   закономерностей   для   объяснения   с   материалистических   позиций вопросов происхождения и развития жизни на земле, а также различных групп растений, животных, человека; давать обоснованную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические и цитологические задачи повышенного уровня сложности, составлять   родословные,   работать   с   учебной   и   научно­популярной   литературой. Составлять план, конспект, хорошо знать терминологию и язык изучаемого предмета.   обобщениями, Содержание  учебного курса 1. Прокариоты. Бактерии.  Теория.  Введение. Биологические науки. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение,   распространение,   роль   в   природе,   медицине,   сельском   хозяйстве   и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Практика.  Выполнение тестовых заданий. 2. Царство Грибы.   Теория.     Общая   характеристика   грибов.   Строение.   Питание,   размножение, экология. Практика.  Выполнение тестовых заданий. 3. Царство растения. Теория.   Общая   характеристика   водорослей.     Строение   лишайников   и   их многообразие.   Симбиоз.   Питание,   размножение,   роль   в   природе.   Высшие   споровые растения.   Голосеменные.   Семенные   растения. Покрытосеменные. Систематика покрытосеменных.  Эволюция растений.    Мхи   и   папоротникообразные. Практика.  Выполнение тестовых заданий.  4. Царство Животные. Теория.   Классификация животных. Систематика беспозвоночных животных. Тип Простейшие.   Тип   Кишечнополостные.   Тип   Плоские   черви.   Тип   Круглые   черви.   Тип Кольчатые   черви.   Тип   Моллюски.   Тип     Систематика   хордовых. Сравнительная   характеристика   основных   классов   типа   Хордовые.   Эволюция   систем органов животных. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.   Членистоногие.   Практика.  Выполнение тестовых заданий. Репетиционный экзамен. 5.  Человек – вершина эволюции животного мира. Теория.     Общий   обзор   организма   человека.   Положение   человека   в   системе животного мира. Тело человека как система: системы органов – органы – ткани – клетка. Опорно­двигательная   система.   Кровеносная   и лимфатическая   системы.   Дыхание.   Пищеварение.   Обмен   веществ.   Выделение.   Покровы тела.   Нервная   система.   Анализаторы.   ВНД,   психика,   поведение.   Эндокринная   система. Индивидуальное развитие организма.   Внутренняя   среда   организма. Практика.  Выполнение тестовых заданий. Деловая игра «Сдаём ЕГЭ». 7.  Неклеточные формы жизни. Вирусы. Теория.  Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Практика.   Самостоятельная работа с тестами. 8. Общая биология (теория + практика) 9. Заключение – решение олимпиад прошлых лет Календарно­тематическое планирование Время проведения Тема занятия Декабрь ­ 3 часа Бактерии. Грибы  № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Январь. Февраль ­ 4­5 занятий Февраль – Март­ 4­5 занятий Апрель ­ 4 часа Май ­ 4 часа Июнь­июль­август  Сентябрь  (2 неделя – ежедневно;  с 14­35 – 15­20) Сентябрь  (3 неделя – ежедневно;  с 14­35 – 15­20) Сентябрь  (4 неделя – ежедневно;  с 14­35 – 15­20) Октябрь  (ежедневно;  с 14­35 – 15­20) Контингент 6 ­11 классы 6 ­11 классы 7­11 классы  8­11 классы 9­11 классы Растения Животные Человек Общая биология Решение олимпиадных заданий Бактерии. Грибы 6 ­11 классы Растения, Животные Человек Общая биология 1.https://yandex.ru/search/? Ресурсы lr=193&msid=1463907469.86674.22902.22799&text=biologii.net+&suggest_reqid=814898270 145061707974772654147117&csg=0%2C1877%2C13%2C1%2C0%2C1%2C0 2.http://biologii.net/index.php?option=com_content&task=view&id=36&Itemid=6  klass  /11­  .  ru   /  shkolniku 3. http   ://   aplik      ­  k  ­    ­  raboty predmetnym  ­  olimpiadam    ­  iz   ­  opyta      /  ­  uchashchikhsia    ­  podgotovka      /  doklad    ­  na   ­  temu     4.https://yandex.ru/search/?text=rosolymp.ru.&lr=193 Примерная схема­план индивидуального образовательного маршрута  учащегося. ФИО учащегося. Класс  Предмет

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)

Программа внеурочной деятельности по биологии «Готовимся к олимпиаде» (7-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017