программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская экологическая (валеологическая) программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» для учащихся 8 - 9 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, на авторскую рабочую программу по биологии, программу воспитания и социализации, обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.программа важна для подростков, дает ответы на волнующие вопросы.
Иконка файла материала программа - конкурс 18.docx
г. НИКОЛАЕВСК­НА­АМУРЕ Экологическая (валеологическая)  программа  внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» (направление – здоровый образ жизни, для учащихся 8 – 9 класса) выполнила: Перевозная Лариса Геннадьевна,  учитель биологии МБОУ СОШ № 5 2017 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Авторская экологическая   (валеологическая) программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» для учащихся 8 ­ 9 класса составлена в соответствии с требованиями к   результатам   освоения   основной   образовательной   программы   основного   общего образования.   Программа   опирается   на   основные   положения   программы   развития универсальных   учебных   действий,   на   авторскую   рабочую   программу   по   биологии, программу   воспитания   и   социализации,   обучающихся   в   части   формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.  Программа   построена   на   основе   общенациональных   ценностей   российского общества,   таких,   как   здоровье   человека,   экологическая   грамотность   и   экологическая культура, направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, развития, формирования, проектирования здорового образа жизни и мотивацию на самообразование в области   здоровья.   Программа   имеет   профилактическую   направленность,   базируется   на научных   достижениях   в   области   психологии,   образования   и   культуры.   В   ней   учтены рекомендации ВОЗ и ЮНЕСКО по образованию и просвещению по вопросам экологии и здоровья. Данная программа учитывает важные принципы:  ­ отношение к здоровью как личной и общественной ценности; ­ ценностный подход к здоровью в единстве его физического, физиологического, репродуктивного,   психического,   социально   ­       психологического   (культура   учебной   и   и   духовного   (иерархия коммуникативной   деятельности,   здорового   образа   жизни)   ценностей) компонентов; ­ комплексный естественно – научный подход к здоровью как проблеме не только медицинской, но и социокультурной, педагогической, психологической; ­ приоритетность экологического мышления для понимания феномена здоровья и управления им; ­ зависимость здоровья подростка от экологической грамотности; ­   стратегическая   ориентация   на   формирование   здоровьесберегающего   уклада школьной   жизни   средствами   вовлечения   обучающихся   в   совместное     с   взрослыми проектирование   образовательной   среды,   учитывающего   индивидуальные   особенности подростка; 2­ предпрофильную  направленность  ­  учет индивидуальных интересов обучающихся посредством сочетания гуманитарных, естественно – научных подходов к здоровью. Формой   организации,      обеспечивающей   сочетание  разнонаправленных  интересов обучающихся   при   рассмотрении   проблем   здоровья   выступает   клуб   по   интересам.   Это позволит обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно   важных   проблем   здоровья.   Содержание   программы   структурировано   в   виде разделов ­ модулей: ­ введение;   ­  экологическая культура как ресурс здоровья; ­ чрезвычайные экологические ситуации; ­ учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни; ­ вредные привычки, их профилактика; ­ простудные заболевания; ­ стресс; ­ заболевания подростков, передающиеся половым путем; ­ «болезни поведения» подростков; ­ оказание первой помощи.  ­  пояснительную записку с требованиями к результатам деятельности;  Программа включает:            ­ основное содержание с перечнем разделов;            ­ практических работ и проектов;            ­ тематическое планирование;          ­  рекомендации по учебно ­ методическому обеспечению образовательного  процесса.   ­  формирование научного знания об экологических факторах, влияющих на здоровье Программа предусматривает: подростка; ­  способы снижения экологических рисков для здоровья.  Данная программа направлена: ­   на развитие общения как ведущей деятельности этого возраста (освоение умений участия в дискуссии, полемике, диспуте, прениях; ­  досуговое общение по проблемам здоровья;  ­ проведение просветительной работы;  3­ развитие лидерских качеств (освоение умений вести дебаты);   ­ выступление  в роли модератора форума;  ­ позиционирование себя  в качестве лица, несущего ответственность за здоровье людей;  ­ развитие исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях   (экологический   мониторинг   состояния   окружающей   среды,   самооценка состояния ресурсов здоровья), а так же интересов обучающихся.  Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме занятий по интересам   «Знать,   чтобы   жить!»,   направленного   на   формирование   индивидуального   и коллективного опыта проектирования здорового и безопасного образа жизни. Виды   деятельности:    научно   –   исследовательская,   проектная,   ролевая   игра, проблемно – ценностное и досуговое   общение, социально – творческая   и общественно полезная практика. Формы   организации:     дискуссия,   полемика,   дебаты,   прения,   диспут,   встречи   с интересными   людьми,   представление   исследовательских   работ,   просветительные   акции, работа лекторской группы. Содержательные линии программы: ­ учусь экологическому мышлению; ­ учусь управлять собой, моя культура здоровья; ­ учусь действовать, мои проекты в области здоровья. Содержание работы  по интересам структурировано в виде 10 разделов.  Программа предусматривает   организацию   деятельности   учащихся   в   форме   занятий     по   интересам  Необходимость   создания   программы  «Знать,   чтобы   жить!» «Знать,   чтобы   жить!». обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна   и   имеет   острую   социальную   значимость.   Родителей,   педагогов   тревожит проблема   ухудшения   здоровья   подрастающего   поколения:   распространение   среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно,   чтобы   просвещение   подростков   было   своевременным,   необходимо   вовремя сформировать   положительное   отношение   к   здоровому   образу   жизни,   научить   понимать ответственность за своё поведение и здоровье.  Предлагаемая программа посвящена  одной из главных проблем ­ сохранения   здоровья у подрастающего поколения. Программа предметно ­ориентирована (экология,  биология, ОБЖ), рассчитана на 34 часа. 4Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13­ 14 летних  подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые  касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно  взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников. Программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!»  поможет подросткам   дать научные ответы на многие волнующие вопросы. Программа  предусматривает теоретические знания, решение практических задач,  связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью  школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья. Умение вести здоровый образ жизни ­ признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью  подростков.   Основная цель программы внеурочной деятельности  ­ воспитание у подростков: 1. культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической ­  способность управления своими чувствами и эмоциями;  2 культуры интеллектуальной ­ способность управлять своими мыслями и  контролировать их;  3 культуры поведения ­ способность понимать своё предназначение. Программа   имеет профильный упор на естественно ­ научный профиль в дальнейшем обучении  школьников и выбор профессии. 4  Оказание  помощи школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего  обучения на естественно ­ научном профиле. Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно­ познавательных задач:  расширение теоретических знаний школьников в образовательной области  «Мое здоровье в моих руках:  создание  условий  для формирования у подростков навыков общей культуры,  включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;    обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;  способствовать формированию положительной мотивации выработки своего  индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в  современных условиях жизни. Рекомендуемые формы организации занятий: 5     составление проектов по темам исследований; проведение исследований и составление презентаций по темам исследования; умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ; оформление и защита исследовательских работ учащихся; проведение научно ­ практической конференции по теме с использованием  стендовых проектов. При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой  деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини ­ группах,  фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат  теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.  Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по программе внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!»: «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»; «Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам»; «Стресс и его воздействие на организм подростка»;  «Влияние шума на детский организм»;  «Влияние компьютеров на здоровье человека»;  «Как противостоять давлению среды»;  «Что значит быть счастливым?»;  «Наркотики, алкоголь и сигареты»;  «Я в этом мире» и многие другие.  Планируемые результаты: Выполнив программу,  школьники будут знать:  причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;  мотивы здорового образа жизни;  отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм              подростка;   пути формирования здорового образа жизни. Школьники будут уметь: 6  оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь,  использовать полученные знания на практике;   воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к  своему здоровью. Школьники будут применять:    полученные знания на практике;  полученные знания для осознанного выбора профессии. 7Основное содержание курса.  Содержание программы внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» 1. 1. Введение. «Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути  формирования здорового образа жизни.  Ресурсы здоровья.   2.1. Экологическая культура как ресурс здоровья Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья.  Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем  экологии и здоровья.  (дебаты как интеллектуальная игра,  метод ведения спора. буклет, плакат, их задачи и способы изготовления). 2.2. Чрезвычайные экологические ситуации.  Варианты экологические безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в  чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи. Процесс  проектирования здорового безопасного образа жизни, его этапы, возможные  трудности. Стратегии безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов  здоровья.  2.3.  Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни.  Действия  в опасных экологических ситуациях. Чрезвычайные экологические  ситуации. Варианты экологически безопасного поведения. Диспут как коллективное  обсуждение нравственных проблем, высказывание суждений, точек зрения и оценок.  Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных экологических ситуациях. 3.  Вредные привычки, их профилактика. 3.1. Алкоголизм.  3.1.2. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с  алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия.   Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 «Работа со статистическими  данными». 83.1.3. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя,  причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления  алкоголя. 3. 2. 3.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов   Курение. подростка.  3.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский  организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая  работа № 2 «Проведение исследования и выявление курящих – подростков,  (анкетирование, тесты)». 3.3. Наркомания. 3.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное  влияние на физическое и умственное развитие подростков. 3.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом ­  венерологом. Практическая работа № 3 «Работа со статистическими данными». 3.4. Токсикомания. 3.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на  организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 «Работа со статистическими данными». 4.1. Простудные заболевания. 4.1. 1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на  организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм  бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая  работа № 5 «Исследование: частота заболевания школьников простудой в  своей школе». 5.1. Стресс. 5.1.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия  стресса, «экзаменационный стресс». Практическая работа № 6 «Работа над проектом по  теме раздела». 5.1.2. Заболевания подростков, передающиеся половым путём. 6.1.  Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы  заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире,  9стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 «Работа со статистическими  данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования». 6.1.2. Встреча с врачами по проблеме. 7.1.  «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения  подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность,  последствия. 7.1.1. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред,  наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной  беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с  врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.  8.1. Первая медицинская помощь. 8.1.1.  Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении  организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при  простудных заболеваниях. Практическая работа  № 8 «Работа в медицинском кабинете по  решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление  роликов по теме элективного курса». 9.1.  Обобщение: «Знать, чтобы жить!». Научно ­ практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов.  Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов  своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации.   Формы организации внеурочной деятельности:  исполнение проектов, полемика  «Кто в ответе за будущее?». Исследовательские умения:  собираем информацию: что угрожает нашему  здоровью? Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации о  рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на  достоверность. Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья.  Коммуникативные умения: особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, криминала, терроризма. Примеры и их комментарии. Формы  обращения подростков к службам экстренной помощи, организациям, депутатам,  ответственным лицам. 10Тематическое планирование  программы внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» №  п/п Тема занятий 1.  Введение Количество  часов 2 часа 1 час 1 час 3 часа 1 час 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 «Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового  образа жизни.  Ресурсы здоровья.  Собираем информацию:  что угрожает  нашему здоровью? 2. Экологическая культура как ресурс здоровья Приоритет образования и просвещения в решении  проблем экологии и здоровья.  Приоритетность образования и просвещения в решении  1 час современных и будущих проблем экологии и здоровья.  Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора.  1 час Буклет, плакат, их задачи и способы изготовления. 3. Чрезвычайные экологические ситуации.  Понятие о разнообразных видах  чрезвычайных экологических  ситуаций. 5 часов 1 час Процесс проектирования здорового безопасного образа жизни,  1 час его этапы, возможные трудности. Варианты экологические безопасного поведения. Проблемы  нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Стратегии безопасного поведения. Учет индивидуальных  ресурсов здоровья. Способы оказания первой помощи. 4.  Учимся проектировать здоровый и экологически  безопасный образ жизни. Действия  в опасных экологических ситуациях. Чрезвычайные экологические ситуации. Варианты экологически безопасного поведения. 1 час 1 час 1 час 7 часов 1 час 1 час 1 час 1114 15 ­  17 18 19 20 21 22 Диспут как коллективное обсуждение нравственных проблем,  1 час высказывание суждений, точек зрения и оценок. Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных  экологических ситуациях. 5. Вредные привычки, профилактика Алкоголизм. Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и  подростковый алкоголизм. Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки.  Курение Состав компонентов табачного дыма. Влияние сигарет на организм подростка. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения  на детский организм.  Наркомания Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах  наркомании, причины, последствия. 3 часа 7 часов 2 часа  1 час 1 час 2 часа 1 час 1 час 2 часа 1 час 23 Наркотическая зависимость, пути решения проблем. 1 час 24 25 Токсикомания  и  подросток Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины  токсикомании. Последствия токсикомании на организм подростка. 6.  Простудные заболевания. Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное  воздействие на организм: бактериальных и вирусных  инфекций. 1 час 1 час 1226 7. Стресс 1 час Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса. 27 8. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.  Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.   1 час Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском   28 Встреча с врачами (конференция) 1 час 29 9.  «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков. 2 часа 1 час 30  Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы. 1 час 31 ­  32 10. Первая медицинская помощь. Необходимость умения оказания первой медицинской  помощи 2 часа (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.) 33 ­  Обобщение «Знать, чтобы жить!» 2 часа 34 Итоги исследовательских работ школьников. Представление  результатов своей деятельности: защита презентаций,  проектов, фильмов, собранной информации.   Итого 34 часа 13Рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» Педагогическим средством решения задач курса является организация ситуаций, учебного, учебно ­ проектного типов. Необходимо создать условия для позиционирования,  апробирования позиции «взрослости», различных формы коммуникаций, формирования  жизненных установок, накопления опыта практических действий. Для организации работы необходим кабинет и мультимедийное оборудование, лаборатория для выполнения исследований. Список литературы для учителя 1. Богарад И.В. «Больной и врач». М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт.  Здоровья. № 8). 2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва  1961 г. 3. Волков Г.И. «Нервный ребенок: каприз или болезнь?» ­ М.: знание, 1982. – 224с. –  4. Росляков Г.Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т.  Факт. Здоровья. № 7). 5. Чуднов В.И. «Берегите тишину». М., «Медицина», 1978. 6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 «Как вырастить  ребенка здоровым?». – М.:АНС, 1993 – 384 с.  7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. «Авитаминозы – простуда». – М.: АНС,  1992 – 400с.  8. Сайт  Первое сентября (личный кабинет). festival.1september.ru 9. Сайт Портфолио (личный кабинет). project.1september.ru; project.1september.ru 10.  Авторские мультимедийные пособия (прилагаются). 11. Авторский сайт учителя. http://nsportal.ru/leonora; http://wiki.ippk.ru/index.php/ %D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA: %D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD %D0%B0%D1%8F_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE %D1%80%D0%B0_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD %D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0;  1412  Сайт НОУ школы. nikolaevsks5.ucoz.ru/load/1­1­0­1;   13 wiki.ippk.ru/.../Организация_ис...Перевозной_Л.Г.) Литература для детей: 1. Коростылев Н..Б. « От А до Я» изд. Медицина, 1980 год. 2. Ротенберг Р. «Расти здоровым»: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.:  физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил. 3. Соколов Ю.Е. «Книга знаний для детей». – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001  – 320с. 4. Тихонова А.Е. «Здоровье человека и экология Хабаровского края». – Хабаровск:  Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 – 160 с. 5. Жербин Е.А. «Река жизни». – М.; Знание, 1990 – 224с. – 6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. «Архитектура души». М.; Аванта + ,  2002. – 640с. 15Диагностичность  (возможность оценивать результаты  освоения программы) Этапы педагогической диагностики: Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения  прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся. В начале учебного года  рекомендуется составить календарный план по диагностике на  весь учебный год  (Приложение 1). 1. Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на  начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения подростка  к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества  подростка (Приложение 2). Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в  начале цикла обучения. Задачи: ­ прогнозирование возможности  успешного обучения на данном этапе; ­ выбор уровня сложности программы, темпа обучения; ­ оценку дидактической и методической подготовленности. Методы проведения:    ­ индивидуальная беседа;     ­ тестирование;     ­ наблюдение;    ­ анкетирование.  2. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) –  это изучение динамики освоения предметного содержания подростка, личностного  развития, взаимоотношений в коллективе. Цель – отслеживание динамики развития каждого подростка, коррекция  образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции. Задачи: ­ оценка правильности  выбора технологии и методики; ­ корректировка организации и содержания учебного процесса. Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки  разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом  образовательного учреждения. 3. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения  подростками  программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого  ребенка. Цель: подведение итогов освоения образовательной программы. Задачи: ­ анализ результатов обучения; ­ анализ действий педагога. Методы проведения итоговой диагностики: ­ творческие задания; ­ контрольные задания; ­ тестирование; ­презентации  работ.    162. Основные методы педагогической  диагностики Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование  разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка.  Эти методы могут  быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем  анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится  наблюдение. 17