Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
13.02.2018
Авторская экологическая (валеологическая) программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» для учащихся 8 - 9 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, на авторскую рабочую программу по биологии, программу воспитания и социализации, обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.программа важна для подростков, дает ответы на волнующие вопросы.
программа - конкурс 18.docx
г. НИКОЛАЕВСКНААМУРЕ
Экологическая (валеологическая) программа внеурочной деятельности
«Знать, чтобы жить!»
(направление – здоровый образ жизни, для учащихся 8 – 9 класса)
выполнила:
Перевозная Лариса Геннадьевна,
учитель биологии МБОУ СОШ № 5
2017
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская экологическая (валеологическая) программа внеурочной деятельности
«Знать, чтобы жить!» для учащихся 8 9 класса составлена в соответствии с требованиями
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования. Программа опирается на основные положения программы развития
универсальных учебных действий, на авторскую рабочую программу по биологии,
программу воспитания и социализации, обучающихся в части формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского
общества, таких, как здоровье человека, экологическая грамотность и экологическая
культура, направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, развития,
формирования, проектирования здорового образа жизни и мотивацию на самообразование в
области здоровья. Программа имеет профилактическую направленность, базируется на
научных достижениях в области психологии, образования и культуры. В ней учтены
рекомендации ВОЗ и ЮНЕСКО по образованию и просвещению по вопросам экологии и
здоровья.
Данная программа учитывает важные принципы:
отношение к здоровью как личной и общественной ценности;
ценностный подход к здоровью в единстве его физического, физиологического,
репродуктивного, психического, социально психологического (культура учебной и
и духовного (иерархия
коммуникативной деятельности, здорового образа жизни)
ценностей) компонентов;
комплексный естественно – научный подход к здоровью как проблеме не только
медицинской, но и социокультурной, педагогической, психологической;
приоритетность экологического мышления для понимания феномена здоровья и
управления им;
зависимость здоровья подростка от экологической грамотности;
стратегическая ориентация на формирование здоровьесберегающего уклада
школьной жизни средствами вовлечения обучающихся в совместное с взрослыми
проектирование образовательной среды, учитывающего индивидуальные особенности
подростка;
2 предпрофильную направленность учет индивидуальных интересов обучающихся
посредством сочетания гуманитарных, естественно – научных подходов к здоровью.
Формой организации, обеспечивающей сочетание разнонаправленных интересов
обучающихся при рассмотрении проблем здоровья выступает клуб по интересам. Это
позволит обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области
жизненно важных проблем здоровья. Содержание программы структурировано в виде
разделов модулей:
введение;
экологическая культура как ресурс здоровья;
чрезвычайные экологические ситуации;
учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни;
вредные привычки, их профилактика;
простудные заболевания;
стресс;
заболевания подростков, передающиеся половым путем;
«болезни поведения» подростков;
оказание первой помощи.
пояснительную записку с требованиями к результатам деятельности;
Программа включает:
основное содержание с перечнем разделов;
практических работ и проектов;
тематическое планирование;
рекомендации по учебно методическому обеспечению образовательного
процесса.
формирование научного знания об экологических факторах, влияющих на здоровье
Программа предусматривает:
подростка;
способы снижения экологических рисков для здоровья.
Данная программа направлена:
на развитие общения как ведущей деятельности этого возраста (освоение умений
участия в дискуссии, полемике, диспуте, прениях;
досуговое общение по проблемам здоровья;
проведение просветительной работы;
3 развитие лидерских качеств (освоение умений вести дебаты);
выступление в роли модератора форума;
позиционирование себя в качестве лица, несущего ответственность за здоровье людей;
развитие исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных
ситуациях (экологический мониторинг состояния окружающей среды, самооценка
состояния ресурсов здоровья), а так же интересов обучающихся.
Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме занятий по
интересам «Знать, чтобы жить!», направленного на формирование индивидуального и
коллективного опыта проектирования здорового и безопасного образа жизни.
Виды деятельности:
научно – исследовательская, проектная, ролевая игра,
проблемно – ценностное и досуговое общение, социально – творческая и общественно
полезная практика.
Формы организации: дискуссия, полемика, дебаты, прения, диспут, встречи с
интересными людьми, представление исследовательских работ, просветительные акции,
работа лекторской группы.
Содержательные линии программы:
учусь экологическому мышлению;
учусь управлять собой, моя культура здоровья;
учусь действовать, мои проекты в области здоровья.
Содержание работы по интересам структурировано в виде 10 разделов. Программа
предусматривает организацию деятельности учащихся в форме занятий по интересам
Необходимость создания программы «Знать, чтобы жить!»
«Знать, чтобы жить!».
обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков
актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит
проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди
подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности.
Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя
сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать
ответственность за своё поведение и здоровье.
Предлагаемая программа посвящена одной из главных проблем сохранения
здоровья у подрастающего поколения. Программа предметно ориентирована (экология,
биология, ОБЖ), рассчитана на 34 часа.
4 Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13 14 летних
подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые
касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно
взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» поможет подросткам
дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Программа предусматривает теоретические знания, решение практических задач,
связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью
школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни признак высокой культуры человека, именно в
школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью
подростков.
Основная цель программы внеурочной деятельности воспитание у подростков:
1. культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической
способность управления своими чувствами и эмоциями;
2 культуры интеллектуальной способность управлять своими мыслями и
контролировать их;
3 культуры поведения способность понимать своё предназначение. Программа
имеет профильный упор на естественно научный профиль в дальнейшем обучении
школьников и выбор профессии.
4 Оказание помощи школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего
обучения на естественно научном профиле.
Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно
познавательных задач:
расширение теоретических знаний школьников в образовательной области
«Мое здоровье в моих руках:
создание условий для формирования у подростков навыков общей культуры,
включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
способствовать формированию положительной мотивации выработки своего
индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в
современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
5
составление проектов по темам исследований;
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
проведение научно практической конференции по теме с использованием
стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой
деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини группах,
фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат
теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций,
по программе внеурочной деятельности
«Знать, чтобы жить!»:
«Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;
«Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам»;
«Стресс и его воздействие на организм подростка»;
«Влияние шума на детский организм»;
«Влияние компьютеров на здоровье человека»;
«Как противостоять давлению среды»;
«Что значит быть счастливым?»;
«Наркотики, алкоголь и сигареты»;
«Я в этом мире» и многие другие.
Планируемые результаты:
Выполнив программу, школьники будут знать:
причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
мотивы здорового образа жизни;
отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм
подростка;
пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
6
оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь,
использовать полученные знания на практике;
воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к
своему здоровью.
Школьники будут применять:
полученные знания на практике;
полученные знания для осознанного выбора профессии.
7 Основное содержание курса.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Знать, чтобы жить!»
1. 1.
Введение.
«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути
формирования здорового образа жизни. Ресурсы здоровья.
2.1. Экологическая культура как ресурс здоровья
Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья.
Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем
экологии и здоровья.
(дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора. буклет, плакат, их задачи и
способы изготовления).
2.2. Чрезвычайные экологические ситуации.
Варианты экологические безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в
чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи. Процесс
проектирования здорового безопасного образа жизни, его этапы, возможные
трудности. Стратегии безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов
здоровья.
2.3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни.
Действия в опасных экологических ситуациях. Чрезвычайные экологические
ситуации. Варианты экологически безопасного поведения. Диспут как коллективное
обсуждение нравственных проблем, высказывание суждений, точек зрения и оценок.
Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных экологических ситуациях.
3.
Вредные привычки, их профилактика.
3.1. Алкоголизм.
3.1.2. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с
алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и
подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 «Работа со статистическими
данными».
8 3.1.3. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя,
причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления
алкоголя.
3. 2.
3.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов
Курение.
подростка.
3.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский
организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая
работа № 2 «Проведение исследования и выявление курящих – подростков,
(анкетирование, тесты)».
3.3. Наркомания.
3.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное
влияние на физическое и умственное развитие подростков.
3.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом
венерологом. Практическая работа № 3 «Работа со статистическими данными».
3.4. Токсикомания.
3.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на
организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа.
№ 4 «Работа со статистическими данными».
4.1. Простудные заболевания.
4.1. 1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на
организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм
бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить
себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая
работа № 5 «Исследование: частота заболевания школьников простудой в
своей школе».
5.1. Стресс.
5.1.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия
стресса, «экзаменационный стресс». Практическая работа № 6 «Работа над проектом по
теме раздела».
5.1.2. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
6.1.
Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы
заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире,
9 стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 «Работа со статистическими
данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования».
6.1.2. Встреча с врачами по проблеме.
7.1. «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения
подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность,
последствия.
7.1.1. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние
на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред,
наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной
беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с
врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.
8.1. Первая медицинская помощь.
8.1.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении
организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при
простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 «Работа в медицинском кабинете по
решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление
роликов по теме элективного курса».
9.1. Обобщение: «Знать, чтобы жить!».
Научно практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов.
Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов
своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации.
Формы организации внеурочной деятельности: исполнение проектов, полемика
«Кто в ответе за будущее?».
Исследовательские умения: собираем информацию: что угрожает нашему
здоровью? Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации о
рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на
достоверность. Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья.
Коммуникативные умения: особенности общения по вопросам экологии и здоровья:
опасность предрассудков, криминала, терроризма. Примеры и их комментарии. Формы
обращения подростков к службам экстренной помощи, организациям, депутатам,
ответственным лицам.
10 Тематическое планирование
программы внеурочной деятельности
«Знать, чтобы жить!»
№
п/п
Тема занятий
1.
Введение
Количество
часов
2 часа
1 час
1 час
3 часа
1 час
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути
его формирования». Пути формирования здорового
образа жизни.
Ресурсы здоровья. Собираем информацию: что угрожает
нашему здоровью?
2. Экологическая культура как ресурс здоровья
Приоритет образования и просвещения в решении
проблем экологии и здоровья.
Приоритетность образования и просвещения в решении
1 час
современных и будущих проблем экологии и здоровья.
Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора.
1 час
Буклет, плакат, их задачи и способы изготовления.
3. Чрезвычайные экологические ситуации.
Понятие о разнообразных видах чрезвычайных экологических
ситуаций.
5 часов
1 час
Процесс проектирования здорового безопасного образа жизни,
1 час
его этапы, возможные трудности.
Варианты экологические безопасного поведения. Проблемы
нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях.
Стратегии безопасного поведения. Учет индивидуальных
ресурсов здоровья.
Способы оказания первой помощи.
4. Учимся проектировать здоровый и экологически
безопасный образ жизни. Действия в опасных экологических
ситуациях.
Чрезвычайные экологические ситуации.
Варианты экологически безопасного поведения.
1 час
1 час
1 час
7 часов
1 час
1 час
1 час
11 14
15
17
18
19
20
21
22
Диспут как коллективное обсуждение нравственных проблем,
1 час
высказывание суждений, точек зрения и оценок.
Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных
экологических ситуациях.
5. Вредные привычки, профилактика
Алкоголизм.
Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и
подростковый алкоголизм.
Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки.
Курение
Состав компонентов табачного дыма.
Влияние сигарет на организм подростка.
Психологическое и физиологическое влияние табакокурения
на детский организм.
Наркомания
Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах
наркомании, причины, последствия.
3 часа
7 часов
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
23
Наркотическая зависимость, пути решения проблем.
1 час
24
25
Токсикомания и подросток
Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины
токсикомании.
Последствия токсикомании на организм подростка.
6. Простудные заболевания.
Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное
воздействие на организм: бактериальных и вирусных
инфекций.
1 час
1 час
12 26
7. Стресс
1 час
Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса.
27
8. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.
1 час
Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском
28
Встреча с врачами (конференция)
1 час
29
9. «Болезни поведения» подростков.
Профилактика болезней поведения подростков.
2 часа
1 час
30
Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы.
1 час
31
32
10. Первая медицинская помощь.
Необходимость умения оказания первой медицинской помощи
2 часа
(курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.)
33
Обобщение «Знать, чтобы жить!»
2 часа
34
Итоги исследовательских работ школьников. Представление
результатов своей деятельности: защита презентаций,
проектов, фильмов, собранной информации.
Итого 34 часа
13 Рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности «Знать, чтобы
жить!»
Педагогическим средством решения задач курса является организация ситуаций, учебного,
учебно проектного типов. Необходимо создать условия для позиционирования,
апробирования позиции «взрослости», различных формы коммуникаций, формирования
жизненных установок, накопления опыта практических действий.
Для организации работы необходим кабинет и мультимедийное оборудование, лаборатория
для выполнения исследований.
Список литературы для учителя
1. Богарад И.В. «Больной и врач». М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт.
Здоровья. № 8).
2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва
1961 г.
3. Волков Г.И. «Нервный ребенок: каприз или болезнь?» М.: знание, 1982. – 224с. –
4. Росляков Г.Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т.
Факт. Здоровья. № 7).
5. Чуднов В.И. «Берегите тишину». М., «Медицина», 1978.
6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 «Как вырастить
ребенка здоровым?». – М.:АНС, 1993 – 384 с.
7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. «Авитаминозы – простуда». – М.: АНС,
1992 – 400с.
8. Сайт Первое сентября (личный кабинет). festival.1september.ru
9. Сайт Портфолио (личный кабинет). project.1september.ru; project.1september.ru
10. Авторские мультимедийные пособия (прилагаются).
11. Авторский сайт учителя. http://nsportal.ru/leonora; http://wiki.ippk.ru/index.php/
%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:
%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD
%D0%B0%D1%8F_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE
%D1%80%D0%B0_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD
%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0;
14 12 Сайт НОУ школы. nikolaevsks5.ucoz.ru/load/1101;
13 wiki.ippk.ru/.../Организация_ис...Перевозной_Л.Г.)
Литература для детей:
1. Коростылев Н..Б. « От А до Я» изд. Медицина, 1980 год.
2. Ротенберг Р. «Расти здоровым»: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.:
физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
3. Соколов Ю.Е. «Книга знаний для детей». – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001
– 320с.
4. Тихонова А.Е. «Здоровье человека и экология Хабаровского края». – Хабаровск:
Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 – 160 с.
5. Жербин Е.А. «Река жизни». – М.; Знание, 1990 – 224с. –
6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. «Архитектура души». М.; Аванта + ,
2002. – 640с.
15 Диагностичность
(возможность оценивать результаты освоения программы)
Этапы педагогической диагностики:
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения
прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся. В начале учебного года
рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год
(Приложение 1).
1. Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на
начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения подростка к
выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества
подростка (Приложение 2).
Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в
начале цикла обучения.
Задачи:
прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
выбор уровня сложности программы, темпа обучения;
оценку дидактической и методической подготовленности.
Методы проведения:
индивидуальная беседа;
тестирование;
наблюдение;
анкетирование.
2. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) –
это изучение динамики освоения предметного содержания подростка, личностного
развития, взаимоотношений в коллективе.
Цель – отслеживание динамики развития каждого подростка, коррекция
образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
оценка правильности выбора технологии и методики;
корректировка организации и содержания учебного процесса.
Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки
разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом
образовательного учреждения.
3. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения
подростками программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого
ребенка.
Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
анализ результатов обучения;
анализ действий педагога.
Методы проведения итоговой диагностики:
творческие задания;
контрольные задания;
тестирование;
презентации работ.
16 2. Основные методы педагогической диагностики
Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование
разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут
быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем
анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится
наблюдение.
17
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Знать, чтобы жить"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.