Программа внеурочной деятельности по эгологии
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
экология +1
Взрослым
27.03.2017
Программа внеурочной деятельности по эгологии
Тематическое планирование занятий с первого по пятый год обучения включительно
Публикация является частью публикации:
Пояснительная записка .docx
Пояснительная записка Всё хорошее в людях – из детства!                                                     Как истоки добра пробудить?                                                     Прикоснуться к природе всем сердцем:                                                     Удивиться, узнать, полюбить!                                                     Я хочу, чтоб земля расцветала,                                                     И дети росли, как цветы,                                                     Чтоб для них экология стала ­                                                     Не наукой, а частью души!   умение   и   желание   активно   защищать, Формирование   у   детей   ответственного   отношения   к   природе     сложный   и длительный   процесс.   Результатом   должно   быть   не   только   овладение определенными   знаниями   и   умениями,   а   развитие   эмоциональной отзывчивости,   улучшать, облагораживать природную среду и   чем раньше начинается формирование экологической   культуры   у   детей,   чем   целесообразнее   организован   этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического   воспитания   требует  четкого   определения  всех   его  звеньев, выявления связей и зависимостей: ­   усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и при­ роды на человека ­   понимание  многосторонней ценности  природы как  источника  материаль­ ного и духовного развития общества; ­   овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; ­   выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе; ­   формирование понятия о взаимосвязях в природе; ­  развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее обла­ гораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера; ­   формирование стремления к активной деятельности по улучшению и со­ хранению   природной  среды,  пропаганде   природоохранительных   знаний,  не­ терпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе. Процесс   формирования  экологической  культуры  строится  на  взаимосвязи глобального,   регионального   и   краеведческого   подходов   к   раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности. При   этом   под   экологической   культурой   понимается   качество   личности, включающее в себя следующие компоненты: ­  интерес к природе; ­   знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на приро­ ду; ­  чувства эстетические и нравственные; ­   позитивная деятельность и поведение в природе; ­   мотивы деятельности в природе. В настоящее   время  экологическое  воспитание  ребенка  с  интеллектуальной недостаточностью   не   представлено   самостоятельным   содержанием     в коррекционных программах. Экологическое   воспитание   школьников,   в   существующих   коррекционных программах,   связано   с   общими   процессами   его   интеллектуального, эмоционального, нравственного, трудового и других направлений  развития и достаточно сложно его ограничить от остальных направлений. Это осложняет педагогам   осмысление   задач   экологического   воспитания,   осознание   их значимости в личностном развитии ребенка с ОВЗ. Природа дарует ни с чем несравнимые   чувства   радости   и   восторга,   что   положительно   влияет   на развитие   эмоциональной   сферы   ребенка   с   интеллектуальной недостаточностью. Особенностью организации учебного процесса по экологии является   динамичность   ее   форм,   изменение   форм   организации   занятий. Наряду   с   традиционными,   в   программе   используются   современные технологии   и  методики:   технология   развивающего   воспитания   и   обучения, здоровье   сберегающие   технологии,   игровые   технологии,   компьютерные технологии, проектные технологии.  Результатом программы экологического воспитания должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости,   улучшать, облагораживать природную среду.    умение   и   желание   активно   защищать,      Место курса программы  «Жизнь вокруг нас»  внеклассные занятия. Срок  реализации программы – 5 лет. Программа рассчитана на 17 часов в год (2  часа в месяц).  Рекомендована для учащихся 5 ­ 9  классов специальной  (коррекционной) школы. Цель   программы:  экологическое   образование   учащихся,   воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому   на   Земле,   предотвращение   разрушительного   антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края. Задачи программы: Обучающие:  Продолжить   работу   по   формированию   знаний   о   закономерностях   и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о   взаимодействии   и   взаимозависимости   природы,   общества   и человека.  Продолжить   работу   по   систематизации   знаний   учащихся   об окружающем его мире в соответствии с  возрастом и способностями;  помочь   учащимся   осознать   природу   как   среду   своего   обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.  научить применять на практике полученные знания; Коррекционно­развивающие:  Формирование     познавательных   интересов   и   потребностей,     учебной мотивации,   стимулирование   эколого   ­   познавательной   активности, речевой деятельности, внимания обучающихся;  развивать   у   обучающихся   эстетические   чувства,   умение   любоваться красотой  природы родного края;  формировать   и   развивать   навыки   релаксации   в   процессе   общения   с природой;  повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;   Развивать   потребность   в   необходимости   и   возможности   решения экологических   проблем,   доступных   школьнику,   ведения   здорового образа  жизни,  стремления  к   активной   практической   деятельности   по охране окружающей среды. Воспитывающие:  воспитывать   высоконравственного,   ответственного,   творческого, инициативного, компетентного гражданина России;  Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни  прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;  воспитывать   чувство   ответственности,   дисциплины   и   внимательного отношения к людям;  способствовать формированию экологического восприятия и сознания, общественной активности;  Формы и методы реализации программы: ­   Словесные   методы:   рассказ,   беседа,   сообщения,   диспуты   на   основе проблемных ситуаций. Литературно­музыкальные композиции и тематические беседы.  ­   Наглядные   методы:   демонстрации   рисунков,   плакатов,   макетов,   схем, коллекций, иллюстраций. ­   Практические   методы:   постановка   опытов   и   мини­исследований, экологические   экскурсии,  наблюдения   за   природными   явлениями     и объектами   с   последующим   обсуждением,   сбор   природных   материалов   для коллекции,   их   определение,       изготовление   рисунков,   плакатов,   схем, изготовление   коллажа.   Робота   над   созданием   презентаций   совместно   с учителем, родителями. Принципы организации экологического воспитания принцип единства сознания и деятельности; принцип наглядности; принцип личностной ориентации; принцип системности и целостности; принцип экологического гуманизма; принцип краеведческий; принцип практической направленности.        Учащиеся должны знать: ­наиболее типичных представителей живого Иркутской области; ­какую пользу приносят представители животного и растительного мира; ­основные группы растительных и животных организмов и их  приспособленность к условиям существования (примеры); ­ влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов  (примеры); ­ самоценность любого организма; ­ значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними  (примеры); ­ значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и  правила ухода; ­ многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между  ними; ­ основные виды растений и животных различных экосистем Прибайкалья.  ­ человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека  с окружающей природной средой; ­ условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; ­ позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; ­ способы сохранения окружающей природы; ­ что такое наблюдение и опыт; ­ экология ­ наука об общем доме; ­ экологически сообразные правила поведения в природе  Умения и навыки.   владение   методикой   проведения   самостоятельного   исследования, К общим умениям относятся: ­  оценка состояния окружающей среды; ­  соблюдение норм поведения в природе, уход за природным окружением; ­  пропаганда идеи охраны природы; ­   наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде ­  оценка роли и места антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояния окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде при избранном варианте поступка; ­  соблюдение правил сбора растений и их плодов, грибов; ­  обращение с огнем в походах; ­  умение выращивать растения, предотвращать разрушение почв. К навыкам относятся: ­  проведение простейших опытов, наблюдений, взятие проб; ­     проведение   словесного   описания   характерных   признаков   объекта   или явления, установление связи вида с факторами среды, а также взаимосвязи между особыми вида, определение состояния объекта; ­  определение признаков загрязнения; ­  определение видов собираемых растений. Ожидаемый результат. Показатели в  личностной сфере ребенка: ­ интерес к познанию мира природы; ­ потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков; ­осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; ­ преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Содержание курса по годам обучения 1 год обучения. Я и природа 17 часов.  Вводное занятие 1 час. Земля ­ наш общий дом.  Растения   нашего   края   16   часов.   Зеленые   посредники   между   Солнцем   и Землей.   Деревья   школьного   двора.   Виды   лесных   сообществ:   лиственные, хвойные,   смешанные.   Береза,   как   уникальное   дерево,   символ   России. Наиболее распространенные лекарственные растения нашего края. Правила и сроки сбора, применение. Растения в нашем доме. Растения на улицах нашего города. Редкие и исчезающие растения Прибайкалья. Экскурсия «Деревья школьного двора» 1ч. Практические занятия:  « Способы пересадки и подкормки комнатных растений » 2ч. Тематический план  №  1 Название раздела Вводное занятие « Земля ­ наш  общий  дом» Кол­во часов  1 2 3 4 5 6 7 Растения   ­   основа   жизни   на   Земле, значение   и   многообразие.   Основы дендрологии Лесная кладовая Растения в нашем доме Растения на улицах нашего города Охраняемые растения Прибайкалья Итоговое занятие  « Эта хрупкая планета »  6  2  3  2  2 1 2 год обучения. Вводное занятие 1 час. Животное   население   Прибайкальского   региона   16   часов.   Виды   живых организмов,   их   взаимосвязь,   регуляция   численности.   Экологическое равновесие.   Птицы   лесов   Приангарья,   проблемы   сохранения   численности крупных хищных птиц, разорение гнезд, загрязнение сред обитания. Крупные и мелкие звери наших лесов, законы их сосуществования, влияние человека на численность   животных   и   среду     обитания.   Птицы   и   животные   на   улицах нашего города. Редкие и исчезающие животные Прибайкалья. Тематический план.  № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Название раздела Вводное занятие.  « Планета – наш  дом» Соседи по планете Птицы нашего края Животное население Прибайкалья Птицы   и   животные   на   улицах   нашего города Редкие   и   охраняемые   виды   животных Прибайкалья Итоговое занятие: «Планета у нас одна» Кол­во часов  1  4  2  3  3  3  1 3 год обучения. Экология Байкала Вводное занятие 1 час.  Уникальность озера Байкал 16 часов. Географическое положение, глубины, площадь   водной   поверхности,   бухты,   заливы   и   острова   Происхождение названия   озера,   знакомство   с   бурятским   эпосом.   Легенды   о   Байкале. Водоросли   и   подводные   растения   озера.     Байкальские   губки,   рачки бокоплавы,   организмы,   обеспечивающие   самоочищение   и   возобновление байкальской воды. Проблемы сокращения численности в связи с загрязнением озера.   Животное   население   Байкала,   многообразие   видового   состава, эндемичность     организмов.   Природоохранная   деятельность   на   Байкале. Развитие   отечественного   и   мирового   туризма   –   как   один   из   источников привлечения   инвестиций   в   регион.   Организация   цивилизованного   отдыха, безопасного для побережья. Тематический план. №  1.  2.  3.  4.  5.  6. Названия разделов Вводное занятие. « Уникальность озера Байкал» Происхождение,   климат,   вода   озера Байкал Водоросли, губки Байкала Животное население озера Байкал Природоохранная   деятельность   на Байкале Итоговое занятие «Байкал – национальная гордость России» Кол­во часов  1  3  2  4  6  1 4 год обучения. Экология человека Вводное занятие 1 час.  Человек, как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со   здоровьем   (физическим,   психическим,   социальным).   Образ   жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни. Влияние природной и социальной среды на здоровье   человека.   Состав   и   свойства   воды,   виды   загрязнений,   способы очистки питьевой воды на производстве и в быту. Значение воздуха для жизни человека,   состав   воздуха,   источники   загрязнения,   запыленность   воздуха   в помещениях   и   способы   его   очистки.   Продукты   питания   животного   и растительного происхождения, пищевая и энергетическая ценность, витамины и   способы   их   сохранения.   Сбалансированность   пищевого   рациона, совместимость   продуктов,   режим   питания   подростка   в   соответствии   с суточными нормами потребления. Биоритмы и причина их нарушения. Стресс –   как   негативный   биосоциальный   фактор,   влияние   компьютерных   игр   на физическое   и   психологическое   здоровье   человека.   Здоровье   нации   – приоритетная задача государства. Тематический план. №  1.  2.  3. Название раздела Вводное   занятие   «Человек, биосоциальное существо» Кол­во часов  1   как Влияние факторов природной   среды на здоровье человека.  Рациональное питание – залог хорошего здоровья.  4  3 4.  5.  6.  7.  8. Солнечная   активность,   Биоритмы   и причина их нарушения. Влияние   компьютерных   игр,   сотовых телефонов   и психологическое здоровье человека.   физическое   на Творчество – как средство  формирования полноценной, гармоночно ­ развитой личности. Экология и наследственность. Итоговое   занятие   «Здоровье   нации   – приоритетная задача государства»  3  3  1  1  1 5 год обучения.  Глобальная и региональная экология. Вводное занятие 1 час.  Экологическое   состояние   и   экологические   проблемы   Иркутской   области. Кризисное состояние природного комплекса региона, загрязнения отходами химического производства (Саянский, Усольский хим.комбинаты), Ангарский нефтеперерабатывающий   комплекс,   отходы   металлургической   продукции. Оценка   экологического   состояния   г.   Иркутска.   Основные   источники загрязнения   атмосферы,   проблемы   утилизации   промышленных   и   бытовых отходов.   отходами   промышленного производства.     Экологическое   состояние   больших   и   малых   рек   города. Проблемы сохранения экосистем «Новоленинских» болот « Птичья гавань» Проблемы сохранения и возобновления лесов Прибайкалья. Общественные, молодежные   движения   в   защиту   природы,   волонтерские   акции   по   очистке лесов, парков, побережий водоемов.    Загрязнение   водного   бассейна, .

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии

Программа внеурочной деятельности по эгологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017