Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
5 кл
21.02.2018
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит важнейшей задачей «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России». Программа нацеливает на формирование ценностных ориентиров учащихся. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России.
внеурочка по истории 5 класс.doc
1 Пояснительная записка
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит важнейшей задачей «воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России». Программа
нацеливает на формирование ценностных ориентиров учащихся. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов
личности и общества в воспитании гражданина России.
Программа позволяет решать вопросы патриотического воспитания, показать примеры патриотического служения у разных народов. История
России даёт нам множеств примеров патриотического служения и любви к Родине. Эта любовь бескорыстна и не требует ничего взамен. Она
проявляется не только на поле боя с врагом, но и в повседневности.
Любовь к Отечеству связана с любовью к родному краю, где человек родился, где он приобрёл первые познания жизни, первые впечатления.
Любовь к Отечеству связана с любовью к народу: к его языку, произведениям искусства, литературы, духовного творчества, Любить Отечество
значит любить прошлое своего народа, т.е. его историю, предания; любить его настоящее его нравы обычаи, особенности его быта; любить его
будущее его идеалы, стремления.
Любовь к Отечеству предполагает заботу об улучшении его политического устройства, совершенствования его органов власти, стремление к
установлению согласия и мира в общественной жизни, совершенствованию его законов и их исполнение.
Любить Отечеств значит любить благо Отечества, благо своего народа, благо своего государства. Дорожить этим благом, охранять его,
служить ему, соблюдать обязанности, направленные на сохранение и возвышения блага отечества.
Бережное отношение к обычаям и традициям – важное условие неразрывной связи времён и поколений. Это выражается в почитании
национальных святынь могил предков, сохранении и защите памятников истории и культуры – культурного наследия.
Программа внеурочной
деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их
методами исследований исторического прошлого.
Цель программы: создание условий для воспитания российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, патриотизма,
нравственной позиции, социальной активности.
Задачи:
Образовательные:
расширение и углубление знаний учащихся об исторической науке, работе учёныхисториков;
развитие умения работать по извлечению знаний о прошлом из различных исторических источников; навыков исследовательской деятельности,
самостоятельной и групповой работы;
развитие умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. развивать систему гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания
образования, переноса акцента с обучения на воспитание.
Воспитательные:
воспитывать патриотов России, граждан социального государства;
формировать стремление у школьников к сохранению, распространению, и развитию национальной культуры;
воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России;
развивать потребность в исторических знаниях.
Развивающие:
применение универсальных учебных действий при работе с различными источниками знаний, в процессе самостоятельной и групповой работы;
развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого.
развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Результаты
Личностные результаты
проявление в различных ситуациях, с учётом возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;
проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего.
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
умение организовать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить компромиссное решение;
разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;
учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно планировать пути достижения целей;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
учитывать предложенные учителем ориентиры действия;
вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия по алгоритму.
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД:
проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;
при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно –
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста;
строить рассуждения о предложенной информации.
излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке.
Коммуникативные УУД:
осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
владеть устной, письменной, монологической речью;
признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;
формулировать собственное мнение и позицию,
вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению.
уметь слушать собеседника и вести диалог;
использовать речевые средства и средства информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач.
проявлять интерес к изучению истории;
Предметные результаты
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности;
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества
в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края;
расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории.
Формы занятий
Беседы, презентации, экскурсии (в т.ч. виртуальные), поисковые исследования, олимпиады, встречи с учёнымиисториками, посещение музеев
и др.
Режим занятий
. Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть, так и практическую. На вторую
часть отводится большее количество времени.
Формы представления результатов сочинения, выпуск стенгазет на историческую тему, участие в олимпиаде, составление доклада, создание родословной своей семьи, участие в
конкурсе рисунков, создание компьютерной презентации, проведение экскурсии, участие в обсуждении, фотографирование исторических объектов,
интервью, пополнение коллекции школьного музея и др.
2 Учебнотематический план.
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Колво часов
Аудиторные
( теория)
Внеаудиторные
(практика)
Характеристика
деятельности
учащихся
№
п/п
1
1.1
Как изучается прошлое.
История наука о прошлом.
Исторический факт.
1.2
Исторический источник. Виды
исторических источников.
Архивоведение.
1.3
Измерение времени в исторической
науке.
Хронология.
1.4
Историческая карта. История на плане.
4
2
2
10
2
4
2
2
6
1
2
2
2
Познакомить учащихся
с первоначальным
представлением о
истории и
историческом факте.
Познакомить с
историческими
источниками, их
видами.
Научить работать с
лентой времени и
ознакомить с
особенностями
современного
летосчисления: счёт
лет до нашей эры и
нашей эры.
Уметь различать карту
и план. Научить
правилам работы с 4
2
1
1
2
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
Науки помошницы.
Археология.
Этнография.
Нумизматика, сфрагистика, метрология
и др.
История вокруг нас.
Генеалогия.
Топонимика.
3.3
Геральдика.
3.4
Знамёна и флаги в истории.
8
4
2
2
10
2
2
2
2
4
2
1
1
8
2
2
2
2
картой.
Общее представление
о работе археолога
.Познакомить с
важнейшими
археологическими
памятниками России.
Уметь анализировать
мифы песни и сказания
с исторической точки
зрения.
Иметь представление о
данных науках.
Уметь составлять свою
родословную.
Иметь представление о
том ,что в
географических
названиях содержится
информация по
изучению
исторического
прошлого.
Уметь различать гербы
разных стран, знать
историю
возникновения и
периоды
Государственного
герба РФ.
Понимать общее и
различия между
гербом и флагом, знать 3.5
4
4.1
4.2
4.3
5
Из истории гимнов.
Как работать с историческими
материалами в школе.
Порядок изучения истории.
Как работать с учебником
Художественная литература по
исторической тематике.
Живописные произведения на
историческую тему .Историческая
фотография.
Итоговые занятия.
Итого:
2
4
1
2
1
2
34
2
2
1
2
10
1
4
1
2
1
2
24
историю и традиции ,
связанные с ними.
Знать что такое гимн и
историю
возникновения гимна
РФ.
Знать периодизацию
истории и направления
в изучении.
Уметь отличать правду
от вымысла в
художественной
литературе.
Уметь работать с
историческими
картинами и
фотографиями,
анализировать и
извлекать
информацию.
Защита пректов. 1. Как изучается прошлое.
3 Содержание программы.
1.1 История – наука о прошлом. Исторический факт. Главные вопросы историка. Как работают историки. Краткое знакомство с именами
выдающихся историков. .
1.2.1 Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки. Как гибнут памятники старины. Культурное наследие.
1.3 Хронология – порядок событий. Историческая хронология вспомогательная научная дисциплина.
Что называется датой. Мера времени – год. Точка отсчёта времени. Мера времени – век. Мера времени тысячелетие.
1.4 .Историческая карта. Историческая карта как источник информации. История на плане.
: Понимать особенность информации, предоставляемой картой и планом. Различие карты и плана. Простейшие примеры использования
карты при изучении истории. Правила работы с исторической картой.
2.
Наукипомощницы: археология, этнография.
2.1 Что изучает археология. Как работают археологи.
Общее представление о работе археолога. Необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Вред раскопок,
проводимых случайными людьми.
2.2. Что изучает этнография. Преданья старины глубокой. История в песне.
Особенности работы этнографов; общее и различное в работе этнографа и археолога.
: анализ сказаний, мифов, песен с исторической точки зрения.
2.3. Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.
3.
История вокруг нас. 3.1 Генеалогия. Знать своих предков – знать историю. Что значит родословие. Из истории имён. Отчество. История в фамилиях.
Генеалогия «приближает» историю к человеку. История семьи, происхождение имени – важные составляющие, из которых складывается
историческая память человека.
3.2 Топонимика. Географические названия – свидетели прошлого. Как возникают названия. Названия стран мира. Названия городов, сёл, улиц
в родном крае. История их возникновения.
Географические названия как информация по изучению исторического прошлого. Необходимость бережного отношения к географическим
названиям.
Краеведческий материал при изучении происхождения географических названий.
3.3 Геральдика. О прошлом рассказывают гербы. Отличительный знак. Символ фамильной чести. Из истории государственных гербов России.
Государственный герб Российской Федерации.
Символические изображения в работе учёных историков. Значение символики в жизни людей.
Уважение к государственным символам – одна из нравственных и социальных установок любого общества.
3.4 Знамёна и флаги в истории. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории знамён. Флаг – отличительный знак. Общее и различное
между ними. Из истории флагов России. Государственный флаг Российской Федерации.
Флаг и знамя как часть государственной символики. Традиции, связанные с флагом и знаменем.
3.5. Из истории гимнов. Песнь во славу Отечества. Из истории гимнов зарубежных стран и нашей страны. Государственный гимн Российской
Федерации.
Отношение к государственным символам – показатель нравственной установки личности. Патриотическая песнь в истории нашего государства.
Взаимосвязь между изменениями порядков в стране и появлением государственных символов.
4. Как работать с историческим материалом в школе.
4.1. Порядок изучения истории. Периоды в истории. Направления (курсы) в изучении истории: Всеобщая история и история России.
4.2. Художественная литература по исторической тематике. Правда и вымысел в художественной литературе. Писатели, создавшие
произведения на историческую тему.
4.3. Иллюстрации на историческую тему. Репродукции картин, изображающих историческое прошлое. Правда и вымысел в живописных
произведениях. Художники, создававшие свои полотна на историческую тему.
Применять: изучение исторического прошлого с помощью фотографии. Анализировать фотографии, изображающие историческое прошлое.
4 . Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации программы учащиеся должны научиться:
1 Владеть устной, письменной, монологической речью на исторические темы. 2 Признавать существование различных точек зрения .
3 Формировать собственное мнение по различным вопросам.
4 Уметь слушать собеседника и вести диалог.
5 Применять исторические знания и исторический анализ для раскрытия исторических событий.
6 Уметь исследовать исторические источники.
7 Писать учебноисследовательские работы по истории семьи.(составлять родословную ,записывать воспоминания).
8 Проводить поисковые работы.
9 Создавать домашний архив.
10.Работать с историческими экспонатами.
11Работать с исторической картой и биографиями исторических деятелей.
5 .Формы и виды контроля.
Сочинения, выпуск стенгазет на историческую тему, участие в олимпиаде, составление доклада, создание родословной своей семьи, участие в
конкурсе рисунков, создание компьютерной презентации, проведение экскурсии, участие в обсуждении, фотографирование исторических объектов. В
конце года учащиеся должны защитить проект в письменном или электронном виде.
6 Описание материальнотехнической базы.
.
Майков А.Н История. Введение в историю. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 5 класс. (Гриф «Рекомендовано
Министерством образования и науки для учащихся общеобразовательных учреждений) М.: «ВентанаГраф». 2014 г. 128 стр.
Майков А. Н. История. Введение в историю. Методические рекомендации 5 класс. М.: «ВентанаГраф». 2012 г. 121 стр.
Майков А.Н. История. Введение в историю. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: «ВентанаГраф».
Методика обучения истории: Учебник для студ. учреждений высшего образования (Гриф Допущено УМО по направлению «Педагогическое
образование») / Барабанов В.В., Лазукова Н.Н., Ванина Э.В., Журавлева О.Н. и др. / под ред. Барабанова В.В., Лазуковой Н.Н. М.: ИЦ «Академия»,
2014. 432 с.
Багров Лео. История картографии / пер. с англ. Н.И. Лисовой. М.: Центрполиграф, 2004. 319 с. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Вестник образования. – 2009.
№ 17.
Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.: Вако, 2007
Журавлева О.Н. Диалог с прошлым: историческая интерпретация учащимися текстовых источников и художественных произведений // Чтение
как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст. СПб.: АППО, 2006. 236 с. С. 154–158.
Ишимова А.О. История России. В рассказах для детей. Аудиозапись. МР3
http://gorenka.org/index.php/detyam/3648ishimovaaoistoriyarossii
vrasskazakhdlyadetej
Митяев А.В. Ветры Куликова поля. Рассказы о воинской доблести предков. М.: Детская литература. 1984 г. Переплет: ламинированный
тверд.; 319 страниц.
Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. СПб.: Искусство СПб, 2002. 880 с.
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
Преображенский А.А. История раскрывает тайны. М.: Дет. лит., 1991. 143 рассказы русских летописей XIIXIV вв. / сост.ред.: Лихачев Д.
С. М.: «Детская литература» , 2013. 205 с.
Религии СанктПетербурга. Историкокультурный атлас: Уч. пособие / под ред. В.В. Аржанухина. – СПб.: Союз, 2002. 212 с.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М. Педагогическое общество Росс. М., 2002. 224 с.
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.