Программа внеурочной деятельности по курсу "Проектная деятельность" 4кл

  • Разработки курсов
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале представлены: характеристика курса, ценностные ориентиры, особенности, виды деятельности и формы представления результатов, планируемые результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с текстом, ИКТ-компетенции), календарно-тематическое планирование по курсу "Проектная деятельность" для 4 класса (автор Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект»).Программа внеурочной деятельности по курсу "Проектная деятельность" 4кл
Иконка файла материала 4кл Проектная деятельность ВУД.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение …………………………………………………………….. г. ………………………              ………………..………………….. края Утверждаю: приказ № _____ от __________                                                                         Согласовано: Директор школы:                                                                                                                      Зам. директора по УВР  /……………….. /____________                                                                                             /……………….. / ___________                      «_______» августа 20…... г.                                                                                                    «_______» августа 20….. г. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Проектная деятельность» Ф.И.О. учителя­разработчика: ……………………………………………. Стаж работы: ……… лет Квалификационная категория: высшая Класс: 42017­2018 учебный год Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности  социального направления «Проектная деятельность» для 4 класса составлена на основании нормативных документов: ООП НОО МАОУ «СОШ № …..», программы по формированию УУД, на основе авторской программы курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».             Характеристика программы. Ценностными ориентирами программы «проектная деятельность» являются формирование универсальных учебных действий  (познавательные: логические, постановка и решение проблем, навыки мышления; регулятивные; коммуникативные: ориентировка в информационном пространстве, навыки делового общения), формирование  мотивации к  самоорганизации и саморазвитию.  Особенностями данной программы являются: • формирование умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания • осознание необходимости понимать смысл поставленной задачи, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели, работать над их достижением, потребность в самовыражении • формирование умения планировать учебную работу, пользоваться справочными материалами, организовывать сотрудничество • развитие способности к самоконтролю и самооценке: умение соотносить содержание задания с имеющимися знаниями, восстанавливать знания по памятке дополнять знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения здания. Срок освоения программы. На изучение курса «Учусь создавать проект» отводится 34 часа.  Виды деятельности обучающихся. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы любые способности и интересы ребёнка к тому или иному виду деятельности: разработка коллективных и индивидуальных проектов разной направленности (социальные, технические, исследовательские и др.), дискуссия, как способ овладения практическими умениями в области сотрудничества, толерантного общения, работа (сбор, систематизация, хранение, использование) и обмен информацией, формирование опыта публичного выступления и культуры речи. Формы и методы проведения занятий. Проведение   опытов,   наблюдений,   экскурсий,   заседаний,   встреч   с   интересными   людьми,   реализации   проектов.   Проектная   деятельность предусматривает и поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ, встречи с представителями различных профессий, родителями, интересными и значимыми взрослыми.  Места проведения занятий: учебный кабинет, в музей, библиотека, пришкольный участок, предприятия и различные объекты города. На занятиях курса   использую  групповую и парную оргформы, которые позволяют организовать обсуждение разных мнений (в том числе ошибочных) так, чтобы школьники выделяли проблему, конкретизировали цель, предлагали способ разрешения, договаривались о способе работы и представления результата.Применяю  приемы  технологии   критического   мышления   (социологический   опрос,   корзина   идей,   верные­неверные   утверждения,   бортовой журнал, проблемный и побуждающий диалог и др.). Структура занятий представлена в приложении №3. Формы   и   способы   представления   результатов:  выставки   творческих   работ,   участие   в   конкурсах,   публичная   защита   проекта   (классная конференция, участие в НПК на школьном и городском уровне)   Цели (планируемые результаты) реализации программы. Содержание раздела Коли­ чест­ во ча­ сов Раз­ дел про гра ммы Планируемые результаты освоения программы ВУД Личностные Регулятивны Познавательные е ОУУН Учебное сотрудни чество 1.Прояв­ ляет   ини­ циативу при распре­ делении ролей. Прини­ мает выделен­ ную   роль на   себя. Предви­ Логические 1.Выбирает основания, критерии для   обоб­ щения проектных задач, гипотез, подбирает примеры. 2.Состав­ ляет   целое из   частей, Поста­ новка и решение проблем 1.Опре­ деляет  с помо­ щью наводя­ щих   во­ просов учителя границы знания­ незнания (ситу­ ации   Ставит 1. самостоя­ тельно  или под   руково­ дством учителя задачу (цель) по реализации проекта. 2.Планирует ход выполнения 34     Наличие и 1. учебного познавательного мотива,   желание продолжать учебу. Ориентируется на содержательные моменты   школь­ ной жизни, принимает образец   «хоро­ шего ученика».     с Твои новые интересы и увлечение Знакомство с видами проектов Знакомство созданием исследовательско   ­ творческого проекта Знакомство с созданием творческого проекта Знакомство с созданием   ролево­     Чтение и работа с текстом ИКТ­ компетен тность Коммуни­ кативные Конструк­ тивное разрешение кон­ фликтов  в 1.Высказы­ вает   свою точку зрения процессе выполне­ ние коллективн ой   задачи, на   факты, события, поступки окружаю­ 1.Отбирает необходи­ мые   источ­ ники информации (энциклопе­ дия,   Интер­ нет,   спра­ вочник)  для ответа   на вопросы   и выполнения заданий 1.Пользу­ ется   ос­ новными функ­ циями стандарт­ ного   тек­ стового редак­ тора,   сле­ дует   ос­ новным правиламс с с с игрового проекта Знакомство   созданием исследовательского проекта выдвижением гипотезы Ознакомление информационно­ исследовательским проектом Ознакомление практико­ ориентированным проектом Различие   практико­ ориентированных проектов Ознакомление   монопредметным проектом Ознакомление межпредметным проектом Ознакомление видами презентационных проектов Вид   проекта   как отчёт   участников исследовательской группы  Вид   презентации проекта   в   рамках научной конференции     с с с   2.Демонстрирует основные   этикет­ ные   нормы   обще­ ния и поведения с точки зрения общечеловеческих норм,   нравствен­ ных   и   этических ценностей,   ценно­ стей   гражданина России.   3.Правильно   и адекватно выражает   свои мысли   и   чувства (владеет   моно­ логической и   диалогической речью   в   соот­ ветствии). 4.Демонстрирует осознанное самостоятельное социальное дейст­ вие в школе, и за ее   пределами. Делает   выбор   на основе   морали. Несет ответствен­ ность   за   свои поступки. 5. собственные творческие   мыслы.  Самостоятельно Создает за­   заданий, составляет последова­ тельность действий, операций, работу   по изучению незнакомого материала, выбирает способы   и средства. 3.Действует по   пред­ ложенному алгоритму (инст­ рукции). Контроли­ рует   свои действия пошагово при   выпол­ нении задания. Составляет алгоритм деятельно­ сти. 4.Проверяет модель,   спо­ соб, истинности утверждений в   различных дит последст­ вия коллекти вных решений. 2.Дейст­ вует   в соответ­ ствии   с выбран­ ной ролью для совмест­ ного решения учебной задачи. Соблю­ дает   план деятель­ ности. 3.   Задает вопросы членам группы или   пары (ставит вопросы для   ини­ циатив­ ного сотрудни чества при выполне­     и различает целое   часть, самостоя­ тельно достраивает и   воспол­ няет не­ достающие компоненты. 3.  Находит общее и различие   по нескольким основаниям. 4.Выбирает основания   и способ  решения проектной задачи. Использует заданное или самостоя­ тельно подобранное основание.  5. логические цепи   рассу­ ждений (умозаклю­ чения,   пред­ положения, подведение под понятие,   Строит разрыва, поста­ новка проб­ лемы­за­ дачи). 2.  Вы­ двигает само­ стоя­ тельно идеи (пред­ положе­ ния) для разреше­ ния про­ блемы.   со­ щих, блюдая правила речевого этикета. 2.Признает возмож­ ность сущест­ вования различных точек   зре­ ния. Выделяет разницу   в точках зрения. Договари­ вается   с людьми иных позиций. Критично относится к   своему мнению. Выстраи­ вает   меж­ личностные отношения в   разных социальных ситуациях самостоя­ тельно. Находит заданную информацию в энциклопе­ дии,   Интер­ нете   само­ стоятельно. При ответе и выполнении заданий  ис­ пользует ма­ териалы   из 2­3­х   источ­ ников. 2.Находит недостаю­ щие   данные, пробелы   в разных источниках информации для решения учебной задачи. 3.Исполь­ зует   инфор­ мацию, представле нную  в   виде таблицы, рисунка, плана, схемы, презентации, в оформле­ ния   тек­ ста. Ищет   ин­ форма­ цию   соответ­ ствующих возрасту цифровых словарях и справоч­ никах, контроли­ руемом Интер­ нете,   сис­ теме   по­ иска внутри компью­ тера;   со­ ставляет список исполь­ зуемых инфор­ маци­ онных   ис­ точников. 2.Создает текстовые со­ общения с использо­ ваниемс             с с к Ознакомление правилами подготовки презентации проекту Ознакомление общими рекомендациями   к публичному выступлению с Ознакомление памяткой по   составлению   списка использованной литературы Ознакомление типичными ошибками при подготовке и защите проекта Ознакомление критериями оценивания проектной деятельности Индивидуальная консультационная работа проведению самостоятельных исследований Проведение тестирования. Самоанализ. Рефлексия. Собственная   защита по с       определяет   спо­ собы   реализации творческих замыслов.   Вносит изменения   в   план или   создает   алго­ ритм   деятельно­ сти   для   выполне­ ния   собственного творческого замысла. 6.   Следует нормам   здоровье сберегающего поведения (выполняет режим организации   вне­ учебной деятельности, занимается спортом,   играми). Самостоятельно организовывает рабочее свое место в   соответствии с це­ лью   выполнения заданий.  Бережно относится к школьному имуществу,  личным вещам. 7.Управляет   сво­ ими   чувствами, адекватно   реаги­ рует   на   эмоции     ситуациях самостоя­ тельно, комменти­ рует   ход выполнения. 5.Проводит самооценку результата своей   дея­ тельности на основе самостоя­ тельно   по­ добранных критериев. Оценивает правиль­ ность выбора собственных учебных действий   с позиции достижения результата. Указывает причины успеха (неуспеха). Выбирает наиболее эффектив­ ный   способ деятельно­ сти   (алго­ нии задания). 4.Продол­ жает тему учебного диалога. 5.   Объяс­ няет,   ар­ гументи­ рует свою точку зрения, оценивает события устно   в виде связного текста   ­ рассужде­ ния из 4­7 пред­ ложений, привести 1­2   при­ мера,   1­2 факта, доказа­ тельства, дополни­ тельные сведения. 6.Осу­ ществля­ ет   взаи­ мокон­ троль при вывод,  след­ ствие). 6.  Находит закономер­ ности  зави­ симости, взаимосвязи предметов, объектов.  7.   Различает видовое   и родовое понятие. Дает опреде­ ление эксперимент ,   постер, гипотеза, на­ зывая   су­ щественные признаки. 8.  Записы­ вает   и   фик­ сирует   ин­ формацию   с использова­ нием   зна­ ково­симво­ лических средств (чертеж, схема,   таб­ лица).   Со­ относит реальные объекты   с средств ИКТ:   ре­ дакти­ рует, оформ­ ляет   и сохраняет их.  3. Создает изображе­ ния, поль­ зуясь   гра­ фиче­ скими воз­ можно­ стями компью­ тера. модели   для составления связного вы­ сказывания из   7­8   пред­ ложений. Представ­ ляет   инфор­ мацию   в указанных видах. Участвует   в диалоге   при обсуждении темы проектов, заданий   по реализации проектов. Создает рассказ устной форме   по материалам проекта   из 5­6   повест­ вовательных предложе­ ний, включая рассужде­ ние, ментацию   аргу­   висследовательских работ   и   творческих проектов Подготовка к защите исследовательских работ   и   творческих проектов учащихся учителя   и   детей, оценку   поступка окружающих. Проявляет эмпатию, сочувст­ вие   (владеет   спо­ собами   разреше­ ния   конфликтов: выявляет   про­ блему,   находит альтернативный способ   ее разрешения, принимает   и реализует   реше­ ние,  соотносит поступки и события   с   приня­ тыми   нравствен­ ными   принципами и   моральными нормами).   ритм). Корректи­ рует   работу по   ходу   вы­ полнения. выполне­ нии заданий (оценка правиль­ ности выбора действий группы   и получен­ ного продукта с   позиции соот­ ветствия крите­ риям). моделями: пространст­ венно­гра­ фическая или знаково­ символиче­ ская с целью решения учебно­по­ знаватель­ ных   и   прак­ тических   за­ дач   или   в процессе на­ блюдений   за процессами. 9. Делает са­ мостоятель­ ные   развер­ нутые     вы­ воды. Система оценки планируемых результатов. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: 1. Текущий: ­ пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;  ­ рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;  ­ контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом ­ по итогам освоения программы 2. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания ­ незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.3.  Содержательный контроль и оценка результатов  учащихся как выявление индивидуальной динамики в течение года (не допускает сравнения ребенка с другими детьми).  Лист достижений учеников класса (учитель ____________________) по формированию проектных умений школьников Целеполагание Планирование ФИО Пер иод оцен ки Распределе Соответств ие исполнения проекта плану ние заданий и обязанност ей по выполнени ю проекта Контроль продвижени я по заданию Представле результато ние в Конфликты и их разрешение Особенности поведения и коммуникации Возникнове ние Разрешение Активность, инициативн ости Лидерство Соглас ованно сть позици йв т о р ы х »     р о л я х   ( 2 ) П р о я в л я е т   л и д е р с т в о ,   у м е е т   р а б о т а т ь   « н а   К о н т р о л и р у е т   с в о и д е й с т в и я   и     Л и д е р   ( 3 ) Н е   у ч а с т в у е т   ( 0 ) Н е   у ч а с т в у е т   ( 0 ) А к т и в н о   у ч а с т в у е т   ( 2 ) У ч а с т в у е т ,   н о   н е   а к т и в н о   ( 1 ) А к т и в н о   у ч а с т в у е т   ( 2 ) У ч а с т в у е т ,   н о   н е   а к т и в н о   ( 1 ) Л и д е р   ( 3 )   В р а б о т е   н е   у ч а с т в у е т   ( 0 ) Р а б о т а е т   н е   п о п л а н у     ( 0 ) О т с т у п а е т   о т   п л а н а   ( 1 ) Р а б о т а е т       п о п л а н у   ( 2 ) Н е   у ч а с т в у е т   в   к о н т р о л е   ( 0 ) д е й с т в и я г р у п п ы   ( 2 ) К о н т р о л и р у е т   с в о и д е й с т в и я   ( 1 )   Р а б о т а е т ,   н о   р о л ь   н е   у д е р ж и в а е т   ( 1 ) Р а б о т а е т   в   с о о т в е т с т в и и   с   р о л ь ю   ( 2 ) старт пром итог старт пром итог   И н и ц и а т о р к о н ф л и к т а   ( 0 )   У ч а с т н и к к о н ф л и к т а   ( 1 )   В к о н ф л и к т   н е   в с т у п а е т   ( 2 ) С т о и т   н а   с в о е м ,   с п о р и т   ( 0 ) У ч а с т и е   н е з н а ч и т е л ь н о е   ( 1 )   В п р е з е н т а ц и и   н е   у ч а с т в у е т   ( 0 ) У ч а с т и е   в   п р е з е н т а ц и и   з н а ч и т е л ь н о е   ( 2 ) Г о т о в   у с т у п и т ь ,   и з б е г а е т   с т о л к н о в е н и й   ( 1 ) С л у ш а е т ,     и щ е т   о п т и м а л ь н о е   р е ш е н и е   ( 2 ) А к т и в е н     и и н и ц и а т и в е н   ( 2 ) Н е   с л у ш а е т ,   п е р е б и в а е м   ( 0 ) Н е   п р о я в л я е т   а к т и в н о с т и   ( 0 ) А к т и в е н ,   н о   н е   и н и ц и а т и в е н   ( 1 ) П р и с л у ш и в а е т с я ,   у ч и т ы в а е т   м н е н и е   ( 1 ) к о м а н д е   н е   у м е е т   ( 1 ) С т р е м и т с я   к   л и д е р с т в у ,   р а б о т а т ь   в   С т р е м л е н и е   к   л и д е р с т в у   н е   п р о я в л я е т   ( 0 )   № занятия Дата изучения (жирным шрифтом выделены мероприятия по представлению результата) Тематическое планирование Тема Виды деятельности обучающихся Используемое оборудование 1 Твои новые интересы и увлечение Алгоритмизация памятки выступающего.2 3 4 5­6 7­8 9­10 11 12 13­14 15 16 17 18 19 20­21 22­23 24­25 26­27 Знакомство с видами проектов Знакомство   с   созданием   исследовательско­ творческого проекта Знакомство с созданием творческого проекта Знакомство с созданием ролево­игрового проекта Эксперимент. Классификация проектов. Моделирование   творческих,   исследовательских   задач проекта Анализ и сравнение собственной работы и работ класса Моделирование творческого проекта. Алгоритмизация создания творческого проекта Моделирование мини­сценария.     с информационно­ Выдвижение гипотезы, её проверка, систематизация и анализ результатов. Поиск и анализ информации. Знакомство с созданием исследовательского  проекта с выдвижением гипотезы Ознакомление исследовательским проектом Ознакомление   с   практико­ориентированным проектом Различие практико­ориентированных проектов Ознакомление с монопредметным проектом Ознакомление с межпредметным  проектом Ознакомление с видами презентационных проектов Классификация презентационных проектов Защита группового проекта  Анализ   проблемы   и   достижение   положительного результата. Классификация практико­ориентированных проектов Классификация монопредметных проектов Моделирование связей между учебными предметами. Вид   презентации   проекта   в   рамках   научной конференции Ознакомление презентации к проекту Ознакомление   с   общими   рекомендациями   к публичному выступлению   правилами   подготовки с   Ознакомление с памяткой по составлению списка использованной литературы Ознакомление   с   типичными   ошибками   при подготовке и защите проекта Ознакомление с критериями оценивания проектной деятельности Презентация   группового   проекта,   самооценка, взаимооценка.  Алгоритмизация требований к речи выступающего на научной конференции  Моделирование проектантов Моделирование   памятки   подготовки   публичного выступления КАТ при подготовке публичного выступления Моделирование списка использованной литературы   памятки   для   начинающих Анализ   типичных   ошибок   при   подготовке   и   защите проекта Анализ соответствия целей задач и темы проекта. Моделирование   критериев   оценивания   проектной деятельности28­29 30­31 32­33 34 Индивидуальная   консультационная   работа   по проведению самостоятельных исследований Подготовка   к   защите   исследовательских   работ   и творческих проектов учащихся Мини – конференция. Индивидуальная защита исследовательских   работ   и   творческих проектов. Промежуточная аттестация. Проведение тестирования. Самоанализ. Рефлексия. Самоанализ, рефлексия при   КАТ   консультационной работы Поиск и анализ информации из разных источников проведении индивидуальной   Презентация   собственных   проектов,   самооценка, взаимооценка. Используемое оборудование, УМК. 1. Материалы для выполнения проектов 2. Компьютеры 3. Энциклопедии Приложение 3 Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики: Структура занятия 1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее.   Эти   минутки   поучительны   и   интересны.   Чаще   всего   именно   эти   «минутки»   вдохновляют   ребёнка   на   начало   своего исследования. 2. Практические занятия  «Играем в учёных»  переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать   над   каким­либо   опытом   или   занятием,  дети   пытаются   внести   в   него   свои   размышления,  а  часто   и   дополнительные решения. 3.   Рубрика  «Добрый   совет   Дельфина»  помогает   в   решении   сложившихся   проблем   у   ребёнка   на   данном   этапе   и   является ненавязчивой подсказкой. 4.   Тесты   и   самоанализ   помогут   будущему   проектанту   овладеть   элементами   рефлексии,   которые   будут   способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта. 5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.