Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Оценка 4.8
Документация
DOCX
администрации +1
Взрослым
25.03.2018
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания. Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
ШАХМАТЫ.DOCX
Приложение  к основной образовательной программе  основного общего образования (5 – 7  классы),  утвержденной приказом № 020  от 31 августа 2017 года. РАССМОТРЕНО на заседании МО   Протокол № 1 от 31.08.2017 Руководитель МО Дикусар О.В. _______________ подпись   СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Яковлева Ю.Н. _____________ подпись «___» __________ 2017 г Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А курса внеурочной деятельности  «Шахматы» группа:1 ­ 4 классы   Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы ­2017 /2021 гг. Количество часов по плану внеурочной деятельности: всего – 135;  1ч/неделю Рабочую программу составила Царегородцева Е.М. учитель начальных классов, первая  категория педагог дополнительного образования, высшая категория   г. Ханты­Мансийск 2017 г. в Пояснительная записка Программа курса «Шахматный всеобуч» предназначена для обучающихся 1­4­х классов начальной   школы   и   составлена   на   основе   программы   «Шахматы   ­   школе»   под   редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя, (авт. И.Г.Сухин). Актуальность Программа   «Шахматный   всеобуч»   позволяет   реализовать   требования   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они   наблюдают,   сравнивают,   классифицируют,   группируют,   делают   выводы,   выясняют закономерности.   При   этом   предусматривается   широкое   использование   занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии   от   своих   сверстников,   открывает   дорогу   к   творчеству   сотням   тысяч   детей некоммуникативного   типа.   Расширение   круга   общения,   возможностей   полноценного самовыражения,   самореализации   позволяет   этим   детям   преодолеть   замкнутость,   мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта,   к   тому   же   все   детские   соревнования   носят   спортивную   направленность.   Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает человеке   ряд   необходимых   и   требуемых   в   обществе   качеств:   целеустремленность,   волю, выносливость,   терпение,   способность   к   концентрации   внимания,   смелость,   расчет,   умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и   пропагандой   шахмат,   проведение   всемирных   шахматных   олимпиад   и   многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий ­ способности действовать в уме. Игра   в   шахматы   развивает   наглядно­образное   мышление,   способствует   зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся   этой   игре,   становится   собраннее,   самокритичнее,   привыкает   самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый   план   выдвигается   развивающая   функция   обучения,   в   значительной   степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих   способностей.   Древние   мудрецы   сформулировали   суть   шахмат   так:   «Разумом одерживать победу». Шахматные  игры  развивают  такой  комплекс  наиважнейших  качеств,  что  с  давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда­либо придуманных человечеством. Поэтому   актуальность   данной   программы   состоит   в   том,   что   она   направлена   на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах   познавательной   деятельности   и   обусловлена   многими   причинами:   рост   нервно­ эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре   современной   концепции   общего   образования   лежит   идея   развития   личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах.   Они   многогранны   и   обладают   огромным   эмоциональным   потенциалом,   дарят «упоение борьбе»,   но   и   одновременно   требуют   умения   мобилизировать,   и   концентрировать   внимание, ценить   время,   сохранять   выдержку,   распознавать   ложь   и   правду,   критически   относиться   не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик,   способствует   гармоничному   развитию.   Кроме   этого,   шахматы   являются   большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления. в Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,  формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения  игре в шахматы. Задачи:  создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся  (комму­никативных, интеллектуальных, социальных);  формирование   универсальных   способов   мыслительной   деятельности   (абстрактно­ логического   мышления,   памяти,   внимания,   творческого   воображения,   умения производить логические операции); воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:   Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности  каждого участника и всего коллектива в целом.  Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;  Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного  материала. Основой организации работы с детьми в данной программе является система  дидактических принципов:  принцип   психологической   комфортности  ­  создание   образовательной   среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса  минимакса ­ обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;  принцип   целостного   представления   о   мире  –  при   введении   нового   знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;  принцип   вариативности  ­  у   детей   формируется   умение   осуществлять   собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;  принцип   творчества  ­  процесс   обучения   сориентирован     на   приобретение   детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные   выше   принципы   интегрируют   современные   научные   взгляды   об   основах организации   развивающего   обучения,   и   обеспечивают   решение   задач   интеллектуального   и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям   шахматами,   появление   умений   выстраивать   внутренний   план   действий,   развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость  в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Основные методы обучения: Формирование   шахматного   мышления   у   ребенка   проходит   через   ряд   этапов   от репродуктивного   повторения   алгоритмов   и   схем   в   типовых   положениях,   до   творческого применения   знаний   на   практике,   подразумевающих,   зачастую,   отказ   от   общепринятых стереотипов. На   начальном   этапе   преобладают  игровой,  наглядный  и  репродуктивный   методы.   Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обуче­нии правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится  продуктивный.  Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции ­ мотив ­ идея ­ расчёт ­ ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является  частично­поисковый. Наибо­лее эффективно   изучение   дебютной   теории   осуществляется   в   том   случае,   когда   большую   часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенство­вания тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, преду­сматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их  осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение  самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения:  Практическая игра.  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.  Дидактические игры и задания, игровые упражнения;  Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.  Участие в турнирах и соревнованиях. Содержание теоретического раздела программы Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.   Большое   значение   при   изучении   шахматного   курса   имеет   специально организованная   игровая   деятельность,   использование   приема   обыгрывания   учебных   заданий, создания игровых ситуаций. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире   шахмат.   Учащиеся   знакомятся   с   историей   возникновения   шахматной   игры,   шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое   место   отводится   изучению   "доматового"   периода   игры.   На   занятиях   используется материал,   вызывающий   особый   интерес   у   детей:   загадки,   стихи,   сказки   песни   о   шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной  доске. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов. Третий – четвертый год обучения предполагают обучению решения шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой­либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются   темы   для   самостоятельного   изучения:   «Ферзь   против   пешки»,   «Ферзь   против короля»  и  др.  занимательные  рассказы  из  истории  шахмат,  тесты  для  проверки  полученных знаний. Результаты образовательной деятельности:  Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуни­ кативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.  Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,   соревнования). Конечным результатом обучения  считается умение сыграть по правилам шахматную партию   от   начала   до   конца.   Это   предполагает   определенную   прочность   знаний   и   умение применять их на практике. Формы контроля Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его   индивидуальный   путь   развития.   На   основе   полученной   информации   педагог   вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении   диагностических   заданий   и   упражнений,   с   помощью   тестов,   фронтальных   и индивидуальных   опросов,  наблюдений.  Контрольные  испытания  проводятся  в   торжественной соревновательной обстановке. Содержание практического раздела программы Первый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю) 1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диаго­ наль, центр. Дидактические игры и задания    "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шах­ матной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 1. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания     "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фи­ гуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны дога­ даться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди назы­вают   все   шахматные   фигуры,   кроме   "секретной",   которая   выбирается   заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются  угадать, какая фигура загадана.   "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они по­ хожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую      фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 2. Начальная   расстановка   фигур.  Начальное   положение  (начальная   позиция);  расположение каждой   из   фигур   в   начальной   позиции;   правило   "ферзь   любит   свой   цвет";   связь   между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания    "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно  расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры  рядом в начальном положении. "Мяч". Педагог произносит какую­нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ла­ дья стоит в углу", и бросает мяч кому­то из учеников. Если утверждение верно, то мяч сле­ дует поймать. 3. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", бело­ польные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяже­ лые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания              "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико­синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются закол­ дованными, недвижимыми). "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не ста­ новясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной дос­ ки, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фи­ гур. "Сними   часовых".   Белая   фигура   должна   побить   все   черные   фигуры,   избирается   такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определен­ ной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтоже­ ния, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ста­ вить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих  сторон не имеет победителя. "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фи­ гуру, но так, чтобы не оказаться под боем. "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную  фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они  проиграли одну из своих фигур.  "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминиро­ ванными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 4. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая  рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания      "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:  стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:  дан ли мат черному королю. "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает  тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 5. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как    начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания  "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими хо­дами. К концу первого года обучения дети должны знать:  шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, парт­ неры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на прохо­ де, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.   К концу первого года обучения дети должны уметь:          ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без наруше­ ний правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Второй год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю) 1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы  проника­ют в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 2. Шахматная нотация.  Обозначение горизонталей и вертикалей,  полей,  шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положе­ ния. Дидактические игры и задания  "Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спра­ спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские     слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.  "Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь  (например: “Вторая горизонталь”).  "Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).  “Какого цвета поле?” Учитель называет какое­либо поле и просит определить его цвет.  “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на  демон­страционной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.  “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.  Учитель уточняет ответы учащихся. 2. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение  мате­риального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания     “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура силь­ нее? На сколько очков?” “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положе­ ния, в которых белые должны достичь материального перевеса. “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить матери­ альное равенство. 3. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против ко­ роля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические, игры и задания       “Шах или мат”. Шах или мат черному королю? “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю. “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на  одну из крайних вертикалей или горизонталей. “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на  угловое поле. “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется  наименьшее количество полей для отхода. 4. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте,  миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания   “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. 5. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвле­ чения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шах­ матные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для дости­ жения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). Дидактические игры и задания  “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.  “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материа­ ла”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального пе­ ревеса. К концу второго года обучения дети должны знать:   обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. К концу второго года обучения дети должны уметь: записывать шахматную партию;   матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и  ладьей; проводить элементарные комбинации.  Третий год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю) 1. Основы дебюта.  Двух­  и трехходовые партии.  Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки­ хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дидактические задания               “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Бе­ лые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход. “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в  данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько). “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо  копирует ваши ходы. “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий полу­ чить материальное преимущество. “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к про­ игрышу материала или мату. “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра. “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры,  если рокируют. “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в  которую белые не нарушают правил игры. “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвое­ния пешек. “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у  противника образовались сдвоенные пешки. К концу третьего года обучения дети должны знать:    принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термин­ дебют. К концу третьего года обучения дети должны уметь:   грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно разыгрывать простейшие окончания. Четвертый год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю) 1. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.   Тактические   приемы.   Связка   в   миттельшпиле.   Двойной   удар.   Открытое   нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разруше­ния королевского   прикрытия,   освобождения   пространства,   уничтожения   защиты,   связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания    “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и  остаться с лишним материалом. “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода. “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей. 1. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые слу­ чаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые слу­ чаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые слу­ чаи).  Пешка  против  короля.  Пешка  проходит  в ферзи  без  помощи  своего  короля.  Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седь­ мой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка про­ тив короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания       “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начи­ нают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи. “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей. К концу четвертого года обучения дети должны знать:    принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. К концу четвертого года обучения дети должны уметь:   грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические уда­ ры и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. Календарно – тематическое  планирование курса «Шахматный всеобуч» для учащихся 1­4­х классов общеобразовательных учреждений № Дата 1 год обучения (33 часа) Тема урока Шахматная доска (3ч.) Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вер­ тикали Диагональ. Большие и короткие диагонали Шахматные фигуры (20ч.) Белые и черные фигуры Виды шахматных фигур Начальное положение Ладья. Место ладьи в начальном положении Ход ладьи Слон. Место слона в начальном положении Ход слона Ладья против слона Ферзь. Место ферзя в начальном положении Ход ферзя Ферзь против ладьи и слона Конь. Место коня в начальном положении Ход коня Конь против ферзя, ладьи, слона Пешка. Место пешки в начальном положении Ход пешки Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня Король. Место короля в начальном положении Ход короля Король против других фигур Шах (2ч.) Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха Открытый шах. Двойной шах Мат (5ч.) Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пеш­ кой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, ко­ нем, пешкой (простые примеры) Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шах­ матных фигур. Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей Рокировка. Длинная и короткая рокировка Шахматная партия (4ч.) Игра всеми фигурами из начального положения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация коротких партий. 1 1 № Дата 2 год обучения (35 часов) Тема урока Повторение (2ч.) Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шах­ матных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Вариан­ ты ничьей. Краткая история шахмат (1ч.) Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматная нотация (3ч.) Обозначение горизонталей, вертикалей, полей Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись началь­ ного положения Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. Ценность шахматных фигур (4ч.) Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса Достижение материального перевеса. Способы защиты. Защита. Техника матования одинокого короля (4ч.) Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Достижение мата без жертвы материала (4ч.) Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Шахматная комбинация (ч.) Матовые комбинации. Тема отвлечения. Матовые комбинации. Тема завлечения. Матовые комбинации. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального переве­ са. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема превращения пешки. Сочетание тактических приемов. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Типичные комбинации в дебюте. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 35 Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). Повторение (2ч.) Повторение программного материала Игровая практика 1 1 1 Дата 3 год обучения (35 часов) Тема урока Повторение и закрепление (17ч.) Кол­во часов Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии. Основы дебюта (18ч.) Двух­ и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Решение заданий. Игровая практика Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. “Повторюшка­хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Тем­ пы. Гамбиты. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Ро­ кировка. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное располо­ жение. Какие бывают пешки. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Решение заданий. Игровая практика. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Игровая практика. Повторение изученного о дебюте № Дата 4 год обучения (35 часов) Тема урока Основы миттельшпиля (30ч.) Кол­во часов 1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле Связка в миттельшпиле. Двойной удар Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ве­ дущие к достижению материального перевеса. Темы завле­ чения, отвлечения, блокировки. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты Темы связки, “рентгена”, перекрытия. Другие темы комбинаций и сочетание тематических прие­ мов. Решение заданий. Игровая практика. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеле­ ная” партия. Игровая практика Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ла­ дьи (простые случаи) Решение заданий. Игровая практика. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи) Решение заданий. Игровая практика Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи) Решение заданий. Игровая практика. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата” Решение заданий. Игровая практика. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой го­ ризонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция Решение заданий. Игровая практика. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой Решение заданий. Игровая практика. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, чет­ вертой горизонталях. Ключевые поля Решение заданий. Игровая практика. Удивительные ничейные положения. Два коня против коро­ ля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против коро­ ля Решение заданий. Игровая практика. Основы эндшпиля (2ч.) Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле Игровая практика Повторение (3ч.) Повторение программного материала 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 35 Игровая практика Игровая практика 1 1 Материально­техническое обеспечение демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур  шахматные доски с набором шахматных фигур   шахматные часы  шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий  шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной  нотации  мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек» Учебно–методическое обеспечение 1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразова­ тельных учреждений". ­ Обнинск: Духовное возрождение, ­ 2011. ­40 с. 2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно­белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрожде­ ние, 1998. 3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное  4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. ­ 2002. 5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. ­ 2002. 6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.­ Обнинск: Духовное воз­ возрождение, 1999. рождение, 2004. 7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.­ Обнинск: Духовное возрождение, 2005. 1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для ро­ дителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.­ 2000. Список литературы по программе 2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга­сказка для совместного чтения родителей и  детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. ­2000. 3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. ­1990. 4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. ­1979 . 5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».­ Ростов­на­Дону: «Фе­ никс», 2002. ­ 224с. 6. Шахматный словарь. М. ФиС. ­1968. 7. Шахматы детям. Санкт­Петербург. 1994 г М. Детгиз, ­ 1960. 8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. ­1990. 9. Шахматы ­ школе. М. Педагогика. ­1990. 10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт­Петербург ­2001. 11. В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».­ 2002. 12. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996. 13. И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. ­ 1995. 14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. ­ 1966.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе". 1–4-е классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018