Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология +2
5 кл—11 кл +1
04.11.2017
Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»
В основе содержания программы «Путешествие в мир природы» лежит исследовательская и практическая природоохранная деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Программа предназначена для обучения учащихся 5-9 классов и рассчитана на 5 лет обучения (160 часов).В основе содержания программы «Путешествие в мир природы» лежит исследовательская и практическая природоохранная деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Программа предназначена для обучения учащихся 5-9 классов и рассчитана на 5 лет обучения (160 часов).
ПРОГРАММА по внеуроч деятельности .doc
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е   О Б Р А З О В А Н И Е Т Е М Р Ю К С К И Й   Р А Й О Н ,   с т .   А Х Т А Н И З О В С К А Я   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 10 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТЕМРЮКСКИЙ  РАЙОН УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №_1 от   «__30__»   августа     2017   года Председатель педсовета _____________  / С.П. Котляр/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО  НАПРАВЛЕНИЯ образовательная программа  по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы: комплексная/ тематическая) «ПУТЕШЕСТВУЕМ  В МИР ПРИРОДЫ» (наименование) 5­9 классы Пять лет (срок реализации программы) одиннадцать­пятнадцать лет. (возраст обучающихся) Беляева Ольга Олеговна (Ф.И.О. учителя) ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВУЕМ В МИР ПРИРОДЫ» (для учащихся 5­9 классов) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.     Программа «Путешествуем в мир природы» имеет общеинтеллектуальную, эколого­ биологическую направленность. Актуальность программы определяется рядом факторов:  ­ во­первых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное  и личностное развитие ребенка; ­ во­вторых, программа создает условия для вовлечения учащихся в исследовательскую  деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися универсальных учебных действий,  которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте среднего  общего образования в качестве базовой компетенции; ­ в­третьих, использование в качестве содержательной основы предмета исследовательской  деятельности компонентов окружающей природы родного края обеспечивает личностную  значимость исследований, способствует формированию экологической культуры.                Цель:  воспитание экологической культуры, любви к своему родному краю через создание  условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.                 Задачи:                 Воспитательные (личностные): 1. Воспитание любви к родному краю, своей «Малой Родине». 2. Способствовать формированию бережного отношения к природе. 3. Содействовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой.                 Развивающие (метапредметные): 1. Способствовать развитию познавательного интереса к природе своего края. 2. Создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную  исследовательскую деятельность. 3. Содействовать развитию коммуникативных навыков.                  Образовательные (предметные): 1. Формирование  знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы  родного края. 2. Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего  мира.                      Особенности программы:            В основе содержания программы «Путешествие в мир природы» лежит исследовательская  и  практическая природоохранная деятельность школьников, связанная с изучением природы родного  края.            Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Программа  предназначена для обучения учащихся 5­9 классов и рассчитана на 5 лет  обучения (160 часов). Основные п р и н ц и п ы  содержания программы: • принцип единства сознания и деятельности; • принцип наглядности; • принцип личностной ориентации; • принцип системности и целостности; • принцип экологического гуманизма; • принцип краеведческий; • принцип практической направленности.      Курс включает и раскрывает основные содержательные л и н и и : • Земля ­ единая экосистема. • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы. • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.       Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания  программы, учитывающий  личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта  экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально­положительную  творческую атмосферу, организует диалогическое общение с учащимися о взаимодействии с природой.         В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях  проблемных ситуаций,  ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации  свободного выбора поступка по отношению к природе.         Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности  детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.         Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические игры,  творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление  поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток.  Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе  «ПУТЕШЕСТВУЕМ В МИР ПРИРОДЫ» выявляется с помощью комплекса диагностических  методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование учащихся. В течение учебного года  осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­ татов реализации программы выступают ежеквартальные  Недели экологии, традиционные  экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и выпуск  экологической газеты. Ожидаемые результаты реализации программы и способы определения  результативности:          Личностные результаты воспитанников: • мотивация  личности ребенка к познанию и творчеству; • • • готовность работать в группе и самостоятельно; освоение правил нравственного поведения в мире природы; развитие эмоциональной сферы, образного мышления. Метапредметные результаты : • умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и  открытом учебно­информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,  анализа, передачи и интерпретации информации; • • • овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи  исследовательской деятельности; овладение логистическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  классификации, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение доступных способов изучения природы.            Предметные результаты : овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в  соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы. Учащиеся должны з н а т ь : ­наиболее типичных представителей животного и растительного мира России, Краснодарского  края, Темрюкского района; ­какую пользу приносят представители животного и растительного миров; ­некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных, растениях; ­ планета Земля ­ наш большой дом; ­ Солнце ­ источник жизни на Земле; ­ неживое и живое в природе; ­основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям  существования (примеры); ­ влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); ­ самоценность любого организма; ­ значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); ­ значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; ­ многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; ­ основные виды растений и животных различных экосистем (леса, степи, лиманы, море и т. д.); ­организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; ­ человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей  природной средой; ­условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; ­ различия съедобных и несъедобных грибов; ­ позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; ­способы сохранения окружающей природы; ­ что такое наблюдение и опыт; ­ экология ­ наука об общем доме; ­ экологически сообразные правила поведения в природе. У ч а щ и е ся   д о лж н ы   у м ет ь : ­ узнавать  растения, животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ­ухаживать за домашними животными и птицами;  ­ выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; ­ применять   теоретические   знания   при   общении   с   живыми  организмами   и   в   практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ­ ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); ­ составлять экологические модели, трофические цепи; ­ доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; ­ заботиться о здоровом образе жизни; ­ заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; ­ предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры); ­улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); ­ осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; ­ наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; ­ оформлять   результаты   наблюдений   в   виде   простейших  схем,   знаков,   рисунков,   описаний, выводов; ­ ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;    №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема занятия.    5 класс.    1.  Введение    ( 3   часа) Вводное занятие. Природа родного  края: живая и неживая природа. Как изучают природу. Сезонные изменения в природе.    2.  Цветок и солнце.  Дикорастущие растения, грибы:  полезные и ядовитые. Охрана  растений. (6 часов) Многообразие растений  Таманского полуострова. Значение растений в природе и  жизни человека. Деревья Таманского полуострова. Кустарники Таманского  полуострова. Травы Таманского полуострова. Красная книга родного края.  (Экскурсия в Тамань).    3.  Соседи по планете.  Многообразие животных  родного края. Охрана животных. (5 часов) Роль животных в природе и  жизни  человека. Многообразие животных. 11 Особенности строения и  жизнедеятельности животных  разных групп. Как человек может помочь  животным. Красная книга родного края  ­животные. 12 13 Характеристика учебных универсальных  действий. Кол ­во  час Познаватель­ Коммуника­ Регулятивные ные УУД тивные УУД УУД Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать,   читать, воспроизводить знаковую модель).   Личностные: к стремиться получению   новых знаний,   проявлять активность в совместной учебной деятельности   Познавательные: (общеучебные) осознанно   строить речевое высказывание устной форме; (логические)  анализ объектов  с  целью выделения  признаков.   в Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Регулятивныеко ррекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). и Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   познаватель­ ные мотивы, анализ   объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление  причинно­ следственных  связей.    Регулятивныеко ррекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 Зимующие птицы­ помоги им!    4. «Дружат пчелка и цветок,  дружат лист и  мотылек…»взаимосвязи между  организмами в природных  сообществах.(3  часа). Взаимосвязи в природе. Кто что ест на обед. Кто где  живет. 17 Учимся наблюдать взаимосвязи в  природе.    5.  Лес и его обитатели. Лес­  природное сообщество. Охрана  лесов. ( 4 часа). 18 Лес­ сообщество разных  организмов. 19 Этажи леса. 20 Охрана лесов. 21 Охрана лесов. Красная книга –  способ защиты редких видов  животных и растений    6.    В гостях у Царевны­ лягушки. Особенности строения и жизнедеятельности обитателей  водоемов.(4 часа) 22 Море и лиман­ общежитие самых  разных организмов. 23 Водные растения: большие и  маленькие. 24 Околоводные насекомые.  Жители толщи воды. 25 Экологический проект  «Водные животные».    7.    Мы­ исследователи родной  природы. Правила проведения  исследований в природе.  Экологические тропы.(4 часа) 26 Правила проведения  исследований в природе. 27 Исследование движений  растений. 28 Экологический проект  «Растения наши друзья». 29 Экологические тропы. 8.    Путешествуем по  родному краю.(2 часа) 30 Экскурсия на лиман. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Поиск и выделение необходимой  информации Личностные:прини мать позицию  учащегося,  стремиться к  получению новых  знаний, проявлять  активность во  внеурочной  деятельности и Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   познаватель­ ные мотивы, анализ   объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление  причинно­ следственных  связей.        Ориентация на моральные   нормы и их выполнение. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать,   читать, воспроизводить знаковую модель).   Личностные: стремиться к получению   новых знаний,   проявлять активность в совместной учебной деятельности   Познавательные: (общеучебные) 31 Экологический проект «  Человек и его деятельность –  причина загрязнения водоемов» 9.    Подведение итогов  деятельности по программе. (1 час) 32 Подведение итогов  деятельности по программе. Итого: 6 класс.           1.  Введение.  Природные  особенности Таманского  полуострова  ( 9  часов.) Вводное занятие. Природные  особенности Таманского  полуострова. 1 2 Охотники за редкими растениями. 3. Растения лиманов и плавней  Таманской земли. 4. Исчезающие растения берегов  Азовского моря. Растения степи. 5. 6. Проект «Как охранять растения»? 7. Тайная подземная жизнь. Грибы­ подснежники. Грибная столовая. 8. 9. Календарь съедобных грибов  Земли Таманской.    2.  Знакомство с животными  Таманской Земли.( 10 часов.) Знакомство с животными  Таманской Земли. Ежи. 10. 11. Ящерица прыткая. Маленькие  отшельники. Землеройки. Следы на снегу. 12. 13 Лисьи норы. Барсуки. 14 15 Дикий степной кот. Зайцы на  Волки и шакалы. тропах. 16 Дикие кабаны. 17 Летучие мыши.   в осознанно   строить речевое высказывание устной форме; (логические)  анализ объектов  с  целью выделения  признаков. Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать,   читать, воспроизводить знаковую модель).   Личностные: стремиться к получению   новых знаний,   проявлять активность в совместной учебной деятельности   Познавательные: (общеучебные) осознанно   строить речевое высказывание устной форме; (логические)  анализ объектов  с  целью выделения  признаков.   в 1 1 32 час а 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Регулятивныеко ррекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). и Адекватная мотивация внеучебной деятельности,   учебные познаватель­ ные мотивы, анализ   объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление  причинно­ следственных  связей. 18 Проект «Животные Таманской  Земли» 19 Проект «Животные Таманской  Земли»    3.  Страна «Летающих  цветов»(6 часов) Где обитают бабочки. 20 21 Видовое разнообразие бабочек. 22 Тайна «Летающих цветов» 23 Проблемы страны насекомых. 24 Экологический проект  «Бабочки Таманской Земли» 25 Экологический проект  «Насекомые Таманской  Земли»    4. Царство грязевых вулканов.(6 часов. ) Знакомство с грязевыми  вулканами. 26 27 Ахтанизовский грязевой  вулкан. Грязевой вулкан­ Миска. 28 Карабетова сопка. 29 30 Тайны вулканов. 31 Экологический проект  «Грязевые вулканы Таманской  Земли» 5.    Подведение итогов  деятельности по программе. (1 час) 32 Подведение итогов  деятельности по программе. Итого: 7 класс.     1 2       1.  Введение    ( 2  часа) Вводное занятие. Природные  особенности Таманского  полуострова. Экологические прогулки в  ландшафты Темрюкского района. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 час а 1 1 Поиск и выделение необходимой  информации Личностные:прини мать позицию  учащегося,  стремиться к  получению новых  знаний, проявлять  активность во  внеурочной  деятельности   Ориентация на моральные   нормы и их выполнение. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.   Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   познаватель­ ные мотивы, Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  и Регулятивныеко ррекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). 2.  Степи Темрюкского района.  (8 часов) Степи. Природа и человек. 3 4. Климатическая  неуравновешенность степных  экосистем. 5. Почвы Таманских степей. 6. Степная растительность на  Таманском полуострове. 7. Ярусность степи. 8. Приспособленность растений степи к условиям жизни. 9. Степные растения­ индикаторы  почв. 10. Животный мир Таманских степей.    3.  Степные сопки, курганы и  балки Темрюкского района. (7  часов) 11. Темрюкская гора (Миска), г.  Фигура, г. Андреевская. г. Стрельчанская, г. Камышеватая. 12. 13 Курганы и балки. 14 15 Старотиторовская возвышенность.  Балка Лисовского, г. Чиркова. Сопка Цимбалы. Таманская Швейцария. 16 17 Экологический проект «Степные  сопки, курганы и балки  Темрюкского района»    4.  Лиманы и прилиманье  Таманского полуострова. (  14  часов). 18 Общая характеристика лиманов  Темрюкского района. 19 Азово­Кубанские лиманы. 20 Курчанский лиман; Ахтанизовский  лиман. 21 Старотиторовский лиман. 22 Кизилташские лиманы. 23 Водная растительность  лиманов. Особенности водных  растений в связи с их жизнью в воде. 24 Экологические группы водных растений и их систематика.  Экология водных растений. Редкие и исчезающие растения лиманов и плавней. 25 анализ объектов   с целью   выделения признаков (существенных, несущественных)  установление  причинно­ следственных  связей.  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 Многообразие видов водных  растений. Растительность  побережий лиманов. 27 Животный мир лиманов и  побережья. 28 Птицы лиманов  и прилиманья. 29 Амфибии и рептилии   Таманских лиманов. Рыбы Таманских лиманов. 30 31 Проект «Экологические  проблемы лиманов  Темрюкского района». 5.    Подведение итогов  деятельности по программе. (1 час) 32 Подведение итогов  деятельности по программе. Итого: 8 класс.           1.Природа Таманского  полуострова.(11 часов) 1 Остатки лесных экосистем на  2 Таманском полуострове. Голубицкий останец. Лесные  склоны на Ахтанизовских землях. 3. Склоны Старотиторовской  возвышенности. Таманская  «Швейцария» 4. Ивовый лес. 5. Видовой состав лесных уголков  природы на Таманском  полуострове. 6. Лесные растения Темрюкского  района. 7. Биологические и экологические  особенности  лесных травянистых  растений. Грибы, мхи, лишайники лесных  уголков природы. 8. 9. Экологические ситуации в лесных  уголках района. 10. Возможности разведения леса и  озеленения Таманского  полуострова. 11. Как вести себя в лесу. 1 1 1 1 1 1 1 32 час а 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Регулятивныеко ррекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). и Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   познаватель­ ные мотивы, анализ объектов   с целью   выделения признаков (существенных, несущественных)  установление  причинно­ следственных  связей.  Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию; 2. В царстве галофитов. (9  часов). 12. Происхождение, обитание  галофитов. 13 Общая характеристика и  14 особенности растений галофитов. Видовой состав галофитов  Темрюкского района. 15 Биология и экология галофитов. Значение галофитов в природе и  16 хозяйстве человека. 17 Соленакапливающие галофиты  (эвгалофиты) 18 Солевыделяющие галофиты              ( криногалофиты) 19 Соленепроницаемые галофиты  (гликогалофиты) 20 Животные­ обитатели галофитных  сообществ.    3.    Экологические  сообщества  галофитов на Таманском  полуострове.(8часов) Галофиты вулканов. Галофиты плавней и Азовских  лиманов. Галофиты побережья  Азовского моря. Галофиты Черноморского  побережья и Черноморских  лиманов. Галофиты степных балок  и  «ставков». 21 22 23 24 25 26 Экологические ситуации в  галофитных сообществах. 27 Охрана галофитов. 28 Проект « Галофиты». 4.    Особо  охраняемые  природные  территории  Таманского полуострова.(3  часа) 29 Таманско­ Запорожский  заказник. 30 Природно­исторический памятник­  Турецкий фонтан. Гидрологические памятники природы. 31 Проект  «Особо охраняемые  природные  территории  Таманского полуострова» сотрудничать  под  руководством  учителя. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.    Подведение итогов  деятельности по программе. (1 час) 32 Подведение итогов  деятельности по программе.                       Итого: 9 класс.           1.Гидрологические памятники  природы Таманского полуострова. ( 4  часа) Голубицкое озеро. 1 2 Озеро Соленое. 3 Проект  «Гидрологические  памятники природы Таманского  полуострова». 4 Проект  «Гидрологические  памятники природы Таманского  полуострова». 2.Геологические  памятники  природы Таманского  полуострова. Грязевые вулканы.  (  6 часов) 5 Ахтанизовский грязевой вулкан. 6 Карабетова сопка или Карабетка. 7 8 Грязевой вулкан – Миска. Гора Дубовый рынок. 9 Проект  «Геологические  памятники природы Таманского  полуострова». 10 Проект  «Геологические  памятники природы Таманского  полуострова». 3.Геологические  памятники  природы Таманского  полуострова. Мысы Таманского  полуострова. ( 7 часов) 11 Мыс Железный Рог. 12 Мыс Тузла. 13 Мыс Панагия. 14 Мыс Ахиллеон. 15 Мыс Пекла. Регулятивныеко ррекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). и Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   познаватель­ ные мотивы, анализ объектов   с целью   выделения признаков (существенных, несущественных)  установление  причинно­ следственных  связей.  Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. 1 32 час а 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Проект  «Геологические  памятники природы Таманского  полуострова. Мысы Таманского  полуострова». 17 Проект  «Геологические  памятники природы Таманского  полуострова. Мысы Таманского  полуострова». 4. Комплексные памятники  природы. ( 4 часа). 18 Сад Яхно. 19 Микрозаказник «Подмаячное» 20 Проект «Комплексные памятники  природы Таманского  полуострова». 21 Проект «Комплексные памятники  природы Таманского  полуострова». 5. Ботанические памятники  природы. (7 часов) Голубицкий останец. 22 Тополь­старожил. 23 Таманская Швейцария.  24 25 Сад Яхно.  26 Ибрагимовский сад. 27 Проект  «Ботанические памятники  природы Таманского  полуострова». 28 Проект  «Ботанические памятники  природы Таманского  полуострова». 6. Подведение итогов  деятельности по программе.(4  часа). 29 Проект  «Особо охраняемые  природные  территории  Таманского полуострова» 30 Проект  «Особо охраняемые  природные  территории  Таманского полуострова» 31 Проект  «Особо охраняемые  природные  территории Таманского полуострова» 32 Подведение итогов деятельности по программе.                       Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 час а Итого: 160 час ов Календарно­тематический план 5­8 классы. Тема занятия. №  п/п    5 класс.    1.   Введение    ( 3  часа) Вводное занятие. Природа  родного края: живая и  неживая природа. Как изучают природу. Сезонные изменения в  природе.    2.  Цветок и солнце.  Дикорастущие растения,  грибы: полезные и  ядовитые. Охрана  растений. (6 часов) Многообразие растений  Таманского полуострова. Значение растений в  природе и жизни человека. Деревья Таманского  полуострова. 1 2 3 4 5 6 Кол­ во  час Дата По  плану Фактич ески. Характеристика учебных универсальных  действий. Познавател Коммуника­ Регулятивные ь­ ные УУД тивные УУД УУД 1 1 1 1 1 1 01.09­ 09.09. 2017 11.09­ 16.09 2017 18.09­ 23.09 2017 25.09­ 30.09 2017 02.10­ 07.10 2017 09.10­ 14.10 2017 Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Познавательн ые: адекватная передача информации, моделировани е   (понимать, читать, воспроизводи ть   знаковую модель). Личностные: стремиться   к получению новых знаний, проявлять активность   в совместной учебной деятельности Регулятивные коррекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). и Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   познаватель­ ные мотивы, анализ   объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление  причинно­ 7 8 Кустарники Таманского  полуострова. Травы Таманского  полуострова. 9 Красная книга родного  края. (Экскурсия в Тамань).    3.  Соседи по планете.  Многообразие животных  родного края. Охрана  животных. (5 часов) Роль животных в природе и  жизни человека.  Многообразие животных. 11 Особенности строения и  10 жизнедеятельности  животных разных групп. Как человек может помочь  животным. Красная книга родного края ­животные. Зимующие птицы­ помоги  им!    4. «Дружат пчелка и  цветок, дружат лист и  мотылек…»взаимосвязи  между организмами в  природных сообществах. (3  часа). Взаимосвязи в природе. Кто что ест на обед. Кто  где живет. 12 13 14 15 16 17 Учимся наблюдать  взаимосвязи в природе.    5.  Лес и его обитатели.  Лес­ природное  сообщество. Охрана лесов. ( 4 часа). 18 Лес­ сообщество разных  организмов. следственных  связей.  Регулятивныекор рекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). и Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   познаватель­ ные мотивы, анализ   объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление  причинно­ следственных  связей.    1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16.10­ 21.10 2017 23.10­ 28.10 2017 30.10­ 04.11 2017 13.11­ 18.11 2017 20.11­ 25.11 2017 27.11­ 02.12 2017 04.12­ 09.12 2017 11.12­ 16.12 2017 18.12­ 23.12 2017 25.12­ 30.12 2017 11.01­ 14.01 2018 15.01­ 20.01 2018 Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Познавательн ые: (общеучебные )   осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические)  анализ  объектов  с  целью  выделения  признаков.   Поиск и  выделение  необходимой  информации Личностные:п ринимать  позицию  учащегося,  стремиться к  получению  новых знаний, проявлять  активность во внеурочной  деятельности Ориентация на   моральные нормы   и   их выполнение. Способность принимать   и сохранять учебную   цель и задачу. Познавательн ые: адекватная передача информации, моделировани е   (понимать, читать, воспроизводи ть   знаковую модель). Личностные: стремиться   к получению новых знаний, проявлять активность   в совместной учебной деятельности Познавательн ые: (общеучебные )   осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические)  анализ  объектов  с  целью  выделения  признаков.   19 Этажи леса. 20 Охрана лесов. 21 Охрана лесов. Красная  книга – способ защиты  редких видов животных и  растений    6.    В гостях у Царевны­ лягушки. Особенности  строения и  жизнедеятельности  обитателей водоемов.(4  часа) 22 Море и лиман­ общежитие  самых разных организмов. 23 Водные растения:  большие и маленькие. 24 Околоводные  насекомые. Жители  толщи воды. 25 Экологический проект  «Водные животные».    7.    Мы­ исследователи  родной природы. Правила  проведения исследований  в природе. Экологические  тропы.(4 часа) 26 Правила проведения  исследований в  природе. 27 Исследование движений растений. 28 Экологический проект  «Растения наши  друзья». 29 Экологические тропы. 8.    Путешествуем по  родному краю.(2 часа) 30 Экскурсия на лиман. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22.01­ 27.01 2018 29.01­ 03.02. 2018 05.02­ 10.02 2018 12.02­ 17.02 2018 19.02­ 24.02 2018 26.02­ 03.03 2018 05.03­ 10.03 2018 12.03­ 17.03 2018 19.03­ 24.03 2018 02.04­ 07.04 2018 09.04­ 14.04 2018 16.04­ 21.04 2018 31 Экологический проект  « Человек и его  деятельность – причина  загрязнения водоемов» 9.    Подведение итогов деятельности по  программе.(1 час) 32 Подведение итогов  деятельности по  программе. 1 1 Итого: 32 часа 6 класс.           1.  Введение.   Природные особенности  Таманского полуострова  ( 9  часов.) Вводное занятие.  Природные особенности  Таманского полуострова. 1 2 Охотники за редкими  растениями. 3. Растения лиманов и плавней Таманской земли. 4. Исчезающие растения  берегов Азовского моря. 5. Растения степи. 6. Проект «Как охранять  растения»? 7. 8. Тайная подземная жизнь.  Грибы­подснежники. Грибная столовая. 9. Календарь съедобных  грибов Земли Таманской.    2.  Знакомство с  животными Таманской  Земли.( 10 часов.) Знакомство с животными  Таманской Земли. Ежи. 10. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23.04­ 28.04 2018 30.04­ 05.05 2018 01.09­ 09.09. 2017 11.09­ 16.09 2017 18.09­ 23.09 2017 25.09­ 30.09 2017 02.10­ 07.10 2017 09.10­ 14.10 2017 16.10­ 21.10 2017 23.10­ 28.10 2017 30.10­ 04.11 2017 13.11­ 18.11 2017 Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Познавательн ые: адекватная передача информации, моделировани е   (понимать, читать, воспроизводи ть   знаковую модель). Личностные: стремиться   к получению новых знаний, проявлять активность   в совместной учебной деятельности Познавательн ые: (общеучебные )   осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические)  анализ  объектов  с    Регулятивныекор рекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). и Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   познаватель­ ные мотивы, анализ   объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление  причинно­ следственных  связей. целью  выделения  признаков. Поиск и  выделение  необходимой  информации Личностные:п ринимать  позицию  учащегося,  стремиться к  получению  новых знаний, проявлять  активность во внеурочной  деятельности Ориентация на   моральные нормы   и   их выполнение. Способность принимать   и сохранять учебную   цель и задачу. 11. Ящерица прыткая.  Маленькие отшельники. 12. Землеройки. Следы на  снегу. 13 Лисьи норы. Барсуки. 14 Волки и шакалы. 15 Дикий степной кот. Зайцы  на тропах. 16 Дикие кабаны. 17 Летучие мыши. 18 Проект «Животные  Таманской Земли» 19 Проект «Животные  Таманской Земли»    3.  Страна «Летающих  цветов»(6 часов) Где обитают бабочки. 20 21 Видовое разнообразие  бабочек. 22 Тайна «Летающих цветов» 23 Проблемы страны  насекомых. 24 Экологический проект  «Бабочки Таманской  Земли» 25 Экологический проект  «Насекомые Таманской Земли»    4. Царство грязевых  вулканов.(6  часов. ) Знакомство с  грязевыми вулканами. 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20.11­ 25.11 2017 27.11­ 02.12 2017 04.12­ 09.12 2017 11.12­ 16.12 2017 18.12­ 23.12 2017 25.12­ 30.12 2017 11.01­ 14.01 2018 15.01­ 20.01 2018 22.01­ 27.01 2018 29.01­ 03.02. 2018 05.02­ 10.02 2018 12.02­ 17.02 2018 19.02­ 24.02 2018 26.02­ 03.03 2018 05.03­ 10.03 2018 12.03­ 17.03 2018 27 Ахтанизовский  грязевой вулкан. 28 Карабетова сопка. 29 Грязевой вулкан­  Миска. 30 Тайны вулканов. 31 Экологический проект  «Грязевые вулканы  Таманской Земли» 5.    Подведение итогов деятельности по  программе.(1 час) 32 Подведение итогов  деятельности по  программе. 1 1 1 1 1 1 Итого: 32 часа 7 класс.           1.  Введение    ( 2  часа) Вводное занятие.  Природные особенности  Таманского полуострова. Экологические прогулки в  ландшафты Темрюкского  района.    2.  Степи Темрюкского  района. (8 часов) Степи. Природа и человек. 1 2 3 4. Климатическая  неуравновешенность  степных экосистем. 5. Почвы Таманских степей. 6. Степная растительность на  Таманском полуострове. 7. Ярусность степи. 8. Приспособленность  растений степи к условиям  жизни. 1 1 1 1 1 1 1 1 19.03­ 24.03 2018 02.04­ 07.04 2018 09.04­ 14.04 2018 16.04­ 21.04 2018 23.04­ 28.04 2018 30.04­ 05.05 2018 01.09­ 09.09. 2017 11.09­ 16.09 2017 18.09­ 23.09 2017 25.09­ 30.09 2017 02.10­ 07.10 2017 09.10­ 14.10 2017 16.10­ 21.10 2017 23.10­ 28.10 2017 Регулятивныекор рекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя.   с Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   и познаватель­ ные мотивы, анализ объектов   целью выделения признаков (существенны х, несущественн ых)  установление  причинно­ следственных связей. 9. Степные растения­  индикаторы почв. 10. Животный мир Таманских  степей.    3.  Степные сопки,  курганы и балки  Темрюкского района. (7  часов) 11. Темрюкская гора (Миска),  г. Фигура, г. Андреевская. 12. г. Стрельчанская, г.  Камышеватая. 13 Курганы и балки. 14 Балка Лисовского, г.  Чиркова. 15 Старотиторовская  возвышенность. Сопка  Цимбалы. Таманская Швейцария. 16 17 Экологический проект  «Степные сопки, курганы и  балки Темрюкского  района»    4.  Лиманы и  прилиманье Таманского  полуострова. (  14 часов). 18 Общая характеристика  лиманов Темрюкского  района. 19 Азово­Кубанские лиманы. 20 Курчанский лиман;  Ахтанизовский  лиман. 21 Старотиторовский лиман. 22 Кизилташские лиманы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30.10­ 04.11 2017 13.11­ 18.11 2017 20.11­ 25.11 2017 27.11­ 02.12 2017 04.12­ 09.12 2017 11.12­ 16.12 2017 18.12­ 23.12 2017 25.12­ 30.12 2017 11.01­ 14.01 2018 15.01­ 20.01 2018 22.01­ 27.01 2018 29.01­ 03.02. 2018 05.02­ 10.02 2018 12.02­ 17.02 2018 23 Водная растительность  лиманов. Особенности  водных растений в  связи с их жизнью в  воде. 24 Экологические группы  водных растений и их  систематика. Экология  водных растений. Редкие и исчезающие  растения лиманов и  плавней. 25 26 Многообразие видов  водных растений.  Растительность  побережий лиманов. 27 Животный мир лиманов и побережья. 28 Птицы лиманов  и  прилиманья. 29 Амфибии и рептилии   Таманских лиманов. 30 Рыбы Таманских лиманов. 31 Проект «Экологические проблемы лиманов  Темрюкского района». 5.    Подведение итогов деятельности по  программе.(1 час) 32 Подведение итогов  деятельности по  программе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19.02­ 24.02 2018 26.02­ 03.03 2018 05.03­ 10.03 2018 12.03­ 17.03 2018 19.03­ 24.03 2018 02.04­ 07.04 2018 09.04­ 14.04 2018 16.04­ 21.04 2018 23.04­ 28.04 2018 30.04­ 05.05 2018 Итого: 32 часа 8 класс.           1.Природа Таманского  полуострова.(11 часов) 1 Остатки лесных экосистем  на Таманском полуострове. 2 Голубицкий останец.  Лесные склоны на  Ахтанизовских землях. 1 1 01.09­ 09.09. 2017 11.09­ 16.09 2017 Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   и познаватель­ ные мотивы, анализ объектов     с Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  Регулятивныекор рекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе). целью выделения признаков (существенны х, несущественн ых)  установление  причинно­ следственных связей.  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. 3. Склоны Старотиторовской  возвышенности. Таманская  «Швейцария» 4. Ивовый лес. 5. Видовой состав лесных  уголков природы на  Таманском полуострове. 6. Лесные растения  Темрюкского района. 7. Биологические и  экологические особенности  лесных травянистых  растений. Грибы, мхи, лишайники  лесных уголков природы. 8. 9. Экологические ситуации в  лесных уголках района. 10. Возможности разведения  леса и озеленения  Таманского полуострова. 11. Как вести себя в лесу. 2. В царстве галофитов. (9 часов). 12. Происхождение, обитание  галофитов. 13 Общая характеристика и  особенности растений  галофитов. Видовой состав галофитов  Темрюкского района. 14 15 Биология и экология  галофитов. 16 Значение галофитов в  природе и хозяйстве  человека. 17 Соленакапливающие  галофиты (эвгалофиты) 18 Солевыделяющие галофиты (криногалофиты) 19 Соленепроницаемые  галофиты (гликогалофиты) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18.09­ 23.09 2017 25.09­ 30.09 2017 02.10­ 07.10 2017 09.10­ 14.10 2017 16.10­ 21.10 2017 23.10­ 28.10 2017 30.10­ 04.11 2017 13.11­ 18.11 2017 20.11­ 25.11 2017 27.11­ 02.12 2017 04.12­ 09.12 2017 11.12­ 16.12 2017 18.12­ 23.12 2017 25.12­ 30.12 2017 11.01­ 14.01 2018 15.01­ 20.01 2018 22.01­ 27.01 2018 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 Животные­ обитатели  галофитных сообществ.    3.    Экологические   сообщества галофитов на  Таманском полуострове. (8часов) Галофиты вулканов. 21 22 23 24 25 Галофиты плавней и  Азовских лиманов. Галофиты побережья  Азовского моря. Галофиты  Черноморского  побережья и  Черноморских лиманов. Галофиты степных  балок  и «ставков». 26 Экологические  ситуации в галофитных сообществах. 27 Охрана галофитов. 28 Проект «Галофиты». 4.    Особо   охраняемые  природные   территории  Таманского  полуострова.(3 часа) 29 Таманско­ Запорожский заказник. 30 Природно­исторический  памятник­ Турецкий фонтан. Гидрологические памятники природы. 31 Проект  «Особо  охраняемые природные  территории Таманского полуострова» 5.    Подведение итогов деятельности по  программе.(1 час) 29.01­ 03.02. 2018 05.02­ 10.02 2018 12.02­ 17.02 2018 19.02­ 24.02 2018 26.02­ 03.03 2018 05.03­ 10.03 2018 12.03­ 17.03 2018 19.03­ 24.03 2018 02.04­ 07.04 2018 09.04­ 14.04 2018 16.04­ 21.04 2018 23.04­ 28.04 2018 32 Подведение итогов  1 деятельности по  программе.                       Итого: 32 часа 9 класс.           1.Гидрологические  памятники природы  Таманского полуострова.( 4 часа) Голубицкое озеро. 1 2 Озеро Соленое. 3 Проект  «Гидрологические  памятники природы  Таманского полуострова». 4 Проект  «Гидрологические  памятники природы  Таманского полуострова». 2.Геологические   памятники природы  Таманского полуострова.  Грязевые вулканы. (  6  часов) 5 Ахтанизовский грязевой  вулкан. 6 7 8 Карабетова сопка или  Карабетка. Грязевой вулкан – Миска. Гора Дубовый рынок. 9 Проект  «Геологические  памятники природы  Таманского полуострова». 10 Проект  «Геологические  памятники природы  Таманского полуострова». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30.04­ 05.05 2018 01.09­ 09.09. 2017 11.09­ 16.09 2017 18.09­ 23.09 2017 25.09­ 30.09 2017 09.10­ 14.10 2017 16.10­ 21.10 2017 23.10­ 28.10 2017 30.10­ 04.11 2017 13.11­ 18.11 2017 13.11­ 18.11 2017 Регулятивныекор рекция (исправлять  ошибки в чужой  работе, в своей  работе).   с Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные   и познаватель­ ные мотивы, анализ объектов   целью выделения признаков (существенны х, несущественн ых)  установление  причинно­ следственных связей.  Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. Коммуникативн ые: слушать и  слышать  учителя, другого ученика,  понимать  инструкцию;  строить  понятные  собеседнику  высказывания,  учитывая его  позицию;  сотрудничать  под  руководством  учителя. 3.Геологические   памятники природы  Таманского полуострова.  Мысы Таманского  полуострова. ( 7 часов) 11 Мыс Железный Рог. 12 Мыс Тузла. 13 Мыс Панагия. 14 Мыс Ахиллеон. 15 Мыс Пекла. 16 Проект  «Геологические  памятники природы  Таманского полуострова.  Мысы Таманского  полуострова». 17 Проект  «Геологические  памятники природы  Таманского полуострова.  Мысы Таманского  полуострова». 4. Комплексные  памятники природы. (4  часа). 18 Сад Яхно. 19 Микрозаказник  «Подмаячное» 20 Проект «Комплексные  памятники природы  Таманского полуострова». 21 Проект «Комплексные  памятники природы  Таманского полуострова». 5. Ботанические  памятники природы. (7  часов) 22 Тополь­старожил. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20.11­ 25.11 2017 27.11­ 02.12 2017 04.12­ 09.12 2017 11.12­ 16.12 2017 18.12­ 23.12 2017 25.12­ 30.12 2017 11.01­ 14.01 2018 15.01­ 20.01 2018 22.01­ 27.01 2018 29.01­ 03.02. 2018 05.02­ 10.02 2018 12.02­ 17.02 2018 23 Таманская Швейцария.  24 Голубицкий останец. 25 Сад Яхно.  26 Ибрагимовский сад. 27 Проект  «Ботанические  памятники природы  Таманского полуострова». 28 Проект  «Ботанические  памятники природы  Таманского полуострова». 6. Подведение итогов  деятельности по  программе.(4 часа). 29 Проект  «Особо  охраняемые природные   территории Таманского  полуострова» 30 Проект  «Особо  охраняемые природные   территории Таманского  полуострова» 31 Проект  «Особо охраняемые природные  территории  Таманского полуострова» 32 Подведение итогов  деятельности по программе.                       Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19.02­ 24.02 2018 26.02­ 03.03 2018 05.03­ 10.03 2018 12.03­ 17.03 2018 19.03­ 24.03 2018 02.04­ 07.04 2018 09.04­ 14.04 2018 16.04­ 21.04 2018 23.04­ 28.04 2018 30.04­ 05.05 2018 32 часа                Итого: 160часов 1. Асташина Н.И. « Организация эколого­исследовательской деятельности младших  ЛИТЕРАТУРА школьников. Путешествия в мир природы» . Волгоград, издательство «Учитель» 2014г. 2. Лебедева О.Б. «Путешествие Троповичка по Таманской Земле». Краснодар: Мир Кубани,  2015г. 3. Лебедева О.Б. «Наш уголок земли». Краснодар: Мир Кубани, 2015г. СОГЛАСОВАНО                                                                СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                                          Заместитель директора по УВР методического объединения                                             __________/Г.В. Шаповал / учителей от ________ №___,                                           «___»  ____________  2017 г. ___________/ __________/                подпись            расшифровка  подписи

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»

Программа внеурочной деятельности «Путешествуем в мир природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.