Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл
28.08.2019
Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс
Программа рассчитана для обучения на уровне начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности на занятия отводится 33 часа (1 час в неделю). Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Разговор о правильном питании 1 класс.doc
Разговор о правильном питании 1 класс Пояснительная записка.  Программа   учебного   курса   «Разговор   о   правильном   питании»   составлена   в   соответствии   с   требованиями   федерального государственного образовательного стандарта (начального   1­4), утверждённого приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года,   письма Министерства образования и науки РФ № 03­296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной  деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии  Российской  академии  образования под руководством М.М.   Безруких, директора института, академика  РАО. Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана для обучения на уровне начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности на занятия отводится 33 часа (1 час в неделю).            Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.     Цель программы:  сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности.      Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач: • формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; • освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания; • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; • информирование  детей  и подростков  о народных традициях,  связанных с  питанием  и здоровьем, расширение  знаний  об истории  и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; • развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; • развитие коммуникативных  навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать  со сверстниками  и взрослыми в процессе решения проблемы; • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.  Общая характеристика учебного предмета. Научить человека быть здоровым с детства – самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа практических умений и навыков в области питания реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека.  Реализация программы невозможна также без следующих принципов:  Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» ­ одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.   Принцип сознательности ­ нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения   к   познавательной   деятельности.   Повышению   сознательности   способствует   применение   педагогом   специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.  Принцип   систематичности   и   последовательности   проявляется   во   взаимосвязи   знаний,   умений,   навыков.   Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно­воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в гимназии обеспечивают принцип   систематичности.   Систематически   проводимые   формы   организации   познавательной   деятельности   в   сочетании   со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.   Принцип   индивидуализации   осуществляется   на   основе   общих   закономерностей   обучения   и   воспитания.   Опираясь   на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования   умений   и   навыков,   построения   двигательного   режима,   приобщения   к   разным   формам   познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.  Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.  Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека   к   процессу   познания.   Принцип   наглядности   предназначен   для   связи   чувственного   восприятия   с   мышлением.   Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.   Принцип  активности ­ предполагает  у учащихся  высокую  степень подвижности,  самостоятельности,  инициативы  и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не навредить здоровью детей.  Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.  Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.   Принцип связи теории с практикой ­ призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.          Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико­ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.       Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини­тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).                Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании»   часть   заданий   ориентирована   на   совместную   деятельность   детей   и   взрослых.   Родители   также   участвуют   в   подготовке   и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.              В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе,   стимулирующие   их   интерес   к   изучаемому   материалу,   дающие   возможность   проявить   свои   творческие   способности.    Содержание   программы,   а   также   используемые   формы   и   методы   её   реализации   носят   игровой   характер,   развивают   познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение  предъявляемых  ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно­ролевая игра, игра с правилами, образно­ролевая игра. Формы работы:  Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно­ролевые игры, игры с правилами, образно­ролевые игры, дискуссии).  Фронтальная   работа –   это   работа   со   всеми   учащимися.   Учитель   предлагает   беседу,   рассказ,   историю,   чтение   статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.  Индивидуальная  работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно­гигиенических требований. Методы:  Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).  Проблемный   Частично­поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).  Объяснительно­иллюстративный. При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой бы он мог выполнять задания. Не допускается использование одной тетради несколькими учениками. Содержание факультативного курса «Разговор о правильном питании» Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:  разнообразие питания: 1. «Самые полезные продукты», 2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», 3. «Где найти витамины весной», 4. «Овощи, ягоды и фрукты ­ самые витаминные продукты», 5. «Каждому овощу свое время»;  гигиена питания:    «Как правильно есть»;  режим питания:    «Удивительные превращения пирожка»;   рацион питания:  1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,­ 2. «Плох обед, если хлеба нет», 3. «Полдник. Время есть булочки», 4. «Пора ужинать», 5. «Если хочется пить»;  культура питания: 1. «На вкус и цвет товарищей нет». Формы контроля Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.  Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: ­ оформление выставок работ учащихся в классе, гимназии; ­ оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»    В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления: Ожидаемые результаты изучения курса    о правилах и основах рационального питания,  о необходимости соблюдения гигиены питания; о полезных продуктах питания;     о структуре ежедневного рациона питания; об ассортименте наиболее типичных продуктов питания; об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;  об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; умения:              Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;             Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми. Личностные результаты. – осознавать роль речи в жизни людей; – оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;  – объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и  т.д.). Метапредметные результаты. – соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; – реализовывать простое высказывание на заданную тему; – ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;  – самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые  словари;  – учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; – делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметные результаты. ­ организовать рациональное сбалансированное питание в семьях учащихся; ­ охранять здоровье и организовать здоровый образ жизни; ­выполнять санитарно­гигиенические требования; ­ пропагандировать здоровый образ жизни в жизненной ситуации своей и других людей. ­ организовать правильное питание учащихся в школе; ­ привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.                                                                                 Перечень учебно­методического обеспечения 1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 2.  Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 3.  www.prav­pit.ru Календарно­тематическое планирование 1 класс Тема занятия Содержание и форма занятия Дата  План Факт Поговорим о продуктах (6 часов) Общие сведения о питании и приготовлении 04.09 Введение. Если хочешь быть здоров. пищи Беседа. Рассказ о продуктах питания.  Рисование. Поговорим о пище.  Из чего состоит наша пища. Исследование.  Опыт Полезные и вредные привычки. Беседа по теме. Игра. Самые полезные продукты. Игра. Выбор полезных продуктов Как правильно составить свой рацион питания. Путешествие в пустыню Обжор. Практическая  работа «Составление меню». Игра.  11.09  18.09  25.09  02.10  09.10 № 1 2 3 4 5 6 Как готовят пищу. Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков  «Кухня моей семьи» Давайте узнаем о продуктах (11 часов) Витамины 7 8 9 10 Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной.  Блюда из зерна. Хлеб – всему голова. Исследование «Получение муки и крупы из  зерна». Путешествие по дороге «Хлебной». Игра. Исследование «Ценность зёрнышка».  Практическая работа «Приготовление  бутерброда». Рисунки. Молоко и молочные продукты. Беседа о производстве молока. Игра. Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда. Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма. 11 Мясо и мясные блюда. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси,  фанта и т. д.), торты, сало. Рассказ, беседа, игра­конкурс. Рассказ, видеофильм, игра, анкета.  16.10  23.10  30.10  13.11  20.11  27.11  04.12  11.12  18.12  25.12 12 13 14 Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи. Рассказ, исследование, игра. Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание.  Практическая работа «Приготовление салатов». 15 Малознакомые и редко используемые овощи и овощная  Рассказ, загадки, рисунки. зелень. 16 Всякому овощу – своё время. Дары леса. Беседа, загадки, кроссворд. 15.01 17 Где найти витамины зимой и весной. Исследование, рассказ. Опыт (выращивание  лука). Приготовление салата.  22.01 Поговорим о правилах этикета (6 часов) Культура и гигиена питания. 18 Как правильно есть. Режим питания. 19 Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение  дневника «Что ел сегодня» Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета».  Практическая работа «Сервировка стола». 20 21 22 23 Как правильно вести себя за столом. Игра, конкурс рисунков по теме. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой Рассказ. Исследование. Практическая работа  «Сервировка стола» Вредные и полезные привычки в питании. Исследование. Игра. Как правильно есть рыбу.  Рассказ. Практическая работа. Из истории русской кухни (10 часов) Поговорим о кулинарных волшебниках. 24 Щи да каша – пища наша. Что готовили наши прабабушки. Рассказ. Игра. Исследование. 25 26 27 28 Народные праздники, их меню и здоровье. Рассказ. Исследование. Составление меню. Кулинары, повара – волшебники. Встреча с поварами. Исследование. Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное  настроение. Праздник – отчёт по теме.  29.01  05.02  19.02  26.02  05.03  12.03  19.03  02.04  09.04  16.04  23.04 29­33 Резерв    30.04 07.05 14.05 21.05

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019