Предлагаемый надпредметный курс «Риторика» для
учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый
путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и
умения учиться в целом.
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст школьников: 7-8 лет
Учащиеся научатся соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.Направление: общеинтеллектуальное
Возраст школьников: 7-8 лет
4 риторика общеинтеллектуальное.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны
«Средняя общеобразовательная школа №50 с углубленным изучением отдельных предметов»
0134
Педагогическим советом
протокол от 29.08. 2017 г. № 1
«Принято»
Введено приказом от 29.08.2017 г. № 260
Директор школы:
_________________ И.И. Тухфатуллин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РИТОРИКА»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст школьников: 78 лет
Составители: Амирова М.М., Гаязова Ф.М.,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории;
Дьяконова И.Ф., Михейчик Д.В., Хусаинова И.Н.,
учителя начальных классов первой квалификационной категории;
Согласовано»
Заместитель директора_____________ /Л.Х. Захарова/ от 28.08.2017 г.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 28.08.2017 г. №1
Руководитель МО ________ /А.Е. Халтурина/ от28.08.2017 г.
1 Планируемые результаты освоения программы
2017 год
Название раздела
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Общение
Речевые жанры
соблюдать некоторые правила вежливого общения в
урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить
примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни
окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями
учебника, осознавать недостаток информации, использовать
школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре,
работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате
совместной работы класса.
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки
зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного
поведения людей при общении (правила при разговоре,
приветствии, извинении и т.д.).
Содержание курса внеурочной деятельности программы
2 Название раздела
Краткое содержание
Общение
Речевые жанры
Даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется
общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации:
кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).Сведения этого блока развивают умения
школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень
её успешной реализации в общении.
Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут
договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное
общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников.
(Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О
чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы)
приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила спора. Правила разговора по
телефону.
Даёт сведения о речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой
коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной
литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы,
пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с
условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые
актуальны для младших школьников. Речевые жанры. Ключевые (опорные) слова. Вывеска как
информационный текст.Происхождение слов. Крылатые выражения. Приветствие, прощание,
благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его
особенности. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки,
Количество
часов
22
11
3 считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов).
Календарнотематическое планирование программы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Назван
ие
раздело
в
Общени
е
Тема занятий
Для чего люди общаются.
Понятие о риторике
Учимся вежливости.
Вы сказали: «Здравствуйте!»
Приветствуем в зависимости
от адресата, ситуации
общения.
Учимся вежливости.
Вы сказали: «Здравствуйте!»
Приветствуем в зависимости
от адресата, ситуации
общения.
Вывески, их информационная
роль.
Слово веселит
Слово огорчает
Слово утешает.
Ко
л
во
час
ов
1
1
1
1
1
1
1
Основные формы
организации
учебных занятий
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Объяснять значение речи, общения в жизни
людей
Познакомиться с учебником
Оценивать уместность использования словесных
и несловесных форм приветствия в разных
ситуациях
Моделировать своё речевое поведение в
ситуации приветствия в зависимости от условий
общения
Оценивать уместность использования словесных
и несловесных форм приветствия в разных
ситуациях
Моделировать своё речевое поведение в
ситуации приветствия в зависимости от условий
общения
Объяснять, зачем нужны вывески
Различать вывески – слова и вывескирисунки
Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе
Анализировать примеры общения, когда слово
поразному влияет на людей, их мысли, чувства
Объяснять, что словом можно влиять на людей –
поднять настроение, огорчить, утешить
Дата
проведения
План
Факт
06.09
06.09
13.09
13.09
20.09
20.09
27.09
27.09
04.10
04.10
11.10
11.10
18.10
18.10
4 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Удивляемся, радуемся,
огорчаемся.
Давайте договоримся.
Правила работы в группе.
Работаем в команде
Говорим – слушаем.
Читаем – пишем.
Громко–тихо.
Быстро–медленно.
Узнай по голосу.
Правила разговора по
телефону.
Несловесные средства
общения: мимика и жесты
Прощаемся в разных
ситуациях общения
Правила вежливого
поведения во время
разговора.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Объяснять, что с помощью слова можно
договариваться об организации игры,
совместной работы.
Называть виды речевой деятельности
25.10
25.10
08.11
08.11
15.11
15.11
Называть виды речевой деятельности
22.11
22.11
уместность
Оценивать
использования
громкости, темпа устной речи в разных
ситуациях
Демонстрировать уместное использование
громкости, темпа в некоторых высказываниях:
скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.
Оценивать использование этикетных формул
при телефонном разговоре
Моделировать телефонный разговор в
соответствии с условиями общения
Называть средства несловесного общения ,
объяснять их значение при устном общении
Демонстрировать уместное использование
изученных несловесных средств при решении
риторических задач .
словесных и несловесных средств
Моделировать своё речевое поведение в
ситуации прощания в зависимости от условий
общения
Оценивать степень вежливости собеседника при
разговоре
Называть правила вежливости при разговоре
Объяснять, почему их следует соблюдать
Оценивать уместность использования
29.11
29.11
06.12
06.12
13.12
13.12
20.12
20.12
10.01
10.01
17.01
17.01
24.01
24.01
5 19
20
21
22
23
24
25
26
27
Благодарим за подарок,
Благодарим за услугу.
Просьба.
Что такое спор.
Правила спора.
Повторение и обобщение
КВН « Азбука культуры
речи»»
Речевые
жанры
Изображение речи.
Речевые жанры.
Характеристика речевых
жанров.
Извинение.
Очень важные слова
Знакомые незнакомцы.
Учимся работать со
словарём.
Виды словарей
Знакомство с наукой
этимологией.
Происхождение слов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Оценивать уместность использования словесных
и несловесных форм благодарности в разных
ситуациях
Моделировать вежливое речевое поведение как
ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости
от условий общения
Демонстрировать правильное ведение и
управление споров
Составлять рассказы и сказочные истории по
картинкам.
Исполнять эти речевые произведения, используя
полученные сведения о речи, этикетных жанрах,
несловесных средствах и т.д.
Определять речевые жанры
в реальной речевой практике
Оценивать уместность использования словесных
и несловесных форм извинения в разных случаях
Моделировать своё речевое поведение в
зависимости от ситуации извинения
Определять по ключевым словам, о чём
говорится в тексте Называть ключевые слова в
сказках, сказочных историях
Выделять незнакомые слова в тексте
Выяснять значение непонятных слов
Познакомить с понятием «этимология»;
развивать познавательный интерес,
речь
учащихся, внимание.
Анализ рассказов о происхождении слов
31.01
31.01
07.02
07.02
14.02
14.02
28.02
28.02
07.03
07.03
14.03
14.03
21.03
21.03
04.04
04.04
11.04
11.04
6 28
29
30
31
32
33
Крылатые выражения.
Учимся использовать в речи
крылатые выражения
Пословица недаром
молвится.
Классификация пословиц
Сказка ложь, да в ней
намек…
Обращение.
Правила обращения.
Играем – сочиняем.
Турнир вежливости.
1
1
1
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Оценивать
фразеологизмов в разных случаях
уместность
использования
Расширить знания учащихся о пословицах
Различать разновидности пословиц
Объяснять народную мудрость в пословицах
Анализировать тексты, сравнивать, делать
выводы
Сочинять сказки по заданному началу
Моделировать уместные средства обращения
при решении риторических задач
Объяснять роль речи, вежливого общения в
жизни людей
18.04
18.04
25.04
25.04
02.05
02.05
10.05
10.05
16.05
16.05
23.05
23.05
7
Программа внеурочной деятельности "Риторика"
Программа внеурочной деятельности "Риторика"
Программа внеурочной деятельности "Риторика"
Программа внеурочной деятельности "Риторика"
Программа внеурочной деятельности "Риторика"
Программа внеурочной деятельности "Риторика"
Программа внеурочной деятельности "Риторика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.