Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
администрации
1 кл
01.02.2017
Учащиеся во внеурочной деятельности будут знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
научатся правильно ходить каждой фигурой, будут уметь различать диагональ, вертикаль, горизонталь, уметь проводить элементарные комбинации; различать лёгкие и тяжёлые фигуры.рабочая программа внеурочной деятельности " Шахматный клуб"
рабочая программа шахматный клуб 1 кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
01.06.2016 г.
Протокол №11
Руководитель МО учителей начальных классов
Чирко Е.И.
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Шахматный клуб»
1 класс
на 2016 – 2017 учебный год
Основа составления рабочей программы
Планирование составлено на основе авторской программы И.Г. Сухина "Шахматы – школе»
Учебник
Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего
(их) рабочую программу
Ф.И.О. педагога (педагогов), реализующего
(их) рабочую программу
Количество часов в неделю
Количество часов в год
В том числе часов на проведение
промежуточной аттестации
Учебник Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны–
Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Рекомендованной Минобрнауки РФ
Литвинцева Л.В
Литвинцева Л.В.
1ч.
33ч
г. Нижневартовск
2016 г. Оглавление рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1.Планируемые результаты освоения курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
В результате изучения данной программы, обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и
слабая позиция, сила шахматных фигур. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
знать правила хода и взятия каждой фигурой;
различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
уметь проводить элементарные комбинации;
уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
определять последовательность событий;
выявлять закономерности и проводить аналогии
Правила хода и взятия каждой из фигур
лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе,
превращение пешки.
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы; грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания
1.Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2.Содержание учебного курса.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной",
которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,
формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все
фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило
"ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какуюнибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч комуто из
учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая
функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по
фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая
их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на
поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы
белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на
определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника. Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри
часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или
иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются
занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5.Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход
учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
3. Тематическое планирование курса
№ Учебная
неделя
Тема
раздела
1
1.
2
3
1 неделя Шахмат
Кол
во
часо
в
разд
ела
4
Тема урока
Содержание
Планируемый результат
5
6
7
1 Шахматная доска Знать: шахматная
1 четверть – 9 часов
Пром
ежут
очная
аттес
тация
8 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
ная
доска 3
часа
2 неделя
3 неделя
4 неделя Шахм
атные
фигур
ы-4
часа
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя Начал
ьная
расст
ановк
а
фигур
-2
часа
9.
9 неделя
1
1
1
1
1
1
1
1
доска, белые и черные
поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ,
центр. Игра
«вертикаль»,
«горизонталь»,
«диагональ»
Знать шахматные фигуры:
белые, черные, ладья,
слон, ферзь, конь, пешка,
король. Знать их ценность
Знать начальное
положение шахматных
фигур, правило "ферзь
любит свой цвет"; связь
между горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и начальной
расстановкой фигур.
Шахматная доска
Шахматная доска
Шахматные
фигуры
Шахматные
фигуры
Относительная
ценность фигур
Относительная
ценность фигур
Начальная
расстановка
фигур
Начальная
расстановка
фигур
Определять и формулировать цель деятельности
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством
педагога самые простые общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы).
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы :
Регулятивные УУД:
с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради.
плану.
учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Познавательные УУД:
отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя.
выводы в результате совместной работы всей группы.
информацию:
сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как
ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила
шахматных фигур.
Ориентироваться в своей системе знаний:
Перерабатывать полученную информацию: делать
Учиться работать по предложенному учителем
Учиться совместно с учителем и другими
В предложенных педагогом ситуациях общения и
Перерабатывать
полученную
Преобразовывать информацию из одной формы в Донести свою позицию до других. Слушать и
Совместно договариваться о правилах общения и
другую: находить и формулировать решение шахматных
задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
понимать речь других.
поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- знать шахматные термины: белое и черное
поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством
педагога самые простые общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы).
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, при поддержке других
В предложенных педагогом ситуациях общения и
1
Ладья
10.
10
неделя
и
Ходы
взятия
фигур
– 16
часов
2 четверть (7 часов)
Знать правила хода и взятия
каждой из фигур,
белопольные и
чернопольные слоны,
одноцветные и
разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые
фигуры. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
1
Ладья
Слон
Слон
1
1
1
Ладья против
слона.
1 Ферзь
1 Ферзь
Учиться работать по предложенному учителем
Учиться совместно с учителем и другими
Перерабатывать
полученную
Определять и формулировать цель деятельности
Ориентироваться в своей системе знаний:
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы :
Регулятивные УУД:
с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради.
плану.
учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Познавательные УУД:
отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя.
выводы в результате совместной работы всей группы.
информацию:
сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как
ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила
шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в
другую: находить и формулировать решение шахматных
задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
понимать речь других.
Перерабатывать полученную информацию: делать
Донести свою позицию до других. Слушать и
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- знать шахматные термины: белое и
черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное
положение, белые, черные, ход, взятие, -
знать названия шахматных фигур: ладья,
слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой
фигурой;
3 четверть (9 часов)
Знать правила хода и
взятия каждой из фигур,
белопольные и
чернопольные слоны,
одноцветные и
разноцветные слоны,
качество, легкие и
тяжелые фигуры,
ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые,
17.
18.
19.
20.
17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя
1 Ферзь против
слона
Конь
1
1
1
Конь
Конь против
ферзя, ладьи,
слона 21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
неделя
королевские пешки,
взятие на проходе,
превращение пешки.
1
1
1
1
1
Пешка
Пешка
Пешка против
ферзя, ладьи,
коня, слона
Король
Король
4 четверть (8 часов)
Знать как ставить шах
ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита
от шаха. Открытый шах.
Двойной шах . Знать
простые примеры
постановки мата и пата.
Играть всеми фигурами
из начального
положения.
Цель
шахм
атной
парти
и- 8
часов
1 Шах
1 Шах
1 Мат
1 Мат
1
1
Ничья, пат
Рокировка
1 Шахматная
1 Шахматная
партия
партия
В предложенных педагогом ситуациях общения и
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством
педагога самые простые общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы).
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы :
Регулятивные УУД:
с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради.
плану.
учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Учиться работать по предложенному учителем
Определять и формулировать цель деятельности
Учиться совместно с учителем и другими Перерабатывать полученную информацию: делать
Ориентироваться в своей системе знаний:
Познавательные УУД:
отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя.
выводы в результате совместной работы всей группы.
информацию:
сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как
ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила
шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в
другую: находить и формулировать решение шахматных
задачи с помощью простейших моделей (предметных,
Перерабатывать
полученную
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.