ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»
Оценка 4.9

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
05.03.2018
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»
Программа “Я – гражданин России” составлена с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 6-10 лет
я гражданин 1-4кл. пояснительная.docx
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ­ гражданин» рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 6­10 лет Пояснительная записка   и     правового            Воспитание гражданина страны ­ одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин  ­ это  человек, любящий Родину,   умеющий   реагировать   на   изменения   в   обществе,   защищать   свое человеческое   право.   Понятие   ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ   предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего   наблюдателя.   Формируя   гражданина,   мы,   прежде   всего,   должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения ­ это самобытная   индивидуальность,   личность,   обладающая   единством   духовно­ нравственного долга. Программа   “Я   –   гражданин   России”   составлена   с   учетом   «Требований   к результатам   освоения   основной   образовательной   программы   начального общего   образования»,   установленных   Стандартом   второго   поколения   и основной   образовательной   программы   образовательного   учреждения. Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени   начального общего   образования   с   учетом   воспитательной,   учебной,   внеучебной, социально   значимой   деятельности   обучающихся,   основанной   на   системе духовных   идеалов,   моральных   приоритетов,   реализуемого   в   совместной деятельности   школы,   семьи   и   других   объектов   общественной   жизни.                Программа   направлена   на   системный   подход   к   формированию гражданской  позиции  школьника,  создание  условий для его  самопознания  и самовоспитания.   При   этом   важно   использовать   педагогический   потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно­исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Актуальность.  Построение   гражданского   и   правового   общества   требует   повышения информированности   учащихся   в   вопросах   гуманитарного   права, международного   волонтёрского   движения,   принятия   приоритета   ценностей человека в системе демократизации российского общества.    условиях   профилизации   школы,   данная   программа   имеет практическую   направленность.   Систематизация   гражданского   образования   в духе   предметной   направленности   способствует   допрофессиональной подготовке   школьников   в   области   права,   общественного   развития,   защиты гражданских завоеваний. В Авторская программа «Я – Гражданин» имеет связь с системами: ­ гражданского образования школьников ­ воспитание гражданской активности, социально­првавового проектирования и изучения гуманитарного права; ­ правового образования ­ формирование правосознания и правовой культуры школьников; ­ патриотического воспитания. Новизна   программы   в   том,  что   она   направлена   на   поддержку становления   и   развития   высоконравственного   творческого   компетентного гражданина   России.     Программа   обеспечивает   реализацию   одного   из направлений духовно – нравственного воспитания и развития патриотических чувств . Программа ориентирована  на осознание ответственности младших школьников за   судьбу   страны,   формирование     гордости     за   сопричастность   к   деяниям предыдущих поколений, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность  ). Обучающиеся   получат   ценный   жизненный   опыт.   Кроме   того,   получат дополнительную информацию по изучаемым школьным предметам (литературе, окружающему миру, технологии). Конечным   результатом   реализации   программы   должна   стать   активная гражданская   позиция     и  патриотическое   сознание   обучающихся,  как   основа личности Гражданина.     Цель и задачи курса «Я ­ гражданин» Цель: организация занятий духовно­нравственной направленности по  формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной  компетентности школьников. В процессе реализации программы решаются следующие задачи: ­создавать   условия   для   эффективного   гражданского   и   патриотического воспитания школьников;   патриотическому   воспитанию, ­   формировать   эффективную   работу   по   обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; ­   утверждать   в   сознании   и   чувствах   воспитанников   гражданских   и патриотических   ценностей,   взглядов   и   убеждений,   воспитание   уважения   к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; ­   развивать   системы   гражданского   и   патриотического   воспитания   через интеграцию   урочной   и   внеурочной   деятельности,   обновление   содержания образования,   переноса   акцента   с   обучения   на   воспитание   в   процессе образования;  ­ воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории,   традициям   через   поисково­краеведческую   работу,   совместную деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда; ­   повышать   качества   патриотического   воспитания   через   организаторскую   и пропагандистскую   деятельность   с   целью   дальнейшего   развития   патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. Программа разработана для учащихся 6–10 лет.  Программа рассчитана на 4 года обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч. в неделю, всего 135 часов.  Основное направление: гражданско­патриотическое. Сроки реализации образовательной программы и режим занятий: 1­й годобучен и я    ­ отводится 33 часа в год: теоретических ­12, практических ­21 (одно  занятие в неделю по 35 минут). 2­й годобучения  ­ отводится 34 часа в год: теоретических ­13, практических ­21 (одно  занятие в неделю по 45 минут). 3­й годобучени я   ­ отводится 34 часа в год: теоретических ­13, практических ­21 (одно  занятие в неделю по 45 минут). 4­й годобучени я    ­ отводится 34 часа в год: теоретических ­13, практических ­21 (одно  занятие в неделю по 45 минут). Организация работы по программе “Я – гражданин России”  предполагает 4  ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся: 1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»; 2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»; 3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»; 4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России». Программа строится на следующих  принципах: 1. Принцип доступноститребует,  чтобы   обучение   строилось   на  уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных,         физических,         моральных         перегрузок, отрицательно           сказывающихся   на   их   физическом   и   психическом здоровье. 2. Принцип   научностистроится   на   интеграции   науки   и образовательногопроцесса,   определяющего   органическую   связь   этих составляющих. 3. Принцип   активностисубъектов   образовательного   процесса, реализующий   их   личностное   взаимодействие   и   проявляющийся   во внедрении   активных   методов   и   оперативном   учете   индивидуальных особенностей   личности,   обеспечение   творческого   характера деятельности. 4. Принцип наглядностиобеспечивается применением в образовательном процессе   разнообразных   иллюстраций,   различных   красочных   плакатов, карточек,   прослушивание музыкального   материала,   а   также   посещение   различных   экскурсий, выставок, музеев и др.   кино   материалов,   видео,   слайдов, 5. Принцип   систематичности   и   последовательности   в обучениитребует,   чтобы   знания,   умения   и   навыки   формировались всистеме,   в   определенном   порядке,   когда   каждый   элемент   учебного материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Особенности реализации программы. Отличительной   особенностью   программы   является   намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа   неразрывности   прав   и   обязанностей,   необходимость   уважения   прав других. В   соответствии   с   возрастными   особенностями   младших   школьников историко­обществоведческие   знания   формируются   в   виде   минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его   настоящего,   “увидеть”   прошлое,   приобретая   чувство   гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе   и   осмыслении   содействуют   формированию   и   более   сложных структурных   элементов   общественно­исторических   знаний   (понятий, причинно­следственных связей, закономерностей). Разработанная   программа   направлена   на   вовлечение   учащихся   в активную   деятельность:   участие   детей   в   социально   –   значимых   акциях, разработка   и   реализация   социальных   проектов,   направленных   на   решение школьных, местных, общественных проблем.  Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.  Форма организации работы по программе в основном ­ коллективная, а Формы занятий: также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные): • беседы; • предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир. музыка, ИЗО); • классный час; • встречи с интересными людьми; • литературно­музыкальные композиции; •  просмотр и обсуждение видеоматериала; •  экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная); Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): •  творческие конкурсы; •  выставки декоративно­прикладного искусства; • коллективные творческие дела; • соревнования; • показательные выступления; • праздники; • викторины; • интеллектуально­познавательные игры; •трудовые дела; • тренинги; • наблюдение учащихся за событиями в   стране; • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; •  заочные путешествия; •  акции благотворительности, милосердия; •  творческие проекты, презентации; •  проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров; •     сюжетно­ролевые   игры   гражданского   и   историко­патриотического   содер­ жания (урочная, внеурочная, внешкольная).   Место   проведения:   школа,   семья,   учреждения   дополнительного образования. Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы. Программа   «Я   ­   гражданин   России»   используется   с   1   по   4   классы.   Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.     Формы контроля: Участие в школьных олимпиадах. Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах  творческих работ. Фоторепортажи о посещении социально­значимых мест, музеев.  Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно­ практических конференциях проводимых в школе, в районе и в округе. Планируемые результаты освоения программы: Личностные результаты:  –   осознание   себя   членом   общества   и   государства   самоопределение   своей российской   гражданской   идентичности,   чувство   любви   к   своей   стране, выражающееся   в   интересе   к   ее   истории   и   культуре,   –   осознание   своей   этнической   и   культурной   принадлежности   в   контексте единого   и   целостного   отечества   при   всем   разнообразии   культур, национальностей, России; –   уважительное   отношение   к   иному   мнению,   истории   и   культуре   других народов России; – уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе   понимания   и   принятия   базовых   общечеловеческих   ценностей; –   способность   к   адекватной   самооценке   с   опорой   на   знание   основных моральных   норм,   требующих   для   своего   выполнения   развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. религий       Метапредметные результаты: – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную   на   познание   закономерностей   социальной   действительности; – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; – освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.). – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную   на   познание   закономерностей   социальной   действительности; – способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать   –   приобретение   навыков   культуры   общения   (дома,   в   школе,   в   обществе). товарищей, пересказы, ответы   тексты, городе,     в –   совершенствование   в   умениях   чтения,   слушания   обществоведческой литературы, историко­художественной и историко­популярной литературы,  Предметные результаты:            в и роли человека –   усвоение   первоначальных   сведений   о   правах   и   свободах   человека,   об обществе нем; –   владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.   Иметь   представление   о   понятиях:   равноправие,   хороший поступок,   плохой   поступок,   правило,   закон,   права   человека,   религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН,   ребенок,   государство,   гражданство,   социальная   защита,   инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, ответственность. – владение навыками устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в социуме; –   овладение   основами   правовой   грамотности,   правилами   правового   и нравственного поведения. –   знание   наиболее   значимых   событий   в   истории   материальной   и   духовной культуры России. обязанность, свобода,         Программа предусматривает достижение    четырёх   уровней    результатов Первый уровень результатов (1 класс) Второй уровень результатов  (2 класс) Третий уровень результатов (3 класс) ­внутренняя   позиция учащегося   с   точки собственных зрения   (явления, ощущений   события),   в предложенных ситуациях   отмечать конкретные   поступки, которые  можно оценить  как   хорошие или плохие; как ­эмпатия понимание чувств других   людей   и сопереживание им; ­начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;         к ­внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения обучению,к одноклассникам понимания необходимости учения.  ­самооценка   на   основе критериев   успешности учебной деятельности ­навыки сотрудничества в   разных   ситуациях, умение   не   создавать конфликтов и находить выходы   из   спорных ситуаций. ­самостоятельность   и личная ответственность за свои поступки ­   гуманистическое   и демократическое отношение   к   ценности многонационального российского общества. ­ сознание необходимости получения   знаний,   как средств реализации коммуникативных умений и навыков.      Четвёртый уровень результатов       (4 класс) познавательной ­ потребности, как средства   накопления личностного опыта. ­ формирование чувства   любви   к Родине,   уважения  к  ее истории, культуре,   традициям,   народам нормам   общественной жизни. ­ формирование   потребности   к   труду как и важнейшей   жизненной необходимости, средству   достижения жизненного успеха. первой ­ мотивация   деятельности. положительная учебной Программа включает в себя 6 направлений. Содержание программы I. Направление «Я и Я»­формирование гражданского отношения к себе. В  содержание  деятельности   по  этому  направлению   программы  входит осмысление   ребенком   себя   как   частички   окружающего   мира   и   обретение уверенности в своей значимости. Я ­ часть природы, моя жизнь­ величайший дар природы. Мое жизненное предназначение. Я носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность.   Характерные   черты   мужчины   и   женщины.   Смысл   красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей. Самообразование –это приобретение новых   знаний,  совершенствование   своего   ума,  выработка   умений   и   навыков самостоятельной работы. II. Направление «Я и СЕМЬЯ»­формирование гражданского отношения к  своей семье. Основное содержание данного направления – подготовка к выполнению основных   социальных   ролей:   дочери,   сына,   брата,   сестры,   мужа,   жены, родственника. Исходное   положение:   семья – главный   фактор   воспитания   семьянина. Гражданственность   проявляется   в   любви   к   родителям,   родственникам, Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких. Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные   связи:   деды – родители,   родители – дети,   дети – внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына  и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. III.   Направление   «Я   и   ОТЕЧЕСТВО»­формирование   гражданского отношения к Отечеству. В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота. Исходные   положения:   каждый   человек   не   только   сын   или   дочь   своих родителей, но и гражданин отечества. Сегодня   очень   важен   вопрос   патриотического   воспитания.   Необходимо уберечь   подростков   от   перерастания   их   протеста   против   накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. IV. Направление «Я и ШКОЛА»­формирование гражданского отношения к  школе. Основное   содержание   деятельности – осмысление   школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные   положения   в   школе   учащиеся   не   только   получают   знания,   но   и учатся   жить.   Школа –источник   формирования   необходимых   качеств гражданина. Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательные активность и культура умственного труда. Выполнение роли хозяина в школе. Участие в школьном самоуправлении. V.  Направление «Я и КУЛЬТУРА»­формирование гражданского отношения к искусству. Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление   школьниками   значимости   искусства   для   человека   современного мира,   развития   духовного   мира   учащегося   на   основе   познания   искусства, литературы, фольклора. Познание   прекрасного   в   окружающей   действительности.   Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого   ребенка   и   их   реализация   через   сеть   кружков,   клубов   и   секций, конкурсы, праздники, экскурсии. VI. Направление «Я и ПЛАНЕТА»­формирование гражданского отношения к планете. Содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за всю Планету. Мир   сегодня – это   совокупность   всех   межгосударственных   и межчеловеческих   отношений.   Общечеловеческое   единение   в   решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами. Учебно­тематический план   N п\п Содержание программы 1класс 2класс 3класс 4класс 1. 2. 3. 4. 5. 6. “Я и я” “Я и семья” “Я и культура” “Я и школа”  “Я и  Отечество”  “Я и планета”  Итого: 4 6 5 7 7 4 33 4 6 3 6 8 7 34 4 7 5 8 6 4 34 4 5 4 5 7 9 34 Содержание программы первого года обучения (всего 33 ч., 1 ч. ­ в неделю) Общий годовой план работы составляет ­33ч, из них: теоретических ­12, «Маленькие Россияне» практических ­21 “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.  Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.  Антиреклама вредных привычек. Диагностика  “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен   им   помочь?   Кто   мои   бабушка,   дедушка?   Слушаем   сказки   моей бабушки.     Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.      Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки “Я и культура” – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего города.   Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.   Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.    “Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе. Праздник   первого   звонка.   Мой   школьный   дом.   Правила   поведения   в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.  Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. “Я и  Отечество”– формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности.  Они защищают Родину.   Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток. “Я   и   планета”   –  формирование   гражданского   отношения   к   планете Земля.  Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.   Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции. Тематическое планирование по курсу “Я – гражданин России”    1 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Тео рия Прак­ тика № п/п Введение. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. Правила поведения в школе. Урок – игра Законы жизни в классе.  Школа вежливости. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?  “Я и школа” 5ч. 1 2 3. 4. 5. “Я и семья” 1ч. 6. “Я и я” 3ч. 7. 8. 9.   Я, ты, мы. Игра. Кто что любит делать. Конкурс викторина.     Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.   2 четверть (7 ч) “Я и культура” 2ч. 10. Мисс Осени. 11. Дары природы. Конкурс поделок из природного  материала. “Я и семья” 2ч. 12. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. 13. Моя семья – моя радость.   “Я и  Отечество”  1ч. 14. Мои права и обязанности.  “Я и культура” 2ч. 15. 16 История моего города.  Откуда пришли елочные игрушки.  3 четверть (9  ч) Слушаем сказки моей бабушки.    Фотографии из семейного альбома.  “Я и семья” 2ч. 17 18 “Я и  Отечество”  4ч. 19 20 21 22 С чего начинается Родина? Они защищают Родину.   Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. “Я и семья” 1ч. Загляните в мамины глаза.      “Я и культура” 1ч. Встречаем Масленицу. “Я и я” 1ч. Антиреклама вредных привычек.  23 24 25 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 четверть (8  ч)  Мягкие лапки, а в лапках царапки.  Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке.  Планета просит помощи.  “Я и планета” 4ч. 26 27 28 29 “Я и  Отечество” 2ч. 30 31 “Я и школа”  2ч. 32 33 Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.   Поклон тебе, солдат России.   Десант чистоты и порядка.   Самый красивый школьный двор.  1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Всего: 33 1 1 1 1 1 1 1 21 1 12 Содержание программы второго года обучения (всего 34 ч., 1 ч. ­ в неделю) «Моя Малая Родина» Общий годовой план работы составляет ­34ч, из них: теоретических ­13, практических ­21 “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.  Сбор игр.  “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Пожилые люди – мудрые люди Уважения достойны. Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений. “Я и культура” – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.       Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.         Экскурсии в музеи, вернисажи.  “Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе. Обязанности   ученика   в   школе.   Я   люблю   свою   школу.   Самый   уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант “Я   и   мое   Отечество”–   формирование   гражданского   отношения   к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.   Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.  Конкурсы   рисунков,   экскурсии   в   музеи,   акции.   Выпуск   листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. “Я   и   планета”   –  формирование   гражданского   отношения   к   планете Земля.  Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников.  Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.   Вывешивание кормушек, выставки рисунков. Тематическое планирование по курсу “Я – гражданин России”   № п/п  2 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Тео рия Прак­ тика Введение  «Урок Мира». Обязанности ученика в школе. По каким правилам мы живем в школе?  Я помощник в своей семье.  Пожилые люди – мудрые люди Уважения достойны.. “Я и школа” 3ч. 1 2 3 “Я и семья” 2ч. 4 5 “Я и планета” 2ч. 6 7 Я и Отечество 4ч. 8 9 Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мой любимый город.   10 Наш город. Конкурс визиток 2 четверть (7 ч) О чем шепчут названия улиц родного села. Экология нашего города.  День добрых волшебников Развешивание кормушек. 11 “Я и планета” 3ч. 12 13 14 “Я и культура” 3ч. 15 16 Родной край в древности.  Поэты и писатели нашего города.  1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 Что посеешь, то и пожнешь.  3 четверть (10  ч) Я – ученик.  Подумай о других.   Здесь живет моя семья.  Мама, папа, я дружная семья.  Об отце говорю с уважением.  17 “Я и семья” 3ч. 18 19 20 “Я и я”  2ч. 21 22 “Я и школа”  1ч. 23 Школьная символика (гимн, герб, флаг) “Я и семья” 1ч. 24 “Я и школа” 2ч. 25 26 Самый уютный класс.  Я люблю свою школу. Моя любимая мамочка. 4 четверть (9  ч) 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 0,50,5 0,50,5 1 1 1 13 Мой портфель.  Игры на развитие произвольных процессов. Уж тает снег, бегут ручьи.  День птиц.  “Я и я”  2ч. 27 28 “Я и планета” 2ч. 29 30 Я и мое Отечество 4ч. 31 32 33 34 След Великой Отечественной войны в жизни родного края. 1ч. 1ч. Герои Советского союза – наши земляки.  1ч. Открытка ветерану.   Знай и люби свой край.  1ч. Всего 34 Содержание программы третьего года обучения (всего 34 ч., 1 ч. ­ в неделю) «Россия – Родина моя» Общий годовой план работы составляет­34ч., из них: теоретических ­13, практических ­21. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.  Выставки.   Конкурсы   рисунков,   сочинений.   Акции.   Оказание   адресной помощи одиноким пенсионерам. “Я и культура” – формирование отношения к искусству. Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.    Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.      Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.   Экскурсии в вернисаж, библиотеку.    “Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои   друзья.  Каков  я   в   школе?  Сценки   из   школьной   жизни.  Наша   школа   в будущем. Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.  Мастерская   по   изготовлению   сувениров.   Зеленые   ладошки   земли.   Десант чистоты и порядка. Конкурсы   сочинений,   рисунков.   Выставки   поделок.   Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады. “Я   и   мое   Отечество”–   формирование   гражданского   отношения   к Отечеству.  Урок   милосердия   и   доброты.   Знакомства   с   символами   Российского государства.   Наша   страна   –   Россия.   Конституция   –   основной   закон   жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История   Отечества.     Путешествие   по   стране.   Кто   хочет   стать   знатоком истории  Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!  О подвигах женщин в военное время.  Конкурсы   стихов,   сочинений.   Выставки   рисунков.   Акции.   Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. “Я   и   планета”   –  формирование   гражданского   отношения   к   планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.    Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады. Тематическое планирование по курсу “Я – гражданин России”   № п/п  3 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Тео рия Прак­ тика “Я и школа” 3ч. 1 2 3 “Я и семья” 2ч. 4 Введение.  «Россия – Родина моя» Мой класс – моя семья.  Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из  стихотворений и сказок. Пожилые люди – мудрые люди Уважения достойны.. 5 “Я и планета” 2ч. 6 7 “Я и моё Отечество” 4ч. 8 Осень в родном городе Судьба Земли – наша судьба.    Наша страна – Россия. Знакомства с символами  Российского государства Конституция – основной закон жизни страны.  9 2 четверть (7 ч) Дорогая моя столица.  Город, в котором я живу. 10 11 “Я и школа” 3ч. 12 13 14 “Я и культура” 3ч. 15 16 Новогодние зарисовки. Новогодний сувенир Ты и твои друзья.  По каким правилам мы живем.  Наша школа в будущем. 3 четверть (10 ч) Музыкальная азбука.   Люблю тебя, моя Россия. Моя семья – моя радость.  Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью.  17 “Я и семья”  3ч. 18 19 20 “Я и я”  2ч. 21 22 “Я и семья” 2ч. 23 Мы все такие разные. Быть человеком. Мой папа – мастер на все руки.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Мамины помощники. Ролевая игра. 24 “Я и планета” 2ч. 25 Животные из Красной книги.  26 Чем живет планета  Земля? КВН 4 четверть (8 ч) 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 34 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. Для чего я рожден?  Раз – словечко, два – словечко – будет песенка.  Кто хочет стать знатоком истории  Там, где погиб неизвестный солдат.  “Я и я” 2ч. 27 28 “Я и культура” 1ч. 29 “Я и мое Отечество”  2ч. 30 31 “Я и культура”  1ч. 32 “Я и школа”  2ч. 33 34 Мои любимые книги.  Десант чистоты и порядка Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Всего: Содержание программы четвёртого года обучения (всего 34 ч., 1 ч. ­ в неделю) «Я – гражданин России» Общий годовой план работы составляет ­34ч, из них: теоретических ­13, практических ­21. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.  Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Конкурсы на лучшее письмо.  “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.  День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.    Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.   “Я и культура” – формирование отношения к искусству. Знаменитые   писатели   и   поэты.   Сто   великих   женщин.   Образ   русской женщины.  О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.  Конкурс на лучший рецепт блинов.  “Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе.   Изучаем Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка.    Я   и   мой   класс.   Самое   сильное   звено.   Мой   лучший   школьный   друг.   Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады. “Я   и   мое   Отечество”–   формирование   гражданского   отношения   к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник– День Согласия и примирения. Права ребенка.   Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.   О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. Конкурсы   сочинений.   Мини   –   проекты,   презентации     и   размещение   в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. “Я   и   планета”   –  формирование   гражданского   отношения   к   планете Земля. В   ответе   за   тех,   кого   приучили.   Покормите   птиц   зимой.   Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.     Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.  Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете.  Я ­ житель планеты Земля. Берегите природу.  Изготовление   кормушек,   поделок   из   бросового   материала.   Конкурс экологических сказок, стихов. Тематическое планирование по курсу “Я – гражданин России”   № Кол­во  Теория Прак­  4 класс п/п Тема часов тика 1 четверть (9 ч) “Я и школа” 5ч. 1. Введение. « Школьный Устав». 2. 3. Зачем нужно учиться в школе. Я и мой класс. 4. Наши классные обязанности. 5. Мой лучший школьный друг.  “Я и я” 4ч. 6. Кто я? Какой я?  7. Мир моих интересов. 8. 9. Письмо самому себе. «Можно» и «нельзя» в жизни. 2 четверть (7 ч) Государственный праздник – День Согласия и  “Я и мое Отечество” 1ч. 10. примирения. “Я и семья” 4ч. 11. Я и моя семья. 12. Мои семейные обязанности.       13. 14. “Я и культура” 2ч. 15. 16. Как встречают Новый год в разных странах. Забота о родителях – дело совести каждого.  Наша домашняя коллекция. Знаменитые писатели и поэты. 3 четверть (10 ч) “Я и культура”  2ч. 17. Предметы быта в роли музыкальных  инструментов. 18. О красоте, моде и хорошем вкусе. “Я и мое Отечество”  4ч. 19. Символика  России. 20. Символы нашего края. 21. От вершины к корням. 22. Поговорим о толерантности. “Я и семья”  1ч. 23. Песни  бабушек. “Я и планета”  6 ч. 24. 25. Тропы природы. 26. Путешествие в страну Законию. Растения из Красной книги. 27. Права ребенка.  Книга Ю Яковлева  4 четверть (8 ч) 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1 ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1 ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 «Ваши права, дети». 28. Я ­ житель планеты Земля. 29. Берегите природу. “Я и мое Отечество”  2ч. 30. Есть такая профессия – Родину защищать. 31. Победа деда – моя победа “Я и планета”  2ч. 32. В ответе за тех, кого приучили. 33. Семь чудес света. 34. Волшебный мир руками детей.                                                                                       Всего 1 ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 34 1 1 1 1 1 1 21 1 13 Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия Методическое обеспечение программы: Место   проведения   занятий:   кабинет   соответствующий   всем   санитарным нормам и противопожарной безопасности. Однако возможны выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции и др. как во время занятий, так и в дополнительное время.  Для обеспечения образовательного процесса имеется Материально­техническое оснащение:  Мебель (стулья, столы, шкаф)  Компьютер  Звуковые колонки  Принтер  Мультимедийный экран  Проектор   Соответствующее программное обеспечение  Магнитофон  Комплект дисков CD­RW для записи презентаций  Цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат  Магнитная доска, мел, магниты для крепления бумаги  По 2 комплекта белой и цветной бумаги форматом А 4, ватман (6 листов)  2 набора цветных маркеров, простые карандаши (15 шт.)  Клей, ножницы (15 шт), двусторонний скотч, степплер Ресурсы:   Методическая литература по изучаемому вопросу,   Интернет – ресурсы,  Наглядные   пособия   (гербарии   растений,   коллекции   насекомых, тематические карточки, тематические плакаты)   Дополнительная литература для учителя и учащихся,   Справочники и определители,  Разработки  занятий, проектов, акций, конкурсов, массовых мероприятий и праздников,  Государственные символы Литература для учителя Основная 1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях  [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997. 2.   Антошин,   М.К.   Герб,   флаг,   гимн   России:   изучение   государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003. 3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004. 4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003. 5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru 6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. ­ М.: Новое педагогическое мышление, 1989. ­ 221с.  7.   Данилюк,   А.Я.   и   др.   Концепция   духовно   –   нравственного   развития   и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. ­№17. ­  9 ­ 13с. 8.  Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007 9.  Концепция  патриотического  воспитания  граждан РФ  [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. ­ №1. – 147с. 10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с. 11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  13.   Лизинский,   В.М.   Проект   программы   гражданского   и   патриотического воспитания   [Текст]   /   Научно   –   методический   журнал   зам.   директора   по воспитательной работе. ­ 2006. ­ №3. – 40с.  14.   Молодова,   Л.М.   Экологические   праздники   для   детей   [Текст]   /   сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.   О   воспитательном   компоненте   Федерального   государственного 15. образовательного   стандарта   второго   поколения  [Текст]   /   Воспитание школьников. 2009. ­ №8 – 10 ­16с. 16.   Павленко,   Г.В.   Ваши   любимые   песни   [Текст]   /   сост.   Г.В.Павленко.   – Смоленск: Русич, 1996.  17.   Перекатьева,   О.В.   Сценарии   школьных   праздников   [Текст]  О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001. /   сост. 18. Программа духовно­ нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48­49с. 19.   Савинов,   Е.С.   Примерная   основная   образовательная   программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с. 20.Черемисина,   В.Г.   Духовно­   нравственное   воспитание   детей   младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. ­ Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. ­ 14­ 36. Вспомогательная 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1­11 классы. – М.: ВАКО, 2006 2. 3. Аникеев А.С., Болотина Т.В., Пахомов В.П., Симоненко П.П., Суворова Н.Г., Элиасберг Н.И. О развитии гражданского образования в России. Концепция. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 7, 8 5.   Гамаль   Е.В.   Герб,   флаг   и   гимн   России:   методические   рекомендации   для учителей средних классов и специалистов по воспитательной работе в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 6.   Грехова   Л.И.   В   союзе   с   природой:   Эколого­природоведческие   игры   и развлечения   с   детьми:   Учебно­методическое   пособие.   –   М.   :   ЦГЛ,   Ставрополь: Сервисшкола, 2003 7.   Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» 8.   Журналы   «Начальная   школа»,   «Воспитание   школьников».   «Биология   в школе». 9. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. ­ №9. 10. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1­4 классы). – М.: ВАКО, 2008. 11. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской   Федерации.   Инструктивное   письмо   //   Преподавание   истории   и обществознания в школе, 2003, № 6 12.   Певцова   Е.А.   Формирование   правовой   активности   субъектов образовательного права (о новых подходах в правовом обучении) // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 8 13. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим   праздникам:   вечеров, литературно­музыкальных композиций, классных часов, военно­спортивных игр. – изд. 2­е, испр./ авт.­сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006   сценарии   торжественных   линеек, 14. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности,   социально­правовое   проектирование,   изучение   гуманитарного   права: методическое пособие/ сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006 15.   Следзевский   И.В.   Гражданско­патриотическое   воспитание   детей   и молодежи:   проблемы   и   стратегия   //   Преподавание   истории   и   обществознания   в школе, 2007, № 7 Акимушкин   И.   И.   В   мире   животных:   собаки,   кошки,   антилопы, обезьяны: рассказы о животных / И. И. Акимушкин. – М.: Стрекоза, 2008 Литература для учащихся 1. 2. Алексеев С. П. Исторические повести  / С. П. Алексеев; вступ. ст. И. Мотяшова, И. Нагаева; худож. А. Кузнецов. – М.: Дет. лит., 2007 Алексеев С. П. Рассказы из русской истории / С. П. Алексеев; худож. Алексеев С. П. Рассказы о полководцах  / С. П. Алексеев; худож. О. И. И. Пчелко. – М.: Дрофа­Плюс, 2007 Пархаев. – М.: Стрекоза, 2008 И. Халтурина. – М.: Дет. лит., 1970 3. 4. 5. 6. 7. 8. Арсеньев В. К. Встречи в тайге: рассказы / В. К. Арсеньев; сост., обраб. Бианки В. В. Всё о…; Лесная газета: повести и рассказы / В. В. Бианки; худож. А. Аземша. – М.: Астрель, 2008 Бианки В. В. Тайна ночного леса: рассказы / В. В. Бианки; худож. В. Стахеев, И. Стахеева. – М.: Стрекоза, 2007. – 95 с.: ил. – (Библиотека школьника). Бианки В. В. Чей нос лучше?: рассказы и  сказки / В. В. Бианки; худож. В. Бастрыкин; вступ. ст. С. Сивоконя. – М.: Дет. лит., 2002  9. Большая   книга   богатырей.   М.:   ОНИКС,   Центр   общечеловеческих ценностей,  10. Воскобойников   В.  М. Всё  будет  в  порядке  /   В.   М.   Воскобойников; худож. А. Вронская. – М.: О. Г. И., 2008 11. Воскобойников   В.   М.   Жизнь   замечательных   детей:   Кн.   1  /   В.   М. Воскобойников. – М.: Оникс, 2007 12. Воскобойников   В.   М.   Жизнь   замечательных   детей:  Кн.   2  /   В.   М. Воскобойников. – М.: Оникс, 2006.  13. Воскобойников   В.   М.   Жизнь   замечательных   детей:   Кн.   3  /   В.   М. Воскобойников. – М.: Оникс, 2008.  14. Гуленкова   М.   А.   Растения   в   городе:   учеб.пособие   для   школьников младших и средних классов / М. А. Гуленкова, М. Н. Сергеев. – М.: Эгмонт Россия, 2001 15. Даль В. И. Иллюстрированный словарь живого русского языка: в 2 т. / В. И. Даль; сост. В. Бересов, Н. Александрова; художоформл. Е. Поликашин. – СПб.: Нева; М.: ОЛМА­ПРЕСС, 2001. 16. Дмитриев   Ю.   Д.   Избранное:   сказки,   рассказы,   повести   /   Ю.   Д. Дмитриев; худож. В. Бастрыкин. – М.: АСТ: Астрель: Харвест, 2006. – (Всемирная детская библиотека). 17. Дмитриев   Ю.   Д.   О   природе   для   больших   и   маленьких  /   Ю.   Д. Дмитриев; худож. Г. Коптелова, Н. Кондаков; фото Б. Машкова. – М.: Педагогика, 1982 18. Дмитриев Ю. Д. Лесные загадки: рассказы: для младшего школьного возраста / Ю. Д. Дмитриев; худож. Е. Подколзин. – М.: Стрекоза, 2007.  19. Дмитриев   Ю.   Д.   Таинственный   ночной   гость:   рассказы   /   Ю.   Д. Дмитриев; рис. С. Куприянова. – М.: Малыш, 1982 20. Дуров В. Л. Мои звери  / В. Л. Дуров; худож. В. Черноглазов. – СПб.; М.: Нева: Олма­пресс, 2002 21. Житков   Б.   С.   Рассказы   о   животных  /   Б.С.   Житков;   худож.   А. Шахгелдян. – М.: Стрекоза, 2000 22. Житков Б. С. Избранное / Б. С. Житков. – М.: Монолит, 2003.  23. Зелёные страницы: хрестоматия по экологии для начальной школы / В. В. Бианки, К. Гарновский, А. Ливеровский, Н. Павлова, З. Пирогова, С. В. Сахарнов, Н. И. Сладков; сост. С. Сахарнов; худож. Т. Капустина. – СПб.: Детгиз, 2005 24. Ишимова   А.   О.   История   России   в   рассказах   для   детей  /   А.   О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2008 25. Козлова   Т.   А.   Растения   водоёма:   учеб.пособие   для   школьников младших и средних классов / Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов. – М.:  Эгмонт Россия, 2000 26. Колпакова   О.   Занимательная   география   для   малышей  Колпакова. – М.: Белый город, 2008 /   О. 27. Лаврова С. А. Занимательная ботаника для малышей / С. А. Лаврова. – М.: Белый город, 2008 28. Мережковский   Д.   С.   Утро   Петра   Великого:   рассказы   /   Д.   С. Мережковский; худож. М. Петрушева. – М.: Дет. лит., 1993 29. Митяев А. В. Книга будущих командиров / А. В. Митяев. – М.: Изд. дом Мещерякова, 2008 30. Охрана природы: (Факультатив.курс). Пособие для учащихся /А.В.  Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич, М.П. Соловьева; Под ред. К.В. Пашканга. ­  М.: Просвещение, 1983. 31. Плешаков А.А. От земли до неба.  Атлас­определитель по природоведению и экологии. М.: Просвещение, 2009 32. 33. Я познаю мир:Загадочныерастения:Дет.энцикл./Б.Н.Головкин. Русские богатыри. Былины, героические сказки. М.: Дет. Лит. 2005 ­М.:АСТ,2006. 34. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.­сост. А.Е.  Чижевский. ­ М.: ООО "Издательство АСТ", 1997. Электронные ресурсы 1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс]  http://www.mirknig.com/ 2. Большая детская энциклопедия (6­12 лет). [Электронный ресурс]  http://all­ebooks.com/2009/05/01/bolshaja­detskaja­jenciklopedija­6­12.html 3. «Большая перемена» Сайт для школьников и их родителей  www.newseducation.ru 4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?  [Электронный ресурс] http://www.fsu­expert.ru/node/2696 5. « Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.  Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 6. Всероссийский портал  общественно­активных школ http://www.cs­ network.ru/projects/ Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей 7. 8. http://www.volgasadik.ru/konspect/13­didigry.html http://ipk.edu.ru/old/educat/intel/metodika/pgs/06/06.htm 9. сайт   для   учителей   начальных   классов: Интересный   http://www.nachalka.com/ 10. Интернет­каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/ 11. Ликум А.­ Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс]  http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vse m._5_ 12. Планета школа ­ множество интересностей для учеников и  учителей:http://www.planetashkol.ru/ 13. Познавательный портал: http://clow.ru/ 14. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]  http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ 15. «Солнышко». SolNet.EE ­ ежедневный познавательно­ развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.http://www.solnet.ee/ 16. Союз охраны птиц России  http://drofa.info/poleznie­ssylki­seti­internet/13­ obrazovatelnye­resursy.html Веб­ссылка 1       Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  России 26 2    32 3       Бесплатная электронная биологическая библиотека    Образовательные ресурсы сети Интернет 17. Учитель и ученик. Информационно­методический сайт  http://www.debryansk.ru/~lpsch/ Календарно­тематическое планирование по курсу “Я – гражданин России” Сроки № п/п  “Я и школа”    1 класс Тема 1 четверть (9ч) Форма проведения  Кол ­во  часо в 1 2 3 4 5 Сентябрь  1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Октябрь 1 неделя “Я и семья”  6 2 неделя “Я и я”   7 8 3 неделя 4 неделя 9 5 неделя “Я и культура”   10 Ноябрь 3 неделя 4 неделя 11 “Я и семья”   12 5 неделя 13 Декабрь 1 неделя “Я и  Отечество”   14 2 неделя “Я и культура”   15 3 неделя История моего города. 16 4 неделя  Откуда пришли елочные игрушки.  “Я и семья”  17 Январь  3 неделя 3 четверть (9 ч) Слушаем сказки моей бабушки.    18 4 неделя Фотографии из семейного альбома.  “Я и  Отечество”  19 20 5 неделя Февраль 2 неделя С чего начинается Родина? Они защищают Родину.   Введение. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. Правила поведения в школе. Урок – игра Законы жизни в классе.  Школа вежливости. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Общ.мероприят ие. Экскурсия. Беседа. Урок – игра. Беседа. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? 1ч. Беседа.   Я, ты, мы. Игра. Кто что любит делать. Конкурс викторина.     Мой   сосед   по   парте.   Час   откровенного разговора.   2 четверть (7 ч) Мисс Осени. Дары природы. Конкурс поделок из  природного материала. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. Моя семья – моя радость.   Мои права и обязанности.  1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Игра. Конкурс  викторина.     Беседа. Творческая  работа. Конкурс  поделок. Конкурс  рисунков. Беседа. Беседа с  творческим  заданием.  Экскурсия в  музей. Беседа с  творческим  заданием. Беседа с  творческим  заданием. Презентация. КВН Конкурс  стихов. 21 3 неделя Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. 5 неделя 22 “Я и семья”   23 Март  2 неделя “Я и культура”   24 3 неделя “Я и я”   25 4 неделя “Я и планета”   26 Апрель  1 неделя Маленькие герои большой войны. 1ч. Беседа. Загляните в мамины глаза.      1ч. Праздник. Встречаем Масленицу. Антиреклама вредных привычек.  4 четверть (8  ч) Общ.мероприят ие. 1ч. Конкурс  рисунков.  Мягкие лапки, а в лапках царапки.  1ч. Викторина. 27 28 29 2 неделя Маленькая страна. 3 неделя В гости к зеленой аптеке.  4 неделя Планета просит помощи.  1ч. 1ч. 1ч. Конкурс  рисунков. Экскурсия в  природу. Конкурс  рисунков  посвященные  Дню Земли. Маленькие герои большой войны. Урок  Мужества.   1ч. Беседа. 1ч. 1ч. 1ч. Всего: 33 Конкурс песен. Акция. Акция. “Я и  Отечество”  30 Май  2 неделя 31 3 неделя “Я и школа”   4 неделя  32 Поклон тебе, солдат России.   Десант чистоты и порядка.  33 5 неделя  Самый красивый школьный двор.  Календарно­тематическое планирование по курсу “Я – гражданин России” 2 класс Сроки № п/п Тема Кол­во часов Форма проведения “Я и школа” 1 Сентябрь  1 неделя 2 неделя 2 3 3 неделя “Я и семья” 4 4 неделя 5 Октябрь 1 неделя “Я и планета” 6 2 неделя 3 неделя 7 “Я и Отечество” 8 4 неделя 9 5 неделя 10 Ноябрь 3 неделя 4 неделя 11 “Я и планета” 12 5 неделя 13 Декабрь 1 неделя 2 неделя 14 “Я и культура” 15 3 неделя 1 четверть (9ч) Введение.  «Урок Мира». Обязанности ученика в школе. По каким правилам мы живем в школе?  Я помощник в своей семье.  Пожилые люди – мудрые люди Уважения  достойны.. Осень в родном городе.  Знай и люби свой край. Знакомства с символами родного края (герб,  гимн, флаг). Мой любимый город.   Наш город. Конкурс визиток. 2 четверть (7 ч) О чем шепчут названия улиц родного села. Экология нашего города.  День добрых волшебников.  Развешивание кормушек. Родной край в древности.  16 4 неделя Поэты и писатели нашего города.  17 Январь  3 неделя “Я и семья” 18 4 неделя 3 четверть (10  ч) Что посеешь, то и пожнешь. Широкая  Масленица.         Здесь живет моя семья.  19 5 неделя Мама, папа, я дружная семья 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Беседа  Беседа. Урок­ игра  Беседа с  элементами игры Беседа о пожилых людях. Выставка  рисунков,  фотографий. Конкурс стихов Беседа.  Презентация Беседа с  творческим  заданием Творческая  работа. Заочное  путешествие Дискуссия  Практическая  работа экскурсия Заочная  экскурсия в  музей.   Выпуск буклетов Беседа с  элементами игры. Беседа с  презентацией. Конкурс –  соревнование. 20 Февраль 2 неделя “Я и я” 21 22 3 неделя 4 неделя “Я и школа” 23 5 неделя “Я и семья” 24 Март  2 неделя “Я и школа” 3 неделя 25 26 4 неделя “Я и я” 27 Апрель  1 неделя 28 2 неделя “Я и планета” 29 3 неделя Об отце говорю с уважением.  Я – ученик.  Подумай о других.   Школьная символика (гимн, герб, флаг) Моя любимая мамочка. Самый уютный класс.  Я люблю свою школу. 4 четверть (9  ч) Мой портфель.  Игры на развитие произвольных процессов. Уж тает снег, бегут ручьи.  30 4 неделя День птиц.  1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Конкурс  сочинений. Урок­игра. Беседа с  элементами игры. Беседа  Конкурс рисунков и сочинений. Трудовой десант Конкурс  сочинений Игра – экспромт Сбор игр. Заочное  путешествие. Выставка  рисунков Беседа Выставка книг. Акция. Беседа с  презентацией. Викторина.  “Я и мое Отечество” 31 Май  2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 32 33 34 След Великой Отечественной  войны в жизни  родного края.  Открытка ветерану.  Герои Советского союза – наши земляки. Урок  Мужества.  Знай и люби свой край.  1ч. Всего 34 Календарно­тематическое планирование по курсу “Я – гражданин России” Сроки № п/п 3 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Форма проведения  “Я и школа” 1 Сентябрь  1 неделя 2 неделя 3 неделя 2 3 Введение. «Россия – Родина моя» Мой класс – моя семья.  Мои права и обязанности. Беседа о школьном  Уставе 1ч. 1ч. 1ч. Беседа  Беседа. Беседа. “Я и семья” 4 4 неделя Доброта в стихах и сказках. 5 Октябрь 1 неделя “Я и планета” 6 2 неделя 3 неделя 7 “Я и Отечество” 8 4 неделя 9 5 неделя 10 Ноябрь 3 неделя 11 4 неделя “Я и школа” 12 5 неделя 13 Декабрь 1 неделя 2 неделя 14 “Я и культура” 15 16 3 неделя 4 неделя 17 Январь  3 неделя “Я и семья” 4 неделя 18 19 5 неделя 20 Февраль 2 неделя “Я и я” 3 неделя 21 22 4 неделя “Я и семья” 23 5 неделя 24 Март  2 неделя Пожилые люди – мудрые люди Уважения  достойны.  Осень в родном городе Судьба Земли – наша судьба.    Наша страна – Россия. Знакомства с символами  Российского государства Конституция – основной закон жизни страны.  2 четверть (7 ч) Дорогая моя столица.  Город, в котором я живу. Ты и твои друзья.  По каким правилам мы живем.  Наша школа в будущем. Новогодние зарисовки. Новогодний сувенир  3 четверть (10  ч) Музыкальная азбука.    Люблю тебя, моя Россия. Моя семья – моя радость.  Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью.  Мы все такие разные. Быть человеком. Мой папа – мастер на все руки.  Мамины помощники.  1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Инсценировка  отрывков из  стихотворений и  сказок Беседа о пожилых людях. Выставка  рисунков  Конкурс стихов Беседа.Презентац ия Беседа с  творческим  заданием Заочное  путешествие Экскурсия  Игра. Дискуссия  Проектная работа Конкурс рисунков Мастерская по  изготовлению  сувениров Разучивание и  слушание песен Беседа с  творческим  заданием Презентация  Беседа Урок­игра. Беседа Презентация. Ролевая игра. “Я и планета” 25 3 неделя Животные из Красной книги.  26 4 неделя Чем живет планета  Земля?  “Я и я” 27 Апрель  1 неделя 2 неделя 28 “Я и культура” 29 3 неделя 4 четверть (9  ч) Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. Для чего я рожден?  Раз – словечко, два – словечко – будет песенка.  “Я и мое Отечество” 30 31 Май  4 неделя 2 неделя Кто хочет стать знатоком истории  Там, где погиб неизвестный солдат.  “Я и культура” 32 3 неделя “Я и школа” 4 неделя 33 34 5 неделя Мои любимые книги.  Десант чистоты и порядка Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты  живешь. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Просмотр  видеофильма. КВН Акция Беседа Конкурс песен  под караоке Викторина  Выставка  рисунков. Беседа Выставка книг. Акция  Творческая работа. Всего 34 Календарно­тематическое планирование по курсу “Я – гражданин России” 4класс Сроки № п/п “Я и школа” 1 Сентябрь  1 неделя 2 неделя 3 неделя Тема 1 четверть (9ч) Введение « Школьный Устав». Зачем нужно учиться в школе. Я и мой класс. 2 3 4 5. 4 неделя Наши классные обязанности. Октябрь 1 неделя Мой лучший школьный друг. Кол­во часов Форма проведения  1ч. 1ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. Беседа.  Беседа. Конкурс рисунков. Творческое задание. Игра. “Я и я” 6 7 2 неделя 3 неделя Кто я? Какой я? Мир моих интересов. 8 9. 4 неделя 5 неделя «Можно» и «нельзя» в жизни. Письмо самому себе. 2 четверть (7 ч) “Я и мое Отечество” 10 Ноябрь 3 неделя “Я и семья” 11 4 неделя 5 неделя 12 Государственный праздник – День Согласия и  примирения. Я и моя семья. Мои семейные обязанности.       13 Декабрь 1 неделя 2 неделя 14 “Я и культура” 15 16 3 неделя 4 неделя Забота о родителях – дело совести каждого. Наша домашняя коллекция. Знаменитые писатели и поэты. Как встречают Новый год в разных странах. 3 четверть (10 ч) 17 Январь  3 неделя 4 неделя 18 “Я и мое Отечество” 19 5 неделя Предметы быта в роли музыкальных  инструментов. О красоте, моде и хорошем вкусе. Символика  России 20 Февраль 2 неделя 3 неделя 21 22 4 неделя “Я и семья” 23 5 неделя “Я и планета” 24 Март  2 неделя 3 неделя 25 Символы нашего края. От вершины к корням. Поговорим о толерантности. Песни  бабушек. Растения из Красной книги. Тропы природы. 26 4 неделя Путешествие в страну Законию. 1ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. Дискуссия. Выставка рисунков. Круглый стол. Творческое задание. 1ч. Беседа. 1 ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1 ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1 ч. 1ч. Конкурс стихов. Выставка рисунков. Беседа. Проектная работа. Презентация. Беседа с  творческим  заданием. Заочное  путешествие.  Беседа. Беседа с  элементами игры Презентация. Игра. Беседа. Викторина. Конкурс  рисунков. Мастерская по  изготовлению  Сувениров. Беседа. Беседа. 4 четверть (8  ч) Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева  «Ваши права, дети». 27 Апрель  1 неделя “Я и планета” 28 2 неделя Я ­ житель планеты Земля. 1ч. Творческое Берегите природу. 3 неделя 29 “Я и мое Отечество” 30 31 Май  2 неделя “Я и планета” 32 3 неделя 4 неделя Есть такая профессия – Родину защищать. Победа деда – моя победа. В ответе за тех, кого приучили. 33 34 4 неделя Семь чудес света. 5 неделя Волшебный мир руками детей. задание. Акция.  Выставка книг. Выставка  рисунков. Игра. Заочное  путешествие. Творческое задание. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 34 Всего

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я - гражданин России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018