ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Оценка 4.7

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
администрации
1 кл—4 кл
20.02.2018
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» направление: социально значимая деятельность, рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 6-10 лет
пояснитель.проектная.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» направление:  социально значимая  деятельность, рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 6­10 лет Пояснительная записка                                            «К школьнику относиться нужно не как к сосуду,                                          который предстоит наполнить информацией,                                         а как к факелу, который необходимо зажечь». В.А.Сухомлинский В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди   адаптированные,   творческие,   активные,   мобильные   и   инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет   определить   перспективу,   наметить   план   действий   и   осуществить   его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления.   Введение   проектной   деятельности   в   начальной   школе   очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит  метод   учебного   проекта  ­   это   одна   из   личностно   ориентированных технологий,   способ   организации   самостоятельной   деятельности   школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.  Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   деятельности,   в будущем   станут   основой   для   организации   научно­исследовательской деятельности.  ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий   деятельностного   типа,   методы   проектно­исследовательской деятельности   определены   как   одно   из   условий   реализации   основной образовательной   программы   начального   общего   образования.   Современные развивающие   программы   начального   образования   включают   проектную деятельность в содержание различных курсов   и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается   оценивание   сформированности   у   школьников   универсальных учебных действий. Работа над проектами ­ это способ формирования общих УУД:   организационных (регулятивных),   интеллектуальных (познавательных),   оценочных (личностных),   коммуникативных. Организация   массовой   работы   школьников   над   проектами   позволит существенно   дополнить   усилия   учителей   по   формированию   универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:   обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,  научиться применять полученные знания,   организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. Проектная   деятельность   ребенка   интенсивно   может   развиваться   в   сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.       Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса   (учащихся,   родителей,   учителей),   создает   условия   для   работы   с семьей,   общения   детей   и   взрослых,   их   самовыражения   и   самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.  Программа “Я ­ исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является   продолжением   урочной   деятельности,  опирается   на  методику организации   проектной   деятельности   младших   школьников,   методику организации   проектной   деятельности   А.В.   Горячева,   методику   и   программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Новизна программы Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе,  интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на  формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее  достижение, а также креативных качеств ­ гибкости ума, терпимости к  противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных  качеств Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно –  нравственного воспитания и  что знания и умения, необходимые для  организации учебно­исследовательской деятельности, в будущем станут  основой для реализации учебно­исследовательских проектов в среднем и  старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в  настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,  деятельностный подходы. Цель и задачи курса «Я – исследователь»   Цель программы:  создание условий для успешной реализациидетьми своих способностей и потенциала личности.         Задачи программы:  формирование   представление   об   проектном   обучении   как   ведущем  способе учебной деятельности;   обучение   специальным   знаниям,   необходимым   для   проведения самостоятельных исследований;  формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);  формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,            хранение, использование);  формирование   умения   оценивать   свои   возможности,   осознавать   свои интересы и делать осознанный выбор;  развитие познавательные потребности и способности, креативность. Программа  «Я­исследователь»  разработана для внеурочной деятельности учащихся начальной школы, реализуется в течение четырех лет и рассчитана на 135 часоваудиторных и внеаудиторных занятий. Основное направление: общеинтеллектуальное. Сроки реализации образовательной программы и режим занятий: 1­й годобучен и я   ­ отводится 33 часа в год: теоретических ­12, практических ­21(одно  занятие в неделю по 35 минут). 2­й годобучения   ­отводится 34 часа в год: теоретических ­13, практических ­21(одно  занятие в неделю по 45 минут). 3­й годобучени я   ­ отводится 34 часа в год: теоретических ­13, практических ­21(одно  занятие в неделю по 45 минут). 4­й годобучени я   ­  отводится 34 часа в год:теоретических ­13, практических ­21(одно  занятие в неделю по 45 минут). Программа строится на следующих  принципах: 1. Принцип   системности.  Реализация     задач   через   связь   внеурочной деятельности с учебным процессом. 2. Принцип   гуманизации.  Уважение   к   личности   ребёнка.   Создание благоприятных условий для развития способностей детей. 3. Принцип опоры.  Учёт   интересов   и  потребностей  учащихся;  опора   на них. 4. Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение   родителей   и   детей   на   всех   этапах   исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. 5. Принцип   обратной   связи.  Каждое   занятие   должно   заканчиваться рефлексией.   Совместно   с   учащимися   необходимо   обсудить,   что получилось   и   что   не   получилось,   изучить   их   мнение,   определить   их настроение и перспективу.  6. Принцип   успешности.  И   взрослому,   и   ребенку   необходимо   быть значимым   и   успешным.   Степень   успешности   определяет   самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если   ученик   будет   видеть,   что   его   вклад   в   общее   дело   оценен,   то   в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. 7. Принцип   стимулирования.  Включает   в   себя   приёмы   поощрения   и вознаграждения. Особенности реализации программы. Специфической   особенностью   занятий   проектной   деятельностью является   их   направленность   на   обучение   детей   элементарным   приёмам совместной   деятельности   в   ходе   разработки   проектов.   Следует   учитывать отсутствие   у   первоклассников   навыков   совместной   деятельности,   а   также возрастные   особенности   детей   данной   группы.   В   связи   с   этим   занятия составлены   с   учётом   постепенного   возрастания   степени   самостоятельности детей,   повышения   их   творческой   активности.   Большинство   видов   работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже   знакомых   детям   заданий.   В   дальнейшем   они   всё   больше   приобретают специфические   черты   собственно   проектной   деятельности.   Несложность проектов   обеспечивает   успех   их   выполнения   и   является   стимулом, вдохновляющим   ученика   на   выполнение   других,   более   сложных   и самостоятельных проектов. Формы занятий: Форма организации работы по программе в основном ­ коллективная, а  также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные): • беседы; • предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир. музыка, ИЗО); • классный час; • встречи с интересными людьми; • литературно­музыкальные композиции; •  просмотр и обсуждение видеоматериала; •  экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная); Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): •  творческие конкурсы; •  выставки декоративно­прикладного искусства; • коллективные творческие дела; • соревнования; • показательные выступления; •  заочные путешествия;  •  творческие проекты, презентации; •  проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных  вечеров; •  сюжетно­ролевые игры гражданского и историко­патриотического содер­ жания (урочная, внеурочная, внешкольная). Занятия   проводятся   1   раз   в   неделю     в   учебном   кабинете,   в   музеях различного   типа,   библиотеках,школьном   участке.   Проектная   деятельность предусматривает   поиск   необходимой   недостающей   информации   в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ   и   т.д.   Источником   нужной   информации   могут   быть   взрослые: представители   различных   профессий,   родители,   увлеченные   люди,   а   также другие дети. Формы контроля: Подведение   итогов   по   результатам   освоения   материала   программы   курса может быть проведено в форме консультации, доклада, защита исследовательских работ,   научно­ исследовательской конференции, участие в конкурсах исследовательских работ.   мини­конференции,   выступления,   выставки,   презентации, Технологии, методики:  уровневая дифференциация;  проблемное обучение;  моделирующая деятельность;  поисковая деятельность;  информационно­коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; •    •    •    •    •    •    Планируемые результаты освоения программы: В результате изучения курса «Я – исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:  получат   возможность   расширить,   систематизировать   и   углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как   компонентах   единого   мира,   овладеют   основами   практико­ ориентированных   знаний  о  природе, человеке   и обществе,  приобретут целостный взгляд на мир;   обретут   чувство   гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   его историю;  приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;  получат возможность осознать своё место в мире;    познакомятся  с  некоторыми   способами  изучения  природы  и  общества, начнут   осваивать   умения   проводить   наблюдения   в   природе,   ставить опыты, научатся  видеть  и  понимать  некоторые  причинно­следственные связи в окружающем мире;   получат   возможность   приобрести   базовые   умения   работы   с   ИКТ средствами,   поиска   информации   в   электронных   источниках   и контролируемом   Интернете,  научатся   создавать  сообщения   и  проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Выпускник получит возможность научиться:  узнавать   государственную   символику   Российской   Федерации   и   своего региона;   описывать   достопримечательности   столицы   и   родного   края; находить   на   карте   мира   Российскую   Федерацию,   на   карте   России   — Москву, свой регион и его главный город;  различать   прошлое,   настоящее,   будущее;   соотносить   изученные исторические   события   с   датами,   конкретную   дату   с   веком;   находить место изученных событий на «ленте времени»;  оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);   использовать   различные   справочные   издания   (словари,   энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью   поиска   познавательной   информации,   ответов   на   вопросы, объяснений,   для   создания   собственных   устных   или   письменных высказываний. Личностные  Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к   школе,   понимания   необходимости   учения,   выраженного   в   преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; устойчивого   учебно­познавательного   интереса   к   новым   общим способам решения задач; деятельности;       адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств   других   людей   и сопереживания   им,   выражающихся   в   поступках,   направленных   на   помощь   и обеспечение благополучия. Регулятивные  Выпускник получит возможность научиться:    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия. Познавательные  Выпускник получит возможность научиться: осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием  ресурсов библиотек и сети Интернет;  записывать,   фиксировать   информацию   об   окружающем   мире   с помощью инструментов ИКТ; форме;   осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление причинно­следственных связей; Коммуникативные  Выпускник получит возможность научиться:  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;  учитывать   разные   мнения   и   интересы   и   обосновывать   собственную       позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позициями партнеров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в   совместной деятельности; задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности;  адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения разнообразных коммуникативных задач. Программа предусматривает достижение трех    уровней    результатов Первый уровень результатов (1 класс)     предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Второй уровень результатов (2­3 класс)    Третий уровень результатов (4 класс) предполагает предполагает получение позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в самообразованию. реализации социальных Результат выражается в понимании детьми сути проектной Результат проявляется в активном использовании деятельности, умении школьниками метода проектов по самостоятельно выбранному направлению. поэтапно решать проектные задачи проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. Содержание программы Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.   Логика построения   программы   обусловлена   системой   последовательной   работы   по овладению   учащимися   основами   исследовательской   деятельности:   от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории,   от   творческой   и   уникальной   деятельности   выдающихся   ученых   –   к изучению   составных   частей   исследовательской   деятельности.   Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать   понимать,   осмысливать   причинно­следственные   связи   между деятельностью   человека   и   наукой,   тем   самым   вырабатывать   собственное отношение к окружающему миру. Теоретические   и   практические   занятия   способствуют   развитию   устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: •    вести устный диалог на заданную тему; •    участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; •    участвовать в работе конференций, чтений. •    участвовать в работе конференций, чтений. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой,   в   процессе   которой   детям   предлагается   собирать   самую   разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они   хотели   бы   узнать   в   рамках   данной   темы.   При   дальнейшей   работе   над проектами  составленная  общая  энциклопедия   или  картотека   может  служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель   выбирает   общую   тему   или   организует   ее   выбор   учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой­либо проект, связанный по сюжету с какой­либо темой. При   выборе   подтемы   учитель   не   только   предлагает   большое   число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том   числе   из   школьной   библиотеки.   Кроме   того,   это   видеокассеты, энциклопедии   и   другие   материалы   на   компакт­дисках,   рассказы   взрослых, экскурсии. Под   рассказами   взрослых   понимаются   не   только   рассказы   родителей своим   детям,   но   и   беседы,   интервью   со   специалистами   в   какой­то   сфере деятельности,   в   том   числе   и   во   время   специально   организованных   в   школе встреч специалистов с детьми. Возможные   экскурсии   —   это   экскурсии   либо   в   музеи,   либо   на действующие предприятия. Кроме   того,   взрослые   могут   помочь   детям   получить   информацию   из Интернета. После   того   как   собраны   сведения   по   большей   части   подтем,   учитель констатирует   этот   факт,   напоминает   запоздавшим   о   необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими   работами   могут   быть,   например:   рисунок,   открытка, поделка,   скульптура,   игрушка,   макет,   рассказ,   считалка,   загадка,   концерт, спектакль,   викторина,   КВНы,   газета,   книга,   модель,   костюм,   фотоальбом, оформление   стендов,   электронная презентация, праздник и т.д.   конференция,   выставок,   доклад, Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.   Напоминаем,   что   эта   работа   выполняется   добровольно.   Учитель   не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При   выполнении   проекта   используется   рабочая   тетрадь,   в   которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные   находки   во   время   работы   над   проектом   желательно   сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у   ребенка   ощущение   гордости   за   полученный   результат.   После   завершения работы   над   проектом   детям   нужно   предоставить   возможность   рассказать   о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.   Хорошо,   если   на   представлении   результатов   проекта   будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия   проводятся   в   виде   игр,   практических   упражнений.   При прохождении тем важным является целостность, открытость  и адаптивность материала.   В   процессе   прохождения   курса   формируются   умения   и   навыки самостоятельной   исследовательской   деятельности;   умения   формулировать проблему   исследования,   выдвигать   гипотезу;   навыки   овладения   методикой сбора   и   оформления   найденного   материала;   навыки   овладения   научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения   теоретическими   знаниями   по   теме   своей   работы   и   шире;   умения оформлять доклад,  исследовательскую работу. По   окончании   курса   проводится   публичная   защита   проекта исследовательской   работы   –   опыт   научного   учебного   исследования   по предметной   тематике,   выступление,   демонстрация   уровня   психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. 1 класс (33 часа). Самостоятельная   исследовательская   практика   в   первом   классе   не предусмотрена   (это   возможно   только   для   одарённых   детей).   Правда программой   предусматриваются   часы   на   индивидуальную   учебно­ исследовательскую   работу.   Она   выполняется   ребёнком   с   высокой   долей самостоятельности, но при участии педагога. Результаты   собственной   исследовательской   работы   первоклассник представляет только на мини­конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс­исследований.  2 класс(34 часа) Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть включены в   самостоятельную   исследовательскую   практику.   Каждый   ребёнок   получает тетрадь   «Я   ­   исследователь»,   где     подробно   описан   каждый   шаг   пути проведения собственного исследования, и начинает работу. Результаты   собственной   исследовательской   работы   второклассники впервые   будут   представлять   на   специально   организованных   «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов. Очень   важно   учесть,   что   дети   в   силу   разности   темпераментов   и характеров,   особенностей   когнитивного   развития   и   специфики   темы   будут работать с разной скоростью. Кто­то уже через неделю заявит, что он готов доложить   результаты   своих   изысканий,   а   кто­то   «созреет»   лишь   к   концу учебного   года.  Этого   не   следует   бояться,  надо   позволить   каждому   ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания( что встречается крайне редко). 3 класс (34 часа). В   третьем   классе   программа   тренинговых   занятий   ограничивается обязательными   занятиями   в   третьей   четверти.   Вопросы   выбора   темы, организации   и   проведения   собственных   исследований,   подготовки     работ   к защите   дети   решают   легче.   Существенно   упростит   решение   этих   задач применение рабочей тетради «Я – исследователь». Коллективную   и   индивидуальную   учебно­исследовательскую   работу   чтобы   каждый   ребёнок   приобрёл детей   продолжаем   чередовать, разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками. Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.  4 класс. (34ч) В   четвёртом     классе   программа   тренинговых   занятий   ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Детьми накоплен опыт учебно­исследовательской деятельности, поэтому применение   рабочей   тетради   «Я   –   исследователь»   желательно,   но   уже   не обязательно. Итоги   собственной   исследовательской   работы   учащиеся   проводят   на «защитах по номинациям». Учебно­тематический план   N п\п Содержание программы 1. Подпрограмма «Тренинг». 2. Подпрограмма «Исследовательская практика» 3. Подпрограмма «Мониторинг» Итого: 1 13 14 6 33 2 17 11 6 34 3 12 16 6 34 4 11 17 6 34 Содержание программы первого года обучения (всего 33 ч., 1 ч. ­ в неделю) Общий годовой план работы составляет ­33ч, из них: теоретических ­12, практических ­21 Подпрограмма  «Тренинг» Тема «Что такое исследование» Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов   о   том,   где   использует   человек  свою   способность   исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод   исследования   как   путь   решения   задач   исследователя.   Знакомство   с основными  доступными нам методами  исследования (подумать  самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.). Тема «Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков   (показать   наиболее   распространенные  зрительные   иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Тема «Что такое эксперимент» Самый   главный   способ   получения   научной   информации.   Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). Тема «Учимся вырабатывать гипотезы» Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем   она   отличается   от   гипотезы.   Практические   задания   на   продуцирование гипотез. Тема «Знакомство с логикой» Что   такое   суждение.   Как   высказывать   суждения.   Правильные   и  ошибочные суждения   ­   практическая   работа.   Что   такое   классификация   и   что   значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации ­ поиск ошибок. Знакомство с понятиями   и   особенностями   их   формулирования.   Загадки   как   определения понятий.   Практические   задания   с   использованием   приемов,   сходных   с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения ­ практические задания. Тема «Как задавать вопросы» Какими   бывают   вопросы.   Какие   слова   используются   при   формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тема «Учимся выделять главное и второстепенное» Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа ­  выявление логической  структуры текста. Практические задания  типа ­  «что   сначала,   что потом». Тема «Как делать схемы» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические   задания   по   созданию   схем   объектов.   Практическое   задание   — пиктограммы. Тема «Как работать с книгой» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. Тема «Что такое парадоксы» Что   такое  парадокс.   Какие   парадоксы   нам   известны.  Знакомство  с  самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа ­ эксперименты по изучению парадоксальных явлений. Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что   такое   мысленный   эксперимент.   Практические   задания   по  проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных   экспериментах   на   моделях.   Практическое   задание   по экспериментированию с моделями (игрушки ­ как модели людей, техники и др.). Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования» Чем   исследование   отличается   от   проекта.   Практическое   задание  по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. Подпрограмма  «Исследовательская  практика» Тема   «Тренировочное   занятие   по   методике   проведения   самостоятельных исследований» Методика   проведения   тренировочных   занятий   подробно   представлена   в методических рекомендациях к программе. Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» Методика   проведения   самостоятельных   исследований   для   первоклассников подробно   описана   в   методических   рекомендациях.   Каждый   ребенок,   получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. Тема «Экспресс­исследование» Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два­три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини­исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини­конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие. Тема «Семинар по итогам экскурсии» Мини­семинар   по   итогам   исследования,  выполненного  на   экскурсии,  можно провести   на   следующем   после   экскурсии   занятии,   через  неделю.   Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время  на сообщение и ответы на вопросы. Тема «Коллективная игра­исследование» Методика   проведения   коллективных   игр­исследований   описана   в   тексте методических   рекомендаций.   Предлагается   выбрать   любую   из  описанных   или разработать собственную. Тема  «Коллекционирование» Каждый   ребенок   выбирает   тему   для   своей   коллекции   и   начинает  сбор материала. Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди» Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини­семинара,   где   у   каждого   будет   возможность   сообщить   о   своих результатах. Тема «Сообщения о своих коллекциях» Семинар,   на   котором   дети   смогут   сообщить   о   том,   какие   коллекции   ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. Подпрограмма  «Мониторинг» Тема «Мини­конференция по итогам экспресс ­ исследований» Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных   в   результате   экспресс   ­   исследований.  Присутствующие   задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Тема «Мини­конференция по итогам собственных исследований» Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и  «продолжи исследование». Присутствующие   задают   вопросы   и   высказывают   собственные   мнения   об услышанном. Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых­четвертых классов» Участие   предполагает   заслушивание   всех   докладов   об   итогах   проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. На   процедуру   защиты   исследовательских   работ   и   творческих  проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные. Тематическое планирование по курсу “Я – исследователь”  1 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Тео рия Прак­ тика № п/п Тренинг13ч. 1 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Введение. Что такое исследование? Наблюдение и наблюдательность. Чтотакоеэксперимент.  Учимся вырабатывать гипотезы. Знакомство с  логикой. Как задавать вопросы. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы. Как работать с книгой. 2 четверть (7 ч) Что такое парадоксы. 10. 11. Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях. 12. 13. Как сделать сообщение о результатах исследования. Тренировочное занятие по методике проведения  самостоятельных исследований.   Исследовательская работа. 14ч 14. 15. 16 17 18­ 20 21­ 22 23­ 24 25 Индивидуальные занятия по методике проведения  самостоятельных исследований.   Экспресс­исследование.  Семинар по итогам экскурсии. Коллективная игра – исследование. Коллекционирование. 3 четверть (9  ч) Экспресс  ­ исследование «Какие коллекции собирают  люди». Мини­семинар  «Какие коллекции собирают люди». Сообщения о своих коллекциях. 4 четверть (8  ч) Сообщения о своих коллекциях. 26­ 27 Мониторинг. 6ч 28­ 29 30­ 31 32­ 33 Мини  конференция по итогам экспресс – исследований. Мини  конференция по итогам собственных исследований. Участие в защитах исследовательских работ и творческих  проектов учащихся вторых – четвертых классов. Всего: 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 3ч. 2ч. 2ч 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 33 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 2 2 12 21 Содержание программы второго года обучения (всего 34 ч., 1 ч. ­ в неделю) Общий годовой план работы составляет ­34ч, из них: теоретических ­13, практических ­21 Тренинг исследовательских способностей «Научные исследования и наша жизнь» Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области   исследований   им   известны.   Коллективное   обсуждение   вопросов   о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.  «Методы исследования» Совершенствование   владения   основными   доступными   нам   методами исследования   (подумать   самостоятельно,   спросить   у   другого   человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания ­ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.). «Наблюдение и наблюдательность» Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с   приборами,   созданными   для   наблюдения   (телескопы,   микроскопы   и   др.). Практические задания на развитие наблюдательности.  «Эксперимент ­ познание в действии» Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов.   Планирование   и   проведение   экспериментов   с   доступными объектами (вода, бумага и др.). «Гипотезы и провокационные идеи» Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются.   Практические   задания   на   продуцирование   гипотез   и провокационных идей.  «Анализ и синтез» Что   значит   проанализировать   объект   или   явление.   Что   такое   синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». «Как давать определения понятиям» Практическое   использование   приемов,   сходных   с   определением   понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа   «Планируем   и   проводим   собственные   наблюдения».   Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». «Наблюдение и экспериментирование» Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.  «Основные логические операции» Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.  «Гипотезы и способы их конструирования» Беседа   на   тему   «Как   рождаются   гипотезы».   Какими   бывают   гипотезы.   Как подтвердить   или   опровергнуть   гипотезу.   Практические   задания   по   теме «Конструирование гипотез». «Искусство задавать вопросы» Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы.   Как   узнавать   новое   с   помощью   вопросов.   Бывают   ли   вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей   по   оценке   идей».   Практическая   работа   «Выявление   логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».  «Ассоциации и аналогии» Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические   задания   на   выявление   уровня   сформированности   и   развитие ассоциативного   мышления.  Коллективная   беседа   «Использование   аналогий   в науке»   (бионика,   биоархитектура   и   др.).   Практическое   задание   на   создание аналогий.  «Суждения, умозаключения, выводы» Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические   задания   по   развитию   умений   высказывать   суждения   и   делать умозаключения. «Искусство делать сообщения» Как   правильно   спланировать   сообщение   о   своем   исследовании.   Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п. «Как   подготовиться   к   защите   собственной   исследовательской работы» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать   доклад»,   «Как   отвечать   на   вопросы»   и   т.п.   Практические   задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. Самостоятельная исследовательская практика «Как выбрать тему собственного исследования» Коллективное   обсуждение   задачи   выбора   темы   собственного исследования.   Индивидуальная   работа   с   учащимися   (методика   и   правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). «Индивидуальная   работа   по   планированию   и   проведению самостоятельных исследований» Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.  «Коллективная игра­исследование» Методика   проведения   игр­исследований   описана   в   методических рекомендациях.  Предлагается   выбрать   любой   из   описанных   или   разработать собственный сценарий.   «Индивидуальная   консультационная   работа   по   проведению самостоятельных исследований» Подготовка   детских   работ   к   публичной   защите.   Педагог   проводит индивидуальную   работу   с   учащимися,   работающими   в   микрогруппах   или индивидуально.   Индивидуальное   консультирование   необходимо   потому,   что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. «Семинар» Занятие,   на   котором   желающие   могут   представить   результаты собственных   изысканий   и   провести   предварительную   защиту   собственных работ. Мониторинг исследовательской деятельности «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» Участие   предполагает   заслушивание   всех   докладов   об   итогах проведенных   исследований   и   выполненных   проектах,   вопросы   авторам, высказывание собственных суждений. «Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. «Собственная   защита   исследовательских   работи   творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на   вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований. Тематическое планирование по курсу “Я – исследователь”  2 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Тео рия Прак­ тика № п/п Тренинг 17ч. 1 2 3. 4. 5. 6. 7 8­9 Введение. Научные исследования и наша жизнь Что можно исследовать? Формулирование темы.  Методы исследования Наблюдение и наблюдательность Гипотезы и провокационные идеи Анализ и синтез  Как давать определения понятиям Планирование и проведение наблюдений и экспериментов 2 четверть (7 ч) 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16 Наблюдение и экспериментирование  Основные логические операции  Гипотезы и способы их конструирования Искусство задавать вопросы   Учимся   оценивать   идеи, второстепенное  Ассоциации и аналогии  Суждения, умозаключения, выводы   выделять   главное   и 3 четверть (10 ч) Как   подготовиться   к   защите   собственной 17   исследовательской работы. Исследовательская работа. 11ч. 18 19­ 20 21­ 22 23  Как выбрать тему собственного исследования Индивидуальная работа по проведению самостоятельных  исследований. Коллективная игра­исследование Индивидуальная консультационная работа по проведению  самостоятельных исследований. Экспресс­исследование «Какие коллекции собирают  люди». Сообщение о своих коллекциях. 4 четверть (8  ч) Семинар. 27­ 28 Мониторинг. 6ч. 29 24­ 25 26 30 31­ 32 33 Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей. Как подготовить сообщение. Индивидуальная работа (подготовка к защите) . Защита собственных исследований 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 34 Подведение итогов.  Всего: 1ч. 34 1 13 21 Содержание программы третьего года обучения (всего 34 ч., 1 ч. ­ в неделю) Общий годовой план работы составляет ­34ч, из них: теоретических ­13, практических ­21 Тренинг исследовательских способностей «Наблюдение и экспериментирование» Беседа   о   том,  что   такое   наблюдение   и   экспериментирование.   Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. «Методы исследования» Совершенствование   владения   основными   методами   исследования   (подумать самостоятельно,   спросить   у   другого   человека,   понаблюдать,   провести эксперимент   и   др.).   Практические   задания   _   использование   методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. «Наблюдение и наблюдательность» Коллективная   беседа   «Наиболее   интересные   научные   открытия,   сделанные методом   наблюдения».   Работа   с   приборами,   созданными   для   наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. «Совершенствование техники экспериментирования» Коллективная   беседа   «Как   спланировать   эксперимент».   Анализ   самых интересных   экспериментов,   выполненных   в   нашей   группе   (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов». «Интуиция и создание гипотез» Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. «Правильное мышление и логика» Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий. «Искусство делать сообщения». Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов. «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»  Коллективная  беседа «Умные и  глупые  вопросы». Практические  занятия по тренировке   умений   задавать   вопросы.   Практические   задания   по   развитию умений слушать вопроси отвечать на него. «Семинар «Как подготовиться к защите» Занятие,   на   котором   желающие   могут   представить   результаты   собственных изысканий   и   провести   предварительную   защиту   собственных   работ.   Анализ полученных   материалов.   Определение   основных   понятий.   Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы.   Разработка   и   выполнение   рисунков,   чертежей,   схем,   графиков, макетов, моделей и т.п. Самостоятельная исследовательская практика «Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь» Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». «Как   выбрать   тему   проекта?   Обсуждение   и   выбор   тем исследования» Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». «Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам).» Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. «Какими могут быть  проекты?» Знакомство с видами проектов. Работа в группах. «Формулирование цели, задач исследования, гипотез» Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для  достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. «Планирование работы» Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». анкетированию,   социальному   опросу, «Обучение интервьюированию»   Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. «Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования» Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. «Анализ прочитанной литературы» Чтение   и   выбор   необходимых   частей   текста   для   проекта.   Учить   правильно записывать литературу, используемую в проекте. «Коллективная игра­исследование» Методика   проведения   коллективных   игр­исследований   описана   в   тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. «Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. «Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы» Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на  развитие анализировать свои действия и делать выводы. «Как сделать сообщение о результатах исследования» Составление плана работы. Требования к сообщению. Мониторинг исследовательской деятельности «Оформление работы» Выполнение рисунков, поделок и т.п.Планирование собственного выступления. Подготовка   текста   доклада,   схем,   графиков,   рисунков,   чертежей,   макетов. Подготовка к ответам на вопросы «Работа в компьютерном классе. Оформление презентации» Работа на компьютере – создание презентации. «Мини конференция по итогам собственных исследований» Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Участие предполагает доклад,   ответы   на   вопросы   и   заслушивание   всех   докладов   об   итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам «Анализ исследовательской деятельности». Анализ своей проектной деятельности. Тематическое планирование по курсу “Я – исследователь” № п/п  3 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Тео рия Прак­ тика Тренинг 12ч. 1 2­3 Методы исследования Наблюдение и экспериментирование Наблюдение и наблюдательность Совершенствование техники экспериментирования 4 5 6.­7 Интуиция и создание гипотез 8. 9. Правильное мышление и логика Искусство делать сообщения 2 четверть (7 ч) Искусство задавать вопросы и отвечать на них 10­ 11 12. Исследовательская работа  16ч. 13. Семинар «Как подготовиться к защите» Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как   выбрать   тему   проекта?   Обсуждение   и   выбор   тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Какими могут быть  проекты? 3 четверть (10 ч) Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы. Обучение анкетированию, социальному опросу,  интервьюированию. 14. 15 16 17 18 19­ 20 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 2 1 0,5 0,5 1 1 1 21­ 22 23 24 25 26 27 28 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка  литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. Коллективная игра­исследование. Основные логические операции.  Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования 4 четверть (8  ч) Оформление работы.  Мониторинг 6ч. 29­ 30 31­ 32 33 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 34 Анализ исследовательской деятельности. 1ч. Всего: 34 1 21 13 Содержание программы четвёртого года обучения (всего 34 ч., 1 ч. ­ в неделю) Общий годовой план работы составляет ­34ч, из них: теоретических ­13, практических ­21 Тренинг исследовательских способностей «Культура мышления» Практические   задания   «Как   давать   определения   понятиям».   Анализ   и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать   обобщения»,   «Как   классифицировать».   Практические   задания   по структурированию текстов.  «Методы исследования» Практические   задания   по   совершенствованию   владения   основными методами   исследования   (подумать   самостоятельно,   спросить   у   другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.  «Научная теория» Коллективная   беседа   «Как   гипотеза   превращается   в   теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории.   Главные   особенности   описательных   теорий.   Главные   особенности объяснительных   теорий.   Коллективная   беседа   «Известные,   но   недоказанные гипотезы». «Научное прогнозирование» Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают   научные   прогнозы.   Методы   прогнозирования   (экстраполяция, построение   прогнозных   сценариев   и   др.).   Практические   задания   на продуцирование   гипотез   и   провокационных   идей.   Практическое   занятие   по проверке собственных гипотез. «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования» Коллективная   беседа   _   как   правильно   проводить   наблюдения   и   Практическое   занятие   _   проведение   наблюдений   и эксперименты. экспериментов. «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Практические   занятия   по   тренировке   умений   задавать   вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». «Ассоциации и аналогии» Коллективная   беседа   «Ассоциации   и   аналогии   в   научном   поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» Коллективная   беседа   «Предположения   и   результаты   наблюдений   и экспериментов».   Практические   задания   по   развитию   умений   высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. «Умение выявлять проблемы» Коллективная   беседа   «Что   означает   выражение   «уметь   видеть проблемы».   Практическое   задание   «Как   люди   смотрят   на   мир».   Что   такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.  «Как подготовиться к защите» Индивидуальная   работа   над   подготовкой   к   защите   собственных исследовательских   работ.   Анализ   полученных   материалов.   Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка   к   ответам   на   вопросы.   Разработка   и   выполнение   рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Самостоятельная исследовательская практика «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Коллективное   обсуждение   проблематики   возможных   исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. «Индивидуальная   работа   по   планированию   и   проведению самостоятельных исследований»   «Индивидуальная   консультационная   работа   по   проведению самостоятельных исследований» Подготовка   детских   работ   к   публичной   защите.   Педагог   проводит индивидуальную   работу   с   учащимися,   работающими   в   микрогруппах   или индивидуально.   Индивидуальное   консультирование   необходимо   потому,   что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. «Семинар» Занятие,   на   котором   желающие   могут   представить   результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. Мониторинг исследовательской деятельности «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей» Участие   предполагает   заслушивание   всех   докладов   об   итогах проведенных   исследований   и   выполненных   проектах,   вопросы   авторам, высказывание собственных суждений. «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы» Планирование   собственного   выступления.   Подготовка   текста   доклада, схем,   графиков,   рисунков,   чертежей,   макетов.   Подготовка   к   ответам   на вопросы. «Защита собственных исследовательских работ и творческих  проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов   об   итогах   проведенных   исследовании   и   выполненных   проектах,   а также вопросы авторам. Тематическое планирование по курсу “Я – исследователь” № п/п 4 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Теория  Практика Тренинг 11ч. 1. 2­3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Совершенствование   Культура мышления.  Методы исследования.  Научная теория.  Научное прогнозирование.   экспериментирования. Искусство   задавать   вопросы   и   отвечать   на   них   из наблюдений и экспериментов.  Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. техники   наблюдения 2 четверть (7 ч) Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. Как подготовиться к защите. Исследовательская работа 17ч 12. 13­14. 15­16. 17­18. 19­20. 21­22. 23­24. 25­26. Определение проблемы и выбор темы собственного  исследования. Индивидуальная   работа   по   планированию   и проведению самостоятельных исследований. Обсуждение и выбор тем исследования,  актуализация проблемы. 3 четверть (10 ч) Целеполагание, актуализация проблемы,  выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор  литературы по теме исследования.  Обработка и анализ всех полученных данных. Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации. 4 четверть (8  ч) 27­28. Семинар.     Мониторинг 6ч 29­30. 31­32. 33­34. Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей. Защита исследования перед одноклассниками.   Защита   собственных   исследовательских   работ   и творческих проектов на школьной НПК. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2 ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 Всего: 34 13 21 Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия Методическое обеспечение программы: Место   проведения   занятий:   кабинет   соответствующий   всем   санитарным нормам и противопожарной безопасности. Однако возможны выходы на изучаемые объекты,  экскурсии, акции  и др. как  во  время занятий,  так и в дополнительное время.  Для обеспечения образовательного процесса имеется Материально­техническое оснащение:  Мебель (стулья, столы, шкаф)  Компьютер  Звуковые колонки  Принтер  Мультимедийный экран  Проектор   Соответствующее программное обеспечение  Магнитофон  Комплект дисков CD­RW для записи презентаций  Цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат  Магнитная доска, мел, магниты для крепления бумаги  По 2 комплекта белой и цветной бумаги форматом А 4, ватман (6 листов)  2 набора цветных маркеров, простые карандаши (15 шт.)  Клей, ножницы (15 шт), двусторонний скотч, степплер Ресурсы:   Методическая литература по изучаемому вопросу,   Интернет – ресурсы,  Наглядные   пособия   (гербарии   растений,   коллекции   насекомых, тематические карточки, тематические плакаты)   Дополнительная литература для учителя и учащихся,   Справочники и определители,  Разработки  занятий, проектов, акций, конкурсов, массовых мероприятий и праздников,  Государственные символы Литература для учителя Метод проектов как частный случай интегративной  Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: /  Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от  1.  Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная  деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва:  «Просвещение», 2010. – 321с. 2.  Гузеев В.В. технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.­ 16с. 3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с  первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр  «Aкадемия», 1999г. – 204с.  4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]:  /Зиновьева Е.Е., 2010, ­ 5с. 5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников  [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с. 6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. 8. Савенков А.И.  М.: Академия, 2005­  345с. 9. обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3­   256с. 10. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и  учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 ­  320с. Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе  11. образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е.  Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия»,  1999г. – 224с.  12. [Текст]: ­ В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 ­ 12с. 13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.  От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,  И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2­ое изд. – М.: Просвещение,  2100. – 152с. 14. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:  «Народное образование». ­ 2000, №7 15. сборник. – М.: Народное образование, 2001 17.Савенков А.И. Я ­ исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература», 2013.  В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе  Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический Литература для обучающихся Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие:  «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.­ 159с. 1 Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы: 1 Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс]  http://www.mirknig.com/ (09.03.11) 2 Большая детская энциклопедия (6­12 лет). [Электронный ресурс]  http://all­ebooks.com/2009/05/01/bolshaja­detskaja­jenciklopedija­6­12.html  (09.03.11) 3 А.Ликум ­ Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс]  http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vs e_obo_vsem._5_ (09.03.11) 4 Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]  http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) 5 Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный   ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11) 6 Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?  [Электронный ресурс] http://www.fsu­expert.ru/node/2696 (09.03.11) 7  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.  Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11) 8 Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968 /Itemid,118/    http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11) Календарно­тематическое планирование по курсу “Я – исследователь” № п/п Сроки  1 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Форма проведения Тренинг.  1 Сентябрь  1 неделя 2 неделя Введение. Что такое исследование? Наблюдение и наблюдательность. 3 неделя Чтотакоеэксперимент.  4 неделя Учимся вырабатывать гипотезы. Октябрь 1 неделя 2 неделя Знакомствос логикой. Как задавать вопросы. 3 неделя Учимся выделять главное и второстепенное. 4 неделя Как делать схемы. 5 неделя Как работать с книгой. Ноябрь 3 неделя 4 неделя 5 неделя Декабрь 1 неделя Что такое парадоксы. 2 четверть (7 ч) Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях. Как сделать сообщение о результатах  исследования. Тренировочное занятие по методике проведения  самостоятельных исследований.   2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 18­19 20 21­22 23­24 Исследовательская работа.  14 2 неделя Индивидуальные занятия по методике  проведения самостоятельных исследований.   Экспресс­  исследование. 3 неделя 4 неделя Семинар по итогам экскурсии. 3 четверть (9 ч) Коллективная игра – исследование. Коллекционирование. Коллекционирование. Экспресс  ­ исследование «Какие коллекции  собирают люди». Мини­семинар  «Какие коллекции собирают  Январь  3 неделя 4 неделя 5 неделя Февраль 2 неделя 3 неделя 5 неделя Март  1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 2ч. Беседа. Практическая  работа. Творческое  задание. Практическая  работа Беседа.Игра. Практическая  работа. Практическая  работа. Беседа. Презентация. Беседа с  творческим  заданием. Наблюдение. Наблюдение. Беседа. Игра. Беседа. Экспресс­ исследование. Творческая  работа. Коллективные и  индивидуальные  исследования. Коллективные и  индивидуальные  исследования. Коллективные и  индивидуальные  исследования Экспресс­ исследование. Экспресс­ 25 26­27 2 неделя 3 неделя 4 неделя Апрель  1 неделя 2 неделя люди». Сообщения о своих коллекциях. Сообщения о своих коллекциях. 4 четверть (8  ч) Мониторинг. 28­29 30­31 32­33 3 неделя 4 неделя Май  2 неделя 3 неделя 4 неделя  5 неделя   конференция   по   итогам   экспресс   – Мини   исследований. Мини  конференция по итогам собственных  исследований. Участие в защитах исследовательских работ и  творческих проектов учащихся вторых –  четвертых классов. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. исследование. Самостоятельная  работа. Защита  исследовательски х работ. Мини­ конференция. Мини­ конференция. Защита  исследовательски х работ. Календарно­тематическое планирование по курсу “Я – исследователь” Сроки № п/п  2 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Форма проведения  Тренинг  1 Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя Введение. Научные исследования и наша жизнь. Что можно исследовать? Формулирование темы.  Методы исследования. 2 3. 4. 5. 6. 7 4 неделя Октябрь 1 неделя 2 неделя Наблюдение и наблюдательность. Гипотезы и провокационные идеи. Анализ и синтез. 3 неделя  Как давать определения понятиям. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. Беседа.  Беседа.  Беседа.  Практическая  работа. Наблюдения . Практическая  работа. Практическая  работа. Беседа.  Практическая  работа. Практическая  работа  «Планируем и  проводим  собственные  наблюдения». Наблюдения и  эксперименты. Практические  8­9 4­5  неделя Планирование   и   проведение   наблюдений   и 2ч. экспериментов. 10. 11. Ноябрь 3 неделя 4 неделя 2 четверть (7 ч) Наблюдение и экспериментирование.  Основные логические операции. 1ч. 1ч. 12. 13. 14. 15. 16 17 5 неделя  Гипотезы и способы их конструирования. Декабрь 1 неделя 2 неделя Искусство задавать вопросы.  Учимся оценивать идеи, выделять главное и  второстепенное. 3 неделя  Ассоциации и аналогии. 4 неделя Январь 3 неделя  Суждения, умозаключения, выводы. 3 четверть (10 ч)  Как подготовиться к защите собственной  исследовательской работы. Исследовательская  работа. 18 19­20 4 неделя 5 неделя  Как выбрать тему собственного исследования Индивидуальная работа по проведению  самостоятельных исследований. 21­22 23 24­25 26 27­28 Февраль 2 ­3 неделя 4 неделя Март 2­3 неделя 4 неделя Апрель 1­2 неделя Мониторинг.  29 3 неделя 30 31­32 33 34 4 неделя Май 2­3 неделя 4 неделя 5 неделя Коллективная игра­исследование. Индивидуальная консультационная работа по  проведению самостоятельных исследований. Экспресс­исследование «Какие коллекции  собирают люди». Сообщение о своих коллекциях. 4 четверть (8 ч) Семинар. Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей. Как подготовить сообщение. Индивидуальная работа (подготовка к защите). Защита собственных исследований. Подведение итогов.  1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч 2ч. 2ч. 1ч. задания. Беседа с  презентацией. Беседа.  Беседа.  Практические  задания «Что  сначала, что  потом». Практическая  работа. Беседа.  Практическая  работа. Беседа. Практическая  работа в мини­ группах и  индивидуал. Игра – исследование. Беседа.  Экспресс­ исследование. Беседа. Беседа. Защита  работ. Практическая  работа. Беседа.  Беседа. Практ.  работа.  Защита работ. Беседа. Календарно­тематическое планирование по курсу “Я – исследователь” Сроки № п/п Тренинг   3 класс Тема 1 четверть (9ч) Кол­во часов Форма проведения Сентябрь  1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Наблюдение и экспериментирование Методы исследования Наблюдение и наблюдательность Совершенствование техники  экспериментирования Интуиция и создание гипотез Правильное мышление и логика 5 неделя Искусство делать сообщения 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. Искусство задавать вопросы и отвечать на них 2ч. 2 четверть (7 ч) 1 2 3 4 5 6­7 8 9 10­ 11 14 15 16 17 18 Беседа  Беседа. Практическая  работа Беседа. Игра.Практическа я работа Беседа.Практичес кая работа Беседа. Презентация. Беседа с  творческим  заданием Беседа.  Практическая  работа. Семинар. Беседа. Беседа.  Практическая  работа. Практическая  работа Экспресс­ исследование Коллективные и  индивидуальные  исследования Беседа с  творческим  заданием Беседа.Практичес кая работа Беседа.Практичес кая работа Практическая  работа Экспресс­ исследование Беседа. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. Ноябрь 3 неделя 4 неделя 5 неделя Декабрь 1 неделя 2 неделя 12 Исследовательская работа.  13 Семинар «Как подготовиться к защите» Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как   выбрать   тему   проекта?   Обсуждение   и   выбор   тем исследования. 3 неделя 4 неделя Как   выбрать   друга   по   общему   интересу?   (группы   по интересам) Какими могут быть  проекты? 3 четверть (10 ч) Январь  3 неделя Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 4 неделя Планирование работы. 19­20 21­22 23 24 25 5 неделя Февраль 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя Март  2 неделя 3 неделя Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и  составление списка литературы по теме  исследования. Анализ прочитанной литературы. Коллективная игра­исследование. Основные логические операции. 4 неделя Учимся   оценивать   идеи, второстепенное.   выделять   главное   и 1ч. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. 4 четверть (8  ч) Апрель  1 неделя 28­ 2 неделя Как сделать сообщение о результатах  исследования Мониторинг  29­30 3 неделя 4 неделя Оформление работы.  26 27 33 34 Презентация. Самостоятельная  работа Беседа. Презентация. Презентация. Беседа.  Практическая  работа. Практическая  работа. Мини­ конференция. Защита  исследовательски х работ. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 31­32 Май  2 неделя 3 неделя 4 неделя  Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации. Мини конференция по итогам собственных  исследований 5 неделя Анализ исследовательской деятельности. Календарно­тематическое планирование по курсу “Я – исследователь” № п/п Сроки Тренинг 11ч.  4 класс Тема 1 четверть (9ч) 1. 2­3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Сентябрь  1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Культура мышления.  Методы исследования.  Научная теория.  Научное прогнозирование. Совершенствование   техники   наблюдения   экспериментирования. Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов.  Умение выявлять проблемы. 5 неделя Ассоциации и аналогии. 2 четверть (7 ч) 10. Ноябрь 3 неделя Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. Кол­во часов Форма проведения 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Беседа. Практическая  работа. Беседа. Беседа. Беседа.  Дискуссия. Практичес кая работа. Презентация. Творческое  задание. Определение проблемы и выбор темы собственного  исследования. Индивидуальная   работа   по   планированию   и проведению самостоятельных исследований. Обсуждение и выбор тем исследования,  актуализация проблемы. 3 четверть (10 ч) Целеполагание, актуализация проблемы,  выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор  литературы по теме исследования.  Обработка и анализ всех полученных данных. Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации. 4 четверть (8  ч) Семинар. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. Круглый стол. Беседа.  Беседа с  творческим  заданием. Беседа.  Практическая  работа. Беседа с  творческим  заданием. Беседа с  творческим  заданием. Практическая  работа. Практическая  работа. Практическая  работа. 2ч. Круглый стол 4 неделя 11. Исследовательская работа  17ч 12. Как подготовиться к защите. 5 неделя 13­14. Декабрь 1 неделя 2 неделя 15­16. 3 неделя 4 неделя 17­18. Январь  3 неделя 4 неделя 19­20. 5 неделя Февраль 2 неделя 21­22. 3 неделя 4 неделя 23­24. 5 неделя Март  2 неделя 25­26. 3 неделя 4 неделя 27­28 Апрель  1 неделя 2 неделя Мониторинг  6ч 29­30. 3 неделя 4 неделя 31­32. Май  2 неделя 3 неделя 33­34. 4 неделя 5 неделя Участие   в   защитах   исследовательских   работ   в качестве зрителей. Защита исследования перед одноклассниками. 2ч. 2ч. Презентация.  Защита работ.   Защита   собственных   исследовательских   работ   и творческих проектов на школьной НПК. 2ч. Защита работ. Всего: 34

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018