Данная программа предназначена для учащихся 5-11 классов, которые интересуются историей своего родного края, своей малой Родиной. Занятия проходят один раз в неделю и предусматривают создание своей родословной, презентаций по истории своих населённых пунктов, своей школы. Также совершают экскурсии по родным местам, встречаются с односельчанами с целью как можно больше узнать о своих родных местах; участвуют в сборе материалов для местного музея.Программа внеурочной деятельности для 5-11 класслв. Расчитана на 34 занятия
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для учащихся 511 классов
«Юный патриот»
Автор программы:
учитель истории и обществознания
МБОУ «Катичская СОШ»
Прищеп В.П.I. Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального
как
Формирование в молодежи таких качеств,
возрождения.
гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к
Родине, семье,
является одним из основополагающих принципов
государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об
образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все
возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности
духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории
своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания
учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в
воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа.
Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать
гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся
ценности мировой цивилизации.
В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек,
преданный своей семье, классу, школе, краю и любящий их.
Главное в программе – системный подход к формированию
патриотической позиции школьников. Программа включает 3 блока («Мои
родные места сёла Катичи и Вихолка», «Родной свой край люби и знай»,
«Моя Родина Россия»), связанных между собой логикой формирования
патриота Родины.
1. Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к
прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей
семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
сформировать у учащихся основные знания об истории своих сёл
(Вихолка и Катичи), родного края, о культурных, политических,
экономических особенностях Брянской области;
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу,
семью;
её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки,
культуры, спорта;
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей
своего народа;
организовать экскурсии по улицам и ближайшим окрестностям наших
сёл;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном
самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к
жизни в современной действительности;
2. Исполнители программы:
Учащиеся, родители и руководитель кружка.
II. Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и
политические изменения, которые привели к значительной социальной
дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения
снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как
важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более
заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского
патриотического сознания, что привело к деформации в воспитанииПоэтому необходимость возрождения
подрастающего поколения.
патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач
воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться
на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом
отечественных традиций,
достижений современного педагогического опыта.
национальнорегиональных особенностей,
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту,
где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек
делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для
маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев,
осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос
истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное
значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой,
экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании
школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление
культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –
личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих
родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность
поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком
причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор
активной жизненной позиции, через осознание своей значимости,
неповторимости.
III. Направления работы:
Информационнопросветительская
работа –
пропаганда
патриотического воспитания, наглядная агитация.Научнометодическая работа – разработка новых авторских учебных
программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный
процесс.
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное
выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на
отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию
обучающихся, руководствуемся в своей деятельности следующими
принципами:
Последовательности, гуманизации, интеграции, системности.
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 1 год. Каждое мероприятие рассчитано
на 40 минут и проводится 1 раз в неделю в течение учебного года.
В содержание данной программы включены мероприятия,
охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Содержание программы.
Программа клуба «Юный патриот» включает в себя три блока:
I блок. Мои родные места сёла Катичи и Вихолка
Задачи:
формировать представления о специфике села, об истории села;
приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в
различных общественных инициативах;
воспитывать любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному
селу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной
семьи, личного отношения к прошлому и настоящему наших сёл.II блок. Родной свой край люби и знай
Задачи:
формировать представления об истории родного края, о культурных,
политических, экономических особенностях области;
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей
народа.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному
краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится
ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите
Отечества.
III блок. Моя Родина Россия
Задачи:
формировать представления об истории России, о культурных,
политических, экономических особенностях
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей
народа России.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к
родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и
гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к
защите Отечества.
Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
IV. Реализация программы.
Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам
нравственного воспитания.
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
Посещение семей на дому.
Посещение сельского и школьного музеев.
V. Ожидаемые результаты:Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности,
понимание прав и свобод личности;
повышение уровня духовной культуры;
возрождение патриотического воспитания.
№
1
Мероприятия по реализации программы
Название темы
Форма проведения Дата
I. Мои родные места сёла Катичи и Вихолка
«Малая Родина». Географическое
положение.
Беседа.
2 Катичи и Вихолка – сердцу милый уголок.
3 История образования села.
4 Кто нас окружает. Растительный и
Видео экскурсия
Беседа, рисунки
Беседа. Экскурсия.
животный мир.
5 Красота родной природы.
6 Основные достопримечательности сёл:
Презентация
Экскурсия.
памятники, музеи.
7 О чём говорят названия улиц
8
9 Народные праздники (Колядки, Стрела,
Занятия жителей села.
Троица, Иван Купала)
Профессии людей, живущих в селе.
Поисковое задание
Беседа.
Поисковое задание.
Презентация
Поисковое задание
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
Что такое семья, род?
II. Родной свой край люби и знай
Беседа.
Фамилия, имена, отчества членов семьи в
семейной летописи.
Моя родословная
Из бабушкиного сундука
Игры нашего народа
Поисковое задание
Составление
родословной
Рисунки.
Практикум.
Профессии людей, живущих в селе.
Беседа.1.10
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
Песни родителей, бабушек
Встреча с старожилом – источник о
прошлом села.
Великая Отечественная война в истории
наших сёл
Изучение старинных предметов сельского
быта.
Знакомство с творчеством наших
односельчан.
Поздравление бабушек и дедушек с Днем
пожилого человека
Наш народ – народ гостеприимный.
Великая Отечественная война в истории
моей семьи
Народы – проживавшие в нашем селе.
Прослушивание.
Встреча , беседа
Поисковое задание
Сбор материала
для сельского и
школьного музеев
Экскурсия в
этнографическую
комнату
Катичского СДК
Открытки
Оформление
уголка
Поисковое задание
Беседа.
История Катичской средней школы
Презентация
Знай, люби и гордись своим селом
Практикум.
Моё село в будущем
Минисочинение
III. Моя Родина Россия
Сказания и былины о богатырях. Оружие
богатырей. Что такое богатырская сила.
Русские полководцы и флотоводцы.
Символика России
Государственные праздники России
Воиныинтернационалисты.
Презентация
Презентация
Презентация
Беседа.
Встреча
Конкурс рисунков «Я патриот!»
ВыставкаСписок литературы
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных
Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. –
1.
символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2011.
2.
М.: Генезис, 2012.
3.
Бродовская. – Новосибирск, 2013.
4.
Газман. М.: Новое педагогическое мышление, 2013. 221с.
Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В.
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и
5.
воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. –
2011. №17. 9 13с.
6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко.
– М.:Вако, 2011
7.
/Воспитание школьников. – 2011. №1. – 147с.
8.
Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по
воспитательной работе. 2011. №3. – 40с.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст]