Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
22.10.2017
Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов
Программа кружка «Зелёная планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1-4 классов, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и на основе авторской программы «Окружающий мир». Автор А.А. Плешаков. Москва. Просвещение, 2009. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса. Учебный план школы предусматривает на изучение предмета окружающий мир 1 час в неделю, а авторская программа 2 часа в неделю. Кружок «Зеленая планета» позволяет рассмотреть темы, которые не включены в урочное время.Программа кружка «Зелёная планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1-4 классов, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и на основе авторской программы «Окружающий мир». Автор А.А. Плешаков. Москва. Просвещение, 2009. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный про-цесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса. Учебный план школы предусматривает на изучение предмета окружающий мир 1 час в неделю, а авторская программа 2 часа в неделю. Кружок «Зеленая планета» позволяет рассмотреть темы, которые не включены в урочное время.
1-4кл. Зелёная планета.doc
Пояснительная записка                Одной из приоритетных целей духовно­нравственного воспитания младших школьников является   ­   воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде,     экологическое воспитание.         Курс «Зеленая планета» реализует социальное  направление во внеурочной деятельности в 1­4 классах.         Данный курс направлен на решение задач воспитания и социализации российских школьников.  В области формирования личной культуры:      ­ формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно­ игровой,   предметно­продуктивной,   социально   ориентированной   деятельности   на   основе нравственных   установок   и   моральных   норм,   непрерывного   образования,   самовоспитания   и универсальной духовно­нравственной компетенции – «становиться лучше»;  ­ укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; ­   формирование   основ   морали   –   осознанной   обучающимся   необходимости   определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;   укрепление   у   младшего   школьника   позитивной   нравственной   самооценки   и самоуважения, жизненного оптимизма; ­ формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; ­  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ­   формирование   способности   открыто   выражать   и   отстаивать   свою   нравственно   оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; ­ формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального   выбора,   к   принятию   ответственности   за   их   результаты,   целеустремленности   и настойчивости в достижении результата; ­  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;   В области формирования социальной культуры: ­ пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;   ­ укрепление доверия к другим людям; ­   развитие   доброжелательности   и   эмоциональной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания другим людям; ­ становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; ­  развитие   навыков   организации   и   осуществления   сотрудничества   с   педагогами,   сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; В области формирования здорового образа жизни:  ­ осознание ценности человеческой жизни; ­ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;   ­   осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической   грамотности, элементарных   правил   нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей,   норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Курс  разработан с учетом возрастных особенностей детей  младшего школьного возраста.    Актуальность   разработки и реализации   данного курса   вызвана отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения   образовательной   программы   с   экологической   направленностью   для     младших школьников.   Цель программы :   ­ формирование основ экологической грамотности   обучающихся начальной школы;  ­ формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры); ­формирование   убеждения   в   необходимости   и   возможности   решения   экологических   проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира. Программа кружка «Зелёная планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»   для   1­4   классов,  в   соответствии   с   требованиями   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)  и на основе  авторской программы  «Окружающий   мир».  Автор   А.А.   Плешаков.   Москва.   Просвещение,   2009. Необходимость   составления   рабочей   программы   обусловлена   внедрением   в   учебный   процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же   особенностью   организации   учебного   процесса   в   МБОУ   ООШ   №   15.   Учебный   план   школы предусматривает на изучение предмета окружающий мир  1 час в неделю, а авторская программа 2 часа в неделю. Кружок «Зеленая планета» позволяет рассмотреть темы, которые не включены в урочное время. В результате расширения реализуются следующие учебные задачи: 1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи. 2. Освоение   и   углубление   знаний   об   окружающем   мире,   единстве   и   различиях   природного   и социального, о человеке и его месте в природе. 3. Воспитание   позитивного   эмоционально­ценностного   отношения   к   окружающему   миру, экологической   культуры,   потребности   участвовать   в   творческой   деятельности,   сохранять   и укреплять своё здоровье. Курс   обладает   широкими   возможностями   для   формирования   у   младших   школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения   в   окружающей   природной   и   социальной   среде.   Поэтому   данный   курс   играет значительную роль в развитии и воспитании личности. Формы   и   методы   обучения:   урок­игра,   урок­беседа,   викторина,   значительное   внимание   в данной   программе   уделяется   проектной   деятельности,   что   способствует   формированию общеучебных   компетентностей:   информационной,   коммуникативной,   социальной,   а   также включению   обучающихся   в   активный   познавательный   процесс,   в   ходе   которого   ученик   сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Прогнозируемые результаты Предметные результаты: ­ интерес к познанию мира природы; ­ потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; ­ осознание места и роли человека в биосфере; ­ преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Личностные результаты:  ­ принятие обучающимися правил здорового образа жизни; ­ развитие морально­этического сознания; ­   получение   обучающимся   опыта   переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Метапредметные результаты: ­ овладение начальными формами исследовательской деятельности; ­ опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; ­ опыт социальной и межкультурной коммуникации; ­ формирование коммуникативных навыков. В процессе оценки достижения планируемых результатов   используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,   творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).    Уровни результатов работы по программе: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.  Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества  (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),  ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социально­ общественного   действия.   Только   в   самостоятельном   общественном   действии   юный   человек действительно   становится   (а   не   просто   узнаёт   о   том,   как   стать)   социальным   деятелем, гражданином, свободным человеком.  У   учеников   могут   быть   сформированы   коммуникативная,   этическая,   социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность .                        Для оценивания   результатов работы детей могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно­ исследовательских конференциях, внеклассных мероприятиях. Результаты  освоения курса внеурочной деятельности 1­й класс Личностными результатами является формирование следующих умений:  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять   с   позиции   общечеловеческих   нравственных   ценностей,   почему   конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Развитие   личностных,   в   том   числе   духовных   и   физических   качеств,   обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз. Формирование   потребности   соблюдать   нормы   здорового   образа   жизни,   осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности, правила дорожного движения. Воспитание   ответственного   отношения   к   сохранению   окружающей   природной   среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметными  результатами  является   формирование  следующих  универсальных учебных действий (УУД):  Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на  занятии.  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться   совместно   с   учителем   и   другими   учениками   давать   эмоциональную   оценку              деятельности класса на уроке.  Познавательные УУД:  учителя.  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью    развороте, в оглавлении, в словаре). опыт и информацию, полученную на уроке.  работы всего класса. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в   результате   совместной  образы.  Перерабатывать   полученную   информацию:   сравнивать   и   группировать   предметы   и   их Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   подробно   пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на  уровне предложения или небольшого текста).     Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами является сформированность следующих умений:  Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.  Объяснять, как люди помогают друг другу жить.     Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека. Называть основные особенности каждого времени года. Оценивать правильность поведения людей в природе. Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).  Знать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.  Уметь   предвидеть   возникновение   опасных   ситуаций   по   характерным   признакам   их появления,   а   также   на   основе   анализа   специальной   информации,   получаемой   из   различных источников.  Уметь   применять   полученные   теоретические   знания   на   практике   –   принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.  Проектировать модели личного безопасного поведения. 2­й  класс Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: ­ чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, установка на здоровый образ жизни. Регулятивные результаты: Обучающийся научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; ­ адекватно воспринимать оценку учителя; ­ различать способ и результат действия; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные результаты: Обучающийся научится: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ­ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  ­ осуществлять синтез как составление целого из частей; ­ проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи; ­ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные результаты: Обучающийся научится: ­   допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том   числе   не совпадающих   с   его   собственной,   и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­   договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной   деятельности,   в   том   числе   в ситуации столкновения интересов; ­ задавать вопросы; ­   адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 3­й  класс Показатели в личностной сфере ребенка:  Интерес к познанию мира природы.  Потребность к осуществлению экологически сообразных поступков.  Осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального.  Преобладание   мотивации   гармоничного   взаимодействия   с   природой   с   точки   зрения экологической допустимости. Учащиеся должны знать:  Наиболее типичных представителей животного мира России, Краснодарского края.  Какую пользу приносят представители животного мира.  Некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных.  Планета Земля – наш большой дом.  Солнце – источник жизни на Земле.  Неживое и живое в природе.  Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);  Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры).  Самоценность любого организма.  Значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры).  Значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода.  Многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними.  Основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.).  Организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними.  Человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой.  Условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы.  Различия съедобных и несъедобных грибов.  Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.  Способы сохранения окружающей природы.  Что такое наблюдение и опыт.  Экология – наука об общем доме.  Экологически сообразные правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь:  Узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию.  Ухаживать за домашними животными и птицами.  Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе.  Применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.  Ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие).  Составлять экологические модели, трофические цепи.  Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта.  Заботиться о здоровом образе жизни.  Заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни.  Предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры).  Улучшать   состояние   окружающей   среды   (жилище,   двор,   улицу,   ближайшее   природное окружение).  Осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе.  Наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме.  Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.  Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.   4­й  класс Личностные результаты:  Формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за   свою Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  Формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре   других народов.  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.  Принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  Развитие  самостоятельности  и личной  ответственности за свои  поступки, в том числе  в информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах,   социальной справедливости и свободе.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.  Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  Формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие   мотивации   к творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к   материальным   и   духовным ценностям. Метапредметные результаты:  Овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности, поиска средств её осуществления.  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  Формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;   определять   наиболее   эф­ фективные способы достижения результата.  Формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.  Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.  Использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для   создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.  Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.  Готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою;   излагать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.  Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  Овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».  Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в   том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием   учебного   предмета «Окружающий мир». Предметные результаты:   Понимание   особой   роли   России   в   мировой   истории,   воспитание   чувства   гордости   за национальные свершения, открытия, победы.  Сформированность   уважительного   отношения   к   России,   родному   краю,   своей   семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.  Осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической   грамотности,   норм элементарных   правил   нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.  Освоение   доступных   способов   изучения   природы   и   общества   (наблюдение,   запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).  Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Содержание курса внеурочной деятельности № раздела Тематическое планирование 1 класс Количество часов 2 класс 3 класс 4 класс 1. 2. 3. 4. 5. 6. Природа вокруг нас.  Времена года.  Природа живая и неживая. Человек – часть природы. Основы  безопасности  жизнедеятельности. Обобщающий урок. 3  5  14  6  4  1  7 4 13 4 6 ­­­ 6 4 11 5 8  ­­­ 4 5 6 9 9 1 Итого: 33 34 34 34 1 класс Природа вокруг нас.  3ч. Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы. Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания. Времена года. 5ч.  Смена   времен   года   в   родном   крае   на   основе   наблюдений.   Погода,   ее   составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Природа живая и неживая. 14ч. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.  Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные   ископаемые,   их   значение   в   хозяйстве   человека,   бережное   отношение   людей   к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.  Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.  Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).   Роль   растений   в   природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.  Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).   Особенности   питания   разных   животных.   Дикие   и   домашние   животные.   Роль   животных   в природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   животным.   Животные   родного   края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества и цепи питания. Единство   живой   и   неживой   природы.   Круговорот   веществ.   Взаимосвязи   в   природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края. Человек – часть природы. 6ч. Человек   –   часть   природы.   Зависимость   жизни   человека   от   природы.   Положительное   и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.  Заповедники,  национальные  парки,  их роль в  охране природы.  Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Основы безопасности жизнедеятельности. 4ч. Опасность и безопасность. Природные опасности, опасности техногенного происхождения, социальные опасности. Что   такое   здоровье?   Здоров,   значит,   не   болен.   Как   заботится   о   своём   здоровье,   какими обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи. Здоровье   –   это   не   только   наследственная   предрасположенность,   но   и   разумное   к   себе отношение.   Сбережённое   и   укреплённое   в   детстве   и   юности   здоровье   позволит   жить   долго   и активно. Как и зачем соблюдать гигиену. Занятия   физкультурой.   Рациональное   питание.   Что   такое   переутомление.   Закаливание организма. Вредные привычки.  Обобщающий урок. 1ч. Итоговое занятие. Что мы узнали. 2 класс Наша страна на карте и глобусе. Природа вокруг нас. 7ч.  Родная   страна.   Имя   родной   страны   Россия,   или   Российская   Федерация.   Государственные символы   Российской   Федерации:   герб,   флаг,   гимн.   Россия   –   многонациональная   страна. Государственный язык. Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш поселок. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.  Россия на карте. Что такое карта. Изображение территории России  на карте. Как читать карту.   Правила   показа   объектов   на   настенной   карте.   Москва   –   столица   нашей   Родины. Первоначальные   сведения   об   истории   основания   города.   Основные   достопримечательности столицы. Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орел, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород.  Времена года. 4ч. В гости к осени. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. В гости к зиме. Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе. В гости к весне. Наблюдения за весенними явлениями в неживой и живой природе. Впереди   лето.  Летние   явления   в   неживой   и   живой   природе.   Разнообразие   растений   и животных, доступных для наблюдения в летнее время. Красота животных. Природа живая и неживая. Единство живой и неживой природы. 13ч. Что такое экология? Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего  общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере смешанного леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии  на основе анализа примеров. Неживая и живая природа. Признаки живых существ, отличие от неживой природы. Связь между неживой и живой природой. Круговорот воды в природе. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется  из организма?  Вода, которую мы пьем. Вода  сырая, кипяченая, загрязненная. Личная гигиена.  Водные   процедуры,   закаливание   водой.   Сравнение   температуры   воды.  Градусник   для измерения температуры воды.  Водоемы,   их   разнообразие.   Океаны.   Моря.   Озера.   Знакомство   с   разнообразием   водоемов. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. Экскурсия к водоёму. Стихи, рассказы о воде и природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана.  Проект   «Вода   –   источник   жизни   на   Земле».   Представление   результатов   проектной деятельности.  Воздух и здоровье человека. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать,  чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы   не   болеть?   Вред   табачного   дыма.   Знакомство   с   комплексом   дыхательной   гимнастики. Проветривание.  Практическое занятие «Уборка в классе». Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены. Невидимые нити. Связь в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых нитей». Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые родного края. Знакомство с полезными ископаемыми Краснодарского края.  Комнатные растения. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света.  Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия со­ держания,   правила   расстановки   комнатных   растений   с   учетом   приспособленности   к   условиям существования.  Знакомство   с   комнатными   растениями   класса.   Оценить   условия   жизни   и   роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Человек – часть природы. Тело человека. 4ч.  Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. Если   хочешь   быть   здоров.   Режим   дня   второклассника.   Правила   личной   гигиены.   Режим питания и разнообразие пищи. Охрана   природных   богатств:   воды,   воздуха,   полезных   ископаемых,   растительного   и животного   мира.   Заповедники.  Что угрожает природе. Правила  друзей природы. Экологические знаки.  Красная книга России, ее значение. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России   и   Кубани.   Сведения   о   некоторых   растениях   и   животных,   внесенных   в   Красную   книгу России. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. Основы безопасности жизнедеятельности. 6ч. Поселение как среда обитания человека. Обеспечения безопасности личности и общества. Особенности среды обитания человека. Влияния факторов среды на здоровье человека. Как город влияет на природную среду. Дом, в котором мы живём. Опасности, подстерегающие человека дома. Гигиена и культура быта. Гигиена жилища. Личная гигиена. Какие опасности подстерегают человека в жилище и как их избежать,  как оказывать само­ и взаимопомощь при ожогах и отравлении. Правила   безопасного   поведения   в   лесу.   Правила   безопасного   поведения   в   лесу.   Как ориентироваться в лесу. Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры предосторожности. Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. ЧС природного характера. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу. Опасные   незнакомцы.   Опасные   ситуации   при   контактах   с   незнакомыми   людьми.   Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга». Безопасное лето. Правила безопасности в летний период. Природа вокруг нас. 6ч. Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении 3 класс наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Твой адрес в этом мире.  Обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые для характеристики отношения к миру, рассказывать   о своем отношении к окружающему миру. Определять свой «адрес в мире». Называть свой домашний адрес. Путешествие по России.  Сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества.  Мир вокруг. Представление об основных понятиях начального природоведения (живая и неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Экология и мы. Экологические катастрофы. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. «Жалобная книга природы».  Выявление экологической   ситуации   в   посёлке.   Пути   решения   экологических   проблем   посёлка. Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Времена года. 4ч. Расширить   представление   детей   об   осени   как   времени   года   и   о   признаках   осени: расположение   солнца   над   горизонтом,   продолжительность   светового   дня,   характерные   осадки, температура   воздуха;   живое   в   природе   –   желтеют   листья,   закладываются   зимующие   почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. «Войдем в чудесный мир зимней сказки». Изменения в окружающей природной среде. Чудо белого цвета. Красота и разнообразие зимних деревьев. Снежинки.   Приметы весны. Русская традиция встречи весны. Нежность красок весны – сиреневый цвет верхушек берез, желтовато­серая верба. Красота и хрупкость первоцветов. Зеленый цвет и его оттенки. Краски и музыка весны. О чем звенят деревья и озорные ручейки. Облака в голубом небе. Что такое небо и что такое облака. Цветущие сады. Жизнь насекомых. Пчелы и шмели. Их роль в природе. Растительные краски.  Летние зарисовки. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Знакомство с растительным и животным миром леса, луга, поля (заочные экскурсии) и сезонными изменениями в жизни растений и животных. Примеры явлений природы: смена времен года, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Посильное участие в охране природы. Забота о своём здоровье в разное время года. Природа живая и неживая. 11ч. Формирование   представлений   о   неживой   природе,   ее   многообразии.   Предметы   и   явления живой природы вокруг меня. Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Вода,   её   признаки   и   свойства.   Загрязнение   реки   Белая.   Источники   загрязнения.   Работа   над проектом   «Сбережем   капельку!».   Вода,   ее   признаки   и   свойства.   Практическая   работа   по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды», круговорот воды.  Погода. Предсказание погоды по народным приметам. Дать общее понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью. Актуализация представлений у обучающихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Конструирование модели кормушки. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Кубани.  Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для   человека,   растений   и   животных;   познакомить   с   многообразием   грибов,   выделив   группы съедобных   и   несъедобных.   Познакомить   с   правилами   сбора   грибов   без   нарушения   лесной подстилки.   Обобщить   представления   о   сходстве   и   различии   съедобных   и   несъедобных   грибов. Воспитывать   навыки   экологически   грамотного   поведения   в   природе (мухомор   опасен   для человека, а   для   оленя он   является   лечебным).  Дать   представление   о   некоторых   видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые).   Практическое занятие «Растения луга и леса». Работа с гербариями. Растения, влияющие на здоровье человека. Красная книга.   Человек – часть природы. 5ч.  Положительное   и   отрицательное   влияние   человека   на   природу.   Составление   моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Проанализировать свой образ жизни и отметить, какие черты поведения могут сказаться на здоровье. Осознавать значение режима дня для здоровья человека. Уметь составлять свой режим дня.   Учиться   пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   и   саморегуляции   своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять правила личной гигиены. Опасные погодные условия. Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололёда. Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололёда. Основы безопасности жизнедеятельности. 8ч. Причины несчастных случаев на природе. Правила личной безопасности при нахождении на природе. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления ядовитыми растениями.   Первая медицинская помощь. Как   избежать   встречи   с   ядовитыми   змеями   и   насекомыми.   Как   распознать   змей,   изучить некоторые повадки. Первая медицинская помощь. Кто относится к участникам дорожного движения. Транспорт. Как  правильно пользоваться различными видами транспорта. Как уверенно чувствовать себя на улицах и дорогах. Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека. Знать причины травматизма. Виды травматизма. Уметь оказывать первую помощь при травмах. Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения   преступления.   Преступность,   современная   криминогенная   обстановка.   Учиться правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице. Знакомство   с   правилами   поведения   на   водоёмах   в   летний   период.   Научиться   соблюдать правила безопасного поведения на водоёмах в разные времена года. Средства спасения. Осознавать влияние человека на природу. Научиться соблюдать правила безопасного поведения  в природе.  Природа вокруг нас. 4ч. На что похожа наша планета. Что общего у разных растений. Явления природы. Твой адрес в 4 класс этом мире. Времена года. 5ч. Планеты солнечной системы. Смена времён года. Осень в лесу. Особенности зимы в родном крае.  Весеннее пробуждение. Здравствуй, лето! Природа живая и неживая. 6ч. Части растений. Деревья, травы, кустарники. Дикорастущие и культурные растения родного края. Грибы и лишайники.  Дикие и домашние животные. Полезные ископаемые родного края. Человек – часть природы. 9ч. Влияние   экологии   на   здоровье   человека.   Вредные   привычки   и   их   влияние   на   здоровье человека.   Воздух   и   его   охрана.   Берегите   воду!   Охрана   растений   и   животных.   Красная   книга родного края. Природная среда и безопасность человека. Что можешь сделать ты? Основы безопасности жизнедеятельности. 9ч.  Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Экологическая безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (практическая работа).   Меры   безопасности   в   домашних   условиях.   Огонь,   вода   и   газ.   Противопожарная безопасность.  Правила   безопасного   поведения   на  воде.   Лесные   опасности.   Первая   помощь  при легких   травмах   (ушиб,   порез,   ожог),   обмораживании,   перегреве.  Оказание   первой   помощи. Практикум. Обобщающий урок. 1ч. Путешествие по «Зелёной планете». Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся 1 класс – 33ч. л е д з а Р в о с а ч   о в ­ л о К Темы в о с а ч   о в ­ л о К Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Природа вокруг нас. 3  Что такое природа? Живая и  неживая природа Вещество. Разнообразие веществ в  окружающем мире. Твердые тела,  жидкости, газы. Правила поведения в природе.  Географическая карта и план. 1 1 1 Оценивать жизненные ситуации (поступки  людей) с точки зрения общепринятых норм и  ценностей: в предложенных ситуациях   отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  Ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от  уже известного с помощью  учителя.  Делать предварительный отбор источников  информации: ориентироваться  в учебнике (на  развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на  вопросы, используя учебник, свой жизненный  опыт и информацию, полученную на уроке.  Перерабатывать полученную информацию:  делать выводы в результате  совместной   работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию:  сравнивать и группировать предметы и их  образы. Слушать и понимать речь других. Времена года. 5  Осень. Осенние месяцы. Признаки  осени. Зимние месяцы. Признаки зимы Весна. Весенние месяцы. Признаки  весны. Лето. Летние месяцы. Признаки  лета. Любимое время года. Чтение  стихов. Природа живая и неживая. 14  Что такое экология? Вода. Свойства воды.  Круговорот воды в природе. Воздух. Свойства воздуха.  Значение воздуха для растений,  животных, человека. Полезные ископаемые.   1 Объяснять с позиции общечеловеческих  нравственных ценностей, почему конкретные  поступки можно оценить как хорошие или  плохие. Определять и формулировать цель  деятельности на  занятии с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на основе работы с  иллюстрацией. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Учиться  отличать верно выполненное задание от  неверного. Самостоятельно определять и высказывать  самые простые общие для всех людей правила  поведения (основы общечеловеческих  нравственных ценностей). Делать предварительный отбор источников  информации: ориентироваться  в учебнике (на  1 1 1 1 1 1 1 1 1 Почва, ее состав. Растения, их разнообразие.  Лекарственные растения. Части растения (корень, стебель,  лист, цветок, плод, семя). Грибы и лишайники. Животные, их разнообразие.  Дикие и домашние животные. Природные сообщества и цепи  питания. Животные родного края. Единство живой и неживой  природы. Круговорот веществ.    Человек – часть природы. 6  Человек – часть природы.  Зависимость жизни человека от  природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,  растительного и животного мира.  Заповедники. Первая помощь при легких  травмах (ушиб, порез, ожог),  обмораживании, перегреве. Оказание первой помощи.  Практикум. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на  вопросы, используя учебник, свой жизненный  опыт и информацию, полученную на уроке.  Перерабатывать полученную информацию:  делать выводы в результате совместной работы  всего класса. Называть живые и неживые  природные богатства и их роль в жизни  человека, называть основные особенности  каждого времени года. Оценивать правильность поведения людей в природе. Перерабатывать полученную информацию:  сравнивать и группировать предметы и их  образы. Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Совместно  договариваться о  правилах общения и  поведения в школе и следовать им. Учиться  выполнять различные роли в группе (лидера,  исполнителя, критика). Учиться совместно с  учителем и другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.  В предложенных ситуациях, опираясь на общие  для всех простые правила поведения,  делать  выбор, какой поступок совершить. Развитие личностных, в том числе духовных и  физических, качеств, обеспечивающих  защищенность жизненно важных интересов  личности от внешних и внутренних угроз.  Определять и формулировать цель  деятельности на занятии с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на занятии. Красная книга России, ее значение 1 Учиться высказывать своё предположение  (версию) на основе работы с иллюстрацией.  Учиться работать по предложенному учителем  плану. Учиться отличать верно выполненное  задание от неверного. Учиться совместно с  учителем и другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.  Ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от  уже известного с помощью  учителя.  Делать предварительный отбор источников  информации: ориентироваться  в учебнике (на  развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на  вопросы, используя учебник, свой жизненный  опыт и информацию, полученную на уроке.  Основы безопасности жизнедеятельности. 4  Опасность и безопасность Не вреди себе. Что такое здоровье. Как беречь здоровье. Правила здорового образа жизни. Обобщающий урок 1  Итоговое занятие. Что мы узнали. 1 Формирование потребности соблюдать нормы  здорового образа жизни, осознанно выполнять  1 правила безопасности жизнедеятельности,  1 правила дорожного движения;  воспитание  1 ответственного отношения к сохранению  окружающей природной среды, личному  здоровью как к индивидуальной и  общественной ценности. Оценивать  правильность поведения в быту  (правила  общения, правила ОБЖ, уличного движения). Знать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о  влиянии их последствий на безопасность  личности; о здоровом образе жизни; об  оказании первой медицинской помощи при  неотложных состояниях; о правах и  обязанностях граждан в области безопасности  жизнедеятельности. 1 Уметь применять полученные теоретические  знания на практике – принимать обоснованные  решения и вырабатывать план действий в  конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. 2 класс – 34ч. л е д з а Р в о с а ч   о в ­ л о К Темы в о с а ч   о в ­ л о К Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Наша страна на карте и глобусе. Природа вокруг нас. 7  Родная страна.  Город и село. Природа и рукотворный мир Россия на карте Путешествие по Москве  Путешествие по Оке «Города России» 1 1 1 1 Планировать свое действие в соответствии с  1 1 1 поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль  по результату. Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия.  Вносить необходимые коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки и  учета характера сделанных ошибок. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета. Осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной форме.  Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и  восполняя недостающие компоненты. Времена года. 4  В гости к осени В гости к зиме В гости к весне Впереди лето Природа живая и неживая. Единство живой и  неживой природы. 13  Что такое экология? Живая и неживая природа. Круговорот воды в природе. Вода и здоровье человека. Личная  гигиена.  Водоемы, их разнообразие.   Океаны. Моря. Озера. Экскурсия к водоёму. Стихи,  рассказы о воде и природе. «Вода – источник жизни на Земле» Воздух и здоровье человека. Практическое занятие «Уборка в  классе». Невидимые нити. Заглянем в кладовые земли. 1 Осуществлять расширенный поиск информации 1 1 1 с использованием ресурсов библиотек и  Интернета. Осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной форме. Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и  восполняя недостающие компоненты. Осуществлять сравнение, классификацию,  самостоятельно выбирая основания и критерии  для указанных логических операций. Строить логическое рассуждение, включающее  установление причинно­следственных связей. 1 Планировать свое действие в соответствии с  1 1 1 поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль  по результату. Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия.  Вносить необходимые коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки и  учета характера сделанных ошибок. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета. Осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной форме.  1 1 1 1 1 1 1 Полезные ископаемые родного  края. Комнатные растения.   Практическое занятие по  размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света. 1 1 Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и  восполняя недостающие компоненты. Осуществлять сравнение, классификацию,  самостоятельно выбирая основания и критерии  для указанных логических операций. Человек – часть природы. Тело человека.   4  Человек — часть природы.  Зависимость жизни человека от  природы.  Если хочешь быть здоров. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,  растительного и животного мира.  Заповедники. Красная книга России, ее значение. Основы  безопасности жизнедеятельности 6  Поселение как среда обитания  человека. Обеспечения  безопасности личности и общества. Дом, в котором мы живём.  Опасности, подстерегающие  человека дома. Правила безопасного поведения в   лесу. Чрезвычайные ситуации.  Опасные незнакомцы. Безопасное лето. 1 Планировать свое действие в соответствии с  1 1 1 поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль  по результату. Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия.  Вносить необходимые коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки и  учета характера сделанных ошибок. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета. Осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной форме.  Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и  восполняя недостающие компоненты. 1 1 1 1 Формирование потребности соблюдать нормы  здорового образа жизни, осознанно выполнять  правила безопасности жизнедеятельности,  правила дорожного движения;  воспитание  ответственного отношения к сохранению  окружающей природной среды, личному  здоровью как к индивидуальной и  общественной ценности. Оценивать  правильность поведения в быту  (правила  общения, правила ОБЖ, уличного движения). Знать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о  влиянии их последствий на безопасность  личности; о здоровом образе жизни; об  оказании первой медицинской помощи при  неотложных состояниях; о правах и  обязанностях граждан в области безопасности  жизнедеятельности. Уметь предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их  появления, а также на основе анализа  специальной информации, получаемой из  различных источников. 3 класс – 34ч. л е д з а Р в о с а ч   о в ­ л о К Темы Природа вокруг нас. 6  Мы жители планеты Земля. Твой адрес в этом мире. Путешествие по России. Мир вокруг. Экология и мы. Экологические  катастрофы. «Жалобная книга природы». Времена года. 4  Осень в лесу.  Капризы осенней  природы. «Войдем в чудесный мир зимней  сказки». Приметы весны. Летние зарисовки. Природа живая и неживая. 11  Природа живая и неживая. Солнце – источник тепла и света. Берегите воду! Вода, её признаки и свойства. Погода. Предсказание погоды по  народным приметам. Почему нельзя? Диалоги с неживой природой. Практикум «Хлебные крошки». 1 1 1 1 1 в о с а ч   о в ­ л о К Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1 Обсуждать и оценивать отношение людей к  1 1 1 1 окружающему миру отбирать из списка  необходимые для характеристики отношения к  миру, рассказывать  о своем отношении к  окружающему миру.                                               Определять свой «адрес в мире». Называть  свой домашний адрес.  Сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и  рукотворные картины Отечества. Представление об основных понятиях  начального природоведения (живая неживая  природа), сравнить предметы природы и  предметы, созданные человеком, различия  между растениями и животными. Как человек связан с природой? Может ли  человек существовать вне природы и природа  без человека? Осознание места человека как  части природы. Расширить представление детей об осени как  времени года и о признаках осени. Сбор  материала для гербария. «Войдем в чудесный мир зимней сказки».  Изменения в окружающей природной среде.  Русская традиция встречи весны. Нежность  красок весны – сиреневый цвет верхушек берез, желтовато­серая верба. Красота и хрупкость  первоцветов  Летние зарисовки. Природа­это то, что нас  окружает, но не создано человеком. Примеры  явлений природы: смена времен года, смена  времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь,  гроза.  1 Формирование представлений о неживой  1 1 природе, ее многообразии.  Актуализация представлений у обучающихся о  загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда  здоровью взвешенной в воздухе пылью.  Формирование потребности и практических  умений заботиться о птицах. Конструирование  модели кормушки. Актуализировать  1 1 1 1 Кто улетает, а кто остаётся. Царство грибов. Практическое занятие «Растения  луга и леса». О чём шепчут растения? 1 1 1 1 представления детей о птицах как о группе  животных  и о перелетных птицах Кубани.  Сформировать представление о грибах как  части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных;  познакомить с многообразием грибов, выделив  группы съедобных и несъедобных. Работа с  гербариями. Растения, влияющие на здоровье  человека.  Человек – часть природы. 5  Место человека в мире природы.  Основы здорового образа жизни.  Правильное питание. Режим дня. Двигательная  активность. Болезни и их причины.  Профилактика заболеваний. Опасные погодные условия.  Влияние погоды на человека. 1 1 1 1 Положительное и отрицательное влияние  1 человека на природу. Составление моделей,  показывающих место человека в природе.  Защита проекта. Проанализировать свой образ жизни и  отметить, какие черты поведения могут  сказаться на  здоровье. Осознавать значение режима дня для здоровья  человека. Уметь составлять свой режим дня. Учиться пользоваться простыми навыками  самоконтроля и саморегуляции своего  самочувствия для сохранения здоровья,  осознанно выполнять правила личной гигиены Опасные погодные условия. Уметь правильно  вести себя во время дождя, грозы, снегопада,  гололёда. Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололёда. Основы безопасности жизнедеятельности. 8  Природная среда и безопасность  1 Причины несчастных случаев на природе.  человека. Ядовитые растения, грибы. Ядовитые змеи и насекомые. Транспорт как зона повышенной  опасности. Детский травматизм. Первая  помощь. Как не стать жертвой  преступления. Правила поведения на водоёмах. Правила личной безопасности при нахождении  на природе. Ядовитые растения и грибы. Как  избежать отравления ядовитыми растениями.  Первая медицинская помощь. Как избежать встречи с ядовитыми змеями и  насекомыми. Как распознать змей, изучить  некоторые повадки.  Первая медицинская  помощь. Кто относится к участникам дорожного  движения. Транспорт. Как  правильно  1 1 1 1 1 1 Отдыхаем на природе. Подготовка  к выходу на природу. 1 пользоваться различными видами транспорта.  Как уверенно чувствовать себя на улицах и  дорогах. Выявить опасные ситуации, в которых может  быть нанесён вред жизни и здоровью человека.  Знать причины травматизма. Виды травматизма. Уметь оказывать первую помощь при травмах. Какими приёмами пользуются преступники,  чтобы заманить подростка в укромное место  для совершения преступления. Преступность,  современная криминогенная  обстановка.  Учиться правильно вести себя с незнакомыми  людьми, находясь дома и на улице. Знакомство с правилами поведения на  водоёмах в летний период. Научиться  соблюдать правила безопасного поведения  на  водоёмах в разные времена года.  4 класс – 34ч. л е д з а Р в о с а ч   о в ­ л о К Природа вокруг нас. Темы 4  На что похожа наша планета. Что общего у разных растений Явления природы. Твой адрес в этом мире. в о с а ч   о в ­ л о К Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1 Оценивать жизненные ситуации (поступки  1 людей). Определять и формулировать цель  1 деятельности на  занятии с помощью учителя.  1 Проговаривать последовательность действий на занятии.  Перерабатывать полученную информацию:  делать выводы в результате совместной работы  всего класса. Перерабатывать полученную информацию:  сравнивать и группировать предметы и их  образы. Слушать и понимать речь других. Работать с терминологическим словариком.  Сравнивать глобус и карту полушарий.  Находить условные знаки на карте полушарий.  Извлекать информацию о географических  объектах из дополнительных источников и  Интернета и готовить сообщения о них.               Времена года. 5  Планеты солнечной системы.  Смена времён года. Осень в лесу.  Особенности зимы в родном крае. Весеннее  пробуждение. 1 Классифицировать объекты природы по  существенным признакам. Сопоставлять  научные и народные предсказания погоды.  1 1 1 Лето родного края. 1 Природа живая и неживая. 6 Части растений. Деревья, травы, кустарники. Дикорастущие и культурные  растения родного края. Грибы и лишайники. Дикие и домашние животные. Полезные ископаемые родного  края. 1 1 1 1 1 1 Наблюдать изменения в неживой и живой   природе, устанавливать взаимозависимость  между ними. Определять природные объекты. Наблюдать за состоянием погоды, таянием  снега, появлением зелени, цветением растений,  появлением первых птиц и т.д. Формулировать выводы о весенних явлениях  природы, воздействии пробуждения природы на человека. Знакомиться по карте­схеме с наиболее  значимыми объектами Всемирного наследия,  определять их по фотографиям; знакомиться  по рисунку атласа с животными из  Международной Красной книги,  использовать  их как образец для подготовки собственных  сообщений. Извлекать из дополнительной литературы,  Интернета информацию об объектах  Всемирного наследия и животных из  Международной Красной Книги и готовить  сообщения о них. Формулировать выводы из изученного  материала, отвечать на итоговые вопросы и  оценивать  свои достижения.  Выявлять источники загрязнения близлежащих  водоёмов. Обсуждать меры по охране  поверхности своего края. Изготавливать макет  знакомого участка поверхности родного края. Человек – часть природы. 9  Человек – часть природы. Влияние  экологии на здоровье  человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Воздух и его охрана.                          Берегите воду!                                   Охрана растений и животных. Красная книга родного края. Природная среда и безопасность  человека. 1 1 1 1 1 1 1 1 В предложенных ситуациях, опираясь на общие  для всех простые правила поведения,  делать  выбор, какой поступок совершить. Развитие личностных, в том числе духовных и  физических, качеств, обеспечивающих  защищенность жизненно важных интересов  личности от внешних и внутренних угроз. Определять и формулировать цель  деятельности на  занятии с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на Что можешь сделать ты?                   1 занятии. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на основе работы с  иллюстрацией. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Учиться  отличать верно выполненное задание от  неверного. Учиться совместно с учителем и  другими учениками давать эмоциональную  оценку деятельности класса  на уроке.  Ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от  уже известного с помощью  учителя. Добывать новые знания: находить  ответы на вопросы, используя учебник, свой  жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Перерабатывать полученную информацию:  сравнивать и группировать предметы и их  образы. Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Основы безопасности жизнедеятельности. 9  Здоровый образ жизни. Здоровое  питание. Правила безопасного поведения на  улицах и дорогах.  Меры безопасности в домашних  условиях.   Огонь, вода и газ.                               Противопожарная безопасность.      Правила безопасного поведения на  воде. Лесные опасности. Первая помощь при легких  травмах (ушиб, порез, ожог),  обмораживании, перегреве.              Оказание первой помощи.  1 1 1 1 1 1 1 Практическая работа: определять наличие  питательных веществ в продуктах питания.  Моделировать строение пищеварительной  системы. Характеризовать системы органов  человека (их части и назначение). Характеризовать меры первой помощи при  повреждениях кожи.  Раскрывать роль правильной осанки  для  здоровья человека. Формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных  знаков. Выбирать дорожные знаки, встречающиеся на  пути в школу.  Характеризовать пожароопасные предметы  (раскалённые предметы, воспламеняющиеся  вещества, открытый огонь). Запомнить правила  предупреждения пожара. Моделировать вызов  пожарной охраны по обычному и мобильному  телефону, по номеру МЧС. 1 1 Обобщающий урок 1  Путешествие по «Зелёной  планете». 1 Готовить иллюстрации для презентации  проекта (фотографии, слайды, рисунки),  тексты сообщений.  Оценивать свои достижения по выполнению  проекта и достижения товарищей.

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета для учащихся 1-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.