Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Оценка 4.9
Документация
doc
математика +2
2 кл
09.01.2019
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся начальной школы с 7.6 до 9.6 лет, и рассчитана на 99 ч. в год, 3 учебных часа в неделю. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий. На курс внеурочной деятельности принимаются все желающие учащиеся начальной школы
Знай-ка.doc
Приложение   3   к   основной   образовательной   программе   начального   общего   образования муниципального   автономного   общеобразовательного   учреждения   муниципального образования город Нягань «Начальная общеобразовательная школа № 11» Приказ МБОУ МО г.Нягань от 15.08.2018г. № 343 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знайка» Направление: общеинтеллектуальное Возраст детей, на который рассчитана программа 7.6­9.6 лет. Срок реализации программы 3 года Составитель: Русинова Наталья Сергеевна руководитель детского объединения г. Нягань 2018 г. Пояснительная записка Программа   внеурочной   деятельности   «Знайка»   обращена   к   актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить,   но   и   умение   анализировать,   сравнивать,   выделять   главное,   решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д.   Хорошее   внимание,   память   ­   важнейшее   условие   успешного   школьного обучения.   Ведь   в   школе   ребёнок   должен   сосредоточиться   на   объяснениях учителя   и   выполнении   заданий,   удерживать   свое   внимание   в   течение длительного   времени,   запоминать   много   важной   информации.   Недостаточная сформированность   познавательных   процессов   создает   проблемы   в   обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок   испытывает   затруднения   при   выполнении   заданий   на   логическое мышление.   Всё   говорит   о   том,   что   у   ученика   недостаточно   развиты   такие психические   процессы,   как   произвольное   внимание,   логическое   мышление, зрительное   и   слуховое   восприятие,   память.   Поэтому   важно   сформировать   у ребёнка   внимательность,   умение   рассуждать,   анализировать   и   сравнивать, обобщать   и   выделять   существенные   признаки   предметов,   развивать познавательную   активность.   Не   менее   важным   фактором   реализации   данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.     Отличительные особенности программы:        В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.              В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При   этом   идёт   развитие   основных   интеллектуальных   качеств: умения анализировать,   синтезировать,   обобщать,   конкретизировать,   абстрагировать, переносить.   А   также  развиваются   все  виды   памяти,  внимания,  воображение, речь,   расширяется   словарный   запас.   Но   в   то   же   время   систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.         Цель программы: создание условий для формирования  интеллектуальной активности младших школьников   Задачи программы:    способствовать расширению кругозора  развивать мотивацию к познанию и творчеству  формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся  обучать младших школьников работе с различными источниками  информации  развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу      Срок реализации 3 года обучения. Место курса в учебном плане Общая характеристика курса внеурочной деятельности. В основе построения лежит принцип разнообразия творческо­поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых   задач.   Благодаря   этому   у   детей   формируются   умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На   каждом   занятии   после   самостоятельной   работы   проводится коллективная   проверка   решения   задач.   Такой   формой   работы   создаются условия   для   нормализации   самооценки   у   всех   детей,   а   именно:   повышения самооценки  у  детей,  у  которых  хорошо  развиты  мыслительные  процессы,  но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что   их   учебные   успехи   продиктованы,   в   основном,   прилежанием   и старательностью. В   курсе   используются   задачи   разной   сложности,  поэтому   слабые   дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).     Ребенок   на   этих   занятиях   сам   оценивает   свои   успехи.   Это   создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.          Задания   построены   таким   образом,   что   один   вид   деятельности сменяется   другим,   различные   темы   и   формы   подачи   материала   активно чередуются в течение урока.      В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.  Программа   внеурочной   деятельности   «Знайка»   предназначена   для учащихся начальной школы с 7.6 до 9.6 лет, и рассчитана на 99 ч. в год, из расчета 3 учебных часа в неделю. Основными принципами работы курса внеурочной деятельности являются: ­ учет современных требований; ­ учет возрастных особенностей; ­ доступность; ­ последовательность; ­ системность; ­ эффективность; ­ личностно­ориентированный подход. ­ управляемость образовательным процессом; ­индивидуальный подход к учащимся Программа   предусматривает   сочетание   групповых,   индивидуальных   и коллективных форм проведения занятий.       Основу программы составляют развивающие упражнения:       задания на развитие внимания;  задания на развитие памяти; задания на развитие пространственного восприятия, зрительно­моторной координации, умения копировать образец; задания на развитие  мышления; задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.        Формы и методы работы: эвристическая беседа;  исследование;  проблемно­поисковые задания;  наблюдение;  лингвистические игры;  индивидуальные задания.            На курс внеурочной деятельности «Знайка» принимаются все желающие  учащиеся начальной школы с 7.6­9.6 лет, по заявлению родителей (законных  представителей) на добровольной основе. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Результатами занятий программы «Знайка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Личностные результаты:  определять   и   высказывать   под   руководством   педагога   самые   простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  в   предложенных   педагогом   ситуациях   общения   и   сотрудничества,   при поддержке   других   участников   группы   и   педагога,   делать   выбор,   как поступить, опираясь на этические нормы.   учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;  учиться выражать свои мысли, аргументировать;  овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.  уметь выбирать целевые и смысловые  установки для своих действий  и поступков;  сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметные результаты: Регулятивные УДД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;  проговаривать последовательность действий;  учиться высказывать свое предположение (версию);  учиться работать по предложенному педагогом плану;  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;  учиться   совместно   с   педагогом   и   другими   учениками   давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.  учиться отличать факты от домыслов;  овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.  формировать   умение   оценивать   свои   действия   в   соответствии   с поставленной задачей.  формировать   умение   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной дятельности;  формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  осваивать начальные формы рефлексии.             Познавательные УДД:  ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать   новое   от   уже известного с помощью педагога;  учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;  учиться овладевать измерительными инструментами.  овладевать   логическими   операциями   сравнения,   анализа,   отнесения   к известным понятиям;  перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;  находить   и   формулировать   решение   задачи   с   помощью   простейших моделей (предметных рисунков, схем).  овладевать   современными   средствами   массовой   информации:   сбор, преобразование, сохранение информации;  соблюдать нормы этики и этикета;  овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно­следственные связи. Коммуникативные УДД:  учиться выражать свои мысли;  учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;  овладевать   навыками   сотрудничества   в   группе   в   совместном   решении учебной задачи.  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);  развивать доброжелательность и отзывчивость;  развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.  учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера,  исполнителя, критика);  учиться аргументировать, доказывать;  учиться вести дискуссию. марафон. Предполагаемые результаты. Уровни результатов внеурочной деятельности  Первый уровень результатов  —  приобретение   школьником   социальных знаний   (об   общественных   нормах,   устройстве   общества,   о   социально одобряемых   и   неодобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.   п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй   уровень   результатов  —   получение   школьником   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества (человек,   семья,   Отечество,   природа,   мир,   знания,   труд,   культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий   уровень   результатов  —   получение   школьником   опыта самостоятельного общественного действия.       Предметными результатами являются формирование следующих умений:  сравнивать предметы по заданному свойству;  определять целое и часть;  устанавливать общие признаки;  находить   закономерность   в   значении   признаков,   в   расположении предметов;  определять последовательность действий;  находить истинные и ложные высказывания;    наделять предметы новыми свойствами;  переносить свойства с одних предметов на другие.  применять правила сравнения;  задавать вопросы;  находить закономерность в числах, фигурах и словах;  строить причинно­следственные цепочки;  упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;  находить ошибки в построении определений;  делать умозаключения.   выделять свойства предметов;  обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;  сопоставлять части и целое для предметов и действий;  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;  приводить примеры истинных и ложных высказываний;  приводить примеры отрицаний;  проводить аналогию между разными предметами;  выполнять   логические   упражнения   на   нахождение   закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;  рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.  Обучающиеся научатся   ­  логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;   ­  сравнивать предметы, понятия;  ­  выделять существенные признаки и закономерности предметов;  ­  обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;  ­  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и  понятиями;  ­  концентрировать, переключать своё внимание;   ­  копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный       образ;  ­ самостоятельно выполнять задания; ­ осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои  ошибки;  ­ решать логические задачи на развитие аналитических способностей и  способностей      рассуждать;  ­ находить несколько способов решения задач;  ­ работать в группе.  Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.           Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся  проводится промежуточная и итоговая аттестация в форме тестироваения.  Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение  показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.   Учебно­тематический план Наименование разделов и тем Количество часов  «Самый внимательный, прилежный и старательный» Страна «Почитай ­ ка» Математический КВН Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина». Теоретическ ое занятие   Практиче ское занятие  1 1 1 2 2 2 2 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 4. 112 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам»,  «Лабиринт» и т.д. Занимательная грамматика: «Лена, Наташа,  Светлана и Алла ­  с буквы заглавной я написала». Буквенные головоломки. КВН «Времена года». Интеллектуальная игра «Обо всём на свете» Игра «Цветик – семицветик» Тест «Сравнение», «Алгоритм» Звуковые схемы слова. Причинно­следственные цепочки КВН «Мы друзья природы» «Найди   отличия»,  «Чем   похожи»,  «Распредели   по группам». Промежуточное тестирование. Анаграммы, шарады. «Рисуй, как я». Игра «что из чего получается» КВН «Пословицы и поговорки» Расшифруй сообщение. Симметрия. Симметричные фигуры. Игра «что из чего получается?» Тема и главная мысль текста. Интеллектуальная   игра   «Кто   хочет   стать миллионером» 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 2 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Викторина «Что? Где? Когда?» Игра «Незнайкин бенефис» Игра «Художник» Тест «Отношения». Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». Составление загадок, чайнвордов. Конкурс Эрудитов. Необычные задачки. Необычные задачки. Итоговое тестирование Итого 2 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 2 47 52 Содержание программы Тренировка памяти и внимания (10 ч) Вводное занятие. Что дала людям математика? Зачем её изучать? Весёлая  нумерация.  Логические задачи. Путешествие в “Страну чисел” Игра на  внимание “Числа, числа...” Весёлый устный счёт. Логически­поисковые задания.  Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Математические  головоломки. Задачки в стихах. Развитие зрительной и слуховой памяти.  Зрительные диктанты Задания повышенной сложности (12 ч) Выполнение тестов, задания на развитие внимания, памяти и мышления. Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически­поисковые задания. Решение нестандартных задач. Задания по  перекладыванию спичек. Занимательные задачи. Совершенствование  воображения. Отгадывание ребусов. Развитие пространственного воображения.  Математические ребусы и кроссворды. Игра “Угадай­ка!” Логически­поисковые задания (17 ч) Логически­поисковые задания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций.  Отгадывание анаграмм, шарад. Прямое и переносное значение слов. Тренировка внимания (16 ч) Игры на развитие внимания, памяти, мышления. Викторина. Решение нестандартных задач. Занимательные задачи. Путешествие в “Царство Знаний”. Логические задачи. Викторина “Юный Знайка”. Экспромт­ задачки, головоломки. Задачи, связанные с величинами. Логически­поисковые  задания. Задачи в стихах. Логические загадки­шутки. КВН. Конкурсно­игровая  программа “Весёлый интеллектуал» Тренировка слуховой памяти (17ч) Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей Развитие быстроты реакции. Тренировка зрительной памяти (15 ч) Тренировка зрительной памяти Развитие наглядно­образного мышления. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей (12 ч) Математическая газета.  Проект “Мир вокруг нас”. Весёлые задачки.  Поиск  закономерностей. Проект “Задачки в стихах”. Учебно ­ методические средства обучения: 1. компьютер 2. 3. 4. Презентации  мульти­медийный проектор  Экран Список используемой литературы. 1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно­ развивающие упражнения для  учащихся 1­4 классов.­М., 2010г. 2. Айзенк Х.и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка. – М., 2010г. 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический  конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:  Просвещение, 2010. – 223 с. 4. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных  способностей .­М.2011г. 5.Дьяченко О.М..Лото «Весёлые человечки» ­М; Линка – пресс 2010г. 6. Методическое пособие, 1 класс, программа курса «РПС», Москва,  Издательство РОСТ, 2011 г. 7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система  заданий. В 2­х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.  Логиновой. ­ 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010г. Методическая литература для учителя. 1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно­ развивающие упражнения для  учащихся 1­4 классов.­М., 2010г. 2. Айзенк Х.и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка. – М., 2010г. 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический  конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:  Просвещение, 2010. – 223 с. 4. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных  способностей .­М.2011г. 5.Дьяченко О.М..Лото «Весёлые человечки» ­М; Линка – пресс 2010г. 6. Методическое пособие, 1 класс, программа курса «РПС», Москва,  Издательство РОСТ, 2011 г. 7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система  заданий. В 2­х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.  Логиновой. ­ 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010г. Методическая литература для родителей. 1. Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как  слушать, чтобы дети говорили.­ М.: Эксмо, 2009. ­ 336с. 2. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение (пер.с нем.  Горловой Н.А., Михлина А.А.) – М: Академия, 2006. ­ 208 с. 3. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М: Росмэн – пресс, 2002. ­ 259 с. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? ­ АСТ, Астрель, 2010.  ­234 с. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М: Айрис Пресс, 2004.­160 с. Методическая литература для детей. 1. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч­ ся.­ [Изд. 4­е, перераб. и доп.] .­ М.: Просвещение, 2014.­ 158с.: ил. 2.  Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб.  пос.для 1 класса.­ Киров: ВГГУ, 2004.­ 124с.: ил.

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Скачать файл