Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Оценка 4.9
Документация
doc
математика +2
2 кл
09.01.2019
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся начальной школы с 7.6 до 9.6 лет, и рассчитана на 99 ч. в год, 3 учебных часа в неделю. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий. На курс внеурочной деятельности принимаются все желающие учащиеся начальной школы
Знай-ка.doc
Приложение 3 к основной образовательной программе начального общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения муниципального
образования город Нягань «Начальная общеобразовательная школа № 11»
Приказ МБОУ МО г.Нягань от
15.08.2018г. № 343
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Знайка»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст детей, на который рассчитана программа 7.69.6 лет.
Срок реализации программы 3 года
Составитель:
Русинова Наталья Сергеевна
руководитель детского объединения
г. Нягань 2018 г. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Знайка» обращена к актуальной
проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития
познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не
только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и
говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать
проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и
т.д. Хорошее внимание, память важнейшее условие успешного школьного
обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях
учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение
длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная
сформированность познавательных процессов создает проблемы в обучении
младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий
ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое
мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие
психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление,
зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у
ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать,
обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать
познавательную активность. Не менее важным фактором реализации данной
программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно
работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний:
русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание
обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра,
преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети
всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена
так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а
фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.
При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения
анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать,
переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение,
речь, расширяется словарный запас. Но в то же время систематическое
выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных
марафонах и конкурсах.
Цель программы: создание условий для формирования
интеллектуальной активности младших школьников
Задачи программы:
способствовать расширению кругозора развивать мотивацию к познанию и творчеству
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
обучать младших школьников работе с различными источниками
информации
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую
работу
Срок реализации 3 года обучения.
Место курса в учебном плане Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
В основе построения лежит принцип разнообразия творческопоисковых
задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения
самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных
ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество,
как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в
выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится
коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения
самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но
учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,
внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому
что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких
учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает
особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание
научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно
чередуются в течение урока.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение
к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Программа внеурочной деятельности «Знайка» предназначена для
учащихся начальной школы с 7.6 до 9.6 лет, и рассчитана на 99 ч. в год, из
расчета 3 учебных часа в неделю. Основными принципами работы курса внеурочной деятельности являются:
учет современных требований;
учет возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностноориентированный подход.
управляемость образовательным процессом;
индивидуальный подход к учащимся
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и
коллективных форм проведения занятий.
Основу программы составляют развивающие упражнения:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на развитие пространственного восприятия, зрительномоторной
координации, умения копировать образец;
задания на развитие мышления;
задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Формы и методы работы:
эвристическая беседа;
исследование;
проблемнопоисковые задания;
наблюдение;
лингвистические игры;
индивидуальные задания.
На курс внеурочной деятельности «Знайка» принимаются все желающие
учащиеся начальной школы с 7.69.6 лет, по заявлению родителей (законных
представителей) на добровольной основе.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Результатами занятий программы «Знайка» является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при
поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как
поступить, опираясь на этические нормы.
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей. учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с
поставленной задачей.
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя
учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к
известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые
выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных рисунков, схем).
овладевать современными средствами массовой информации: сбор,
преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по
родовидовым признакам; устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задачи. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
марафон.
Предполагаемые результаты.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении
предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинноследственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей,
сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Обучающиеся научатся
логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
сравнивать предметы, понятия;
выделять существенные признаки и закономерности предметов;
обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
определять отношения между понятиями или связи между явлениями и
понятиями;
концентрировать, переключать своё внимание;
копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный
образ;
самостоятельно выполнять задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои
ошибки;
решать логические задачи на развитие аналитических способностей и
способностей рассуждать;
находить несколько способов решения задач;
работать в группе.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся
проводится промежуточная и итоговая аттестация в форме тестироваения.
Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение
показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
Учебнотематический план
Наименование разделов и тем
Количество часов
«Самый внимательный, прилежный и старательный»
Страна «Почитай ка»
Математический КВН
Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».
Теоретическ
ое занятие
Практиче
ское
занятие
1
1
1
2
2
2
2
1
№
п/п
1
2
3
4 5
6
7
8
9
10
11
4.
112
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам»,
«Лабиринт» и т.д.
Занимательная грамматика: «Лена, Наташа,
Светлана и Алла с буквы заглавной я написала».
Буквенные головоломки.
КВН «Времена года».
Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»
Игра «Цветик – семицветик»
Тест «Сравнение», «Алгоритм»
Звуковые схемы слова.
Причинноследственные цепочки
КВН «Мы друзья природы»
«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по
группам». Промежуточное тестирование.
Анаграммы, шарады.
«Рисуй, как я».
Игра «что из чего получается»
КВН «Пословицы и поговорки»
Расшифруй сообщение.
Симметрия. Симметричные фигуры.
Игра «что из чего получается?»
Тема и главная мысль текста.
Интеллектуальная игра «Кто хочет стать
миллионером»
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
2
1
2
2
2
1
1
2
2
1
2
1
2
2
1
2
2
2
1
2
1
2
1
1
1
2 25
26
27
28
29
30
31
32
33
Викторина «Что? Где? Когда?»
Игра «Незнайкин бенефис»
Игра «Художник»
Тест «Отношения».
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».
Составление загадок, чайнвордов.
Конкурс Эрудитов.
Необычные задачки.
Необычные задачки.
Итоговое тестирование
Итого
2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
2
47
52
Содержание программы
Тренировка памяти и внимания (10 ч)
Вводное занятие. Что дала людям математика? Зачем её изучать? Весёлая
нумерация. Логические задачи. Путешествие в “Страну чисел” Игра на
внимание “Числа, числа...” Весёлый устный счёт. Логическипоисковые задания.
Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Математические
головоломки. Задачки в стихах. Развитие зрительной и слуховой памяти.
Зрительные диктанты
Задания повышенной сложности (12 ч)
Выполнение тестов, задания на развитие внимания, памяти и мышления.
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Логическипоисковые задания. Решение нестандартных задач. Задания по
перекладыванию спичек. Занимательные задачи. Совершенствование
воображения. Отгадывание ребусов. Развитие пространственного воображения.
Математические ребусы и кроссворды. Игра “Угадайка!”
Логическипоисковые задания (17 ч)
Логическипоисковые задания.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Совершенствование мыслительных операций.
Отгадывание анаграмм, шарад. Прямое и переносное значение слов.
Тренировка внимания (16 ч)
Игры на развитие внимания, памяти, мышления.
Викторина. Решение нестандартных задач. Занимательные задачи. Путешествие в
“Царство Знаний”. Логические задачи. Викторина “Юный Знайка”. Экспромт
задачки, головоломки. Задачи, связанные с величинами. Логическипоисковые
задания. Задачи в стихах. Логические загадкишутки. КВН. Конкурсноигровая
программа “Весёлый интеллектуал»
Тренировка слуховой памяти (17ч)
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Развитие быстроты реакции.
Тренировка зрительной памяти (15 ч)
Тренировка зрительной памяти
Развитие нагляднообразного мышления.
Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей (12 ч)
Математическая газета. Проект “Мир вокруг нас”. Весёлые задачки. Поиск
закономерностей. Проект “Задачки в стихах”.
Учебно методические средства обучения:
1. компьютер
2.
3.
4. Презентации
мультимедийный проектор
Экран Список используемой литературы.
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно развивающие упражнения для
учащихся 14 классов.М., 2010г.
2. Айзенк Х.и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка. – М., 2010г.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение, 2010. – 223 с.
4. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных
способностей .М.2011г. 5.Дьяченко О.М..Лото «Весёлые человечки» М; Линка – пресс 2010г.
6. Методическое пособие, 1 класс, программа курса «РПС», Москва,
Издательство РОСТ, 2011 г.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система
заданий. В 2х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010г.
Методическая литература для учителя.
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно развивающие упражнения для
учащихся 14 классов.М., 2010г.
2. Айзенк Х.и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка. – М., 2010г.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение, 2010. – 223 с. 4. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных
способностей .М.2011г.
5.Дьяченко О.М..Лото «Весёлые человечки» М; Линка – пресс 2010г.
6. Методическое пособие, 1 класс, программа курса «РПС», Москва,
Издательство РОСТ, 2011 г.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система
заданий. В 2х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010г.
Методическая литература для родителей.
1. Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как
слушать, чтобы дети говорили. М.: Эксмо, 2009. 336с. 2. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение (пер.с нем.
Горловой Н.А., Михлина А.А.) – М: Академия, 2006. 208 с.
3. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М: Росмэн – пресс, 2002.
259 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ, Астрель, 2010.
234 с.
Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М: Айрис Пресс, 2004.160 с.
Методическая литература для детей. 1. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч
ся. [Изд. 4е, перераб. и доп.] . М.: Просвещение, 2014. 158с.: ил.
2. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб.
пос.для 1 класса. Киров: ВГГУ, 2004. 124с.: ил.
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Знай-ка" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.