Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»
Оценка 4.8

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
15.04.2018
Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Шаги в будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Главная цель воспитательной программы: воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям
Крупнова п. Красноярский, Кваркенский р-н Оренбургская обл МАОУ СОШ № 20.doc
Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее» на 2017­2022 гг. (5­9 класс) Крупнова Ольга Владимировна Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Классный руководитель МАОУ «СОШ №20» п. Красноярский Кваркенского района  Оренбургской области Содержание 1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………...3 1.1. Цель и задачи программы...………………………………………………………………………………………...7 1.2. Основные принципы программы ..………………………………………………………………………………11 1.3. Охватываемые сферы воспитательного процесса…………..…………………………………………………14 1.4. Этапы и сроки  реализации программы……..………………………………………………………………….15 2. Содержание программы………………………………………………………………………………………………….21 2.1. Направления воспитательной деятельности…………………………………….……………………………..22 2.2. Реализация направлений программы……………………………………………………..…………………….27 3. Самоуправление…………………………………………………………………………………………………...………29 4. Работа с родителями………………………………………………………………………………………………………34 5. Модель выпускника 9 класса………………………………………………...………………………………………….38 6. Критерии и способы изучения эффективности программы ………………………………………………….…….42 7. Мониторинг эффективности программы…………………….………………………………………………………..44 8.  Список литературы………………………..………………….………………………………………………………….47 9.  Приложение 1 «Заповеди класса»………………………….……………………………….…………………………..48 10. Приложение 2 «Законы класса»…..…………………………………………………………………………………....52 2 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Пояснительная записка Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально­экономического, нравственного и культурного развития испытывает потребность в личности с определенным уровнем знаний и определенными принципами поведения.   Что   же   касается   нового   витка   в   развитии   современного   нам   общества,   со   своими   специфическими социальными, экономическими и политическими отношениями, со своими целями и новыми масштабами преобразований, то   такое   развитие   немыслимо   без   высокообразованной   и   всесторонне   развитой   личности.   Приоритетная   задача Российской   Федерации   –   формирование   новых   поколений,   обладающих   знаниями   и   умениями,   которые   отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности.  Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых   требований   к   молодежи:   от   нее   требуется   умение   конкурировать,   а   также   умение   самоопределяться   и 3 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район самореализовываться.      Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в жизни успеха. Развивающемуся обществу нужны молодые люди,   быстро   адаптирующиеся   к   изменяющимся   условиям,   способные   принимать   решения,   обладающие   чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость.  Школа   один   из   основных   социальных   институтов,   принимающих   непосредственное   участие   в   воспитании   и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия  классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных   отношениях.   Эти   отношения,   основанные   на   коллективной,   партнерской,   равноправной   творческой деятельности   классного   руководителя   и   детей,   деятельности,  направленной   на   заботу   друг   о   друге   и   окружающих, создают   условия   для   формирования   системы   воспитательной   работы   и   определяют   роль,   функции,   цели,   задачи   и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними. Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям­предметникам, и к родителям, и  к социуму.  Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо. 4 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район       Средний школьный возраст ­ самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится  решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны  внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему,  участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.       Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего  школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями,  поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные  проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя  должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.    В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним. Организуя   свою   работу,   классный   руководитель   обеспечивает   физическое,   нравственное   развитие   личности школьника,   создаёт   условия   для   развития   его   интеллектуальных,   творческих   способностей,   для   самоопределения, 5 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.  В   основе   Программы   воспитательной   деятельности   класса   «Шаги   в   будущее»   лежит  личностный   принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей  как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.) Нормативно­правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно­правовые документы:  Конституция РФ;  Закон РФ «Об образовании»;   Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   Личности   гражданина   России.   А.Я.   Данилюк,   А.М. Кондаков, В.А. Тишков;  Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;  Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области;  Конвенция ООН о правах ребенка;  Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20»;  6 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  Локальные акты школы. Программа рассчитана на период 2017­2022 годы (5­9 класс). В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи. Цель и задачи программы  Приоритетным смысловым стержнем программы  воспитания «Шаги в будущее» является   воспитание духовно­ нравственного  ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о  доброте и культурной полноценности в восприятии мира.  Культуросозидающая роль программы состоит также в  воспитании гражданственности и патриотизма. Главная цель воспитательной программы: воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству,  национальным традициям и общечеловеческим достижениям. В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:  развивать индивидуальные творческие способности учащихся;  воспитывать желание и стремление  учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию; 7 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  формировать ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;  воспитывать у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;  формировать  позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям­инвалидам,  преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными  возможностями;  воспитывать  уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству  воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности;  формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами;  воспитывать уважение детей к семье и родителям, старшим поколениям;  создать условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности;  содействовать повышению педагогической культуры родителей; 8 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  просвещать и консультировать родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого­педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;  содействовать популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в  информационном пространстве;  взаимодействовать  с организациями дополнительного образования в целях содействия реализации и развития  лидерского и творческого потенциала детей;  привлекать  детей к участию в деятельности социально­значимых познавательных, творческих, культурных,  краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении; Программа предусматривает   воспитание уважения к традициям Отечества, школы, семьи;  воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе;  воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми; 9 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  воспитание моральных качеств, чувства долга;  воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость. Формы реализации задач:  изучение   психологических   особенностей   учащихся  (наблюдение,  индивидуальные   и  групповые   собеседования   с учащимися   и   родителями,   анкетирование,   мини   исследования),   организация   групповых   занятий   со   школьным психологом;  посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;  тематические классные часы,   дискуссии, диспуты, конференции;   ролевые, деловые, образовательные игры;  экскурсии, походы;  соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны;   проектные игры;  участие в общешкольных и городских благотворительных акциях; 10 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  позитивное развитие детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);  организация занятости во второй половине дня. Ожидаемые результаты На первом этапе развития личности 5–6 класс:  лидерские качества;  сплоченность коллектива. На втором этапе развития личности 7–9 класс:  способность включения в работу;  способность к выполнению намеченных целей;  способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон– желание самосовершенствоваться;  формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.  11 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Основные принципы программы  Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие   правила,   выражающие   объективную   сущность   отношений   классного   руководителя   и   воспитанника   в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально­активную, нравственно и физически здоровую личность. Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются: Принцип целостности в воспитании.   Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного,   рационального   и   иррационального.   Признать   равно   важными   для   общества   и   личностно   значимыми   для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы. Принцип культуросообразности  Соответствие   этапов   вхождения   личности   в   пространство   культуры   этапами   вхождения   в   пространство   культуры человека Принцип  природосообразности Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать Принцип воспитания творческой личности ребенка.  Все   дети   талантливы,   только   талант   у   каждого   свой,   но   его   надо   найти.   Поэтому,     исходная   позиция   классного руководителя  к воспитаннику –  доверие, опора  на  имеющийся  у него   потенциал, поиск  и развитие  его дарований, 12 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей. Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.     Этот   принцип   предусматривает   создание   условий   для   социального   становления   учащихся.   Это   обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися.  Через   свое  участие   в  решении   проблем   ребята   вырабатывают     качества,   необходимые  для  преодоления сложностей   социальной   жизни.   Совместное   участие     в   мероприятиях,   поездках,   походах,   соревнованиях   сближает учащихся,   позволяя   им   раскрыться   в   любых   ситуациях.   Ученическое   самоуправление   –   форма   организации жизнедеятельности   коллектива   учащихся,   обеспечивающая   развитие   их   самостоятельности   в   принятии   и   реализации решения для достижения общественно значимых целей. Принцип сотрудничества.  Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для   организации   необходимых   условий   для   этого   образуют   вместе   необходимое   единство   целей   воспитателя   и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции:  «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает». 13 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества. Принципы Принцип  целостности в  воспитании Принцип культуросообразности Принцип природосообразности Принцип воспитания творческой  личности Принцип опоры на классное ученическое  самоуправление 14 ПринципыПринцип  целостности в воспитанииПринцип культуросообразностиПринцип природосообразностиПринцип воспитания творческой личностиПринцип опоры на классное ученическое самоуправление Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Принцип сотрудничества Охватываемые сферы воспитательного процесса 15 Принцип сотрудничества Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Культура  образования Со  сверстниками Культура  общения В семье С другими  людьми Культура досуга Культура  других стран  и народов История УЧЕНИК Россия – моя страна Малая Родина Спорт Культура  здоровья традиции Современность Эстетическое  воспитание Знаменитые люди  п.Красноярский Природа Исторические места  и памятные даты Этапы и сроки реализации программы 16 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Программа рассчитана на период 2017­2022 годы (5­9 класс). В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи. Диагностический этап – сентябрь­октябрь 2017 г (начало 5 класса, впоследствии, начало каждого учебного года) Основной этап – 2017­2021 годы (5­8 классы) Обобщающий – 2021­2022 год  (9 класс) При этом в каждом учебном году могут наблюдаться все 3 этапа для внесения изменений и дополнений, соответствующих возрасту и  проблемам, возникающим в период реализации программы Диагностический этап Цель:     углубленное   психолого   –   педагогическое   изучение   детей,     выявление   их   индивидуальных   особенностей, выявление стадии развития классного коллектива Задачи:  провести  психолого­педагогическое  обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.  провести обследование стадии развития классного коллектива 17 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  проанализировать  результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д. На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и  проведение диагностик).  По результатам работы   составляется «Психологический портрет каждого ребенка и классного коллектива в целом », обсуждается и составляется план работы,  в котором предполагается:  выявление имеющихся ресурсов;  постановка цели на предстоящий учебный год;  определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка. Мероприятия:  Изучение документации  (личное дело, журнал класса, медицинская карта);  Беседа с родителями, организационное родительское собрание, анкетирование родителей;  Комплексная проверка  здоровья  учащихся;  Наблюдение за детьми  на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий;   Анкетирование и тестирование учащихся 1. Изучение личности школьников 18 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Анкетирование учащихся:  1. Опросник Айзенка.  2. 3. Оценка психологического состояния по Айзенку.  Методика КОС Экспресс­методика характеристических особенностей личности.  4. 2. Изучение классного коллектива: Анкетирование  1. 2. 3. 4. 5. Социометрия.  Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере» Уровень воспитанности и самооценки класса. Ранжирование учебных предметов. Диагностическая методика «Доминирующие мотивы» Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе   психодиагностических данных. Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду,  Основной этап: умению адаптироваться в окружающем мире. 19 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Цель: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию Основные задачи:  формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;  развитие интеллектуальных способностей детей;  развитие мышления, памяти, внимания. Цель: развитие физкультурно­оздоровительной деятельности, способствующей познавательной активности Основные задачи: • Физическое развитие посредством спорта и физической культуры; • Приобщение к активному отдыху на природе; • Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом; • Учить жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух» Цели: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду  других Основные задачи: • Оказание посильной помощи ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших; • Участие в школьных и районных экологических субботниках; • Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих. 20 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Цели: развитие активной социальной деятельности и инициативы детей, изучение истории родного края, страны. Основные задачи:  Воспитание чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;  Воспитание чувства прекрасного;  Развитие уважительного отношения к истории и культуре родного края. Цель: формирование нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития толерантной личности. Задачи: • Диагностирование специфики взаимоотношений в классном коллективе. • Обучение правилам и культуре общения, разрешения конфликтов. • Развитие личностных свойств – самостоятельности, самоуважения, отзывчивости, толерантности, эмпатии. Цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие учащихся. Задачи: • формирование культуры общения у родителей; • оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей; • выработка совместных требований к ученику; • содействие сохранению и упрочнению семьи; 21 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район • вовлечение родителей в воспитательный процесс: • создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей. Виды взаимодействия учителя и родителей: 1. Учебная деятельность 2. Познавательная деятельность 3. Общественно – полезная деятельность 4. Творческая деятельность 5. Спортивно – оздоровительная деятельность 6. Экологическая деятельность Обобщающий этап Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках   реализации программы воспитательной работы по развитию   классного коллектива. На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия: • Отслеживание достижений  в развитии учащихся по всем направлениям. Сравнительный анализ. • Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы. 22 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район • Самопрезентация личных достижений учащихся. Программа воспитательной работы основана на 5 основных «ветвях», влияющих на развитие личности ребенка:  Россия – моя страна Содержание программы  Культура других стран и народов (толерантность)  Образование (основное, дополнительное, самообразование)  Культура общения (психологический климат, бесконфликтность, толерантность, самоуправление)  Культура досуга (нравственность, ЗОЖ) Направления воспитательной деятельности При этом каждая «ветвь» реализуется в одном или нескольких направлениях: 23 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район «Я – Человек» (образование, культура общения, культура досуга) Данное направление  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию   и   предполагает   образование   и   воспитание   личности   обучающихся,   развитие   их   индивидуальных, интеллектуальных   качеств,   привитие   навыков   культуры   поведения,   культуры   речи,   культуры   общения,   правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.  Подпрограммы данного направления:  Проект «Что в имени моем»  Проект «Моя родословная»  Проект «Доброе сердце»  Проект «Я в мире профессий» Виды мероприятий:  конкурсы и олимпиады  классные часы 24 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  беседы  анкетирование  тестирование  диспуты  вечера  социально значимые акции  встречи с интересными людьми  экскурсии, походы  сотрудничество с центром соц.защиты и другими структурами  «Моя Родина» (Россия – моя страна, культура других стран и народов) Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности   по   изучению   народной   культуры,   национальных   традиций,   воспитание   любви   к   родному   краю, патриотических   и   гражданских   чувств,   организацию   трудовой   деятельности   обучаемых,   воспитание   трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.  25 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Подпрограммы данного направления:  Проект «Народная культура»  Проект «Я знаю, расскажу вам»  Проект «С чего начинается Родина?»  Проект «Зная свои права, я отвечаю за свое будущее» Виды мероприятий:  родительские собрания  лекции  беседы  тестирование  консультации  посещение семей  классные часы, беседы, диспуты  вечера  экскурсии, походы, выезды  фестивали 26 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  праздники  конкурсы и балы  шоу­программы  викторины «Здоровый образ жизни» (культура общения, культура досуга) Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью,   сохранение   и   укрепление   нравственного,   психического   и   физического   здоровья,   воспитание   способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности   по   формированию   здорового   образа   жизни,   по   профилактике   употребления   психоактивных   веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности. Подпрограммы данного направления:  Проект «Мы – здоровая нация»  Проект «Общение без конфликтов»  Проект «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам» Виды мероприятий:  Спортивные соревнования 27 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  беседы  турниры  походы  военно­спортивные игры  участие в акциях и конкурсах, мероприятиях по здоровьесбережению   «Мир   прекрасного»  (культура   досуга,   культура   других   стран   и   народов,   Россия   –   моя   страна)   ­   направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности. Подпрограммы данного направления:  Проект «Мир моих увлечений»  Проект «АЙДЫРЛЯ ­ СИТИ» Виды мероприятий  презентация кружков, клубов, секций, обществ 28 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  тематические классные часы  мероприятия, конкурсы, фестивали  экскурсии в музеи и выставочные залы  «Ученическое самоуправление» (культура досуга, культура общения) Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.  Подпрограммы данного направления:  Программа «Я – мы – класс»  Проект «Не Я, а МЫ»  Проект «Общественно­активный класс» Виды мероприятий  Тренинги  Классные часы  Вечера 29 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Реализация направлений программы Россия   –   моя Культура других стран и страна народов Образование Культура общения Культура досуга Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования 5 КЛАСС Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни. Мы   любим   свою школу и свой посёлок Мы   хотим   знать   много интересного о культуре других Мы   стараемся учиться хорошо стран 6 КЛАСС Мы   стали   старше,   у нас   много   новых друзей интересно Мы   проводим   время вместе Формирование стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 30 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. Мы   хотим   знать больше   о   своем посёлке Мы начинаем узнавать больше о других странах и народах   начинаю Я изучать   новые Не   всегда   легко   и   быть понять Мы   активны   и заинтересованы предметы 7 КЛАСС понятым Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. Свободное время  с интересом и пользой    Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. Мы можем участвовать   в  жизни своего   посёлка   и района –   новые   знания, дополнительные Новое   –   интересно,   я   готов преодолеть трудности Новые предметы Я   стараюсь   сам   поделиться усилия Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. Формирование гражданско­патриотических качеств личности. 8 КЛАСС ­ 9 КЛАСС 31 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Формирование культуры здоровья Мы   гордимся   своим краем   и   своей страной Мы   уважаем   культуру других стран и народов Мы учимся  активно Мы учимся  прислушиваться к   другому мнению Мы   активны   не только в учебе Мы в ответе за свою Родину Понимая   культуру   другой страны, понимаем свою Хорошие знания – путь к успешной  сдаче экзаменов   Я   ­ часть большой семьи Мы   готовимся   к активной жизни Самоуправление Ученическое самоуправление дает возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность   продемонстрировать   уникальность   своей   личности,   накопить   опыт   общения,   преодоление   трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Создание ученического самоуправления в классном коллективе решит следующие задачи: 1. Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика. 32 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район 2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности. 3. Воспитание чувств честного партнерства. 4. Формирование умения вести здоровый образ жизни. Создание органов ученического самоуправления требует определенных условий:  Наличие личностно и социально значимой деятельности.  Присутствие и поддержка педагога.  Социально ценные чувства и переживания, которые значимы для учащихся, которые, в сущности, и воспитывают. Принципы  самоуправления в классном коллективе 1.      Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2.      Выборность  ­ полномочия приобретаются в результате выборов. 3.      Откровенность и гласность – работа органов  самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4.      Законность – неукоснительное соблюдение  правовых и нормативных актов. 5.      Целесообразность – деятельность органов  самоуправления должна быть направлена на реализацию  интересов  и потребностей учащихся. 6.      Гуманность – действия органов  самоуправления должны основываться на нравственных принципах. 7.      Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8.      Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед  своими  избирателями. 33 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Содержание деятельности   самоуправления классного коллектива 1.  Творческое развитие каждого ученика. 2. Создание в классе микроклимата сотрудничества учителей, учеников, родителей. 3. Реализация личностного потенциала в деятельности: военно­патриотической;  профориентационной; ценностно­ ориентировочной; общественно­значимой. Организация работы органов самоуправления 1.  Органы  классного самоуправления работают во взаимодействии с органами педагогического и родительского  самоуправления. 2. Собрания и  классные часы проводит совет класса совместно с классным руководителем. 3.  Решения органов  классного самоуправления принимаются открыто.     4. Решения принимаются простым большинством, но мнение меньшинства должно внимательно выслушиваться и  учитываться. 5. В случае несогласия с решением органа  классного самоуправления любой ученик может опротестовать это  решение в вышестоящем органе самоуправления. Структура самоуправления класса.  Высший орган самоуправления ­ классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный  руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов  привлекаются  родители обучающихся.  В  компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:      ­ избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;        ­ избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);          34 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район ­   установление   конкретных   задач   деятельности   ученического   коллектива   на   определенный   срок   и   принятие конкретных программ работы;             ­   делегирование   своих   представителей   в   общественные   органы   самоуправления   (совет   старшеклассников школы);      ­ координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;      ­ установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;         ­   внесение   предложений   в   администрацию   школы   и   органы   школьного   самоуправления   об   улучшении жизнедеятельности своего коллектива. Обязанности по направлениям: Староста •        Подготовка и проведение заседаний актива класса, круглых столов, конференций, встреч с активами других  классов. •        Контроль за работой класса. •        Распределение обязанностей при проведении КТД. •        Участие в собраниях Совета Старшеклассников Заместитель старосты обязан: •         Выполнять обязанности  старосты в случае его  отсутствия.                                                                                                        •         Контролировать выполнения поручений членами классного коллектива                                                      Совет порядка 35 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район •        Контроль за посещаемостью. •        Контроль за выполнением режима дня и Устава школы. •        Контроль внешнего вида. •        Участие в собраниях СС. Культурный  отдел •        Организация участия класса в проведении праздников, концертов, музыкальных гостиных и т.д. •        Проведение классных огоньков, дискотек. •        Участие в собраниях СС. Спортивно – оздоровительный  отдел •        Подготовка и организация походов, конкурсов, эстафет. •        Организация соревнований по различным видам спорта с другими классами, школами. •        Участие в Дне здоровья. •        Участие в  собраниях СС.  Пресс ­  центр •        Подготовка оформления и реквизита к праздникам и вечерам, •         Организация участия в конкурсах газет к знаменательным датам года. •        Участие в работе школьного пресс­центра •        Участие в собраниях Совет Сташеклассников. Учебный отдел 36 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район •        Контроль успеваемости в классе. •         Организация консультационных групп для помощи отстающим ученикам. •        Проверка дневников и учебников. •         Участие в организации и проведении олимпиад, предметных недель. •         Участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам. •         Участие в организации  встреч с интересными людьми. •        Участие в собраниях СС. 37 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Работа с родителями Важная роль в формировании личности ребенка отводится работе классного руководителя с родителями. Родители ­ полноправные участники образовательного и воспитательного процесса. Одна из главных задач педагога — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи с учителем.  Основным  средством  ее  решения  является совместная  деятельность  родителей, детей  и учителя,  которая может быть организована в различных формах.  Круглый стол Психолого­ педагогически  контакт Семинары­ практикумы Консультации День открытых  дверей Творческие  встречи Формы  работы Родительские  рейды Родительские  конференции Диспут Совместные  праздники 38 Родительские  собрания Формы работыРодительские рейдыСеминары­практикумыДень открытых дверейДиспутСовместные праздникиРодительские собранияРодительские конференцииПсихолого­педагогически контактКонсультацииТворческие встречиКруглый стол Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район К  нетрадиционным  формам  работы  с  родителями   можно  отнести:   родительские  чтения,  родительские   вечера,  родительские тренинги, презентации семейного опыта, педагогические мастерские, индивидуальные собеседования, пресс­конференции, родительские собрания, проводимые детьми. Родительские  чтения  –   очень   своеобразная   форма   работы   с  родителями,  которая   даёт   им   возможность   не   только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям. Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный   руководитель   только   начал   формировать   родительский   коллектив   класса,   когда   дети   только­только переступили   порог   школы.   Родительские   вечера   –   это   праздник   общения   с   родителями   друзей   твоего   ребёнка,   это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. 39 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга. Тренинг  — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса. Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное   средство   развития   толерантного   общения,   преодоления   внутрисемейных   конфликтов   «отцов   и   детей», установления позитивных отношений   как между    родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями. Мастерская ­ это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская ­ это продуманная   во   всех   деталях   модель   совместной   педагогической   деятельности   по   проектированию,   организации   и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.  Индивидуальные собеседования Собеседования планируются во время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о времени   собеседования,   можно   оформить   пригласительные.   Обычно   на   организационном   родительском   собрании 40 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район согласуется время собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40­50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить   за   успехи.   В   собеседовании   главная   роль   отводится   родителю,   учитель   же   фиксирует   его   предложения, замечания  Пресс – конференция с родителями Эту   форму   работы   мы   предлагаем   проводить   в   конце   или   начале   учебного   года.   Пресс­конференция   от   обычного собрания   отличается   тем,   что   на   неё   можно   пригласить   учителей   предметников,   психолога,   логопеда,   социального педагога, завучей, директора школы, с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов. Родительские собрания, проводимые детьми Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Должна быть  проведена большая предварительная работа с детьми: составление сценария, распределение ролей, запоминание  текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят   на   собрание   как   обычно.   Перед   ними   сидят   их   дети,   они   на   этом   собрании   стали   учёными,   учителями, директорами школ и.т.д. Рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления 41 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район просят своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Таким образом, мы воспитываем не только родителей, но и будущих родителей – наших детей.    Модель личности выпускника 9 класса    Ведущими качествами личности  выпускника 9­го класса  являются: Осмысленность личной жизни, целеустремленность:  сформированное представление о смысле жизни, идеале,    счастье;  наличие жизненных планов:  активная профессиональная подготовка;  понимание жизненной целеустремленности. Мировоззрение: 42 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  знание современной научной картины мира;  понимание и принятие философии прав и свобод человека;  патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее     процветания);  правовая и политическая культура. Интеллектуальное развитие:  информационный кругозор;  потребность применять знания на практике;  умение обобщать, анализировать, делать выводы;  критичность (ничего не принимать на веру);  стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;  умение заниматься самообразованием. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:  добросовестность;  старательность; 43 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  настойчивость;  предприимчивость, самостоятельность;  творческий подход к работе. Личностные качества (черты характера):  внутренняя свобода, независимость;  стойкость, умение переносить трудности;  решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;  порядочность;  честность, правдивость.   Отношение к окружающим:  гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;  бескорыстная забота о других;  интерес к людям, общительность;  доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам; 44 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  терпимость, уступчивость;  умение постоять за себя. Культура поведения:  умение контролировать себя;  сдержанность, тактичность;  чувство меры в общении;  умение соблюдать дистанцию;  культура речи. Здоровый образ жизни:  отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;  знание механизмов и способов поддержания здоровья;  стремление к физическому совершенствованию;  отсутствие вредных привычек.  Семья. Брак. Любовь. 45 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;  уважительное отношение к  женщине, девушке. Эстетическая культура:  наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;  умение замечать прекрасное  в природе, жизни, труде, общении,  обучении. Критерии и способы изучения эффективности программы  Для   исследования   эффективности   программы   воспитания   «Шаги   в   будущее»   целесообразно   использовать следующие критерии:   удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;  уровень воспитанности;  сформированность ценностных отношений учащихся; 46 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район   формирование мотивации к обучению;   умение общаться, сознавать свои поступки. Для изучения эффективности программы воспитания используются:  различные методики диагностики;   беседы с учащимися;  наблюдения;   интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию. Предполагаемые результаты. В   результате   реализации   данной   программы   воспитания   предполагается   воспитать   у   учащихся  качества, соответствующие определенной модели:  Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.  Активная гражданская  позиция.  Позитивное   отношение   к   здоровому   образу   жизни,   ответственное   отношение   к   своему   здоровью   и   здоровью окружающих.  Творческий подход к любым видам деятельности.  Коммуникабельность, умение общаться. 47 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  Патриотическое отношение к России, к малой Родине, к землякам.   Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих. Ключевые компетенции ученика, развивающиеся данной программой Ученик Информационная Коммуникативная  Проблемная Кооперативная Здоровьесберегающая  48 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Мониторинг эффективности программы Показатели Методики изучения Сформированность   познавательного   потенциала   личности учащегося:  1. Освоение учащимися образовательной программы  2. Развитость мышления  3. Познавательная активность учащихся  4. Сформированность учебной деятельности. Тест интеллектуального развития  Статистический   анализ   текущей   и   итоговой успеваемости  Педагогическое наблюдение.  Сформированность   нравственного   потенциала   личности учащегося:  1. Нравственная направленность личности  2.   Сформированность   отношений   ребенка   к   Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.  Сформированность коммуникативного     потенциала 49 Тест   Н.Е.   Щурковой   "Размышляем   о   жизненном опыте"  Методики "Репка" ("Что во мне выросло") Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район   Сформированность   коммуникативной   культуры личности ученика: 1. Коммуникабельность  2. учащихся  3. Знание этикета поведения  Сформированность эстетического потенциала ученика 1. Развитость чувства прекрасного  2. Сформированность других эстетических чувст Сформированность физического потенциала ученика 1. Состояние здоровья  2. Развитость физических качеств личности  Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе 1. Комфортность ребенка в школе  2.   Эмоционально­психологическое   положение   ученика   в классе 50   выявления Методика склонностей учащихся  Педагогическое наблюдение    коммуникативных Методика Торренса  Педагогическое наблюдение  Статистический   медицинский   анализ   состояния здоровья ученика  Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств  Методика удовлетворенности учащегося школьной жизнью" Методики   "Наши   отношения",   "Психологическая атмосфера в коллективе"                        Андреева "Изучение   А.А. Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Сформированность классного коллектива  1.   Состояние   эмоционально­психологических   отношений   в коллективе  2. Развитость самоуправления  3. Сформированность совместной деятельности  3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова). 1. Методика "Наши отношения"  2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин) 51 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район Список литературы 1.      Закон Российской Федерации «Об образовании».  2.      Федеральная программа развития образования \\ Вестник образования, 2000, № 12.  3.      Конвенция ООН о правах ребенка. 4.      Образовательная политика России на современном этапе \\ Официальные документы в образовании, 2015, №2.  5.      Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. –  М.: ТЦ Сфера, 2005. ­ 160 с.  6.      Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы:  становление и развитие, М.: Новая школа,  2001.  7.      Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. М.,  2001.  8.      Макаренко А.С. Воспитание гражданина, М.: Просвещение, 1989  9.      Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / Под ред. Е.Н. Степанова,  М.А. Александровой. ­ М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.  10.  Педагогика/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. ­ М.: Издательский центр "Академия", 2002. ­ 576 с.  11.  Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно­методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224  с.  52 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район 12.  Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / [сост.: Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина]. – М.:  Сфера,  2002.  13. .  С. Соловейчик «В.А. Сухомлинский о воспитании», М., 1975г 14.  Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной работы образовательного учреждения: теория, технология,  практика. – Псков, 1998. – 263 с.   Приложение 1 Заповеди класса: НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым. МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам. НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины. ПОМНИ:  Наша школа самая лучшая потому, что она – наша.   Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.   Если тебе хорошо, поделись с товарищем.   Поспешишь – весь класс насмешишь.   Заходя на урок, не думай о секундах свысока.  53 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  Дорожи дружбой ребят в классе – это твоё «ежечасное трёхразовое питание»  «Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»  Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.   Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.   Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.   Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.   Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).   Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.   Помогай учителю в организации досуга.   Принимай участие в ежедневной уборке класса.   Не будь в стороне от интересных дел.   Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.   Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.  54 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район  Не   забывай,   что   именно   в   твоём   классе   учатся   самые   замечательные   ребята!   Они   хотят   дружить   с   тобой   и нуждаются в твоей помощи.  Традиции класса, которые могут творить чудеса  Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?  традиция,   когда   в   конце   каждой   четверти   у   каждого   ученика   в   дневнике   появляются   записи   следующего содержания: “Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы­стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!” “Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!” Такие   записи   помогают   преодолевать   трудности,   учат   реально   оценивать   себя,   развивают   умения взаимодействовать с другими людьми.  традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает класс: 55 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю? б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему? в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше? Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы: а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь? б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе? в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя  тревогу.  традиция, когда конец учебного  года  отмечается  заполнением  в классе “Книги рекордов  Гиннеса”,  в  которую вносятся   имена   ребят,   педагогов,   родителей   по   самым   различным   номинациям.   Например,   дети   определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.  традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.  традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример? 56 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район а) Учиться честно,  говорить о своих ошибках. б) Быть объективным к себе и другим. в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы. г) Уметь сопереживать. д) Проявлять терпение и терпимость.  традиция, когда в классе существует “Праздник добрых пожеланий”, который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы. И т.д. 1. Закон Правды. Законы класса 57 Приложение 2 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район       Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив. 2. Закон Добра.      Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. 3. Закон Заботы.       Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. 4. Закон Любви.       Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее. 5. Закон Милосердия.       Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо ­ не забывай  о них. 6. Закон Памяти.     Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и  своей истории. 7. Закон Уважения.      Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других. 8. Закон Старости.      Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным. 9. Закон Свободы. 58 Крупнова Ольга Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кваркенский район      Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других. 10. Закон Смелости.      Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас ­ в коллективе: будь смел. 11. Закон Чести.      Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни  о  своей духовной силе, долге, достоинстве. 59

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса «Шаги в будущее»

Программа воспитательной деятельности класса  «Шаги в будущее»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018