Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и школа не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Пояснительная записка……………………………..…………………….……3
Цель программы………………………………………………………………4
Задачи программы…………………………………………………………….4
Участники программы………………………………………………………..4
Принципы построения программы…………………………………………..4
Правила общения педагога с родителями…………………………………...5
Срок реализации программы…………………………………………………5
Механизм реализации программы…………………………………………...5
Ожидаемый результат………………………………………………………...6
Индикаторы эффективной работы школы с семьёй………………………..6
Взаимодействие родителей с социумом…………………………………….7
Нормативноправовые условия реализации программы…………………...8
Система контроля……………………………………………………………..8
II. Содержание программы…………………………………………………..........9
Направления деятельности…………………………………………………...9
Формы работы……………………………………………………………….10
III. План работы………………………………………………...………………...15
IV. Список литературы…………………………………………………….…….18
2I. Пояснительная записка
Субъективные причины возникают в некоторых случаях, как со стороны
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по
разным причинам. Семья и школа не могут заменить друг друга; у каждого из
них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться
взаимодействовать в интересах ребёнка. Главным в этом направлении является
установление доверия между семьёй и школой, которое позволит
корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
В Школе искусств созданы все условия для организации единого
пространства воспитания ребёнка. Работа педагогического коллектива
обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного
детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками
образовательного и воспитательного процессов.
педагогов, так и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно
позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от учреждений
дополнительного образования. Первые возникают, когда родители, отдавая
ребёнка в школу, начинают жить в некоем мифе, что «школа всему научит», и
теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего
чада. Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее
негативного опыта взаимодействия со школой родителей или их знакомых, а
также из средств массовой информации, периодической печати, интернета,
которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред
системе дополнительного образования детей в целом. Другая причина
конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей
символом власти, контролёром, который оценивает их действия, поучает их. И
когда педагог говорит о ребёнке, даёт какието рекомендации, родитель очень
часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как
человека и родителя. Причём у педагогов возникает похожая ситуация, когда
они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ходят и
проверяют их работу. Многие педагоги высказываются о трудностях работы с
родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти
определённый подход.
Задачи воспитания и развития ребёнка решаются успешно только в том
случае, когда учреждение дополнительного образования поддерживает связь с
семьёй и вовлекает её в совместную работу. На протяжении многих лет система
дополнительного образования существовала достаточно изолированно от семьи,
3полностью принимая на себя проблемы образования, воспитания и развития
детей.
Исследования показывают, что осознанное, активное включение
родителей в совместный процесс воспитания, позволяют значительно повысить
эффективность воспитательной работы и подготовить детей к дальнейшему
обучению. Для актуализации в сознании родителей и старшего поколения
понимания самоценности школьного периода детства, как базиса всей
последующей жизни человека, создана и успешно внедряется система работы по
организации воспитательной работы с родительской общественностью.
Интеграция образовательных задач школы и семьи обеспечивает решение
многих проблем адаптации и успешного обучения и социализации выпускников
на последующих ступенях образовательной системы. Эффективность работы
педагога с родителями заключается в рациональном сочетании пяти направлений
совместной деятельности, представленных в данной программе: психолого
педагогическом, нравственноэтическом, правовом, социокультурном,
здоровьесберегающем.
Цель программы:
Привлечь родителей к активному участию в организации учебно
воспитательного процесса детей посредством их психолого
педагогического просвещения.
Задачи программы:
сформировать у родителей позитивное отношение к активной
общественной и социальной деятельности детей;
организовать и провести досуговотворческие мероприятия с родителями
и социальными партнёрами;
сформировать у родителей всестороннее психологопедагогические
знания;
пропагандировать и возрождать семейные традиции.
Участники программы:
родители
классный руководитель
администрация школы
социальные партнёры
Принципы построения программы:
гуманистический принцип
4В центре внимания классного руководителя личность каждого представителя
родительской общественности
принцип открытости
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с родителями
принцип деятельности
Желание родителей участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе
и в школе
принцип обратной связи
Совместно с родителями необходимо обсудить, что получилось и что не
получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу
участия в будущих делах класса и школы
принцип успешности
Классный руководитель должен видеть участие каждого из родителей в
воспитательной работе и по достоинству её оценить
принцип сотворчества
В этом принципе объединяются сотрудничество и творчество
Правила общения педагога с родителями:
классный руководитель в общении с каждой семьёй должен быть искренен
и уважителен;
общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо
ребёнку;
изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение
родителей и коррекционную работу.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 4 года.
Механизм реализации программы:
Этапы
Сроки
Содержание
Ответственные
I ЭТАП:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ а
т
с
у
г
в
р
б
я
т
н
е
с
ь
Составление программы,
утверждение плана работы,
разработка тематических
классный
руководитель
5.
г
2
1
0
2
й
а
м
.
г
8
0
0
2
ь
р
б
я
т
н
е
с
.
г
2
1
0
2
й
а
м
Реализация программы:
включение родителей в
совместную социально
значимую деятельность,
регулярная работа по
развитию и укрепления
нравственного и культурного
потенциала родителей.
классный
руководитель
Подведение итогов: анализ
выполнения программы,
анкетирование родителей
классный
руководитель
II ЭТАП
ОСНОВНОЙ
(деятельностный)
III ЭТАП
ИТОГОВЫЙ
(рефлексивный)
Ожидаемые результаты:
повышение общей культуры родителей, привитие им социально
нравственных норм;
приобретение родителями навыков социальноподдерживающего и
развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком;
возрождение традиций семейного воспитания;
активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по
формированию у детей потребностей получать знания и развиваться
творчески;
общее оздоровление воспитанников, родителей, укрепление их здоровья;
получение родителями умений и навыков индивидуальной и коллективной
творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Индикаторы эффективной работы школы с семьёй:
появление у родителей интереса к содержанию образования и воспитания
детей;
возникновение дискуссий по инициативе родителей;
увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования
личности ребёнка, его внутреннего мира;
размышления родителей о правильности используемых ими методов
воспитания;
повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Взаимодействие родителей с социумом:
6ЦЕНТРАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ
«ШКОЛА ИСКУССТВ»
МОУ ДОД
КИНОТЕАТР
«ЯНТАРЬ»
ВЫСТАВОЧНЫ
Й ЗАЛ
КОНЦЕРТНЫЙ
ЗАЛ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
МУЗЕЙ
7Нормативноправовые условия реализации программы:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребёнка, ООН, 1991г.
Устав МОУ ДОД «Школа искусств»
Положение о МОУ ДОД «Школа искусств»
Положение о классном руководстве
Правила поведения учащихся
Должностные инструкции преподавателей
План работы МОУ ДОД «Школа искусств»
Планы работы ОИИ
Система контроля программы:
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация МОУ
ДОД «Детская школа искусств»
8II. Содержание программы.
Направления деятельности:
Направлен
ия
деятельнос
ти
Задачи
Формы работы
Повысить уровень
педагогической
культуры родителей;
включение родителей
О
Г
О
Л
Е Создать
О
К
С
Е
Ч
И
Т
Э
благоприятные
условия общения и
взаимодействия
родителей и педагога
Познакомить
Найти пути
О
О
Х
И
С
П
О
Н
Н
Е
В
Т
С
В
А
Р
Н
Р
П
В
О
А
С
И
Ц
Г
Е
Р
Е
Б
С
Е
Ь
В
О
Р
О
Д
З
Пропагандировать
здоровый образ
жизни, включить
родителей в
воспитание культуры
безопасного
поведения
жизнедеятельности
ребёнка
Е
Е
Щ
Ю
А
Формы работы:
родительское
собрание
тематическое
открытый урок
беседа
консультация
мастеркласс
общешкольные
собрания
школьные
инструктаж
беседа
день Здоровья
соревнование
спортивное
мероприятие
поход в лес
Ожидаемые
результаты
Повышение уровня
педагогической
культуры
родителей;
Повышение уровня
культуры общения
и нравственности
родителей
Повышение уровня
правовой
Организация
системы массовых
Снижение уровня
заболеваемости,
уменьшение
случаев ДТП,
травматизма детей,
формирование
культуры
безопасного
Формы работы
Примерная тематика
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
1. Знакомство с графиком учебного
9процесса и распорядком работы школы
2. Знакомство с учебными программами.
3. О работе администрации школы по
повышению педагогического мастерства
учителей.
4.О профилактической работе школы
по предупреждению алкоголизма,
наркомании и токсикомании.
5. Итоги успеваемости учащихся
6. Итоги воспитательной работы в
классе
1. Все профессии нужны, все
профессии важны!
2. Роль режима дня в состоянии
здоровья и успеваемости детей.
3. Дети и телевидение. Плюсы и минусы
4. Роль поощрения и наказания в
воспитании детей.
5. Воспитание доброты и милосердия у
детей.
6. Взаимоотношения детей с друзьями и
приятелями.
7.Как воспитать в ребёнке
ответственность за свои слова и
поступки?
8. Искусство в жизни детей
9. Плохие привычки –
наследственность или влияние
социума?
10. Леворукость и праворукость.
11.Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно
знать родителям о половом
воспитании?
12. Что такое самовоспитание?
1. Ребёнок не хочет учиться. Как ему
помочь?
2. Плохая память ребёнка. Как её
развить?
3.Тревожность детей. К чему она
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
КОНСУЛЬТАЦИЯможет привести?
4. Застенчивый ребёнок. Проблемы
застенчивости и пути ее преодоления.
5.Трудности школьного урока. В чем
они состоят?
6. Подвижные и медлительные дети
7. Утомляемость ребенка и как с ней
бороться.
8. Если ваш ребёнок часто болеет...
Беседы с родителями полезны как для
них самих, так и для учителя.
Родители получают реальное
представление о школьных делах и
поведении ребёнка, учитель же
необходимые ему сведения для более
глубокого понимания проблем каждого
ученика. Обменявшись информацией,
обе стороны, возможно, придут к
взаимному согласию относительно
конкретных форм родительского
содействия.
1. Профилактика ДТП с участием
детей
2. Профилактика ГРИППа и
простудных заболеваний
3. Безопасное поведение во время
каникул
4. Безопасное поведение во время
проведения массовых мероприятий,
праздников
5. Антитеррористическая безопасность
1. Единственный ребёнок в семье. Пути
преодоления трудностей в воспитании.
2. Наказания детей. Какими им быть?
3. Грубость и непонимание в семье.
4.Талантливый ребёнок в семье.
5. Вопросы детей, которые ставят
11
ИДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА
ИНСТРУКТАЖ
КРУГЛЫЙ СТОЛвзрослых в тупик.
6. Как научить ребёнка говорить
правду?
1. Путешествуем вместе
2. Моя родословная
3. Что такое счастье?
4. Три поколения под одной крышей.
Проблемы общения.
5. Праздники в доме. Какими им быть?
6. Права и обязанности ребёнка в семье.
7.Семья и спорт.
8.Конфликты в семье и искусство их
преодоления.
9. Друзья детей – друзья дома или
враги?
10. Будущее моего ребёнка. Каким я
его вижу?
11. Поощрение и наказание в семье.
Посещение открытых уроков даст
некоторые знания родителям о
проведении уроков, поможет получить
консультации у учителей, т.е. усилит
взаимосвязи. Посещение урока
поможет родителям понять личность
учителя, которая и раскрывается
глубже всего на уроке.
Родители могут увидеть своего
ребёнка с новой для них стороны.
1. Посвящение в юные художники
2. Концерт, посвящённый дню Матери
3. Открытие выставки
4. Филармонический концерт
5. День Успеха
6. День открытых дверей
7. Выпускной вечер
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ
ОТКРЫЙ УРОК
ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПРАЗДНИКИ
12ЭКСКУРСИИ
ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ
1. День знаний
2. День Учителя
3. День Музыки
4. Новый Год
5. Рождество
6. День Защитника Отечества
7. 8 марта
8. День Победы
9. День защиты детей
1.Знакомство со школой и школьными
службами
2. Выставочный зал
3. Краеведческий музей
4. Деревня «Русскинские»
5. Кинотеатр «Янтарь»
Эффективная форма работы педагога с
родителями. При посещении семьи
происходит знакомство с условиями
жизни ученика. Педагог беседует с
родителями о его характере, интересах
и склонностях, об отношении к
родителям, к школе, информирует
родителей об успехах их ребёнка, даёт
советы по организации выполнения
домашних заданий и т.д.
13III. План работы:
№
Содержание работы
Сроки и место
проведения
Ответственный
2008 – 2009 учебный год
начало
1
Общешкольное родительское собрание
для родителей первоклассников
учебного года,
Большой зал
Администрация
ШИ
2 Организационное родительское
собрание «Давайте знакомиться!»
3
Открытие выставки работ учащихся
ОИИ «ПЛЕНЭР2008»
4 Родительское собрание
ШИ
начало
Кл. руководитель
учебного года,
ШИ, каб. 303
Малый зал ШИ Заведующая ОИИ
октябрь,
В конце
I, II, III, IV
четверти
Кл. руководитель
5
Открытие выставки работ учащихся
ОИИ за I полугодие «Вернисаж»
6 Тематическое родительское собрание
декабрь
Заведующая ОИИ
1 раза в год
Кл. руководитель
14май,
Малый зал ШИ
май,
Краеведческий
музей
по плану
работы ОИИ
Кл. руководитель,
родительский
комитет
Преподаватели
ОИИ
Кл. руководитель
В течение года Кл. руководитель
7 Школьное мероприятие «Посвящение в
юные художники»
8 Открытие выставки итоговых работ
учащихся ОИИ
9 Открытый урок
1
0 Инструктажи
1
1 Индивидуальные беседы
1
2 Консультации
1
3 Филармонические концерты
1
4 Посещение семей
1
5 Экскурсии
20092010 уч. год
1 Организационное родительское
собрание «Здравствуй, 2 класс!»
2
Открытие выставки работ учащихся
ОИИ «ПЛЕНЭР2009»
3 Родительское собрание
4 Круглый стол
5
Открытие выставки работ учащихся
ОИИ за I полугодие «Вернисаж»
6 Тематическое родительское собрание
7 Открытый урок
8
Открытие выставки итоговых работ
учащихся ОИИ
9 Инструктажи
1
0
1 Консультации
Индивидуальные беседы
начало
октябрь,
Кл. руководитель
учебного года,
ШИ, каб. 303
Малый зал ШИ Заведующая ОИИ
В конце I и II
Кл. руководитель
полугодия
1 раз в год
Кл. руководитель,
родители
декабрь
Заведующая ОИИ
1 раза в год
По плану
работы ОИИ
май,
Краеведческий
музей
Кл. руководитель
Кл. руководитель
Преподаватели
ОИИ
В течение года Кл. руководитель
151
1
2 Филармонические концерты
1
3 Посещение семей
1
4 Экскурсии
20102011 уч. год
начало
октябрь,
Кл. руководитель
учебного года,
ШИ, каб. 303
Малый зал ШИ Заведующая ОИИ
В конце I и II
Кл. руководитель
полугодия
1 раз в год
Кл. руководитель,
родители
декабрь
Заведующая ОИИ
1 раза в год
По плану
работы ОИИ
май,
Краеведческий
музей
Кл. руководитель
Кл. руководитель
Преподаватели
ОИИ
В течение года Кл. руководитель
1 Организационное родительское
собрание «Здравствуй, 3 класс!»
2
Открытие выставки работ учащихся
ОИИ «ПЛЕНЭР2010»
3 Родительское собрание
4 Круглый стол
5
Открытие выставки работ учащихся
ОИИ за I полугодие «Вернисаж»
6 Тематическое родительское собрание
7 Открытый урок
8 Открытие выставки итоговых работ
учащихся ОИИ
9 Инструктажи
1
0 Индивидуальные беседы
1
1 Консультации
1
2 Филармонические концерты
1
3 Посещение семей
1
4 Экскурсии
20112012 уч. год
Организационное родительское
собрание «Здравствуй, выпускной
класс!»
Открытие выставки работ учащихся
ОИИ «ПЛЕНЭР2011»
1
2
начало
октябрь,
Кл. руководитель
учебного года,
ШИ, каб. 303
Малый зал ШИ Заведующая ОИИ
16В конце I и II
полугодия
февральмарт,
Большой зал
ШИ
1 раз в год
Кл. руководитель
Администрация
ШИ
Кл. руководитель,
родители
декабрь
Заведующая ОИИ
1 раза в год
Кл. руководитель
По плану
работы ОИИ
май,
Краеведческий
музей
июнь
В конце
учебного года
Кл. руководитель
Преподаватели
ОИИ
Кл. руководитель,
родительский
комитет
Кл. руководитель
В течение года Кл. руководитель
3 Родительское собрание
4
Общешкольное родительское собрание
по вопросам подготовки к выпускному
вечеру
5 Круглый стол
6
7
Открытие выставки работ учащихся
ОИИ за I полугодие «Вернисаж»
Тематическое
родительское собрание
8 Открытый урок
9 Открытие выставки итоговых работ
учащихся ОИИ
1
0
Выпускной вечер
Анкетирование родителей по итогам
работы классного руководителя
1
1
1
2 Инструктажи
1
3 Индивидуальные беседы
1
4 Консультации
1
5 Филармонические концерты
1
6 Посещение семей
1
7 Экскурсии
17IV. Список литературы:
1. Под редакцией В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. Воспитать
человека. Сборник нормативноправовых, научнометодических,
организационнопрактических материалов по проблемам воспитания. М.:
Просвещение, 2003.
2. Д.В. Григорьева. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
3. Н. И. Дереклеева. Родительские собрания 111 классы. М.: Вербум, 2009.
4. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2003.
Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.: Центр
5.
«Педагогический поиск», 2000.
6. М. И. Рожков. Классному руководителю. Учебнометодическое пособие.
М.: ГИЦ «Владос», 2008.
7. Л.Г. Федоренко. Секреты общения. СПб., 2003.
8. Ф.П. Черноусова. Направления, содержание, формы и методы
воспитательной работы. М., 2004.
18