Программа «Взгляд в будущее» дает психолого-педагогическую поддержку учащимся, которые испытывают трудности в личностно-профессиональном самоопределении.
Цель программы - развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.
Задачи программы:
1. Повысить уровень мотивации к профессиональному самоопределению.
2. Активизировать процессы самопознания.
3. Повысить психологическую компетентность.
4. Формировать адекватную самооценку.
5. Формировать умение планировать свое профессиональное будущее.
6. Познакомить с выбором профессий в условиях рынка труда.
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 5
______________ И.Г.Попова
«____»____________ 2017 г.
ПРОГРАММА
«Взгляд в будущее»
(для учащихся 811 классов)
на 20172018 учебный год
Составитель:
М.Н. Степанова
педагогпсихологСухой Лог
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как часто выпускники школь выбирают профессию осознанно? За кого
то решают родители или друзья, которые зовут за компанию, за остальных
«выбирает» проходной балл. И если профессия не нравится, то и учатся
студенты без удовольствия, не в полную силу.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном
самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых
фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии.
Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что
совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего
лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от
родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того,
нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной
подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное свои
способности и склонности.
Программа «Взгляд в будущее» дает психологопедагогическую
поддержку учащимся, которые испытывают трудности в личностно
профессиональном самоопределении.
Цель программы развитие у школьников психологической готовности
к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.
Задачи программы:
1. Повысить уровень мотивации к профессиональному
самоопределению.
2. Активизировать процессы самопознания.
3. Повысить психологическую компетентность.
4. Формировать адекватную самооценку.
5. Формировать умение планировать свое профессиональное будущее.
6. Познакомить с выбором профессий в условиях рынка труда.
Методы– психодиагностические тесты. Ролевые игры, упражнения,
активизирующие самопознание и рефлексию.
Основная форма проведения занятий урок.
На занятиях, кроме тренинговых упражнений также применяются
активные групповые методы работы дискуссия, мозговой штурм, ролевые
игры, психотехнические приемы, и диагностические методики. С одной
стороны, они имеют широкие развивающие возможности, но с другой, они
могут оказаться для учеников непривычными. Поскольку урок к тому же, в
сознании ученика ассоциируется с необходимостью отметки, в ее отсутствие
мотивация детей снижается.
Поэтому в начале работы необходимо
способствовать формированию мотивации и созданию необходимойпсихологической атмосферы в группе. При первоначальном периоде работы с
классом следует делать особый упор на развитие у школьников навыков
взаимодействия, готовности к коллективным формам работы, договориться с
учащимися о правилах групповой работы и научить соблюдать эти правила.
Тематический план
8 класс
Сроки
Мероприятия
Февраль
Профориентационная игра
«Я в мире профессий»
Март
Выбор жизненных целей
Апрель
Что я знаю о себе.
Темперамент. Темперамент
и профессии
Форма
учебного
занятия
Игра,
тренинговые
упражнения
Практическое
занятие,
тренинговые
упражнения
Теория,
практическое
занятие
(диагностика),
тренинговые
упражнения
911 классы
Сроки
Мероприятия
Октябрь
Ноябрь
Всероссийский тест по
профориентации
«Всероссийская
профдиагностика» в рамках
Личный профессиональный
план
Форма
учебного
занятия
Тест
Практическое
занятие,
тренинговые
упражнения
Колво
часов
Отметка о
выполнении
1
1
1
Колво
часов
Отметка о
выполнении
а
у
д
и
в
и
д
н
1
ИСписок литературы
1. Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога. //
Школьный психолог. 2004. № 44.
2. Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. // Школьный
психолог. 2004. № 47.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М. 1990.
4. Лаборатория для учащихся 10–11х классов на тему "Составление
личного профессионального плана", Бардина Елена Викторовна, учитель
5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.
М., 1996.
6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения,
опросники (811 классы). Москва: Вако, 2005.
7. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа
предпрофильной подготовки. М. “Генезис” 2006.
8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь. М.
“Генезис” 2006 г.
9. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального
самоопределения для подростков. Учебнометодическое пособие для
школьников, психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
10. Резапкина Г. В. “Отбор в профильные классы”. М.: Генезис, 2005
11. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М. 2003.
12. Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника, Г. В.
Резапкина, Москва, Издательство "Генезис", 2005г.
13. Система воспитательной работы по подготовке детей к
профессиональному самоопределению. (из опыта работы) Под редакцией
Максимовой Н.М., Вологда – 2003.
14. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по
профессиональной ориентации. М.: Владос – пресс, 2001.
15. Интернет ресурсы: Резапкина Галина, Методический кабинет
http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur
16. Интернет ресурсы: А. Я. Психология: описания психологических
тестов, тестирование онлайн, тренинги, упражнения, статьи, советы
психологов http://azps.ru/training/indexpf.html