Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»
Задачи программы:
• Развитие познавательных потребностей младших школьников.
• Развитие познавательных способностей младших школьников.
• Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
• Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»
attachment_709528831.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа села Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
Программа
«Я исследователь»
1 4 класс
Составила учитель начальных классов
МБОУ «СОККШ с.Знаменка»
Хаустова Татьяна Александровна 2013 год
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«Я исследователь»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я –
исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова
«Я исследователь» в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования
с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2е изд. – М.
Просвещение, 2011.
с особенностями образовательного учреждения,
потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
образовательных
Программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения.
В программу включены четыре этапа обучения для учащихся начальной
школы:
1 этап– 1 класс
2 этап– 2 класс
3 этап– 3 класс
4 этап– 4 класс
Обоснование для разработки
Практика использования методов исследовательского обучения в
основном учебном процессе современной российской школы находит всё
большее применение. Современный учитель всё чаще старается предлагать
задания,
включающие детей в самостоятельный творческий,
исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения
самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих
проектов основном учебном процессе существенно ограничены.
Цель.
Трансформация процесса развития интеллектуальнотворческого потенциала
личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских
способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
Развитие познавательных потребностей младших школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям,
необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и
навыков исследовательского поиска.
Формирование у младших школьников представлений об
исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Принципы и подходы к формированию программы.
современных
образовательных
Изучение практики использования в образовательных целях
методов самостоятельного поиска детей убеждает в том, что современный
подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так,
большинство
технологий
исследовательского обучения обучающихся предполагают лишь различные
варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику.
В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных
заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить обучающегося
задачей проведения собственного исследования или выполнения
творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом.
Предполагается, что, получив возможность проводить собственные
учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Наивность этого
подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется
внимание.
Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, не
обучающийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому
специально не обучать. Редкий студент способен делать это после долгих,
мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучить этому в
ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно
эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию
исследовательских способностей обучающихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и учебноисследовательская
здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и
контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм
организации и методов оценки результатов.
Таким образом, программа учебноисследовательской деятельности
обучающихся должна включать три относительно самостоятельных
подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные знания по приобретению
учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков
исследовательского поиска. Подпрограмма
«Исследовательская практика».
Проведение
обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих
проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий
необходимых для управления процессом решения задач исследовательского
обучения (миникурсы, конференции, защиты исследовательских работ и
творческих проектов и др.)
Сроки реализации программы.
1 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе.
Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа. Эти часы поделены
между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика»,
«мониторинг».
2 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе,
плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года
данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий
составляет 58 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 24 часа
самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя
подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
3 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе,
плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года
данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий
составляет 60 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 26 часов
самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя
подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
4 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе,
плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года
данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий
составляет 68 часов. Из них – 34 часов под руководством учителя и 34 часа
самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя
подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ КУРСА
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень
результатов
Второй уровень
результатов
Третий уровень
результатов
(1 класс)
(23 класс)
(4 класс)
предполагает
приобретение
первоклассниками
новых знаний,
опыта решения
проектных задач по
различным
направлениям.
Результат
выражается в
понимании детьми
сути проектной
деятельности,
умении поэтапно
решать проектные
задачи.
предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно
выбранному направлению.
Итоги реализации
программы могут
бытьпредставлены через
презентации проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты.
предполагает
позитивное
отношение детей к
базовым ценностям
общества, в
частности к
образованию и
самообразованию.
Результат
проявляется в
активном
использовании
школьниками
метода проектов,
самостоятельном
выборе тем
(подтем) проекта,
приобретении
опыта
самостоятельного
поиска,
систематизации и
оформлении
интересующей
информации. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений,
абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ,
участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
средства формирования
организация на занятии
парногрупповой работы
Личностные и метапредметные результаты
результаты
личностные
формируемые умения
формировании у
детей мотивации к
обучению, о помощи
им в самоорганизации
и саморазвитии.
развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои знания,
ориентироваться в
информационном
пространстве,
развитие
критического и
творческого
мышления.
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные
в сотрудничестве с познавательные
учителем ставить
новые учебные
задачи;
преобразовывать
практическую
задачу в познаватель
ную;
проявлять
познавательную
инициативу в
учебном со
трудничестве
осуществлять
расширенный поиск
информации с
использованием
ресурсов библиотек
и Интернета
учителем ориентиры
действия в новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем;
• планировать свое
действие в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем
плане
осуществлять
итоговый и
пошаговый контроль
по результату;
умения учиться:
навыках решения
творческих задач и
навыках поиска,
анализа и
интерпретации
информации.
добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу.
• осуществлять поиск
необходимой информации
для вы полнения учебных
заданий с использованием
учебной литера туры;
основам смыслового
чтения художественных и
познава тельных текстов,
выделять существенную
информацию из текс тов
разных видов; осуществлять анализ
объектов с
выделением
существен ных и
несущественных
признаков;
коммуникативные
Учиться выполнять
учитывать разные
различные роли в
группе (лидера,
исполнителя,
критика).
умение
координировать свои
усилия с усилиями
других.
• формулировать
собственное мнение и
позицию;
• договариваться и
приходить к общему
решению в совме стной
деятельности, в том числе
в ситуации столкновения
инте ресов;
задавать вопросы;
допускать
возможность
существования у
людей различных
точек зрения, в том
числе не совпадающих
с его собственной, и
ориентироваться на
позицию партнера в
общении и
взаимодействии;
учитывать разные
мнения и интересы и
обосновывать
собственную
позицию;
понимать
относительность
мнений и подходов
к реше нию
проблемы;
аргументировать
свою позицию и
координировать ее с
позициями
партнеров в
сотрудничестве при
выработке обще го
решения в
совместной
деятельности;
продуктивно
разрешать
конфликты на
основе учета
интересов и позиций
всех его участников;
с учетом целей
коммуникации
достаточно точно,
последовательно и
полно передавать мнения и стремиться
к координации
различных позиций в
сотрудничестве
партнеру
необходимую ин
формацию как
ориентир для
построения
действия
Содержание программы внеурочной деятельности.
1 класс (33 часа).
Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей
начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к
этому времени в основном адоптировались к школе и освоили ряд общих
учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не
предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда
программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно
исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей
самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассник
представляет только на миниконференциях и семинарах, проводимых после
различных экспрессисследований.
Подпрограмма «Тренинг».(12 часов)
Подпрограмма «Исследовательская практика» (15 часов)
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
2 класс (34 часа)
Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две
самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой
четверти, втора в третьей ( во второй и четвёртой четвертях делаются
перерывы). Каждая из этих частей планируется как относительно автономная
и цельная. Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть
включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок
получает тетрадь «Я исследователь», где подробно описан каждый шаг пути
проведения собственного исследования, и начинает работу.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники
впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных»
защитах исследовательских работ и творческих проектов.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и
характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут
работать с разной скоростью. Ктото уже через неделю заявит, что он готов
доложить результаты своих изысканий, а ктото «созреет» лишь к концу
учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку
работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с
попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с
попытками искусственного затягивания( что встречается крайне редко).
Подпрограмма «Тренинг».(17 часов)
Подпрограмма «Исследовательская практика» (11часов)
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
3 класс (34 часа).
В третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается
обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы,
организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к
защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач
применение рабочей тетради «Я – исследователь».
Коллективную и индивидуальную учебноисследовательскую работу
чтобы каждый ребёнок приобрёл
детей продолжаем чередовать,
разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во
взаимодействии со сверстниками.
Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.
Подпрограмма «Тренинг».(11 часов)
Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов).
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
4 класс. (34ч)
В четвёртом классе программа тренинговых занятий ограничивается
обязательными занятиями в третьей четверти. Детьми накоплен опыт учебноисследовательской деятельности,
поэтому применение рабочей тетради «Я – исследователь» желательно, но
уже не обязательно.
Итоги собственной исследовательской работы учащиеся проводят на
«защитах по номинациям».
Подпрограмма «Тренинг».(10 часов)
Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов).
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
Содержание занятий в первом классе
Подпрограмма «Тренинг» (19ч.)
Тема «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование».
Корректировка детских
представлений о том, что они понимают под словом «исследование».
Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою
способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с
основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно,
спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе
изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из
«живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ
и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии)
наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации. Проведение
экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея
и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование
гипотез.
Тема «Знакомство с логикой»
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные
суждения практическая работа. Что такое классификация и что значит
«классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов
по разным основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как
определения понятий. Практические задания с использованием приемов,
сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое
вывод. Как правильно делать умозаключения практические задания.
Тема «Как задавать вопросы»
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке
вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по
тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа выявление
логической структуры текста. Практические задания типа «что сначала, что
потом».
Тема «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п.
Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание —
пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными.
Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать
научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. Тема «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми
знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа эксперименты
по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению
мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и
доступных экспериментах на моделях.
Практическое задание по
экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и
др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по
проектированию и представлению итогов. Практическое задание по
составлению планов проведения исследовательской работы и разработки
проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические
задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и
метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (8ч.)
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных
исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в
методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных
исследований»
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников
подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив
«Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспрессисследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс
делится на группы по дватри человека. Каждая группа получает задание
провести собственное миниисследование. По итогам этих исследований
(желательно сразу в этот же день) проводится миниконференция. С краткими
сообщениями выступают только желающие.
Тема «Семинар по итогам экскурсии» Минисеминар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно
провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому
участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на
вопросы.
Тема «Коллективная играисследование»
Методика проведения коллективных игрисследований описана в тексте
методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или
разработать собственную.
Тема «Коллекционирование»
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор
материала.
Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили
в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе
специального минисеминара, где у каждого будет возможность сообщить о
своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими
собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние
каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» (6ч.)
2 часа отводятся на миниконференции по итогам экспресс исследований;
2 часа на миниконференции по итогам собственных исследований и 2 часа на
участие в защите работ учащихся вторыхчетвертых классов.
Тема «Миниконференция по итогам экспресс исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных
изысканий, сделанных в результате экспресс исследований. Присутствующие
задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Миниконференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований,
проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование».
Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об
услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов
учащихся вторыхчетвертых классов» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных
исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов
учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних
занятия по объему вдвое превышают обычные.
Тематическое планирование
Тема.
Основные виды деятельности.
№
\п
1
Тренинг. 12ч
Что такое
исследование?
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска,
анализа и
интерпретации информации.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем. Умения учиться:
навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска,
анализа и
интерпретации информации. Формулировать
собственное мнение и позицию.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с
Осуществлять
2 Наблюдение и
наблюдательность.
3
Что такое
эксперимент.
4 Учимся
вырабатывать
гипотезы. 5
Знакомство
логикой.
6
Как задавать
вопросы.
7 Учимся выделять
главное и
второстепенное.
8
Как делать схемы.
использованием учебной литературы.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы.
Договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска,
анализа и
интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной,
и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков. 9
Как работать с
книгой.
10 Что такое
парадоксы.
11 Мыслительные
эксперименты и
эксперименты на
моделях.
12 Как сделать
сообщение о
результатах
исследования.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска,
анализа и
интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной,
и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска,
анализа и
интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной,
и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы.
Осуществлять Исследовательска
я работа. 15ч
13 Тренировочное
занятие по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
14 Индивидуальные
занятия по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
15 Экспресс
исследование.
26 Семинар по
итогам экскурсии.
Учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
Осуществлять
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска,
анализа и
интерпретации информации.
Допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной,
и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы.
Договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Осуществлять
Умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска,
анализа и 17 Коллективная игра
– исследование.
Коллекционирован
ие.
18
20
21
24
Экспресс
исследование
«Какие коллекции
собирают люди».
Сообщения о
своих коллекциях.
25
27
интерпретации информации.
Задавать вопросы.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу.
Договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу.
договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
текстов,
Основам смыслового чтения художественных и
познавательных
выделять
существенную информацию из текстов разных
видов.
Учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций
в
сотрудничестве.
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска,
анализа и
интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не 28
29
30
31
32
33
Мониторинг. 6ч
Мини
конференция по
итогам экспресс –
исследований.
Мини
конференция по
итогам
собственных
исследований.
Участие в защитах
исследовательских
работ и творческих
проектов учащихся
вторых –
четвертых классов.
и
совпадающих с его собственной,
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Содержание занятий. 2 класс.
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем тренинговых занятий в классе 17 часов (из расчета один час в
неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать
примерно 3 часа.
Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому
каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс
знаний, умений и навыков,
отрабатываемых на тренинговых занятиях.
Первый цикл (первая четверть)
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь» Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и
исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и
какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов
о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о
возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных
научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами
исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека,
понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания
тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с
приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.).
Практические задания на развитие наблюдательности.
Тема 4 «Эксперимент _ познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью
экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными
объектами (вода, бумага и др.).
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем
отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и
провокационных идей.
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез.
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать
обобщения».
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий.
Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая
работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая
работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Второй цикл (третья четверть) Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям,
проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать
умозаключения.
Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как
подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме
«Конструирование гипотез».
Тема 4 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать
вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы
глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с
«матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической
структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 6 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».
Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие
ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в
науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание
аналогий.
Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и
выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и
делать умозаключения.
Тема 8 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить
главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом»,
«Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской
работы» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно
делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания
«Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий _ 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную
работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На
самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов.
Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.
Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы
подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней
последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная играисследование»
Методика проведения игрисследований описана в методических
рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать
собственный сценарий.
Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит
индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или
индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна
хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента
их завершения.
Тема 5 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных
изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем _ 6 часов. Из них на коллективную работу присутствие на
защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту,
где ребенок (микрогруппа)
представляет собственную работу, отводится по 2 часа. Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих
проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных
исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание
собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка
текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ
и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех
докладов об итогах проведенных исследований.
Тематическое планирование.
№\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема.
Тренинг.17ч
Научные исследования и
наша жизнь
и
и
Методы исследования
Наблюдение
наблюдательность
Эксперимент – познание в
действии
Гипотезы
провокационные идеи
Анализ и синтез
Как давать определения
понятиям
Планирование
и
проведение наблюдений и
экспериментов
Второй цикл
Наблюдение
экспериментирование
Основные логические
операции
и
Основные виды деятельности.
Коллективное обсуждение вопросов о
наиболее заинтересовавших детей
о
исследованиях и открытиях,
возможностях
их
результатов.
Беседа о самых
интересных научных открытиях,
использующихся в нашей жизни.
применения
свет,
Практические задания тренировка в
использовании методов исследования в
ходе изучения доступных объектов
(вода,
комнатные растения,
животные, люди и т.п.).
Знакомство с приборами, созданными
для
(телескопы,
микроскопы и др.). Практические
задания на развитие наблюдательности.
Практические задания на анализ и
синтез.
наблюдения 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
26
27
28
29
30
делать
задавать
Суждения,
Гипотезы и способы их
конструирования
Искусство
вопросы
Учимся оценивать идеи,
выделять
главное и
второстепенное
Ассоциации и аналогии
умозаключения, выводы
Искусство
сообщения
Как подготовиться к
защите
собственной
исследовательской работы
Исследовательская
практика.11ч
Как выбрать тему
собственного
исследования
Индивидуальная работа
по планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
Коллективная
исследование
Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований
Семинар
игра
Мониторинг. 6ч
Участие в процедурах
защит исследовательских
работ в качестве зрителей.
план
определения
определения
Практическое использование приемов,
сходных с определением понятий.
Загадки как определения понятий.
Составление кроссвордов.
Коллективная беседа «Нужен ли
исследователю
работы».
Практическая работа «Планируем и
проводим собственные наблюдения».
Практические задания по темам: как
понятиям,
давать
проводить анализ,
синтезировать,
обобщать, классифицировать, делать
умозаключения.
Практические задания по темам: как
понятиям,
давать
проводить анализ,
синтезировать,
обобщать, классифицировать, делать
умозаключения.
Беседа на тему «Как рождаются
гипотезы».
Практические занятия по тренировке
умений задавать вопросы.
Практическая работа «Выявление
логической структуры текста».
Практическое задание на создание
аналогий.
Практические задания по развитию
умений высказывать суждения и делать
умозаключения.
Практические задания «Что сначала,
что потом», «Составление рассказов по
заданному алгоритму».
Коллективное обсуждение
выбора
исследования.
Подготовка детских работ к публичной
защите.
задачи
собственного
темы 31
32
33
34
Индивидуальная работа
(подготовка к защите
результатов собственных
исследований)
Защита
исследований
собственных
Содержание занятий. 3 класс.
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем аудиторных занятий в школе _ 10 часов (из расчета один час в
неделю в 3_й четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю,
самостоятельную работу должны
составить примерно 4 часа.
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические
задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать
самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести
эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов
исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью
новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные
методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения
(телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию
наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых
интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).
Практическое занятие «Проведение экспериментов». Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем.
Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает
вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и
провокационных
идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические
задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать
сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Как подготовить
текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по
тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию
умений слушать вопрос
и отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных
изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ
полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование
полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам
на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков,
макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного
исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований.
Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
Индивидуальная работа с учащимися (методика
и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к
программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований» Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней
последовательно изложено, какие задачи
он должен решать.
Тема 3 «Коллективная играисследование»
Методика проведения коллективных игрисследований описана в тексте
методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или
разработать собственный
сценарий.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных
изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит
индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или
индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна
хранить в секрете от других результаты собственных изысканий
до момента их завершения.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем часов _ 6. На коллективную работу (присутствие на защитах
других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где
ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2
часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих
проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных
исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание
собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем,
графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих
проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех
докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а
также вопросы авторам.
Тематическое планирование.
№\п Тема.
Основные виды деятельности.
Тренинг.11ч
Культура мышления
Методы исследования
Научная теория
Научное прогнозирование
Совершенствование техники
наблюдения
и экспериментирования
Искусство задавать вопросы
и отвечать на них
Ассоциации и аналогии
Как правильно делать выводы
из
и
экспериментов
Умение выявлять проблемы
Как подготовиться к защите
наблюдений
Исследовательская
практика. 17ч
Определение проблемы и
выбор темы собственного
исследования
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
16
17
задания
задания по
Практические
развитию умений наблюдать и
экспериментировать.
_
Практические
использование
методов
исследования в ходе изучения
доступных объектов.
Работа с приборами, созданными
для наблюдения (телескопы,
бинокли, микроскопы и др.).
Практические
задания по
развитию наблюдательности.
Анализ самых интересных
экспериментов, выполненных в
(классе).
нашей
Практическое
занятие
«Проведение экспериментов».
Практические
продуцирование
провокационных
идей. Практическое занятие по
созданию и проверке собственных
гипотез.
задания на
и
гипотез
группе 26
27
28
29
30
31
32
33
34
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований
Семинар
Мониторинг. 6ч.
Участие в
защитах
исследовательских работ в
качестве зрителей
Участие в защите результатов
исследований
учеников
основной школы в качестве
зрителя
Защита
исследовательских работ
собственных
Классифицирование.
Определение понятий.
Практические
структурированию текстов.
задания по
Практические
задания по
развитию умений слушать вопрос
и отвечать на него.
Определение основных понятий.
Структурирование полученной
информации. Подготовка текста
доклада. Подготовка к ответам на
вопросы.
и
выполнение рисунков, чертежей,
схем, графиков, макетов, моделей
и т.п.
Разработка
Содержание занятий.4 класс
«Как классифицировать».
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем занятий _ 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на
самостоятельную работу.
Тема 1 «Культура мышления»
Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез.
Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать
обобщения»,
Практические задания по
структурированию текстов.
Тема 2 «Методы исследования»
Практические задания по совершенствованию владения основными методами
исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека,
понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _
тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных
технологий. 5
«Совершенствование
техники наблюдения и
Тема 3 «Научная теория»
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная
беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории.
Главные особенности описательных теорий.
Главные особенности
объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные
гипотезы».
Тема 4 «Научное прогнозирование»
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими
бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция,
построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на
продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по
проверке собственных гипотез.
Тема
экспериментирования»
Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты.
Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические
задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная
игра «Вопросы и ответы».
Тема 7 «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».
Практические задания на выявление уровня развития логического мышления.
Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на
создание аналогий.
Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и
экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать
суждения и делать умозаключения
на основе наблюдений.
Тема 9 «Умение выявлять проблемы»
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы».
Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как
их выявляют. Коллективная
беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
Тема 10 «Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных
исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение
основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста
доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение
рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем _ 16 часов аудиторных занятий, из них
13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоятельную работу
учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение
учебного года.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного
исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований.
Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований»
Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит
индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или
индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна
сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента
их завершения.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных
изысканий и провести предварительную защиту работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем _ 8 часов, из них 4 часа отводятся на коллективную работу
(присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите
исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет
собственную работу.
Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и
творческих проектов учащихся в качестве зрителей» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных
исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание
собственных суждений.
Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов
исследований учеников основной школы»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем,
графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих
проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех
докладов об итогах проведенных исследовании и выполненных проектах, а
также вопросы авторам.
№\п Тема.
Основные виды деятельности.
Тематическое планирование.
Тренинг. 10ч
Культура мышления
Методы исследования
Научная теория
Научное прогнозирование
Совершенствование техники
наблюдения
экспериментирования
Искусство задавать вопросы
и отвечать на них из
наблюдений и экспериментов
Умение выявлять проблемы
Ассоциации и аналогии
Как правильно делать выводы
из
и
экспериментов
Как подготовиться к защите
наблюдений
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Анализ и синтез. Практические задания
«Как правильно высказывать суждения»,
«Как делать обобщения»,
«Как
классифицировать».
Практические
задания по структурированию текстов.
Практические задания _ тренировка в
использовании методов исследования в
ходе изучения доступных объектов.
Исследования с помощью новейших
информационных технологий. Исследовательская
практика.17ч
Определение проблемы и
выбор темы собственного
исследования
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
консультационная работа
по
самостоятельных
исследований
Семинар
проведению
Участие в
Мониторинг.6ч
Участие
защитах
в
исследовательских работ в
качестве зрителей.
защите
результатов исследований
учеников основной школы в
качестве зрителя
собственных
исследовательских работ и
творческих проектов.
Защита
11
12
16
17
24
25
26
27
30
31
32
33
34
Коллективная беседа «Известные, но
недоказанные гипотезы».
Коллективная беседа _ как правильно
проводить наблюдения и эксперименты.
Практическое занятие _ проведение
наблюдений и экспериментов.
Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Коллективная беседа «Ассоциации и
аналогии в научном поиске».
Практические задания на ассоциативное
мышление. Практические задания на
создание аналогий.
Подготовка детских работ к публичной
защите.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОМУ
И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные и методические пособия:
Савенков А.И. Я _ исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников.
_ Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6_7 лет. _
Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,
2010. _ 32 с.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,
2010. _ 32 с.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6_7 лет. _
Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,
2011. _ 32 с.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. _
Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,
2011. _ 32 с.
Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.
6_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная
литература», 2010. _ 32 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
_ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом
«Федоров», 2011. _ 224 с.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия,
2005.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Для реализации программы в школе целесообразно создать Центр обогащения
содержания образования, где могли бы накапливаться результаты детских
исследований и творческих проектов, а также материалы и средства для их
проведения.
Источники:
http://gymnasium93.ru/dokument/project.pdf
http://gigabaza.ru/doc/87555.html
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Программа «Я - исследователь», 1 - 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.