Программа «Я скоро стану пятиклассником» для учащихся 4-х классов нацелена на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, с которыми могут встретиться учащиеся в начале учебы в 5-м классе. С целью преодоления тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия.
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 5
______________ И.Г.Попова
«____»____________ 2017 г.
психологической поддержки учеников четвертых классов к
ПРОГРАММА
процессу обучения в среднем звене
«Я скоро стану пятиклассником»
на 20172018 учебный год
Составитель:
М.Н. Степанова
педагогпсихологСухой Лог
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход от младшей ступени образования к основной в современном
школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни
школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и
ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания
обучения, новые отношения с учителямипредметниками, смена обстановки и
прочее.
Программа «Я скоро стану пятиклассником» для учащихся 4х классов
нацелена на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Это
своеобразная возможность предупреждения тех проблем, с которыми могут
встретиться учащиеся в начале учебы в 5м классе. С целью преодоления
тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих
переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия.
Цель: оказание психологопедагогической поддержки учащимся 4х
классов в период окончания обучения в начальной школе.
Задачи:
1. Определение учебных трудностей, учащихся и отношение к ним;
2. Преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе;
3. Стимулировать фантазию, воображение учащихся;
4. Способствовать снятию тревоги учащихся;
5. Развивать умение разрешения конфликтных ситуаций;
6. Развивать умения самоанализа и самовыражения;
7. Воспитание культуры общения,
умения прислушиваться к
высказываниям других людей.
Методы работы:
На занятиях используются диалоги, рисунки, рассказы, ролевые и
подвижные игры, групповая дискуссия, развивающие упражнения и их
обсуждение.
Занятия носят игровой, занимательный характер, что поможет
учащимся быстрее входить в ритм занятия, с удовольствием включаться в
деятельность. Эффективность занятий заключается в развитии творческого
потенциала детей, в приобретении ими навыков анализа своих чувств,
проблем, отношений, событий; в формировании умения приобретать знания.
На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие
детей в решении задач.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только
развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Организация занятий:Программа включает пять встреч с учащимися, которые будут
проведены в период с января по май (1 раз в месяц). Занятие длиться 40
минут.
звене.
Планируемый результат: успешная адаптация к обучению в среднем
Критерии оценки:
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой;
«Проба на внимание» П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая;
Методика для определения умственного развития младших школьников
Э.Ф. Замбацявичене;
Методика Дж. Морено «Социометрия».Календарнотематический план
№ Программное
содержание
Кол
во
часов
План
Факт
Примечание
1.
2.
Знакомство
Познай себя
3. Мир эмоций
4.
5.
Понимаем ли
мы друг друга
Путешествие
«Алые паруса»
1
1
1
1
1
Январь
Февраль
Март
Апрель
МайСписок литературы
1. Ануфриев А. Ф. и др. Как преодолеть трудности в обучении детей,
М., 2001
2. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы,
СПб, 2001
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники:
Учебное пособие. М., 1999.
4. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск –
1999.
5. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент
диагностической и коррекционной работы с эмоциональноволевой сферой
ребенка. – М.: УЦ "Перспектива", 2002.
7. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к
средней школе. М.: Генезис, 2003.
8. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М.,
1999.
9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной
школе (14). М.: Генезис, 2004.
10. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.
2001.