Программа "Страна Здоровея" - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Совместными усилиями школы, семьи и общества можно сделать наших детей здоровыми и крепкими.
программа здоровье.docx
МБОУ «Целинская средняя общеобразовательная школа № 8»
Принята на педагогическом совете. «Утверждаю»
Протокол №1 Директор школы ___________Л.А. Щербак
от 30.08.2016г Приказ от 30.08.2016г №143
Программа
«Страна Здоровея»
на 20162020 годы
(деятельность школы по сохранению здоровья
учащихся и формированию здорового образа жизни)
Авторы:
заместитель директора
по воспитательной работе
Калашник Е.Л.,
педагогпсихолог
Колесникова Е.А. п. Целина
2016г
Пояснительная записка
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социальноэкономических и
политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной
важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический
потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким
барометром социальноэкономического развития страны.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к
приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных
условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о
сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему
сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно
школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается
удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм
заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и
существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научноисследовательского
института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей
Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует
статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до
17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.
Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а
остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом,
нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс
здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом
плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических
неинфекционных: аллергических, сердечнососудистых, онкологических, нервнопсихических,
болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать
болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3
процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента
до 17,3 процента). Попрежнему третье место занимают болезни костномышечной системы,
тогда как удельный вес хронических болезней ЛОРорганов сократился вдвое, переместившись
с первого на четвертое ранговое место.
Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25
процентов), второе место стали занимать нарушения опорнодвигательного аппарата (17
процентов). На третьем месте – эндокриннообменные нарушения (до 14 процентов).
Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность
у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–
90х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75
процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками
основами физической культуры, слагаемыми, которых является: крепкое здоровье, хорошее и
спортивную
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в
области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять
физкультурнооздоровительную
деятельность.
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая
его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность
формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья
школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья есть актуальная
педагогическая
задача.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее
возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба
для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно
нормативного до проведения отдельного внеклассного мероприятия , от отношений в классе и
его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в
пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и
социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное
внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды,
проектированию
здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у
участников образовательного процесса.
Программа "Страна Здоровея" это комплексная программа формирования знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
1. Информационная карта.
2. Актуальность программы.
3. Концептуальные основы.
4. Цель и задачи.
5. Кадровое обеспечение.
6. Основные этапы реализации программы.
7. Содержание деятельности.
8. Механизм реализации программы.
9. Ожидаемые результаты.
10. План реализации программы.
11. Список литературы. I. Информационная карта.
Полное название программы
Авторы программы
Адрес организации
Телефон (факс)
email:
Цель:
Сроки реализации программы
Количество участников программы
Возраст участников программы
География участников программы
Краткое содержание программы
. aaanet
. ru
. ru / ch 8
«ЗДОРОВЬЕ»
Заместитель директора по ВР Калашник Е.Л., педагог
психолог Колесникова Е.А.
347760 Ростовская область, п. Целина, 3 линия, 111
8 86371 91979
. donpac
8@
celina
school
www
. doniinfo
сохранение и укрепление здоровья обучающихся и
педагогов и формирование у школьников навыков
организации здорового образа жизни посредством
развития здоровьесберегающей и
здоровьеформирующей среды в школе.
20162021г г
Все учащиеся школы
6,6 – 18 лет
П. Целина
В основе идеи программы лежит комплексный подход,
сочетающий в себе организацию условий для сохранения
и укрепления здоровья учащихся, обеспечения
совместной деятельности педагогов, медработников и
родителей по профилактике заболеваний, а также
продолжения системы просветительской работы о
здоровом образе жизни с учащимися, педагогами,
родителями.
II. Актуальность программы
Задачей нашей школы является создание активной образовательной среды, в которой
будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него
культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение
необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Культуру здоровья человека можно рассматривать как критерий личностного роста,
условие и фактор его потенциальной жизнедеятельности, коммуникабельности, показатель
творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности школы, работающей над проблемой
здоровья учащихся, занимает достойное место в содержании общего и дополнительного
образования.
Необходимость заниматься формированием культуры здоровья в системе общего и
дополнительного образования, обусловлена рядом объективных причин: Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно,
здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное
отношение к здоровью целесообразно начинать развивать именно в этот период;
В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм
и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой
деятельности;
Школьный период в развитии наиболее синзетивен в фирмировании ключевых знаний об
особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и
развития здоровья.
Данная программа рассчитана на учащихся 111 классов. Реализация программы позволяет
объединить усилия администрации, всего педагогического коллектива школы для обеспечения
гуманистического характера образования, проиритета ценностей здоровья учащихся, свободы
развития личности.
III. Концептуальные основы программы
Концептуальными основами программы «Формирование здорового образа жизни» стали
следующие идеи: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования
здорового образа жизни, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья
окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни
не только с учащимися, но и с родителями.
Девизом работы школы по данной программе мы взяли слова: «В путьдороу собрайся, за
здоровьем отправляйся!»
Методической основой программы послужили концепция здорового образа жизни и различные
активные формы работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
Программа «Здоровье» разработана с учетом следующих законодательных нормативно –
правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая 20 ноября 1989г. (Сборник международных
договоров СССР, 1993, вып. 46)
Конституция РФ;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2012
№ 273ФЗ);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена
Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. N 537);
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24.07.2004 № 124ФЗ;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
IV. Цели и задачи программы.
Цель:
сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников
навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и
здоровьеформирующей среды в школе. Задачи:
привести в соответствие образовательную и воспитательную деятельность с
особенностями состояния физического и духовного здоровья детей;
обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по
профилактике заболеваний и оздоровления детей;
формировать у детей через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности
системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение
своего здоровья и здоровья окружающих людей;
на основе нравственного и физического совершенствования научить детей секретам
здорового образа жизни;
содействовать объединению детей и взрослых, родителей общими делами и интересами
через воспитательные мероприятия;
продолжить систему просветительской работы о здоровом образе жизни с детьми,
педагогами, родителями.
V. Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
Директор школы осуществляет контроль и руководство педагогическим коллективом,
утверждает правила внутреннего распорядка, должностные обязанности сотрудников,
создает необходимые условия для проведения работы по данной программе;
заместитель директора по воспитательной работе осуществляет работу данной программы, а
также проводит мероприятия, запланированные в программе;
Учителя – предметники применяют на уроках здоровьесберегающие технологии, проводят
беседы о здоровом образе жизни, несут ответственность за жизнь и здоровье детей;
Учителя ОБЖ и физкультуры проводят работу с детьми по формированию здорового образа
жизни на уроках и во время работы спортивных секций.
Для обеспечения успешной работы программы «Здоровье» педагогический коллектив
придерживается следующих основных принципов:
педагогический профессионализм;
уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики: ребенок –
центр, цель и результат педагогической деятельности);
сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);
поддержка детских инициатив, творчества;
сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в
организации жизнедеятельности детей;
индивидуальный подход и коллективное творчество;
позитивное разрешение конфликтных ситуаций;
педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика)
VI. Этапы реализации программы.
Эта
п
Наименование
мероприятий
Сроки
реализации
Исполнитель 1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления
здоровья школьников.
20162020 г.
20162018 г.
Администрация школы,
медицинская сестра
Школьное
метод.объединение
классных руководителей
Осуществление контроля за
соблюдением норм СаНПиНа
Разработка и издание
методических рекомендаций
по применению
здоровьесберегающих
технологий на различных
уроках, учебных,
диагностических,
оздоровительных программ.
Нормативное обеспечение
школы мед.препаратами,
формирование мед.аптечек.
Обеспечение и организация
профилактических прививок.
Организация и проведение
неспецифических профилактик
в период подъема
заболеваемости
Организация и осуществление
комплексного мониторинга
состояния здоровья
обучающихся
Создание базы данных о
состоянии здоровья
обучающихся и учителей на
основе комплексной оценки
1.1.
1.2.
1.3
1.4
1.5
2.1.
2.2.
3.1.
3.2.
3.3.
20162017 г.
20162020 г.
Директор школы,
Кл.руководители
Медицинский работник
20162020 г.
Кл. руководители
2. Организация и проведение диагностических мероприятий
2016-2020 г.
Администрация школы,
медицинские работники,
2016-2020 г.
Администрация школы,
медицинские работники,
3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных
мероприятий для обучающихся
Обеспечение качественного и
рационального питания
школьников и педагогов
Проведение уроков
физкультуры согласовано
учебной программы и планам –
графика прохождения учебного
материала
Осуществление
2016-2020 г.
2016-2020 г.
Медработники, работники
столовой, директор школы,
социальный педагог
Учитель физической
культуры,
Кл.руководители
Спортивный актив школы
2016-2020 г.
Учитель физической дифференцированного подхода
на учебных занятиях к детям,
имеющим слабое физическое
развитие и отклонение в
состоянии здоровья
Проведение месячника «За
здоровый образ жизни»
культуры
2016-2020 г.
Учитель физкультуры,
зам. директора по ВР,
Соц.педагог
4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении
2016-2020 г.
2016-2020 г.
Учитель физкультуры,
медицинские работники,
классные руководители,
социальный педагог,
Заместитель директора по
воспитательной работе,
учитель физкультуры
3.4.
4.1.
4.2.
Различные формы урочной и
внеурочной деятельности
Организация и проведение
олимпиад, спортивных
праздников и состязаний для
школьников с участием
педагогов и родителей
обучающихся
5. Работа с родителями обучающихся
5.1.
Различные формы работы с
родителями обучающихся
2016-2020 г.
Администрация школы,
родительский комитет,
классные руководители
Содержание программы «Страна Здоровея» включает в себя следующие 3 основных
направления.
VII. Содержание программы.
Определения группы здоровья.
Учет посещаемости занятий.
Контроль санитарногигиенических условий и режима работы классов.
1. Учет состояния детей:
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
Проведение дополнительных уроков физической культуры.
Динамические паузы.
Индивидуальные занятия.
Организация спортивных перемен.
Дни здоровья.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летнего пришкольного оздоровительного лагеря
3.Урочная и внеурочная работа.
Открытые уроки учителей физкультуры, ОБЖ.
Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурнооздоровительной
направленности. Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный
теннис, легкая атлетика.
VIII. Механизмы реализации программы
Мероприятия
1. Проведение заседаний ШМО по планированию оздоровительных
мероприятий и дней здоровья.
2. Организация летнего пришкольного оздоровительного лагеря.
3. Совершенствование организации и качества питания, внедрение
в практику организации обязательного горячего питания всех
учащихся.
4.Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности
школьников
5. Изменения в структуре уроков, позволяющие включать в них
различные виды физкультурных и оздоровительных пауз
6. Организация совместной деятельности школы, и районной
больницы
7. Организация и проведение педагогических и социально –
просветительских мероприятий по профилактике асоциального
поведения учащихся.
ответственные
Зам. директора по ВР,
Кл.руководители
Администрация школы
Администрация школы
Зам. директора по ВР
Учителя предметники
Администрация школы
Администрация школы
Учебновоспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для
учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к
новым условиям.
2.Валеологический анализ расписания уроков.
3.Организация перемен и динамической паузы с
обязательным пребыванием на свежем воздухе (14е классы). В течение года
4.Организация перемен и создание на переменах таких условий,
В течение года
которые способствовали бы двигательному режиму учащихся
разных возрастов.
5.Включение вопросов с определенной валеологической
направлен ностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ,
психологии
и др.
6.Контроль за выполнением норм самообслуживания.
В течение года
Сентябрь ноябрь 2016г
Сентябрь, январь 2016г
Октябрь, декабрь 2016, 7.Контроль за правильным использовнием ТСО.
8.Валеологический анализ урока.
9.Повышение валеологической грамотности учителей.
10.Структурирование учебных программ на основе
валеологических принципов.
2017г
Март 2017, 2018г
Ноябрь 2016г, 2017г
февраль 2018г,2019г
Декабрь 2016г,2017г
Январь 2018г,2019,2020г
Май 2017г, 2018, 2019,
2020 г
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание
параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности
адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и
социальных факторов среди обитания
1.Создание паспорта «Здоровье»
2.Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки
(дневной, недельной, годовой).
3.Проведение валеологической оценки степени трудности новых
учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их
функциональным возможностям учащихся разных возрастных
групп.
4.Запуск медикопедагогического мониторинга детей и подростков
при зачислении их в школу (с учетом сложности программы
обучения.
Сентябрьоктябрь
Октябрьмарт
Сентябрьмарт
Апрельмай
Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное
выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии
какихлибо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного
процесса.
Сентябрь, январь
Сентябрьоктябрь
1.Плановый медосмотр. Диспансеризация.
2.Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных
кабинетов
3.Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и
педагогов.
4.Мониторинг санитарного состояния учебного помещения –
отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация. В течение года
5.Плановая диспансеризация.
6.Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность,
правильность, сочетание продуктов).
7.Контроль за состоянием рабочей мебели.
8.Ознакомление педагогического коллектива с конечным
результатом медосмотра и диспансеризации.
9.Плановая диспансеризация учащихся.
10.Контроль за недопустимым использованием вредных для
здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных
комнат и помещения школы.
В течение года
Октябрь
Ноябрьдекабрь
Ноябрь, февраль
Январь, май
Февральапрель
май, июнь, август ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской групп
2.Функции директора и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах
среднего и старшего звена;
организация и контроль уроков физкультуры;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья
учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровья» и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение
поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической службы в школе.
3.Функции классного руководителя:
санитарногигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых
заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактических работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов,
работниками ГИБДД, КДН, ПДН, медработниками, наркологом;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД,
конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического
здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил
гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Учреждение
Детская
поликлиника
Взрослая
районная
поликлиника
Детская
стоматоло
гическая
Задачи и направления
Профилактика заболеваний, выявление их
на ранней стадии и своевременное
лечение.
Профилактика заболеваний, выявление
их на ранней стадии и своевременное
лечение.
Профилактика заболеваний, выявление
их на ранней стадии и своевременное
лечение
Формы взаимодействия
Диспансеризации,
медицинская
помощь.
Диспансеризации,
медицинская
помощь.
Профосмортры и при
необходимости, лечение помощь
ГИБДД
Предупреждение детского травматизма.
Лекции, беседы, ролевые игры
для учащихся.
IX. Ожидаемые результаты реализации программы
изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью:
выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным
воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
повышение социальнопсихологической комфортности в детском и педагогическом
коллективе;
увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни;
повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.
X.Перспективный план реализации
программы на 20162020 г.
сроки
ежегодно
ответственные
Администрация
школа
Администрация
школа,
кл.руководители
Зам. директора
школы по УВР
Зам. директора
по ВР, дежурный
класс.
Зам. директора
по ВР, учитель
физической
культуры, мед.
работник.
Учителя
предметники,
учитель
мероприятие
Поддержание санитарно гигиенического режима в школе
(световой, тепловой, проветривание, состояние мебели,
окон).
Эстетическое оформление интерьера класса, школы
( информационные стенды, уголки природы, смотр
кабинетов).
Рациональное расписание уроков, не допускающее
перегрузок.
ежегодно
ежегодно
Активизация активного отдыха на переменах (подвижные
игры, работа библиотеки).
ежегодно
Приобщение семьи к занятиям физической культурой и
спортом, организация лектория по пропаганде здорового
образа жизни.
ежегодно
Вовлечение в активные занятия физической культурой и
спортом детей и подростков в свободное
время, проведение физкультминуток.
ежегодно Оздоровление детей в детских лагерях и санаториях.
ежегодно
Тестирование учащихся по выявлению вредных
привычек
ежегодно
Организация месячника «За здоровый образ жизни»
ежегодно
Анализ состояния здоровья, занятости учащихся
физкультурой и спортом:
1)определение группы здоровья, выявление отклонений;
2) занятость в спортивных секциях;
3) участие в спортивных соревнованиях.
Создание условий для занятия спортом детям, состоящих
на внутришкольном учете.
Проведение медосмотров.
Организация полноценного питания в школе.
ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно
физической
культуры.
Администрация
школы
Зам. директора
по ВР,
социальный
педагог.
Зам. директора
по ВР,
социальный
педагог.
Кл.руководители
,
учитель
физкультуры,
Работники
мед.пункта
Зам. директора
по ВР,
социальный
педагог
Администрация
школы,
работники
мед.пункта, ЦРБ
Администрация
школы
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое
место и предназначение в жизни учащийся (выпускник).
XI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания Н.А. Агаджанян. –
М.: Издво РУДН, 1998.
2. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медикосоциальные и психологопедагогические
аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996.
3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2е изд. /Н.М. Амосов. М.: Молодая гвардия, 1979.
4. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003.
5. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного,
функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – СергиевПосад.:
Загорская типография, 1995. 6. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982.
7. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1987. –
8. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт,
1990.
9. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова
10. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения Д.Д.
Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 1979.
11. Виленский М.Я. Социальнопсихологические детерминанты формирования здорового
образа жизни М.Я. Виленский Теория и практика физической культуры.1994.
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Программа "Здоровье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.