Programma_kruzhka_-_Veselaya_palitra_-_starshaya_gruppa
Оценка 4.6

Programma_kruzhka_-_Veselaya_palitra_-_starshaya_gruppa

Оценка 4.6
docx
13.05.2020
Programma_kruzhka_-_Veselaya_palitra_-_starshaya_gruppa
Programma_kruzhka_-_Veselaya_palitra_-_starshaya_gruppa.docx

Принята на педагогическом совете                                                                                                                                                 «Утверждаю»

МАДОУ Большеалексеевского                                                                                                                                                          заведующий

детского сада                                                                                                                                                                         ____                                                                                                                  _   Рычкова Н.Н.

комбинированного вида

«Калинка»                                                                                                                    заведующий                         Протокол №  от______2016 г                                                                        _________________________

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Весёлая палитра»

 

 

 

 

 

Автор: Рассказова О.В.

воспитатель

МАДОУ Большеалексеевский

детский сад

комбинированного вида

«Калинка»

 

 

 

2016 год

 

Нетрадиционные техники рисования в группе старшего возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………………….……3

Диагностическая  карта……………………………………………………………………………………………………………….. 10

 

Перспективный план занятий старшая группа………………………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

          Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

          Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Мы -волшебники» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

         Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”

 

Педагогическая целесообразность

       Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

         Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

-Развивает уверенность в своих силах

- Способствует снятию детских страхов.

-Учит детей свободно выражать свой замысел.

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.

-Развивает мелкую моторику рук.

-Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

 

Новизной и отличительной особенностью программы «Весёлая палитра» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

 В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование солью;

- рисование пастелью;

- рисование сангиной;

- граттаж;

- рисование щёткой;

-печать листьев;

- рисование тычком;

- шаблонография;

- монотипия;

- рисование пальчиками;

- рисование ластиком;

- оттиск поролоном;

- Фотокопия – рисование свечой;

- Каракулеграфия;

- Рисование «по-мокрому»»

- Набрызги;

- Расчесывание краски;

- Монотипия предметная;

- Рисование штрихом;

- Рисование нитками;

- рисование ватными палочками;

- рисование мятой бумагой;

 - кляксография с трубочкой;

- печать по трафарету;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

 

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 

Методические рекомендации

       Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

 Старшая  группа - количество  занятий в неделю 2, в месяц 8 занятий. В год проводится 62 занятия. Длительность занятия в старшей  группе  -25  мин.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№/n

Ф.И.

Реб.

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

итог

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н

К.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н.- начало года

К.- конец года

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

№ п/п

Тема

Тема занятия

Способ нетрадиционной техники

Программное содержание

Рекомендуемая литература

 

ОКТЯБРЬ

 

 

1.

 

 

 

 

 

Выявление  уровня развития рисования

 

 

 

 

 

«Диагностика»

 

 

 

 

 

«Различные»

 

 

 

 

 

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

 

 

------

 

 

 

 

 

2.

 

Прощай, Лето.

 

 

«Лето красное прошло»

 

Раздувание краски

 

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).

Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать воображение.

 

 

Стр.26 ,

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

3.

Абстракция

«Чудо-дерево»

Раздувание краски.

Рисование тычком

Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет, пропорции. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».

Стр. 60-61,

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

4.

Абстракция

«Чудесные превращения кляксы»

Кляксография

 

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

Стр.80,

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011, - 208 с., переизд.  дораб. и доп.

5.

 

 

 

 

 

 

Хочу быть здоровым

Полезные фрукты.

«В садах созрели яблоки»

Рисование тычком.

Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Стр.31,

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

6.

Азбука живописной грамоты

«В гостях у Нептуна»

 

 

 

 

Рисование щеткой

Познакомить детей с холодной частью цветового спектра (фиолетовый, синий, сине-зеленый, голубой). Научить смешивать краски для получения нового цвета, добиваясь нужного оттенка на палитре.

Стр.147,

Бородкина Н.В.

«Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет»

Ярославль: ООО «Академия развития» 2012. -160с.

 

7.

Азбука живописной грамоты

«Цветик разноцветик»

Смешивание цветов

 

Закрепить представления детей о цветовом многообразии , ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Стр. 22

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

8.

Осень

 

«Осень на опушке краски разводила»

 

 

 

 

 

Печать листьев

Воспитывать интерес к осенним явлениям, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувство композиции и цветовосприятия.

 

 

 

Стр.5

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с.

 

НОЯБРЬ

 

9.

День Народного Единства

«Спасская башня Кремля»

Шаблонография

Продолжать знакомить с техникой шаблонографии. Продолжать учить аккуратно обводить заготовленные шаблоны будущего рисунка. Конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формировать общественное представление, любви к Родине.

Стр. 103, зан.94.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл.

10.

Осень

«Ветка рябины»

Рисование пальчиками

Помочь детям осознать ритм как изобразительное средство. Учить анализировать  натуру, выделять и её признаки и особенности. Закрепить приём вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

 

Стр.11

 

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с.

11.

Осень

«Осенний лес»

Отпечатывание сухих листьев

Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.

Стр.42, занятие 12.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл.

12.

Осень

«Пейзаж у озера»

Монотипия

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать её  изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

 

Стр.37

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с.

13.

Я мире человек, моя семья

«Платок для мамы»

Ниткография

Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным.

 

Стр.20, зан.6

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я в мире человек, моя семья

 

 

 

 

 

 

 

«Мой любимый дом»

 

 

 

 

 

 

 

Оттиск поролоном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки.

 

Стр.87. зан.71

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл

15.

?

«Морозный узор»

Фотокопия – рисование свечой

Вызвать у детей  интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Совершенствовать умения  и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.

Стр.43

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с.

16.

 

«Витражи для окошек в избушке Зимушки – зимы»

Техника выполнения витражей- клеевые картинки

Формировать у  детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон  белой гуашью для получения более светлого оттенка.

Стр.53

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

 

ДЕКАБРЬ

 

17.

Животные

 

 

 

 

 

 

«Мой  маленький друг»

 

 

 

 

 

Рисование тычком

 

 

 

 

 

Учить рисовать собак , расширять знания о домашних животных, развивать умение находить слова рифмы.

 

 

 

 

Стр.32

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

18.

Животные

 

«Поможем зайцу найти друзей»

Рисование тычком

Продолжать закреплять умение рисовать животных способом тычка. Закреплять знания детей о зайцах.

Стр.32

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

 

19.

Фантазия

«Волшебный карандашик»

Каракулеграфия

Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память. Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов.

Стр.64

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

20.

Новый год

Маленькая ёлочка

Рисование тычком

 

 

Учить рисовать способом тычка елочку, расширять знания детей о праздниках.

 

 

Стр.14

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

 

21.

Новый год

 

«Снежная семья»

 

Рисование тычком

 

Учить рисовать снеговиков разных размеров; закреплять приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования тычком.

 

Стр.35

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

 

 

 

22.

Новый год

«Зимний лес»

Оттиск смятой бумагой

Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение.

Стр19, зан.1

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 95 с.

23.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый год

 

 

 

 

 

 

 

 

«Новогодняя ночь»

 

 

 

 

 

 

 

Техника граттаж

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.  Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Стр.61, зан.38

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл

 

 

 

 

24.

 

 

Абстракция

 

 

 

«Рисуем по шаблону»

 

Шаблонография

Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических  форм.

Стр.68

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

 

ЯНВАРЬ

 

25.

Новый год

«Дед Мороз»

Рисование солью

Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения.

Стр.38

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

 

26.

Зима. Природные явления.

«Пурга»

Рисование «по-мокрому» и «набрызгом»

Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Учить детей передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме; закреплять знаний детей о цветообразовании; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

Стр.23, зан.8

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

27.

Зима. Природные явления.

«Зимние напевы»

Набрызги

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка,  выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».

 

Стр.5

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

 

28.

Животные

«Верблюд в пустыне»

Расчесывание краски

Ознакомление с новым приёмом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.

Стр.11

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

 

 

29.

Зима.

Явления природы.

«Деревья в инее»

Сангина

Упражнять в рисовании сангиной, в рисовании гуашью. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы.

Стр.83, зан.67

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв.вкл

 

 

30.

Игрушки

«Плюшевый медвежонок»

 

Рисование поролоном

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Стр.17

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

 

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

31.

Дружба

«Конфета для друга»

 

Монотипия предметная

Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества.

 

Стр.78, зан.32

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

32.

Животные

«Колючий дом»

Рисование штрихом

 

Развивать умение наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.

Стр.24

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

 

 

33.

Контур

 

«Разноцветные картинки»

Рисование нитками

Продолжать учить детей нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать  цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.

Стр.34

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

 

 

34.

Природа

«Шишки на ветке»

Рисование тычком

Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях.

Стр.36, зан.5.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

35.

Зима. Природные явления.

«Морозные узоры на окне»

Свеча + акварель

Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).

Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.

Стр.33, зан.16

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

36.

Животные

«Слонёнок»

Шаблонография

Рисование пастелью

Учить передавать выразительность образа слона цветом и линией контура.

Стр.159

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

37.

День Защитника Отечества

« Военные корабли»

Рисование «по-мокрому»,  отпечатывание поролоном, рисование ватными палочками. Пластилинография.

Закреплять навыки рисования при помощи совмещения техник нетрадиционного рисования. Познакомить с техникой «пластилинографии» Показать разные интеграции рисования и лепки. Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

 

 

Стр.174, зан.80

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

38.

Зима. Природные явления.

«Метель»

Рисование тычком

Учить детей передать линией, цветом, формой характерные особенности природного явления – метели.

Стр.112

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

 

 

 

МАРТ

 

39.

Международный женский день

«Мимоза»

Рисование тычком

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Стр.37, зан.6.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

 

40.

Окружающий мир

«Весеннее небо»

Рисование «по -мокрому»

Цветовая растяжка, лессировка»

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Стр.168, зан.77

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2011, - 208 с., переизд. Дораб. и доп.

41.

 

Сказки

«Была у зайчика , избушка лубяная, а у лисы – ледяная»

Сангина

Продолжать развивать у детей образные представления, воображение.  Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приёмы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом).

Стр.91, зан.79

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв.вкл

42.

 

Сказки

«Домик трёх поросят»

Сангина

Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства (цветные карандаши, сангину), разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Учить рисовать сангиной.

Стр.86, зан.71

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв.вкл

43.

Музыка

«Музыкальный рисунок»

Рисование музыки

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).

Стр.22

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

 

 

44.

Природные явления

«Идет дождь»

Сангина

Учить детей образно отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками, угольным карандашом , сангиной.

Стр.43, зан.14

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв.вкл

45.

Окружающий мир

«Я рисую море»

Рисование щеткой

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных  умений.

Стр.172, зан.79

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2011, - 208 с., переизд. Дораб. и доп.

 

46.

 

Хочу быть здоровым

«Фруктовая сказка»

 

Ниткография

 

Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания.

 

 Стр.11, зан.3

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 95 с.

 

АПРЕЛЬ

 

47.

Народная культура и традиции

«Матрёшка»

Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками.

Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности.

Стр.40, зан.6

«Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: Сценарий интеграционных занятий в подготовительных к школе группах» Авт.составитель А.Н.Чусовская. – М.: АРКТИ, 2011. – 72 С. (учимся творчеству).

48.

Космос

«Космический пейзаж»

Граттаж

Учить новому способу получения изображения – граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления , полеченные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на  изобразительный инструмент.

Стр. 45

 Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

 

 

49.

Предметы

«Зонтики»

Рисование по-мокрому

Учить составлять теплую или холодную цветовые гаммы. Учить показывать линией, формой декоративность, изобразительную условность образа (зонтик).

Стр.165.

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

50.

Грибы

«Портрет гриба»

Рисование пастелью

Показать разные способы изображения грибов (линия, «пятно»). Акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать изобразительными материалами цвет, форму, строение грибов.

Стр.33

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

 

51.

Птицы

«Городские птицы»

Рисование мелками

Пластилинография

Учить детей создавать выразительный образ вороны линией. цветом.

Стр.43.

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

52.

Явления природы

«Радуга –дуга»

Рисование по-мокрому

Закрепить у детей знание основных цветов и научить получать из них дополнительные цвета. Научить составлять композицию на листе.

Стр.124

Бородкина Н.В.

«Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет»

Ярославль: ООО «Академия развития» 2012. -160с.

 

53.

Весна

«Берёзка»

Батик – рисование по ткани

Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.

Стр. 51

 Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

 

 

54.

Весна

«Весеннее небо»

Рисование «по-мокрому»

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Стр.168, зан.77

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

 

МАЙ

 

55.

День Победы

«Праздничный салют»

Техника граттаж

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка,  располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Стр.106, зан.100

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл

56.

Деревья весной

«Черемуха»

Рисование тычком

 

Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, её цветущих веток. Закреплять технику рисования тычком.

Стр. 16

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

57.

Цветы

 

«Нарциссы и тюльпаны»

Рисование пастелью

Учить передавать характерные особенности строения растений линией, цветом. Закрепить навыки в работе с изобразительным материалом : пастелью (растирание пальчиком).

 

Стр. 145

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

58.

Сказки

«Жар – птица»

Техника выполнения витражей- клеевые картинки

Закреплять навыки работы с красками. Учить получать оттенки разных цветов. Показать детям возможности  изобразительных материалов в сочетании с чёрным цветом .

Стр. 163

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

 

59.

Окружающий мир

«Солнечные зайчики»

Рисование пастелью

Закреплять навыки в работе с красками  (смешивание двух и более цветов). Учить определять изменение цвета и различать цветовой фон.

Стр. 168

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

60.

Насекомые

«Бабочки»

Рисование тычком

Расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к ним.

Стр.61, зан.14.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

 

 

61.

Ягоды

«Черешня»

Рисование тычком

Учить рисовать ягоды; совершенствовать технику рисования.

Стр.40, зан.9.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

 

62.

Лето

«Здравствуй, лето!»

Коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения техник (фон листа – «рисование по мокрому», тампонирование; деревья – отпечатывание листьев; дома – шаблонография; и т.п.

Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года.

Стр56, зан.34

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

 

 

Список использованной литературы

Дубровская Н.В.  «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

Бородкина Н.В. «Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет»

Ярославль: ООО «Академия развития» 2012. -160с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Принята на педагогическом совете «Утверждаю»

Принята на педагогическом совете «Утверждаю»

Нетрадиционные техники рисования в группе старшего возраста

Нетрадиционные техники рисования в группе старшего возраста

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: -Развивает уверенность в своих силах -

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: -Развивает уверенность в своих силах -

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного

Рисование нитками; - рисование ватными палочками; - рисование мятой бумагой; - кляксография с трубочкой; - печать по трафарету; - кляксография обычная; - пластилинография

Рисование нитками; - рисование ватными палочками; - рисование мятой бумагой; - кляксография с трубочкой; - печать по трафарету; - кляксография обычная; - пластилинография

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Расширение и обогащение художественного опыта

Расширение и обогащение художественного опыта

Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности»

Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности»

ПЕРПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ

ПЕРПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ

Абстракция«Чудо-дерево»Раздувание краски

Абстракция«Чудо-дерево»Раздувание краски

Азбука живописной грамоты «Цветик разноцветик»

Азбука живописной грамоты «Цветик разноцветик»

Формировать общественное представление, любви к

Формировать общественное представление, любви к

Я мире человек, моя семья «Платок для мамы»

Я мире человек, моя семья «Платок для мамы»

Витражи для окошек в избушке

Витражи для окошек в избушке

Новый год Маленькая ёлочка

Новый год Маленькая ёлочка

Новый год «Новогодняя ночь»

Новый год «Новогодняя ночь»

Зима. Природные явления. «Зимние напевы»

Зима. Природные явления. «Зимние напевы»

ФЕВРАЛЬ 31

ФЕВРАЛЬ 31

М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007

М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007

Зима. Природные явления.«Метель»Рисование тычкомУчить детей передать линией, цветом, формой характерные особенности природного явления – метели

Зима. Природные явления.«Метель»Рисование тычкомУчить детей передать линией, цветом, формой характерные особенности природного явления – метели

СангинаПродолжать развивать у детей образные представления, воображение

СангинаПродолжать развивать у детей образные представления, воображение

Стр.172, зан.79 Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации

Стр.172, зан.79 Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации

Учить составлять теплую или холодную цветовые гаммы

Учить составлять теплую или холодную цветовые гаммы

Ярославль: ООО «Академия развития» 2012

Ярославль: ООО «Академия развития» 2012

Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, её цветущих веток

Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, её цветущих веток

Окружающий мир «Солнечные зайчики»

Окружающий мир «Солнечные зайчики»

Список использованной литературы

Список использованной литературы
Скачать файл