Пояснительная записка
Процесс перемен в современном обществе выдвигает перед педагогами проблему
воспитания ребёнка, обладающего такими качествами личности как, развитое творческое
мышление, разностороннеразвитая личность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к
созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно
применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении
от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это
индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных
способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке
зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более
высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
При изготовлении поделки сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, аппликация,
лепка, конструирование. Работа над поделкой помогает ребенку развивать воображение, чувство
формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного
художественного творчества. Работа, выполненная своими руками, имеет большое значение в
творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудится, вкладывая в нее выдумку, фантазию
и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием поделки является
творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает
вкус.
Работа в кружке «Мастерилка» прекрасное средство развития творчества, умственных
способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по
трудовому обучению в школе, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с
бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком,
соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой.
Работу кружка буду организовывать с учётом опытавоспитанников и их возрастных
особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественноэстетическую направленность, которая
является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у
воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Мастерилка» рассчитана на детей 712 лет.
Программа рассчитана на 6 месяцев: 2 часа в неделю.
Практические занятия составляют большую часть программы.
Состав группы – 7 человек.
Цель программы: создать условия для творческой самореализации ребенка.
Задачи программы
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду и людям труда;
1 воспитывать трудолюбие, аккуратность;
воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.
Обучающие:
обучать приемам работы с инструментами;
обучать умению планирования своей работы;
обучать приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных
материалов;
обучать приемам работы с различными материалами;
обучать приемам самостоятельной разработки поделок.
обучать приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие:
развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
развивать образное мышление и воображение;
развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
развивать активность и самостоятельность
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов
наших чувств принимает участие в восприятии какогонибудь впечатления или группы
впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память,
вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация
собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет
свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Организация образовательной среды:
система занятий,
организация минивыставок.
Основные методы и формы работы
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения воспитанниками содержания программы учитывается темп
развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в
коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным
воспитанникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает
возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни
творить и создавать.
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы,
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
2 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительноиллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
частичнопоисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуальнофронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки воспитанников
В процессе занятий педагог направляет творчествовоспитанников не только на создание
новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо
добиваться, чтобы и сами воспитанники могли осознать собственные задатки и способности,
поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои
мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что воспитанники
получат следующие основные знания и умения:
умение планировать порядок рабочих операций,
умение постоянно контролировать свою работу,
умение пользоваться простейшими инструментами,
знание видов и свойств материала,
овладение приемами изготовления несложных поделок,
расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с воспитанниками , а
также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе воспитанники
разовьют:
внимание, память, мышление, пространственное воображение;
мелкую моторику рук и глазомер;
художественный вкус, творческие способности и фантазию;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
узнают:
технику безопасности при работе с инструментами;
технику изготовления различных игрушек и сувенирных изделий;
различные приемы работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками,
соленым тестом, тканью и нитками, скорлупками;
сведения о сувенирных изделиях.
будут уметь:
3 правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
эстетически оформлять игрушку или сувенирное изделие;
ориентироваться на качество изделий;
Формы подведения итогов реализации программы
• Проведение выставок работ воспитанников в группе.
•Участие в выставках творческих работ, конкурсах
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой
которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая
деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с
обязательным учётом состояния здоровья воспитанников. Программой предусмотрено выполнение
практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять
полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и
природных материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил
безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места,
бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных
изделий.
1. Работа с природным материалом (7ч.)
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с
природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас воспитанники все больше и дальше
отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и
цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием
из природных материалов, воспитанник вовлекается в наблюдение за природными явлениями,
ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала.
Технология заготовки природных материалов.
Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Работа с бумагой и картоном (7 ч.)
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо
склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги
сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку).
Правила пользование ножницами и шаблоном.
3. Театр из конусов (4 ч.)
Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус
(высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.
4. Работа с фольгой, фантиками (6 ч.)
Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса
во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажкиупаковки — фольга. И мало кто знает,
что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и
друзей. Ведь фольга — прекрасный материал для изготовления всяких поделок — полезных и
увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как
настоящие драгоценности или посуды, из которой можно понастоящему есть и пить.
Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.
4 5. Работа с ракушками, песком (5 ч.)
Использование ракушек для украшения цветочных горшков.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских
6. Работа с соленым тестом (6 ч.)
Из истории соленого теста
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративноприкладного
искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для
религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и
рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы
вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят
хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время
праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными
орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия,
раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический
или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень
привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта
пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для
замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции
мягкого пластилина. В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают
клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность,
добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ). Для изготовления небольшой
композиции замесите тесто в следующем количестве: соль 200 г; мука 500 г; вода примерно 250
мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла); клей
2ст.ложки. Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Конечный этап изделия покрывается бесцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.
7. Работа с тканью и нитками
Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.
8. Работа со скорлупками (5ч.)
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.
Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители.
(5ч.)
Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она
прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.
В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было
изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок
имитировали цветение весенних садов.
При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков,
которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие
образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью
какогонибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную
яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.
Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной
скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы.
9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)
О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.
Техника изготовления розы из гофрированной бумаги. Валентинка, которая превращается в
гирлянду из сердечек.
Учебно – тематический план
5 кружка «Мастера волшебники»
№ Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Театр из конусов
Работа с фольгой, фантиками
Работа с ракушками, песком
Работа с соленым тестом
Работа с тканью и нитками
Работа со скорлупами
Работа с гофрированной бумагой
Всего
Количество часов
7
7
4
6
5
6
5
5
3
48
Календарно тематическое планирование кружка
«Мастера волшебники»
1
2
3
Театр из конусов
4 часов
Мышки
Зайчик
Любимый зверь
1
1
2
Работа с фольгой, фантиками
6 часов
Мимоза
1
1
3
Удивительное
дерево
Волшебная
бабочка
Изготовление
игрушек к Новому
году
Работа с ракушками, песком
5 часов
Цветочные
горшки
1
2
1. Уточнить
представлениявоспитанников о
свойствах бумаги: легко режется,
мнется, хорошо склеивается.
2. Закрепить умение вырезать на
глаз мелкие детали, выбирать
красивые цветовые сочетания.
3. Воспитывать трудолюбие,
аккуратность, желание доводить
начатое дело до конца.
1.Закрепить увоспитанников
умение выполнять работу из
фантиков, фольги.
2.Формировать умение делать
объемные игрушки из фантиков.
3.Закреплять свойства материалов.
Использовать в работе полученные
ранее знания.
Белая, цветная
бумага,
ножницы, клей
ПВА
Цветная жесткая
фольга, фантики
от конфет, клей,
ножницы,
палочки,
зубочистки
1. Способствовать развитию у
воспитанников умения создавать
художественные образы из
различных природных материалов.
Морские
ракушки, песок,
цветные мелки,
гуашь, кисточки,
клей.
6 Жарптица
Мышка
2
1
4
Работа с тканью и нитками
5 часов
Лебеди
Ваза с цветами
Снеговик
Кролик
1
2
1
1
Работа со скорлупками
5 часов
Божья коровка
1
Утенок
Золотая рыбка
2
2
Работа с гофрированной
бумагой
43часа
Розочки
1
Яблоневый цвет
2
Работа с бумагой
7 часов
Гвоздики для
дедушек
Птичка
Мамочке
любимой
2
2
3
Работа с соленым тестом
6 часов
Рисуем тестом
Милые сердечки
1
1
Подсолнух
2
5
6
7
8
2. Формировать эстетический вкус.
Развивать фантазию,
изобретательность, стремление к
творчеству, познанию свойств
материалов, желание
экспериментировать с ними.
1. Научитьвоспитанников делать
поделки из нового материала
(разноцветных ниток).
2. Познакомить с новым способом
изготовления – оклеивание
объемных форм цветными
нитками.
3. Развивать интерес к работе,
желание выполнять работу до
конца и порадоваться вместе со
всеми детьми за достигнутые
успехи.
1. Научить воспитанников
работать с хрупким материалом –
скорлупой яиц.
2. Развивать эстетический вкус,
умение проявлять
самостоятельность и творческие
способности в выборе цветовой
гаммы.
1.Закреплять у воспитанников
умение работать с разнообразным
материалом, изготавливать
поделки, радоваться результатам
своего труда.
2. Развивать инициативу,
фантазию, творчество, дружеские
взаимоотношения.
1.Научить воспитанников
правильно пользоваться
ножницами, работать с шаблонами.
2.Закрепить умение
самостоятельно складывать и
вырезать из бумаги сложенной
гармошкой,
срезать ненужные части, делать
надрезы, склеивать, оформлять
поделку.
Обрезки цветных
ниток
(шерстяных,
мулине), картон,
заготовки
конусов, клей.
Белая бумага,
краски, кисти,
скорлупки яиц,
ореховая
скорлупа.
Гофрированная
цветная бумага,
ножницы, клей
ПВА.
Полоски цветной
бумаги, листы
бархатной
бумаги,
ножницы, клей.
1. Познакомить воспитанников с
новым материалом для
изготовления поделок – соленое
тесто, его характерными
особенностями (мягкое,
Прочный картон,
шаблоны, мука,
соль, вода,
цветные краски,
кисти.
7 Божья коровка
2
9
Работа
материалом
7 часов
Рамка для
фотографии
Ваза с цветами
Сувенирное
изделие
с
природным
2
2
3
эластичное, прочное при тепловой
обработке).
2. Развивать фантазию,
воображение, желание
самостоятельно вылепить поделку,
опираясь на умения полученные
ранее.
1. Научитьвоспитанников делать
поделки из разных
природных материалов.
2. Обогащать знания о
разнообразии природного
материала и его использовании в
поделках.
3. Способствовать развитию
умения планировать предстоящую
работу, развивать инициативу,
фантазию, творчество.
4. Способствовать коллективной
деятельности, речевому и
игровому общению воспитанников.
арбуза,
фасоль,
пшено,
Семечки
семена
подсолнечника,
тыквы,
дыни;
рис,
макаронные
изделия; веточки
деревьев;
ножницы,
ПВА, картон
и
клей
Материальнотехническое обеспечение.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебнонаглядные пособия: проектные работы воспитанников, таблицы по охране труда,
образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,
компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты.
6. Компьютер для показа презентаций.
7. Оборудование: столы (5 шт.), стулья (10 шт.),
Литература
1. Н. А. Андреева «Рукоделие» полная энциклопедия — М.,1992.
2. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
3. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
4. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009
5. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
8
Программам кружка "Пальчиковый театр"
Программам кружка "Пальчиковый театр"
Программам кружка "Пальчиковый театр"
Программам кружка "Пальчиковый театр"
Программам кружка "Пальчиковый театр"
Программам кружка "Пальчиковый театр"
Программам кружка "Пальчиковый театр"
Программам кружка "Пальчиковый театр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.