ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД
Оценка 4.7

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

Оценка 4.7
Документация +1
doc
администрации
1 кл—4 кл
20.10.2017
ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД
Программа направлена на обеспечение духовно - нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МОУ СОШ №35 имен Героя Советского Союза В.П. Чкалова. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, УМК «Школа России», с учетом опыта реализации воспитательной работы МОУ СОШ №35. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
анатация к ПРОГРАММЕ духовно нравств 1-4 2015 ГОД.doc
СОГЛАСОВАНО Педагогический совет Протокол №1 УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ №35 _____________Н.И. Боцакова от «___»______________   ________г. Приказ № __ от ___________ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35  имени героя Советского Союза В.П. Чкалова ПРОГРАММА духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся  на ступени начального общего образования Хабаровский край, город Комсомольск –на­ Амуре 1 2015 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И  ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ…………………………………… 3. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ …….................... 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ  ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ .... 5. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И  ВОСПИТАНИЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………….. 6.  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ С  ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………….. 7. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА,  УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ  ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………….. 8. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И  ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОМУ  РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ……………………… 9. КАЛЕНДАРЬ ТРАДИЦИОННЫХ ШКОЛЬНЫХ ДЕЛ И  ПРАЗДНИКОВ…………………………………………………………. 10.ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ  (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)  ОБУЧАЮЩИХСЯ…………….. 11.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ  НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 3 12.МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО­ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  13. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 13.1 Выявление уровня воспитанности школьника……………………. 13.2 Критерии воспитанности младших школьников………………….. 13.3 Методики изучения направленности личности…………………… 13.4 Карта уровня воспитанности младших школьников…………….. 4 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Нормативно­правовой и документальной основой Программы духовно –   обучающихся   на   ступени   начального   общего нравственного   развития   образования школы №35 (далее ­ Программа) являются:  №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Конвенция ООН о правах ребенка;  Конституция   Российской   Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ­ Стандарт);  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания российских школьников (далее ­ Концепция);  Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»;  Устав   Муниципального   общеобразовательного   учреждения   средняя общеобразовательная школа №35 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова. Программа   направлена   на   обеспечение   духовно   ­   нравственного развития   младших   школьников   образовательного   учреждения   МОУ   СОШ №35 имен Героя Советского Союза В.П. Чкалова. Программа   духовно­нравственного   воспитания   и   развития   учащихся разработана в соответствии   с требованиями   Закона  Российской  Федерации 5 Федерального   государственного   образовательного «Об   образовании», стандарта   начального   общего   образования,   проекта   Концепции   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   УМК «Школа России», с учетом опыта реализации воспитательной работы МОУ СОШ №35. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации   по   организации   целостного   пространства   духовно­ нравственного развития младшего школьника.  Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   учащихся   являются первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы   и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Характерными   причинами   сложной   ситуации   явились:   отсутствие   чётких положительных   жизненных   ориентиров   для   молодого   поколения,   спад культурно­досуговой   деятельности   с   детьми   и   молодежью;   отсутствие патриотического   воспитания   и   некоторые   другие.   На   фоне   пропаганды средствами   массовой   информации   жестокости   и   насилия,   рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления   детей   о   главных   человеческих   духовных   ценностях вытесняются   материальными,   и   соответственно   среди   желаний   детей преобладают   узколичные,   потребительские   по   характеру,   формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.  Поэтому  актуальность   проблемы  воспитания   младших   школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:  Во­первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко   нравственных   людей,   обладающих   не   только   знаниями,   но   и прекрасными чертами личности.  Во­вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на 6 него   как   позитивного,   так   и   негативного   характера,   которые   ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.  В­третьих,   само   по   себе   образование   не   гарантирует   высокого   уровня духовно­нравственной   воспитанности,   ибо   воспитанность   ­   это   качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим   людям   на   основе   уважения   и   доброжелательности   к   каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».  В­четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они   не   только   информируют   младшего   школьника   о   нормах   поведения, утверждаемых   в   современном   обществе,   но   и   дают   представления   о последствиях   нарушения   норм   или   последствиях   данного   поступка   для окружающих людей.  Перед   семьёй,   общеобразовательной   школой   стоит   задача   воспитания   способного   самостоятельно   оценивать ответственного   гражданина, происходящее   и   строить   свою   деятельность   в   соответствии   с   интересами окружающих   его   людей.   Решение   этой   задачи   связано   с   формированием устойчивых духовно­нравственных свойств и качеств личности школьника. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И  ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Духовно­нравственное воспитание  – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение   системы   общечеловеческих   ценностей   и   культурных,   духовных   и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. 7 Духовно­нравственное   развитие  –   осуществляемое   в   процессе социализации   последовательное   расширение   и   укрепление   ценностно­ смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно   выстраивать   на   основе   традиционных   моральных   норм   и нравственных   идеалов   отношения   к   себе,   другим   людям,   обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Общей   целью  является   воспитание,   социально­педагогическая поддержка   становления   и   развития   высоконравственного,   ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ  ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ  Общие   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по  направлениям, каждое из которых,  будучи тесно  связанным  с  другими, раскрывает   одну   из   существенных   сторон   духовно­нравственного   развития личности гражданина России.  Каждое из направлений духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся   основано   на   определённой   системе   базовых   национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.  Организация   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:  № Направления 1. Воспитание Формируемые ценности любовь к России, своему народу, своему гражданственности, патриотизма,   уважения   к краю,   служение   Отечеству,   правовое государство, гражданское обществ; закон правам,   свободам   и и   правопорядок,   поликультурный   мир, 8 № Направления обязанностям человека 2. Воспитание   нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание   трудолюбия, творческого   отношения   к учению, труду, жизни. 4. Формирование   ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. 5. Воспитание ценностного отношения   к   природе,   окружающей среде 6. Воспитание ценностного отношения   к   прекрасному,   Формируемые ценности свобода личная и национальная, доверие к   людям,   институтам   государства   и гражданского общества. нравственный   выбор;   жизнь   и   смысл жизни;   милосердие;   справедливость; честь;   достоинство;   свобода   совести   и вероисповедания; толерантность,   представление о вере, духовной культуре и светской этике. уважение   к   труду;   творчество   и созидание;   стремление   к   познанию   и и истине; целеустремленность     настойчивость, бережливость. уважение родителей; забота о старших и младших;   здоровье   физическое   и стремление   к   здоровому   образу   жизни, здоровье   нравственное   и   социально­ психологическое. родная   земля;   заповедная   природа; планета Земля; экологическое сознание.   гармония; красота; человека; эстетическое развитие.   духовный   мир формирование представлений об   эстетических   идеалах   и ценностях Все направления духовно­нравственного развития и воспитания важны, дополняют   друг   друга   и   обеспечивают   развитие   личности   на   основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. 9 (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ  НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Каждое   из   основных   направлений   духовно­нравственного   развития   и воспитания   обучающихся   должно   обеспечивать   присвоение   ими соответствующих   ценностей, представлений, опыта     формирование   эмоционально­ценностного знаний,     начальных постижения   действительности   и   общественного   действия   в   контексте   становления идентичности (самосознания) гражданина России. В результате реализации программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:  воспитательных   результатов   —   тех   духовно­нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком­либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность); 10  эффекта   —   последствия   результата,   того,   к   чему   привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося,   формирование   его   социальных   компетенций   и   т.   д.   — становится   возможным   благодаря   воспитательной   деятельности   педагога, других   субъектов   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   (семьи, друзей,   ближайшего   окружения,   общественности,   СМИ   и   т.   п.),   а   также собственным усилиям обучающегося. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: Первый   уровень   результатов  —  приобретение   обучающимися социальных   знаний  (об   общественных   нормах,   устройстве   общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.  Второй   уровень   результатов  —  получение   обучающимися   опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Третий   уровень   результатов  —  получение   обучающимся начального   опыта   самостоятельного   общественного   действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.  11 РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ  УЧРЕЖДЕНИЕМ  ПРОГРАММЫ ДУХОВНО­ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ Уровень воспитанности;  1. 2. 3. 4. Уровень социализированности;  Уровень учебной мотивации;  Уровень удовлетворённости учебным процессом (дети, родители); «Оценка   здоровьесберегающей   деятельности   образовательного учреждения»; 5. Занятость учащихся во внеурочной деятельности  К   результатам,   не   подлежащим   итоговой   оценке   индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:  ценностные   ориентации   выпускника,   которые   отражают   его индивидуально­личностные   позиции   (этические,   эстетические,   религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);  характеристика   социальных   чувств   (патриотизм,   толерантность, гуманизм и др.);  индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.). Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной   деятельности   обучающихся   осуществляется   в   ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.  Диагностика обучающихся начальной школы. 12 Класс 1класс 2 ­3 класс 4 класс Задачи Форма диагностики необходимость выявить некоторые ценностные  характеристики личности (направленность «на  себя», «на общение», «на дело»), которые помогут  учителю грамотно организовать взаимодействие с  детьми особенности   самооценки   и   уровня   притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных   взаимоотношений («звезды», «предпочитаемые»,   «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе.  изучения самооценки детей младшего школьного  возраста      «принятые», класса Тест  направленности  личности Б.  Басса Анкета  «Отношение  учащихся к  школе, себе и  другим» Методика «Оцени себя» МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 1.  Направленность  личности  может  быть  изучена  с помощью  метода «недописанный   тезис».  Детям   предлагается   за   небольшой   промежуток времени закончить одно или несколько предложений. Времени для завершения фразы   дается,   как   правило,   не   более   15—20   секунд,   затем   идет   начало следующего   предложения.   Мы   предлагаем   для   примера   несколько недописанных предложений:  Человек счастлив, когда...  В хорошей школе всегда...  Если бы я нашел клад, то...  Если бы я все мог, то я... 13  Самое главное в жизни...  Нельзя прожить без... При   обработке   материалов,   полученных   в   результате   использования данного   метода,   мнения   школьников   необходимо   сгруппировать   таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся: а) индивидуалистических или общественных; б) вещно­предметных или духовных; в) содержащих зло или добро для окружающих; г) направленных на созидание или разрушение. 2. Направленность личности школьника, характер его ценностей можно выяснить   с  помощью   анкеты,   в   которой   предлагается   дать   ответ   на следующие вопросы и задания:  Почему нельзя опаздывать на урок?  Напиши десять слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты больше всего ненавидишь?  Что ты собираешься делать в свободное время?  Напиши три желания в порядке их значимости для тебя и др. 3.   Определение   ведущих   мотивов   школьников   возможно   с   помощью шкалирования и ранжирования. Учащимся предлагается определить, что и в   какой   степени   привлекает   их   в   деятельности.   Для   ответа   используется следующая шкала: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает слабо; 0 — не привлекает совсем. Что привлекает в деятельности? 1. Интересное дело. 2. Возможность общения с разными людьми. 14 3. Возможность помочь товарищам. 4. Возможность передать свои знания. 5. Возможность творчества. 6. Возможность приобрести новые знания, умения. 7. Возможность руководить другими. 8. Возможность участвовать в делах своего коллектива. 9. Возможность заслужить уважение товарищей. 10.Возможность сделать доброе дело для других. 11.Возможность выделиться среди других. 12.Возможность выработать у себя определенные черты характера. Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12); в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11). Сравнение   средних   оценок   по   каждому   блоку   позволяет   определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. 4. Интересной формой изучения спонтанных мотивов и направленностей личности является методика «Акт добровольцев».  «Акт   добровольцев»   как   метод   изучения   направленности   личности   может естественно  «вписываться»   в   учебно­воспитательный   процесс.   Например,  в школе   через   определенный   промежуток   времени   появляются   следующие объявления:  Ребята!   Поможем   учителям   в   оформлении   кабинетов   5   сентября приглашаем всех желающих в школу в 10 часов. Совет старшеклассников.  Всех   желающих   приглашаем   на   разговор­поиск   «Как   нашу   школу сделать красивой и уютной». 15  Тех,   кто   хочет   принять   участие   в   подготовке   и   проведении Новогоднего праздника, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы.  16 КАРТА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Ф.И. учащегося К а р у т ь л у № п/п ) я и н е щ б о ( я и н е д е в о п ь т с о н н е в т с т е в т О ь т с о н н а в о з и н а г р О е и б ю л о д у р Т м я и н а н з   к   с е р е т н И я а н н е в т с е щ б О ь т с о н в и т к а ь т с о н т с е Ч ь т с о н м о р к С ь т с о в и ч в ы з т О ь н е в о р У и т с о н н а т и п с о в   а л а к ш я а к с е ч и т и р К ) ь т с о н н а т и п с о в е н ( 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 1 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 В графе «Уровни воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.  Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения,   признаки   продуктивного,   деятельного   характера.   В   таком   случае   говорят:   «серьезный,   самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».  Преобладание   признаков  2   уровня:   ребенок   недостаточно   самостоятелен,   и   не   всегда   саморегулирует   свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае: «воспитанный ребенок»  Преобладание   признаков  1   уровня:   преобладание   внешней   регуляции   его   деятельности   и   отношений.   Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях: «недостаточно воспитанный ребенок».  Преобладание   отрицательных   проявлений,   вредных   привычек   в   поведении   ребенка   характеризует   его   как невоспитанного.   Для   отражения   несформированности   необходимого   уровня   воспитанности,   педагогической 17 запущенности, существует  Критическая шкала.  Это дети с явными признаками асоциального поведения, повышенной агрессивностью, требующие особой индивидуальной психолого­педагогической коррекции. Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью  следующих инструментов 18 19

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников 1-4 2015 ГОД

ПРОГРАММЕ духовно нравственное воспитание школьников  1-4 2015 ГОД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2017