1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования с внесенными изменениями.
2. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
3. Планирование составлено на основе Федерального государственного
4. образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г. и
рабочих программ «Школа России». 14 классы). М., «Просвещение», 2014 г.
6. Примерной основной образовательной программы НОО и авторской
программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова. – М.: Просвещение
2014.
7. Учебный план ЧОУ «Школа Виндзор» на 2017/2018 учебный год.
8. Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины
ЧОУ «Школа Виндзор».
Курс окружающего мира направлен на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России
в условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре,
истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс «Окружающий мир» во 2 классе рассчитан на 68 часов (2 часа в
неделю, 34 учебные недели).
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение второклассниками
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные более глубокое представление о гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя
государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями
действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к
культуре разных народов России, выступающей в форме национального
языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных
обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на
основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к предмету
«Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания
и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть
полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе
понимания их последствий и через практику бережного отношения к
растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы,
архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы,
СанктПетербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях
людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания
ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм
экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных
проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о
строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной
гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном
окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через
выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных
производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных
профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с
учителем;
сохранять учебную задачу учебного занятия (воспроизводить её на
определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе
учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах
учебного занятия;
фиксировать
в
занятия
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии (с
помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к
своим успехам/неуспехам;
учебного
конце
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички
для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно
с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к
сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике
и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для
выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы
аппликации, схемырисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по
внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемамиаппликациями;
устанавливать причинноследственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
учебного занятия в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, рисунковсимволов, условных знаков, подготовке сообщений,
иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе
связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и
сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме учебного занятия (на основе
своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг
с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его
обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой),
распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город
(село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты; измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласаопределителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной
литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать
экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью
моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их
назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить
взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и
в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу
сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и
сверстниками, правила культурного поведения в школе и других
общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на
политической карте мира разные страны.
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой
природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники,
травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей;
основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и
животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления живой и неживой природы, выделять их основные
существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и
предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания
собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атласопределитель «От
земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые
уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой
информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для
объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения
основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды
естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон
горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и
безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления
своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:o осознавать ценность природы и необходимость нести
ответственность за ее сохранение,
соблюдать правила
экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия
воды и электроэнергии) и в природе;
o пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции
своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять
режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
o выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать
первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
различать государственную символику Российской Федерации;
описывать достопримечательности столицы, СанктПетербурга, родного
края и некоторых других городов России; находить на карте
Российскую Федерацию, Москву – столицу России, СанктПетербург,
свой регион и его главный город, некоторые другие города России,
страны мира;
используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,
понимать необходимость здорового образа жизни.
Второклассник получит возможность научиться:
o проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договоренности и правила, в том числе правила
общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке
школы.
3. Содержание учебного предмета
Основное содержание обучения в программе для 2 класса представлено
разделами:Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия,
название нашего города (села), что мы называем родным краем (район,
область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это
окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что
сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла
и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что
такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о
зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют
богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека.
Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные
признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход
за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их
существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого
уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи
между растениями и животными: растения – пища и укрытие для
животных; животные – распространители плодов и семян растений
(изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов,
обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная
охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.).
Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и
животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение
температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и
минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав.Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения
из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на
лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их
взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных
производственных процессах,
например от глиняного карьера до
керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по
усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению
учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный;
пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т.
д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого,
артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению
учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в
Зимние изменения в природе.
Знакомство с
зимнем лесу.
Экскурсии:
достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство.
Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные
заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие
учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог,
отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и
безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и
пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой
техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической
безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.
Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый
человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в
квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (6 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между
членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых.
Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного
разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом.
Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (16 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их
определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги.
Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье,
русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное
отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва –
столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности
столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по
усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности
родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
4.Учебнометодическое обеспечение:
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса
начальной школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2
частях.
3. Тесты по предмету «Окружающий мир». 2 класс. В двух частях. Кучебнику А.А.Плешакова/ Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен»,
2017.
4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атласопределитель. Пособие
для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение,
2014
5. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся
начальных классов. – М. Просвещение, 20145. Тематическое планирование
№ п/п
Колво
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
Тема учебного занятия
Где мы живём? (4 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
15
14
16
17
18
19
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
5.09
8.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09
3.10
6.10
10.10
13.10,
17.10
20.10
24.10
27.10
7.11
10.11
14.11
17.11
Родная страна
Город и село. Проект «Родной город (село)»
Природа и рукотворный мир
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа.
Явления природы
Что такое погода
В гости к осени. Экскурсия
В гости к осени. Живая природа
Звёздное небо
В кладовых Земли
Про воду и про воздух
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Живой уголок21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
32
35
36
37
39
40
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21.11
24.11
28.11
1.12
5.12
8.12
12.12
15.12
19.12
22.12
9.01.2018
12.01
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
2.02
6.02
9.02
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом! Проект «Красная книга», или « Возьмем под
защиту».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Жизнь города и села. (10 ч)
Что такое экономика?
Из чего сделано?
Как построить новый дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все профессии важны. Проект «Профессии»
В гости к зиме. Экскурсия
В гости к зиме. (Урок).
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и
села»
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», или «Возьмем
под защиту», «Профессии»
Здоровье и безопасность. (9 ч)
Строение тела человека.
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля!
Школа пешехода
Домашние опасности
Пожар!41
42
43
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13.02
16.02
27.02
2.03
6.03
13.03
16.03
20.03
23.03
3.04
6.04,
10.04
13.04
17.04
20.04
24.04
27.04
4.05
8.05
11.05
15.05
18.05
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и
безопасность»
Общение. (6 ч)
Наша дружная семья. Проект «Родословная»
В школе.
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы – зрители и пассажиры
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Путешествия. (16 ч)
Посмотри вокруг.
Ориентирование на местности. Практическая работа
Формы земной поверхности
Водные богатства
В гости к весне. Экскурсия
В гости к весне
Россия на карте. Проект «Города России»
Путешествие по Москве
Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете
Путешествие по материкам1
1
1
22.05
25.05
29.05
Страны мира. Проект «Страны мира»
Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Путешествия»
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»